556. В декабре 1994 г. принято решение собрания учредителей предприятия о ликвидации, о чем письменно сообщено в налоговую инспекцию. Последний бухгалтерский отчет по итогам работы за 1994 г. сдан в налоговый орган в январе 1995 г. Предприятие снято с учета из всех внебюджетных фондов и не имеет сотрудников, в том числе бухгалтера и директора. Правомерны ли требования налоговой инспекции о сдаче предприятием бухгалтерской отчетности за I кв. 1995 г.?
Ликвидация юридического лица осуществляется в соответствии с положениями статей 61-65 ГК РФ от 21.10.94 и считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК РФ от 21.10.94).
Внесение сведений о ликвидации юридических лиц в Единый государственный реестр производится налоговым органом, где предприятие состояло на учете, в порядке, определяемом "Положением о ведении государственного реестра предприятий", утвержденным ГНС РФ от 12.04.93 N ЮУ-4-12/65н, согласованным с МФ РФ 14.04.93 и зарегистрированным в Минюсте 14.05.93 N 250, на основании действующих ст. 34.1 Закона РФ от 25.12.90 N 445-1 (в редакции от 24.12.93) и п. 15 Указа Президента РФ от 08.07.94 N 1482 "Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории РФ".
Несмотря на уведомление налоговой инспекции о своей ликвидации и снятии с учета из всех внебюджетных фондов, предприятие не может считаться ликвидированным и освобожденным от обязанности представлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с Законом РФ "Об основах налоговой системы". Поскольку полномочия по управлению делами юридического лица передаются ликвидационной комиссии (п. 3 ст. 62 ГК РФ от 21.10.94), вся представляемая в налоговые органы информация подписывается ликвидационной комиссией или уполномоченными на то ее членами.
Таким образом, требование налоговой инспекции правомерно, поскольку фактическая ликвидация предприятием не осуществлена даже в случае, если ликвидируемое предприятие не ведет финансово-хозяйственную деятельность, так как независимо от наличия у юридического лица объекта налогообложения в соответствии с "Положением о бухгалтерском учете и отчетности", утвержденным приказом МФ РФ, на него возложена обязанность представления в налоговые органы бухгалтерских балансов в установленные сроки. На основании п. 2 ст. 11 вышеуказанного закона должностные лица, виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются в установленном законом порядке к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности. Юридические лица - налогоплательщики за нарушение налогового законодательства несут ответственность, определенную п.1 ст.11 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ".
О. Лапина
Выпуск 21, июль 1995 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".
Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".