Приказ Минюста РФ от 20 июля 2004 г. N 128
"Об утверждении программ подготовки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации по почерковедческой экспертизе"
Приказом Минюста России от 7 октября 2014 г. N 208 настоящий приказ признан утратившим силу
В целях обеспечения подготовки экспертов в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России и во исполнение требований ст. 13 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", приказов Минюста России от 14.05.2003 N 114 "Об утверждении Перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Минюста России" и от 15.06.2004 N 112 "Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки и повышения квалификации государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации" приказываю:
Утвердить программы подготовки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации по почерковедческой экспертизе согласно приложению.
Министр |
Ю.Я. Чайка |
Программа
подготовки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации по почерковедческой экспертизе
(по специальности 1.1 "Исследование почерка и подписи")
(утв. приказом Минюста РФ от 20 июля 2004 г. N 128)
Настоящая программа предназначена для самостоятельной подготовки (в течение одного года) судебных экспертов, имеющих высшее образование и специализирующихся в области исследования почерка и подписей.
Самостоятельное изучение курса предусматривает освоение общих дисциплин "Основы криминалистики" и "Основы судебной экспертизы" по программам, общим для всех экспертных специальностей.
Теоретическая и практическая подготовка экспертов по производству судебно-почерковедческой экспертизы проводится с учетом последних теоретических и экспериментальных работ, проводимых в РФЦСЭ при Минюсте России и других экспертных учреждениях. Освоение конкретных этапов по времени не определено, поскольку степень овладения теоретическими и практическими знаниями зависит от соответствующих экспертных задач, решаемых в лабораториях судебно-почерковедческой экспертизы.
I. Общая часть
Тема 1. Развитие и современное состояние судебного почерковедения
Развитие судебного почерковедения в советской криминалистике. Общая характеристика современного состояния судебного почерковедения и основные направления его развития.
Современное состояние судебного почерковедения в зарубежных странах.
Тема 2. Теоретические и методические основы судебно-почерковедческой экспертизы
Предмет судебного почерковедения и судебно-почерковедческой экспертизы.
Понятие письма и почерка. Психо-физиологические основы письма.
Почерк как объект идентификационного и диагностического исследования. Свойства почерка.
Признаки почерка, как носители информации о свойствах почерка.
Задачи, решаемые судебно-почерковедческой экспертизой и их классификация.
Объекты почерковедческой экспертизы и их виды. (Тексты различного объема, краткие записи и подписи).
Ограниченно пригодные к исследованию почерковые объекты: электрофотографические изображения почерковых объектов, копии почерковых объектов, выполненные через копировальную бумагу, фотоснимки с изображением почерковых объектов, вдавленные штрихи, образующие почерковые объекты, почерковые объекты, выполненные с использованием необычного пишущего прибора, на необычном материале письма и т.п.
Литература: [8; 12; 13; 38; 44; 45; 49; 52; 56; 61; 62; 64; 65; 66; 70; 77; 78].
Тема 3. Систематизация признаков почерка
Принципы детализации письменных знаков. Понятие признака почерка. Систематизация признаков почерка. Понятие идентификационных и диагностических признаков почерка. Признаки письменной речи.
Тема 4. Общие принципы построения методики почерковедческой экспертизы
Понятие общей и частной методики судебно-почерковедческой экспертизы. Виды частных методик.
Традиционные и нетрадиционные методы в судебно-почерковедческой экспертизе. Задачи, решаемые с помощью нетрадиционных методов.
Соотношение традиционных и нетрадиционных методов исследования в судебно-почерковедческой экспертизе.
Этапы и стадии экспертного исследования.
Роль разработок признаков и фотоиллюстраций к заключению эксперта-почерковеда.
Тема 5. Процессуальный и методический порядок назначения и проведения судебно-почерковедческой экспертизы
Основания назначения судебно-почерковедческой экспертизы. Права и обязанности эксперта.
Требования, предъявляемые к оформлению сравнительных материалов при назначении судебно-почерковедческой экспертизы. Ходатайство эксперта о представлении дополнительных материалов, необходимых для проведения экспертизы.
Экспертная инициатива. Сообщение о невозможности дать заключение. Оценка следователем, судом заключения эксперта. Допрос эксперта.
Тема 6. Общие принципы составления заключений экспертом-почерковедом
Структура и содержание заключения эксперта-почерковеда. Отражение в нем этапов и стадий экспертного исследования.
Оформление наблюдательного производства.
Тема 7. Процессуальные основы назначения и особенности проведения дополнительных, повторных, комиссионных и комплексных экспертиз
Процессуальные нормы, регулирующие порядок назначения и проведения дополнительных, повторных, комиссионных и комплексных экспертиз.
Требования, предъявляемые к оформлению материалов для проведения дополнительной и повторной судебно-почерковедческой экспертизы.
Особенности составления заключений при проведении дополнительной, повторной, комиссионной и комплексной экспертиз.
II. Особенная часть
Тема 1. Исследование текстов, выполненных в обычных условиях
Виды задач, связанных с исследованием текстов, выполненных в обычных условиях, и методики их решения. Виды модельных методов, использующихся при решении этих задач.
Структура решения идентификационных задач, связанных с исследованием текстов, выполненных в обычных условиях. (Уровни, этапы, стадии).
Условия применения, место и роль модельных методов в структуре решения задач, связанных с исследованием текстов (буквенных и смешанных - буквенно-цифровых), выполненных в обычных условиях.
Особенности составления заключения эксперта, решающего задачи, связанные с исследованием текстов (буквенных и смешанных), выполненных в обычных условиях, с применением модельных методов.
Исследование текстов, выполненных сходными почерками.
Исследование текстов, выполненных в разрывом во времени.
Тема 2. Исследование текстов, выполненных в необычных условиях, не связанных с намеренным изменением исполнителем своего почерка
Виды необычных условий выполнения рукописи, не связанных с намеренным изменением почерка.
Возможности разграничения при проведении экспертизы различных видов необычных условий, не связанных с намеренным изменением почерка.
Особенности методики исследования текстов, выполненных в необычных условиях, не связанных с намеренным изменением исполнителем своего почерка, подготовки сравнительного материала и составления заключений.
Тема 3. Исследование текстов, выполненных с намеренным изменением исполнителем своего почерка (скорописным способом), непривычной к письму левой рукой, с подражанием почерку другого лица
Характеристика экспертных задач, разрешаемых с помощью методики. Виды скорописного способа намеренного изменения почерка. Общие и специфические признаки, характеризующие различные виды скорописного изменения.
Возможности разграничения при проведении судебно-почерковедческой экспертизы различных видов намеренно измененного почерка. Основания разграничения.
Особенности подготовки сравнительного материала.
Особенности методики исследования рукописных текстов, выполненных намеренно измененным почерком скорописным способом.
Основные составляющие комплексной методики: а) модифицированная традиционная методика, б) количественные методики решения диагностической и идентификационной задач.
Особенности структуры комплексной методики: уровни, этапы, стадии, приемы и методы исследования.
Модифицированная методика установления факта намеренного изменения почерка скорописным способом при комплексном изменении общих и частных признаков, условия ее применения, информативные признаки изменения почерка, критерии их выделения и правила принятия решений. Соотносимость выводов, сделанных на основе традиционной и количественной методик.
Признаки леворучного почерка, проявляющиеся в текстах и записях, выполненных левой рукой, при отсутствии навыка письма левой рукой.
Особенности подготовки сравнительного материала.
Количественная методика установления факта выполнения рукописи непривычной к письму левой рукой. Информативные признаки дифференцированного почерка. Формализованные операции. Правила принятия решений.
Исследование рукописных текстов, выполненных с подражанием почерку другого лица. Способы подражания (срисовывание после предварительной тренировки, без предварительной тренировки, по памяти). Особенности методики.
Тема 4. Исследование текстов, выполненных с подражанием печатному шрифту и специальными шрифтами
Характеристика экспертных задач, связанных с исследованием текстов, выполненных с подражанием печатным шрифтам.
Детализация букв "печатного" почерка, выявление и анализ признаков.
Характеристика экспертных методик, связанных с исследованием текстов, выполненных с подражанием печатным шрифтам (при наличии и отсутствии образцов "печатного" почерка). Методики, включающие нетрадиционные методы исследования. Условия их использования. Особенности составления заключения эксперта.
Тема 5. Методики решения судебно-почерковедческих диагностических задач
Характеристика диагностических задач (подзадач) в зависимости от наличия или отсутствия сравнительного материала, степени разработки модельных методов.
Виды сбивающих факторов: а) постоянные и временные, б) естественные и искусственные.
Диагностические признаки, свидетельствующие о необычных условиях, связанных и не связанных с намеренным изменением почерка. Общие и специфические диагностические признаки.
Количественные методы решения диагностических задач:
а) применение модифицированной методики установления факта намеренного изменения почерка;
б) установление факта выполнения рукописи непривычной к письму левой рукой.
Условия применения методик, информативные диагностические признаки и принципы их выделения.
Особенности структуры решения диагностических задач. Уровни, этапы, стадии. Место количественных методик в структуре решения задач.
Особенности составления заключений экспертов в зависимости от комплексности исследования, компонентного состава задачи.
Тема 6. Методики решения судебно-почерковедческих классификационных задач по установлению пола и возраста исполнителя текста
Характеристика, классификационных задач.
Виды и сущность методик решения классификационных задач.
Особенности структуры решения классификационных судебно-почерковедческих задач.
Условия и принципы применения методик решения классификационных задач.
Особенности составления заключения эксперта при решении классификационных задач.
Тема 7. Исследование подписей
Подписной почерк как объект решения идентификационных и диагностических задач. Свойства подписного почерка.
Теоретические положения экспертизы подписей (определение подписи и особенности ее формирования).
Система традиционных (качественных) и нетрадиционных (количественных) признаков подписного почерка.
Принципы детализации подписей.
Общая структура процесса решения задач, связанных с исследованием подписей.
Традиционные и модельные методы решения идентификационных и диагностических задач.
Установление подлинности (неподлинности) подписей, выполненных от имени лиц пожилого и старческого возраста.
Установление подлинности (неподлинности) подписей, не содержащих отчетливо выраженных признаков необычного выполнения.
Установление подлинности (неподлинности) подписей, выполненных в необычных условиях (состояние алкогольного опьянения, подражание).
Установление исполнителей неподлинных подписей.
Применение ЭВМ и инструментальной базы при исследовании подписей.
Особенности отражения процесса исследования подписей в заключении эксперта.
Литература: [15; 16; 17; 19; 28; 29; 37; 48; 54; 65; 68; 69].
Тема 8. Исследование множественного подписного объекта
Понятие множественности при исследовании подписей. Структура процесса исследования множественного подписного объекта. Методы группировки. Установление общности происхождения ряда объектов. Возможности использования количественных методов при исследования множественного подписного объекта. Особенности составления заключения эксперта по многообъектной экспертизе подписей.
Тема 9. Исследование текстов малого объема и кратких записей
Понятие текста малого объема и краткой записи. Дифференциация кратких записей по объему.
Система традиционных (качественных) и нетрадиционных (количественных) признаков почерка и методы исследования кратких записей (буквенных и цифровых).
Количественные методы исследования кратких записей (трехсловных и однословных).
Особенности отражения процесса исследования буквенных и цифровых кратких записей в заключении эксперта.
Тема 10. Особенности исследования ксерокопий почерковых объектов
Оценка экспертом качества изображения почеркового объекта и пригодности его к почерковедческому исследованию.
Установление способа выполнения почеркового объекта решается специалистом в области экспертизы документов.
Учет экспертом ограниченного отображения диагностических признаков в ксерокопиях почерковых объектов.
Особенности формулирования и изложения в заключении выводов эксперта-почерковеда.
Литература: [62].
III. Методические рекомендации
В течение учебного года обучающийся должен изучить вопросы, изложенные в данной учебной программе, для чего необходимо ознакомиться с указанной ниже литературой и экспертной практикой лаборатории, а также принимать участие в проведении судебно-почерковедческих экспертиз под контролем руководителя стажировки по каждой теме особенной части программы, по возможности посещать судебные заседания с участием эксперта-почерковеда. По окончании стажировки обучающийся выполняет самостоятельно контрольную
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца пропущена часть текста
Тема 2. По этой теме программы следует изучить понятие почерка, основные его свойства (качества), лежащие в основе идентификации и диагностики (индивидуальность, устойчивость (стереотипность, вариационность), индивидуальная изменчивость).
Проработку этих вопросов следует связать с психофизиологической стороной формирования почерка в свете современных учений ведущих физиологов и психологов.
Изучаются задачи, решаемые судебно-почерковедческой экспертизой, ее возможности, виды почерковых объектов - тексты (буквенные, цифровые, смешанные), записи, подписи. Обращается внимание обучающегося на возможности исследования ограниченно пригодных объектов, к которым относятся различные копии, в том числе электрофотографические копии, почерковые объекты, образованные вдавленными штрихами, почерковые объекты, выполненные на необычном материале письма, с использованием необычного пишущего прибора и пр.
Тема 3. При освоении данной темы изучается систематизация признаков почерка, осваиваются принципы детализации письменных знаков.
На первом этапе после изучения литературы рекомендуется беседа руководителя подготовки с обучающимся, в ходе которой даются пояснения о дифференциации признаков на общие и частные, идентификационные и диагностические. Изучаются критерии значимости признаков (специфичность, устойчивость, вариационность, взаимозависимость). Такую беседу желательно сопровождать иллюстрацией на конкретном почерковом материале (можно на наблюдательных производствах из архива лаборатории).
Освоение принципов детализации письменных знаков состоит в приобретении обучающимся (под контролем руководителя) элементарных практических умений по делению букв и цифр на элементы и части, что необходимо для выделения и описания признаков. В этих целях рекомендуется использовать школьные прописи и альбомы общих и частных признаков почерка.
Изучение диагностических признаков, их комплексов, характеризующих условия выполнения текстов и подписей желательно иллюстрировать примерами из наблюдательных производств.
Тема 4. При изучении данной темы следует рассмотреть понятие и сущность общей методики судебно-почерковедческой экспертизы как системы общих рекомендаций по проведению исследований, независимо от вида и подвида почеркового объекта, а также на наличие и дифференциацию частных методик именно в зависимости от вида задач и объектов (тексты, цифровые записи, подписи), а также условий их выполнения.
Далее следует уяснить, что современная методика судебно-почерковедческой экспертизы состоит из сочетания традиционных (на качественном уровне) и нетрадиционных (количественных) методов исследования. В соответствии с этим необходимо знать виды нетрадиционных методов, задачи, которые решаются с их помощью, и взаимосвязь их с традиционными методами.
На данном этапе обучения подробное изучение частных методик не рекомендуется.
Тема 5. Ознакомление с законодательством, регламентирующим порядок назначения и производства судебной экспертизы, права и обязанности эксперта, допрос эксперта в суде (Федеральный закон "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Гражданско-процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, ведомственные нормативные акты).
Обращается внимание на требования, предъявляемые к подготовке и оформлению сравнительных материалов при назначении и проведении судебно-почерковедческой экспертизы, их достаточность.
Тема 6. Изучаются требования, предъявляемые законодательством и действующими методиками к заключению эксперта. Обучающийся знакомится с наблюдательными производствами и на их примере изучает структуру заключения эксперта. Обращается внимание на отдельные особенности составления заключений, например в зависимости от формы вывода и т.п.
Тема 7. Изучение норм закона, регулирующих назначение и проведение дополнительной, повторной, комиссионной и комплексной экспертиз. Обращается внимание обучающегося на особенности организации и производства повторной и дополнительной судебно-почерковедческой экспертизы, комиссионной и комплексной экспертиз (с привлечением эксперта другой специальности - эксперта-техника, медика и др.)
Особенности при составлении заключения при проведении дополнительной, повторной, комплексной экспертиз.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
II. Особенная часть
Тема 1, 2. Необходимо знать методики, связанные с исследованием данных объектов (традиционные и нетрадиционные) и уяснить, что на исследование текстов, выполненных в обычных условиях, прежде всего распространяются положения общей методики экспертизы.
В связи с этим при освоении тем 1 и 2 следует подробно остановиться на каждом этапе и стадии исследования, предусмотренных этой методикой.
При изучении вопросов, касающихся подготовительной стадии исследования, следует отдельно остановиться на требованиях, которые предъявляются к сравнительному материалу. Одновременно надо обратить внимание на то обстоятельство, что не всегда достаточность сравнительных материалов может быть установлена на этом этапе исследования.
На стадии раздельного исследования текста необходимо особое внимание обратить на наличие или отсутствие в нем признаков необычного выполнения, так как от выяснения данного вопроса зависит правильность дальнейшего выделения и оценки идентификационных признаков.
Изучая тему 2, следует остановиться на разных факторах, влияющих на процесс письма и вызывающих появление признаков необычного выполнения, а также знать возможности их разграничения.
Следует также иметь в виду, что в ряде случаев вывод о причине возникновения таких признаков может быть сделан лишь после проведения всего исследования (умышленное изменение почерка, подражание почерку другого лица).
Наиболее сложным этапом является раздельное и сравнительное исследование и оценка его результатов.
Исследование частных признаков наиболее трудоемкая и ответственная часть работы эксперта, поэтому методике исследования частных признаков почерка необходимо уделить особое внимание.
При изучении таких вопросов как окончательная оценка выявленных совпадающих и различающихся признаков, формулировка выводов эксперта, необходимо наиболее подробно остановиться на вопросах устойчивости, количества и значимости выявленных признаков, образованных ими комплексов и совокупностей, а также на выводах, к которым приходит эксперт в результате оценки признаков и формулирования их в заключении.
Тема 3, 4. При рассмотрении вопросов данных тем необходимо остановиться подробно на видах намеренного изменения почерка, определении степени изменения признаков почерка и их сохранения, влиянии изменения одних признаков на изменения других. Следует обратить внимание на такие способы изменения как снижение степени выработанности, подражание маловыработанному почерку, изменение общих признаков: наклона, размера, разгона, связности букв, изменение частных признаков. Особенно внимательно изучается взаимозависимость признаков при изменении почерка.
При изучении вопроса об исследовании рукописей, выполненных левой рукой, необходимо изучить формирование двигательных навыков письма левой рукой, степень овладения ими, характерные сохранившиеся признаки обычного почерка данного лица. Следует обратить внимание на особенности подготовки сравнительных материалов.
Рассматривая такой способ намеренного искажения собственного почерка как намеренное изменение строения письменных знаков (скорописного на печатный), необходимо знать специфику этого вида исследования, подбора образцов и факторы, влияющие на формирование почерка при письме с подражанием печатному шрифту. Необходимо знать также количественные методы, используемые при данном виде исследования.
При изучении вопроса исследования рукописей, выполненных с подражанием почерку другого лица, необходимо знать возможные пределы подражания почерку другого лица, насколько при этом сохраняются признаки исполнителя, а также учитывать способ подражания.
Тема 5, 6. По данным темам предусматривается изучение соответствующей литературы, конкретных методик и ознакомление с наблюдательными производствами по экспертизам, в которых они применялись. Следует отметить, что решение диагностической задачи или классификационной задачи может проходить как параллельно с решением идентификационного вопроса, так и самостоятельно.
Тема 7. Изучая данную тему программы, необходимо изучить особенности формирования подписей (факторы, влияющие на процесс формирования подписного почерка), специфику признаков подписей, обусловленную новым содержанием признаков (особенность размещения подписей в отличие от топографических признаков почерка, особенность в изучении общих признаков подписи) и наличием признаков, характерных только для подписей. Обучающийся должен уяснить особенности построения методики исследования подписей, предполагающей определенную последовательность решения экспертных задач (сначала проводится сравнение с подписями лица от имени которого значится исследуемая подпись, а затем с другими предполагаемыми исполнителями. Исключения составляют подписи от имени вымышленных лиц, а также ситуации, когда образцы лица, от имени которого значится подпись, невозможно получить). В ходе обучения необходимо освоить не только традиционные, но и модельные методы исследования подписей. При ознакомлении с ними изучать наблюдательные производства.
Тема 8. Изучаются способы группировки подписей, составления таблиц и особенности оформления заключения по многообъектным экспертизам.
Тема 9. Изучение темы предполагает ознакомление с соответствующей литературой и традиционными и нетрадиционными методами исследования кратких почерковых объектов. Обращается внимание на особенности составления и оформления заключений эксперта при исследовании кратких записей.
Тема 10. Обязательным условием при поступлении на экспертизу ксерокопии документа является запрос экспертом его оригинала (подлинника). В случае невозможности получения подлинника документа и при достаточно хорошем, удовлетворяющем эксперта, качестве ксерокопии почерковедческое исследование изображения почеркового объекта возможно.
Изучение рекомендуемой литературы.
IV. Список литературы
1. Альбом "Деление букв русского алфавита на элементы и их части". - М.: ВНИИСЭ, 1987.
2. Альбом "Деление букв русского алфавита на элементы и их части". - М.: ВНИИСЭ, 1993.
3. Альбом детализации букв печатных шрифтов и описания в них признаков. Печатные и специальные шрифты: Справ, пособ. для экспертов-почерковедов. - Киев, 1989.
4. Альбом общих и частных признаков почерка. - М.: ВНИИСЭ, 1987.
5. Ароцкер Л.Е. и др. Теоретические проблемы оценки экспертом признаков почерка. - Киев: ХНИИСЭ, 1975.
6. Атаходжаев С.А. Модифицированная форма заключения при расследовании множественных объектов на общность происхождения // Криминалистика и судебная экспертиза. - Ташкент, 1986.
7. Атаходжаев С.А. Судебно-почерковедческое исследование множества подписей: Метод. пособ. - Ташкент, 1988.
8. Бернштейн Н.А. О построении движений. - М., 1947.
9. Богачкина Г.Р. и др. Возможности объективизации экспертного исследования текстов, выполненных намеренно измененным почерков (скорописным способом) // Возможности объективизации и изучения структуры судебно-почерковедческого исследования: Сб. науч. тр. ВНИИСЭ. - М.,1977. - Вып. 26.
10. Бродская А.Б. Криминалистическое исследование сходных прочерков "Проблемы судебной экспертизы.- М., 1961. - Вып. 2.
11. Вероятностно-статистические методы почерковедческих исследований: Сб. статей. - М., 1974.
12. Винберг А.И. Криминалистическая экспертиза письма. - М., 1940.
13. Винберг А.И. Роль учения Е.Ф. Буринского в формировании отечественной криминалистики. - Волгоград, 1981.
14. Герасимов А.Н., Погибко Ю.Н., Сидельникова Л.В. Установление пола исполнителя текста, выполненного почерком высокой и выше средней степени выработанности: Метод. письмо для экспертов. - М.: ВНИИСЭ, 1993.
15. Горгошидзе Л.Ш., Смирнов А.В. Судебно-почерковедческое исследование подписей, выполненных в необычных условиях (состояние алкогольного опьянения), в целях решения диагностических и идентификационных задач // Экспертная техника. - М.: ВНИИСЭ, 1985. - Вып. 83.
16. Дутова Н.В. Основы систематизации экспертных задач, связанных с судебно-почерковедческим идентификационным исследованием подписей // Экспертная техника. - М.: ВНИИСЭ, 1978. - Вып. 59.
17. Дутова Н.В. и др. Дифференциация подлинных подписей и подписей, выполненных с подражанием после предварительной тренировки: Метод. письмо. - М.: ВНИИСЭ, 1984.
18. Еливанова М.С. Возможности идентификации личности по непривычному леворучному письму. - М., 1966.
19. Ефремов В.А., Маркова Л.В., Орлова В.Ф., Ширшкова Н.Ю. Криминалистическое комплексное исследование подписей, выполненных в необычных условиях // Актуальные вопросы судебной экспертизы: Сб. науч. тр. ВНИИСЭ. - М, 1992.
20. Инструкция об организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации. Приложение к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 20.12.2002 N 347.
21. Каюнов О.Н., Сахарова Н.Г., Смирнов А.В. Модифицированный метод определения пола исполнителя рукописи по средневыработанному почерку // Экспертная практика и новые методы исследования. - М.: ВНИИСЭ, 1982. - Вып. 9.
22. Кирсанов З.И., Рогозин А.П. Методики распознавания по почерку возраста и пола исполнителя рукописи. (Вероятностно-статистические методы почерковедческих исследований.- М.,1974.
23. Комментарий к Арбитражно-процессуальному кодексу Российской Федерации.- М., 2002.
24. Комментарий к Гражданско-процессуальному кодексу Российской Федерации.- М., 2003.
25. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. - М., 2002
26. Комментарий к Федеральному закону "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Отв. ред. Ю.Г. Корухов, Ю.К. Орлов, В.Ф. Орлова.- М., 2002.
27. Комплексная методика решения судебно-почерковедческих идентификационных задач, связанных с исследованием буквенных текстов: Метод. пособ. для экспертов. - М: ВНИИСЭ, 1982.
28. Комплексная методика установления подлинности (неподлинности) кратких и простых подписей: Метод. пособ. для экспертов. - М.: ВНИИСЭ, 1987.
29. Криминалистическое исследование подписей, выполненных в необычных условиях (намеренное изменение, подражание, состояние алкогольного опьянения и стресса), в целях установления их подлинности (неподлинности): Метод. пособ. для экспертов. - М.: ВНИИСЭ, 1994.
30. Кононов А.А., Смирнов А.В. Идентификационное исследование рукописных текстов, выполненных с подражанием печатным шрифтам, при ограниченной сопоставимости сравнительного материала: Метод. письмо для экспертов. - М.: ВНИИСЭ, 1989.
31. Конспекты лекций по судебно-почерковедческой экспертизе для слушателей заочных курсов повышения квалификации судебных экспертов системы Министерства юстиции СССР. - М.: ВНИИСЭ, 1988. - Вып. 2.
32. Конспекты лекций по судебно-почерковедческой экспертизе для слушателей заочных курсов повышения квалификации судебных экспертов системы Министерства юстиции СССР. - М.: ВНИИСЭ, 1983. - Вып. 1, 2.
33. Костенко К.И., Нефедова Т.К., Астафьев Н.И. Устойчивость и изменяемость почерка в зависимости от степени алкогольного опьянения пишущего // Экспертная техника. - М.: ВНИИСЭ, 1967. - Вып. 13.
34. Кулагин П.Г., Колонутова А.И. Дифференциация рукописей на мужские и женские // Судебно-почерковедческая экспертиза: Метод. пособ. - М.: ВНИИСЭ, 1971. - Ч. II.
35. Куприянова А.А. Методические рекомендации решения судебно-почерковедческих диагностических задач. - Минск, 1982.
36. Леканова Л.Г. Судебно-почерковедческое идентификационное исследование кратких записей: Метод. письмо для экспертов. - М.: ВНИИСЭ, 1986.
37. Липовский В.В. Криминалистические исследование подписей, выполненных от имени лиц пожилого и старческого возраста. - М., 1983.
38. Манцветова А.И., Орлова В.Ф., Славуцкая И.А. Теоретические основы судебного почерковедения // Труды ВНИИСЭ. - М., 1967. - Вып. 1.
39. Масюлене Я.И. Исследование цифровых записей ограниченного объема при производстве судебно-почерковедческих экспертиз: Метод. письмо для экспертов. - М.: ВНИИСЭ, 1984.
40. Методические рекомендации по производству судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации. Приложение к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 20.12.2002 N 346.
41. Можар И.М. Особенности методики исследования рукописных текстов и подписей, выполненных со значительным разрывом во времени \\ Криминалистическая и судебная экспертиза. - Киев,1964. - Вып. 3.
42. Моисеев А.П., Колонутова А.И., Мурашова О.С. Исследование малообъемных рукописей. - М.: ВНИИ МВД СССР, 1980.
43. Орлова В.Ф. О некоторых возможностях вероятностной оценки различий частных признаков при проведении судебно-почерковедческих экспертиз: Метод. пособ. - М.: ВНИИСЭ, 1970.
44. Орлова В.Ф. Последовательные зависимости частных признаков поверка и их значение в процессе решения идентификационных задач. (Судебная экспертиза и вопросы борьбы с преступностью: Сб. науч. тр. Ташк. ГУ им. В.И. Ленина. - Ташкент, 1980. - N 635.
45. Орлова В.Ф. Теория судебно-почерковедческой идентификации // Труды ВНИИСЭ. - М., 1973. - Вып. 6.
46. Орлова В.Ф., Кринский В.И. Возможности использования теории вероятностей для оценки частных признаков почерка // Экспертная техника. - М.: ВНИИСЭ, 1970. - Вып. 27.
47. Орлова В.Ф., Панова Р.Х., Смирнов А.В., Ширшкова Н.Ю. Методы исследования структурно-геометрических и нажимных характеристик для установления исполнителя кратких буквенных записей: Метод. реком. - М.: ВНИИСЭ, 1993.
48. Орлова В.Ф., Смирнов А.В. Исследование подписей, выполненных в необычных условиях. (Методическое пособие для экспертов). - М., РФЦСЭ при Минюсте России, 2002.
49. Основы судебной экспертизы. ч. 1. Общая теория. (Методическое пособие для экспертов, следователей, судей). Отв. ред. Ю.Г. Корухов - М., РФЦСЭ при Минюсте России, 1997.
50. Погибко Ю.Н. Подготовка специалистов в области судебно-почерковедческой экспертизы. (Методическое пособие). М., ВНИИСЭ, 1978.
51. Погибко Ю.Н. Рекомендации по обучению начинающих специалистов решению профессиональных судебно-почерковедческих задач. (Методическое пособие для экспертов). М., ВНИИСЭ, 1979.
52. Погибко Ю.Н., Стрибуль Т.И., Дутова Н.В. Решение отдельных типовых задач судебно-почерковедческой экспертизы. - М., 1985.
53. Применение методов исследования, основанных на вероятностном моделировании, в судебно-почерковедческой экспертизе: Метод. пособ. - М.: ВНИИСЭ, 1976.
54. Проблемы комплексного криминалистического исследования подписей: Мат-лы Всесоюзн. науч.-практ. сем-ра (Харьков, 29 - 31 октября 1985 г.). - М.: ВНИИСЭ, 1986.
55. Расулов А.С. Установление факта выполнения рукописи непривычной к письму (левой) рукой: Метод. реком. - Ташкент, 1986.
56. Сегай М.Я., Ципенюк С.А. О взаимозависимости и идентификационном значении признаков почерка в однотипных элементах разноименных письменных знаков // Криминалистика и судебная экспертиза: Респ. межведомств, науч. сб. - Киев, 1965. - Вып. 2.
57. Семина Л.С., Злобина Т.Г. Составление заключений по многообъектным почерковедческим экспертизам: Метод. реком. - М.: ВНИИСЭ, 1977.
58. Славуцкая И.А., Семина Л.Р., Злобина Т.Г. Дифференциация высоковыработанных почерков по степени совершенства системы движений: Метод. письмо. - М.: ВНИИСЭ, 1975.
59. Словарь основных терминов теории и практики почерковедческой экспертизы. - М.: ВНИИСЭ, 1981.
60. Собко Г.М., Стрибуль Т.И. Исследование рукописей, выполненных намеренно измененным почерком (скорописным способом), и составление заключений: Метод. реком. для экспертов. - М.: ВНИИСЭ, 1979.
61. Современные возможности судебной экспертизы. (Методическое пособие для экспертов, следователей, судей). Отв. ред. Ю.Г. Корухов - М., РФЦСЭ при Минюсте России, 2000.
62. Соколов С.В., Куранова Е.А., Розанкова Е.В. Экспертно-криминалистическое исследование факсимильных копий почерковых объектов. Информационное письмо. М., ГУ ЭКЦ МВД России, 2000.
63. Стрибуль Т.И. Зависимость признаков почерка от изменения наклона с правого на левый: Метод. письмо. - М.: ВНИИСЭ, 1971.
64. Судебно-почерковедческая экспертиза / Под ред. Е.Е. Доброславской, А.И. Манцветовой, В.Ф. Орловой. - М.: ВНИИСЭ, 1971. - Ч. 1.
65. Судебно-почерковедческая экспертиза / Под ред. Е.Е. Доброславской, А.И. Манцветовой, В.Ф. Орловой. - М.: ВНИИСЭ, 1974. - Ч. 2.
66. Судебно-почерковедческая экспертиза / Под ред. В.Ф. Орловой. - М.: ВНИИСЭ, 1988.
67. Судебно-почерковедческая экспертиза / Под ред. В.Ф. Орловой. - М.: ВНИИСЭ, 1989.
68. Судебно-почерковедческая экспертиза малообъемных почерковых объектов: Метод. пособ. для экспертов. - М.: РФЦСЭ при Минюсте России, 1996. - Вып. 1: Общие принципы исследования малообъемных почерковых объектов. Вып. 2: Методики исследования текстов малого объема и кратких записей.
69. Судебно-почерковедческая экспертиза малообъемных почерковых объектов: Метод. пособие для экспертов. - М., РФЦСЭ при Минюсте России, 1997. - Вып. 3: Методика исследования подписей. Вып. 4: Методика исследования множественных малообъемных почерковых объектов.
70. Томилин В.В. Физиология, патология и судебно-медицинская экспертиза письма. - М., 1963.
71. Техника экспертизы документов. - М., 1965. - Вып. 1: Графическая экспертиза документов. - 2-е изд.
72. Формы выводов экспертов в заключении эксперта. (Методическое пособие). Подготовлено Ю.К. Орловым. - М., ВНИИСЭ, 1981.
73. Ципенюк С.А. Оценка признаков почерка при криминалистической экспертизе текстов, выполненных с подражанием типографским шрифтам и специальным шрифтам. - Киев, 1963.
74. Ципенюк С.А. Система частных признаков печатного почерка // Криминалистика и судебная экспертиза: Респ. межведомств, науч. сб. - Киев, 1969. - Вып. 6.
75. Чепульченко Т.А., Смирнов А.В. Установление пожилого и старческого возраста исполнителя рукописного текста: Метод. реком. - М: ВНИИСЭ, 1984.
76. Шахтарина Н.И. Судебно-почерковедческая экспертиза с использованием данных количественной значимости частных признаков // Экспертная техника. - М.: ВНИИСЭ, 1968. - Вып. 26.
77. Шляхов А.Р. Структура экспертного исследования и гносеологическая характеристика выводов эксперта-криминалиста // Труды ВНИИСЭ. - М., 1972. - Вып. 4.
78. Экспертная криминалистическая идентификация: Метод. пособ. для экспертов, следователей и судей. - М.: РФЦСЭ при Минюсте России, 1996. - Вып. 1: Теоретические основы. Вып. 2: Специальные методы и частные методики экспертно-криминалистической идентификации.
79. Яблокова З.С., Гегечкори В.И., Монина Н.Н. Обобщение практики производства повторных судебно-почерковедческих экспертиз (по материалам судебно-экспертных учреждений системы Минюста СССР за 1982 г.) // Обзорная информация. - М.: ВНИИСЭ, 1983. - Вып. 5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минюста РФ от 20 июля 2004 г. N 128 "Об утверждении программ подготовки государственных судебных экспертов государственных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации по почерковедческой экспертизе"
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Минюста России от 7 октября 2014 г. N 208 настоящий приказ признан утратившим силу