Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа
от 18 апреля 2002 г. N А13-8891/01-15
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В.,
судей Кочеровой Л.И., Клириковой Т.В.,
при участии от закрытого акционерного общества "Ликсон" Батенева А.В. (доверенность от 10.12.2001 N 20),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.02.2002 по делу N А13-8891/01-15 (судьи Потеева А.В., Пестерева О.Ю., Чельцова Н.С.),
установил:
Закрытое акционерное общество "Ликсон" (далее - ЗАО "Ликсон", Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде (далее - налоговая инспекция) от 20.12.2001 N 12-06/40004.
В судебном заседании истец в порядке статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил предмет иска и просил признать недействительным названное решение налогового органа в части привлечения Общества к налоговой ответственности в виде взыскания 204 061 рубля 56 копеек штрафа, а также предложения уплатить 992 481 рубль 76 копеек налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и соответствующие суммы пени.
Решением от 05.02.2002 иск удовлетворен частично. Решение налоговой инспекции признано недействительным в части привлечения ЗАО "Ликсон" к налоговой ответственности в виде взыскания 196 980 рублей 96 копеек штрафа, предложения уплатить 984 904 рубля 80 копеек НДС и соответствующие суммы пеней.
В остальной части иска отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда в оспариваемой части и отказать в удовлетворении иска полностью. По мнению подателя жалобы, НДС не может быть возмещен истцу, поскольку, как следует из материалов встречных проверок, не подтвержден факт поступления сумм НДС в бюджет от организаций-поставщиков экспортируемой продукции, в связи с чем в бюджете отсутствует источник возмещения истцу налога.
Кроме того, представленные ЗАО "Ликсон" в налоговый орган счета-фактуры, на основании которых в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.96 N 914 "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Постановление N 914), истец имеет право на зачет либо возмещение НДС из бюджета, в нарушение пункта 8 указанного Постановления, оформлены ненадлежащим образом - указанные в них ИНН недостоверны.
В судебном заседании представитель истца отклонил доводы кассационной жалобы и просил оставить решение суда без изменения, а жалобу налоговой инспекции - без удовлетворения.
Налоговая инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Кассационная инстанция считает жалобу налоговой инспекции не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления и уплаты ЗАО "Ликсон" НДС за 1998-2000 годы. В ходе проверки выявлены неполная уплата НДС, а также неправомерное предъявление к возмещению из бюджета 992 481 рубля 76 копеек НДС за период с третьего квартала 1999 года по четвертый квартал 2000 года, о чем составлен акт от 23.11.2001 N 12-367. На основании акта проверки принято решение от 20.12.2001 N 12-06/40004, в соответствии с которым налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 209 255 рублей 71 копейки штрафа. ЗАО "Ликсон" также предложено перечислить в бюджет 1 018 452 рубля 50 копеек неуплаченного НДС и 578 821 рубль 40 копеек пеней за его неуплату.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (далее - Закон "О НДС") сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за поступившие (принятые к учету) материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
В случае превышения сумм налога по товарно-материальным ценностям, стоимость которых фактически отнесена (списана) на издержки производства и обращения, а также по основным средствам и нематериальным активам над суммами налога, исчисленными по реализации товаров (работ, услуг), возникшая разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих платежей налогов в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период.
Таким образом, право налогоплательщика на возмещение из бюджета НДС при экспорте товаров обусловлено лишь фактом уплаты им налога поставщику при оплате товара в порядке, установленном пунктом 1 статьи 7 Закона "О НДС".
Названными нормами право на возмещение НДС не связывается с фактическим внесением суммы налога в бюджет поставщиками, являющимися самостоятельными налогоплательщиками, а также не устанавливается обязанность налогоплательщика подтвердить это обстоятельство при предъявлении НДС к возмещению из бюджета.
Положениями статьи 176 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.01, установлен трехмесячный срок вынесения налоговым органом решения о возмещении налогоплательщику из бюджета НДС, исчисляемый со дня представления им в налоговый орган декларации, предусмотренной статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации. Однако названными нормами Кодекса право налогоплательщика - покупателя продукции на возмещение НДС из бюджета также не ставится в зависимость от исполнения обязанности по уплате налога в бюджет другими налогоплательщиками - поставщиками продукции, получившими налог от покупателя.
Кассационная инстанция отклоняет и ссылку налоговой инспекции на необходимость применения последствий несоответствия представленных истцом счетов-фактур требованиям к порядку их оформления, предусмотренным Постановлением N 914.
В статье 7 Закона Российской Федерации "О НДС", приведен исчерпывающий перечень случаев, когда НДС не исключается из общей налоговой суммы, среди которых названное в Постановлении N 914 ограничение не указано.
Федеральным законом от 02.01.2000 N 36-ФЗ статья 7 Закона "О НДС" дополнена пунктом 6, в соответствии с которым плательщики НДС обязаны оформлять счета-фактуры, вести журналы учета счетов-фактур, книги покупок и книги продаж в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, однако и в названной норме отсутствуют правовые последствия ее несоблюдения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.02.2002 по делу N А13-8891/01-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В.Асмыкович |
Т.В.Клирикова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 апреля 2002 г. N А13-8891/01-15
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника