Конституционный суд РФ признал отдельные положения Федерального закона от 05. 02. 97 N 26-ФЗ "О тарифах страховых взносов. .. " противоречащими Конституции РФ (Выпуск 6, март 1998 г.)

Конституционный суд РФ признал отдельные положения Федерального закона
от 05.02.97 N 26-ФЗ "О тарифах страховых взносов..."
противоречащими Конституции РФ


Проблемы расчетов с Пенсионным фондом РФ уже не первый год волнуют плательщиков страховых взносов, будь то предприятия-работодатели, граждане или индивидуальные предприниматели. Каждый раз по мере решения одних вопросов, возникают новые, еще более сложные и неоднозначные.

В особом положении в этой связи находятся частные предприниматели. В документах Пенсионного фонда РФ, на страницах специализированных печатных изданий постоянно обсуждаются вопросы, связанные с формированием предпринимателями налогооблагаемой базы, с необходимостью перечисления предприятиями-работодателями страховых взносов с сумм доходов, выплачиваемых предпринимателям.

Возникновение этих трудностей связано, вероятно, с некоторыми особенностями правового положения индивидуальных предпринимателей как плательщиков страховых взносов. С одной стороны, они самостоятельно перечисляют суммы страховых взносов в ПФ РФ в повышенном по сравнению с установленными для остальных работающих граждан ставками размере, с другой - на предприятия-работодателей возлагается обязанность по уплате страховых взносов с выплат, производимых предпринимателям по договорам гражданско-правового характера так же, как они это делают при выплате заработной платы своим работникам.

Нормативно-правовую базу регулирования порядка уплаты страховых взносов в ПФ РФ составляют Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ, утвержденный Постановлением ВС РФ от 27.12.91 N 2122-1; Инструкция о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФ РФ, утвержденная Постановлением Правления ПФ РФ от 11.11.94 N 258; Федеральный закон от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования".

Особую роль в регламентации взаимоотношений между плательщиками взносов и ПФ РФ играют законы о тарифах страховых взносов.

Необходимо отметить тот факт, что первоначально содержание принимаемых ежеквартально, а впоследствии и ежегодно, законов о тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и другие внебюджетные фонды полностью соответствовало их названию, т.е. закреплялся лишь размер обязательных платежей (например, Закон РФ от 30.03.93 N 4696-1). Однако в последние годы данные законодательные акты регламентируют более широкий круг вопросов, связанных в том числе с порядком уплаты страховых взносов и формированием объекта обложения.

Сегодня рассмотрим положения Федерального закона от 05.02.97 N 26-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" (далее - Закон о тарифах N 26-ФЗ).

Обращаясь к Закону о тарифах N 26-ФЗ, необходимо обратить особое внимание на три существенные момента, отраженные в нормах данного Закона и имеющие непосредственное отношение к сегодняшней теме арбитражной практики.

1. Закон о тарифах N 26-ФЗ подвел черту под многолетними спорами между Пенсионным фондом РФ и предприятиями - плательщиками страховых взносов о необходимости перечисления в ПФ РФ страховых взносов в размере 28% с сумм вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям по договорам гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ (оказание услуг).

Впервые на законодательном уровне было четко определено: да, платить нужно (подп. "а" ст. 1 Закона о тарифах N 26-ФЗ).

В этой связи необходимо отметить, что с принятием Федерального закона от 08.01.98 N 9-ФЗ, устанавливающего страховые тарифы в ПФ РФ на 1998 г., данная норма утратила силу.

2. Для индивидуальных предпринимателей, частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, частных аудиторов, адвокатов (далее - индивидуальные предприниматели) была установлена новая ставка страховых взносов. Если ранее эти лица должны были уплачивать в Пенсионный фонд РФ 5% от полученного ими дохода (см., например, Федеральный закон от 21.12.95 N 207-ФЗ), то с вступлением в силу Закона о тарифах N 26-ФЗ ставка была увеличена до 28%.

3. Закон о тарифах N 26-ФЗ был принят 5 февраля, а введен в действие с 1 января 1997 г. (ст. 5 Закона о тарифах N 26-ФЗ). Таким образом, всем его положениям законодатель придал обратную силу.

Нормы Закона (об увеличении тарифов страховых взносов и обратной силе) вызвали у индивидуальных предпринимателей бурю негодования. Эта категория граждан оказалась в исключительно неблагоприятном положении по отношению ко всем остальным застрахованным лицам. Ведь сумма, перечисляемая ими в Пенсионный фонд РФ, с учетом страховых взносов, которые уплачивали работодатели, увеличилась почти в два раза по сравнению с платежами наемных работников.

В конечном итоге рассматриваемые положения Закона о тарифах N 26-ФЗ стали предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ. Результат их проверки на соответствие нормам Конституции РФ нашел отражение в постановлении Конституционного Суда РФ от 24.02.98 N 7-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" в связи с жалобами граждан и запросами судов.

Положения данного Постановления Конституционного Суда РФ имеют непосредственное практическое значение для плательщиков - индивидуальных предпринимателей и в 1998 г. несмотря на то, что сейчас действует новый Закон о тарифах (Федеральный закон от 08.01.98 N 9-ФЗ). Связано это с тем, что в соответствии со ст. 1 Закона о тарифах N 9-ФЗ нормы, закрепленные в статьях 1 и 5 Закона о тарифах N 26-ФЗ, будут действовать и в текущем году.


* * *


Конституционный Суд РФ в открытом заседании рассмотрел дело о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Закона о тарифах N 26-ФЗ. Поводом к рассмотрению дела явились индивидуальные и коллективные жалобы ряда граждан, а также запросы Федерального арбитражного суда Центрального округа и Советского районного народного суда г. Волгограда.

Постановлением Конституционного Суда РФ положения пунктов "б" и "в" ст. 1 в части установления тарифа страховых взносов для индивидуальных предпринимателей и ст. 5 Закона о тарифах N 26-ФЗ признаны не соответствующими статьям 19 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции РФ.

В обоснование своей позиции Конституционный Суд РФ привел следующие аргументы.

1. "Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ представляют собой установленные законом особые обязательные платежи, являющиеся формой отчуждения денежных средств страхователей и застрахованных на началах безвозвратности и индивидуальной безвозмездности". В связи с этим при определении размера тарифа страховых взносов в ПФ РФ законодатель должен учитывать такие конституционные принципы, как принцип равенства (ст. 19 Конституции РФ) и принцип соразмерности ограничений прав и свобод граждан социально значимым интересам и целям (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Установив в Законе о тарифах N 26-ФЗ для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов и адвокатов тариф страховых взносов в размере 28% заработка, законодатель нарушил названные принципы, поскольку не принял во внимание ни фактическое сходство, ни реальные различия в характере и условиях деятельности этих категорий граждан - плательщиков страховых взносов в сравнении с другими категориями.

При этом, по мнению Конституционного Суда РФ, законодателем не были учтены следующие факты:

а) исходя из буквального смысла Закона о тарифах N 26-ФЗ по договорам гражданско-правового характера о выполнении работ и оказании услуг, заключаемым между работодателем-организацией и индивидуальным предпринимателем, 28% с сумм, идущих на оплату труда, наряду с работодателем-организацией уплачивает и индивидуальный предприниматель. Таким образом, повышение в 1997 г. страховых взносов в отношении указанных категорий плательщиков носит чрезмерный характер и ставит их в худшее положение по сравнению с такими плательщиками взносов, как лица наемного труда. Тем самым нарушаются части 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ, исключающей какую-либо дискриминацию в зависимости от рода труда и занятий;

б) принцип равенства требует также соблюдения соотносимости между тарифами и размерами пенсий. При прочих равных условиях и примерно одинаковых в будущем трудовых пенсиях рассматриваемые категории самозанятых плательщиков уплачивают в ПФ РФ значительно большую часть своего доходы, чем платят наемные работники;

в) чрезмерность страхового тарифа, возложенного на адвокатов и нотариусов, подтверждается и тем, что при его введении не была учтена возложенная на них государством обязанность по выполнению публичных функций, включающих довольно большой объем бесплатной правовой помощи населению.

2. Решение законодателя о придании закону обратной силы не согласуется с принципом, основанным на положениях статей 54 и 57 Конституции РФ, исходя из смысла которых закону, ухудшающему положение граждан, не может придаваться обратная сила. Тем более, что в данном случае были существенно увеличены размеры взносов, фактически не отличающихся по своему характеру от налоговых платежей.


* * *


Прежде чем более подробно анализировать позицию Конституционного Суда РФ по рассматриваемому вопросу, обратимся к правовой природе страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, их месту среди иных обязательных платежей, уплачиваемых гражданами и юридическими лицами.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Конституции РФ одним из принципов, на которых строится наше государство, является его социальная направленность. Иными словами, одной из задач, для решения которых создано и функционирует государство, является обеспечение всем слоям населения достойных условий существования. Формой выражения социального характера государства, в частности, является установление государственной пенсии (п. 2 ст. 7 Конституции РФ). При этом в основе государственного пенсионного обеспечения лежит право граждан на получение трудовой пенсии. Формирование финансовой базы для выплаты трудовой пенсии осуществляется исходя из сумм страховых взносов, перечисляемых страхователями-работодателями и застрахованными гражданами в Пенсионный фонд РФ.

По своей правовой природе страховые платежи в ПФ РФ близки к обязательным налоговым платежам, основанием правого регулирования исчисления и уплаты которых является Закон РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Под налогом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами (ст. 2 Закона РФ "Об основах налоговой системы...").

Страховые взносы в ПФ РФ также устанавливаются законом, уплачиваются в обязательном порядке (ст. 1 Федерального закона от 01.04.96 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования"), за нарушение правил их исчисления и уплаты применяется ответственность, аналогичная ответственности за нарушение налогового законодательства (Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФ РФ, утвержденный Постановлением ВС РФ от 27.12.91 N 2122-1).

Вместе с тем страховым взносам в ПФ РФ присущ ряд особых характеристик, которые позволяют отграничить их от налогов.

Прежде всего, это - целевой характер платежей в ПФ РФ. Страховые взносы, перечисляемые как страхователями, так и застрахованными лицами, используются, главным образом, на выплату государственных пенсий гражданам, а также на финансирование иных мероприятий социального характера, проводимых ПФ РФ (п. 6 Положения о Пенсионном фонде РФ (России), утвержденного Постановлением ВС РФ от 27.12.91).

Однако уплата страховых взносов застрахованными лицами осуществляется не только в обеспечение своих частных интересов, но и для выполнения публичных функций. Иными словами, на уровне ПФ РФ происходит перераспределение средств, поступивших от застрахованных лиц, с учетом интересов тех групп граждан, которые по тем или иным причинам не смогли обеспечить себе финансовую базу для получения государственной пенсии. В итоге поступающие от страхователей и застрахованных лиц денежные средства приобретают обезличенный характер и не гарантируют лицу, их перечислившему, выплату пенсий в соответствующей страховому платежу сумме.

Учитывая вышеизложенное, при установлении конкретных размеров страховых взносов законодателю необходимо иметь в виду как налоговый, так и страховой статус данных финансовых обязательств, соблюдая при этом права граждан, закрепленные в Конституции РФ.

Как было отмечено в резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ, рассматриваемые положения Закона о тарифах N 26-ФЗ противоречат непосредственно частям 1 и 2 ст. 19, частям 2 и 3 ст. 55, ст. 57 Конституции РФ.

В ст. 19 Конституции РФ установлен общий принцип равенства граждан перед законом и судом. Применительно к данной ситуации соблюдение данного положения Конституции РФ означает, что никто не вправе устанавливать какие-либо преимущества одной группы граждан по отношению к другой, в том числе и в зависимости от вида осуществляемой ими деятельности (в данном случае индивидуальное предпринимательство и наемный труд). Однако соблюдение данного принципа вовсе не означает установление для всех плательщиков единого страхового тарифа без учета размера доходов, условий и способов их получения.

Кроме того, принцип равенства должен сочетаться с нормой о соразмерности умаления прав и свобод человека и гражданина (ст. 55 Конституции РФ) тем интересам и целям, ради которых они установлены. Любой обязательный для гражданина платеж в бюджет или во внебюджетные фонды связан с лишением плательщика части полученного им дохода. В связи с этим при установлении размера этого платежа необходимо учитывать, что перечисляемая в ПФ РФ сумма должна, с одной стороны, не наносить плательщику существенного материального урона, а с другой - обеспечивать решение тех задач, для которых он установлен.

Существенным нарушением принципа равенства и справедливости явилось отсутствие соотношения между оспариваемым тарифом и размером пенсии, на которую в будущем смогут претендовать индивидуальные предприниматели. Как уже было отмечено выше, пенсионным законодательством не предусмотрена прямая зависимость между суммой перечисленных в ПФ РФ страховых платежей и трудовой пенсией, получаемой гражданином. Может возникнуть ситуация, когда при примерно равном размере пенсии у наемных работников и предпринимателей последние перечисляют страховые взносы в несоизмеримо большем размере.

Один из важных факторов, с учетом которых должен устанавливаться страховой тариф в ПФ РФ, - это условия, в рамках которых плательщиком был получен налогооблагаемый доход. В частности, Конституционным Судом РФ было обращено особое внимание на выполнение адвокатами и нотариусами публичных функций, возложенных на них законодательством РФ.

Конституцией РФ гарантировано право каждого гражданина на получение квалифицированной юридической помощи, которая может оказываться в случаях, специально определенных в законе, и бесплатно (ст. 48 Конституции РФ).

Так, например, в ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных ВС РФ 11.02.93 N 4462-1, предусмотрено, что льготы для физических и юридических лиц, установленные Федеральным законом от 31.12.95 N 226-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О государственной пошлине", распространяются на этих лиц при совершении нотариальных действий, составлении проектов документов, выдаче копий и выполнении технической работы нотариусами, занимающимися частной практикой. Конкретные категории лиц, имеющих льготы при уплате госпошлины в органах, осуществляющих нотариальные действия, обозначены в п. 5 ст. 5 Закона РФ от 09.12.91 N 2005-1 "О государственной пошлине" (в редакции от 19.07.97).

Аналогичные правила действуют и в отношении оплаты услуг адвокатов. В соответствии со ст. 2 Положения об адвокатуре РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 20.11.80, в ряде случаев юридическая помощь может быть оказана гражданам бесплатно, например, истцам в судах первой инстанции при ведении дел о взыскании алиментов и трудовых дел, о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с работой, и др.

Один из важнейших конституционных принципов налогообложения граждан закреплен в ст. 57 Конституции РФ. Он заключается в невозможности придания обратной силы закону, ухудшающему положение налогоплательщиков. Строго говоря, данное положение Конституции РФ применимо лишь к правилам, касающимся установления налогов, к числу которых страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не относятся.

Однако, как мы уже говорили выше, правовая природа рассматриваемых взносов сближает их с обязательными налоговыми платежами и при их установлении необходимо руководствоваться теми конституционными принципами, которые действуют в отношении налогов.

Поскольку с принятием Закона о тарифах N 26-ФЗ ухудшилось экономическое положение индивидуальных предпринимателей, придание рассматриваемому Закону обратной силы нарушает требования, установленные ст. 57 Конституции РФ.


* * *


На практике для участников рассматриваемых правоотношений важное значение имеет порядок вступления в силу положений Постановления Конституционного Суда РФ.

Постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.98 является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно с момента провозглашения и действует непосредственно (п. 6 резолютивной части Постановления КС РФ). Применительно к оспариваемым нормам Законов о тарифах на 1997 и 1998 гг. настоящее Постановление действует следующим образом.

1. Положения подпунктов "б" и "в" ст. 1 (в части установления для индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и адвокатов тарифа страховых взносов в размере 28%), ст. 5 Закона о тарифах N 26-ФЗ признаны не соответствующими Конституции РФ и соответственно не подлежат применению.

Таким образом, если указанными плательщиками взносов необходимые суммы страховых платежей за 1997 г. не были внесены своевременно, то они в настоящее время не подлежат взысканию. Решения, принятые судами и иными органами на основании данных положений Закона, не подлежат применению (ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ").

2. Положения Закона о тарифах N 9-ФЗ, воспроизводящие признанные неконституционными нормы этого Закона, в течение шести месяцев с момента провозглашения настоящего Постановления будут действовать. По истечении этого срока они не подлежат применению. За этот период Федеральному собранию надлежит внести соответствующие изменения в Закон о тарифах N 9-ФЗ.

В связи с этим в ближайшие шесть месяцев индивидуальные предприниматели, частные нотариусы и адвокаты должны будут уплачивать страховые взносы в ПФ РФ исходя из тарифа 28% от полученного дохода, вплоть до внесения соответствующих изменений в Закон о тарифах на 1998 г. Однако если в указанные в Постановлении КС РФ от 24.02.98 сроки тариф не будет изменен, по окончании срока, установленного Конституционным Судом РФ, ранее действовавшие нормы применяться не будут.


Е. Тимохина

Выпуск 6, март 1998 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.