Письмо Ассоциации российских банков от 26 апреля 2010 г. N А-02/1Е-288 "О решении проблем, связанных с применением Федерального закона от 03.06. 2009 N 121-ФЗ"

Письмо Ассоциации российских банков от 26 апреля 2010 г. N А-02/1Е-288
"О решении проблем, связанных с применением Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ"

ГАРАНТ:

См. ответ, приведенный в письме ЦБР от 4 августа 2010 г. N 14-27/413

7 декабря 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон N 121-ФЗ).

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона N 121-ФЗ, глава II Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ) дополняется статьей 7.2. "Права и обязанности кредитных организаций и организаций федеральной почтовой связи при осуществлении безналичных расчетов и переводов денежных средств".

В соответствии с указанной статьей 7.2 кредитная организация:

а) обслуживающая плательщика, на всех этапах проведения платежа или перевода денежных средств без открытия банковского счета, обязана обеспечить контроль за наличием, полноту, передачу в составе расчетных документов или иным способом, соответствие сведениям, имеющимся в распоряжении кредитной организации, а также хранение следующей информации о плательщике - физическом лице, индивидуальном предпринимателе или физическом лице, занимающемся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой:

1. фамилия, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая);

2. номер счета или уникальный присваиваемый номер операции (при его наличии);

3. идентификационный номер налогоплательщика либо адрес места жительства (регистрации) или места пребывания.

б) участвующая в переводе, обязана обеспечить неизменность информации, содержащейся в полученном расчетном документе, и ее хранение.

в) обслуживающая получателя денежных средств, обязана иметь процедуры, необходимые для выявления расчетных документов, не содержащих информацию, указанную в пункте "а".

В рамках исполнения требований пункта 1.2.3 Положения Банка России от 01 апреля 2003 года N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчётов физическими лицами в Российской Федерации" (далее - Положение N 222-П), информация о плательщиках, в том числе установленная законодательством, должна доводиться банком-отправителем платежа до банка-получателя согласованным с ним способом, в том числе с использованием программно-технических средств.

В настоящее время банки хаотично обмениваются письмами-уведомлениями и в одностороннем порядке доводят до сведения друг друга форматы реестров для обмена информацией.

Неоднозначное толкование банками требований вышеуказанного пункта 1.2.3 Положения N 222-П приводит к тому, что форматы реестров принятых платежей в адрес одного получателя и порядок его приема/передачи устанавливаются банками самостоятельно, без выработки единого формата реестра для всех участников расчетов. Из содержания пункта 1.2.3 Положения N 222-П также не ясно, возможен ли такой единый формат обмена информацией, либо он должен быть установлен только в рамках заключенного между двумя банками договора.

Кроме того, крупные банки, имеющие развитую корреспондентскую сеть с другими участниками расчётов вынуждены поддерживать обработку одновременно нескольких форматов реестров принятых платежей, что затрудняет автоматизацию процесса их обработки, либо не согласовывать предлагаемый другим банком такой формат, что приводит либо к разрыву устоявшихся маршрутов платежей, либо продолжению расчетов с нарушением действующего законодательства.

В связи с этим просим рассмотреть возможность разработки Банком России нормативного акта, регулирующего порядок формирования реестров принятых платежей.

Наряду с изложенным просим Вас дать разъяснения по вопросам, возникшим у банков - участников расчётов в ходе разработки внутрибанковских процедур в целях выполнения требований Федерального закона N 121-ФЗ.

I. Каким образом следует обеспечить доведение информации об отправителе средств на всех этапах проведения платежа?

В Положении N 222-П (в редакции Указания Банка России от 26.08.2009 N 2281-У) отражена обязанность банка, обслуживающего плательщика, при осуществлении перевода довести информацию о плательщике - физическом лице до банка, обслуживающего получателя средств. При этом этапами проведения платежа помимо банка - отравителя и банка - получателя, могут являться как несколько банков посредников, так и расчетная сеть Банка России.

Таким образом, содержащееся в законе требование о контроле наличия информации о плательщике "на всех этапах проведения платежа", при доведении ее только до банка - получателя, окажется невыполнимым.

В этой связи просим дать ответ на вопрос, обязан ли банк - отправитель средств в целях выполнения требований Федерального закона N 121-ФЗ направлять информацию о плательщике всем банкам - посредникам, в том числе подразделениям Банка России?

II. Какой порядок рекомендован для хранения информации в целях выполнения требований законодательства?

В состав одного сводного расчетного документа могут быть включены как платежи, не требующие передачи информации о плательщике - физическом лице (с момента вступления в силу статьи 3 Федерального закона N 121-ФЗ (07 декабря 2009 года) - все переводы на сумму, не превышающую 15.000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей), так и переводы, при которых передача информации о плательщике обязательна.

Поэтому суммы расчетных документов и поступающих реестров в отдельных случаях не совпадают. Тем самым определить, каким именно расчетным документом перечислены деньги конкретного физического лица, не представляется возможным.

В связи с этим у банка - получателя возникает вопрос, как сопоставить расчетные документы и поступающие реестры с информацией о плательщиках и каким образом осуществлять хранение информации: должен ли банк подшивать документы, поступающие по сводным платежам, к расчетному документу или допустимо формировать их по получателям средств (датам поступления)?

Как должен осуществлять хранение полученной информации или документов банк, являющийся только посредником при проведении платежей?

III. Как выполнять требования Федерального закона N 115-ФЗ в части контроля операций, критерии которых указаны в статье 6 Федерального закона N 115-ФЗ?

В связи с тем, что Федеральный закон N 121-ФЗ допускает доведение информации "иным способом", даже при наличии в банке процедуры контроля входящих платежей, невозможно выделить платежи из общей суммы, по которым банком - отправителем должна быть предоставлена информация, предусмотренная статьей 6 Федерального закона N 115-ФЗ.

Кроме того, по скорости доведения до банка - получателя средств информации о плательщике любой из способов оказывается значительно более длительным, чем поступление денежных средств, поскольку банки имеют разные объемы принятых платежей, зачастую направление информации осуществляется со значительной временной задержкой.

Таким образом, денежные средства поступают в распоряжение банка - получателя значительно раньше, чем информация о плательщике. В случае выявления на основании полученного реестра лица, причастного к экстремистской деятельности или терроризму, своевременно осуществить направление в адрес Федеральной службы по финансовому мониторингу сведений в соответствии с положениями Федерального закона N 115-ФЗ, не представляется возможным.

IV. Какие функции обязана выполнять кредитная организация при осуществлении контроля за соблюдением банковским платежным агентом законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма?

Учитывая, что осуществление контроля и надзора за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является одной из основных функций Федеральной службы по финансовому мониторингу, достаточно ли кредитной организации проверить постановку банковского платежного агента на учет в Федеральную службу по финансовому мониторингу для выполнения требований Федерального закона N 115-ФЗ?

Уважаемая Елена Георгиевна, просим Вас рассмотреть возможность проведения совещания с представителями банков - членов Ассоциации российских банков с участием представителей Юридического департамента Банка России и Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России для определения порядка совместной разработки типовой формы реестра платежей, а также обсуждения и выработки подходов для решения вопросов, связанных с практикой применения Федерального закона от 3 июня 2009 года N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и иных нормативных документов.


Президент

Г.А. Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 26 апреля 2010 г. N А-02/1Е-288 "О решении проблем, связанных с применением Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение