Письмо Ассоциации российских банков от 8 апреля 2015 г. N А-02/5-168
См. ответ, приведенный в письме Банка России от 23 апреля 2015 г. N 012-33-6/3588
Обращаемся к Вам по просьбе банков - членов АРБ, в деятельности которых возникают вопросы относительно порядка согласования изменений и дополнений в учредительные документы кредитных организаций, а также правовых последствий, касающихся приведения наименований и учредительных документов кредитных организаций в соответствие с требованиями Федерального закона от 05 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ).
С 1 сентября 2014 года вступило в силу большинство положений Закона N 99-ФЗ.
С этого момента юридические лица могут быть созданы только в организационно-правовых формах, предусмотренных главой 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а именно: в формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий (пункт 2 статьи 50 ГК РФ).
Хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью (пункт 4 статьи 66 ГК РФ).
В соответствии со статьей 66.3 ГК РФ хозяйственные общества могут быть либо публичными, либо непубличными.
К публичному может быть отнесено акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным (пункт 1 статьи 66.3 ГК РФ).
Акционерные общества, созданные до дня вступления в силу Закона N 99-ФЗ и отвечающие признакам публичных акционерных обществ (пункт 1 статьи 66.3 ГК РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ)), признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным (пункт 11 статьи 3 Закона N 99-ФЗ).
Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 статьи 66.3 ГК РФ, признаются непубличными.
В силу пункта 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу Закона N 99-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 02 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1) кредитная организация должна иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.
В соответствии со статьей 10 Закона N 395-1 кредитная организация имеет учредительные документы, предусмотренные федеральными законами для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.
Кредитная организация обязана регистрировать все изменения, вносимые в ее учредительные документы. Документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", нормативными актами Банка России, представляются кредитной организацией в Банк России в установленном им порядке.
Согласно пункту 6 письма Банка России от 18 августа 2014 года N 06-52/6680 "О некоторых вопросах, связанных с применением отдельных положений Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до вступления в силу Закона N 99-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 ГК РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц (пункт 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ). При применении указанной нормы следует учитывать, что изменения и (или) дополнения в устав акционерного общества могут вноситься как на основании решения общего собрания акционеров, так и без принятия такого решения (статья 12 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").
Однако в настоящее время отсутствуют какие-либо разъяснения Банка России кроме вышеуказанного письма относительно процедуры согласования изменений и дополнений в учредительные документы кредитных организаций, действующих в форме акционерных обществ, а также правовых последствий, в том числе необходимости переоформления лицензий, выданных Банком России в связи с вступлением в силу Закона N 99-ФЗ.
В целях разъяснения вопроса переоформления лицензий в связи с вступлением в силу Закона N 99-ФЗ в части изменения наименования организационно-правовых форм организаций некоторыми государственными надзорными органами были подготовлены разъяснения (например, Информационное письмо Ростехнадзора от 30 января 2015 года N 00-01-34/48 "По вопросам переоформления лицензии в связи со вступлением в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ в части изменения наименования организационно-правовых форм организаций"; Письмо Росприроднадзора от 14 октября 2014 года N АА-03-04-36/16011 "О направлении разъяснений"; Письмо Росавиации (Разъяснения, данные в связи с вступлением в силу с 1 сентября 2014 года изменений, внесенных в главу четвертую части первой Гражданского кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ).
Ранее при вступлении в законную силу Федерального закона от 07 августа 2001 года N 120-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акционерных обществах", которым были внесены изменения в статью 4 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) Банком России в письме от 03 апреля 2002 года N 38-Т "О приведении сокращенного наименования кредитных организаций, действующих в форме акционерного общества, в соответствие с Федеральным законом "Об акционерных обществах" было разъяснено, что в случае включения в сокращенное наименование кредитной организации в соответствии со статьей 4 Закона N 208-ФЗ слов "закрытое акционерное общество" или "открытое акционерное общество" либо аббревиатуры "ЗАО" или "ОАО" предварительного согласования с Банком России (Департаментом лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций) нового сокращенного наименования кредитной организации, предусмотренного пунктами 19.1 - 19.4 Инструкции Банка России от 23 июля 1998 года N 75-И "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности" не требуется.
В настоящий момент ввиду отсутствия разъяснений Банка России относительно процедуры согласования изменений и дополнений в учредительные документы кредитных организаций, действующих в форме акционерных обществ, а также правовых последствий, в том числе необходимости переоформления лицензий выданных Банком России в связи с вступлением в силу Закона N 99-ФЗ, кредитная организация может столкнуться с нарушением процедуры и сроков представления документов в Банк России, так как процедура внесения изменений в учредительные документы кредитной организации в целях приведения в соответствие с законодательством осуществляется иначе, чем в связи с переименованием, при котором переоформляется лицензия.
Так, при внесении изменений в учредительные документы в целях приведения в соответствие с действующим законодательством кредитная организация представляет учредительные документы/ изменения к учредительным документам в территориальное учреждение Банка России, в то время как при смене наименования непосредственно в Банк России согласно пункту 19.1 Инструкции Банка России от 02 апреля 2010 N 135-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" (далее - Инструкция N 135-И). Представление учредительных документов в ненадлежащий орган может повлечь за собой возврат учредительных документов и как результат нарушение кредитной организацией сроков установленных Инструкцией N 135-И.
Кроме того, при внесении изменений в учредительные документы кредитной организации в связи с переименованием предусмотрена процедура предварительного согласования возможности использования кредитной организацией предполагаемого наименования (полного фирменного и сокращенного фирменного). Согласно пункту 19.5 Инструкции N 135-И кредитная организация вправе принять решение о внесении соответствующих изменений в свой устав только после предварительного согласования нового наименования Банком России. Таким образом, кредитная организация, не имея информации о процедуре приведения ее учредительных документов в соответствие с Законом N 99-ФЗ, может провести общее собрание акционеров без предварительного согласования Банком России нового наименования, что также может являться нарушением требований Инструкции N 135-И.
В связи с этим требуют разъяснений следующие вопросы.
1. Является ли приведение наименования кредитной организации в соответствие с требованиями Закона N 99-ФЗ в виде включения в наименование кредитной организации слов "публичное акционерное общество" или "акционерное общество" либо аббревиатуры "ПАО" или "АО" переименованием?
2. Требуется ли предварительное согласование с Банком России в соответствии с пунктом 19.3 Инструкции N 135-И нового наименования кредитной организации при приведении наименования кредитной организации в соответствие с требованиями Закона N 99-ФЗ?
3. В какой орган необходимо представить учредительные документы кредитной организации при приведении наименования кредитной организации в соответствие с требованиями Закона N 99-ФЗ (Банк России или его территориальные учреждения)?
4. Должна ли кредитная организация переоформить ранее полученные лицензии (Банка России, профессионального участника рынка ценных бумаг и др.) при приведении наименования кредитной организации в соответствие с требованиями Закона N 99-ФЗ?
5. Должна ли кредитная организация переоформить свидетельство о включении его в реестр банков-участников страхования вкладов при приведении наименования кредитной организации в соответствие с требованиями Закона N 99-ФЗ?
6. Должна ли кредитная организация уведомить всех своих кредиторов в порядке, установленном пунктом 15.6 Инструкции N 135-И при приведении наименования кредитной организации в соответствие с требованиями Закона N 99-ФЗ?
7. Должна ли кредитная организация заменить свою печать при приведении наименования кредитной организации в соответствие с требованиями Закона N 99-ФЗ?
Учитывая важное практическое значение вышеозначенных вопросов, просим Вас высказать по ним официальную позицию Банка России.
Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Банком России по вопросам применения действующего законодательства.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 8 апреля 2015 г. N А-02/5-168
Текст письма официально опубликован не был