Часть IV. Внутренний распорядок

Часть IV
Внутренний распорядок

 

Общий подход к организации внутреннего распорядка

 

49. Внутренний распорядок организуется в пенитенциарных учреждениях с учетом требований режима, безопасности и дисциплины, одновременно предоставляя заключенным такие условия содержания, которые обеспечивают человеческое достоинство и предлагают им полную программу действий в соответствии с Правилом 25.

50. С учетом необходимости обеспечения внутреннего распорядка, безопасности и режима, заключенным должно быть разрешено обсуждать вопросы, касающиеся общих условий содержания, а также они должны поощряться в обсуждении с администрацией пенитенциарного учреждения этих вопросов.

Безопасность

 

51.1. Меры безопасности, применяемые к отдельным заключенным, должны быть минимально необходимыми для того, чтобы обеспечить их надежное содержание.

51.2. Безопасность, которая обеспечивается физическими барьерами и иными техническими средствами, должна быть дополнена динамическими мерами безопасности, предоставляемыми наблюдательным персоналом, который знает заключенных, находящихся под их контролем.

51.3. Сразу после поступления в пенитенциарное учреждение, как только это станет возможно, должна производиться оценка заключенных с целью определения:

а. опасности, которую они могут представлять для общества, в случае, если они сбегут;

b. опасности того, что они могут сбежать либо самостоятельно, либо при содействии извне.

51.4. Каждый заключенный должен впоследствии содержаться в режимных условиях, соответствующих этим условиям риска.

51.5. Уровень необходимой безопасности должен пересматриваться через равные промежутки времени на протяжении всего периода пребывания заключенного в пенитенциарном учреждении.

Надежность

 

52.1. Как только это станет возможным, после приема в пенитенциарное учреждение, заключенные должны подвергнуться оценке для того, чтобы определить, представляют ли они угрозу для безопасности других заключенных, персонала пенитенциарного учреждения или иных лиц, работающих там или посещающих пенитенциарное учреждение, а также есть ли вероятность того, что они могут нанести вред сами себе.

52.2. Должны применяться процедуры для того, чтобы гарантировать безопасность заключенных, персонала пенитенциарного учреждения, а также посетителей, и свести к минимуму риск насилия и других событий, которые могут поставить под угрозу безопасность.

52.3. Должны быть предприняты все возможные усилия для того, чтобы все заключенные могли безопасно участвовать во всех мероприятиях, предусмотренных распорядком дня.

52.4. Заключенным должна предоставляться возможность постоянно контактировать с персоналом пенитенциарного учреждения, в том числе в течение ночи.

52.5. Национальное законодательство о системе здравоохранения и о безопасности должно соблюдаться в пенитенциарных учреждениях.

Специальные меры строгого режима или безопасности

 

53.1. Специальные меры строгого режима или безопасности применяются только в исключительных обстоятельствах.

53.2. Должны быть установлены понятные процедуры, которым необходимо следовать в том случае, когда такие меры должны применяться к кому-либо из заключенных.

53.3. Характер любых таких мер, продолжительность и основания для их применения определяются национальным законодательством.

53.4. Применение таких мер в каждом случае должно утверждаться компетентным органом власти на определенный период времени.

53.5. Любое решение о продлении одобренного периода времени должно подлежать новому одобрению компетентного органа власти.

53.6. Такие меры должны применяться в отношении отдельных лиц, а не к группам заключенных.

53.7. Каждый заключенный, к которому применяются такие меры, должен иметь право пожаловаться в соответствии с условиями, установленными в Правиле 70.

Досмотр и контроль

 

54.1. Должны существовать детально разработанные процедуры, которым должен следовать персонал пенитенциарного учреждения:

а. при осмотре всех мест, где заключенные живут, работают и собираются;

b. при досмотре заключенных;

с. при досмотре посетителей и их личных вещей; а также

d. при досмотре персонала.

54.2. Ситуации, при которых такие досмотры необходимы, а также их характер определяются в соответствии с национальным законодательством.

54.3. Персонал пенитенциарного учреждения должен пройти обучение проведению таких досмотров, чтобы обнаружить и предотвратить любую попытку побега или сокрытия запрещенных предметов, при этом уважая достоинство тех, кто подвергается досмотру, и их личные вещи.

54.4. Лица, которых обыскивают, не должны подвергаться унижению в ходе досмотра.

54.5. Лица должны досматриваться только персоналом того же пола.

54.6. Персонал пенитенциарного учреждения не должен проводить физический досмотр внутренних полостей тела заключенных.

54.7. Интимный досмотр, связанный с досмотром, может производиться только врачом.

54.8. Личные вещи заключенных досматриваются в их присутствии, если только это не запрещено вследствие применения методов расследования или угрозы персонала.

54.9. Обязанность обеспечивать режим содержания и безопасность не должна нарушать частных интересов посетителей.

54.10. Процедуры контроля профессиональных посетителей - таких, как законные представители, социальные работники и врачи - должны подлежать обсуждению с их профессиональными организациями для обеспечения баланса между соблюдением режима и безопасности, а также права на конфиденциальный доступ профессиональных посетителей.

Преступные деяния

 

55. Предполагаемое преступное деяние, совершенное в пенитенциарном учреждении, должно расследоваться таким же образом, как и преступления, совершенные в свободном обществе, и должно рассматриваться в соответствии с национальным законодательством.

Дисциплина и наказание

 

56.1. Дисциплинарные механизмы должны использоваться в последнюю очередь в качестве крайних мер.

56.2. Там, где это возможно, администрация пенитенциарного учреждения должна использовать механизмы восстановительного правосудия и медиации для урегулирования споров с заключенными и между ними.

57.1. Только поведение, которое может представлять угрозу для внутреннего распорядка, режима содержания или безопасности может быть определено в качестве дисциплинарного нарушения.

57.2. Национальное законодательство должно определять:

a. какие действия или бездействия заключенных представляют собой дисциплинарные проступки;

b. процедуры, которым необходимо следовать при проведении разбирательств вследствие нарушения дисциплины;

c. виды и продолжительность наказания, которое может быть наложено;

d. орган, который обладает полномочиями налагать наказание; и

e. доступ к процессу обжалования и уполномоченный на это орган.

58. О любом возможном нарушении заключенным дисциплинарных правил должно быть немедленно доложено компетентному органу, который должен незамедлительно провести расследование.

59. Заключенные, обвиняемые в дисциплинарных проступках:

а. незамедлительно и подробно информируются на понятном им языке о характере выдвигаемых против них обвинений;

b. должны иметь достаточные условия и время для подготовки в свою защиту;

с. должны иметь возможность защищать себя лично или с привлечением правовой помощи, если это требуется в интересах правосудия;

d. должны иметь возможность требовать присутствия свидетелей и заслушивать их или требовать от своего имени заслушивания; а также

е. должны получать бесплатную помощь переводчика, если они не могут понимать или говорить на том языке, на котором ведется слушание.

60.1. Любое наказание, наложенное в результате осуждения за дисциплинарный поступок, должно осуществляться в соответствии с национальным законодательством.

60.2. Строгость любого наказания должна быть пропорциональна нарушению.

60.3. Коллективное наказание и телесное наказание, наказание помещением в камеру без окон, а также все иные формы бесчеловечного и унижающего наказания должны быть запрещены.

60.4. Наказание не должно предусматривать полное запрещение контактов с семьей.

60.5. Одиночное заключение должно использоваться в качестве наказания только в исключительных случаях и только на определенный промежуток времени, который должен быть настолько краток, насколько это возможно.

60.6. Средства ограничения свободы движения никогда не должны применяться для наказания.

61. Заключенный, призванный виновным в совершении дисциплинарного проступка, должен иметь возможность обжалования в компетентном и независимом вышестоящем органе власти.

62. Ни один заключенный в пенитенциарном учреждении не должен быть нанят на работу или наделен полномочиями, связанными с обеспечением дисциплинарного режима.

 

Повторное привлечение к ответственности за одно и то же деяние

 

63. Заключенный не должен привлекаться к ответственности дважды за совершение одного и того же деяния или поступка.

Применение силы

 

64.1. Персонал пенитенциарного учреждения не должен применять силу против заключенных, за исключением случаев самообороны или в случае попытки побега, или активного или пассивного физического сопротивления установленному законом порядка, и всегда это должно быть крайней мерой.

64.2. Масштабы применяемой силы должны быть минимально необходимыми и период ее применения должен быть минимальным.

65. Должны быть установлены детальные процедуры применения силы, включая ситуации относительно:

a. различных видов силовых действий, которые могут применяться;

b. обстоятельств, при которых может применяться каждый вид силовых действий;

c. членов персонала пенитенциарного учреждения, имеющих право использовать различные виды силы;

d. уровня власти, требуемого для использования какой-либо силы; и

e. отчетов, которые должны составляться после того, как силы были использованы.

66. Персонал пенитенциарного учреждения, который непосредственно взаимодействует с заключенными, должен быть обучен таким методам, которые позволяют им минимально использовать силовое воздействие при сдерживании заключенных, настроенных агрессивно.

67.1. Сотрудники других правоохранительных ведомств в исключительных обстоятельствах могут непосредственно работать с заключенными в пенитенциарных учреждениях.

67.2. Должно существовать официальное соглашение между администрацией пенитенциарного учреждения и любыми другими такими правоохранительными ведомствами, если отношения уже не урегулированы национальным законодательством.

67.3. В таком соглашении оговариваются:

a. обстоятельства, при которых сотрудники других правоохранительных ведомств могут входить в пенитенциарные учреждения для принятия мер по разрешению любого конфликта;

b. пределы полномочий, которые такие другие правоохранительных ведомств должны иметь в ходе пребывания в пенитенциарном учреждении, а также их взаимоотношения с главой администрации пенитенциарного учреждения;

c. различные виды силовых действий, которые могут применять сотрудники таких ведомств;

d. обстоятельства, в которых каждый из видов силового воздействия может использоваться;

e. уровень властных полномочий, требуемый до того, как силовое воздействие будет использовано; и

f. отчеты, которые должны составляться после использования силового воздействия.

Средства сдерживания

 

68.1. Использование цепей и кандалов должно быть запрещено.

68.2. Наручники, смирительные рубашки и другие средства, ограничивающие движения, не должны использоваться, за исключением:

a. если это необходимо, в качестве средства предотвращения побега в ходе перевода из одного пенитенциарного учреждения в другое, при условии, что они будут сняты, когда заключенный предстанет перед судебным или административным органом, если этот орган не примет иного решения;

b. по распоряжению главы администрации пенитенциарного учреждения, если другие методы контроля не работают, для того, чтобы защитить заключенного от нанесения травм самому себе, от ранения других или для того, чтобы предотвратить серьезный ущерб имущества, при условии, что в таких случаях глава администрации пенитенциарного учреждения должен немедленно проинформировать врача и сообщить об этом в вышестоящую инстанцию пенитенциарных учреждений.

68.3. Средства сдерживания не должны применяться дольше, чем это абсолютно необходимо.

68.4. Способ применения средств сдерживания должен быть конкретно установлен национальным законодательством.

Оружие

 

69.1. За исключением случаев чрезвычайной необходимости, персонал пенитенциарного учреждения не должен носить смертоносное оружие в пределах пенитенциарного учреждения.

69.2. Открытое ношение другого оружия, включая дубинки, лицами, находящимися в непосредственном контакте с заключенными в пределах пенитенциарного учреждения должны быть запрещены, если только в этом нет необходимости вследствие обеспечения безопасности и режима для того, чтобы разобраться с конкретным происшествием.

69.3. Персонал пенитенциарного учреждения не должен получать оружие, если он не прошел подготовку по его применению.

Просьбы и жалобы

 

70.1. Заключенные, индивидуально или группой, должны иметь широкие возможности для высказывания просьб или жалоб главе администрации пенитенциарного учреждения или иному другому компетентному органу власти.

70.2. Если использование медиации является уместным, то она должна быть применена в первую очередь.

70.3. Если в удовлетворении просьбы отказано или жалоба отклонена, то причины этого должны быть сообщены заключенному, а заключенный должен обладать правом обжаловать это решение в независимой инстанции.

70.4. Заключенные не должны подвергаться наказанию из-за того, что они обратились с просьбой или подали жалобу.

70.5. Компетентный орган власти должен принять во внимание любые письменные жалобы, направленные родственниками заключенного, если они имеют основания полагать, что права заключенного были нарушены.

70.6. Никакая жалоба законного представителя или организации, занимающейся вопросами надлежащего обращения с заключенными, не может представлена от имени заключенного, если этот заключенный не дал на это согласие.

70.7. Заключенные наделяются правом на получение юридических консультаций относительно порядка направления жалоб и апелляций, а также на юридическую помощь, когда этого требуют интересы правосудия.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.