• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Отдельные вопросы применения счетов-фактур (Выпуск 6, март 1997 г.)

Отдельные вопросы применения счетов-фактур


Как показал опыт использования в хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства счетов-фактур (введенных с 1 января 1997 г. п. 9 указа Президента РФ от 08.05.96 N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины"), данное законодательное нововведение вызвало немало практических сложностей. Эти проблемы носят как общий характер, т.е. являются насущными для всех предприятий независимо от сферы осуществляемой ими хозяйственной деятельности, так и являются узко специализированными, поскольку при установлении этого инструмента дополнительного контроля налоговых органов за полнотой сбора налога на добавленную стоимость оказались неучтенными отдельные особенности осуществления производственно-хозяйственной деятельности в различных отраслях народного хозяйства.

В этой связи специалисты органов Госналогслужбы РФ, а также представители Департамента налоговых реформ Министерства финансов РФ в своих статьях в периодических печатных изданиях, а также при проведении бесед на различных семинарах и конференциях дают немало специальных разъяснений и комментариев по вопросам применения счетов-фактур. Учитывая большую заинтересованность наших читателей в рассмотрении этого вопроса, мы также хотели бы представить Вашему вниманию разъяснения специалистов указанных выше служб по отдельным вопросам использования субъектами предпринимательской деятельности этого нового налогового документа - счетов-фактур.

Между тем заметим, что основным документом, регулирующим основные вопросы применения счетов-фактур, является Порядок ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по НДС, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.07.96 N 914, а также разработанное на его основе письмо Госналогслужбы РФ и Минфина РФ от 25.12.96 N ВЗ-6-03/890, 109 "О применении счетов-фактур при расчетах по НДС с 1 января 1997 года".

Предлагаемые же разъяснения служат лишь неофициальными ответами налоговых и финансовых органов на частные запросы налогоплательщиков, между тем они в достаточной мере отражают позиции указанных служб по ряду принципиальных вопросов, возникающих в практике применения счетов-фактур.


Какие категории субъектов предпринимательской деятельности освобождены от составления счетов-фактур? Является ли наличие льготы по НДС основанием для неприменения счетов-фактур?


Составление счетов-фактур является обязательным для всех плательщиков НДС, в том числе и для субъектов малого предпринимательства. Однако это правило имеет два исключения.

Первое касается малых предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения (предполагающую замену уплаты всей совокупности установленных законодательством налоговых платежей уплатой единого налога с суммы совокупного дохода либо с суммы валовой выручки), и соответственно не являющихся плательщиками НДС.

Второе относится к гражданам осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальным предпринимателям), которые также в соответствии с Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость", не являются плательщиками данного налогового платежа.

Таким образом, возможность использования при уплате НДС какой-либо из предоставленных законодательством льготы не означает отсутствия у предприятия при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) обязанности составить счет-фактуру.


Должны ли применять счета-фактуры филиалы и другие обособленные подразделения организации?


Филиалы, отделения и другие обособленные подразделения организации, должны применять счета-фактуры при условии самостоятельной реализации ими товаров (работ, услуг).


Означает ли введение счетов-фактур замену всех первичных учетных документов?


Введенные счета-фактуры не заменяют (и не отменяют) существующие первичные документы бухгалтерского учета (счета, накладные и пр.). Вместе с тем в целях облегчения оформления хозяйственных операций (которое в настоящее время по сути является двойным) подобная замена была бы целесообразной. Однако решение данного вопроса находится в исключительной компетенции Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина РФ, который в настоящее время таких решений не принимал.


Можно ли при оформлении счета-фактуры использовать факсимильную подпись руководителя организации?


Информация, фиксируемая в счетах-фактурах в соответствии с п. 4 Порядка ведения журналов учета счетов-фактур..., должна быть скреплена подлинными подписями главного бухгалтера и директора предприятия-поставщика. В этой связи воспроизведение подписи указанных должностных лиц предприятия факсимильно или иным образом не допускается.

Аналогично решается вопрос относительно передачи счета-фактуры по факсу, которая также не разрешена. Связано это с тем, что в силу п. 1 Порядка покупателю должен быть предоставлен только оригинал, т. е. первый экземпляр счета-фактуры.

Вместе с тем органами Госналогслужбы РФ и Минфина РФ допускается визирование счета-фактуры доверенными лицами директора. Для подтверждения соответствующих полномочий указанными лицами необходим приказ руководителя предприятия с определением в нем круга доверенных лиц, имеющих полномочия на подписание счетов-фактур.


Обязательно ли наличие подписи представителя предприятия-покупателя на втором экземпляре счета-фактуры, остающегося у продавца?


Наличие подписи уполномоченного представителя предприятия-покупателя на экземпляре счета-фактуры, остающегося у предприятия-продавца, не обязательно.


Каков порядок применения счетов-фактур при компьютерном ведении бухгалтерского учета?


Госналогслужбой РФ и Минфином РФ допускается ведение счетов-фактур и книг покупок и продаж с использованием компьютера. При этом изменения внешней формы счета-фактуры не должны нарушать последовательности расположения и числа показателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ о ведении счетов-фактур.

По истечении отчетного периода, но не позднее 20-го числа месяца (квартала), следующего за отчетным, книги покупок (продаж) распечатываются, страницы пронумеровываются, прошнуровываются и скрепляются печатью.


Можно ли на одном предприятии иметь несколько книг покупок и продаж?


Одно юридическое лицо (плательщик НДС) может иметь только одну книгу покупок и одну книгу продаж. Вместе с тем многопрофильным предприятиям (организациям), осуществляющим одновременно розничную и оптовую торговлю, и подобным юридическим лицам в целях облегчения учета в книгах покупок и продаж рекомендуется выделять разделы, подразделы и параграфы.


Можно ли составлять счета-фактуры при совершении экспортных операций в условных единицах?


При осуществлении экспортных операций счета-фактуры можно заполнять как в российских рублях, так и с использованием условных единиц. Однако записи в книге продаж должны быть сделаны только в рублях, причем по соответствующему курсу пересчета.


Как составлять счета-фактуры по операциям, когда расчеты ведутся с использованием ценных бумаг, в том числе векселей?


Составление счетов-фактур при отгрузке товаров (работ, услуг), оплата за которые производится с использованием ценных бумаг, включая векселя, производится в общем порядке.

При этом если в качестве средства расчетов используются векселя, запись в книге продаж делается на дату их предъявления к погашению либо передачи векселя другому владельцу путем индоссамента.

В том случае если расчеты ведутся с использованием иных ценных бумаг и предприятие определяет выручку от реализации товаров (работ, услуг) по мере их оплаты, соответствующая регистрация в книге продаж осуществляется на дату отражения ценных бумаг на счетах бухгалтерского учета.


Каков порядок составления счетов-фактур предприятием, оказывающим посреднические услуги по реализации товара на условиях договора комиссии?


Госналогслужбой РФ и Минфином РФ была предложена следующая схема составления счетов-фактур предприятиями-посредниками:

1) при отгрузке товара комиссионеру комитент составляет счет-фактуру на стоимость отгруженного товара и делает соответствующую запись в книге продаж;

2) при отгрузке товара покупателю комиссионер составляет счет-фактуру на полную стоимость суммы реализации, включающую в себя сумму комиссионного вознаграждения, и после поступления денежных средств от покупателя производит соответствующую запись в книге продаж;

3) после фактического перечисления денежных средств комитенту комиссионером делается запись в книге покупок на покупную стоимость приобретенного товара без суммы комиссионного вознаграждения.


Нужно ли составлять счета-фактуры при возврате поставленного товара по причине брака?


Прежде всего следует знать, что независимо от причин возврата товара (невозможность дальнейшей реализации, отказ от исполнения обязательств и пр.) счета-фактуры составляются обязательно. В случае возврата товара по причине выявленного в нем брака это является необходимым тем более, поскольку первый счет-фактура реально не соответствует фактическому объему поставленной продукции.

При этом в обоих случаях необходима соответствующая регистрация в книгах продаж.


Составляется ли счет-фактура при внутризаводском обороте?


Под внутризаводским оборотом, согласно подп. "в" п. 10 инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", понимается передача товаров, полуфабрикатов, работ и услуг одним подразделением предприятия для промышленно-производственных нужд других подразделений этого же предприятия. При этом указанные обороты реализацией не считаются и соответственно НДС не облагаются.

В этой связи счет-фактура составляться не должен.


Нужно ли выписывать счета-фактуры при строительстве объекта хозяйственным способом?


Порядок формирования объекта обложения по НДС при строительстве хозяйственным способом зависит от метода отражения этой операции в бухгалтерском учете.

Поскольку в данном случае предприятием задействуются счета реализации, то одновременно с этим у последнего возникает и объект по НДС. Соответственно при выполнении работ такого характера составление счетов-фактур является обязательным.


Каков порядок составления счетов-фактур при приобретении горюче-смазочных материалов на АЗС?


Предприятием по окончании налогового периода на основании чеков АЗС составляются первичные учетные документы, где по расчетной ставке выделяется НДС. Затем соответствующая запись заносится в книгу покупок.


Нужно ли составлять счета-фактуры при реализации товаров населению?


При продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) населению счета-фактуры не составляются.

В случае реализации товаров населению за наличный расчет в предприятиях розничной торговли вместо сведений, содержащихся в счетах-фактурах, используются данные, зафиксированные на ленте контрольно-кассового аппарата, с последующим внесением соответствующих показателей в книгу продаж и исчислением в конце налогового периода суммы НДС по расчетной ставке.

При выполнении работ (оказании услуг) населению, например, предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, основаниями для соответствующих записей в книге продаж будут сведения, зафиксированные в бланках строгой отчетности.


Предприятие рассчитывается с работниками по заработной плате товарами. Нужно ли составлять счета-фактуры?


При отгрузке продукции работнику в счет заработной платы счета-фактуры не составляются аналогично реализации товаров за наличный расчет населению.


Каким образом составлять счета-фактуры на предприятиях газо-, водо-, энергоснабжения и т. п., услуги которых носят длящийся характер и момент оказания услуг которых определить невозможно?


Действительно, услуги, предоставляемые предприятиями указанных отраслей народного хозяйства, характеризуются непрерывностью момента отгрузки. Учитывая такую особенность производственно-хозяйственной деятельности приведенной категории предприятий, по мнению налоговых органов, представляется оправданным составление счета-фактуры один раз в налоговый период (один раз в месяц) одновременно с представлением потребителю соответствующих расчетных документов (счетов, квитанций и пр.).

При этом необходимо соблюдение следующих условий. Во-первых, счета-фактуры должны составляться не реже одного раза в месяц, а во-вторых, соответствующая отметка в книге продаж должна быть сделана в том отчетном периоде, в котором состоялась фактическая реализация услуги.

Изложенный подход Минфина РФ и Госналогслужбы РФ является базисным и используется при составлении счетов-фактур всеми предприятиями аналогичного профиля.


Как оформляется счет-фактура при реализации товаров по установленным тарифам и государственно регулируемым ценам?


При реализации товаров (работ, услуг) по установленным тарифам, государственно регулируемым ценам, например, предприятиями газо-, водо-, энергоснабжения, в графе 5, а счета-фактуры указывается цена, включающая НДС, а в графе 5, б - непосредственно сумма НДС, исчисленная расчетным путем.


Нужно ли оформлять счета-фактуры предприятиям, поставляющим хлебо-булочные изделия несколько раз в сутки, каждый раз при отгрузке указанных изделий в магазины?


Предприятиям, которые в силу специфики своей деятельности осуществляют поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) несколько раз в сутки, предоставляется возможность составлять счета-фактуры не каждый раз при их отгрузке, а не реже одного раза в десять дней. При этом использование такого метода составления счетов-фактур должно быть оправданным и обоснованным. Следует добавить, что данное мнение Госналогслужбы РФ и Минфина РФ в настоящее время официально нигде не зафиксировано.


Предприятие осуществляет отгрузку воды по водосчетчику. Как в таком случае составлять счета-фактуры?


Если объем фактической поставки воды окажется больше объема воды, поставленного по водосчетчику, то продавцом должен быть составлен дополнительный счет-фактура, отражающий реальный размер отгрузки.

В том случае если объем фактической поставки окажется меньше поставки, зафиксированной в водосчетчике, предприятием-продавцом должен быть сделан соответствующий перерасчет с внесением в книгу продаж сторнировочной записи, изменяющей итоговую сумму отгрузки.

Ю. Камфер


Выпуск 6, март 1997 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение