Письмо Ассоциации российских банков от 17 июля 2007 г. N А-01/5-380
В соответствии с договоренностью направляем в Ваш адрес разработанные Ассоциацией российских банков проекты федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и в Федеральный закон О банках и банковской деятельности", направленные на повышение роли банковского сообщества в процессе издания нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность (приложение N 1), а также на предоставление представителям крупнейших банковских объединений права участвовать в заседаниях Национального банковского совета, Совета директоров Банка России и Комитета банковского надзора Банка России, что будет способствовать оптимизации принимаемых указанными органами решений, а также повышению эффективности их работы (приложение N 2).
Просим Вас рассмотреть вопрос о внесении указанных законопроектов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в порядке законодательной инициативы.
Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Комитетом ГД ФС РФ по кредитным организациям и финансовым рынкам по вопросам совершенствования банковского законодательства.
Приложение: на 6 л.
Президент Ассоциации |
Г.А. Тосунян |
Проект федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"
"__" __________________ 200_ года N __-ФЗ
Принят Государственной Думой "__" ___________ 200__ года
Одобрен Советом Федерации "__" ____________ 200__года
Статья 1.
Внести в Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790) следующие изменения:
1) часть вторую статьи 12 дополнить предложением следующего содержания:
"В заседаниях Национального банковского совета вправе принимать участие по одному представителю каждой банковской ассоциации (союза), членами которой являются не менее 30 процентов кредитных организаций, зарегистрированной на территории Российской Федерации.";
2) часть первую статьи 15 дополнить предложением следующего содержания:
"В заседаниях Совета директоров вправе принимать участие по одному представителю банковской ассоциации (союза), членами которой являются не менее 30 процентов кредитных организаций, зарегистрированной на территории Российской Федерации.";
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4) часть 3 статьи 56 дополнить предложением следующего содержания:
"В заседаниях Комитета банковского надзора вправе принимать участие по одному представителю банковской ассоциации (союза), членами которой являются не менее 30 процентов кредитных организаций, зарегистрированной на территории Российской Федерации.".
Статья 2.
Статью 3 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 27, ст. 2700; N 52, ст. 5033) дополнить частью 4 следующего содержания:
"Союзы и ассоциации кредитных организаций, членами которых являются не менее 30 процентов кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации, вправе принимать участие в заседаниях Национального банковского совета, Совета директоров Банка России и Комитета банковского надзора.".
Президент Российской Федерации |
В. Путин |
Москва, Кремль
"__" __________ 200_ года
N __-ФЗ
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Одной из необходимых мер, направленных на создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, формирования стимулов для развития предпринимательской инициативы, а также устранения дисбаланса в развитии отраслей экономики является ее дебюрократизация. В наибольшей степени это касается банковского сектора.
Задачами дебюрократизации являются, с одной стороны, упорядочение регулирующих функций государства, сокращение административного вмешательства в предпринимательскую деятельность, сужение сфер административного регулирования, ограничение произвола чиновников в принятии решений, ограничение ведомственного и регионального нормотворчества и, с другой стороны, повышение ответственности участников рынка.
Решение указанных задач может быть достигнуто, в том числе за счет повышения роли саморегулируемых организаций, способных обеспечить исполнение единого решения, принятого системой, в которую входят субъекты предпринимательской деятельности, осуществление самоконтроля, гарантирование чистоты системы, защиту законных интересов участников саморегулируемой организации. В частности, саморегулирование во всех сегментах экономики может осуществляться в форме участия представителей саморегулируемых организаций в органах управления и иных органах, создаваемых в соответствующих структурах, выполняющих функции регулятора.
В банковском секторе функции саморегулирования выполняют банковские объединения (ассоциации, союзы), создаваемые кредитными организациями в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".
Учитывая потребность в ускорении дебюрократизации банковского сектора, занимающего особое место в экономике страны, а также необходимость совершенствования банковского надзора необходимо закрепить право участия представителей крупнейших банковских объединений в заседаниях Национального банковского совета ЦБ РФ, Совета директоров ЦБ РФ и Комитета банковского надзора ЦБ РФ, что будет способствовать оптимизации принимаемых указанными органами решений, а также повышению эффективности их работы в целях доведения до указанных органов позиции банковского сообщества при обсуждении вопросов, касающихся денежно-кредитной политики, совершенствования банковской системы Российской Федерации, банковского регулирования и банковского надзора, валютного регулирования и валютного контроля, организации системы расчетов в Российской Федерации, совершенствования нормативной правовой базы, а также иных вопросов регулирования банковской деятельности, отнесенных к компетенции указанных органов.
Проект федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности"
"__" __________________ 200_ года N __-ФЗ
Принят Государственной Думой "__" ___________ 200__ года
Одобрен Советом Федерации "__" ____________ 200__года
Статья 1.
Часть вторую статьи 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790) дополнить предложением следующего содержания:
"Банк России обязан направлять банковским ассоциациям и союзам, членами которых являются не менее 30 процентов кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации, для подготовки заключений проекты своих нормативных актов не позднее, чем за 30 рабочих дней до рассмотрения соответствующих проектов Председателем Банка России или Советом директоров Банка России.".
Статья 2.
Статью 3 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 27, ст. 2700; N 52, ст. 5033) дополнить частью 4 следующего содержания:
"Союзы и ассоциации, членами которых являются не менее 30 процентов кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации, вправе давать заключения на проекты нормативных актов Банка России.".
Президент Российской Федерации |
В. Путин |
Москва, Кремль
"__" __________ 200_ года
N __-ФЗ
Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и в Федеральный закон О банках и банковской деятельности"
Одной из необходимых мер, направленных на создание прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, формирования стимулов для развития предпринимательской инициативы, а также устранения дисбалансов в развитии отраслей экономики является повышение роли объединений участников рынка в осуществлении регулирования и контроля в соответствующих отраслях экономики.
Именно саморегулируемые организации способны обеспечить исполнение единого решения, принятого системой, в которую входят субъекты предпринимательской деятельности, осуществление самоконтроля, гарантирование чистоты системы, защиту законных интересов участников саморегулируемой организации. В частности, саморегулирование во всех сегментах экономики может осуществляться в форме участия представителей саморегулируемых организаций в разработке нормативных актов, регулирующих деятельность в соответствующих отраслях народного хозяйства и сферах профессиональной деятельности.
В банковском секторе функции саморегулирования выполняют банковские объединения (ассоциации, союзы), создаваемые кредитными организациями в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках).
Законодательное закрепление права банковского сообщества принимать участие в нормотворческой работе, провидимой Банком России по вопросам, отнесенным к его компетенции, не является новеллой. Так, в соответствии со статьями 72 и 77 Федеральным законом# "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Закон о Банке России) принимает наиболее важные решения нормативного характера с учетом мнения банковских объединений. Однако из текста указанных статей можно сделать вывод о том, что Банк России по своему усмотрению определяет необходимость и степень предоставления банковскому сообществу информации о разрабатываемых проектах нормативных актов.
В этой связи необходимо создать правовые условия для реализации права предварительной экспертизы проектов нормативных актов Банка России представителями банковского сообщества.
Исходя из принципа единства и субсидиарности банковского саморегулирования, банковские объединения будут представлять Банку России предложения, которые прошли процедуры согласования внутри банковского сообщества.
При этом каждой кредитной организации, являющейся членом банковского объединения, предоставляется возможность высказывать и аргументировать свою позицию по всем вопросам, обсуждаемым в рамках банковского объединения, которое обязано защищать законные интересы кредитных организаций во взаимоотношениях с государством и иными внешними контрагентами.
Таким образом, при реализации саморегулирования кредитные организации непосредственно участвуют в выработке корпоративной позиции по вопросам банковской деятельности, учитывающей публичные интересы банковского сообщества, и, как следствие, обеспечивающие целостность, устойчивость и нормальное развитие сообщества кредитных организаций в целом.
Во избежание неоправданного замедления и усложнения нормотворческой деятельности Банка России, а также повышения ее эффективности целесообразно ограничить перечень субъектов, осуществляющих экспертизу проектов, банковскими объединениями, включающими не менее 30 процентов кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Это позволит, с одной стороны, учесть мнение банковского сообщества, а с другой стороны, оптимизировать форму его доведения до Банка России.
Учитывая изложенное, представляется необходимым внести в Закон о ЦБ и в Закон о банках соответствующие изменения, предусматривающие возложение на Банк России обязанности направлять проекты своих нормативных актов для подготовки по ним заключений банковским ассоциациям и союзам, членами которых являются не менее 30 процентов кредитных организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации, а также предоставление указанным банковским объединениям соответствующих прав.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 17 июля 2007 г. N А-01/5-380
Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)