Пилотный проект ФСС России: прямые выплаты соцпособий
Е. Лазукова,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
профессиональный бухгалтер
Журнал "Актуальная бухгалтерия", N 10, октябрь 2017 г., с. 27-33.
ФСС России проводит эксперимент по внедрению на некоторых "тестовых" территориях страны новой системы выплат страхового обеспечения - системы "прямых выплат". Основная суть заключается в попытке реализовать механизм выплаты работающим гражданам различных социальных пособий не через работодателя, а напрямую Фондом социального страхования.
Пилотный проект*(1) реализуется в отдельных регионах РФ с 1 января 2012 года. На сегодняшний день в проекте участвуют 33 субъекта РФ, к июлю 2019 года число участников должно увеличится до 59*(2). В дальнейшем предполагается переход на систему "прямых выплат" во всех субъектах РФ.
Суть новой системы выплат
Участниками пилотного проекта являются:
- страховщик - ФСС России (далее также Фонд)*(3); страхователи - лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее также работодатели)*(4);
- застрахованные лица - граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Полный перечень застрахованных лиц приведен в статье 2 Закона N 255-ФЗ.
Важно! Действие пилотного проекта не распространяется на лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (абз. 2 п. 1 Положения N 1, утв. Постановлением N 294).
В настоящее время в большинстве регионов РФ действует так называемая "зачетная" система выплат страхового обеспечения, смысл которой заключается в следующем: работодатель (страхователь) назначает и выплачивает сотруднику (застрахованному лицу) соответствующие пособия (и иные социальные выплаты), а затем на их сумму уменьшает страховые взносы, подлежащие перечислению в ФСС России.
В условиях рыночной экономики такая система неэффективна и имеет множество недостатков: например, она не работает в случаях, когда компания-работодатель испытывает финансовые трудности или объявляет себя банкротом. В подобных ситуациях единственно возможным вариантом действий застрахованного лица для получения причитающихся ему выплат является обращение в суд.
Внедрение пилотного проекта предполагает постепенную, поэтапную замену "зачетной" системы на систему "прямых выплат", в рамках которой обязанность по начислению и выплате пособий возлагается непосредственно на ФСС России. Работодатель при этом выступает только в роли посредника между Фондом и сотрудником, его участие в процессе выплаты пособий сведено к минимуму: прием у сотрудников необходимых документов и передача их в Фонд. Страховые взносы при этом уплачиваются в полном объеме, без уменьшения на суммы пособий*(5).
Данная система позволяет существенно снизить риски невыплат пособий застрахованным гражданам и усилить контроль Фонда за использованием бюджетных средств. Кроме того, применение этой системы позволяет освободить работодателей от достаточно трудоемких действий, связанных с расчетом пособий, а также свести к минимуму риски неблагоприятных последствий, возникающих в случаях допущения ошибок в этих расчетах. Иными словами можно сказать, что система "прямых выплат", реализуемая в пилотном проекте, выгодна как сотруднику, так и работодателю.
Система "прямых выплат", внедряемая пилотным проектом, распространяется на следующие виды пособий и выплат*(6):
- пособие по временной нетрудоспособности, в том числе в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием (за исключением пособия за первые три дня болезни, которое, как и раньше, выплачивает работодатель за счет собственных средств*(7));
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
- оплата отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно застрахованным лицам, пострадавшим на производстве.
По системе "прямых выплат" (т.е. напрямую сотрудникам) выплачиваются только перечисленные виды страхового обеспечения. Все остальные пособия и выплаты в регионах - участниках пилотного проекта, как и прежде, производятся через работодателя.
Помимо этого, для некоторых видов выплат пилотным проектом установлен особый порядок возмещения. А именно:
а) в особом порядке ФСС России возмещает страхователям (работодателям) расходы:
- на социальное пособие на погребение,
- на оплату четырех дополнительных выходных дней одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами;
- на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников;
- на выплату пособия по временной нетрудоспособности за счет межбюджетных трансфертов;
б) в особом порядке производится возмещение ФСС России специализированной службе по вопросам похоронного дела расходов в виде стоимости ее услуг (предоставляются согласно гарантированному перечню услуг по погребению*(8)).
Субъекты РФ - участники пилотного проекта
с 01.01.2012 | Карачаево-Черкесская Республика Нижегородская область | с 01.07.2017 | Республика Адыгея Республика Алтай Республика Бурятия Республика Калмыкия Алтайский край Приморский край Амурская область Вологодская область Магаданская область Омская область Орловская область Томская область Еврейская автономная область |
с 01.07.2012 | Астраханская область Курганская область Новгородская область Новосибирская область Тамбовская область Хабаровский край | ||
с 01.01.2015 | Республика Крым город Севастополь | ||
с 01.07.2015 | Республика Татарстан Белгородская область Ростовская область Самарская область | с 01.07.2018 | Республика Саха (Якутия) Забайкальский край Владимирская область Волгоградская область Воронежская область Ивановская область Кемеровская область Кировская область Костромская область Курская область Рязанская область Смоленская область Тверская область |
с 01.07.2016 | Республика Мордовия Брянская область Калининградская область Калужская область Липецкая область Ульяновская область | с 01.07.2019 | Республика Дагестан Республика Ингушетия Республика Карелия Республика Коми Республика Северная Осетия - Алания Республика Хакасия Кабардино-Балкарская Республика Удмуртская Республика Чеченская Республика Чувашская Республика Архангельская область Тульская область Ярославская область |
Основным признаком отнесения страхователя (работодателя) к участникам пилотного проекта является уплата им страховых взносов в территориальное отделение ФСС России, расположенное в регионе, участвующем в пилотном проекте. В связи с этим участниками пилотного проекта могут быть:
- головные организации, зарегистрированные в субъекте РФ, участвующем в пилотном проекте;
- обособленные подразделения, зарегистрированные в регионе РФ, участвующем в пилотном проекте, при условии, что они являются самостоятельными страхователя ми (самостоятельно перечисляют страховые взносы в ФСС России);
- обособленные подразделения, расположенные за пределами зоны пилотного проекта, в том случае если они не ведут самостоятельных расчетов с ФСС России, но при этом их головное учреждение находится (и соответственно уплачивает страховые взносы за них) в регионе - участнике пилотного проекта.
Порядок выплаты пособий в регионах - участниках
При наступлении страхового случая работник (или его уполномоченный представитель) обращается к работодателю с заявлением о выплате соответствующего вида пособия*(9). Оно состоит из трех частей: первую часть сотрудник заполняет самостоятельно, вторая должна быть заполнена работодателем, третья - представителем Фонда. К заявлению прилагаются документы, необходимые для назначения и выплаты того или иного пособия (листок нетрудоспособности, справка о постановке на учет в ранние сроки беременности, справка о рождении ребенка и т.д.)*(10).
Заявление и необходимые документы должны быть переданы работодателю в установленный законом шестимесячный срок*(11).
В случае прекращения работодателем деятельности, в том числе при невозможности установления его фактического местонахождения, сотрудник (или его уполномоченный представитель) вправе самостоятельно представить заявление и прилагаемые к нему документы в территориальный орган ФСС России, расположенный по месту регистрации его работодателя*(12).
Застрахованные лица обязаны уведомлять работодателя и ФСС России об обстоятельствах, влияющих на условия предоставления и размер страхового обеспечения, в течение 10 дней со дня их возникновения*(13). Например, необходимо уведомить работодателя в случае изменения способа получения денежных средств (почтовым переводом, на лицевой счет в банке) или выборам другого банка в период получения ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Уведомление осуществляется путем подачи заявления произвольной формы*(14).
Важно! Работодатель обязан самостоятельно исчислить пособие по временной нетрудоспособности в связи с заболеванием или травмой за первые три дня болезни и не позднее 10 календарных дней со дня обращения работника выплатить его за счет собственных средств (ч. 1 ст. 15 Закона N 255-ФЗ; п. 6 Положения N 1).
Работодатель заполняет свою часть заявления, заверяет его подписью и печатью (при наличии). Затем заявление вместе с документами, необходимыми для назначения пособия, а также специальной описью *(15) передается в территориальный орган ФСС России, расположенный по месту регистрации работодателя. В установленных законом случаях*(16) сведения, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, могут быть также переданы в ФСС России в электронной форме*(17). Передать в ФСС России документы или электронный реестр нужно не позднее пяти календарных дней со дня их получения от сотрудника*(18).
Если работник пропустил предусмотренный законодательством шестимесячный срок обращения за пособиями, и при этом у него нет документов, подтверждающих уважительность причины пропуска этого срока*(19), то заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия (либо электронный реестр сведений), в отделение Фонда не направляются*(20). В такой ситуации сотрудник, по сути, теряет право на получение пособия. Даже если работодатель передаст документы в ФСС России, Фонд откажет в назначении пособия.
Если заявление и необходимые документы не переданы в Фонд в установленный шестимесячный срок по вине работодателя (работник предоставил документы своевременно, но работодатель задержал их у себя), то пособие назначается в общем порядке.
Полученные от работодателя документы территориальный орган ФСС России принимает к рассмотрению. Если в процессе проверки выясняется, что документы или переданные в электронной форме сведения представлены в ФСС России не в полном объеме, то в течение пяти рабочих дней со дня их получения сотрудник Фонда направляет извещение о представлении недостающих документов*(21). Извещение может быть вручено лично под расписку, отправлено по почте заказным письмом (по истечении шести рабочих дней со дня направления заказного письма оно считается полученным) или передано в электронной форме. Недостающие документы или сведения работодателю (или застрахованному лицу - если работодатель прекратил деятельность или не найден) необходимо передать в Фонд в течение пяти рабочих дней с даты получения извещения*(22).
См. Информацию Фонда социального страхования РФ от 25 сентября 2013 г. "Наиболее часто встречающиеся вопросы по пилотному проекту"
За непредставление (несвоевременное представление) документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего пособия или исчисление его размера, страхователь несет ответственность согласно законодательству РФ*(23): должностное лицо организации-страхователя может быть привлечено к административному штрафу в размере от 300 до 500 рублей. Кроме того, работодатель обязан возместить расходы, излишне понесенные ФСС России в связи с сокрытием или недостоверностью представленных им сведений*(24).
Решение о назначении и выплате пособий Фонд принимает в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и полного комплекта документов (сведений в электронной форме)*(25).
Пособие выплачивается отделением ФСС России напрямую застрахованному лицу путем перечисления денег на его банковский счет, указанный в заявлении или электронном реестре сведений, либо через организацию федеральной почтовой связи или иную организацию по заявлению застрахованного лица*(26).
Если при осуществлении проверки сотрудник Фонда выявит какие-либо нарушения порядка выдачи, продления и оформления медицинской организацией или работодателем листка нетрудоспособности, то в течение пяти рабочих дней со дня получения листка нетрудоспособности работодателю (или застрахованному лицу в случае самостоятельного обращения в Фонд для получения пособия) направляется либо вручается лично:
- извещение с указанием перечня необходимых исправлений;
- неверно оформленный листок нетрудоспособности для внесения в него соответствующих исправлений.
Срок, в течение которого в листок нетрудоспособности нужно внести необходимые исправления, законодательством не установлен.
Исправленный листок нетрудоспособности необходимо вновь передать в Фонд, который в течение трех рабочих дней после его получения примет решение о назначении и выплате пособия*(27).
Фонд имеет право отказать в назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности в следующих случаях*(28):
- заявление о выплате пособия и соответствующие документы (либо электронный реестр сведений) представлены с нарушением установленных требований (пропуск работником шестимесячного срока предоставления документов, неверное оформление, неполный комплект документов и т.д.);
- наступление временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства; наступление временной нетрудоспособности вследствие совершения застрахованным лицом умышленного преступления.
Решение об отказе*(29) направляется (вручается) застрахованному лицу (или его уполномоченному представителю) в течение двух рабочих дней со дня его принятия*(30).
После того, как Фонд рассмотрит заявление о выплате пособия и вынесет по нему соответствующее решение (о назначении и выплате пособия либо об отказе в его назначении и выплате) заявление и все приложенные к нему документы возвращаются подателю*(31). Данные документы работодатель обязан хранить в установленные законодательством РФ порядке и сроки*(32).
Важно! Работодатель обязан в трехдневный срок уведомить ФСС России о прекращении права сотрудника на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком в случаях (п. 4.2 Положения N 1):
- прекращения с ним трудовых отношений;
- начала (возобновления) его работы на условиях полного рабочего дня;
- смерти его ребенка;
- в иных случаях прекращения обстоятельств, наличие которых явилось основанием для назначения и выплаты данного пособия.
Способы представления сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий
Представить в ФСС России соответствующие сведения работодатель может двумя способами:
- на бумажном носителе;
- в электронной форме по утвержденным форматам.
Сведения, необходимые для назначения пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, передаются в ФСС России только в бумажном виде.
В электронной форме сведения, необходимые для назначения и выплаты того или иного вида пособия, представляются в виде соответствующих реестров*(33):
- реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка;
- реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Реестры заполняются в xml-формате, подписываются электронно-цифровой подписью, зашифровываются и отправляются на специальный приемный шлюз ФСС России. При этом на бумажных носителях заявления сотрудников и документы для назначения соответствующих видов пособий в отделение Фонда не передаются. После прохождения реестром всех стадий контроля (получение файла, расшифровка файла и проверка цифровой подписи страхователя, форматно-логический контроль) следует формирование квитанции, подписанной уполномоченным лицом Фонда.
Важно! Сформировать и отправить реестры можно с помощью бесплатной программы для формирования реестров в электронном виде, разработанной ФСС России (программное обеспечение "АРМ-ФСС" (АРМ "Подготовка расчетов для ФСС")), скачав ее с официального сайта Фонда.
Представлять сведения в виде электронных реестров обязаны все страхователи, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, превышает 25 человек*(34). Компании, у которых среднесписочная численность указанный предел не превышает, имеют право представлять сведения в электронной форме в добровольном порядке или передавать документы в Фонд на бумажных носителях*(35). Среднесписочная численность определяется за расчетный период, предшествующий периоду представления сведений. Вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации определяют среднесписочную численность на момент представления документов*(36).
Застрахованные лица (в случае если они самостоятельно обращаются за выплатой пособия) в настоящее время могут представлять в ФСС России документы только на бумажных носителях*(37).
Бухгалтерский учет пособий, выплачиваемых по системе "прямых выплат"
В регионах - участниках пилотного проекта за счет работодателей выплачивается только пособие по временной нетрудоспособности, назначаемое в связи с заболеванием или травмой, за первые три дня болезни*(38). Все остальные пособия, прямая выплата которых предусмотрена пилотным проектом, начисляются и выплачиваются ФСС России. Поэтому в бухгалтерском учете работодателя подлежит отражению только информация о пособиях за первые три дня нетрудоспособности, начисленных им за счет собственных средств. В расчетную ведомость для начисления заработной платы включается, соответственно, только сумма пособия по временной нетрудоспособности, начисленная за счет средств работодателя.
Сумма такого пособия может быть отнесена в бухгалтерском учете к расходам по обычным видам деятельности*(39). Пунктом 18 ПБУ 10/99 определено, что расходы признаются в том периоде, в котором имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств. То есть суммы пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня болезни учитываются в момент предъявления работником листка нетрудоспособности.
Важно! В субъектах, не участвующих в пилотном проекте, ФСС России выплачивает пособия в случаях прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за ними, а также невозможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации (ч. 4 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с Планом счетов *(40) начисление данного пособия отражается в учете на счете 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" в корреспонденции с дебетом счета учета затрат (на которых учитывается зарплата работников):
Дебет 20 (23, 25, 26, 44...) Кредит 70
- начислены суммы пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня нетрудоспособности, подлежащие оплате за счет средств организации.
Удержание НДФЛ с исчисленных сумм отражается записью по дебету счета 70 в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по НДФЛ":
- удержан НДФЛ с суммы пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня нетрудоспособности, подлежащие оплате за счет средств организации.
Первичными документами, на основании которых в бухгалтерском учете отражаются расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, являются:
- бухгалтерская справка-расчет.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) пост. Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 (далее - Постановление N 294)
*(2) п. 2 Постановления N 294
*(3) п. 1 ст. 2.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее - Закон N 255-ФЗ)
*(4) ст. 2.1 Закона N 255-ФЗ
*(5) п. 2 Положения N 3, утв. Постановлением N 294
*(6) п. 1 Положения N 1, п. 1 Положения N 2, утв. Постановлением N 294
*(7) п. 6 Положения N 1
*(8) ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ
*(9) форма утв. приложением N 1 к приказу ФСС России от 17.09.2012 N 335 (далее - Приказ N 335)
*(10) п. 2 Положения N 1, п. 2 Положения N 2
*(11) ст. 12 Закона N 255-ФЗ; ст. 17.2 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ
*(12) п. 5 Положения N 1, п. 5 Положения N 2
*(13) п. 2 ч. 2 ст. 4.3 Закона N 255-ФЗ
*(14) информация ФСС России от 25.09.2013 "Наиболее часто встречающиеся вопросы по пилотному проекту" (далее - Информация Фонда)
*(15) форма утв. приложением N 2 к Приказу N 335
*(16) п. 4 Положения N 1
*(17) по форматам, утв. приказом ФСС России от 15.06.2012 N 223
*(18) п. 3 Положения N 1
*(19) перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособиями утв. приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2007 N 74
*(20) п. 14 Положения N 1
*(21) форма утв. приложением N 4 к Приказу N 335
*(22) п. 7 Положения N 1, п. 6 Положения N 2
*(23) ч. 4 ст. 15.33 КоАП РФ
*(24) п. 16 Положения N 1, п. 15 Положения N 2
*(25) абз. 1 п. 8 Положения N 1, абз. 1 п. 7 Положения N 2
*(26) абз. 1 п. 9 Положения N 1, п. 9 Положения N 2
*(27) абз. 2-3 п. 8 Положения N 1, абз. 2-3 п. 7 Положения N 2
*(28) ч. 2 ст. 9 Закона N 255-ФЗ; абз. 5 п. 14, абз. 4 п. 8 Положения N 1
*(29) форма утв. приложением N 5 к Приказу N 335
*(30) абз. 5 п. 8 Положения N 1
*(31) п. 13 Положения N 1
*(32) подп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ; ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ; приказ Минкультуры России от 25.08.2010 N 558
*(33) формы, форматы и порядок заполнения утв. приказом ФСС России от 15.06.2012 N 223
*(34) п. 4 Положения N 1
*(35) п. 4.1 Положения N 1
*(36) п. 4 Положения N 1
*(37) п. 5 Положения N 1
*(38) п. 6 Положения N 1
*(39) пп. 5, 8 ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (далее - ПБУ 10/99)
*(40) утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.