Глава III
Ст. 337 УК РФ "самовольное оставление части или места службы", ее соотношение со ст. 338 и 339 УК РФ "дезертирство", "уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами"
Преступления, признаки которых закреплены в ст. 337-339 УК, посягают, по утверждению исследователей, на порядок организации прохождения военной службы, я бы сказала, на интересы прохождения военной службы в аспекте укомплектованности частей. Не исполняется обязанность военнослужащего, проходящего военную службу, находиться в части, в связи с чем не выполняются и все другие обязанности, т.е. он не исполняет, не проходит военную службу. Названные составы преступлений есть смысл рассматривать во взаимосвязи и потому, что они похожи по объективной стороне: военнослужащий уклоняется от такой обязанности по военной службе, как находиться в расположении или территории воинской части, выполнять обязанности военной службы. Толкование признаков составов преступлений также возможно только в их взаимосвязи, методом от противного. Если диспозиция ст. 338 УК определяет дезертирство как самовольное оставление части или места службы или неявку с целью уклониться от прохождения военной службы, то, несмотря на то, что объективная сторона ст. 377 "Самовольное оставление части или места службы"совпадает с дезертирством и закон не называет цель совершения этих действий, этот состав преступления отличается от дезертирства желанием временно оставить часть или место службы. Эти составы преступлений отличаются друг от друга по мотивации (для чего, ради чего совершается деяние) или по конечной цели деятельности: оставления части или невозвращения в часть (закон называет это целью), - чтобы уклониться от прохождения военной службы на весь оставшийся срок ее прохождения, характерные для дезертирства; на определенное время оставить часть - для ст. 337 УК. В связи с этим, во-первых, не имеет значения, на каком сроке уклонения был задержан виновный при дезертирстве. Во-вторых, эти составы преступлений не могут образовывать идеальную совокупность преступлений.
П. 15 постановления ПВС предлагает такое размежевание названных составов преступлений. При разграничении преступлений, предусмотренных ст. 337 и 338 УК РФ, судам необходимо исходить из того, что ответственность по ст. 337 УК РФ наступает лишь при наличии у лица намерения временно уклониться от исполнения обязанностей военной службы и по истечении определенного срока возвратиться в часть (к месту службы) для прохождения военной службы. При дезертирстве (ст. 338 УК РФ) лицо имеет цель вовсе уклониться от исполнения обязанностей военной службы. Если такая цель появилась у военнослужащего после самовольного оставления части (места службы), содеянное следует квалифицировать только как дезертирство. Об умысле на дезертирство могут свидетельствовать такие обстоятельства, как приобретение или изготовление лицом подложных документов, удостоверяющих личность либо свидетельствующих о том, что гражданин прослужил установленный законом срок военной службы или имеет отсрочку от призыва, устройство на работу и т.п.
Дезертирство - длящееся преступление. С учетом различных сроков службы для разных категорий военнослужащих и применительно и к ст. 328 УК Верховный суд в п. 25 постановления пленума расшифровывает возможную продолжительность (длительность) этих преступлений. "Преступления, предусмотренные ст. 328 и 338 УК РФ, являются длящимися. В случае, если лицо не явилось с повинной или не было задержано, указанные преступления оканчиваются вследствие отпадения у него обязанностей по призыву на военную службу, прохождению военной или альтернативной гражданской службы. Таким моментом следует считать достижение лицом возраста, после наступления которого, указанные обязанности ни при каких обстоятельствах на него не могут быть возложены, либо возраста, который является предельным для пребывания на альтернативной гражданской или военной службе.
Уклонение от призыва на военную службу считается оконченным с момента достижения лицом 27-летнего возраста.
Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы считается оконченным преступлением для лиц, направленных на альтернативную гражданскую службу после 1 января 2008 г., с момента достижения ими возраста 28 лет 9 месяцев или 28 лет 6 месяцев в зависимости от ее срока.
Дезертирство для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 г., считается оконченным с момента достижения ими возраста 28 лет.
Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, дезертирство будет оконченным преступлением по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе в зависимости от воинского звания (например, в случае совершения дезертирства военнослужащим, имеющим воинское звание "капитан", преступление будет оконченным с момента достижения этим лицом возраста 45 лет).
Если преступления, предусмотренные ст. 328 и 338 УК РФ, в силу отпадения у лица соответствующих обязанностей окончены, но при этом оно уклоняется от следствия или суда, течение сроков давности приостанавливается. В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента задержания указанного лица или явки его с повинной (ч. 3 ст. 78 УК РФ).
Итак, ст. 337 УК РФ содержит по сути те же действия, что и в дезертирстве, но совершаются они для того, чтобы временно не исполнять обязанности по военной службе. Причем, если в дезертирстве время фактического отсутствия на квалификацию не влияет, то в ст. 337 она (квалификация) зависит от времени оставления части или места службы и от субъекта преступления. Если военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, самовольно оставляет часть или место службы или без уважительных причин не возвращается в часть до 2 суток, то уголовная ответственность не наступает. Для контрактника это время - 10 суток. Если призывник отсутствовал в части без уважительных причин свыше 2 суток и до 10, то ответственность наступает по ч. 1 ст. 337 УК, свыше 10 суток и до 1 месяца - по ч. 3. По этой же части наступает уголовная ответственность контрактника при этом сроке отсутствия. В обеих статьях военнослужащий не находится в месте прохождения военной службе.
Действия, предусмотренные как в ст. 337, так и в ст. 338 УК, но с применением названных в диспозиции ст. 339 способов: путем симуляции болезни, членовредительства, подлога документов или иного обмана, объединены в ст. 339. Способы совершения этого преступления в юридической литературе и судебной практике толкуются более или менее единообразно. Лишь в отношении понятия "причинение себе какого-либо повреждения (членовредительство)" высказываются разные суждения 1, которые породило используемое законодателем его обозначение двумя разными по объему терминами и неуточнение смысла примененной вставной конструкции. "Повреждение" применительно к человеку в просторечии означает причинение себе любого вреда - ушибся, поцарапался и т.д. Термин "членовредительство" употребляется в более узком смысле слова, в значении умышленного тяжелого (имеет степень, в отличие от тяжкого) повреждения, увечья, лишение какого-либо члена или органа своего тела, их функций 2. Вставные конструкции имеют богатую смысловую емкость: возможность вносить добавочные сведения, дополнительные пояснения, уточнения, поправки, попутные замечания, оговорки и т.д. 3
Использование авторами разного значения вставной конструкции: одними - как уточнение (тогда элемент за скобкой толкуется шире находящегося в скобках), другими - как пояснение (при котором эти элементы равны), показывает истоки возникшей полемики по поводу узкого и широкого понятия "причинение себе какого-либо повреждения" (членовредительство). Чаще встречается в литературе такое ограничительное толкование рассматриваемого словосочетания, как причинение военнослужащим вреда своему здоровью. Членовредительство - это "умышленное искусственное повреждение какого-либо органа или тканей тела (например, руки или ноги), нарушение функций какого-либо органа (расстройство сердечной деятельности, пищеварения), вызывание какого-либо заболевания либо обострение уже имеющегося заболевания 4. Действительно, причинение себе любого вреда здоровью в уголовно-правовом значении связано с утратой трудоспособности, в связи с чем военнослужащий на время или насовсем устраняется от прохождения военной службы. Но определение вреда здоровью и медицинские критерии определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, имеют свою специфику и назначение. Учитывая особенности рассматриваемого вреда здоровью (причинение себе повреждения), его роли в рассматриваемых составах преступления (временно или насовсем не выполнять обязанности, освободиться от обязанностей при прохождении военной службы), при определении его составляющих следует руководствоваться и ими, и Положением о военно-врачебной экспертизе от 25.02.2003 г. N 123 (в редакции Постановления Правительства РФ от 09.11.2007 г. N 767), требованиями о состоянии здоровья граждан, подлежащих призыву, военнослужащих, расписанием болезней, таблицей дополнительных требований к состоянию здоровья граждан для прохождения службы в отдельных войсках (на подводных лодках, например), содержащихся в нем, на основании которых разные виды военнослужащих (военнослужащий, не имеющий воинского звания, проходящий ее по контракту и др.) на время или насовсем освобождаются от разного вида военной службы. Это может быть, например, отравление лекарственными средствами, язвенная болезнь желудка, конъюнктивы, кишечные инфекции, расстройство поведения, вызванное употреблением психоактивных веществ, недостаточное физическое развитие и др. Причем для состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность за временное уклонение от прохождения военной службы путем причинения себе повреждения (членовредительства) - ч. 1 ст. 339 УК РФ, это понятие наполняется меньшим по степени вредом здоровью, заболеваниями, на основании которых военнослужащий на время освобождается от исполнения обязанностей конкретного вида военной службы. Для составов преступлений, предусматривающих уголовную ответственность за полное освобождение от прохождения военной службы путем членовредительства, это понятие включает в себя больший по степени вред здоровью, при наличии которого конкретный военнослужащий полностью освобождается от определенного вида военной службы. Следовательно, использование законодателем в разных частях статьи УК РФ одного и того же словосочетания получает разную по объему смысловую нагрузку.
Пленум ВС РФ не раскрывает это понятие, лишь напоминает правило вменения состава преступления, предусмотренного ст. 327 УК РФ при доказанности факта подделки, и невменения его при использовании подложного документа при обмане.
Системное толкование норм (метод от противного) позволяет заключить, что если в ч. 2 ст. 339 УК указана цель совершения действий - уклониться совсем от прохождения военной службы, то ч. 1 этой статьи с меньшей санкцией предполагает ее отсутствие. Ответственность распределяется по частям так же, как между ст. 337 и 338 УК в зависимости от того, ради чего совершается членовредительство, например: навсегда не проходить военную службу - ч. 2 или не выполнить конкретную обязанность по службе, т.е. временно - ч. 1 ст. 339 УК. Этот вывод делается из указания в диспозиции ч. 2 УК на цель полного освобождения от исполнения обязанностей военной службы. Отсюда закономерен вывод, что в ч. 1 этой статьи предусмотрена ответственность за совершение тех же действий для временного неисполнения обязанностей по военной службе. При симуляции болезни военнослужащий отправляется в госпиталь, при подделке документов может быть отправлен домой. Поскольку ответственность при временном уклонении по срокам не дифференцируется, значит, на квалификацию они не влияют. Об этом уточняется в п. 19 постановления Пленума ВС РФ, где толкуется квалификация деяний виновных в зависимости от направленности умысла на временное уклонение при фактической невозможности дальнейшего прохождения военной службы и достижения или недостижения поставленной цели. "Временное уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни, причинения себе какого-либо повреждения (членовредительство), подлога документов или иного обмана надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 339 УК РФ. При этом продолжительность уклонения от исполнения обязанностей военной службы для состава оконченного преступления значения не имеет. В тех случаях, когда лицо совершает перечисленные в ст. 339 УК РФ действия с целью временно уклониться от исполнения обязанностей военной службы, но в силу каких-либо объективных обстоятельств эти действия обусловливают увольнение его с военной службы (например, развитие заболевания вследствие причиненной при членовредительстве травмы приводит к негодности к военной службе по состоянию здоровья), содеянное также подлежит квалификации по ч. 1 ст. 339 УК РФ.
Если лицо преследовало цель полностью освободиться от исполнения обязанностей военной службы, однако при этом преступление не было доведено до конца по независящим от него обстоятельствам, содеянное следует квалифицировать по ч. 1 или 3 ст. 30 и ч. 2 ст. 339 УК РФ. Например, в случае обнаружения у лица орудия или средства для совершения членовредительства их приискание квалифицируется как приготовление к уклонению от исполнения обязанностей военной службы указанным способом. Если подлог документов, на основании которых лицо подлежало досрочному увольнению с военной службы, был обнаружен командованием, содеянное следует квалифицировать как покушение на преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 339 УК РФ".
Раскрытие объективных и субъективных признаков составов преступлений в литературе предлагается с учетом норм регулятивного законодательства. Пленум предложил углубленную (в зависимости от места оставления части, субъекта, умысла виновного относительно срока оставления места прохождения службы) характеристику некоторых элементов составов рассматриваемых преступлений с учетом имеющейся практики Верховного суда и военных судов РФ. Думаю, что это делается для достижения определенности уголовно-правовых норм и единообразного их толкования.
В диспозиции ст. 337 указаны два деяния - способа: а) самовольное б) оставление части или в) места службы и г) неявка в срок д) без уважительных причин. Эти деяния применительно к военнослужащему по призыву и контрактнику раскрывает Пленум в п. 10-14 указанного постановления.
А) Самовольным считается оставление части или места службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, без соответствующего разрешения командира (начальника). Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, считается самовольно оставившим часть или место службы в случае ухода без соответствующего разрешения со службы в течение установленного регламентом служебного времени или установленного приказом (распоряжением) командира (начальника) времени, если этот уход не вызван служебной необходимостью.
Б) Под оставлением части или места службы применительно к ст. 337 УК РФ следует понимать убытие военнослужащего за пределы территории части, в которой он проходит военную службу, или уход с места службы, не совпадающего с расположением части (например, место нахождения военнослужащего в командировке или место его лечения). В случае, если подразделения одной части расположены обособленно, оставление военнослужащим подразделения следует признавать оставлением части, а не места службы.
При этом для квалификации содеянного по ст. 337 УК РФ необходимо установить наличие цели уклониться от исполнения обязанностей военной службы на срок свыше десяти суток, но не более одного месяца (ч. 3), либо на срок свыше одного месяца (ч. 4) . Если военнослужащий имел намерение самовольно отсутствовать в части (в месте службы) в пределах сроков, установленных ч. 1, 3 и 4 ст. 337 УК РФ, но был задержан до истечения этих сроков, содеянное следует квалифицировать как покушение на соответствующее преступление в зависимости от направленности умысла лица, уклонившегося от военной службы. При этом фактическая продолжительность самовольного отсутствия для квалификации его действий значения не имеет и может составлять менее двух суток (соответственно для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - менее десяти суток).
В случае, когда лицо добровольно возвращается в часть (к месту службы) до окончания срока, в течение которого оно намеревалось самовольно отсутствовать, содеянное подлежит квалификации по соответствующим частям ст. 337 УК РФ в зависимости от фактической продолжительности самовольного отсутствия. Если при этом лицо находилось вне части (места службы) не свыше двух суток (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, - не свыше десяти суток), содеянное не является уголовно наказуемым, а признается грубым дисциплинарным проступком.
Г) Под неявкой в срок без уважительных причин на службу военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, следует понимать неприбытие указанных лиц при увольнении из части, при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения на службу в срок, установленный в соответствующих документах (например, в увольнительной записке, отпускном билете).
Как неявку в срок без уважительных причин на службу военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (ч. 3 и 4 ст. 337 УК РФ), следует понимать не только неявку при назначении, переводе, из командировки, отпуска или лечебного учреждения, но и неприбытие указанных лиц на службу ко времени, установленному регламентом служебного времени или приказом (распоряжением) командира (начальника).
Под продолжительностью самовольного оставления части (места службы) или неявки в срок на службу, указанной в статье 337 УК РФ, понимается фактическое время незаконного пребывания военнослужащего вне части (места службы), исчисляемое с момента самовольного оставления части (места службы) либо истечения установленного срока явки на службу и до момента прекращения такого пребывания по воле или вопреки воле лица (например, добровольная явка в часть (к месту службы) или в органы военного управления, задержание). При этом срок незаконного пребывания военнослужащего вне части (места службы) исчисляется сутками и месяцами.
Следует также иметь в виду, что в случае самовольного оставления части (места службы) или неявки в срок на службу продолжительностью свыше двух суток, но не более десяти суток (ч. 1 и 2 ст. 337 УК РФ), свыше десяти суток, но менее одного календарного месяца (ч. 3 ст. 337 УК РФ) течение срока начинается при самовольном оставлении части (места службы) с часа убытия, а при неявке в срок на службу - с часа, следующего за установленным временем явки (если час не установлен, то с ноля часов суток, следующих за датой явки), а оканчивается в час фактической явки либо задержания.
Если самовольное оставление части (места службы) или неявка в срок на службу продолжались ровно один календарный месяц, содеянное следует квалифицировать по ч. 3 ст. 337 УК РФ (в диспозиции нормы говорится свыше 2, 10 суток, месяца). При этом в расчет следует принимать календарный месяц независимо от количества содержащихся в нем дней (например, с 31 января по 28 (29) февраля или с 15 февраля по 15 марта). Течение срока начинается со дня самовольного оставления части (места службы) или истечения срока явки на службу, а оканчивается в день фактической явки либо задержания. В ч. 4 ст. 337 УК РФ установлена ответственность за самовольное отсутствие продолжительностью свыше одного календарного месяца (например, с 15 мая по 16 июня).
Интересно с точки зрения уточнения объекта преступления следующее положение постановления ПВС. В тех случаях, когда незаконно пребывающий вне части (места службы) военнослужащий временно появляется в расположении части (в месте службы) без намерения приступить к исполнению обязанностей военной службы и фактически не приступает к их исполнению либо задерживается органами власти за совершение другого правонарушения и при этом скрывает от них наличие у него статуса военнослужащего, либо после уведомления командования о месте своего нахождения не выполняет отданные ему распоряжения и тем самым продолжает уклоняться от исполнения обязанностей военной службы, течение срока самовольного отсутствия не прерывается. В диспозиции говорится об оставлении части, а не о невыполнении обязанностей по военной службе. Нахождение в части - это разновидность прохождения военной службы на основании ст. 37 ФЗ "О военной обязанности и военной службе". Когда лицо задерживается органами власти за совершение другого правонарушения и при этом скрывает от них наличие у него статуса военнослужащего либо после уведомления командования о месте своего нахождения не выполняет отданные ему распоряжения и тем самым продолжает уклоняться от исполнения обязанностей военной службы, течение срока самовольного отсутствия не прерывается.
Реакцией Верховного суда на имеющую место практику исключения командирами (начальниками) из списка личного состава воинской части военнослужащих, особенно контрактников, не являющихся в срок в часть или место службы, является положение последней части п. 13 постановления ПВС. В случае, если в период незаконного пребывания военнослужащего вне части (места службы) соответствующий командир (начальник) издает приказ об исключении такого лица из списков личного состава воинской части, срок самовольного отсутствия не прерывается, поскольку законных оснований для издания этого приказа не имелось. С одной стороны, по сути, эти действия командира есть не что иное, как укрывательство преступлений.
Признаки субъекта, как было отмечено, имеют существенную роль в дифференциации ответственности по ст. 337: призывник, контрактник и военнослужащий, отбывающий наказание в дисциплинарной воинской части. Что касается двух первых категорий военнослужащих, то их признаки названы в регулятивном законодательстве. Пленум лишь сконцентрировал внимание на случаях перехода контрактника в призывника и наоборот. Что касается военнослужащего, отбывающего наказание, то в соответствии с регулятивным законодательством, им признается 1) осужденный к содержанию в дисциплинарной воинской части 2) и зачисленный в списки переменного состава дисциплинарного батальона (роты). На основании ст. 30 и 46 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими приговор должен вступить в законную силу. В списки переменного состава дисциплинарной воинской части осужденные военнослужащие включаются со дня прибытия их в воинскую часть.
Д) В диспозиции ст. 337 УК говорится о невозвращении в часть без уважительных причин, при наличии которых не наступает уголовная ответственность. В примечании к ней, а также к ст. 338 УК сформулированы специальные условия, при наличии которых лицо может быть освобождено от уголовной ответственности: 1) военнослужащий впервые совершил деяние, предусмотренное ст. 337 и ч. 1 ст. 338 УК РФ 2) если только самовольное оставление части и дезертирство, т.е. самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях на службу явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.
Можно предположить, что примечание к ст. 337 как бы корректирует диспозицию этой статьи, поскольку в ней предусмотрена уголовная ответственность за невозвращение в часть только в случае, когда оно совершено без уважительных причин, тогда как за оставление части такого условия диспозиция закона не называет. Между тем условия примечания, по сравнению с диспозицией статьи, другие, с другими правовыми последствиями. Во-первых, оно дает суду только возможность, а не обязательность освобождения. Во-вторых, освобождения от уголовной ответственности. В-третьих, при наличии еще одного условия - преступление должно быть совершено впервые. В связи с этим можно сделать второе предположение: временное оставление части, по сравнению с невозвращением в нее более общественно опасно. Оно по условиям примечания (см. примечание к ст. 338 УК "Дезертирство") приравнено к оставлению части на весь период прохождения военной службы, что вряд ли оправдано. Понятие дезертирства, предложенное в диспозиции ст. 338 УК, объединяет и самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, и неявку в тех же целях на службу. Условия освобождения от уголовной ответственности за неквалифицированное дезертирство те же, что и в ст. 337 УК: лицо должно 1) впервые совершить дезертирство и 2) преступление должно явиться следствием стечения тяжелых обстоятельств.
Можно высказать и еще одно предположение, что это связано с другими обстоятельствами, послужившими основанием для освобождения от уголовной ответственности - закон их обозначил как стечение тяжелых обстоятельств. Это понятие всегда определялось теорией и судебной практикой. Верховный суд подытожил свою практику применения норм об уголовной ответственности за преступления против порядка прохождения военной службы (см., например, определение Военной коллегии ВС СССР от 20 декабря 1990 г. по делу Г.), с учетом положений Общей части УК, в частности, обстоятельств, исключающих преступность деяния, 1) предложил понятие стечения тяжелых обстоятельств, 2) их не исчерпывающий перечень, 3) время наступления и период существования такого стечения обстоятельств, 4) разделил их на две группы в зависимости от разных правовых последствий: одни из них служат основанием для освобождения от уголовной ответственности, другие выступают в качестве обстоятельства, исключающего преступность деяния.
Под стечением тяжелых обстоятельств, толкуется в п. 18 постановления ПВС РФ, следует понимать объективно существовавшие на момент самовольного оставления части (места службы) неблагоприятные жизненные ситуации личного, семейного или служебного характера, воспринимавшиеся военнослужащим как негативные обстоятельства, под воздействием которых он принял решение совершить преступление. Судя по определению, можно заключить, что оно относится только к самовольному оставлению части. Однако первый абзац этого пункта постановления ПВС и предложенные конкретные тяжелые обстоятельства свидетельствуют о том, что оно, во-первых, применимо ко всему дезертирству, т.е. и к неявке. "Судам следует иметь в виду, - гласит абзац 1, - что согласно примечаниям к ст. 337 и 338 УК РФ военнослужащие, впервые совершившие самовольное оставление части (места службы) или дезертирство, предусмотренное ч. 1 ст. 338 УК РФ, вследствие стечения тяжелых обстоятельств, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Во-вторых, оно распространяется и на оставление места службы на время и это логично, несмотря на то, что в примечании к ст. 337 речь идет только об оставлении части.
К конкретным обстоятельствам могут относиться, в частности, такие жизненные обстоятельства, 1) которые обусловливают необходимость незамедлительного прибытия военнослужащего к месту нахождения близких родственников (тяжелое состояние здоровья отца, матери или других близких родственников, похороны указанных лиц и др.). При этих ситуациях военнослужащий может как оставить часть, так и не возвратиться в нее. Вторая группа обстоятельств существенно затрудняет его пребывание в части (в месте службы) в силу различных причин (например, из-за неуставных действий в отношении военнослужащего, невозможности получить медицинскую помощь). При наличии таких обстоятельств военнослужащий оставляет часть.
Самовольное оставление части (места службы) (возможно, как на определенное время, так и на весь оставшейся срок службы) вследствие стечения тяжелых обстоятельств может совершаться в состоянии крайней необходимости (ст. 39 УК РФ). Например, самовольное оставление части (места службы) вследствие применения к военнослужащему насилия со стороны сослуживцев или командиров, когда в конкретной ситуации у него отсутствовала возможность иным способом сохранить жизнь или здоровье. В этом случае суд постановляет оправдательный приговор ввиду отсутствия в деянии состава преступления.
Таким, образом, Верховный суд в своем постановлении с учетом обстоятельств, исключающих преступность деяния, имеющейся практики применения норм об уголовной ответственности за преступления против порядка прохождения военной службы (например, определение Военной коллегии ВС СССР от 20 декабря 1990 г. по делу Г.) 1) предложил понятие стечения тяжелых обстоятельств и время наступления и существования такого стечения обстоятельств.
Деление их в зависимости от разных правовых последствий такого. В качестве а) основания для освобождения от уголовной ответственности при наличии других условий, названных в примечании к ст. 337 и 338 УК РФ Пленум относит, например, такие жизненные обстоятельства, которые обусловливают необходимость незамедлительного прибытия военнослужащего к месту нахождения близких родственников (тяжелое состояние здоровья отца, матери или других близких родственников, похороны указанных лиц и др.) либо существенно затрудняют его пребывание в части (в месте службы) в силу различных причин (например, из-за неуставных действий в отношении военнослужащего, невозможности получить медицинскую помощь).
В качестве б) обстоятельств, исключающих преступность деяния, называется применение к военнослужащему в месте прохождения службы насилия, ставящее в опасность жизнь и здоровье военнослужащего. Самовольное оставление части (места службы) вследствие стечения тяжелых обстоятельств, говорится в постановлении, может совершаться в состоянии крайней необходимости (ст. 39 УК РФ). Например, самовольное оставление части (места службы) вследствие применения к военнослужащему насилия со стороны сослуживцев или командиров, когда в конкретной ситуации у него отсутствовала возможность иным способом сохранить жизнь или здоровье. В этом случае суд постановляет оправдательный приговор ввиду отсутствия в деянии состава преступления. В этом случае не надо, чтобы присутствовало одно условие освобождения от уголовной ответственности, впервые совершено преступление.
Продолжительность отсутствия военнослужащего в части или месте службы - только время наступления и существования такого стечения обстоятельств. Если тяжелые обстоятельства устранены или отпали (например, отпала необходимость ухода за близким родственником), говорится в постановлении, а военнослужащий продолжает незаконно пребывать вне части (места службы), за последующее уклонение от военной службы он подлежит уголовной ответственности на общих основаниях.
Для данных составов преступлений небезынтересно соотношение уважительных причин и стечение тяжелых обстоятельств. Предыдущие рассуждения позволяют заключить, что, во-первых, для уважительных причин не надо, чтобы они создавали условия для применения ст. 39 УК. Для них не надо и стечения, объединения тяжелых обстоятельств. Из предложенного Пленумом перечня видно, что они частично совпадают с первой группой тяжелых обстоятельств, при наличии которых возможно освобождение от уголовной ответственности. Следовательно, их наличие возможно и при оставлении части на время (ст. 337), и в дезертирстве (ст. 338), но они служат основанием для освобождения от уголовной ответственности для этих двух составов. Что касается дезертирства, то это объяснимо его общественной опасностью (см. санкцию!). Применительно к оставлению части на определенное время такого вывода из диспозиции ст. 337 не сделаешь: уголовная ответственность за оставление части и неявку в нее законом предусмотрена в одних частях, т.е. равна.
Ст. 339 в этом плане осталась вовсе не затронута. В ней закон не указывает на уважительные причины, она не имеет примечания. Освобождение или ее невменение возможно только на общих основаниях. Однако нельзя не предположить, что стечение тяжелых обстоятельств могло вынудить военнослужащего причинить себе вред, идти на обман. Люди разные, военнослужащие не исключение! В экстремальных ситуациях одни идут, что называется ва-банк, другие используют уловки. И санкция за стремление уклониться от прохождения военной службы навсегда равна дезертирству, что касается временного неисполнения обязанностей военной службы, то санкция маленькая, на уровне ч. 1 ст. 337 УК РФ.
1 См. об этом: Расторопов С. Ответственность за причинение вреда здоровью при уклонении от военной службы // Законность. 2003. N 8. С. 52-53.
2 См., например: Словарь русского языка: в 4 т. М.: Русский язык, 1983. Т. 3. С. 162; Т. 4. 1988. С. 683.
3 См.: Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка: учеб. для вузов по спец. "Журналистика". 5-е изд., испр. и доп. М.: Высш. шк., 1987. С. 337.
4 Преступления против военной службы / под общ. ред. Н.А. Петухова. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2002. С. 207. (Примерно так определяют членовредительство и другие авторы. См., например: Сызранцев В.Г. Воинские преступления: комментарий к главе 33 УК РФ. С. 69).
Заключение
Одной из особенностей преступлений против военной службы является то, что в ст. 331 УК РФ закреплены признаки родового понятия преступлений против военной службы. Они являются базовыми для определения признаков всех составов преступлений, содержащихся в гл. 33 УК РФ - механизма причинения вреда, объективной и субъективной стороны, в том числе и криминализации деяний.
Признаками преступлений против военной службы ст. 331 УК РФ в действующей редакции называет, во-первых, субъект - военнослужащих, проходящих военную службу по призыву либо по контракту; граждан, пребывающих в запасе; во-вторых, период времени, в течение которого совершается преступление - во время прохождения военной службы по призыву либо по контракту, или во время прохождения военных сборов; в-третьих, объект преступления - военная служба (установленный порядок прохождения военной службы).
1. Анализ регулятивного законодательства, регламентирующего военную службу, ст. 331 УК РФ позволяет заключить, что для признания гражданина военнослужащим, необходимо, чтобы он 1) был законно (в соответствии с действующим законодательством) призван на военную службу и (или) 2) с ним заключен контракт на прохождение военной службы, 3) как правило, он выполнял функции, обязанности военной службы 4) во время прохождения военной службы, 5) в названных в военном законодательстве войсках, воинских формированиях, органах.
ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в настоящее время предусматривает специальный раздел (8.1) "Мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов"(введен Федеральным законом от 30.12.2012 N 288-ФЗ). Граждане, пребывающие в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации, - гласит ст. 57.1, - могут поступить в мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве в соответствии с настоящим Федеральным законом. Граждане, пребывающие в резерве, являются резервистами и имеют права и обязанности, устанавливаемые настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Резервист обязан явиться в воинскую часть в срок, указанный в мобилизационном предписании, повестке и (или) распоряжении военного комиссариата, для исполнения обязанностей по соответствующей воинской должности. Он исполняет и иные обязанности, установленные Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве. В случае неисполнения обязанностей резервиста гражданин, пребывающий в резерве, привлекается к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 57.7).
Однако, ФЗ от 30.12. 2012 г. "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания мобилизационного людского резерва" 1 наряду с поступлением на военную службу по контракту предусматривает формулировку, на основании которой не следует, что это военнослужащие, проходящие военную службу по контракту. ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" однозначно не относит резервистов к контрактникам, используя словосочетание "поступление на военную службу по контракту или поступление в мобилизационный людской резерв". Хотя поступление в мобилизационный людской резерв производится на основании контракта. С контрактниками резервистов объединяет добровольность заключения контракта. Но по возможному субъектному составу (граждане, пребывающие в запасе) они ближе к гражданам, призванным на военные сборы.
Целями военных сборов является подготовка к выполнению боевых задач. Пункт 30 Положения о проведении военных сборов запрещает привлекать граждан, призванных на военные сборы, к исполнению иных, не связанных с прохождением военных сборов, обязанностей. Граждане, призванные на военные сборы, исполняют лишь некоторые из обязанностей, возложенных на военнослужащих. Поэтому граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения военных сборов, должны привлекаться к уголовной ответственности лишь за некоторые преступления, предусмотренные гл. 33 УК РФ.
В ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"в редакции от 30.12.2012 N 288-ФЗ отмечается, что на граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве (далее - резерв), статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Положение о порядке пребывания граждан РФ в мобилизационном людском резерве еще только разрабатывается, первая публикация его проекта состоялась 13.03. 2013 г. 2 В ФЗ "О военных судах РФ", регламентирующим подсудность, выделяются только военнослужащие и граждане, проходящие военные сборы: "дела о всех преступлениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, дела о преступлениях, совершенных гражданами (иностранными гражданами) в период прохождения ими военной службы, военных сборов, а также дела, отнесенные к компетенции военных судов Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации".
Поскольку военнослужащие могут быть ограничены в правах, постольку распространение статуса военнослужащих на граждан в период нахождения в резерве допустимо лишь на основании федеральных законов, а по Конституции - только федеральных конституционных законов. В силу того, что регулятивное законодательство наряду с военнослужащими, проходящих военную службу по контракту, называет граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, что резервисты могут выполнять обязанности и не по воинской должности, что ФЗ "О военных судах в РФ" их не называет, что нет вступившего в силу Положения о порядке пребывания граждан РФ в мобилизационном людском резерве, что резервист не назван в качестве субъекта воинских преступлений в ст. 331 УК РФ, не представляется возможным на данный момент (апрель 2013 г.) дать положительный ответ на вопрос об отнесении их к субъектам воинских преступлений.
2. Военнослужащий в качестве субъекта преступлений, объединенных в гл. 33 УК РФ, должен проходить военную службу и в процессе ее прохождения или в связи с прохождением военной службы совершить деяния, названные в этой главе. Военное законодательство предлагает понятие прохождения военной службы (в некоторых составах преступлений указывается на исполнение обязанностей военной службы). В ст. 37 этого закона перечислены конкретные ситуации и (или) обязанности, выполнение которых признается прохождением военной службы. "Военнослужащий, гражданин, проходящий военные сборы, и гражданин, пребывающий в мобилизационном людском резерве считаются исполняющими обязанности военной службы в случаях: а) участия в боевых действиях, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов. Военнослужащие, являющиеся иностранными гражданами, участвуют в выполнении задач в условиях военного положения, а также в условиях вооруженных конфликтов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации; б) исполнения должностных обязанностей; в) несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде, исполнения обязанностей в составе суточного наряда; г) участия в учениях или походах кораблей; д) выполнения приказа или распоряжения, отданных командиром (начальником); е) нахождения на территории воинской части в течение установленного распорядком дня служебного времени или в другое время, если это вызвано служебной необходимостью; ж) нахождения в служебной командировке; з) нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно; и) следования к месту военной службы и обратно; к) прохождения военных сборов; л) нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; м) безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; н) защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности; о) оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; п) участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. Очевидно, что обязанности при прохождении военной службы разнообразны: от нахождения на территории воинской части до участия в боевых действиях.
Для вменения состава преступления важно также установление начальных и конечных сроков прохождения военной службы для разных категорий военнослужащих. В соответствии с п. 10 ст. 38 ФЗ "О воинской обязанности и военной службы"началом военной службы считается (возможное начало совершения преступления):
- для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, - день присвоения воинского звания рядового;
- для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы;
- для граждан, не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее и поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования, - дата зачисления в указанные образовательные учреждения.
Поскольку словосочетание, обозначающее начало военной службы для граждан, не пребывающих в запасе, и в законе и в п. 2 постановления ПВС РФ "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной службы", толковавший его, изменились, время начала военной службы изменено, но не кардинально. Согласно п. 31 Положения о призыве на военную службу граждан РФ до убытия граждан, призванных на военную службу, со сборного пункта к месту прохождения военной службы приказом военного комиссара субъекта Российской Федерации им присваивается воинское звание рядового. О присвоении воинского звания и о дате убытия со сборного пункта в документах персонального учета этих граждан (военном билете и учетно-послужной карточке) делаются соответствующие записи. Все записи заверяются подписью военного комиссара субъекта Российской Федерации (его заместителя) и печатью военного комиссариата субъекта Российской Федерации. Приказом военного комиссара Алтайского края, например, воинское звание рядовой присваивается в день убытия со сборного пункта в воинскую часть. Отсюда следует, что военнообязанный "превращается" в военнослужащего на сборном пункте, т.е. не с момента убытия со сборного пункта, как было раньше, а на сборном пункте ему присваивается воинское звание рядового и он становиться военнослужащим. Представляется, что это корректное решение, ибо более четко и в правильный момент законом возлагаются на военнообязанных дополнительные обязанности и наделяют правами военнослужащего.
Контракт о прохождении военной службы вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы и прекращает свое действие со дня заключения военнослужащим иного контракта о прохождении военной службы, исключения военнослужащего из списков воинской части в случае, указанном в п. 6 настоящей статьи, а также в иных случаях, установленных федеральными законами.
Началом военных сборов, согласно ст. 54 ФЗ считается день отправки гражданина из военного комиссариата (пункта сбора) или органа федеральной службы безопасности либо день его убытия из военного комиссариата (пункта сбора) или органа федеральной службы безопасности к месту проведения военных сборов, указанные в командировочном удостоверении, выданном военным комиссариатом или органом федеральной службы безопасности, или день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части или органа федеральной службы безопасности.
Контракт о пребывании в резерве вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом в соответствии с Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве и прекращает свое действие в случаях и порядке, установленных статьей 57.8 рассматриваемого Федерального закона.
Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда военнослужащий находится на стационарном лечении; военнослужащий женского пола находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком; военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, по его желанию остается в воинской части до дня отправки транспортного средства, осуществляющего индивидуальную или организованную перевозку военнослужащих, увольняемых в запас; военнослужащий участвует в походах кораблей; военнослужащий находится в плену, в положении заложника или интернированного; военнослужащий безвестно отсутствует - до признания его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; в отношении военнослужащего, являющегося подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, избраны меры пресечения в виде заключения под стражу с содержанием на гауптвахте или наблюдения командования воинской части; (в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 18-ФЗ), а также в иных случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.
Окончанием военных сборов считается день отправки гражданина с места проведения военных сборов либо день его прибытия в военный комиссариат или орган федеральной службы безопасности, указанные в командировочном удостоверении, выданном военным комиссариатом или органом федеральной службы безопасности, или день исключения гражданина из списков личного состава воинской части или органа федеральной службы безопасности.
3. Содержание понятия "прохождение военной службы" зависит от места прохождения военной службы (не географического, а в смысле органа, в котором военнослужащий проходит военную службу). Для определения содержания понятия прохождения военной службы, конкретизации объекта преступлений против военной службы важно знать где, в каких войсках, каком органе или более точно - месте может проходить военная служба. ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" перечисляет все названные в ФЗ "Об обороне"места или органы, где может исполняться или проходить военная служба, лишь добавляя воинские подразделения федеральной противопожарной службы; уточняя, что субъектом военной службы может быть и гражданин, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, определяя, в каких органах каждая категория военнослужащих может проходить военную службу. Военная служба (ст. 2) - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - другие войска), в инженерно-технических и дорожностроительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
Изучение законодательства о месте прохождения военной службы позволяет заключить, что оно постоянно меняется. Это неизбежно приводит к рассогласованию регулятивного и уголовного законодательства при закреплении в УК РФ признаков места прохождения военной службы (при прежней редакции ст. 331 УК РФ).
Современная редакция ст. 331 УК РФ позволяет заключить, что местом прохождения военной службы является любое, предусмотренное военным законодательством место прохождения военной службы по призыву или по контракту, в том числе в органах. Правовым последствием исключения из ст. 331 УК указания о месте прохождения военной службы является криминализация деяний, совершенных военнослужащими, которые проходят военную службу в органах внешней разведки, в федеральных органах государственной охраны, федеральных органах обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, федеральной службе безопасности, спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны.
Представляется, что такое законодательное решение - лучший, по сравнению с предыдущей редакцией закона, вариант закрепления признаков преступлений против военной службы с точки зрения устранения некоторой нелогичности, терминологической некорректности предыдущей редакции ст. 331 УК РФ, а также разделения во многих органах (ФСБ и др.) гражданской и военной службы.
Эти признаки субъекта преступлений против военной службы можно назвать обобщенными, общими. Что касается характеристики признаков субъекта конкретного преступления, то она зависит еще (кроме особенностей, например, места прохождения службы) и от характера деяния, закрепленного в той или иной статье гл. 33 УК. Общее правило квалификации действий виновного в зависимости от закрепления признаков субъекта в составе преступления можно сформулировать так: если в диспозиции закона не назван конкретный субъект преступления, а названное в диспозиции деяние может быть совершено любым военнослужащим, то субъектом выступает любой военнослужащий, обязанный выполнять возложенные на него функции по военной службе.
4. Особенности субъекта, понятия прохождение военной службы, места прохождения ее указывают на объект рассматриваемой группы преступлений. Закон называет его по- разному. В названии главы 33 и статьи 331 УК говорится о преступлениях против военной службы, а в самой ст. 331, в которой предлагается определение преступлений этой группы, закон называет установленный порядок прохождения военной службы. Отсюда можно заключить, что названный в диспозиции ст. 331 родовой объект преступлений, содержащихся в гл. 33 УК, уже, чем в названии главы, содержащей те же составы преступлений, и статьи, в которой закреплено это родовое определение преступлений против военной службы. Несовпадение объектов в родовом определении, в названии главы и конкретных составов преступлений, входящих в главу УК, имеет место и в других разделах УК РФ. В должностных преступлениях, например, закрепленный в названии главы объект преступлений, оказался уже объектов, содержащихся в ней составов преступлений (см. примечание к ст. 285 УК РФ).
Обозначенный в диспозиции объект преступлений против военной службы - порядок прохождения военной службы - может толковаться по-разному. Поэтому дискуссия может произойти из-за разного толкования понятия "порядок прохождения военной службы".
Порядок прохождения военной службы должен быть подчинен интересам военной службы. Он должен быть таким, чтобы, с одной стороны, без надобности не ограничивать права и интересы военнослужащих, с другой - обеспечить интересы военной службы при прохождении ее в разных местах (войсках, воинских формированиях, органах).
Следовательно, объектом преступлений против военной службы можно признавать порядок прохождения военной службы лишь в значении налаженности, организованности, нормы прохождения военной службы или нормальные (законные, правовые) военно-служебные отношения. Состояние налаженности, организованности, норма прохождения военной службы зависит от осуществления военнослужащими таких прав и выполнения обязанностей при прохождении военной службы, которые влияют на сущность, назначение прохождения военной службы. Назначение прохождения военной службы в любом месте, как нами было отмечено, - оборона страны.
5. Объективная сторона рассматриваемых составов преступлений в обобщенном виде формулируется как неисполнение или ненадлежащее исполнение некоторых из обязанностей, входящих в понятие "прохождение военной службы" (ст. 37 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), причиняющие или могущие причинить вред сущности, назначению прохождения военной службы. Что касается невыполнения других обязанностей в интересах личности, общества, государства, то это положение, скорее всего, направлено на защиту прав военнослужащих. Но оно некорректно для "наполняемости"объективной стороны составов воинских преступлений, особенно общих, как разновидности служебных преступлений. Ибо всегда ответственность за служебные преступления связывалась с четким оформлением - письменная форма или приказ, но оформленный, по истечении особых обстоятельств, в письменную форму - наделения субъектов правами и обязанностями. Невыполнение этих обязанностей военнослужащими "изнутри" причиняет вред, в конечном счете, обороноспособности страны. Такой механизм посягательства на объект охраны характерен для всех служебных преступлений.
Конкретизация этих полномочий содержится в Уставах (например, внутренней службы Вооруженных сил РФ), но они - подзаконные акты и должны соответствовать закону. Это во-первых. Во-вторых, уголовная ответственность должна устанавливаться за неисполнение тех обязанностей, которые причиняют или ставят в опасность причинения вреда объекту посягательства.
Чтобы эту часть значения "порядок" выделить, возможно, есть смысл говорить не о нарушении порядка, а о совершении действий вопреки интересам военной службы. В качестве еще одного обоснования такого видения объекта преступлений нельзя еще раз не подчеркнуть, что федеральные законы признают военную службу в качестве разновидности государственной службы. Отсюда и рассматриваемые преступления представляют разновидность преступлений против интересов государственной службы. В гл. 30 УК закон говорит об интересах службы в органах государственной власти, в Вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях. В связи с этим корректнее было бы признать интересы военной службы в качестве видового объекта. Конкретные интересы военной службы, прохождения ее, в том числе вид службы или органы, в которых по законам России осуществляется военная служба, выступают в качестве непосредственного (в зависимости от вида классификации объектов преступлений, они могут быть признаны и родовым объектом преступления)
Порядок прохождения военной службы важен не сам по себе, а для того, чтобы Вооруженные силы выполняли свое предназначение. Интересам обороны, т.е. интересам подготовки к вооруженной защите и интересы защиты РФ, целостности и неприкосновенности ее территории причиняется вред в результате совершения преступлений против военной службы. Следовательно, они выступают родовым объектом для этой группы преступлений. Об этом свидетельствуют и названные в некоторых составах преступлений последствия, при наличии которых наступает уголовная ответственность по этим статьям.
6. Призыв на военную службу, как в преступлениях против правосудия следствие, исполняет роль условия, без которого невозможно существование Вооруженных сил как основного компонента обороны: без людского ресурса их нет. Поэтому уклонением от призыва на военную службу наносится ущерб непосредственно Вооруженным силам, их комплектованию, опосредованно - и обороне. Поэтому целесообразно и располагать, и исследовать эти составы преступлений вместе, в системе.
Содержание объективной стороны уклонения от призыва (ч. 1 ст. 328 УК РФ) должно раскрываться, базируясь на регулятивное законодательство, называющего и раскрывающего мероприятия, входящие в понятие "призыв" (ст. 26 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Между тем Пленум ВС РФ расширительно толкует уклонение от призыва как уклонение и от обязанностей, которые не входят в мероприятия по призыву и могут сказаться (возможно, и не скажутся) на явке на мероприятия по призыву. Как постановка на воинский учет, так и получение повестки военкомата являются начальными действиями, не совершив которые, лицо может не попасть и на дальнейшие мероприятия по призыву. Поэтому в обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу, помимо обязанности явиться по повестке военного комиссариата на все эти мероприятия, включена и обязанность получать повестки военного комиссариата под расписку (ст. 31). Непосредственно за невыполнение обязанности получать повестку никакой ответственности в действующем законодательстве не предусмотрено. Регулятивное законодательство, несмотря на то, что обязывает граждан и встать на воинский учет, и получить под расписку повестку военкомата, понятие уклонения от военной службы определяет как неявку без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата только на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. Граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (в ред. Федеральных законов от 17.10.2005 N 130-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ). Возможно, из-за определенной непоследовательности в этом вопросе на практике возникает вопрос о квалификации действий уклонистов, которым не представилась возможность вручить повестку на мероприятия, связанные с призывом на военную службу. ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ) ст. 31 дополнил таким положением. "В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата".
Понятно стремление правоприменителя убрать препятствия для использования норм уголовного права в борьбе с уклонистами. Однако желательно, чтобы это осуществлялось в рамках УК и теории уголовного права. Возможно, правильнее в настоящее время деяния, совершенные до отправки к месту прохождения службы деяния без членовредительства и обмана, оценивать как административно наказуемые деяния, добиться неотвратимости административной ответственности, повысить ее эффективность; стимулировать желание проходить военную службу.
Однако такое толкование, во-первых, не соответствует объекту этого преступления. Во-вторых, насколько обоснованы столь существенные ограничения прав человека, когда еще не ясно: может ли быть лицо субъектом этого преступления или нет? С учетом предназначения призыва - комплектование Вооруженных сил, правильнее, видимо, и объект преступления определять им и момент окончания преступления связывать с ним. Представляется, что момент окончания рассматриваемого преступления (всех форм его совершения) должен определяться в зависимости от того, произошло недоукомплектование Вооруженных сил или нет.
Предназначение перечня действий или бездействий (по терминологии ПВС РФ - путей или способов), совершая или не совершая которые, лицо уклоняется от военной службы, предложенных в постановлении ПВС РФ, - это доказательство общего, единого смысла совершения иногда целой цепочки деяний - не быть призванным в ряды Вооруженных сил. Цель отдельного деяния определена им самим: не получить повестку, не пройти медицинское освидетельствование и т.д. Мотив такой бездеятельности трудно доказать, особенно когда призывник не совершает такие отдаленные от конечного результата - неприбытие на призывной пункт для отправки в часть - действий как встать на воинский учет лицам 17-летнего возраста. При таких обстоятельствах особенно актуально повышать эффективность административной ответственности за такое бездействие. Это целесообразно и с позиции превентивной и доказательственной.
В связи с этим теория и практика до рассматриваемого постановления ПВС были более корректны и в отношении объективной стороны, и момента окончания преступления. Им признавался момент неприбытия в военный комиссариат или оставления его военнообязанным, прошедшим все мероприятия по призыву и признанным годным к военной службе для отправки к месту прохождения службы; получение полного или на один призыв освобождения от прохождения военной службы. Такое решение более соответствует и названию статьи - уклонение (суметь избежать чего-нибудь, устраниться от чего-нибудь) от прохождения военной службы, и диспозиции ч. 1 ст. 328 УК РФ - уклонение от призыва (а не от мероприятий, входящих в понятие "призыв").
7. В УК РФ предусмотрена только одна общая норма об уклонении от прохождения альтернативной гражданской службы - ч. 2 ст. 328 УК РФ (это предопределено общественной опасностью рассматриваемых деяний), в ней должны быть объединены все возможные способы уклонения от прохождения гражданской альтернативной службы, но с условием, что гражданин намерен навсегда не проходить службу.
Употребленный в постановлении ПВС РФ дискурсивное слово "в частности" при раскрытии возможных способов уклонения от прохождения гражданской альтернативной службы употребляется для конкретизации, разъяснения, уточнения способов совершения преступления. Но она (конкретизация) может быть и открытая, и закрытая.
Представляется, что для ответа на этот вопрос, необходимо учитывать не только объект рассматриваемого преступления, санкцию, но сравнить с уголовно-правовым регулированием уклонений от прохождения военной службы.
Если оставление части или места службы на непродолжительный срок предусмотрено в ст. 337 УК; оставление части или места службы насовсем или вовсе предусмотрено в другой - ст. 338 УК; причинении себе вреда здоровью с той же целью - в третьей - ст. 339 УК, то в уклонении от прохождения альтернативной гражданской службы промежуточные действия не являются уголовно наказуемыми. Они являются дисциплинарными проступками в силу особенностей объекта преступления. По сути, состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 328 УК, сформулирован по аналогии с дезертирством (ст. 338 УК). Такие условия криминализации неисполнения обязанностей по гражданской альтернативной службе обусловлены особенностями службы, теми обязанностями, которые должны выполнять лица, проходившие гражданскую альтернативную службу.
Изложенное позволяет заключить, что в качестве уголовно наказуемых деяний для состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 328 УК РФ следует признавать наиболее опасные деяния - способы уклонения от прохождения военной службы, которые возможно совершить, проходя альтернативную гражданскую службу. Ими должны быть аналоги деяний - способов, содержащихся в ст. 338 и 339 УК РФ. Основные их разновидности: не прибыл на место прохождения альтернативной гражданской службы, не заключил трудовой контракт и не выполняет обязанности, названные в нем; оставил навсегда место работы; расторг контракт с использованием обмана или членовредительства.
Те из перечисленных деяний-способов уклонения от прохождения от альтернативной гражданской службы, которые образуют самостоятельный состав преступления, требуют квалификации по совокупности преступлений. При этом следует иметь в виду, что если в диспозиции статьи он назван, т.е. законодатель включил его в признаки объективной стороны, тогда деяние виновного не требует дополнительной квалификации по совокупности. Если в диспозиции статьи он конкретно не назван, то требует квалификации по совокупности. Этим объясняется разное токование Пленумом ВС РФ и в юридической литературе вопросов вменения подделки и использования подложных официальных документов применительно к разным составам преступлений: в которых обман назван в диспозиции в качестве одного из способа совершения преступления (ст. 339 УК), в других нет (ст. 328, 338 УК).
Диспозиции ни ч. 1, ни ч. 2 ст. 328 УК, в отличие от ст. 337 УК, не предусматривают отсутствие законных оснований для освобождения от этой службы или стечение тяжелых жизненных обстоятельств, уважительных причин как условия наступления уголовной ответственности.. Нет в них и примечания, в которых назывались бы условия освобождения от уголовной ответственности, которыми снабжены ст. 337 и 338 УК. Тогда как одни из них (особенно первое условие) предусмотрены регулятивным законодательством, другие имеют право на существование. Пленум ВС одни нормы уголовного закона приводит в соответствие с регулятивными, не отреагировав на другие. Например, в п. 24 воспроизводит эти уважительные причины и распространяет их на ч. 1 ст. 328 УК, в диспозиции которой нет указания на уважительные причины, и на ст. 337 УК, а также называет правовые последствия их присутствия. Однако наличие их возможно и при уклонении от прохождения альтернативной гражданской службы.
Субъекта преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 328 УК РФ, ПВС РФ определяет как гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу. Как было ранее отмечено, ФЗ "Об альтернативной гражданской службе"началом альтернативной гражданской службы гражданина называет день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата. Значит, в этот день гражданин начинает проходить альтернативную гражданскую службу.
Получается, если гражданин не убыл к месту прохождения военной службы, он ее не проходит, значит, и не является субъектом рассматриваемого преступления. В связи с этим возникает вопрос: как квалифицировать действия гражданина, которому военная служба заменена гражданской, если он не убыл к месту прохождения ее, или который не приходит на мероприятия, связанные со своего рода призывом на альтернативную гражданскую службу? В соответствии с ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"такие лица подлежат призыву на военную службу, а отсюда для них наступают и такие правовые последствия, как признание их уклоняющимися от призыва на военную службу. На наш взгляд, следует различать эти две ситуации. В первом случае, когда военная служба заменена альтернативной гражданской службой, у лица появляются законные основания для освобождения от призыва на военную службу. Значит, он не может быть субъектом и ч. 1 ст. 328 УК РФ. Такое толкование норм права лицо может быть использовано для избегания ответственности за уклонение от любой службы, что также не соответствует принципу равенства всех перед законом. Более корректным решением является признание субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 328 УК РФ, лицо, призванное (кому на законных основаниях военная служба заменена альтернативной гражданской) и обязанное ее проходить. Во втором случае за неявку на мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу, возможно применение не уголовно - правовых средств воздействия.
8. Толкование признаков составов преступлений, предусмотренных ст. 337-339, также возможно только в их взаимосвязи, иногда методом "от противного". Так, если диспозиция ст. 338 УК определяет дезертирство как самовольное оставление части или места службы или неявку в часть с целью уклониться от прохождения военной службы, то, несмотря на то, что объективная сторона ст. 377 "Самовольное оставление части или места службы"совпадает с дезертирством и закон не называет цель совершения этих действий, этот состав преступления отличается от дезертирства желанием временно оставить часть или место службы. Эти составы преступлений отличаются друг от друга по мотивации (для чего, ради чего совершается деяние?) или по конечной цели деятельности: оставления части или невозвращения в часть (закон называет это целью) - чтобы уклониться от прохождения военной службы на весь оставшийся срок ее прохождения, характерный для дезертирства; на определенное время оставить часть - для ст. 337 УК. В связи с этим, во-первых, не имеет значения, на каком сроке уклонения был задержан виновный при дезертирстве. Во-вторых, эти составы преступлений не могут образовывать идеальную совокупность преступлений.
Действия, предусмотренные как в ст. 337 УК, так и в ст. 338 УК, но с применением названных в диспозиции ст. 339 УК способов: путем симуляции болезни, членовредительства, подлога документов или иного обмана, объединены в ст. 339 УК. Способы совершения этого преступления в юридической литературе и судебной практике толкуются более или менее единообразно. Лишь в отношении понятия "причинение себе какого-либо повреждения (членовредительство)" высказываются разные суждения, которые породило используемое законодателем его обозначение двумя разными по объему терминами и неуточнение смысла примененной вставной конструкции. "Повреждение" применительно к человеку в просторечии означает причинение себе любого вреда - ушибся, поцарапался и т.д. Термин "членовредительство" употребляется в более узком смысле слова, в значении умышленного тяжелого (имеет степень, в отличие от тяжкого) повреждения, увечья, лишение какого-либо члена или органа своего тела, их функций. Вставные конструкции имеют богатую смысловую емкость: возможность вносить добавочные сведения, дополнительные пояснения, уточнения, поправки, попутные замечания, оговорки и т.д. Использование авторами разного значения вставной конструкции: одними - как уточнение (тогда элемент за скобкой толкуется шире находящегося в скобках), другими - как пояснение (при котором эти элементы равны), показывает истоки возникшей полемики по поводу узкого и широкого понятия "причинение себе какого-либо повреждения (членовредительство). Чаще встречаемым в литературе является ограничительное толкование рассматриваемого словосочетания как причинение военнослужащим вреда своему здоровью. Членовредительство - это "умышленное искусственное повреждение какого-либо органа или тканей тела (например, руки или ноги), нарушение функций какого-либо органа (расстройство сердечной деятельности, пищеварения), вызывание какого-либо заболевания либо обострение уже имеющегося заболевания". Действительно, причинение себе любого вреда здоровью в уголовно-правовом значении связано с утратой трудоспособности, в связи с чем военнослужащий на время или насовсем устраняется от прохождения военной службы. Но определение вреда здоровью и медицинские критерии определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, имеют свою специфику и назначение. Учитывая особенности рассматриваемого вреда здоровью (причинение себе повреждения), его роли в рассматриваемых составах преступления (временно или насовсем не выполнять обязанности, освободиться от обязанностей при прохождении военной службы), при определении его составляющих следует руководствоваться и ими, и Положением о военно-врачебной экспертизе от 25.02.2003 г. N 123 (в редакции постановления правительства от 09.11.2007 г. N 767), требованиями о состоянии здоровья граждан, подлежащих призыву, .военнослужащих, расписанием болезней, таблицей дополнительных требований к состоянию здоровья граждан для прохождения службы в отдельных войсках (на подводных лодках, например), содержащихся в нем, на основании которых разные виды военнослужащих (военнослужащий, не имеющий воинского звания, проходящий ее по контракту и др.) на время или насовсем освобождаются от разного вида военной службы. Причем для состава преступления, предусматривающего уголовную ответственность за временное уклонение от прохождения военной службы путем причинения себе повреждения (членовредительство) - ч. 1 ст. 339 УК РФ, это понятие наполняется меньшим по степени тяжести вредом здоровью, на основании которого военнослужащий на время освобождается от исполнения обязанностей конкретного вида военной службы. Для составов преступлений, предусматривающих уголовную ответственность за полное освобождение от прохождения военной службы путем членовредительства, это понятие включает в себя больший по степени вред здоровью, при наличии которого конкретный военнослужащий полностью освобождается от определенного вида военной службы. Следовательно, использование законодателем в разных частях статьи УК РФ одного и того же словосочетания получает разную по объему смысловую нагрузку.
Системное толкование норм методом от противного позволяет заключить, что если в ч. 2 ст. 339 УК указана цель совершения действий - уклониться совсем от прохождения военной службы, то ч. 1 этой статьи, с меньшей санкций, предполагает ее отсутствие. Ответственность распределяется по частям так же, как между ст. 337 и 338 УК в зависимости от того, ради чего совершается членовредительство, например: навсегда не проходить военную службу - ч. 2 или не выполнить конкретную обязанность по службе, т.е. временно - ч. 1 ст. 339 УК. При симуляции болезни он отправляется в госпиталь, при подделке документов может быть отправлен домой. Поскольку ответственность при временном уклонении по срокам не дифференцируется, значит, на квалификацию они не влияют.
В ст. 337-339 УК РФ не совсем корректно, нелогично, не в соответствии с общественной опасностью закреплены специальные условия, при наличии которых лицо освобождается от уголовной ответственности, уважительные причины, стечение тяжелых обстоятельств.
В диспозиции ст. 337 УК говорится о невозвращении в часть без уважительных причин, при наличии которых не наступает уголовная ответственность. В примечании к ней, а также к ст. 338 УК сформулированы специальные условия, при наличии которых лицо может быть освобождено от уголовной ответственности: 1) военнослужащий впервые совершил деяние, предусмотренное ст. 337 и ч. 1 ст. 338 УК РФ, 2) если только самовольное оставление части и дезертирство, т.е. самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, а равно неявка в тех же целях на службу явились следствием стечения тяжелых обстоятельств.
Можно предположить, что примечание к ст. 337 как бы корректирует диспозицию этой статьи, поскольку в ней предусмотрена уголовная ответственность за невозвращение в часть только в случае, когда оно совершено без уважительных причин, тогда как за оставление части такого условия диспозиция закона не называет. Между тем условия примечания, по сравнению с диспозицией статьи, другие, с другими правовыми последствиями. Во-первых, оно дает суду только возможность, а не обязательность освобождения. Во-вторых, освобождения от уголовной ответственности. В-третьих, при наличии еще одного условия - преступление должно быть совершено впервые.
Можно сделать второе предположение: временное оставление части, по сравнению с невозвращением в нее, - более общественно опасно. Оно, по условиям примечания, приравнено к оставлению части на весь период прохождения военной службы (см. примечание к ст. 338 УК "Дезертирство"), что вряд ли оправдано. Понятие дезертирства, предложенное в диспозиции ст. 338 УК, объединяет и самовольное оставление части или места службы в целях уклонения от прохождения военной службы, и неявку в тех же целях на службу. Условия освобождения от уголовной ответственности за неквалифицированное дезертирство те же, что и в ст. 337 УК: лицо должно 1) впервые совершить дезертирство и 2) преступление должно явиться следствием стечения тяжелых обстоятельств.
Можно сделать и еще одно предположение, что это связано с другими обстоятельствами, послужившими основанием для освобождения от уголовной ответственности - закон их обозначил как стечение тяжелых обстоятельств. Это понятие всегда определялось теорией и судебной практикой. Верховный суд подытожил свою практику применения норм об уголовной ответственности за преступления против порядка прохождения военной службы (см., например, определение Военной коллегии ВС СССР от 20 декабря 1990 г. по делу Г.), с учетом положений Общей части УК, в частности, обстоятельств, исключающих преступность деяния, 1) предложил понятие стечения тяжелых обстоятельств, 2) их не исчерпывающий перечень, 3) время наступления и период существования такого стечения обстоятельств, 4) разделил их на две группы в зависимости от разных правовых последствий: одни из них служат основанием для освобождения от уголовной ответственности, другие выступают в качестве обстоятельства, исключающего преступность деяния.
Для данных составов преступлений небезынтересно соотношение уважительных причин и стечение тяжелых обстоятельств. Во-первых, для уважительных причин не надо, чтобы они создавали условия для применения ст. 39 УК. Для них не надо и стечения, объединения тяжелых обстоятельств. Из предложенного Пленумом перечня видно, что они частично совпадают с группой тяжелых обстоятельств, при наличии которых возможно освобождение от уголовной ответственности. Т.е. их наличие возможно и при оставлении части на время (ст. 337), и в дезертирстве (ст. 338), но они служат основанием для освобождения от уголовной ответственности для этих двух составов. Что касается дезертирства, то это объяснимо его общественной опасностью (см. санкцию). Применительно к оставлению части на определенное время такого вывода из диспозиции ст. 337 не сделаешь: уголовная ответственность за оставление части и неявку в нее законом предусмотрено в одних частях, т.е. равны. Следовательно, не совсем корректно, нелогично, не в соответствии с общественной опасностью закрепил законодатель рассматриваемые обстоятельства.
Ст. 339 УК в этом плане осталась вовсе не затронутой. В ней закон не указывает на уважительные причины, она не содержит примечание. Освобождение от ответственности или ее невменение возможно только на общих основаниях. Однако нельзя не допускать, что стечение тяжелых обстоятельств могло вынудить военнослужащего причинить себе вред, идти на обман. Люди разные - военнослужащие не исключение! В экстремальных ситуациях одни идут, что называется ва-банк, другие используют уловки. Санкция за такое стремление уклониться от прохождения военной службы всегда равна дезертирству, что касается временного неисполнения обязанностей военной службы, то она маленькая - на уровне ч. 1 ст. 337 УК РФ.
Таким образом, при толковании уголовно-правовых норм Пленумом Верховного суда РФ просматривается стремление ПВС подменить законодателя. Между тем ПВС РФ, во-первых, - не законодательный орган. Толкование уголовно-правовых норм должно происходить в рамках, заложенных в данной норме границ уголовно-правового регулирования, значит, законодателю многое предстоит решить, изменить. Во-вторых, принцип определенности норм права предполагает, что изменение толкования даже в рамках уголовно-правовой нормы должно быть известно гражданам общества, чтобы свое поведение скорректировать с учетом нового ее толкования. В-третьих, наполняя положениями регулятивного права бланкетные нормы уголовного права, нельзя признавать уголовно наказуемым деяние, не признающееся правонарушением даже нормами менее карательных отраслей права.
Однако нельзя не признать, что несмотря на некоторую некорректность в толковании отдельных признаков рассматриваемых составов преступлений в постановлении ПВС РФ, в итоге нельзя не отдать должное его стремлению добиться определенности толкования уголовно-правовых норм, скорректировать уголовное законодательство и с учетом действующего регулятивного, и системного толкования уголовного закона, и последних решений Европейского суда и Конституционного суда РФ. Однако иногда имеет место расширительное толкование норм, стремление подключить нормы уголовного права в отношении распространенных в обществе деяний, не учитываются пределы для толкования деяния преступным, соразмерность ограничения общественной опасности, равенства граждан перед законом. Некоторые вопросы Верховному суду так и не удалось до конца разрешить.
Системное толкование норм об уклонении от прохождения военной или альтернативной гражданской службы (ст. 328, 331, 337-339 УК РФ)