Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 3 июня 2013 г. N 03-03-06/4/20240 Об учете в целях налогообложения субсидии, полученной унитарным предприятием за счет средств областного бюджета на восстановление платежеспособности

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 3 июня 2013 г. N 03-03-06/4/20240


Вопрос: ГОУП является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником на праве хозяйственного ведения.

Предприятие находится в ведомственном подчинении Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства области, который осуществляет права учредителя от имени области. ГОУП предоставлена субсидия за счет средств областного бюджета на восстановление платежеспособности, а именно на погашение кредиторской задолженности за потребленную электроэнергию и задолженности по пени в бюджет и во внебюджетные фонды.

Субсидия предоставлена на основании постановления Правительства Мурманской области от 27.12.2012 г. N 683-ПП "О порядке предоставления в 2012 году субсидий за счет средств областного бюджета на восстановление платежеспособности юридических лиц, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения на территории Мурманской области".

Между ГОУП и Министерством энергетики и ЖКХ области подписано Соглашение о предоставлении субсидии из областного в соответствии с Законом Мурманской области "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" от 28.11.2011 N 1424-01-ЗМО (в редакции Закона от 07.11.2012 N 1526-01-ЗМО) и в рамках реализации ведомственной целевой программы "Подготовка объектов и систем жизнеобеспечения Мурманской области к работе в осенне-зимний период на 2012-2015 годы", утвержденной приказом Министерства энергетики и ЖКХ Мурманской области от 28.09.2012 N 150.

Субсидия предоставлена в соответствии с бюджетной росписью и кассовым планом главного распорядителя средств областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств на безвозмездной и безвозвратной основе. Предоставляемая в рамках Соглашения субсидия носит целевой характер и не может быть использована на другие цели.

Субсидия получена, израсходована в соответствии с целевым назначением. В адрес Министерства направлен Отчет об использовании субсидии из областного бюджета.

Учитываются ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходы в виде указанной субсидии, полученной ГОУП на погашение кредиторской задолженности за электроэнергию?

1. Учитываются ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходы в виде указанной субсидии, полученной ГОУП на погашение кредиторской задолженности по уплате пеней в бюджет и во внебюджетные фонды?

2. Учитываются ли в целях налогообложения НДС доходы в виде указанной субсидии, полученной ГОУП на погашения кредиторской задолженности?

3. Может ли ГОУП учесть расходы, осуществленные за счет субсидии в целях налогообложения налогом на прибыль?


Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения субсидии, полученной унитарным предприятием за счет средств областного бюджета на восстановление платежеспособности, и сообщает следующее.

1. В части налога на прибыль организаций.

Основы деятельности унитарных предприятий определены в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) (статьи 214, 294 и 295 ГК РФ) и в Федеральном законе от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Из положений указанных актов законодательства следует, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество федерального унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации и закрепляется за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения во владение, пользование и распоряжение.

Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг регламентировано статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

Пунктом 1 статьи 78 БК РФ установлено, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Случаи и порядок предоставления субсидий юридическим лицам, в том числе унитарным предприятиям, устанавливаются законом (решением) о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами исполнительных органов власти (пункт 2 статьи 78 БК РФ).

Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, приведен в статье 251 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.

При этом положения подпункта 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ применяются только в том случае, если средства и иное имущество получаются унитарным предприятием на безвозмездной основе. В случае, если денежные средства или иное имущество передаются унитарному предприятию, например, в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, данные доходы подлежат включению в состав доходов от реализации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 248 НК РФ для целей налогообложения прибыли имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

Как следует из запроса, субсидии государственному унитарному предприятию были предоставлены на основании постановления Правительства области на погашение кредиторской задолженности за потребленную электроэнергию и задолженности по уплате пеней в бюджет и во внебюджетные фонды, а не в оплату стоимости реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Следовательно, доходы в виде указанных субсидий, полученные государственным унитарным предприятием от собственника предприятия или уполномоченного им органа, по мнению Департамента, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании подпункта 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Как следует из положений пункта 1 статьи 252 НК РФ, в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных экономически оправданных и документально подтвержденных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Статья 270 НК РФ не содержит положений, не позволяющих учесть в целях налогообложения прибыли экономически оправданные и документально подтвержденные расходы, осуществленные налогоплательщиком за счет средств, полученных в соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ.

Учитывая изложенное, расходы, произведенные государственным унитарным предприятием за счет субсидий, полученных от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа, могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций, при условии их соответствия критериям, предусмотренным статьей 252 НК РФ, в порядке, установленном главой 25 НК РФ.

Расходы в виде пеней, уплаченных в бюджет и во внебюджетные фонды, для целей налогообложения прибыли не учитываются.

2. В части налога на добавленную стоимость.

Согласно пункту 1 статьи 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость независимо от источника финансирования.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). В связи с этим в случае получения налогоплательщиком денежных средств, не связанных с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, такие денежные средства в налоговую базу не включаются.

Таким образом, денежные средства в виде субсидий, получаемые государственным унитарным предприятием на возмещение затрат, связанных с погашением кредиторской задолженности за потребленную электроэнергию и задолженности по уплате пеней в бюджет и во внебюджетные фонды, в налоговую базу не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

Одновременно сообщаем, что направляемое письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.


Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.