Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 4 июля 2012 г. N 03-07-08/169
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о налогообложении налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации операций по реализации казахстанской организацией её доли в уставном капитале российской организации и сообщает следующее.
Применение налога на добавленную стоимость в рамках Таможенного союза Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь при выполнении работ (оказании услуг) по договорам между налогоплательщиками государств-членов Таможенного союза регламентируется нормами Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 года и Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 года (далее - Протокол). При этом на основании указанных норм реализация доли в уставном капитале организации относится к услугам.
В соответствии со статьей 2 Протокола взимание налога на добавленную стоимость при оказании услуг производится в государстве-члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации услуг, в соответствии с налоговым законодательством данного государства.
На основании положений статьи 3 Протокола местом реализации услуг признается территория государства-члена Таможенного союза, если такие услуги оказываются налогоплательщиком этого государства, за исключением услуг, предусмотренных подпунктами 1-4 пункта 1 данной статьи. Поскольку услуги по реализации доли в уставном капитале к услугам, поименованным в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Протокола не относятся, то местом реализации таких услуг, оказываемых налогоплательщиком государства-члена Таможенного союза, признается территория этого государства. В связи с этим местом реализации услуг, оказываемых казахстанской организацией, по реализации ее доли в уставном капитале российской организации этой же российской организации, признается территория Республики Казахстан и данные услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются.
Что касается налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации услуг по реализации украинской организации казахстанской организацией её доли в уставном капитале российской организации, то поскольку украинская организация не является налогоплательщиком государств-членов Таможенного союза нормы Протокола в отношении такой операции не применяются. Поэтому при рассмотрении данного вопроса необходимо руководствоваться нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) и передаче имущественных прав на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами статьи 148 Кодекса. На основании положений данной статьи реализация доли в уставном капитале организации также относится к услугам.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 148 Кодекса место реализации услуг определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги, за исключением услуг, предусмотренных подпунктами 1 - 4.1, 4.3 пункта 1 данной статьи. При этом согласно пункту 2 статьи 148 Кодекса местом осуществления деятельности организации, оказывающей услуги, признается территория Российской Федерации в случае присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации.
Поскольку услуги по реализации доли в уставном капитале организации к услугам, перечисленным в указанных подпунктах 1 - 4.1, 4.3 пункта 1 статьи 148 Кодекса, не относятся, то местом реализации таких услуг, оказываемых казахстанской организацией, не состоящей на налоговом учете в Российской Федерации, украинской организации, также не состоящей на налоговом учете в Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, данные услуги объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации не являются.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Комова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.