20 февраля 2016 г. |
Дело N А83-4832/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.02.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 20.02.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Сикорской Н.И., Вахитова Р.С., Голика В.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Саматовой М.А.
в судебном заседании принимали участие:
от заявителя - прокурор отдела управления прокуратуры Республики Крым - Галушко Ольга Анатольевна (действующая на основании удостоверения ТОN 181538 от 09.07.2015).
от заявителя - прокурор г. Севастополя - Махиня Виктория Валерьевна (действующая на основании удостоверения ТОN 180600 от 30.01.2015)
от заинтересованного лица ООО "СИМСИТИТРАНС" - Макаровский Ярослав Поликарпович (действующий на основании доверенности от 14.12.2015)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "СИМСИТИТРАНС" на решение Арбитражного суда Республики Крым от 04 декабря 2015 года по делу N А83-4832/2015 (судья Кузнякова С.Ю.)
по заявлению Заместителя прокурора Республики Крым о привлечении общества с ограниченной ответственностью "СИМСИТИТРАНС" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
установил:
Заместитель прокурора Республики Крым обратился в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "СИМСИТИТРАНС" (далее - ООО "СИМСИТИТРАНС") к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 04.12.2015 заявленные требования удовлетворены.
ООО "СИМСИТИТРАНС" привлечено к административной ответственности предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ с назначение административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, 25.12.2015 ООО "СИМСИТИТРАНС" обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить.
В апелляционной жалобе ООО "СИМСИТИТРАНС" указывает, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, принято с нарушением норм материального и процессуального права.
В частности, податель апелляционной жалобы указывает, что поручение Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 10.08.2015 N 74/2-19-2015 не являться законным основанием проведения проверки исполнения законодательства в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом ООО "СИМСИТИТРАНС", поскольку не содержит основания проведения проверки; в нарушение требований п. 5.8.5 Инструкция по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 29.12.2011 N450 (далее- Инструкция) не подписано в установленном порядке; не имеет юридической силы, поскольку передано при помощи факсимильной связи, при отсутствии досылки оригинала документа; проведена с нарушением срока, предусмотренного п.4.6, п. 4.7 Инструкции. При этом, податель апелляционной жалобы, указывает, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления, в связи с чем, просит решение суда первой инстанции о привлечении ООО "СИМСИТИТРАНС" к административной ответственности отменить, производство по делу прекратить на основании ст. 24.5 КоАП РФ.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2016 подателю апелляционной жалобы восстановлен срок на апелляционное обжалование решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба принята к производству.
Прокуратура Республики Крым представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором, опровергая ее доводы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на доказанность в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 09.05.2016 объявлен перерыв до 15.02.2016.
В судебном заседании представитель ООО "СИМСИТИТРАНС" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Прокурор возражал против доводов апелляционной жалобы.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегией судей установлено следующее.
Как следует из материалов дела, ООО "СИМСИТИТРАНС" согласно уставных и учредительных документов расположено по адресу: 295049, Республика Крым, город Симферополь, ул. Мамеди Эммир-Усеина, д.14, бессрочно осуществляет регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении на основании лицензии, выданной на основании приказа Крымского МУГАДН Ространснадзора от 08.12.2015 с регистрационным номером АСС-82-000014.( л.д. 28,29-40 т. 1)
Во исполнение поручения Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 10.08.2015 N 74/2-19-2015 прокуратурой Республики Крым с привлечением специалистов Крымского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ОГИБДД УМВД России по г. Симферополю, УФМС России по Республике Крым, Инспекции по труду Республики Крым, Управления государственного авиационного надзора и надзора по обеспечению транспортной безопасности по Южному федеральному округу с дислокацией в Республике Крым, Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Крым и г. Севастополю 23.09.2015 проведена проверка исполнения ООО "СИМСИТИТРАНС" законодательства в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом, по итогам проведения которой в отношении Общества составлен акт проверки от 07.10.2015. ( л. д. 36 т. 2)
В ходе проверки выявлены нарушения ООО "СИМСИТИТРАНС" требований законодательства о транспортной безопасности, в частности: подпункты "е", "з" "и" пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам, либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280.
12.10.2015 заместителем прокурора Республики Крым принято постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
С данным постановлением ознакомлен генеральный директор ООО "СИМСИТИТРАНС" Ислямов Э.А., о чем имеются его подпись и объяснения. (л.д. 18-25 т. 1)
Материалы дела об административном правонарушении в порядке части 3 статьи 23.1 направлены в Арбитражный суд Республики Крым для рассмотрения.
Рассматривая дело по существу, и удовлетворяя требования прокуратуры, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Субъектами данного правонарушения являются граждане, юридические и должностные лица.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса, заключается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее по тексту - Закон N 99-ФЗ).
Согласно п. 24 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам, либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение целей лицензирования.
Как следует из материалов дела ООО "СИМСИТИТРАНС" бессрочно осуществляет регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении на основании лицензии АСС-82-000014 от 08.12.2015.
Порядок лицензирования указанной деятельности, а также лицензионные требования и условия осуществления такой деятельности определены в Положении о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортном, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам, либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 N 280 (далее - Положение N 280).
Пунктом 4 Положения N 280 определены лицензионные требования при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, которыми, в том числе: е) использование лицензиатом транспортных средств, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха; з) соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"; и) соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в частности обязаны соблюдать: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; организовывать в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" проведение обязательных медицинских осмотров и мероприятий по совершенствованию водителями транспортных средств навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, регулируются указанным Федеральным законом, а в части, не урегулированной данным Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, пункт 1 которых устанавливает порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок (далее - Правила N 112)
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что материалами дела подтвержден факт осуществления ООО "СИМСИТИТРАНС" деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом с нарушением условий и требований, установленных названными законами и иными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности.
Так, в соответствии с пунктом 29 Правил N 112, транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются: а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла; б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства; в) на заднем окне транспортного средства.
Пунктом 37 Правил N 112 предусмотрено, что внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается следующая информация:
а) наименование, адрес и номер телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора;
б) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;
в) номера мест для сидения, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых не указывается номер места для сидения;
г) стоимость проезда, провоза ручной клади и перевозки багажа;
д) указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения;
е) указатели мест расположения огнетушителей;
ж) указатели мест расположения кнопок остановки транспортного средства;
з) указатели аварийных выходов и правила пользования такими выходами;
и) правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил.
Так, в нарушение пунктов 29,37 Правил N 112 внутри транспортных средств отсутствует необходимая информация, а именно:
- указана неполная информация о контролирующих органах, отсутствует информация о водителе, а также на заднем окне транспортного средства отсутствует указатель маршрута регулярных перевозок (автобусы: UZOTOYOL М 24.9 ПЕ р/н А 249 АК 82, В 443 РХ 82, В 474 РХ 82, А 498 УА 82, А 016 УА, Богдан А - 09212 р/н А 193 УУ 82, IVECO OTOYOL 27.145 ПЕ р/н А 157 СО 82, А 248 АК 82, IVECO Е 31/17 р/н А 181 МК 82);
-указана неполная информация о контролирующих органах, отсутствует информация о водителе, о стоимости проезда (автобусы: UZOTOYOL М 24.9 ПЕ р/н А 109 РА 82, А 085 РА 82);
- указана неполная информация о контролирующих органах, отсутствует информация о водителе (автобусы: UZOTOYOLМ 24.9 ПЕ р/н А 554 СА 82, А 634 ТН 82, А 459 ТР 82, IVECO OTOYOL 27.145 ПЕ р/н А 248 АК 82);
- указана неполная информация о контролирующих органах, отсутствует информация о водителе, а так же на правой стороне кузова по ходу транспортного средства отсутствует указатель маршрута регулярных перевозок (автобусы: IVECO OTOYOL 27.145 ПЕ р/н А 462 УК 82, БАЗ А 079.24 р/н А 051 ТР 82)
- сведения о перевозчике и о контролирующих органах обеспечивающих контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа, с указанием адресов и номеров телефонов, стоимости проезда, правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил, отсутствует информация о водителе, а так же на заднем окне транспортного средства отсутствует указатель маршрута регулярных перевозок (автобус UZOTOYOL М 24.9 ПЕ р/н А 307 СЕ 82)
- на правой стороне кузова по ходу транспортного средства отсутствует указатель маршрута регулярных перевозок (автобус БАЗ А 079.23 р/н А 311 ТР 82).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 N 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов" (далее- Приказ N 152) утверждены обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов.
В силу пункта 9 названного приказа, путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.
Пунктом 11 Приказа N 152 установлено, что, если в течение срока действия путевого листа транспортное средство используется посменно несколькими водителями, то допускается оформление на одно транспортное средство нескольких путевых листов раздельно на каждого водителя.
В соответствии с пунктом 3 приказа N 152 путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:
1) наименование и номер путевого листа;
2) сведения о сроке действия путевого листа;
3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
4) сведения о транспортном средстве;
5) сведения о водителе.
Пунктом 17 Приказа N 152 установлено, что собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов.
В силу подпункта 3 пункта 6, пункта 13 указанного Приказа в путевом листе указываются показания одометра (полные километры пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо).
Разница между показаниями одометра за период работы должна соответствовать общему количеству пройденных за этот период километров, указанному на оборотной стороне.
В ходе проведения проверки был установлен факт нарушения ООО "СИМСИТИТРАНС" оформления путевых листов, а именно:
- в нарушение п.п.9,11 Приказ Минтранса РФ N 152 путевые листы оформляются не на каждое транспортное средство N 001825, N 002163,N 001539, N 002081, N 002014, N 001525, N 001746, N 001553, N 001561, N001875, и др.;
- в нарушение п.п.2 п. 6 Приказа Минтранса РФ N 152 отсутствуют полные сведения о государственном регистрационном знаке автобуса, путевые листы: N 001892, N 001535; N 002185, N001450, N001539, N001541, N002012, N002081, N002014, N001825, N001530, N001625, N001746, N001553, N001561, N002095, N001875, N 002163 и др.;
- в нарушение п.п.3 п. 6 п.13 Приказа Минтранса РФ N 152 отсутствуют показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража и его заезде в гараж, путевые листы: N 001535, N 002185, N 001450, N 001539, N 001541, N 002012, N 002081, N 002014, N 001825, N 001530, N 001625, N 001746, N 001553, N 001561, N 001875, и др.;
- в нарушение п.п.4 п. 6 Приказа Минтранса РФ N 152 отсутствует дата (число, месяц, год) и (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку, путевые листы: N 001892, N001535, N 00218/5, N001450, N001539, N001541, N002012, N002081, N002014, N001825, N001530, N001625, N001746, N001553, N001561, N 002095, N001875, N002163 и др.;
- в нарушение п.п.4, п.6, п.16 Приказа Минтранса РФ N 152 отсутствует дата (число, месяц, год) и (часы, минуты) проведения после рейсового медицинского осмотра водителя, также отсутствует штамп и подпись с указанием фамилии, имени и отчества медицинского работника проводившего после рейсовый медицинский осмотр водителя, путевые листы: N 001892, N 001535, N 002185, N 001450, N 001539, N 001541, N 002012, N 002081, N 002014, N 001875, N 001530, N 001625, N 001746, N 001553, N 001561, N 002095, N 001875, N 002163 и др.;
- в нарушение п. 17 Приказа Минтранса РФ N 152 отсутствует журнал регистрации путевых листов;
- допускаются ошибки при оформлении путевых листов, в путевых листах N 002185, N 002163 показания спидометра (полные км пробега) при заезде в гараж меньше чем при выезде транспортного средства их гаража.
Кроме того, проведенной проверкой установлено, что ООО "СИМСИТИТРАНС" допускаются нарушения установленного порядка проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров (ст. 20,23 Закона N 196-ФЗ, ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации", Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.12.2014 N 835н (далее- Приказ Минздрава N N 835н).
Согласно пункту 1 статьи 23 Закона N 196-ФЗ, статьи 46 Закон N 323-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается, в том числе, в обязательном проведении послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств. Медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.
Видами медицинских осмотров, в числе прочих являются: предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (пункт 4 части 2 статьи 46), и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры, проводимые по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (пункт 5 части 2 статьи 46 Закона N 323-ФЗ).
Так, в ходе проведения проверки было установлено, что:
- в нарушение п. 17 Приказ Минздрава N N 835н по результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра на путевых листах медицинскими работниками не ставится штамп "прошел послерейсовый медицинский осмотр", отсутствует подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр;
- журнал учета предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств ООО "СИМСИТИТРАНС" ведется с нарушением п. 14 Приказа Минздрава N N 835н (отсутствует информация об отчестве работника, дата рождения работника);
- журнал учета послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств ООО "СИМСИТИТРАНС" ведется с нарушением п. 14 Приказа Минздрава N N 835н (отсутствует время проведения медицинского осмотра, отчестве работника, дата рождения работника);
-в нарушение п.п.4, 14 Приказа Минздрава N N 835н не обеспечено проведение 06.08.2015 водителям Воронкову А.В., Тимощенко А.В., 07.08.2015 водителям Антонову В.В., Фоменко В.В., Тимощенко А.В., 08.08.2015 водителям Антонову В.В., Сеитваапову И.С., 09.08.2015 водителю Антонову В.В., 12.08.2015 водителям Курбанову Р.Н., Ибадулаеву Э.С-А,13.08.2015 водителю Дубовенко С.Л., 14.08.2015 водителю Роткину В.А. предрейсового медицинского осмотра (отсутствуют подписи водителей о прохождении медицинского осмотра);
- при изучении журнала учета послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств ООО "СИМСИТИТРАНС" (начат 20.09.2015) установлено, что в нарушение п.п.5, 10,14 Приказа Минздрава N N 835н результаты проведенных послерейсовых осмотров за 22.09.2015 в журнал не внесены (отсутствует время проведения осмотра, отчестве работника, дата рождения, результаты исследования, заключение о результатах медицинского осмотра, подпись медицинского работника с расшифровкой подписи);
- в ходе проведения проверки 23.09.2015 в период с 5.00 до 5.30 установлено, что в нарушение п.п.5, 10,14 Приказа Минздрава N N 835н, медицинскими работниками Хаяли Л.Ф. при проведении предрейсового медицинского осмотра водителям предоставляется журнал учета послерейсовых медицинских осмотров для проставления подписей о прохождении послерейсовых медицинский осмотров;
- при изучении журнала выезда -заезда ООО "СИМСИТИТРАНС" установлено, что в нарушение п.п.4, 10,14 Приказа Минздрава N N 835н 15.09.2015 в 12.40 и 17.05 осуществляли выезд на линию водители Мингазиев А.З. и Керимов Д., однако согласно записей журнала учета предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств ООО "СИМСИТИТРАНС" данные о прохождении указанными водителями предрейсового медицинского осмотра вписаны в одну строку, а также отсутствую подписи водителей о прохождении медицинского осмотра. Указанное свидетельствует о том, что перед выездом на линию вышеуказанные водители предрейсовый медицинский осмотр не проходили, а запись в журнале была произведена позже в другое время.
Также, в ходе проверки установлено нарушение обществом проведения предрейсового технического осмотра (абз. 4 п. 1 ст. 20 Закона N 196-ФЗ, пункты 28,29 Приказа Минтранса РФ N 7, подпункты 2.3.1.7 Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 12.05.2003 N 28, пункт 3 совместного приказа Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11.03.1994 N 13/11 "Об утверждении положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов", пункт Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт), утвержденных Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 07.07.1999 N 18), а именно:
- предрейсовый технический осмотр транспортных средств механики Билялов Р.У., Муждабаев О.А. и Абибулаев Н.С. не имеющие соответствующего квалификационного обучения;
-в журнале выезда-заезда ООО "СИМСИТИТРАНС" в графе ФИО водителя" отсутствует имя и отчество водителей;
-согласно путевого листа N 002014 за сентябрь 2015 водитель Дубовенко С.Л. осуществлял выезд 12.09.2015 в 13.30, однако согласно записей журнала выезда- заезда ООО "СИМСИТИТРАНС" данные о прохождении предрейсового технического осмотра указанным водителем дописана в строку под N 72. Указанное свидетельствует о том, что предрейсовый технический осмотр транспортного средства проведен не был;
-при изучении путевых листов, журнала выезда- заезда и журнала учета предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств ООО "СИМСИТИТРАНС" установлено, что механики относятся к проведению предрейсового технического осмотра формально.
Согласно данных путевого листа N 001825 предрейсовый медицинский осмотр водителем пройден в 6.08, а отметка о проведении технического осмотра проставлена механиком в 6.09, однако фактически для полного осмотра автобуса необходимо затратить не меньше 15 мин. Данный факт подтверждает недобросовестное отношение механика к выполнению своих должностных обязанностей.
Аналогичные нарушения установлены при изучении путевых листов N 101530 (предрейсовый медицинский осмотр водителем пройден в 6.06, а отметка о проведении технического осмотра проставлена механиком в 6.09) N 001746 (предрейсовый медицинский осмотр водителем пройден в 6.06, а отметка о проведении технического осмотра проставлена механиком в 6.10).
В нарушение совместного приказа Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации от 11.03.1994 N 13/11 "Об утверждении положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов" предрейсовый технических осмотр транспортных средств проводят механики Билялов Р.У., Муждабаев О.А. и Абибулаев Н.С., не прошедшие соответствующее квалификационное обучение.
На транспортном средстве БАЗ А 079.23 р/н А311 ТР 82, осуществляющем междугородние перевозки пассажиров при наличии тахогрофа отсутствовала калибровка тахогрова, что является нарушением приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 13.02.2013 "36 "Об утверждении требований к тахографам, установленным на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства", приказа Министерства Транспорта Российской Федерации от 21.08.2013 N 273 2 Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами".
Также, ООО "СИМСИТИТРАНС" допущены нарушения режима труда и отдыха водителей транспортных средств (абз. 3 п.1 ст. 20 закона N 196-ФЗ, пункт 9 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 N 15 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей"), а именно:
-при изучении журнала выезда-заезда ООО "СИМСИТИТРАНС" и путевых листов, установлены факты нарушения режима труда и отдыха водителей транспортных средств. Так, водитель Тимощенко А.В. 22.09.2015 (путевой лист N 002163)осуществил выезд в 04.50, время заезда в 23.06, т.е. отработал более 17 часов; водитель Азизов Я.А. 22.09.2015 (путевой лист N 001875) осуществил выезд в 06.00, время заезда в 23.10, т.е. отработал более 17 часов; водитель Придальный Ю.В. 22.09.2015 (путевой лист N 002095) осуществил выезд в 06.15, время заезда в 24.10, т.е. отработал более 17 часов.
В нарушение абз. 5 п. 1 ст. 20 Закона N 196-ФЗ, приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 02.04.1996 N 22 в журнале учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств, сведения, подлежащие сверке с территориальными органами внутренних дел не проводится с февраля 2015 года.
Вышеуказанные нарушения установленных законодательством Российской Федерации правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом, организации работы водителей, режима труда и отдыха водителей транспортных средств, организации проведения обязательных медицинских осмотров, а также ненадлежащего обеспечения технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения, свидетельствуют о нарушении лицензионных требований в деятельности ООО "СИМСИТИТРАНС".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что выявленные в ходе проверки нарушения п.п "е", "з", "и" п. 4 Постановления N 280 являются нарушениями лицензионных требований и условий, в связи с чем, действия общества образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт совершения обществом данного правонарушения подтвержден материалами дела об административном правонарушении, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 12.10.2015, копиями путевых листов, копией журнала выезда -заезда АТС ООО "СИМСИТИТРАНС", копией журнала учета предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств; копией журнала учета послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств; копией журнала выезда- заезда; копией журнала учета ДТП; копиями приказов о приеме на работу Билялова Р.У., Муждабаева О.С., Абибулаева Н.С., объяснениями диспетчера Верхогляд О.А., медсестры Хаяли Л.Ф., механика Ганиева Р.М.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия ООО "СИМСИТИТРАНС" всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения обществом лицензионных требований, установленных Положением N 280 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей назначено обществу по правилам статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы общества в апелляционной жалобе на отсутствие оснований для проведения прокуратурой проверки является несостоятельной ввиду следующего.
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определены в Федеральном законе от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
В силу части 2 статьи 21 названного Закона при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Согласно части 1 статьи 22 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.
Таким образом, законом предусмотрены обязательные условия для проведения проверки:
- прокурор должен располагать информацией о фактах нарушения закона;
- содержание информации должно свидетельствовать о том, что соответствующие вопросы не входят в компетенцию других государственных органов, и требуется принятие мер непосредственно прокурором.
Поводом для проверки исполнения законов, в силу указанной выше нормы, может быть любая информация о фактах нарушения закона, требующая принятия мер прокурором, в том числе полученная из поступающих в прокуратуру заявлений, жалоб и иных обращений, средств массовой информации, от контролирующих органов, из уголовных, гражданских и арбитражных дел, а также из результатов анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики.
Указанное согласуется с положениями Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" и Приказа N 53 от 31.03.2008 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности".
При этом, в силу пункта 3 части 3 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора.
В соответствии со статьей 25.11 КоАП РФ, прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении. Согласно части 1 статьи 28.4 Кодекса при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
В рамках настоящего дела проверка исполнения законодательства в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом проведена Прокуратурой Республики Крым с привлечением специалистов в порядке надзора на основании поручения Генеральной прокуратуры Российской Федерации по результатам анализа статистики происшествия ДТП на территории Республики Крым.
Таким образом, прокурор в пределах установленной компетенции провел проверку соблюдения законодательства в сфере пассажирских перевозок автомобильным транспортом ООО "СИМСИТИТРАНС". Процессуальных нарушений, которые носили бы существенный характер и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, судом не установлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции нарушен срок привлечения общества к административной ответственности отклоняется по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. В отношении нарушения некоторых видов законодательства, указанных в части 1 статьи 4.5 КоАП РФ, законодателем установлены более длительные сроки давности привлечения к административной ответственности.
Согласно абзацу 3 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
При этом указанный день определяется, исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления - п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.2003 N 2 (ред. от 02.06.2004) "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Как следует из материалов дела, а также предоставленных ООО "СИМСИТИТРАНС" путевых листов, усматривается, что Обществом на протяжении с 01.07.2015 по 31.07.2015, с 01.08.2015 по 31.08.2015, с 01.09.2015 по 30.09.2015 надлежащим образом не исполнялись требования ст. 6 Закона N 259-ФЗ, п. 6,9,11,13,16,17 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 N 152, п. 29 Приказа Минтранса РФ N 7.
Следовательно, указанное административное правонарушение является длящимся.
Факт совершения правонарушения выявлен в момент проведения проверки 23.06.2015, в связи с чем, решение суда первой инстанции от 04.12.2015 о привлечении ООО "СИМСИТИТРАНС" к административной ответственности принято в пределах срока давности, установленного части 1,2 статьи 4.5 КоАП РФ.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу изложенного решение суда следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 04 декабря 2015 года по делу N А83-4832/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.И. Сикорская |
Судьи |
Р.С. Вахитов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-4832/2015
Истец: Прокуратура Республики Крым
Ответчик: ООО "СИМСИТИТРАНС"
Третье лицо: Крымское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, ООО "СИМСИТИТРАНС", Прокуратура города Севастополя