Энциклопедия решений. Закупка по Закону N 44-ФЗ у единственного поставщика - субъекта естественной монополии, ресурсоснабжающей организации

Закупка у единственного поставщика - субъекта естественной монополии, ресурсоснабжающей организации

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе осуществить у единственного контрагента закупку товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ).

При определении условий применения данной нормы необходимо учитывать следующее.


Во-первых, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ могут быть закуплены только те товары (работы, услуги), которые относятся к сферам деятельности естественных монополий, исчерпывающий перечень которых приведен в п. 1 ст. 4 Закона N 147-ФЗ. В данный перечень, помимо прочего, включены:

- железнодорожные перевозки;

- услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

- услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

- услуги по передаче электрической энергии;

- услуги по передаче тепловой энергии;

- водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.


Во-вторых, субъектом естественной монополии в соответствии с абзацем третьим ст. 3 Закона N 147-ФЗ признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров (в том числе работ, услуг) в условиях естественной монополии. Иначе говоря, признание хозяйствующего субъекта субъектом естественной монополии ставится в зависимость от факта осуществления им деятельности в сфере естественной монополии, а не от внесения его в соответствующий реестр, формируемый в соответствии со ст. 10 Закона N 147-ФЗ.

Такая же точка зрения выражена в письме Минэкономразвития России от 31.01.2017 N Д28и-387. Аналогичный подход сформирован и в судебной практике (см. постановления АС Уральского округа от 02.03.2015 N Ф09-619/15, Семнадцатого ААС от 25.10.2016 N 17АП-13901/16, Седьмого ААС от 14.12.2016 N 07АП-10074/16).


В-третьих, если субъектом естественной монополии оказываются иные услуги, не относящиеся к сферам деятельности субъектов естественных монополий, приобретение их возможно по иным основаниям ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ либо при отсутствии таковых - путем проведения конкурентных способов определения контрагентов. Например, это касается услуг связи, которые включают "естественно-монопольные" услуги общедоступной электросвязи и "конкурентные" услуги сотовой связи. Аналогичная позиция изложена в письме Минэкономразвития России от 30.04.2014 N Д28и-670.


В силу п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе заключить с единственным контрагентом контракт на оказание в то числе услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством РФ ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ. Поскольку этот пункт, как и прочие пункты ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, устанавливает исключение из правила о закупке конкурентными способами, на основании него заказчик вправе заключить контракт только на оказание перечисленных в нем услуг.

Отметим, что в отличие от п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ рассматриваемая норма не обязывает заказчика заключать контракт исключительно с субъектом естественной монополии. Соответственно, контрагентом заказчика может быть любое лицо, оказывающее перечисленные в п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ услуги.


В соответствии с п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ c единственным контрагентом может быть заключен договор энергоснабжения или договор купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.

Как прямо указано в данной норме, контрагентом заказчика в заключенном по этому основанию контракте должно быть исключительно лицо, которое является гарантирующим поставщиком электрической энергии. При этом гарантирующими поставщиками электрической энергии могут быть не только субъекты естественных монополий (ст. 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").


Таким образом, выбор конкретного основания для заключения контракта из п.п. 1, 8 и 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ зависит от статуса контрагента и вида заключаемого договора. Смотрите также разъяснения Минэкономразвития России, данные в п. 37 письма от 30.09.2014 N Д28И-1889.


Отметим, что представители Минэкономразвития России неоднократно высказывали позицию о том, что заказчик вправе заключить контракт с единственным контрагентом на закупку товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий либо оказываются по регулируемым ценам (тарифам), в том числе на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ при соблюдении установленных ей ограничений (см., например, письма от 21.01.2016 N Д28и-91, от 18.02.2016 N Д28и-393, от 28.03.2016 N Д28и-757, от 21.02.2017 N Д28и-643).


Вопросы о форме и порядке заключения контрактов, предусмотренных п.п. 1, 8 и 29 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, рассмотрены в отдельных материалах.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на август 2018 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой