Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

§ 2.2. Навязывание предприятиям платных услуг по экспертизе, распространение практики рынков "административной ренты"

§ 2.2. Навязывание предприятиям платных услуг по экспертизе, распространение практики рынков "административной ренты"

 

Несмотря на реализованный в Федеральном законе от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" отход от продекларированного законодательством о техническом регулировании принципа добровольности применения документов в области стандартизации, одновременно с этим обеспечена возможность отступления от установленных "обязательных" требований посредством разработки и согласования с уполномоченными органами специальных технических условий, то есть установления в отношении конкретного объекта индивидуальных "обязательных" требований, отличных от существующих. Такая конструкция очевидным образом приводит к формированию специфического рынка навязанных услуг, основные игроки на котором оказываются заинтересованы в сохранении статус-кво - поддержании в неактуальном и нерабочем состоянии якобы обязательной для применения нормативно-технической базы. Даже в случае, если требований существующих стандартов к конкретному объекту недостаточно или они в принципе отсутствуют (то есть государство, лишь продекларировав обязательность требований, де-факто их не установило), разработка специальных технических условий также будет являться вынужденной необходимостью и по меньшей мере будет навязана органами, осуществляющими экспертизу проектной документации и не желающими принимать на себя дополнительную ответственность, связанную с согласованием проектных решений, не нашедших отражения в действующей нормативно-технической документации.

Деятельность по разработке специальных технических условий, обеспечивающих возможность применения в том числе и давно ставших типовыми архитектурно-проектировочных решений, является источником постоянного дохода соответствующих специализированных организаций. Нормы Технического регламента, касающиеся того, что согласованные в установленном порядке специальные технические условия могут являться основанием для включения содержащихся в них требований к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки в национальные стандарты и своды правил, применение которых обеспечивает соблюдение его требований, на практике почти не применяются. В результате каждый новый заявитель, предполагающий применять уже неоднократно реализованные на практике проектные и технические решения, затрачивает значительные финансовые и временные ресурсы на разработку "индивидуальных" норм и требований под собственный проект*(45).

Подобные рынки административной ренты сегодня характерны практически для любой отрасли регулирования и, как правило, участие в них для хозяйствующих субъектов напрямую предписано нормативными правовыми актами. В результате на сегодняшний день инвестор при проектировании и строительстве любого промышленного предприятия вынужден нести дополнительные затраты в размере до нескольких десятков миллионов рублей, заключая договоры об оказании лишенных всякого практического смысла услуг с соответствующими научными организациями, даже ответственность которых никак не урегулирована законодательством.

 

Врезка 8

Большинство крупных промышленных предприятий ежегодно проводит до нескольких тысяч "экспертиз промышленной безопасности" в отношении эксплуатируемых на них технических устройств, для которых законодательством о техническом регулировании не установлены иные формы подтверждения соответствия или которым требуется продление срока службы.

Экспертиза промышленной безопасности представляет собой платную услугу, оказываемую лицензированными Ростехнадзором коммерческими предприятиями, а сумма издержек, связанных с указанными мероприятиями, по экономике в целом оценивается представителями предпринимательского сообщества в несколько десятков миллиардов рублей в год. Аналогично и подготовка обосновывающих материалов для целей получения разрешительной документации в области охраны окружающей среды, как правило, осуществляется с привлечением специализированных консалтинговых организаций. Проведение инвентаризации источников выбросов, расчетов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, разработка томов предельно допустимых выбросов и сбросов, предшествующие получению соответствующих разрешений, по меньшей мере раз в 5 лет вынуждают крупные предприятия затрачивать до нескольких десятков миллионов рублей на оплату услуг экспертов, выполняющих такие работы. Разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение также является консультационной услугой, оказываемой соответствующими экспертными организациями. При средней цене такой услуги на уровне 100 тыс. рублей и с учетом численности субъектов, обязанных разрабатывать такой документ, составляющей порядка 500 тыс. организаций, минимальный "объем рынка" может быть оценен в 10 млрд. рублей в год.

Навязанные платные услуги присутствуют и в других областях регулирования: согласование специальных технических условий и оценка пожарного риска являются неотъемлемыми элементами разрешительной системы в области пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическая экспертиза и оценка рисков для здоровья населения, обходящаяся крупным предприятиям в суммы от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов рублей, сопутствуют согласованию уже упомянутого тома предельно допустимых выбросов и установлению для предприятий санитарно-защитной зоны, а специальная оценка условий труда в той или иной степени касается практически каждого предприятия в стране.

 

Искусственные рынки "оценки соответствия" плотно интегрированы в современную российскую институциональную среду. Бизнес-модель, основанная на обусловленной требованиями законодательства массовости рынка услуг, запутанных и чрезмерно детализированных обязательных требованиях, самостоятельно разобраться в которых среднестатистическому хозяйствующему субъекту не под силу, устаревших и не отвечающих современным реалиям нормах (отступление от которых является наилучшей и давно отработанной практикой, однако исходя из установленных правил всякий раз требует специального обоснования или согласования) и, как правило, неопределенной ответственности поставщиков таких услуг, характеризуется высокой устойчивостью и при наличии соответствующих возможностей тиражируется во все новые сферы регулирования. Организации, выполняющие различного рода экспертизы, исследования и обеспечивающие подготовку обосновывающих материалов для целей получения разрешительной документации, как правило, аффилированы с соответствующими разрешительными и надзорными органами, и их сотрудничество оказывается во всех смыслах взаимовыгодным: на каждое принятое уполномоченными органами решение имеется документ, подтверждающий его обоснованность, а искусственно созданная потребность в таких документах обеспечивает необходимый для успешного функционирования экспертных организаций денежный и клиентский поток.