Об исчислении налога на прибыль при реализации части продукции по цене ниже себестоимости (Выпуск 29, ноябрь 1995 г.)

865. Предприятие частично передает безвозмездно свою продукцию или реализует ее ниже себестоимости. При этом за счет более выгодных условий продажи оставшейся части продукции по итогам отчетного периода оно имеет прибыль. Как в этом случае правильно исчислить сумму налога на прибыль, подлежащую взносу в бюджет за отчетный период?


Суммы налога на прибыль, подлежащие уплате в бюджет по отчетному сроку, исчисляются самими плательщиками исходя из фактически полученной прибыли (п.5.4 инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций"). Однако для правильного исчисления размера налога на прибыль предприятиям следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством порядок исчисления налога в данной ситуации имеет свои особенности.

В соответствии с п.5 ст.2 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции от 25.04.95) предприятию предстоит заплатить налог не только от суммы прибыли, выявленной от реализации продукции по счету 80 "Прибыли и убытки", но и с недополученной им выручки в результате безвозмездной передачи своей продукции или реализации ее не выше себестоимости. Исключением является ситуация, когда предприятие сможет (в случае необходимости доказательства правильности исчисления суммы налога на прибыль) предоставить сведения или документы, подтверждающие, что предприятие не могло реализовать конкретные объемы своей продукции из-за снижения ее качества или потребительских свойств (включая моральный износ) либо что сложившиеся рыночные цены на эту или аналогичную продукцию оказались на момент исполнения сделки ниже фактической ее себестоимости. В таких случаях для целей налогообложения применяется фактическая цена реализации, что не требует дополнительного пересчета выручки, однако это положение действует лишь при условии, что предприятие в течение 30 дней до факта реализации продукции по цене, не превышающей фактические затраты на ее производство, не реализовывало эту продукцию по ценам выше ее фактической себестоимости.

Таким образом, предприятие при реализации продукции должно выявлять факты ее реализации ниже себестоимости по каждой конкретной сделке (договору). Для этого на предприятии должен быть организован учет прямых фактических затрат (непосредственно связанных с выпуском того или иного вида продукции), а также косвенных расходов (связанных с управлением и обслуживанием производства и пр.), распределяемых на себестоимость выпускаемых видов продукции в соответствии с заявленной на текущий год учетной политикой. Такое требование содержит Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (п.2 ст.1), утвержденное приказом Минфина РФ от 26.12.94 N 170, Инструкция по применению Плана счетов финансовохозяйственной деятельности предприятия, утвержденная приказом МФ РФ от 01.11.91 N 56 (в редакции от 28.12.94, см. счета 20, 40) и п.5.2 приложения N 2 к письму Минфина РФ от 24.07.92 N 59 "О рекомендациях по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях". При этом под видом продукции следует понимать совокупность идентичных изделий, выпускаемых предприятием и обладающих характерными признаками, перечень которых определяется отраслевыми нормативными актами. Так, например, для средств массовой информации в соответствии с п.2 Закона РФ от 27.12.91 N 2124-1 "О средствах массовой информации" продукцией одного вида является тираж отдельного номера периодического печатного издания, себестоимость единицы которого и подлежит сравнению с ценой, устанавливаемой сторонами в сделках.

Исчисление суммы выручки, полученной от сделок, являющихся убыточными (неприбыльными) для предприятия, осуществляется в порядке, установленном п.2.5 Инструкции Госналогслужбы РФ N 37. При этом размер недополученной предприятием выручки определяется исходя из уровня рыночных цен, сложившихся в данном регионе на такую же или аналогичную продукцию, но не ниже ее себестоимости или максимальных цен реализации данной продукции предприятием в течение предшествующего месяца. Таким образом, предприятию при совершении нерентабельной сделки предстоит выявить рыночную цену (или максимальную цену реализации в течение расчетного срока) своей продукции (издания). В случае ее равенства затратам по производству этой продукции предприятию необходимо доначислить за счет прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов, дополнительный налог на прибыль по этой сделке с суммы выявленного по счетам бухгалтерского учета убытка (за минусом сумм дополнительно начисленных НДС и СН; данное утверждение относится к случаю, если предприятие рентабельно). В случае превышения рыночной цены над затратами сумма налогооблагаемой базы для расчета дополнительного налога будет больше на размер этого превышения (без НДС и СН).

Здесь же хочется отметить, что нормативные акты, регулирующие порядок налогообложения прибыли, не содержат четкого механизма определения рыночной цены продукции как предприятием самостоятельно, так и налоговыми органами, что ставит предприятие в зависимость от произвольных трактовок данного положения налоговой службой и ее конкретными работниками.

Кроме того, на основании положений действующих нормативных актов предприятие, выпускающее периодические издания, вынуждено производить дополнительный расчет выручки даже в ситуации обязательной безвозмездной передачи сигнальных экземпляров в установленные ст.29 Закона РФ "О средствах массовой информации" органы (минимум 8 экземпляров каждого тиража без обязательных экземпляров учредителям).

Данные дополнительных расчетов представляются в налоговый орган по месту нахождения предприятия одновременно с бухгалтерской отчетностью и расчетом по налогу на прибыль. В таком случае предприятию следует иметь в виду, что дополнительные расчеты делаются только в целях налогообложения и ни в коем случае не носят учетного характера. Отражение этой операции через счет бухгалтерского учета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" неправомерно, поскольку в этом случае искажается экономический смысл данных этого учетного регистра, а также завышается налогооблагаемая база по налогам, рассчитываемым от объемов реализации: налог на пользователей автодорог, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Невыполнение предприятием обязанностей по исчислению налога на прибыль с суммы возможной выручки влечет за собой доначисление налоговыми органами суммы налога по уточненным расчетам суммы прибыли (с учетом сформированного расчетным путем объема выручки) и взыскание штрафа в сумме доначисленного налога согласно подп. "а" п.1 ст.13 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" (см. письмо Госналогслужбы РФ N ВГ-4-01/193Н и Минфина РФ N 139 от 02.12.93, зарегистрированное в Минюсте РФ 21.12.93 N 437).

О. Лапина

Выпуск 29, ноябрь 1995 г.




Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.