Энциклопедия решений. Уведомление налоговых органов о совершенных контролируемых сделках

Уведомление налоговых органов о совершенных контролируемых сделках

Признание сделки между взаимозависимыми лицами контролируемой влечет за собой определенные правовые последствия, в том числе, обязанность налогоплательщика уведомлять налоговые органы о совершении контролируемых сделок в календарном году.

На основании п. 1 ст. 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК РФ.

Сведения о совершенных контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, которые могут представляться в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе, или по установленным форматам в электронной форме. В какой форме представлять уведомление (на бумаге или в электронной форме) налогоплательщик выбирает сам (п. 2 ст. 105.14 НК РФ).

Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 27.07.2012 N ММВ-7-13/524@.

Срок направления в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках - не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором такие сделки совершены (п. 2 ст. 105.16 НК РФ)*(1).

Внимание

Уведомление о контролируемых сделках, совершенных в 2016 году, должно быть представлено налогоплательщиком в налоговый орган в срок не позднее 22 мая 2017 года (поскольку 20 мая приходится на выходной день - субботу).

В уведомлении о контролируемых сделках отражаются сведения обо всех совершенных налогоплательщиком в календарном году контролируемых сделках.

Сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию: календарный год, за который они представляются, предметы сделок, сведения об их участниках, о сумме полученных по этим сделкам доходов и (или) сумме произведенных расходов (понесенных убытков) с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию (п. 3 ст. 105.16 НК РФ).

Сведения могут быть подготовлены по одной сделке или группе однородных сделок (п. 4 ст. 105.16 НК РФ).

Отдельные вопросы по заполнению уведомления о контролируемых сделках разъяснены в письмах ФНС России от 21.03.2016 N ЕД-3-13/1183@, от 24.04.2015 N ЕД-4-13/7083@, от 16.05.2014 N ОА-4-13/9463, от 18.04.2014 N ОА-4-13/7549@, от 01.11.2013 N ОА-4-13/19652@, от 02.07.2013 N ОА-4-13/11860@, от 26.10.2012 N ОА-4-13/18182.

В случае, если сделка не признается в целях НК РФ контролируемой, представление уведомления о контролируемых сделках в отношении такой сделки не требуется (письмо Минфина России от 16.09.2015 N 03-01-18/53089).

Внимание

Уведомление о контролируемых сделках представляется в налоговый орган, в котором налогоплательщик состоит на налоговом учете (а не в ФНС России).

На основании п. 2 ст. 105.16 НК РФ уведомление о контролируемых сделках представляется:

- налогоплательщиками-организациями - по месту своего нахождения. Если организация отнесена в соответствии со ст. 83 НК РФ к крупнейшим налогоплательщикам, - в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков;

- налогоплательщиками-физическими лицами - по месту жительства.

Если в состав организации входят обособленные подразделения, то уведомление следует подавать только в налоговый орган по месту нахождения (учета) головной организации (письмо ФНС России от 10.04.2013 N ОА-4-12/6612@).

Полученные уведомления налоговый орган в течение 10 рабочих дней направляет в электронной форме в ФНС России (п.п. 2, 5 ст. 105.16 НК РФ).

Внимание

Уведомление о контролируемых сделках должны подать все стороны сделки.

Неправомерное непредставление в установленный срок в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения, в силу ст. 129.4 НК РФ является основанием для взыскание с налогоплательщика штрафа в размере 5 000 рублей. Размер штрафа является твердым и не зависит от числа контролируемых сделок, которые подлежали отражению в уведомлении (п. 9 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и ст. 269 НК РФ, утв. Президиумом ВС РФ 16.02.2017, далее - Обзор ВС РФ).

Вопрос о привлечении к налоговой ответственности за непредставление в срок уведомления о контролируемых сделках (представление недостоверного уведомления) входит в компетенцию налоговой инспекции, в которую налогоплательщиком было или должно быть представлено такое уведомление (п. 11 Обзора ВС РФ)

Внимание

Налогоплательщик вправе внести изменения в уведомление о контролируемых сделках.

Возможность отзыва налогоплательщиком представленного уведомления НК РФ не предусмотрена.

Вместе с тем, налогоплательщики вправе скорректировать представленные сведения. На основании п. 2 ст. 105.16 НК РФ налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление в случае обнаружения в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках:

неполноты сведений,

неточностей

либо ошибок.

Подача уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, освобождает налогоплательщика от ответственности, предусмотренной ст. 129.4 НК РФ.

______________________________

*(1) Впервые представить уведомления налогоплательщики обязаны были по контролируемым сделкам, совершенным в 2012 году. Для них был установлен более продолжительный срок направления в налоговый орган - не позднее 20 ноября 2013 года (п. 8.1 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 227-ФЗ, далее - Закон N 227-ФЗ).

Налогоплательщики, местом нахождения (жительства) которых является территория Республики Крым или города федерального значения Севастополя, впервые обязаны были направить уведомления о контролируемых сделках, совершенных в 2014 году (письмо ФНС России от 05.05.2015 N ЕД-4-13/7680@).


Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Энциклопедия решений. Проверки организаций и предпринимателей - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным процедурным вопросам, возникающим при проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей органами государственной власти.


Каждый материал подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на апрель 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей


При подготовке "Энциклопедии решений. Проверки организаций и предпринимателей" использованы авторские материалы, предоставленные М. Кудряшовым, И. Лазаревой, Е. Лазуковой, Е. Макаренко, В. Молчановым, Т. Никитиной, И. Разумовой, М. Спиридоновой, Л. Тихомировой, Е. Унтерберг и др.