Разъяснение КРМФО (IFRIC) 5 "Права, связанные с участием в фондах финансирования вывода объектов из эксплуатации, рекультивации и экологической реабилитации" (с изменениями и дополнениями) (не применяется)

Разъяснение КРМФО (IFRIC) 5
"Права, связанные с участием в фондах финансирования вывода объектов из эксплуатации, рекультивации и экологической реабилитации"

С изменениями и дополнениями от:

18 июля 2012 г., 2 апреля 2013 г., 26 августа 2015 г.

ГАРАНТ:

Приказом Минфина России от 28 декабря 2015 г. N 217н приказ Минфина России от 25 ноября 2011 г. N 160н, вводивший в действие настоящий документ на территории РФ, признан утратившим силу со дня вступления в силу на территории РФ Разъяснения КРМФО (IFRIC) 5 "Права, связанные с участием в фондах финансирования вывода объектов из эксплуатации, восстановления окружающей среды и экологической реабилитации"

Организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации

Информация об изменениях:

Международным стандартом финансовой отчётности (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчётность" и Международным стандартом финансовой отчётности (IFRS) 11 "Совместная деятельность" в раздел "Ссылки" настоящего Стандарта внесены изменения, вступающие в силу на территории Российской Федерации со дня вступления в силу Международных стандартов финансовой отчётности

См. текст раздела в предыдущей редакции

Ссылки:

 

- МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки",

- МСФО (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия",

- МСФО (IAS) 37 "Оценочные резервы, условные обязательства и условные активы",

- МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (выпущенный в октябре 2010 г.),

- ПКР (SIC) 12 "Консолидация - предприятия специального назначения" (в редакции 2004 г.),

- МСФО (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчётность",

- МСФО (IFRS) 11 "Совместная деятельность".

Исходная информация

 

1 Цель фондов финансирования вывода объектов из эксплуатации, рекультивации и экологической реабилитации, далее по тексту именуемых "фонды финансирования вывода из эксплуатации" или "фонды", состоит в том, чтобы выделить активы, предназначенные для финансирования некоторых или всех затрат по выводу из эксплуатации производственных объектов (например, ядерных установок) или определенных видов оборудования (например, автомобилей), либо на проведение мероприятий по восстановлению окружающей среды (например, по ликвидации загрязнения водных ресурсов или по рекультивации земель, нарушенных горной разработкой), совместно именуемых "вывод из эксплуатации".

2 Взносы в эти фонды могут осуществляться добровольно или в соответствии с требованиями регулирующего положения или закона. Структурно эти фонды могут принимать одну из следующих форм:

(a) фонды, учреждаемые единственным вкладчиком для финансирования собственных обязательств по выводу объектов из эксплуатации, причем как на определенном участке, так и на нескольких территориально разрозненных участках.

(b) фонды, учреждаемые несколькими вкладчиками для финансирования собственных или совместных обязательств по выводу объектов из эксплуатации, где вкладчики получают право на возмещение своих расходов по выводу объектов из эксплуатации в размере внесенных ими взносов, увеличенных на сумму фактической прибыли на эти взносы, и уменьшенных на сумму затрат по управлению фондом в соответствующей доле. Вкладчики могут иметь обязательство по внесению дополнительных взносов, например, в случае банкротства другого вкладчика.

(c) фонды, учреждаемые несколькими вкладчиками для финансирования собственных или совместных обязательств по выводу объектов из эксплуатации, где требуемый уровень взносов определяется исходя из деятельности вкладчика в настоящее время, а приобретаемые выгоды определяются исходя из его деятельности в прошлом. В таких случаях существует потенциальное расхождение между суммой взносов, осуществленных участником (исходя из его деятельности в настоящее время), и величиной выгод, подлежащих получению им из фонда (исходя из его деятельности в прошлом).

3 Такие фонды, как правило, имеют следующие характеристики:

(a) управление фондом осуществляется независимыми попечителями.

(b) предприятия (вкладчики) осуществляют взносы в фонд, и эти взносы инвестируются в различные виды активов, которые могут включать как долговые, так и долевые инструменты, и которые доступны для использования в целях покрытия затрат вкладчиков по выводу объектов из эксплуатации. Попечители определяют способ инвестирования взносов с учетом ограничений, устанавливаемых документами, регулирующими деятельность фонда, и любыми применимыми законодательными нормами или иными регулирующими положениями.

(c) за вкладчиками сохраняются обязательства по осуществлению затрат по выводу объектов из эксплуатации. Однако вкладчики имеют возможность получить из фонда компенсацию произведенных ими затрат по выводу объектов из эксплуатации, в размере меньшей из двух величин: суммы фактически понесенных затрат и доли соответствующего вкладчика в активах фонда.

(d) вкладчики могут иметь ограниченный доступ или вообще не иметь доступа к дополнительным активам фонда сверх тех, которые были использованы для покрытия отвечающих требованиям затрат на вывод объектов из эксплуатации.

Сфера применения

 

4 Настоящее разъяснение применяется при отражении в финансовой отчетности вкладчика выгод, связанных с его участием в фондах финансирования вывода из эксплуатации, которым присущи обе следующие характеристики:

(a) соответствующие активы фонда управляются отдельно (либо находясь у отдельного юридического лица, либо будучи выделенными в отдельную группу активов в другом предприятии); и

(b) право вкладчика на доступ к этим активам ограничено.

Информация об изменениях:

МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" пункт 5 изложен в новой редакции, вступающей в силу на территории Российской Федерации со дня вступления в силу Международного стандарта финансовой отчетности

См. текст пункта в будущей редакции

МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (в редакции МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (Учет хеджирования и поправки к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IFRS) 7 и МСФО (IAS) 39) пункт 5 изложен в новой редакции, вступающей в силу на территории Российской Федерации со дня вступления в силу Международного стандарта финансовой отчетности

См. текст пункта в предыдущей редакции

5 Остаточная доля участия в фонде, превышающая по величине стоимость права на получение компенсационных выплат, например, обусловленное договором право на получение экономических выгод после того, как фонд завершит возмещение всех затрат по выводу из эксплуатации, или после ликвидации фонда, может представлять собой долевой инструмент, включенный в сферу применения МСФО (IFRS) 9, и она не входит в сферу применения настоящего разъяснения.

Вопросы

 

6 Настоящее разъяснение отвечает на следующие проблемные вопросы:

(a) каким образом вкладчик должен отражать в учете свою долю участия в фонде?

(b) если вкладчик имеет обязательство по осуществлению дополнительных взносов, например, в случае банкротства другого вкладчика, то каким образом следует отражать это обязательство в учете?

Консенсус

 

Учет доли участия в фонде

 

7 Вкладчик должен признать свою обязанность по осуществлению затрат по выводу из эксплуатации в качестве обязательства и отдельно признать свою долю участия в фонде, если только этот вкладчик не обязан осуществить затраты по выводу из эксплуатации даже в том случае, если фонд не выполняет обязательств по выплатам.

Информация об изменениях:

Международным стандартом финансовой отчётности (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчётность" и Международным стандартом финансовой отчётности (IFRS) 11 "Совместная деятельность" пункт 8 настоящего Разъяснения изложен в новой редакции, вступающей в силу на территории Российской Федерации со дня вступления в силу Международных стандартов финансовой отчётности

См. текст пункта в предыдущей редакции

8 Обратившись к стандартам МСФО (IFRS) 10, МСФО (IFRS) 11 и МСФО (IAS) 28 вкладчик должен определить, имеет ли он контроль, совместный контроль над фондом или значительное влияние на него. Если вкладчик имеет контроль, совместный контроль над фондом или значительное влияние на него, то этот вкладчик должен учитывать свою долю участия в фонде в соответствии с настоящим стандартом.

9 Если вкладчик не имеет контроля, совместного контроля над фондом или значительного влияния на него, то этот вкладчик должен признать право на получение возмещения из средств фонда как право на компенсацию в соответствии с МСФО (IAS) 37. Такое право на компенсацию должно оцениваться по наименьшей из указанных ниже величин:

(a) величины признанного обязательства по выводу из эксплуатации; и

(b) доли вкладчика в справедливой стоимости чистых активов фонда, принадлежащих вкладчикам.

Изменения балансовой стоимости права на получение возмещения, вызванные причинами, отличными от взносов в фонд и выплат из фонда, признаются в составе прибыли или убытка в периоде, в котором произошли эти изменения.

Учет обязательств по осуществлению дополнительных взносов

 

10 Если вкладчик имеет обязанность по осуществлению потенциальных дополнительных взносов, например, в случае банкротства другого вкладчика или уменьшения стоимости инвестиционных активов фонда до размера, недостаточного для выполнения фондом его обязательств по возмещению затрат, такая обязанность представляет собой условное обязательство, входящее в сферу применения МСФО (IAS) 37. Вкладчик должен признать обязательство только в том случае, если вероятность того, что такие дополнительные взносы действительно будут осуществлены, является высокой.

Раскрытие информации

 

11 Вкладчик должен раскрыть информацию о характере своего участия в фонде, а также о любых ограничениях, связанных с доступом к активам фонда.

12 Если вкладчик имеет обязанность по осуществлению потенциальных дополнительных взносов, которая не признается в качестве обязательства (см. пункт 10), он должен раскрыть информацию в соответствии с требованиями пункта 86 МСФО (IAS) 37.

13 Если вкладчик учитывает свою долю участия в фонде в соответствии с пунктом 9, он должен раскрыть информацию в соответствии с требованиями пункта 85(c) МСФО (IAS) 37.

Дата вступления в силу

 

14 Предприятие должно применять настоящее разъяснение в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2006 г. или после этой даты. Досрочное применение приветствуется. Если предприятие применяет настоящее разъяснение в отношении периода, начинающегося до 1 января 2006 г., то оно обязано раскрыть этот факт.

14А Исключен.

Информация об изменениях:

См. текст пункта 14А

Информация об изменениях:

Международным стандартом финансовой отчётности (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчётность" и Международным стандартом финансовой отчётности (IFRS) 11 "Совместная деятельность" Разъяснение дополнено пунктом 14В, вступающим в силу на территории Российской Федерации со дня вступления в силу Международных стандартов финансовой отчётности

14В МСФО (IFRS) 10 и МСФО (IFRS) 11 "Совместная деятельность", выпущенные в мае 2011 года, внесли поправки в пункты 8 и 9. Предприятие должно применять данные поправки при применении МСФО (IFRS) 10 и МСФО (IFRS) 11.

Информация об изменениях:

МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" пункт 14С исключен со дня вступления в силу Международного стандарта финансовой отчетности

МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (в редакции МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (Учет хеджирования и поправки к МСФО (IFRS) 9, МСФО (IFRS) 7 и МСФО (IAS) 39) Разъяснение дополнено пунктом 14С, вступающим в силу на территории Российской Федерации со дня вступления в силу Международного стандарта финансовой отчетности

14С МСФО (IFRS) 9, выпущенный в измененной редакции в ноябре 2013 года, внес поправки в пункт 5 и удалил пункт 14А. Предприятие должно применить указанные поправки одновременно с применением МСФО (IFRS) 9 в измененной редакции, выпущенной в ноябре 2013 года.

Информация об изменениях:

МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" Разъяснение дополнено пунктом 14D, вступающим в силу на территории Российской Федерации со дня вступления в силу Международного стандарта финансовой отчетности

Переход к новому порядку учета

 

15 Изменения в учетной политике должны учитываться в соответствии с требованиями МСФО (IAS) 8.

 

Приведено Разъяснение КРМФО (IFRIC) 5 "Права, связанные с участием в фондах финансирования вывода объектов из эксплуатации, рекультивации и экологической реабилитации".

Вкладчик должен признать свою обязанность по осуществлению затрат по выводу из эксплуатации в качестве обязательства и отдельно признать свою долю участия в фонде.

Исключение - случаи, когда вкладчик не обязан нести затраты по выводу из эксплуатации даже в том случае, когда фонд не выполняет обязательств по выплатам.

Обратившись к МСФО (IAS) 27, 28, 31 и разъяснению ПКР (SIC) 12, вкладчик должен определить, имеет ли он контроль, совместный контроль над фондом или значительное влияние на него.

Если контроля или влияния нет, то вкладчик должен признать право на получение возмещения из средств фонда как право на компенсацию в соответствии с МСФО (IAS) 37. Оно должно оцениваться по наименьшей из 2 величин: признанного обязательства по выводу из эксплуатации либо доли вкладчика в справедливой стоимости чистых активов фонда, принадлежащих вкладчикам.

Изменения балансовой стоимости права на получение возмещения признаются в составе прибыли или убытка в периоде, в котором произошли эти изменения. Исключение - изменения в связи с взносами в фонд и выплатами из него.

Если вкладчик обязан осуществить потенциальные допвзносы, то это условное обязательство, входящее в сферу применения МСФО (IAS) 37.

Вкладчик должен признать обязательство только в том случае, если вероятность осуществления таких допвзносов высока.

Организации должны применять разъяснение в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2006 г. или после.

Если разъяснение применяется в отношении периода, начинающегося до указанной даты, то организация обязана раскрыть этот факт.


Разъяснение КРМФО (IFRIC) 5 "Права, связанные с участием в фондах финансирования вывода объектов из эксплуатации, рекультивации и экологической реабилитации"


Текст Разъяснения опубликован в приложении к журналу "Бухгалтерский учет", 2011, N 12 (дата подписания приложения в печать - 15.12.2011)


Введено в действие приказом Минфина РФ от 25 ноября 2011 г. N 160н

Вступает в силу на территории Российской Федерации со дня официального опубликования. Организации составляют, представляют и публикуют консолидированную финансовую отчетность начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории Российской Федерации


Приказом Минфина России от 28 декабря 2015 г. N 217н приказ Минфина России от 25 ноября 2011 г. N 160н, вводивший в действие настоящий документ на территории РФ, признан утратившим силу со дня вступления в силу на территории РФ Разъяснения КРМФО (IFRIC) 5 "Права, связанные с участием в фондах финансирования вывода объектов из эксплуатации, восстановления окружающей среды и экологической реабилитации"


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 (введен в действие приказом Минфина России от 26 августа 2015 г. N 133н)

Изменения вступают в силу на территории Российской Федерации для добровольного применения - со дня его официального опубликования; для обязательного применения - в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2018 г. или после этой даты

См. будущую редакцию настоящего Разъяснения
Текст настоящего Разъяснения представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ


Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (введен в действие приказом Минфина РФ от 2 апреля 2013 г. N 36н) (в редакции Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (Учет хеджирования и поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 9, Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 7 и Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 39), введенного в действие приказом Минфина России от 26 августа 2015 г. N 133н)

Изменения вступают в силу на территории Российской Федерации со дня их официального опубликования


Международный стандарт финансовой отчётности (IFRS) 11 (введен в действие приказом Минфина РФ от 18 июля 2012 г. N 106н)

Изменения вступают в силу на территории Российской Федерации для добровольного применения организациями - со дня их официального опубликования; для обязательного применения организациями - в отношении годовых периодах, начинающихся 1 января 2013 г. или после этой даты


Международный стандарт финансовой отчётности (IFRS) 10 (введен в действие приказом Минфина РФ от 18 июля 2012 г. N 106н)

Изменения вступают в силу на территории Российской Федерации для добровольного применения организациями - со дня их официального опубликования; для обязательного применения организациями - в отношении годовых периодах, начинающихся 1 января 2013 г. или после этой даты