1. Какие налоги уплачивает перепродавец, и включаются ли эти суммы в выставляемый им итоговый счет покупателю? Каким образом это отражается в бухгалтерском учете перепродавца?
2. Должны ли налоговые органы доначислять суммы налогов на реализацию ГСМ и пользователей автомобильных дорог, если налогоплательщик реализует ГСМ по регулируемым ценам?
Управление государственных целевых бюджетных и внебюджетных социальных фондов и доходов от приватизации рассмотрело письмо госналогинспекции по Хабаровскому краю от 06.07.98 N 14-15/9-162 и сообщает следующее.
1. В соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) и инструкцией Госналогслужбы России от 15.05.95 N 30 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды", налог на реализацию горюче-смазочных материалов (автобензина, дизельного топлива, масел, сжатого и сжиженного газов, далее - ГСМ) уплачивают объединения, предприятия, организации и предприниматели независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм, реализующие указанные материалы, в том числе ввозимые на территорию Российской Федерации, в размере 25 процентов от сумм реализации (в денежном исчислении) без налога на добавленную стоимость. При перепродаже ГСМ объединениями, предприятиями, организациями и предпринимателями налог исчисляется по установленной ставке от размера разницы между выручкой от реализации ГСМ (без налога на добавленную стоимость) и стоимостью их приобретения (без налога на добавленную стоимость).
При этом не предусмотрено исчисление налога на сумму, включающую в себя этот налог. Кроме того, законодательством не предусмотрено начисление НДС на сумму, которая бы включала в себя налог на реализацию горюче-смазочных материалов.
Учитывая изложенное, при реализации ГСМ налог выставляется к уплате покупателю отдельно, помимо цены, как и НДС.
В соответствии с пунктом 14 вышеуказанной Инструкции, в журналах, ордерах, ведомостях, машинограммах и других регистрах бухгалтерского учета сумма налога на реализацию ГСМ должна выделяться в отдельную графу на основании расчетных документов. Следовательно, сумма налога выделяется отдельно от цены ГСМ в расчетных и первичных документах.
Что касается налога, уплаченного при приобретении ГСМ продавцу, то при перепродаже ГСМ не предусмотрено включать его в состав затрат действующим Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552. Также не предусмотрено относить уплату сумм налога поставщику за счет собственных средств покупателя ГСМ.
Учитывая изложенное, к уплате покупателю ГСМ перепродавец выставляет не только налог на реализацию горюче-смазочных материалов, начисленный к уплате перепродавцом, но и налог, уплаченный поставщику ГСМ при их приобретении.
Что касается вопросов бухгалтерского учета, то поскольку требуется учитывать налог у перепродавца отдельно от цены товара, то отсутствуют основания требовать учета товара и налога слитно на счете 41 "Товары".
Необходимо также иметь в виду, что налог на реализацию горюче-смазочных материалов является, так же как и НДС, косвенным налогом, поэтому предложено учитывать его, как и НДС, на счете 19 синтетического учета, по отдельному субсчету. Порядок списания налога на реализацию горюче-смазочных материалов с указанного счета отличается от НДС, поскольку для налога на реализацию ГСМ не предусмотрен механизм возмещения сумм налога по оплаченным и оприходованным товарно-материальным ценностям. Требование учета сумм налога при приобретении ГСМ на счете 41 не является правильным также и потому, что в этом случае на входную сумму косвенного налога, которая затем будет переложена на следующего покупателя ГСМ, необходимо будет начислять налог на имущество.
Вместе с тем если все же перепродавец учитывал налог не на счете 19, а на счете 41, то нарушением это не является, и внесение изменений в бухгалтерский учет за предыдущие периоды не обязательно.
2. Что касается вопроса о реализации ГСМ по регулируемым ценам, то необходимо учитывать, что для конкретного предприятия ценой, сложившейся для данного предприятия в регионе на момент реализации ГСМ при совершении сделки, является цена, установленная для этого предприятия органами государственной власти в определенный период времени.
Учитывая обязательный характер актов государственного регулирования цен, а также положения части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации, у налоговых органов отсутствуют основания при государственном регулировании доначислять сумму налога на реализацию ГСМ и налога на пользователей автомобильных дорог за счет собственных средств налогоплательщика, руководствуясь пунктами 2 и 17 вышеуказанной Инструкции.
Начальник Управления, государственный советник
налоговой службы II ранга | Л.В.Милославская |
"Российский налоговый курьер", N 1, октябрь 1998 г.
15.07.98. N 07-2-06/1/812
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99
www.rnk.ru