Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2015 г. N 13АП-5097/15

 

г. Санкт-Петербург

 

21 апреля 2015 г.

Дело N А26-9111/2014

 

Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2015 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 21 апреля 2015 года.

 

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Лопато И.Б.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Шамовой Г.А.

при участии:

от заявителя: не явился, извещен;

от заинтересованного лица: не явился, извещен;

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5097/2015) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.01.2015 по делу N А26-9111/2014 (судья Таратунин Р.Б.), рассмотренному в порядке упрощенного производства

установил:

Лоухское районное потребительское общество (ОГРН 1021001088052, местонахождение: Республика Карелия, пгт. Лоухи, ул. Шмагрина, д. 7А, далее - заявитель, Общество, Лоухское райпо) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Карелия (186610, Республика Карелия, г. Кемь, ул. Гидростроителей, д. 16а, далее - налоговый орган, Инспекция) от 30.10.2014 N 89 и N 91, которыми Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40 000 руб. по каждому из постановлений соответственно.

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.

Решением суда от 27.01.2015 постановление Инспекции от 301.0.2014 N 91 о привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 15.2 КоАП РФ отменено в части назначения наказания в виде штрафа размере 4 000 руб. В удовлетворении остальной части требований Обществу отказано.

В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм процессуального права, просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления. Податель жалобы считает вывод суда первой инстанции о вынесении оспариваемых постановлений без учета положений статьи 4.4 КоАП РФ ошибочным.

Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании поручения от 18.09.2014 N 144 старший государственный налоговый инспектор межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Республике Карелия Волковыцкая М.А. провела проверку соблюдения Лоухским райпо Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".

В ходе проверки установлено следующее:

1. По агентскому договору от 01.12.2009 N 7 Лоухское райпо (агент) обязалось на возмездной основе осуществлять прием платежей за услуги и перечислять принятые платежи на расчетный счет ООО "Платежная система "Сити-Инфо". Для этих целей Лоухское райпо получило от ООО "Платежная система "Сити-Инфо" по договору от 01.12.2009 N 5 в аренду оборудование - POS-терминалы и терминалы самообслуживания.

Следовательно, Лоухское райпо является платежным агентом.

2. Девять платежных терминалов, используемых Лоухском райпо, содержали в своем составе контрольно-кассовую технику, в трех терминалах она отсутствовала.

3. Для сдачи платежей Лоухское райпо использует специальный банковский счет, открытый 24.10.2011 в Отделении N 8628 ОАО "Сбербанк России".

4. В период с 17.07.2014 по 18.09.2014 сумма наличных денежных средств, которая получена при приеме платежей и подлежала зачислению в полном объеме на специальный банковский счет, составила 1750716 руб. 05 коп.

5. По данным кассовой книги сумма выручки, оприходованная в кассу за период с 17.07.2014 по 18.09.2014, составила 1771880 руб. 05 коп. В некоторые дни имеется как завышение, так и занижение оприходованных денежных средств в кассу (к примеру, 22.07.2014 (вторник) в кассу оприходовано 46347 руб., при инкассации сумма выручка составила 25054 руб. На следующий день (23.07.2014) в кассу оприходована 14567 руб., сумма выручки при инкассации составила 23518 руб. То есть в кассу не оприходовано 8951 руб.).

В период с 17.07.2014 по 18.09.2014 Лоухское райпо не оприходовало получение денежных средств в день их поступления в общей сумме 656615 руб. 05 коп.

6. За период с 17.07.2014 по 18.09.2014 сумма зачисленных на специальный банковский счет наличных денежных средств составила 1770000 руб. В некоторые дни фактически полученные от плательщиков суммы не соответствуют суммам, инкассированным в эти дни.

Результаты проверки отражены в акте от 15.10.2014 N 000003.

Указанные обстоятельства послужили Инспекции основанием для составления в отношении Общества протоколов от 17.10.2014 N 71, 73 об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 15.1 КоАП РФ.

Постановлением от 30.10.2014 N 89 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Постановлением от 30.10.2014 N 89 Обществу вменено нарушение пунктов 4.6, 5.2 Указания, утвержденного Центральным банком Российской Федерации "О порядке ведения кассовых операций юридическим лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" от 11.03.2014 N 3210-У (далее Указание N 3210-У), пунктов 6.1, 6.2 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, пункта 15 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ), что выразилось в неоприходовании в кассу денежных средств в день их поступления в общей сумме 656 615, 05 руб.

Постановлением от 30.10.2014 N 91 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Данным постановлением Обществу вменено нарушение пункта 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ, пунктов 2 и 5.2 Указаний N 3210-У, что выразилось в неисполнении обязанности по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в объеме на свой специальный банковский счет.

Не согласившись с привлечением к административной ответственности, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Суд первой инстанции установил в действиях Общества наличие составов вмененных правонарушений, не установил оснований для признания совершенных правонарушений малозначительными в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ. Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые постановления вынесены Инспекцией без учета положений части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, в связи с чем признал назначение заявителю наказания по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ неправомерным.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции

в связи со следующим.

Частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Привлекая Общество к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ, Инспекция вменила заявителю нарушение пунктов 4.6, 5.2 Указаний N 3210-У.

В силу пункта 4.6 Указаний, поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге 0310004.

Согласно пункту 5.2 Указаний приходный кассовый ордер 0310001 может оформляться по окончании проведения кассовых операций на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности, приравненных к кассовому чеку, иных документов, предусмотренных Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента).

Из материалов дела видно, что за период с 17.07.2014 по 17.09.2014 не оприходовало в кассу полученные денежные средства в день их поступления в общей сумме 656 615,05 руб. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки от 15.10.2014 N 000003 и протоколом об административном правонарушении от 17.10.2014 N 71.

Таким образом, Обществом был нарушен порядок работы с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций, что свидетельствует о наличии в действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Законом N 103-ФЗ, обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов.

Как следует из постановления Инспекции от 30.10.2014 N 91, инкассированные денежные средства вносились на специальный банковский счет Общества не сразу после проведения инкассации, а через несколько дней, в связи с чем, в вину заявителю вменено нарушение части 15 статьи 4 N 103-ФЗ.

В соответствии с пунктом 15 статьи 4 Закона N 103-ФЗ платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

Пункт 4 статьи 8 Закона N 103-ФЗ устанавливает, что прием платежей без зачисления принятых от физических лиц наличных денежных средств на специальный банковский счет, не допускается.

Суд первой инстанции правильно указал, что положения Закона N 103-ФЗ не устанавливают срок сдачи в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для их зачисления на специальный банковский счет. Однако указанная обязанность платежного агента вытекает из Указаний N 3210-У.

Как видно из акта проверки от 15.10.2014 N 000003 и не оспаривается заявителем, в проверяемый период инкассированные суммы выручки не совпадали с суммами выручки, оприходованными в кассу.

Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых и достаточных мер по соблюдению законодательства, по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.

Судом правомерно применены положения части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, предусматривающей, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

По результатам проверки Инспекцией составлено два протокола об административных правонарушениях от 17.10.2014 N 71 по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ и от 17.10.2014 N 73 по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ N 2-14-389. В данном случае Обществом совершено одно действие (бездействие), содержащее составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 2 статьи 15.1 КоАП РФ.

Как верно установил суд первой инстанции, указанные нарушения, образующие события разных административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 2 статьи 15.1 КоАП РФ, были допущены Обществом в результате совершения одного продолжаемого во времени действия - приема платежей физических лиц в проверяемый период и выявлены в рамках одной проверки.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно указал, что административное наказание должно быть назначено с учетом требований части 2 статьи 4.4 КоАП РФ в пределах санкции, предусматривающей более строгое наказание. Следовательно, постановление от 30.10.2014 N 91 в части назначения самостоятельного административного наказания по части 2 статьи 15.1 КоАП РФ правомерно признано судом незаконным и отменено.

Правило же, предусмотренное частью 1 статьи 4.4 КоАП РФ, в рассматриваемом случае не подлежит применению.

Доводы апелляционной жалобы судом отклоняются, как основанные на неправильном толковании норм материального права.

Принимая во внимание, что судом правильно установлены обстоятельства дела, в соответствии со статьей 71 АПК РФ исследованы и оценены имеющиеся в деле доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, и нормы процессуального права при рассмотрении дела не нарушены, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.01.2015 по делу N А26-9111/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Карелия - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

 

Судья

И.Б. Лопато

Номер дела в первой инстанции: А26-9111/2014


Истец: Лоухское районное потребительское общество

Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Карелия

Третье лицо: Сергеева Л. М