Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение N 1. Типовая основная программа профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии "Вахтенный моторист"

Приложение N 1
к приказу Министерства транспорта РФ
от 17 июля 2014 г. N 188

 

Типовая основная программа
профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии
"Вахтенный моторист"

 

I. Общие положения

 

1. Типовая основная программа профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии "Вахтенный моторист" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(1), приказом Минтранса России от 15 марта 2012 г. N 62 "Об утверждении Положения о дипломировании членов экипажей морских судов"*(2) (далее - приказ Минтранса России от 15 марта 2012 г. N 62), положениями Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты*(3) (далее - Конвенция ПДНВ) и другими нормативными правовыми актами, регламентирующими профессиональный уровень лиц рядового состава морских судов.

2. Целью настоящей Программы является профессиональное обучение вахтенных мотористов морских судов в соответствии с международными требованиями.

3. Настоящая Программа содержит общепрофессиональный цикл, профессиональные модули, производственную (профессиональную) практику, вариативную часть и тренажерную подготовку.

4. Содержание вариативной части определяется образовательной организацией самостоятельно в пределах объема часов, предусмотренных учебным планом настоящей Программы.

5. Тренажерная подготовка осуществляется на тренажерах, соответствующих требованиям Раздела A-I/12 Конвенции ПДНВ.

6. Слушателями настоящей Программы могут быть лица:

имеющие среднее общее образование и выше;

достигшие 18-летнего возраста;

годные по состоянию здоровья на основании медицинского заключения для работы на морских судах в качестве вахтенного моториста.

7. Настоящая Программа определяет минимальный объем знаний и умений, которыми должен обладать вахтенный моторист.

8. В результате изучения настоящей Программы слушатель должен знать:

нормативные правовые акты по организации службы на судне;

организацию вахтенной службы, обязанности вахтенного моториста при заступлении, несении и сдаче вахты;

устройство морского судна, его мореходные и эксплуатационные качества;

технику эксплуатации судовых энергетических установок;

устройство и принцип работы двигателей внутреннего сгорания (далее - ДВС) и их систем;

основы устройства и принципа работы дистанционного автоматического управления ДВС;

основы устройства и принципа работы вспомогательных механизмов машинной группы;

основы материаловедения и слесарного дела;

назначение, устройство и технологию использования якорного, швартовного и палубных устройств;

классификацию, назначение, характеристики, принцип действия и конструкцию устройств и механизмов судна;

правила техники безопасности при выполнении судовых работ;

расписание по тревогам, виды и сигналы тревог, организацию действий в экстремальных и аварийных ситуациях, основные мероприятия по борьбе за живучесть судна, виды и способы подачи сигналов бедствия;

виды маркировки, используемые на судне;

виды пожара, виды средств и системы пожаротушения на судне, мероприятия по обеспечению противопожарной безопасности на судне, особенности тушения пожаров в различных судовых помещениях, виды средств индивидуальной защиты;

виды коллективных и индивидуальных спасательных средств и их снабжение;

способы выживания на воде, приемы оказания первой медицинской помощи;

требования по охране окружающей среды, комплекс мер по предотвращению загрязнения окружающей среды.

9. В результате изучения настоящей Программы слушатель должен уметь:

нести ходовые и стояночные вахты в машинном (котельном) отделении в соответствии с требованиями Конвенции ПДНВ и законодательством Российской Федерации;

понимать команды и общаться с лицом командного состава, несущим вахту, по вопросам, относящимся к обязанностям, связанным с несением ходовой вахты;

выполнять слесарные работы, работы по ремонту судовых ДВС, вспомогательных механизмов и котлов, судовых устройств и систем;

действовать при проведении различных видов тревог;

применять средства пожаротушения, средства индивидуальной защиты и средства по борьбе с водой;

использовать индивидуальные и коллективные спасательные средства;

спускать и поднимать шлюпки и управлять спасательными шлюпками;

действовать в аварийных ситуациях;

подавать сигналы бедствия различными средствами;

уметь выполнять работы, входящие в круг обязанностей вахтенного моториста.

10. Объем настоящей Программы составляет 784 академических часа.

11. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается документ о прохождении обучения по настоящей Программе.

 

II. Учебный план

 

N п/п

Наименование цикла/ модуля/ дисциплины/ раздела

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

практические занятия

1

2

3

4

5

6

 

Введение

2

2

-

-

I

Общепрофессиональный цикл

142

111

31

-

1

Основы производственной деятельности на морских судах

16

16

-

Зачет

2

Безопасность жизнедеятельности и охрана труда

30

28

2

Зачет

3

Теория и устройство судна

32

27

5

Экзамен

4

Основы технологии материалов

24

20

4

Зачет

5

Английский язык

40

20

20

Зачет

II

Профессиональные модули

168

132

36

-

1

Выполнение судовых работ

40

28

12

Зачет

2

Несение вахты в машинном (котельном) отделении

118

94

24

Экзамен

3

Обеспечение безопасности плавания

10

10

-

Зачет

III

Производственная (профессиональная) практика

360

-

360

Зачет

IV

Вариативная часть

30

-

-

-

V

Тренажерная подготовка

70

-

70

-

1

Начальная подготовка по безопасности" (Правило VI/1 Конвенции ПДНВ с поправками)

58

-

-

-

2

Подготовка по охране (для лиц, не имеющих назначенных обязанностей по охране)

12

-

-

-

 

Консультации

8

8

-

-

 

Квалификационный экзамен

4

-

-

-

 

ИТОГО (включая вариативную часть и квалификационный экзамен)

784

253

497

-

 

III. Учебно-тематический план общепрофессионального цикла

 

N п/п

Наименование дисциплины/раздела

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

практические занятия

1

2

3

4

5

6

1

Основы производственной деятельности на морских судах

16

16

-

Зачет

1.1

Государственный флаг. Экипаж судна. Обязанности членов экипажа

4

4

-

-

1.2

Основы трудового законодательства

4

4

-

-

1.3

Вахтенная служба. Основные обязанности членов вахтенной службы. Обязанности вахтенного моториста

4

4

-

-

1.4

Организация обеспечения живучести судна. Судовые тревоги. Аварийные партии. Расписание по тревогам

4

4

-

-

2

Безопасность жизнедеятельности и охрана труда

30

28

2

Зачет

2.1

Производственный травматизм

4

4

-

-

2.2

Опасные и вредные производственные факторы.

Микроклимат производственной среды на судне

4

4

-

-

2.3

Правила безопасности труда на морских судах

10

10

-

-

2.4

Электробезопасность на судах и базах технического обслуживания флота

4

4

-

-

2.5

Противопожарная безопасность на морских судах и объектах водного транспорта

4

4

-

-

2.6

Оказание доврачебной помощи пострадавшим при несчастных случаях на судне

4

2

2

-

3

Теория и устройство судна

32

27

5

Экзамен

3.1

Классификация судов, их мореходные и эксплуатационные качества, конструктивные особенности

6

4

2

-

3.2

Общее устройство судов

6

6

-

-

3.3

Элементы и характеристики корпуса судна.

Конструкции корпуса судна

6

4

2

-

3.4

Судовые спасательные средства, аварийно-спасательное имущество и снабжение

4

4

-

-

3.5

Рулевое устройство судна.

Якорно-швартовное устройство

2

1

1

-

3.6

Грузовое, буксирное, спасательное, мачтовое устройства судна

4

4

-

-

3.7

Грузовое оборудование танкера. Системы танкеров. Обслуживание танков

4

4

-

-

4

Основы технологии материалов

24

20

4

Зачет

4.1

Металлы, их свойства и применение. Сплавы

6

6

-

-

4.2

Основы сопротивления материалов. Допуски и посадки

4

2

2

-

4.3

Коррозия металлов. Неметаллические материалы. Обработка металлов. Паяние и сварка

4

4

-

-

4.4

Основы технического черчения

8

6

2

-

5

Английский язык

40

20

20

Зачет

 

ИТОГО

142

111

31

-

 

V. Учебно-тематический план профессиональных модулей

 

N п/п

Наименование модуля/раздела/темы

Всего часов

В том числе

Форма контроля

лекции

практические занятия

1

2

3

4

5

6

1

Выполнение судовых работ

40

28

12

-

1.1

Технология судоремонта

18

10

8

Зачет

1.1.1

Основы организации судоремонта

4

4

-

-

1.1.2

Ремонт судовых вспомогательных механизмов и систем. Техника безопасности и пожарная безопасность при ремонтных работах

2

-

2

-

1.1.3

Ремонт судовых ДВС

6

2

4

-

1.1.4

Ремонт судовых паровых вспомогательных и утилизационных котлов

4

2

2

-

1.2

Основы слесарного дела

22

18

4

Зачет

1.2.1

Слесарный инструмент и основные слесарные операции

18

16

2

-

1.2.2

Классификация и применение измерительного инструмента

4

2

2

-

2

Несение вахты в машинном (котельном) отделении

118

94

24

-

2.1

Судовые ДВС, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации

42

34

8

Зачет

2.1.1

Общие сведения, принцип действия двух- и четырехтактных судовых дизелей

6

6

-

-

2.1.2

Основы теории рабочего процесса

6

6

-

-

2.1.3

Конструкция дизелей

9

7

2

-

2.1.4

Конструкция обслуживающих систем дизелей

7

5

2

-

2.1.5

Системы пуска, реверсирования и управления главным двигателем

6

4

2

-

2.1.6

Техническая эксплуатация дизелей

8

6

2

-

2.2

Судовые вспомогательные и утилизационные котлы, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации

32

22

8

Зачет

2.2.1

Судовая пароэнергетическая установка. Понятие и свойства водяного пара. Классификация судовых паровых котлов

4

4

-

-

2.2.2

Конструкции вспомогательных и утилизационных котлов

4

4

-

-

2.2.3

Каркас котла. Арматура и форсунки судовых паровых котлов. Корпус котла, циркуляция воды в котле

8

4

4

-

2.2.4

Топливная система котла

2

2

-

-

2.2.5

Питательная вода

2

2

-

-

2.2.6

Эксплуатация вспомогательных и утилизационных котлов

10

6

4

-

2.3

Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация

22

18

4

Зачет

2.3.1

Судовые вспомогательные механизмы

1

1

-

-

2.3.2

Судовые насосы и вентиляторы

5

3

2

-

2.3.3

Механизмы рулевого устройства

2

2

-

-

2.3.4

Якорные и швартовные механизмы

3

2

1

-

2.3.5

Грузоподъемные механизмы

3

2

1

-

2.3.6

Водоопреснительные установки. Устройство и эксплуатация вакуумных утилизационных установок

2

2

-

-

2.3.7

Судовые холодильные установки

2

2

-

-

2.3.8

Общесудовые системы

2

2

-

-

2.3.9

Специальные системы нефтеналивных судов

2

2

-

-

2.4

Основы электротехники, электрооборудования судов и элементы судовой электроавтоматики

18

14

4

Зачет

2.4.1

Основные электротехнические законы. Электрические машины

4

4

-

-

2.4.2

Судовые электрические станции. Аппаратура судовых электростанций

5

3

2

-

2.4.3

Судовые электроприводы. Аппаратура управления электроприводами

5

3

2

-

2.4.4

Внутрисудовая электрическая сигнализация и связь. Действие электрического тока на человека. Тушение пожара в электроустановках

2

2

-

-

2.4.5

Автоматизация на судах

2

2

-

-

2.5

Основные сведения о требованиях Конвенции ПДНВ; Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года* (далее - конвенция МАРПОЛ 73/78); Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года** (далее - СОЛАС-74)

4

4

-

Зачет

2.5.1

Минимальные требования к компетентности рядового состава машинной команды (вахтенные мотористы)

4

4

-

-

3

Обеспечение безопасности плавания

10

10

-

-

3.1

Безопасность судоходства и охрана окружающей среды

10

10

-

Зачет

3.1.1

Правовые основы безопасности судоходства, понятие транспортной безопасности

5

5

-

-

3.1.2

Охрана окружающей среды

5

5

-

-

 

ИТОГО

168

132

36

-

 

______________________________

* Постановление Совета Министров СССР от 30 сентября 1983 г. N 947 "О присоединении СССР к Протоколу 1978 года к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года".

** Постановление Совета Министров СССР от 2 ноября 1979 г. N 975 "О принятии СССР Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года".

 

VI. Содержание профессиональных модулей

 

17. Целью изучения профессионального модуля "Выполнение судовых работ" является приобретение слушателями теоретических знаний и практических навыков по выполнению ремонта судна.

Профессиональный модуль "Выполнение судовых работ" включает в себя изучение следующих тем:

1) "Основы организации судоремонта" (раздел "Технология судоремонта"). В данной теме изучается назначение судоремонта, раскрывается понятие технического надзора за морскими судами; изучаются общие сведения о судоремонтных предприятиях; средства для подъема судов.

Также слушателей знакомят с видами ремонта; понятием о технологической последовательности основных этапов ремонта механизма; организацией ремонта силами судового экипажа; техникой подготовки судна к докованию и доковыми работами.

В данной теме раскрывается понятие износа механизмов, корпусов, судовых котлов и систем; изучаются мероприятия по предупреждению преждевременного износа; способы восстановления и повышения износостойкости деталей, применяемых в судоремонте; дается классификация дефектов и методов контроля, применяемых в судоремонте;

2) "Ремонт судовых вспомогательных механизмов и систем. Техника безопасности и пожарная безопасность при ремонтных работах" (раздел "Технология судоремонта"). В данной теме изучаются: техника разработки трубопроводов и их маркировки; техника очистки трубопроводов и арматуры от остатков перекачиваемой жидкости, грязи, ржавчины; техника дефектации трубопроводов, установки трубопроводов на судне, испытания трубопроводных систем; способы защиты трубопроводов судовых систем от коррозии и других разрушений.

Также в данной теме изучаются: понятие, классификация и назначение арматуры судовых систем; основные неисправности арматуры; техника разборки и ремонта арматуры; понятие и виды притирочных паст, инструментов и приспособлений, применяемых при ремонте арматуры; понятие и виды прокладочных и набивочных материалов; техника испытания арматуры; техника безопасности и пожарная безопасность при ремонте судовых систем и арматуры; характерные износы палубных механизмов и устройств; технологическая схема ремонта брашпилей, шпилей, грузовых лебедок и кранов, рулевых устройств, шлюпочных и буксирных лебедок; техника проведения испытаний механизмов после ремонта; характерные износы и повреждения судовых насосов (поршневых, центробежных, вихревых, ротационных, струйных); технологическая схема ремонта и порядок испытания насосов после ремонта; характерные износы подшипников скольжения и их ремонт; регулировка масляного зазора; характерные износы и повреждения холодильных установок; технология ремонта компрессоров, конденсатора, испарителей и теплообменников; технология сборки установки после ремонта, вакуумирование, заполнение хладагентом; техника безопасности и противопожарные мероприятия при ремонте судовых вспомогательных механизмов.

В ходе изучения данной темы проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала;

3) "Ремонт судовых ДВС" (раздел "Технология судоремонта"). В данной теме изучаются: характерные износы в деталях и узлах судовых ДВС; технология подготовки двигателя к ремонту; инструменты, приспособления, такелаж и расходный материал, применяемые при ремонте; порядок разборки дизеля по узлам и деталям; техника производства замеров трущихся деталей; техника определения износа трущихся деталей по значениям замеров; технология использования эпоксидных смол при ремонте неподвижных деталей судовых ДВС; характерные дефекты элементов судовых ДВС; основные способы устранения дефектов.

Также в данной теме изучаются: техника сборки ДВС; общий порядок сборки судовых ДВС по деталям и узлам; техника проведения регулировочных работ и испытаний дизеля после ремонта; правила техники безопасности и противопожарные меры при ремонте судовых ДВС.

В ходе изучения данной темы проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала;

4) "Ремонт судовых паровых вспомогательных и утилизационных котлов" (раздел "Технология судоремонта"). В данной теме изучаются: понятие технического надзора за паровыми котлами; виды основных неисправностей котлов; техника подготовки котла к ремонту; способы выявления дефектов корпуса, водогрейных и дымогарных труб, коллекторов, лазов, кирпичной кладки, арматуры и гарнитуры котла; технология очистки котлоагрегатов от накипи; способы ремонта и замены дефектных труб, коллекторов; техника вальцовки и глушения дефектных труб в судовых условиях; технология проведения ремонта и испытаний арматуры котла после ремонта; технология ремонта форсунок, гарнитуры топочного устройства, обмуровки и изоляции котла; технология проведения гидравлических испытаний котла после ремонта; техника безопасности и противопожарные меры при ремонте судовых котлов.

В ходе изучения данной темы проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала.

По итогам изучения раздела "Технология судоремонта" проводится зачет;

5) "Слесарный инструмент и основные слесарные операции" (раздел "Основы слесарного дела"). В данной теме изучаются: общие сведения, основные понятия и определения, применяемые в слесарном деле; техника разметки, рубки и резки металлов; технология опиливания, сверления, развертывания и зенкования отверстий; техника нарезания резьбы; шабровки, притирки, шлифовки и полировки; лужения, паяния, наплавки и заливки; сварки металлов; правки и гнутья; правила безопасности при выполнении слесарных работ и работе со слесарным инструментом.

В ходе изучения данной темы проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала;

6) "Классификация и применение измерительного инструмента" (раздел "Основы слесарного дела"). В данной теме изучаются: общие сведения об измерительном инструменте; раскрываются понятия штрихового, раздвижного и нераздвижного измерительного инструмента; переносного измерительного инструмента; поверочного инструмента и приспособлений; угломерного инструмента; одномерных инструментов.

Также в данной теме изучается техника определения фактических размеров деталей с использованием измерительного инструмента.

В ходе изучения данной темы проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала.

По итогам изучения раздела "Основы слесарного дела" проводится зачет.

18. Целью изучения профессионального модуля "Несение вахты в машинном (котельном) отделении" является приобретение слушателями теоретических знаний и практических навыков по устройству и эксплуатации судовых энергетических установок, судовых вспомогательных механизмов и систем, судовому электрооборудованию; навыков по ремонту двигателей и вспомогательных механизмов для несения вахты в машинном (котельном) отделении в качестве вахтенного моториста.

Профессиональный модуль "Несение вахты в машинном (котельном) отделении" включает в себя изучение следующих тем:

1) "Общие сведения, принцип действия двух- и четырехтактных судовых дизелей" (раздел "Судовые ДВС, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации"). В данной теме изучаются: принцип работы ДВС, краткая история создания судовых ДВС, их применение на судах и перспективы развития.

Также слушателей знакомят с классификацией судовых двигателей по конструктивному выполнению, способу наполнения рабочего цилиндра, способу осуществления рабочего цикла (двух- и четырехтактные), по роду применяемого топлива, способу смесеобразования, по роду рабочего цикла, степени быстроходности, направлению вращения коленчатого вала, по назначению. Помимо этого в данной теме изучаются виды маркировки судовых двигателей;

2) "Основы теории рабочего процесса" (раздел "Судовые ДВС, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации"). В данной теме изучаются: понятие и назначение индикаторных диаграмм, фаз газораспределения; виды топлива и смазочные масла для судовых ДВС, их физические и химические свойства; процессы смесеобразования и сгорания топлива в дизелях; понятие рабочей смеси и условия её получения; фазы сгорания топлива в цилиндре дизеля; тепловой баланс дизеля; возможности утилизации тепловых потерь; понятие индикаторной и эффективной мощности дизеля; наддув как способ повышения мощности дизеля; основные неисправности систем наддува и способы их устранения; основные подвижные детали двигателя; силы, действующие в кривошипно-шатунных механизмах тронкового и крейцкопфного двигателей; условия работы деталей движения;

3) "Конструкции дизелей" (раздел "Судовые ДВС, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации"). В данной теме изучаются: общие сведения о деталях машин; назначение остова двигателя и его основных деталей (фундаментальных рам, станин, цилиндров, цилиндровых втулок, цилиндровых крышек и анкерных связей, рамовых подшипников); условия работы этих деталей и их конструктивные разновидности; виды материалов и способы соединения деталей остова двигателя; порядок затяжки анкерных связей.

Также в данной теме изучаются: назначение газораспределительного механизма и его отдельных деталей; виды приводов (цепной, валиковый, шестеренчатый); конструкции деталей газораспределительного механизма (распределительных валов, клапанов, толкателей, штанг); роль и регулировка зазора в приводе, техника проверки фаз газораспределения на двигателе; виды материалов, применяемых для изготовления основных деталей газораспределительного механизма; виды износов деталей в газораспределительном механизме.

В ходе изучения темы проводится практическое занятие по закреплению пройденного материала;

4) "Конструкции обслуживающих систем дизелей" (раздел "Судовые ДВС, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации"). В данной теме изучаются: назначение топливной системы дизеля; типовая топливная система тяжелого топлива (назначение и конструкция отдельных элементов); назначение сепараторов, фильтров, гомогенизаторов, подогревателей, насосов; топливная аппаратура судовых дизелей; назначение и классификация топливных насосов высокого давления, форсунок.

Также в данной теме изучаются: системы охлаждения двигателей и сжатого воздуха; типовая система охлаждения дизеля пресной водой; обработка воды в системе замкнутого охлаждения; конструкция элементов системы охлаждения; технология высокотемпературного охлаждения двигателей; назначение системы сжатого воздуха и её элементов; конструкции компрессоров, воздухохранителей, сепараторов и холодильников.

Помимо этого в данной теме изучаются: системы смазки двигателей; основы гидродинамической теории смазки; виды трения, назначение смазки, марки масел, применяемых для судовых ДВС; виды смазки; комплектация систем смазки; объединение системы смазки с системой охлаждения поршней двигателя; конструкция элементов системы смазки (масляных фильтров, холодильников, насосов).

В ходе изучения данной темы проводятся практические занятия по закреплению пройденного материала;

5) "Системы пуска, реверсирования и управления главным двигателем" (раздел "Судовые ДВС, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации"). В данной теме слушателей знакомят с понятием и назначением реверсивно-пусковых устройств судовых ДВС; основными способами пуска двигателей (ручной, стартерный, пуск двигателя сжатым воздухом).

Также в данной теме изучаются: конструкции пусковых клапанов (автоматических и управляемых); конструкции воздухораспределителей (дискового, клапанного, золотникового); система реверсирования судовых двигателей; назначение реверсирования распределительных органов двигателя; оборудование реверсивно-пусковых устройств двигателей; виды блокировок в устройствах; схемы реверсивно-пусковых устройств двигателей "Зульцер", НВД-48, завода "Русский Дизель", Брянского машиностроительного завода.

В ходе изучения темы проводится практическое занятие по закреплению пройденного материала;

6) "Техническая эксплуатация дизелей" (раздел "Судовые ДВС, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации"). В данной теме изучаются: общие положения по подготовке судовой дизельной установки к работе; последовательность подготовки дизеля к работе после кратковременной и продолжительной стоянок судна, после ремонтных работ; последовательность выполнения операций при пуске дизеля; техника обслуживания двигателя в первые минуты работы; интенсивность прогрева и достижения оптимальных параметров судовых ДВС; вопросы, касающиеся обслуживания дизеля во время работы.

Также в данной теме изучаются: порядок подготовки двигателя к маневрам; порядок остановки двигателя и последовательность выполнения операций при реверсировании; процедура осмотра двигателя после перехода; уход за двигателем на стоянке; техника безопасности при пуске и обслуживание двигателя во время работы; регулирование работы судовых ДВС; нахождение мертвых точек движущихся деталей двигателя; проверка и установка высоты камеры сжатия; проверка и регулировка газораспределения и воздухораспределения; проверка и регулировка топливной аппаратуры; испытания двигателей (стендовые, швартовные, ходовые, теплотехнические); нормирование расхода топлива и масел; документы судовой дизельной установки.

В ходе изучения темы проводится практическое занятие по закреплению пройденного материала.

По итогам изучения раздела "Судовые ДВС, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации" проводится зачет;

7) "Судовая пароэнергетическая установка. Понятие и свойства водяного пара" (раздел "Судовые вспомогательные и утилизационные котлы, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации"). В данной теме слушатели изучают свойства и параметры водяного пара; виды потребителей пара на теплоходах; понятие и назначение парового котла; основные характеристики паровых вспомогательных и утилизационных котлов; классификация судовых паровых котлов; циркуляция воды и пароводяной смеси в паровых котлах;

8) "Конструкции вспомогательных и утилизационных котлов" (раздел "Судовые вспомогательные и утилизационные котлы, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации"). В данной теме изучаются: конструкция вспомогательных огнетрубных, водотрубных и комбинированных паровых котлов, применяемых на судах пароходства; конструкции утилизационных паровых котлов;

9) "Каркас котла. Арматура и форсунки судовых паровых котлов. Корпус котла, циркуляция воды в котле" (раздел "Судовые вспомогательные и утилизационные котлы, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации"). В данной теме изучаются: понятие, составные части арматуры котлов; топки и топочные устройства для жидкого топлива; понятие, назначение и классификация котельных форсунок (механические, паровые, ротационные, автоматизированная форсунка "Монарх").

В ходе изучения темы проводится практическое занятие по закреплению пройденного материала;

10) "Топливная система котла" (раздел "Судовые вспомогательные и утилизационные котлы, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации"). В данной теме изучаются: топливная система котла; конструкции фильтров, подогревателей и расходных цистерн; виды топлива, применяемые для судовых паровых котлов, физико-химические характеристики топлива; процедура приемки и перекачивания топлива; техника пожарной безопасности и охраны окружающей среды при приемке и перекачивании топлива;

11) "Питательная вода" (раздел "Судовые вспомогательные и утилизационные котлы, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации"). В данной теме изучаются: понятия водного режима котла; питательная система котлов; водообработка и режим продувания котлов; устройства теплых ящиков; фильтров питательной воды и водоподогревателей; понятие химического анализа котловой и питательной воды;

12) "Эксплуатация вспомогательных и утилизационных котлов" (раздел "Судовые вспомогательные и утилизационные котлы, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации"). В данной теме изучаются: тепловые потери, сопровождающие рабочий процесс паровых котлов; мероприятия, выполняемые обслуживающим персоналом, для снижения тепловых потерь (сажеобдувка, продувание котлов, контроль качества сгорания топлива, теплоизоляция); подготовка судовых паровых котлов к действию (растопка, подъем пара, ввод в параллельную работу); техника безопасности при растопке, подъеме пара.

Также в данной теме изучаются: техника обслуживания судовых паровых котлов в действии, контроль работы питательной и топливной систем котла; упуск воды в котле, действия обслуживающего персонала при упуске воды; техника вывода паровых котлов из действия; способы хранения котлов (мокрое, сухое, консервация); неисправности судовых паровых котлов; меры по устранению неисправностей; аварийные ситуации и аварии судовых паровых котлов; управление горением; обслуживание топливной системы; очистка поверхностей нагрева работающего котла; особенности обслуживания утилизационных котлов; особенности хранения бездействующих котлов; способы очистки водяной и газовой поверхностей котла.

В ходе изучения данной темы проводится практическое занятие по закреплению пройденного материала.

По итогам изучения раздела "Судовые вспомогательные и утилизационные котлы, их эксплуатация и техника безопасности при эксплуатации" проводится зачет;

13) "Судовые вспомогательные механизмы" (раздел "Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация"). В данной теме изучаются: назначение и классификация судовых вспомогательных механизмов; их роль в эксплуатации судна; устройство двигателя и исполнительная часть вспомогательного механизма; электрические и гидравлические вспомогательные механизмы; области их применения;

14) "Судовые насосы и вентиляторы" (раздел "Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация"). В данной теме изучаются: классификация судовых насосов по принципу действия и по назначению; двигатели судовых насосов; основные параметры работы насосов; давление (абсолютное и избыточное); понятие вакуума; единица измерения давления; размещение насосов на судне, классификация вентиляторов.

В ходе изучения темы проводится практическое занятие по закреплению пройденного материала;

15) "Механизмы рулевого устройства" (раздел "Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация"). В данной теме изучаются: понятие о действии руля на судно; назначение рулевого устройства и его составные части (руль, рулевой привод, рулевая машина, телединамические передачи управления рулевой машиной с командного мостика); конструкции рулевых приводов (зубчатого секторного, секторного штуртросного, винтового, гидравлического, плунжерного, гидравлического лопастного, гидравлического винтового); конструкции электрогидравлических рулевых машин и телединамических передач (механических, гидравлических, электрических); правила обслуживания рулевого устройства и рулевых машин; основные неисправности рулевого устройства и их устранение;

16) "Якорные и швартовные механизмы" (раздел "Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация"). В данной теме изучаются: назначение якорных и швартовных механизмов; устройства и работа электрических и гидравлических брашпилей; назначение муфт для включения цепных барабанов; использование якорных механизмов для швартовных операций; устройство и назначение шпилей (швартовных, якорно-швартовных) с различным расположением двигателей и редукторов; устройство и назначение якорно-швартовных лебедок; автоматической швартовной лебедки; основные неисправности механизмов и их устранение.

В ходе изучения темы проводится практическое занятие по закреплению пройденного материала;

17) "Грузоподъемные механизмы" (раздел "Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация"). В данной теме изучаются: виды грузовых устройств судов; классификация судовых грузоподъемных механизмов; назначение, устройство и работа электрической грузовой лебедки с различными типами редукторов и их расположением; конструкции козлового контейнерного крана, электрического и электрогидравлического поворотных кранов; устройство и назначение шлюпочных лебедок и лебедок трапов; подъемники аппарели и межпалубных устройств контейнеровозов; устройство и принцип действия автоматической буксирной лебедки; грузоподъемные механизмы машинного помещения (тельферы, механические тали); техника эксплуатации грузоподъемных механизмов.

В ходе изучения темы проводится практическое занятие по закреплению пройденного материала;

18) "Водоопреснительные установки. Устройство и эксплуатация вакуумных утилизационных установок" (раздел "Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация"). В данной теме изучаются: назначение и классификация водоопреснительных установок и требования, предъявляемые к ним; требования к качеству дистиллята; устройство водоопреснительных установок избыточного давления; вакуумных утилизационных водоопреснительных установок; конструкции элементов водоопреснительной установки и приборов контроля; способы приготовления питьевой воды из дистиллята; обслуживание водоопреснительной установки;

19) "Судовые холодильные установки" (раздел "Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация"). В данной теме изучаются: использование холодильной техники на судах; классификация судовых холодильных установок; понятие и свойства хладагентов; устройство и принцип действия автоматизированной компрессионной холодильной установки; способы охлаждения холодильных камер; конструкции компрессоров, конденсаторов, испарителей, воздухоохладителей, теплообменников, фильтров и осушителей; приборы автоматики холодильных установок; диапазон и дифференциал регулирования приборов автоматики; регулирование холодопроизводительности; устройство и работа терморегулирующих вентилей, прессостатов, термостатов, реле давления, соленоидных и водорегулирующих вентилей, регуляторов давления; техническое обслуживание судовых холодильных установок; характерные неисправности в работе установок и способы их устранения;

20) "Общесудовые и специальные системы" (раздел "Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация"). В данной теме изучаются: классификация систем и общие требования, предъявляемые к системам и трубопроводам; конструктивные элементы систем (трубы, путевые соединения, арматура); устройство приводов управления арматурой; общие положения по эксплуатации судовых систем; классификация и назначение трюмных систем (осушительная, балластная, водоотливная, креповая, дифферентная), противопожарных систем (водотушения, паротушения, пенотушения, системы воздушно-пенного тушения, спринклерной системы, углекислотной, системы жидкостного тушения), сигнальных систем, санитарных систем (водоснабжение питьевой, мытьевой холодной и горячей водой, забортной водой); канализации (фановая, сточная, шпигантная); систем отопления (паровая, водяная, воздушная, электрическая); систем вентиляции (вдувная, вытяжная, комбинированная).

Также в данной теме изучаются: классификация вентиляторов по типу; естественная и искусственная вентиляция; устройство системы кондиционирования воздуха; установок кондиционирования воздуха; низконапорных и высоконапорных систем; одноканальных и двухканальных систем; конструктивных схем кондиционирования. Помимо этого в данной теме изучаются: устройство центрального агрегата системы; технология обслуживания системы кондиционирования воздуха;

21) "Специальные системы нефтеналивных судов (раздел "Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация"). В данной теме изучаются: специальные системы (грузовые, зачистные, орошения палубы, мойки танков, подогрева груза, пропаривания танков; газоотводная система танкера; система инертных газов).

По итогам изучения раздела "Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация" проводится зачет;

22) "Основные электротехнические законы. Электрические машины" (раздел "Основы электротехники, электрооборудования судов и элементы судовой электроавтоматики"). В данной теме изучаются: особенности применения электрической энергии на судах; общие сведения об электричестве и электронной теории; понятие электрического тока; постоянного тока, электрической цепи и ее элементов; аккумуляторы и их соединения.

Также в данной теме изучаются: принцип работы простейшего генератора переменного тока; индуктивность в цепи переменного тока; емкость в цепи переменного тока; понятие многофазных систем; устройство машины постоянного тока; назначение трансформаторов; синхронные машины; устройство и принцип действия синхронного генератора; применение синхронных машин на судах; виды электрооборудования судов;

23) "Судовые электрические станции. Аппаратура судовых электростанций" (раздел "Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация"). В данной теме изучаются: понятие, назначение и классификация электрической аппаратуры управления и защиты; понятие коммутационной аппаратуры неавтоматического управления; пакетные выключатели и переключатели; универсальные переключатели; кнопочные посты; реостаты; коммутационные аппараты автоматического управления; автоматические выключатели; контакторы и магнитные пускатели; понятие и классификация реле (реле обратного тока и обратной мощности; электромагнитные реле, реле максимального тока, реле максимального напряжения, реле времени, тепловые реле); назначение и конструкция пробочных и трубчатых предохранителей; обслуживание электрической аппаратуры управления и защиты.

Также в данной теме изучаются: понятие, основные элементы и классификация судовых электрических станций; понятие и назначение судовых генераторов; судовых распределительных устройств; назначение и устройство главного распределительного щита; схема и обслуживание коммутационной, защитной, коммутационно-защитной, измерительной и регулировочной аппаратуры; схемы распределения электроэнергии на судах; классификация распределительных устройств электрических сетей; виды судовых электрических сетей; виды судовых кабелей, проводов, шнуров; особенности обслуживания судовых электрических сетей.

В ходе изучения данной темы проводится практическое занятие по закреплению пройденного материала;

24) "Судовые электроприводы. Аппаратура управления электроприводами" (раздел "Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация"). В данной теме изучаются: понятия электропривода, номинальных величин, режимов работы, защищенности; основные элементы и их взаимодействие в системе привода; системы управления электроприводами (контакторная, реостатная); ручное, полуавтоматическое и автоматическое управление двигателями.

Также в данной теме изучаются: условные обозначения в электрических схемах в соответствии с единой системой конструкторской документации; схемы пусков асинхронных двигателей; схема управления электроприводом шлюпочной лебедки; назначение рулевого электропривода и требования, предъявляемые к нему; основные элементы рулевого электропривода; системы управления рулевым электроприводом (простой, следящий и автоматического действия).

В ходе изучения данной темы проводится практическое занятие по закреплению пройденного материала;

25) "Внутрисудовая электрическая сигнализация и связь. Действие электрического тока на человека. Тушение пожара в электроустановках" (раздел "Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация"). В данной теме изучаются: системы пожарной и авральной сигнализации; назначение и виды внутрисудовой электрической сигнализации; понятие и назначение судовых электрических телеграфов и указателей; принципы передачи команд; устройство и назначение машинного и котельного телеграфа; аксиометра; принципы действия телефонной связи; действие электрического тока на человека; меры предупреждения травматизма; способы оказания первой помощи при поражении электрическим током; способы тушения пожаров в электроустановках.

В ходе изучения данной темы проводится практическое занятие по закреплению пройденного материала;

26) "Автоматизация на судах" (раздел "Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация"). В данной теме изучаются: понятие автоматизации судовых процессов; систем автоматики и их классификации; принципы автоматического регулирования ДВС.

В ходе изучения данной темы проводится практическое занятие по закреплению пройденного материала.

По итогам изучения раздела "Судовые вспомогательные механизмы, системы и их эксплуатация" проводится зачет;

27) "Минимальные требования к компетентности рядового состава машинной команды (вахтенные мотористы)" (раздел "Основные сведения о требованиях Конвенции ПДНВ, конвенции МАРПОЛ 73/78, СОЛАС-74"). В данной теме изучаются: минимальные требования к компетентности рядового состава машинной команды в соответствии с международными требованиями; названия механизмов и оборудования в машинном отделении; процедуры несения вахты в машинном отделении; техника безопасности в отношении работы в машинном отделении; основные процедуры по защите окружающей среды; техника использования соответствующей системы внутрисудовой связи; устройство и назначение систем аварийно-предупредительных сигналов (в том числе при включении углекислотной станции пожаротушения); техника безопасности при эксплуатации котлов; обязанности вахтенного моториста при авариях; пути эвакуации из машинных помещений; техника использования противопожарного оборудования в машинных помещениях.

В ходе изучения данной темы проводится практическое занятие по закреплению пройденного материала.

По итогам изучения раздела "Основные сведения о требованиях Конвенции ПДНВ, конвенции МАРПОЛ 73/78, СОЛАС-74" проводится зачет.

19. Целью изучения профессионального модуля "Обеспечение безопасности плавания" является ознакомление слушателей с основными требованиями в области обеспечения безопасности судоходства и охраны окружающей среды.

Профессиональный модуль "Обеспечение безопасности плавания" включает в себя изучение следующих тем:

1) "Правовые основы безопасности судоходства, понятие транспортной безопасности" (раздел "Безопасность судоходства и охрана окружающей среды"). В данной теме изучаются: основные положения законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды; деятельность Международной организации труда по управлению безопасностью.

В ходе изучения данной темы проводятся практические занятия по закреплению материала;

2) "Охрана окружающей среды" (раздел "Безопасность судоходства и охрана окружающей среды"). В данной теме изучаются: общие сведения о вредных веществах, перевозимых водным транспортом и их маркировка; основные физико-химические свойства вредных веществ и необходимые условия для их перевозки; степени опасности вредных веществ для водной среды и для здоровья человека; причины и источники загрязнения водной среды с судов; системы и оборудование для предотвращения загрязнения окружающей среды; обязанности судовладельцев по охране окружающей среды; надзор и контроль за обеспечением экологической безопасности; требования конвенции МАРПОЛ 73/78.

 

VII. Содержание производственной (профессиональной) практики

 

N п/п

Виды выполняемых работ

Всего часов

Форма контроля

1

2

3

4

1

Ознакомление с судном, организацией службы и обеспечением живучести судна

16

Зачёт

2

Судоремонтные работы и техническое обслуживание судовых механических установок

106

Зачёт

2.1

Обслуживание судовых двигателей внутреннего сгорания и их обслуживающих систем (топливной, смазки, охлаждения)

24

-

2.2

Обслуживание вспомогательных и утилизационных котлов

34

-

2.3

Обслуживание вспомогательных механизмов

24

-

2.4

Обслуживание специальных систем судов

24

-

3

Обслуживание судовых энергетических установок и вспомогательных механизмов

40

Зачёт

3.1

Ремонтные работы технических средств

10

-

3.2

Профилактические работы технических средств

10

-

3.3

Устранение дефектов

10

-

3.4

Устранение неисправностей

10

-

4

Обслуживание систем сигнализации, связи и управления судном

24

Зачёт

5

Слесарные работы

14

Зачёт

6

Несение вахты в должности вахтенного моториста

160

Зачёт

 

ИТОГО

360

Зачёт

 

20. Целью производственной (профессиональной) практики является закрепление полученных теоретических знаний, приобретение профессиональных навыков вахтенного моториста.

21. Производственная (профессиональная) практика проводится в форме плавательной практики на судах.

22. Выполняемые виды работ на производственной (профессиональной) практике регистрируются в журнале практической подготовки. Журнал практической подготовки заполняется лицом командного состава, на которого возложены обязанности руководителя практики, и заверяется судовой печатью, а также печатью отдела кадров предприятия.

По окончании прохождения плавательной практики слушатель должен получить соответствующие документы, подтверждающие выполнение требований к стажу работы на судне, выданные в соответствии с приказом Минтранса России от 15 марта 2012 г. N 62, и характеристику (отзыв).

23. Производственная (профессиональная) практика должна осуществляться на судах валовой вместимостью 500 тонн и более, находящихся в эксплуатации.

Итоговой формой контроля является зачет.

 

VIII. Условия реализации настоящей Программы

 

24. Выбор методов обучения для каждого занятия определяется преподавателем в соответствии с составом и уровнем подготовленности слушателей, степенью сложности излагаемого материала, наличием и состоянием учебного оборудования, технических средств обучения, местом и продолжительностью проведения занятий.

25. Теоретические занятия проводятся с целью изучения нового учебного материала. Изложение материала необходимо вести в форме доступной для понимания слушателей, соблюдать единство терминологии, определений и условных обозначений, соответствующих действующим международным и национальным нормативным правовым актам. В ходе занятий преподаватель обязан увязывать новый материал с ранее изученным, дополнять основные положения примерами из практики, соблюдать логическую последовательность изложения.

26. Практические занятия (тренировки) проводятся с целью закрепления теоретических знаний и выработки у слушателей основных умений и навыков работы в ситуациях, максимально имитирующих реальные производственные процессы. Практические занятия должны выполняться с использованием специализированных технических средств обучения, образцов судового имущества и оборудования, а в некоторых случаях на базе предприятий и организаций отрасли.

27. В процессе реализации настоящей Программы проводится промежуточная аттестация слушателей в форме зачётов, а по некоторым дисциплинам (модулям) курса - экзаменов.

К промежуточной аттестации допускаются слушатели, успешно освоившие настоящую Программу соответствующей дисциплины (модуля) и выполнившие практические работы.

Зачёт проводится в письменной форме или в форме собеседования. Допускается проведение компьютерного тестирования, выполнение контрольной работы и защита докладов.

Экзамен проводится в письменной форме или в форме собеседования. Допускается проведение компьютерного тестирования с последующим собеседованием.

Слушатели, успешно выполнившие все элементы учебного плана, допускаются к итоговой аттестации.

28. Итоговая аттестация проводится специальной аттестационной комиссией, результаты работы которой оформляются протоколом.

В состав аттестационной комиссии должны входить: председатель, секретарь, члены комиссии - преподаватели учебного заведения и ведущие специалисты предприятий, организаций, учреждений отрасли по профилю подготовки, а также представители заказчиков кадров.

Педагогический состав, обеспечивающий обучение слушателей, должен соответствовать следующим минимальным требованиям:

среднее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины;

опыт практической деятельности в соответствующей профессиональной сфере.

Председателем аттестационной комиссии назначается лицо, не являющееся работником образовательной организации, имеющее высшее или среднее профессиональное образование по профилю подготовки специалистов и опыт работы в должности капитана (старшего помощника капитана) морского судна не менее трех лет.

Кандидатуру председателя аттестационной комиссии согласовывает капитан морского порта.

29. Для реализации настоящей Программы необходимо наличие мастерской, учебных кабинетов, оборудованных учебной мебелью, учебной доской, информационными стендами, плакатами, схемами и макетами.

В учебном кабинете должны быть в наличии: образцы коммутационных устройств и аппаратов; судовые датчики и преобразователи; переносные средства пожаротушения, применяемые на судах; образцы индивидуальных спасательных средств, страховочный пояс.

В мастерской должны быть в наличии: токарные, фрезерные, сверлильные, заточные, шлифовальные станки, слесарный инструмент, заготовки для выполнения слесарных работ; слесарные и измерительные инструменты и приспособления; заготовки для выполнения слесарных работ.

30. При реализации настоящей Программы применяются:

1) комплекс организационно-педагогических условий, включающий программное обеспечение для проверки знаний плавсостава морских судов, одобренное Федеральным агентством морского и речного транспорта;

2) тренажер машинно-котельного отделения.

31. При реализации настоящей Программы слушатели изучают положения следующих нормативных правовых актов, относящиеся к компетенции вахтенного моториста:

Конвенция ПДНВ;

СОЛАС-74;

МАРПОЛ 73/78;

Международная конвенция о грузовой марке*(5);

Конвенция о международных правилах предупреждения столкновения судов в море*(6);

Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации"*(4);

постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 395 "Об утверждении устава о дисциплине работников морского транспорта"*(7);

приказ Минтранса России от 15 марта 2012 г. N 62;

приказ Минтранса России от 20 августа 2009 г. N 140 "Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации"*(8) с изменениями, внесенными приказом Минтранса России от 22 марта 2010 г. N 69*(9).

 

______________________________

*(1) Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53 (ч. I), ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30 (ч. I), ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2930, 2933; N 26 (ч. I), ст. 3388.

*(2) Зарегистрирован Минюстом России 4 июня 2012 г., регистрационный N 24456.

*(3) Постановление Совета Министров СССР от 14 сентября 1979 г. N 871 "О вступлении СССР в Международную конвенцию о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года", опубликовано в постановлениях Совета Министров СССР, 1979, сентябрь, стр. 64. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2003 г. N 371 "О мерах по выполнению Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 27 (ч. II), ст. 2799).

*(4) Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 15, ст. 1519, N 45, ст. 4377; 2005, N 52 (ч. I), ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557, N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. II), ст. 3616, N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30, N 29, ст. 3625; 2010, N 27, ст. 3425, N 48, ст. 6246; 2011, N 23, ст. 3253; N 25, ст. 3534, N 30 (ч. I) ст. 4590, 4596, N 45, ст. 6335, N 48, ст. 6728; 2012, N 18, ст. 2128, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4321; 2013, N 30 (ч. I), ст. 4058; 2014, N 6, ст. 566.

*(5) Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 457 "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1988 года к Международной конвенции о грузовой марке 1966 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2769).

*(6) Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXIII. - М., 1979, 435 - 461. Конвенция вступила в силу для СССР 15 июля 1977 г. Документ о присоединении СССР к Конвенции с оговорками сдан на хранение Генеральному секретарю Межправительственной морской консультативной организации 9 ноября 1973 г.

*(7) Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 22, ст. 2311.

*(8) Зарегистрирован Минюстом России 24 сентября 2009 г., регистрационный N 14863.

*(9) Зарегистрирован Минюстом России 29 апреля 2010 г., регистрационный N 17054.