Вопрос: Надо ли проводить переоценку ценных бумаг (в том числе государственных) в организации, не являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг? (Выпуск АКДИ БП N 28, июль 1998 г.)

Надо ли проводить переоценку ценных бумаг (в том числе государственных) в организации, не являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг?


К государственным облигациям относятся: государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО), облигации федеральных займов (ОФЗ), облигации государственного сберегательного займа РФ (ОГСЗ), облигации внутреннего валютного облигационного займа (ОВВЗ).

Рассмотрим необходимость проведения переоценки отдельно по видам ценных бумаг.


Переоценка ГКО


В Федеральном законе от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" не говорится об обязательности переоценки ценных бумаг, в том числе государственных.

В соответствии с п. 39 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 26 декабря 1994 г. N 170 с последующими изменениями и дополнениями, где заложены единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности для небанковских учреждений, по государственным ценным бумагам разрешается относить разницу между суммой фактических затрат на приобретение и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно (ежемесячно) на финансовые результаты у организации. Однако в данном документе не указывается на обязательность такой дооценки.

Во Временном порядке бухгалтерского учета по операциям с государственными именными краткосрочными бескупонными облигациями в коммерческих банках, утвержденном приказом ЦБ РФ от 6 мая 1993 г. N 02-78, описан порядок переоценки государственных ценных бумаг банками-дилерами и банками, не являющимися дилерами. Однако о необходимости переоценки государственных ценных бумаг небанковскими организациями там не сказано. О периодической переоценке государственных ценных бумаг банками говорится и в разд. 8 Положения об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций, утвержденного приказом Банка России от 15 июня 1995 г. N 02-125 в редакции приказа ЦБ РФ от 3 апреля 1996 г. N 02-79.

Временный порядок бухгалтерского учета по операциям с государственными именными краткосрочными бескупонными облигациями в коммерческих банках не дает практических рекомендаций по переоценке государственных ценных бумаг для небанковских организаций. Можно лишь предположить, что этот порядок аналогичен порядку переоценки государственных ценных бумаг в банках, но с использованием Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина РФ от 1 ноября 1991 г. N 56. Однако обязательная переоценка ГКО в данном документе не предусмотрена.

Поэтому организация-инвестор имеет право выбора: переоценивать или не переоценивать ГКО, что должно найти отражение в учетной политике организации. Для реализации права на владение ГКО согласно Положению об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций необходимо соблюдение следующих условий:

- договор с дилером на обслуживание на ОРЦБ (п. 2.7 Положения),

- наличие уникального регистрационного кода инвестора (п. 2.5 ),

- открытие на имя инвестора счета "депо".

Если учетной политикой организации-инвестора установлена обязательная переоценка ГКО, то следует руководствоваться положениями приказа Банка России N 02-78. То есть в бухгалтерском учете необходимо отражать переоценку ГКО на каждый день совершения операций с ГКО в соответствии с "рыночной ценой" на основании предоставляемых отчетов дилера, а именно:

Д-т сч. 58 К-т сч. 80 - положительная переоценка ГКО,

Д-т сч. 80 К-т сч. 58 - отрицательная переоценка ГКО.

Все ГКО, находящиеся в портфеле инвестора, подвергаются переоценке, даже если инвестор производил операции только с некоторыми выпусками.

Если же учетной политикой организации-инвестора не предусмотрена обязательная переоценка ГКО, то даже при получении отчетов дилера, где указаны сведения о "рыночной" стоимости ценных бумаг, в бухгалтерском учете не следует отражать операции по переоценке ГКО.

Согласно п. 2 "а" совместного Письма ЦБ РФ N 408, Минфина РФ N 10, Госналогслужбы РФ от 4 февраля 1997 г. N ВЕ-6-05/103 "О порядке применения статей 2, 9 и 10 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при совершении операций с государственными ценными бумагами с изменениями доход в виде положительного сальдо от переоценки облигаций подлежит обложению налогом по ставке 15 процентов для облигаций, эмитированных после 21 января 1997 г. Поэтому с точки зрения оптимального налогообложения в общем случае нецелесообразно производить переоценку государственных облигаций.


Переоценка ОФЗ и ОГСЗ


В соответствии с п. 1.2 Временного порядка бухгалтерского учета по операциям коммерческих банков с облигациями Федерального займа, утвержденного приказом ЦБ РФ N 02-124 от 13 июня 1995 г., осуществляется переоценка только основной суммы долга по ОФЗ ("тела" облигации) без учета накопленного купонного дохода. Так же как и при обращении ГКО, при обращении ОФЗ организации-инвесторы вправе в соответствии с положениями учетной политики проводить или не проводить переоценку ОФЗ.

В том же пункте указано, что "при ведении бухгалтерского учета операций с ОФЗ применяются правила по их переоценке, установленные для бухгалтерского учета ГКО". В соответствии с письмом ЦБ РФ N 408, Минфина РФ N 10, Госналогслужбы РФ N ВЕ-6-05/103 от 4 февраля 1997 г. владельцы ГКО (а следовательно, и ОФЗ), осуществляющие и отражающие переоценку ценных бумаг в бухгалтерской отчетности, при определении базы для расчета налога на прибыль на сумму положительного (отрицательного) сальдо от переоценки стоимости отдельных выпусков ГКО (и ОФЗ).

Переоценка ОГСЗ действующими законодательными и нормативными документами не предусмотрена.

Переоценка акций и вложений в иные ценные бумаги других организаций, котирующиеся на бирже или на специальных аукционах, котировка которых регулярно публикуется, производится на основании пункта 3.5 Порядка отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами (утвержденного приказом Минфина РФ от 15 января 1997 г. N 2) при составлении годового бухгалтерского баланса только в случае, если рыночная стоимость ниже их балансовой стоимости. Такая корректировка стоимости ценных бумаг производится на сумму резерва под обесценение вложений в ценные бумаги, созданного за счет финансовых результатов организации, что не уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль


И. Большакова, Л. Арсеньева,

ЗАО "Аудиторская фирма "Скарабей",

тел. 264-95-05.

(Выпуск АКДИ БП N 28, июль 1998 г.)



Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.