Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 8 сентября 2011 г. N 03-07-08/276
В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании консультационных и инжиниринговых услуг иностранному лицу и при приобретении таких услуг у иностранного лица Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 Кодекса.
Так, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 148 Кодекса местом реализации консультационных и инжиниринговых услуг признается территория Российской Федерации, в случае если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
Таким образом, в случае, если покупателем указанных услуг, является иностранное лицо, зарегистрированное и осуществляющее деятельность на территории иностранного государства, местом реализации услуг территория Российской Федерации не признается, и, соответственно, такие услуги налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не облагаются.
Если в процессе своей деятельности российская организация приобретает консультационные и инжиниринговые услуги у иностранного лица, местом реализации данных услуг признается территория Российской Федерации и такие услуги являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации. В этом случае российская организация, приобретающая у иностранного лица консультационные и инжиниринговые услуги, является налоговым агентом и обязана исчислить и уплатить в бюджет сумму налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 1 статьи 161 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
Пунктом 4 статьи 164 Кодекса установлено, что при исчислении налога на добавленную стоимость налоговым агентом в указанном случае сумма налога определяется расчетным методом. При этом налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки 18 процентов, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 Кодекса, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на размер указанной налоговой ставки. При этом необходимо отметить, что если контрактом с налогоплательщиком - иностранным лицом, реализующим консультационные и инжиниринговые услуги, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, не предусмотрена сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в российский бюджет, российскому налогоплательщику - налоговому агенту следует самостоятельно определить налоговую базу для целей налога на добавленную стоимость (доход от реализации), то есть увеличить стоимость услуг на сумму налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 3 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные покупателями - налоговыми агентами. Данная норма применяется при условии, что работы (услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, и при их приобретении он удержал и уплатил налог при перечислении доходов иностранному лицу.
Учитывая изложенное, суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные российской организацией при приобретении у иностранного лица консультационных и инжиниринговых услуг, используемых для оказания другому иностранному лицу консультационных и инжиниринговых услуг, не являющихся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости оказываемых услуг на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 170 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Комова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснен порядок применения НДС при оказании консультационных и инжиниринговых услуг иностранному лицу и при приобретении их у него.
Россия не признается местом реализации таких услуг, если их покупает иностранное лицо, зарегистрированное и осуществляющее деятельность в другом государстве. Соответственно, в нашей стране они не облагаются НДС.
Если российская организация приобретает такие услуги у иностранного лица, то они облагаются НДС в нашей стране. В указанном случае российская организация является налоговым агентом. Она обязана исчислить и уплатить в бюджет НДС.
Суммы НДС, уплаченные российской организацией при приобретении у иностранного лица консультационных и инжиниринговых услуг, используемых для оказания другому иностранному лицу аналогичных услуг, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости услуг.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 8 сентября 2011 г. N 03-07-08/276
Текст письма официально опубликован не был