Бухгалтерский учет и отчетность - 2020. Обзор изменений (подготовлено экспертами компании "Гарант", январь 2020 г.)

Бухгалтерский учет и отчетность - 2020.
Обзор изменений

 

январь 2020 г.

 

Когда узнаешь о каких-либо изменениях в области бухгалтерского учета и отчетности, так и хочется сказать словами классика: "Лед тронулся...". Однако большая их часть, по крайней мере пока, касается организаций бюджетной сферы. Тем не менее, нововведения, вступившие в силу с 2020 года, окажут влияние и на работу бухгалтеров коммерческих организаций.

Изменения были внесены не только в Закон N 402-ФЗ, но и в ряд ПБУ:

ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи";

ПБУ 16/02 "Информация о прекращаемой деятельности";

ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций".

В обязательном порядке их следует применять, начиная с отчетности за 2020 год. Организация, приняв решение об их досрочном применении, должна отразить это в пояснениях к отчетности.

Рассмотрим подробнее, что нового приготовил Минфин России для бухгалтеров.

 

Скорректированы формы бухгалтерской отчетности
(приказ Минфина России от 19.04.2019 N 61н, далее - Приказ N 61н)

 

Большая часть изменений, внесенных в Приказ N 66н, вступила в силу с 1 июня 2019 года. Соответственно, бухгалтерская (финансовая) отчетность за 2019 год должна представляться уже с учетом этих изменений (см.таблицу).

 

Что изменилось

Примечание

Коды, подлежащие указанию в кодовой зоне заголовочной части каждой из форм бухгалтерской отчетности, приводятся в соответствии с указанным по строке общероссийским классификатором.

Особое внимание ФНС России уделяет коду ОКВЭД, обращая внимание организаций на то, что в форме бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо указывать его корректное значение, отражающее вид деятельности, которым организация фактически занималась в отчетном периоде. Данный показатель используется в расчете среднеотраслевых показателей, налоговой нагрузки, средней заработной платы и т.д. Также ОКВЭД используется Росстатом для ведения статистических наблюдений.

Поэтому если фактический код ОКВЭД отличается от кодов, указанных в ЕГРЮЛ, ФНС России настоятельно рекомендует направить заявление на внесение изменений в реестр

п. 1 Приложения к Приказу N 61н

Все показатели бухгалтерской отчетности заполняются только в тыс. руб.

п. 2 Приложения к Приказу N 61н

В заголовочной части бухгалтерского баланса появилась новая строка, в которой необходимо отразить, подлежит ли ваша отчетность обязательному аудиту. Если "да", то в балансе указывается наименование аудиторской организации либо ФИО индивидуального аудитора, а также их ИНН, ОГРН (ОГРНИП). В ином случае в указанных строках необходимо поставить прочерки

пп. 1 п. 2 Приложения к Приказу N 61н

 

Ряд изменений, внесенных в Приказ N 66н, напрямую связан с поправками в ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций".

Так, внесены изменения в табличную часть Отчета о финансовых результатах (см.таблицу) (пп. "б" п. 2, п. 6 Приложения к Приказу N 61н):

 

До внесения изменений

После внесения изменений

Код строки

Наименование показателя

Код строки

Наименование показателя

2410

Текущий налог на прибыль

2410

Налог на прибыль

2421

в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы)

2411

в т.ч. текущий налог на прибыль

2430

Изменение отложенных налоговых обязательств

2412

отложенный налог на прибыль

2450

Изменение отложенных налоговых активов

--------

---------

 

Изменился также и расчет совокупного финансового результата.

К сумме строк:

"Чистая прибыль (убыток)";

"Результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода";

"Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) отчетного периода"

добавлена новая строка:

- "Налог на прибыль от операций, результат которых не включается в чистую прибыль (убыток) периода", по которой отражается расход (доход) по налогу на прибыль (пп.пп. "в", "г" п. 2 Приложения к приказу N 61н).

 

В упрощенной форме Отчета о финансовых результатах по строке "Налоги на прибыль (доходы)" отражаются текущий налог на прибыль и отложенный налог на прибыль (пп. 4 п. 7 Приложения к приказу N 61н).

Указанные поправки применяются в обязательном порядке, начиная с отчетности за 2020 год. Организация вправе применять их и раньше, но об этом необходимо указать в отчетности (п. 2 Приказа N 61н).

 

Адрес представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности - налоговая инспекция
(п. 4 ст. 1 Федерального закона от 28.11.2018 N 444-ФЗ)

 

Федеральный закон от 28.11.2018 N 444-ФЗ предусматривает обязательное представление годовой бухгалтерской отчетности организации, как правило, только в один адрес.

В зависимости от вида экономической деятельности организации таким адресом является:

- либо ФНС России;

- либо Банк России.

Начиная с отчетности за 2019 год все организации, обязанные составлять бухгалтерскую отчетность, за исключением:

- организаций бюджетной сферы;

- религиозных организаций;

- кредитных и некредитных финансовых организаций,

представляют один экземпляр своей составленной годовой бухгалтерской отчетности, а также аудиторское заключение о ней в случаях, если такая отчетность подлежит обязательному аудиту, в налоговый орган по месту нахождения организации, а не в органы статистики (ч.ч. 3, 4 ст. 18 Закона .N 402-ФЗ).

При этом обязанность представлять аудиторское заключение лежит на аудируемом лице, а не на аудиторской организации (индивидуальном аудиторе).

Обязанность представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в органы статистики сохранена только:

- за организациями, отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне;

- в случаях, установленных Правительством РФ (ч. 7 ст. 18 Закона N 402-ФЗ).

(ч. 4 ст. 18 Закона N 402-ФЗ).

 

Составить отчетность можно и на бумаге, а представить - только в электронной форме
(п.п. 1, 4 ст. 1, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.11.2018 N 444-ФЗ)

 

Ранее бухгалтерская отчетность считалась составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта. Теперь бухгалтерскую (финансовую) отчетность можно составить на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью.

Подписать отчетность должен либо непосредственно руководитель либо иное лицо, которому такие полномочия переданы на основании доверенности.

При этом если организация по закону или договору обязана будет предоставить каким-либо пользователям отчетность на бумажном носителе, то ей придется изготовить бумажную копию отчетности, составленной в электронном виде, за свой счет (ч. 7.1 ст. 13 Закона N 402-ФЗ ).

Однако выбрать носитель, на котором отчетность за 2019 год подлежит представлению в налоговый орган - на бумаге или в виде электронного документа - вправе только субъекты малого предпринимательства. Начиная с отчетности за 2020 год такой возможности у малых предприятий уже не будет.

Организации, не обладающие таким статусом, обязаны представить экземпляр отчетности за 2019 год только в электронном виде (ч. 5 ст. 18 Закона N 402-ФЗ, информация Минфина России от 25.12.2019 N ИС-учет-21).

Форматы представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в виде электронных документов утверждены приказом ФНС России от 13.11.2019 N ММВ-7-1/570@.

Правила представления экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения к ней утверждены приказом ФНС России от 13.11.2019 N ММВ-7-1/569@.

Рекомендуем:

Энциклопедия решений

Способы оформления и представления годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности

Подписание, утверждение и опубликование годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности

Порядок представления в налоговый орган экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения

 

Порядок представления аудиторского заключения зависит от того, когда оно сдается
(п.п. 1, 4 ст. 1 Федерального закона от 28.11.2018 N 444-ФЗ)

 

Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности представляется в налоговый орган в случае, если эта отчетность подлежит обязательному аудиту (ч. 5 ст. 18 Закона N 402-ФЗ).

Обязанность его представления возложена на аудируемое лицо, а не на аудиторскую организацию (индивидуального аудитора).

Если аудиторское заключение сдается вместе с обязательным экземпляром отчетности, то оно представляется в виде электронного документа в формате PDF.

Представляя аудиторское заключение после сдачи бухгалтерской (финансовой) отчетности, необходимо применять формат документа, утв. приказом ФНС России от 18.01.2017 N ММВ-7-6/16@ (п. 2 Приказа N ММВ-7-1/570@, информация Минфина России от 25.12.2019 N ИС-учет-21).

 

Бухгалтерская отчетность тоже может быть "уточненной"
(пп. "б" п. 1 ст. 3 Федерального закона от 26.07.2019 N 247-ФЗ, п. 4 ст. 1 Федерального закона от 28.11.2018 N 444-ФЗ)

 

Сразу оговоримся, что закон не содержит такого термина "уточненный" экземпляр. Речь в Законе идет о ситуации, когда организация, обнаружив ошибку в ранее сданном обязательном экземпляре, принимает решение о ее исправлении. В этом случае "исправленный" экземпляр представляется в ИФНС по месту нахождения организации в виде электронного документа по ТКС не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем внесения исправления в бухгалтерскую (финансовую) отчетность либо за днем ее утверждения (ч. 5 ст. 18 Закона N 402-ФЗ).

Отчетность не уточняется и не представляется в случае, если ошибка обнаружена после утверждения отчетности.

 

ГИР БО - это..?
(п. 4 ст. 1 Федерального закона от 28.11.2018 N 444-ФЗ)

 

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО), который представляет собой совокупность бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов, обязанных ее составлять, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если такая отчетность подлежит обязательному аудиту (ч.1 ст.18 Закона N 402-ФЗ).

Начиная с отчетности за 2019 год функции по его формированию и ведению возложены на ФНС России.

 

Как получить доступ к информации в ГИР БО и сколько это стоит?
(п. 4 ст. 1 Федерального закона от 28.11.2018 N 444-ФЗ)

 

Получить доступ к информации, содержащейся в ГИР БО, могут все заинтересованные пользователи (ч. 9 ст. 18 Закона N 402-ФЗ). По информации ФНС России открытие интернет-сервиса ГИР БО состоится в мае 2020 года.

При этом запросить в ФНС России данные годовой бухгалтерской отчетности организаций можно только начиная с отчетности за 2019 год. Данные за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2019 г. (2014-2018 гг.), можно получить только в Росстате (сообщение Минфина России 13.12.2018 N ИС-учет-12).

Закон предусматривает взимание платы за предоставление информации, содержащейся в государственном информационном ресурсе. При этом случаи, размер и порядок взимания указанной платы устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 10 ст. 18 Закона N 402-ФЗ).

В настоящее время Правительством РФ установлена плата за предоставление в электронном виде информации, содержащейся в ГИС бухгалтерской (финансовой) отчетности, только в форме годового абонентского обслуживания. Стоимость его определена в размере 200 000 руб. за одно рабочее место (п. 1 постановления Правительства РФ от 25.06.2019 N 811).

 

Случаев, в которых не применяется ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи, стало больше
(п.2 приказа Минфина России от 04.12.2018 N 248н)

 

Перечень дополнен случаями, связанными с:

- участием РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в уставных фондах государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП и МУП);

- возмещением из бюджета недополученных организацией доходов или финансовым обеспечением (возмещением) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг на договорной основе (п. 3 ПБУ 13/2000).

 

Информация о полученной госпомощи раскрывается в отдельных статьях баланса с учетом существенности (п. 11 Приказа Минфина России от 04.12.2018 N 248н)

 

Отдельными статьями в бухгалтерском балансе приводятся:

- неиспользованный остаток предоставленных организации бюджетных средств в составе средств целевого финансирования;

- дебиторская задолженность по бюджетным средствам, принятым к бухгалтерскому учету;

- кредиторская задолженность по возврату бюджетных средств, признанная в бухгалтерском учете;

- доходы будущих периодов, признанные в связи с полученной государственной помощью на финансирование текущих расходов в составе краткосрочных обязательств (п. 20 ПБУ 13/2000).

Ранее остаток предоставленных организации бюджетных средств подлежал отражению по статье "Доходы будущих периодов" либо обособленно в разделе "Краткосрочные обязательства".

 

Установлены способы отражения в бухгалтерской отчетности доходов, связанных с полученными бюджетными средствами на финансирование капитальных затрат
(п. 12 приказа Минфина России от 04.12.2018 N 248н)

 

Указанные доходы могут быть отражены в бухгалтерской отчетности одним из следующих способов (п. 21 ПБУ 13/2000, информация Минфина России от 04.02.2019 N ИС-учет-16):

 

 

Бухгалтерский баланс

Отчет о финансовых результатах

Способ 1

Обособленная статья долгосрочных обязательств

Отдельная статья доходов

Способ 2

Регулирующая величина, уменьшающая балансовую стоимость внеоборотных активов

Величина, уменьшающая расходы по амортизации

 

Установлены способы отражения в отчете о финансовых результатах доходов, связанных с полученными бюджетными средствами на финансирование текущих расходов
(п. 12 приказа Минфина России от 04.12.2018 N 248н)

 

Доходы организации, связанные с признанием сумм бюджетных средств на финансирование текущих расходов, отражаются одним из следующих способов:

1) в качестве отдельной статьи доходов (с учетом существенности);

2) в качестве суммы, уменьшающей расходы, на финансирование которых получены соответствующие бюджетные средства (п. 21 ПБУ 13/2000).

 

Установлен порядок списания бюджетных средств на финансирование капитальных затрат по приобретению внеоборотных активов
(п. 6 приказа Минфина России от 04.12.2018 N 248н)

 

Суммы бюджетных средств на финансирование капитальных затрат подлежат списанию одним из следующих способов:

- по мере начисления амортизации на протяжении срока полезного использования актива;

- в течение периода признания расходов, связанных с выполнением условий предоставления бюджетных средств на приобретение активов, не подлежащих амортизации (п. 9 ПБУ 13/2000).

Бюджетные средства, предоставленные на финансирование капитальных затрат, понесенных в предыдущие отчетные периоды, отражаются:

- в размере начисленной амортизации по внеоборотному активу, - как увеличение финансового результата организации;

- в оставшейся части - в качестве доходов будущих периодов (п.10 ПБУ 13/2000).

 

Уточнено понятие "информация по прекращаемой деятельности"
(пп. "б" п. 3, п. 6 приложения к Приказу N 54н)

 

Под информацией по прекращаемой деятельности понимается информация:

- раскрывающая часть деятельности организации (такую как сегмент, его часть либо совокупность сегментов) по производству продукции, продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которая может быть выделена операционно и (или) функционально для целей составления бухгалтерской отчетности и в соответствии с принятым организацией решением подлежит прекращению;

- о прекращении использования долгосрочных активов к продаже, к которым относятся:

1) объект основных средств или других внеоборотных активов (за исключением финансовых вложений), использование которого прекращено в связи с принятием решения о его продаже;

2) материальные ценности, предназначенные для продажи, остающиеся от выбытия внеоборотных активов или извлекаемые в процессе их текущего содержания, ремонта, модернизации, реконструкции (п.п. 4, 10.1 ПБУ 16/02).

 

Информация о долгосрочных активах к продаже раскрывается с учетом существенности
(п. 6, п. 16 приложения к Приказу N 54н)

 

Долгосрочные активы к продаже учитываются в составе оборотных активов обособленно.

Оценка их на момент переклассификации осуществляется по балансовой стоимости соответствующего основного средства или другого внеоборотного актива.

Последующая оценка долгосрочных активов к продаже осуществляется в порядке, предусмотренном для оценки запасов (п.п. 10.1, 10.2 ПБУ 16/02).

 

Порядок раскрытия в отчетности информации о прекращаемой деятельности
(п. 11 приложения к Приказу N 54н)

 

Первый раз раскрыть информацию по прекращаемой деятельности необходимо в годовой бухгалтерской отчетности того периода, когда принято решение о прекращении деятельности и утверждена разработанная программа.

В дальнейшем информация по прекращаемой деятельности отражается в каждом годовом бухгалтерском отчете, включая тот отчетный период, в котором завершен расчет, связанный с получением доходов и выполнением обязательств, связанных с прекращением, или организация от нее отказалась (п.15 ПБУ16/02).

Ранее такая информация подлежала раскрытию начиная с отчетного года, в котором деятельность была признана прекращаемой и до отчетного периода (включая его), в котором деятельность фактически прекращалась, даже в том случае, если расчеты по ней еще не были завершены.

Рекомендуем:

Обзоры ГАРАНТа

Обзор изменений приказа Минфина России от 5 апреля 2019 г. N 54н в ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности"

 

Титова Елена

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ,

член Палаты налоговых консультантов

 

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.