Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 12 ноября 2015 г. N 02АП-8862/15

 

г. Киров

 

12 ноября 2015 г.

Дело N А17-2519/2015

 

Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2015 года.

 

Второй арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кононова П.И.,

судей Буториной Г.Г., Великоредчанина О.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Русаковой О.Г.,

при участии в судебном заседании представителей заявителя Панюшиной М.В., действующей на основании доверенности от 10.01.2014, Яблоковой И.В., действующей на основании доверенности от 20.01.2014,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области

на решение Арбитражного суда Ивановской области от 28.08.2015 по делу N А17-2519/2015, принятое судом в составе судьи Калиничевой М.С.,

по заявлению федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина"

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,

установил:

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина" (далее - заявитель, Учреждение, ФГБОУ ВПО "ИГЭУ им. В.И. Ленина") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области (далее - ответчик, Территориальное управление, ТУ ФСФБН в Ивановской области) от 02.04.2015 N 24-07-14/36, согласно которому Учреждение привлечено к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 374160, 14 руб.

Решением Арбитражного суда Ивановской области от 28.08.2015 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в связи отсутствием события вменяемого Учреждению административного правонарушения.

ТУ ФСФБН в Ивановской области с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.

По мнению заявителя жалобы, обжалуемое решение суда первой инстанции основано на неправильном применении норм материального права, а также на неполном выяснении имеющих значение для дела обстоятельств. Территориальное управление полагает, что в деянии Учреждения имеется состав вменяемого ему оспариваемым постановлением административного правонарушения, поскольку субсидия, выделенная ФГБОУ ВПО "ИГЭУ им. В.И. Ленина" в 2014 году из федерального бюджета на выполнение государственного задания, неправомерно использована последним на цели капитального ремонта здания газовой котельной. Административный орган обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что в составе финансового обеспечения государственного задания затраты на капитальный ремонт котельной Учреждения не предусматривались.

Более подробно доводы Территориального управления изложены в апелляционной жалобе.

ФГБОУ ВПО "ИГЭУ им. В.И. Ленина" в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Ответчик своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.

Законность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, главным контролером-ревизором ТУ ФСФБН в Ивановской области в отношении ФГБОУ ВПО "ИГЭУ им. В.И. Ленина" проведена выездная проверка соблюдения законодательства о контрактной системе Российской Федерации в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ходе которой установлено нецелевое использование Учреждением средств федерального бюджета в результате оплаты за счет средств субсидии, выделенной на финансовое обеспечение государственного задания, работ на проведение капитального ремонта котельной в сумме 7483202,81 рублей.

22.12.2014 по данному факту Территориальным управлением в отношении Учреждения вынесено определение о возбуждении в отношении ФГБОУ ВПО "ИГЭУ им. В.И. Ленина" дела об административном правонарушении N 24-07-14/36 и проведении административного расследования (т.3 л.д.73-78).

В рамках административного расследования Территориальное управление установило, что 26.05.2014 Учреждение на основании результатов проведения электронного аукциона (протокол подведения итогов электронного аукциона от 13 мая 2014 г. N 0333100006714000022-3) и с учетом протокола разногласий заключило гражданско-правовой договор (контракт) с ЗАО "Ивпромгорстрой СУОР" N 0333100006714000022-1 на капитальный ремонт котельной Университета по адресу: г. Иваново, ул. Рабфаковская, д. 34. Цена Контракта - 7619484, 42 руб. Срок исполнения заключенного Контракта - до 01.09.2014.

По факту исполнения контракта составлены акты о приемке выполненных работ (форма N КС-2), включающие работы по капитальному ремонту котельной на сумму 7483202, 81 руб.

Оплата актов о приемке выполненных работ произведена с лицевого счета Учреждения, открытого в Управлении Федерального казначейства по Ивановской области 20336X98260 (субсидии на финансовое обеспечение государственного задания) по коду операций сектора государственного управления (далее - КОСГУ) 225, платежными поручениями от 18.07.2014 N 649107 на сумму 1614502 рублей 86 копеек, от 15.08.2014 N 777116 на сумму 1731597 рублей 28 копеек, от 06.10.2014 N 119768 на сумму 4137102 рублей 67 копеек.

Исходя из положений Порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений высшего профессионального образования, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации, утвержденного приказом Минобрнауки России от 27.06.2011 N 2070, предусматривающего, что в состав нормативных затрат на оказание услуг и (или) нормативных затрат на содержание имущества, формирующих состав субсидии на выполнение государственного задания, могут включаться затраты на текущий ремонт, административный орган сделал вывод о том, что в составе финансового обеспечения государственного задания затраты на капитальный ремонт не предусматривались.

На основании отчета о состоянии лицевого счета бюджетного (автономного) учреждения N 20336X98260, формы по КФД 05319624, сведений об остатках денежных средств учреждения формы по ОКУД 0503779 Территориальное управление установило, что по состоянию на 01.01.2014 остатка субсидии на выполнение государственного задания на лицевом счете ФГБОУ ВПО "ИГЭУ им. В.И. Ленина", открытом в Управлении Федерального казначейства по Ивановской области 20336X98260 (субсидии на финансовое обеспечение государственного задания) не имелось. Документального подтверждения наличия экономии средств субсидии на выполнение государственного задания на момент осуществления закупки, а также оплаты работ в соответствии с условиями контракта Учреждением не представлено.

Кроме того, ТУ ФСФБН в Ивановской области также установлено, что по договору от 01.01.2013 N 454-12/12 Учреждением с использованием имущества - газовой котельной, капитальный ремонт которой произведен за счет средств субсидии на выполнение государственного задания, осуществляется деятельность, не связанная с выполнением государственного задания, в целях получения прибыли.

На основании изложенных обстоятельств Территориальное управление пришло к выводу о том, что оплата 18.07.2014, 15.08.2014, 06.10.2014, выполненных по гражданско-правовому договору (контракту) от 26.05.2014 N 0333100006714000022-1 работ по капитальному ремонту котельной за счет субсидии, выделенной из федерального бюджета на выполнение государственного задания, является нецелевым использованием бюджетных средств.

19.02.2015 по факту выявленного нарушения должностным лицом Территориального управления в отношении Учреждения составлен протокол об административном правонарушении N 24-07-14/36, которым деяние ФГБОУ ВПО "ИГЭУ им. В.И. Ленина" квалифицировано по статье 15.14 КоАП РФ (т.5 л.д.92-98).

02.04.2015 по результатам рассмотрения материалов административного дела уполномоченным должностным лицом ТУ ФСФБН в Ивановской области в отношении ФГБОУ ВПО "ИГЭУ им. В.И. Ленина" вынесено постановление N 24-07-14/36, согласно которому Учреждение привлечено к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 374160, 14 руб. (т.1 л.д.13-23).

Полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным и подлежит отмене, ФГБОУ ВПО "ИГЭУ им. В.И. Ленина" обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с соответствующим заявлением (т.1 л.д.6-12).

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия события вменяемого Учреждению административного правонарушения.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьями 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону. Данные обстоятельства подлежат выяснению на основании доказательств, полученных при возбуждении дела об административном правонарушении или проведении административного расследования и отвечающих требованиям статьи 26.2 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 65, частью 3 статьи 189 и частью 4 статьи 210 АПК РФ установлено, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств как каждого в отдельности, так и в их совокупности.

В силу части 2 статьи 211 АПК РФ, установив, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Частью 1 статьи 306.4 БК РФ установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии с пунктом 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно абзацу 1 части 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 N 671 утверждено Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания (далее - Положение о формировании государственного задания).

В соответствии с пунктом 10 названного Положения в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных федеральному бюджетному учреждению учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

Расходование средств субсидии на выполнение государственного задания осуществляется ФГБОУ ВПО "ИГЭУ им. В.И. Ленина" в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности, утверждаемым руководителем Учреждения согласно Порядку составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 10.12.2013 N 1321 (далее - Порядок N 1321).

В силу пункта 10 Порядка N 1321 направления расходования субсидии на выполнение государственного задания формируются учреждением самостоятельно с учетом требований, предъявляемых к результатам оказания государственных услуг.

Положениями статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" регламентировано, что расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные бюджетными учреждениями в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, осуществляются без представления ими в территориальный орган Федерального казначейства, в финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

Из анализа вышеупомянутых положений норм закона следует вывод о том, что при условии соответствия расходов бюджетных средств плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения, а также выполнения учреждением объемов государственного задания и обеспечения своевременности и полноты выплат, непосредственно связанных с оказанием услуг и выполнением работ, включенных в государственное задание, учреждение вправе расходовать средства субсидии на выполнение государственного задания по своему усмотрению.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами настоящего дела, планом финансово-хозяйственной деятельности Учреждения на 2014 год запланированы расходы на ремонт газовой котельной по КОСГУ 225, в разделе 1 части 2 Государственного задания Учреждения содержится наименование государственной работы "Организация проведения общественно-значимых мероприятий в сфере образования и науки", а также ее содержание, заключающееся в реализации комплексных мероприятий и достижении целевых показателей программы стратегического развития, пунктом 4.2 программы стратегического развития вуза предусмотрено "проведение модернизации оборудования и выполнение ремонтных работ газовой котельной ФГБОУ ВПО "ИГЭУ им. В.И. Ленина" как основного источника теплоснабжения", в числе объемов финансирования комплексов мероприятий программы стратегического развития ФГБОУ ВПО "ИГЭУ им. В.И. Ленина" в соответствии с приказом Минобрнауки России от 22.04.2014 N 390 в пункте 4.2.6 предусмотрены ремонтные работы на газовой котельной за счет средств субсидии в размере 10000000 рублей.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что расходование Учреждением в данном случае средств субсидии, выделенной на финансовое обеспечение государственного задания, на капитальный ремонт котельной не может расцениваться как нецелевое использование бюджетный средств.

Следовательно, в деянии заявителя отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьи 15.14 КоАП РФ.

В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил заявленные требования, признав оспариваемое постановление незаконным и отменив его.

Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо должным образом опровергали выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а сводятся к иному, чем у суда, толкованию норм права и оценке обстоятельств дела, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, решение Арбитражного суда Ивановской области следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления - без удовлетворения.

В соответствии со статьями 202, 204 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам о привлечении к административной ответственности не уплачивается.

Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ивановской области от 28.08.2015 по делу N А17-2519/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.

 

Председательствующий

П.И. Кононов

 

Судьи

Г.Г. Буторина
О.Б. Великоредчанин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Номер дела в первой инстанции: А17-2519/2015


Истец: ГОУ ВПО "Ивановский государственный энергетический университет им. В. И. Ленина"

Ответчик: ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ивановской области