Сравнительная таблица Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" и Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (подготовлено экспертами компании "Гарант" по состоянию на декабрь 2011 г.)

Сравнительная таблица
Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" и
Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"
(в редакции Федеральных законов от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ и 170-фз,
от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, от 21 ноября 2011 г. N 329-ФЗ,
от 30 ноября 2011 г. N 340-ФЗ и N 342-ФЗ, от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ, от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ)
(подготовлено экспертами компании "Гарант" по состоянию на декабрь 2011 г. )


Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ

"О полиции"

Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I

"О милиции"


Назначение

Глава 1, ст. 1. Назначение полиции.


- защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства;

- противодействие преступности;

- охрана общественного порядка, собственности;

- обеспечение общественной безопасности.


Не указывается условие защиты прав и свобод граждан - "от преступных и иных противоправных посягательств".

Раздел I, ст. 1. Милиция в Российской Федерации.


- защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;

- право применения мер принуждения.


Основные направления деятельности, задачи

Глава 1, ст. 2. Основные направления деятельности полиции.


1. защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2. предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3. выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4. розыск лиц;

5. производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6. обеспечение правопорядка в общественных местах;

7. обеспечение безопасности дорожного движения;

8. контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия;

9. контроль за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10. охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

11. государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12. осуществление экспертно-криминалистической деятельности.


По решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Введено оказание помощи по защите должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.

Закреплена функция поддержания международной безопасности

Раздел I, ст.2. Задачи милиции.


1. обеспечение безопасности личности;

2. предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3. выявление и раскрытие преступлений;

4. охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

5. защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

6. оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов.


Внутренняя организация

Глава 1, ст. 4. Организация полиции.



Полиция - составная единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В состав полиции могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей.

Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители подразделений полиции.


Институты криминальной милиции и милиции общественной безопасности не содержатся в Законе "О полиции".

Раздел II. Организация милиции в Российской Федерации.

Ст. 7-9.


Милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации, а милиция общественной безопасности - также соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Руководство милицией в субъектах Российской Федерации осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

Руководство милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях, в том числе в нескольких муниципальных образованиях, осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям.


Принципы деятельности

Глава 2. Принципы деятельности полиции.

Ст. 5-11.


- Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина: запрет пыток, жестокого обращения; обязанности сотрудников полиции при обращении к гражданину;

- Законность;

- Беспристрастность;

- Открытость и публичность;

- Общественное доверие и поддержка граждан;

- Взаимодействие и сотрудничество;

- Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.

Круг принципов, положенных в основу деятельности полиции, расширен.

Правовая конструкция "принцип гуманизма" исключена.

Раздел I. Общие положения.

Ст. 3, 5.


Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.


Правовой статус


Обязанности

Глава 3. Обязанности и права полиции.

ч. 1 ст. 12. Обязанности полиции.

Раздел III. Обязанности и права милиции.

Ст. 10. Обязанности милиции.

п. 1.

Норма дополнена передачей заявления и сообщения о преступлениях, административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя, а также информирование полицией о ставших известными фактах, требующих оперативного реагирования.

п. 3, 3.1.

п. 2.*

п. 4.*

п. 3.

Закреплено оказание первой помощи, если специализированная помощь не может быть получена своевременно или отсутствует.

п. 2.

п. 4.

Включено положение о выявлении лиц, имеющих намерение совершить преступление; проведении с ними индивидуальной профилактической работы; участии в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участии в пропаганде правовых знаний.

п. 1, 4.

п. 5.*

п. 8.*

п. 6. (новая норма)

Обеспечение безопасности граждан и общественного порядка на массовых мероприятиях.

---

п. 7.*

п. 13.*

п. 8.*

п. 5.*

п. 9.*

пп. 14, 15.*

п. 10. (новая норма)

Отдельно прописано осуществление оперативно-разыскной деятельности.

---

п. 11.

Помимо производства по делам об административных правонарушениях, отдельно введено пресечение.

п. 7.

п. 12.*

п. 6.*

п. 13.*

п. 33.*

п. 14.

Добавлено исполнение решения суда (судьи) о лишении права управления транспортным средством, о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов.

пп. 16, 26.

п. 15. (новая норма)

Принятие мер по идентификации лиц, которые не могут сообщить сведения о себе, а также принятие мер по идентификации неопознанных трупов.

---

п. 16. (новая норма)

Принятие мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности.

---

п. 17.

Норма дополнена обеспечением защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан; проведением экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов.

п. 32.

п. 18.*

п. 12.*

п. 19.

Введен контроль (надзор) за деятельностью организаций, проводящих обязательный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним (норма утрачивает силу с 1 января 2012 года).

Закреплено сопровождение транспортных средств, согласование маршрутов, осуществляющих перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

п. 9.

п. 20.

Норма дополнена ведением учета оружия и патронов к нему.

пп. 10, 30.

п. 21. (новая норма)

Контроль оборота гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов.

---

п. 22. (новая норма)

Осуществление приема, хранения и уничтожения изъятого, добровольно сданного и найденного оружия, боеприпасов.

---

п. 23.*

пп. 19, 30.*

п. 24.*

п. 19.*

п. 25.*

п. 11.*

п. 26.*

п. 18.*

п. 27. (новая норма)

Проведение государственной дактилоскопической и геномной регистрации.

---

п. 28.*

п. 24.*

п. 29. (новая норма)

Участие полиции в обеспечении режима военного и чрезвычайного положения.

---

п. 30. (новая норма)

Содействие пограничным органам ФСБ в проведении мероприятий по защите Государственной границы РФ.

---

п. 31.*

пп. 27, 28.*

п. 32.

Норма дополнена охраной аэропортов и объектов их инфраструктуры.

Закреплено вынесение заключений о возможности допуска к работе в службе авиационной безопасности.

п. 31.

п. 33.*

п. 17.*

п. 34.*

п. 34.*

п. 35.

Добавлено оказание содействия медицинским работникам в осуществлении недобровольной госпитализации лиц в медицинские организации, а также обеспечение медицинским работникам безопасных условий для доступа к этим лицам и их осмотра.

п. 22.

п. 36.

Введено информирование высших должностных лиц субъектов РФ и выборных должностных лиц местного самоуправления о состоянии правопорядка на соответствующей территории.

п. 23.

п. 37. (новая норма)

Изъятие документов, имеющих признаки подделки.

---

п. 38.*

п. 21.*

п.39 (новая норма)

Предоставление по межведомственным запросам органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, сведений о наличии у лица непогашенной или неснятой судимости.


---

п. 40. (новая норма; с 1 января 2012 года)

Обеспечение создания и ведения единой автоматизированной информационной системы технического осмотра.


---

п. 41 (новая норма)

Оказание содействия судебным приставам при розыске гражданина - ответчика по гражданскому делу, а также должника, имущества должника или при розыске ребенка по исполнительным документам.


---


Права

Глава 3. Обязанности и права полиции.

ч. 1 ст. 13. Права полиции.


Круг прав значительно расширен.

Раздел III. Обязанности и права милиции.

Ст. 11. Права милиции.

п. 1.

Преступления и административные правонарушения объединены в единый термин - "противоправные действия"

Круг субъектов законной деятельности стал уже: исключены кандидаты в депутаты. Вместо милиции, должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления используется термин "государственные и муниципальные органы".

п. 1.

п. 2.

Добавлено такое условие проверки документов, как наличие оснований для задержания лица.

абз. 1, 3 п. 2.

п. 3.

Более подробно прописаны основания вызова в полицию:

- по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях;

- в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции.

пп. 3, 4.

п. 4.

Прописаны основания и процедура получения необходимой информации, в том числе персональных данных граждан.

Запрашивание и получение информации происходит по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции.

Если ранее информация запрашивалась у организаций и граждан, то в настоящее время в данный перечень включены государственные и муниципальные органы, должностные лица.

Добавлены запрос и получение от кредитных организаций справок по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - в случае выявления и пресечения налоговых преступлений.

Также закреплены запросы и получение от медицинских организаций следующих сведений:

- о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера или полученными в результате ДТП;

- о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности.

п. 30.

п. 5.

Добавлено условие о предъявлении служебного удостоверения, а также посещение государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций.

Включено ознакомление с документами, материалами и персональными данными граждан.

В качестве единого условия закреплено следующее:

- в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях;

- в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции.

п. 18.

п. 6.

Вводятся патрулирование населенных пунктов и общественных мест, а также оборудование контрольных и контрольно-пропускных пунктов, выставление постов и заслонов, а также другие формы охраны общественного порядка.

п. 20.

п. 7.

Добавлены основания для требования об удалении с места совершения преступления, административного правонарушения, места происшествия:

- для проведения следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий;

- для документирования обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, происшествия;

- для сохранения следов;

- для обеспечения безопасности граждан.

Исключена цель проведения следственных и розыскных действий.

Введено обращение к группе граждан с требованием разойтись или перейти в другое место, если скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов.

п. 1, 22.

п. 8.

Норма дополнена сбором документов.

п. 5.

п. 9.*

п. 6.*

п. 10.

Указано подробнее про производство оперативно-разыскных действий.

Добавлено объявление розыска лиц и похищенного имущества.

п. 16.

п. 11.*

п. 17.*

п. 12.

Исключено внесение представлений в государственные органы.

п. 13.

п. 13. (новая норма)

Принудительное препровождение граждан в подразделения полиции в целях решения вопроса о задержании.

Установление личности гражданина.

Защита гражданина от угрозы жизни и здоровью.

---

п. 14.

Доставление граждан только в медицинские организации, исключены дежурные части органов внутренних дел.

пп. 11, 19.

п. 15.*

п. 10.*

п. 16.

Добавлено положение об изъятии указанных предметов, средств и веществ при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения.

Закреплен досмотр пассажиров на железнодорожном, водном или воздушном транспорте.

абз. 2 п. 2.

п. 17. (новая норма)

Проведение исследования, экспертизы документов.

---

п. 18. (новая норма)

Осуществление личного осмотра граждан на массовых мероприятиях.

---

п. 19.*

п. 15.*

п. 20.

Закреплено право останавливать транспортные средства в случае необходимости этого для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения.

Осмотр грузов осуществляется только при подозрении, что они используются в противоправных целях.

Добавлено временное ограничение или запрет дорожного движения при проведении публичных и массовых мероприятий, а также на железнодорожных переездах.

Введена выдача разрешения на установку на транспортные средства устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

п. 23.

п. 21.

Добавлено требование о проведении мероприятий, предусмотренных законом о безопасности дорожного движения.

При осуществлении государственного контроля в области обеспечения безопасности дорожного движения включено проведение проверок организаций и индивидуальных предпринимателей с выдачей предписаний об устранении нарушений.

п. 23.

п. 22.

Добавлено согласование требований к содержанию программ подготовки лиц в целях изучения правил и приобретения навыков безопасного обращения с оружием.

Закреплено проведение проверок мест хранения и использования специальных средств в частных охранных организациях.

пп. 24, 24.1.

п. 23.

Более подробно описаны полномочия полиции как лицензирующего органа.

пп. 26, 37.

п. 24. (новая норма)

Добавлена норма о беспрепятственности входа в помещения, занимаемые частными детективами и частными охранными организациями.

---

п. 25.

Закреплены требования соблюдения гражданами пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых полицией объектах.

п. 5.

п. 26.

Выдача руководителям и должностным лицам организаций предписаний о соблюдении требований инженерно-технической укрепленности объектов и об обеспечении безопасности граждан, а также предписаний об устранении нарушений в охранной деятельности.

п. 24 (в части выдачи предписаний об устранении нарушений в сфере оборота оружия)

п. 27.

Норма дополнена правом запрашивания и получения необходимых документов и информации, а также выдачей предписаний об устранении нарушений требований авиационной безопасности.

Кроме того, закреплены сопровождение воздушного судна во время полета и задержание багажа.

п. 21.

п. 28.*

п. 33.*

п. 29.*

п. 34.*

п. 30. (новая норма)

Применение мер государственной защиты участников уголовного судопроизводства, судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.

---

п. 31.

Помимо периода проведения контртеррористической операции меры и временные ограничения применяются в период действия военного или чрезвычайного положения.

п. 36.

п. 32.

Отдельно выделены правила работы с дактилоскопической и геномной информацией.

п. 15.

п. 33.*

п. 14.*

п. 34.

Конкретизировано, что полиция вправе устанавливать негласное сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать содействие полиции на безвозмездной или возмездной основе.

Также полиция вправе привлекать для консультаций специалистов государственных и муниципальных органов.

п. 32.

п. 35.

Помимо средств массовой информации можно использовать возможности информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

п. 31.

п. 36.

Расширена принадлежность средств связи: включены в перечень государственные предприятия и учреждения.

п. 29.

п. 37.

Можно использовать транспортные средства государственных и муниципальных органов.

Прописано возмещение по требованию владельцев транспортных средств понесенных ими расходов либо причиненного материального ущерба.

п. 28.


Применение отдельных мер государственного принуждения

Глава 4. Применение полицией отдельных мер государственного принуждения.

Ст. 14 - 17.

В отдельные статьи Закона "О милиции" данные меры выделены не были. Они были упомянуты в ст. 11:

Ст. 14 Задержание

п. 7

Ст. 15 Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории

п. 18

Ст. 16 Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов

п. 20

Ст. 17 Формирование и ведение банков данных о гражданах

п. 14


Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Раздел IV. Применение милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Ст. 18. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Норма дополнена положением о том, что в состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства.

Закреплено право на применение световых и акустических специальных средств.

Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного орудия, если их применение осуществлялось по законным основаниям.

Ст. 12. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Ст. 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Новыми положениями являются следующие:

- о причинении гражданину телесных повреждений полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов, уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина;

- о каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти, как и раньше, уведомляется прокурор, но в течение 24 часов;

- о каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или материальный ущерб, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа и в течение 24 часов с момента их применения представить рапорт.

Ст. 12. Условия и пределы применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Ст. 20. Применение физической силы.*

Ст. 13. Применение физической силы.*

Ст. 21. Применение специальных средств.

Добавлены такие основания применения специальных средств, как пресечение преступления или административного правонарушения, защита охраняемых объектов, блокирование движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

Изменены наименования специальных средств:

- вместо "резиновых палок" - "палки специальные";

- вместо "слезоточивого газа" - "специальные газовые средства";

- вместо "наручников" - "средства ограничения подвижности" и т.д.

Ст. 14. Применение специальных средств.

Ст. 22. Запреты и ограничения, связанные с применением специальных средств.

Вводятся ограничения применения специальных средств:

1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;

2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;

3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров; на железнодорожных переездах, мостах, в туннелях;

4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта.

Ст. 14. Применение специальных средств.

Ст. 23. Применение огнестрельного оружия.

Дается понятие вооруженного сопротивления и нападения: сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

Сотрудник полиции имеет право применять служебное оружие ограниченного поражения.

Ст. 15. Применение и использование огнестрельного оружия.

Ст. 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции.*

Ст. 16. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника милиции.*


Правовое положение сотрудников

Глава 6. Правовое положение сотрудника полиции.

Раздел V. Служба в милиции.

Ст. 25. Сотрудник полиции.

Определение сотрудника полиции идентично определению сотрудника милиции.

Отмечено, что сотрудник полиции, проходящий службу в территориальном органе, выполняет обязанности и реализует права в пределах данной территории. За пределами указанной территории сотрудник полиции выполняет обязанности и реализует права в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Помимо служебного удостоверения и специальных жетонов сотрудникам полиции выдаются нагрудные знаки, размещаемые на форменной одежде и позволяющие идентифицировать сотрудника полиции.

Форменная одежда предоставляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Сотрудник полиции подлежит обязательной государственной дактилоскопической регистрации.

Ст. 17. Сотрудники милиции.

Ст. 20. Прохождение службы в милиции.

Ст. 26. Специальные звания сотрудников полиции.

Вводится новое специальное звание высшего начальствующего состава - генерал полиции Российской Федерации.

Ст. 17.1. Специальные звания сотрудников милиции.

Ст. 27. Основные обязанности сотрудника полиции.

В ч. 1 статьи прописаны обязанности сотрудника полиции, отсутствующие в Законе "О милиции". В частности:

- знание и соблюдение Конституции РФ и законодательных актов, а также обеспечение их исполнения; прохождение регулярных проверок правовых знаний;

- поддержание уровня квалификации, необходимого для надлежащего выполнения служебных обязанностей;

- сообщение непосредственному начальнику о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при выполнении служебных обязанностей, и принятие мер по предотвращению такого конфликта;

- уведомление непосредственного начальника, органов прокуратуры РФ или других государственных органов о каждом случае обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Ст. 18. Служебные обязанности и права сотрудника милиции.

Ст. 28. Основные права сотрудника полиции.

Конкретизированы права сотрудников полиции. В их число входят:

- право на защиту своих персональных данных;

- право на продвижение по службе;

- право на защиту своих прав и законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения;

- право на государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества.

При выполнении обязанностей по оказанию помощи гражданам, пострадавшим от преступлений, а также по принятию мер к спасению людей сотрудники полиции вправе:

- требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;

- проверять документы, удостоверяющие личность и (или) подтверждающие полномочия;

- использовать транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям, а также гражданам;

- требовать от лиц, подозреваемых в совершении преступления, оставаться на месте;

- применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.

Ст. 18. Служебные обязанности и права сотрудника милиции.

Ст. 27. Право сотрудника милиции на судебную защиту.

Ст. 29. Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции.

Перечислены случаи, когда сотрудник полиции не может находиться на службе. К примеру, в случае признания его недееспособным, представления подложных документов или ложных сведений при поступлении на службу, либо при несоответствии требованиям к состоянию здоровья.

Ст. 20.1. Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в милиции.

Ст. 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции.


Закреплено, что сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.

Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику.

Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

Сотрудник полиции не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дело и материалов.

Раздел VI. Гарантии правовой и социальной защиты сотрудников милиции.

Ст. 25. Недопустимость вмешательства в деятельность сотрудника милиции.

Ст. 23. Обязательность исполнения законных требований сотрудника милиции.

Ст.30.1 Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. (новая норма)


Закреплено наложение взысканий на сотрудников полиции за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных в рамках противодействия коррупции.


---

Ст. 31. Право сотрудников полиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации).*

Статья 28. Право сотрудников милиции на объединение в профессиональные союзы (ассоциации)*

Ст. 32. Привлечение других сотрудников органов внутренних дел к выполнению обязанностей, возложенных на полицию.*


Глава 1, ст. 6. Привлечение к выполнению задач милиции других сотрудников органов внутренних дел.*

Ст. 33. Ответственность сотрудника полиции.*

Раздел VIII. Гарантии законности и обеспечения прав граждан в деятельности милиции.

Ст. 40. Ответственность сотрудников милиции.*


Прохождение службы


Внимание! С 1 января 2012 года вопросы прохождения службы в ОВД регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N342-ФЗ, в связи с чем положения главы 7 Федерального закона "О полиции" частично утратили силу.


Глава 7. Служба в полиции.

Раздел V. Служба в милиции.

Ст. 34. Правовое регулирование службы в полиции. (новая норма)

Служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством РФ, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений Федерального закона "О полиции".

---

Ст. 35. Поступление на службу в полицию.

Добавлен критерий при поступлении на службу в полицию - владение государственным языком РФ.

Граждане РФ, поступающие на службу в полицию, проходят психофизиологические исследования, тестирование на токсическую зависимость.

На гражданина РФ, поступающего на службу в полицию, оформляется личное поручительство.


(утратила силу с 01.01.2012, за исключением оснований, по которым гражданин РФ не может быть принят на службу в полицию)

Ст. 19. Прием и увольнение сотрудников милиции.

Ст. 36. Испытание при поступлении на службу в полицию.*


(утратила силу с 01.01.2012)

Ст. 19. Прием и увольнение сотрудников милиции.*

Ст. 37. Особенности режима служебного времени сотрудников полиции.

Подробно описывается предоставление дополнительного отдыха в качестве компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.


(утратила силу с 01.01.2012)

Ст. 20. Прохождение службы в милиции.

Ст. 38. Профессиональная подготовка сотрудников полиции.

Закреплено, что при поступлении в образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел заключается контракт о прохождении службы в полиции после окончания этого образовательного учреждения на срок не менее пяти лет.

Гражданин РФ, отчисленный из данного образовательного учреждения за недисциплинированность и неуспеваемость либо отказавшийся выполнять условия контракта, а также окончивший такое образовательное учреждение и уволенный со службы до окончания срока службы, предусмотренного контрактом, возмещает средства федерального бюджета, затраченные на обучение.


(утратила силу с 01.01.2012, за исключением п.3 - утратил силу с 1 сентября 2013 г.)


Ст. 21. Подготовка сотрудников милиции.

Ст. 39. Служебная дисциплина в полиции. (новая норма)

Служебная дисциплина в полиции - обязательное для всех сотрудников выполнение служебных обязанностей и реализация предоставленных прав.


(утратила силу с 01.01.2012)


---

Ст. 40. Увольнение со службы в полиции.

Введены новые основания увольнения со службы в полиции:

- истечение срока нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориального органа, организации, входящей в систему указанного федерального органа, при отсутствии возможности перемещения по службе;

- отчисление из образовательного учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

- перевод на государственную службу иного вида;

- прекращение оснований для приостановления службы в полиции;

- отказ от выполнения служебных обязанностей, предусмотренных ч. 5 ст. 37 Федерального закона "О полиции";

- прекращение гражданства РФ или приобретение гражданства (подданства) иностранного государства.


(утратила силу с 01.01.2012)

Ст. 19. Прием и увольнение сотрудников милиции.

Ст. 41. Гарантии сотруднику полиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо орган местного самоуправления.*

Ст. 28.2. Гарантии сотруднику милиции, избранному (назначенному) в законодательный (представительный) или исполнительный орган государственной власти либо орган местного самоуправления.*


Гарантии социальной защиты

Глава 8. Гарантии социальной защиты сотрудника полиции.

Раздел V. Служба в милиции.

Раздел VI. Гарантии правовой и социальной защиты сотрудников милиции.

Ст. 42. Оплата труда сотрудника полиции.

Оплата труда производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности.

Сотруднику полиции, имеющему почетные звания, выплачивается ежемесячная надбавка в размере 10 процентов.

Ст. 22. Оплата труда сотрудников милиции.

Ст. 43. Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей.

Обязательное государственное страхование производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.

Регламентированы условия выплаты единовременных пособий членам семьи и лицам, находившимся на иждивении.

Размер пособия установлен в виде фиксированной суммы.

Предусмотрена ежегодная индексация единовременных пособий исходя из уровня инфляции по решению Правительства РФ.

Ст. 29. Государственное страхование и возмещение ущерба в случае гибели или увечья сотрудника милиции.

Ст. 44. Право сотрудника полиции на жилищное обеспечение.

Закреплена единовременная социальная выплата на приобретение жилого помещения.

Ст. 30. Обеспечение сотрудников милиции жилой площадью.

Ст. 45. Право сотрудника полиции и членов его семьи на медицинское обслуживание.*

Ст. 28.1. Право сотрудника милиции и членов их семей на охрану здоровья и медицинскую помощь.*

Ст. 46. Гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции.

Обеспечение проездными документами на все виды транспорта общего пользования. Условия проезда без приобретения проездных документов.

Ст. 31. Обеспечение сотрудников милиции телефоном и предоставление детям сотрудников милиции мест в детских дошкольных учреждениях.

Ст. 33. Права сотрудников милиции при нахождении в командировке, следовании к новому месту службы, месту проведения отпуска и обратно.


Финансовое и материально-техническое обеспечение

Глава 9. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции.

Раздел VII. Финансирование и материально-техническое обеспечение милиции.

Ст. 47. Финансовое обеспечение деятельности полиции.

Финансовое обеспечение деятельности полиции является расходным обязательством РФ и обеспечивается за счет средств федерального бюджета.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе осуществлять по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ расходы на реализацию возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Ст. 35. Финансирование милиции.

Ст. 48. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции.

Материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.

Ст. 36. Материально-техническое обеспечение деятельности милиции.


Контроль и надзор за деятельностью

Глава 10. Контроль и надзор за деятельностью полиции.

Раздел VIII. Гарантии законности и обеспечения прав граждан в деятельности милиции.

Ст. 49. Государственный контроль за деятельностью полиции.

Из круга субъектов государственного контроля исключены органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ.

Ведомственный контроль осуществляется в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Ст. 37. Контроль за деятельностью милиции.

Ст. 50. Общественный контроль за деятельностью полиции. (новая норма)

К субъектам общественного контроля отнесены граждане РФ и общественные объединения, Общественная палата РФ, общественные наблюдательные комиссии, общественные советы.

---

Ст. 51. Судебный контроль и надзор. (новая норма)

К субъектам контроля и надзора отнесены суды.

---

Ст. 52. Прокурорский надзор.*

Ст. 38. Надзор за законностью деятельности милиции.*

Ст. 53. Обжалование действий (бездействия) сотрудника полиции.

Расширен круг субъектов, чьи права и законные интересы могут быть нарушены: не только граждане, но и государственные и муниципальные органы, общественные объединения, религиозные и иные организации.

Ст. 39. Право обжалования неправомерных действий сотрудников милиции.


______________________________

* нормы идентичны по содержанию.


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.