Вопрос: Возникает ли объект для исчисления таких налогов, как налог на пользователей автомобильных дорог и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, при возникновении у предприятий суммовых разниц, полученных при реализации услуг, стоимость которых выражена в условных единицах? (Выпуск 17-18, сентябрь 1998 г.)

498. Возникает ли объект для исчисления таких налогов, как налог на пользователей автомобильных дорог и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, при возникновении у предприятий суммовых разниц, полученных при реализации услуг, стоимость которых выражена в условных единицах?


При исчислении налога на пользователей автомобильных дорог следует руководствоваться Инструкцией Госналогслужбы РФ от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды".

Пунктом 16 Инструкции N 30 предусмотрено, что объектом для исчисления этого налога являются выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности. При этом при исчислении налогов предприятиям следует исходить из метода определения выручки, принятого на предприятии для целей налогообложения (см. п. 13 Положения о составе затрат, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552, п. 2 письма Госналогслужбы РФ от 05.01.96 N ПВ-413/3Н "О проверке правильности исчисления организациями налогооблагаемой базы").

При принятии учетной политики предприятия для целей налогообложения "по оплате" выручка должна определяться по мере поступления денежных средств на счета в учреждения банков (либо в кассу предприятия). Однако на счетах бухгалтерского учета операции, выраженные в условных денежных единицах, будут отражаться по курсу иностранной валюты, установленному ЦБ РФ и действующему на день совершения операции в условных денежных единицах. При этом суммовые разницы, возникающие на счетах бухгалтерского учета в результате осуществления расчетов в сумме, определяемой по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единицах, в соответствии с п. 3.9 Инструкции о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности (приложение 2 к приказу Минфина РФ от 12.11.96 N 97) относятся в состав прочих внереализационных доходов предприятия.

Таким образом, согласно п. 24 Инструкции N 30 сумма налога на пользователей автомобильных дорог определяется на основании данных бухгалтерского учета и отчетности. Действующее законодательство не содержит никаких требований, касающихся пересчета выручки, выраженной в условных единицах для целей налогообложения на день поступления средств, как это предусмотрено п. 21.16 Инструкции N 30 в отношении выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной в иностранной валюте, которая должна пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ, действовавшему на день поступления средств на валютный счет (в кассу). Значит суммовые разницы, возникающие в результате реализации услуг при учетной политике "по оплате", стоимость которых выражена в условных денежных единицах, не являются объектом для исчисления налога на пользователей автомобильных дорог.

Что касается учетной политики "по отгрузке", то в этом случае у предприятия также не возникает объекта для исчисления налога на пользователей автомобильных дорог при возникновении суммовых разниц, отражаемых по счету 80 "Прибыли и убытки", поскольку показатель выручки, который в соответствии с п. 24 Инструкции N 30 является объектом для исчисления этого налога, был сформирован и отражен в бухгалтерском учете на счете 46 "Реализация продукции работ, услуг" на дату отгрузки.

Аналогичное мнение по данному вопросу изложено в письме Департамента налоговой политики Минфина РФ от 20.01.98 N 04-05-11/3.

В отношении налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы следует сказать следующее.

Порядок исчисления и взимания этого налога в соответствии с подп. "ч" п. 1 ст. 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" устанавливается представительными органами власти - местными советами народных депутатов. Поэтому для ответа на поставленный вопрос необходимо обратиться непосредственно к документам, регулирующим порядок исчисления этого налога.

В частности, в г. Москве такой налог взимается в соответствии с Инструкцией ГНИ по г. Москве от 31.03.94 N 4 "О порядке исчисления и уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы". Данной Инструкцией не предусмотрено особого порядка налогообложения при возникновении суммовых разниц. Думается, что в этом случает определение объекта налогообложения этим налогом будет осуществляться аналогично налогу на пользователей автомобильных дорог.


М. Бойкова

Выпуск 17-18, сентябрь 1998 г.


Предлагаемый материал содержится в электронной версии Финансово-правового абонемента "Предпринимательская практика: вопрос-ответ".

Начиная с N 7 за 2003 год журнал (финансово-правовой абонемент) "АКДИ Экономика и жизнь" выходит под измененным названием: "Новая бухгалтерия".

Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение