Землепользование и земельные платежи
(Продолжение. Начало см. в N 19, 20, 21)
Торги признаются несостоявшимися в следующих случаях:
если было менее двух участников по каждому выставленному предмету торгов;
ни один из участников аукциона после троекратного объявления начальной цены не поднял билет;
ни один из участников конкурса, по решению комиссии, не внес предложения, соответствующие условиям конкурса, или не признан победителем;
победитель торгов уклонился от подписания протокола о результатах торгов, договора купли-продажи (аренды) или договора о залоге земельного участка.
По согласованию с продавцом организатор в случае признания торгов несостоявшимися вправе объявить повторное их проведение, изменив при этом условия.
В соответствии с установленными сроками и условиями оплаты победитель торгов производит платежи за приобретаемый земельный участок или право его аренды единовременно или в рассрочку в соответствии с графиком платежей. Сумма внесенного задатка засчитывается победителю торгов в счет платежей за приобретаемый земельный участок или право его аренды.
Договор купли-продажи земельного участка или его аренды заключается между продавцом и победителем торгов в срок не позднее 20 дней с момента оформления протокола о результатах торгов.
Если по итогам торгов оплата производится единовременно, то государственная регистрация перехода прав на земельный участок осуществляется после полного внесения платежа. Если по итогам торгов оплата производится по графику платежей на долгосрочной основе, то с победителем торгов одновременно с заключением договора купли-продажи заключается договор о залоге этого земельного участка на срок до полного внесения платежей. Государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок и договора о залоге осуществляется одновременно.
Задатки, внесенные участниками торгов, не признанными победителями, возвращаются после утверждения протокола о результатах торгов.
Не подлежат продаже находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, оборот которых не допускается законодательством Российской Федерации.
В тех случаях, когда на земельном участке находится принадлежащее продавцу недвижимое имущество и при продаже земельного участка не происходит передачи в собственность покупателю этой недвижимости, за продавцом сохраняется право пользования той частью земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. На практике иногда довольно трудно бывает установить, сколько же земли необходимо для эксплуатации такой недвижимости, так как СНиПы не содержат таких сведений и в каждом случае приходится решать вопрос индивидуально.
Штрафы
Контроль за использованием земель имеют право осуществлять органы:
Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству;
Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации;
Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства;
Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.
Органы Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству налагают штрафы за:
самовольное занятие земельных участков;
нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;
использование земельных участков не по целевому назначению и способами, приводящими к порче земель;
систематическое невнесение платежей за землю;
захламление земель, порчу и уничтожение плодородного слоя;
нарушение сроков возврата временно занимаемых земель, невыполнение обязанностей по приведению временно занимаемых земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
строительство и эксплуатацию без соответствующих согласований и разрешений объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
искажение сведений о состоянии и использовании земель;
сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда;
уничтожение межевых знаков.
Органы Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации налагают штрафы за:
самовольное занятие земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного и рекреационного назначения;
захламление земель;
загрязнение земель химическими (токсичными) и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами;
порчу и уничтожение плодородного слоя почвы, нерациональное использование сельскохозяйственных земель, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв;
невыполнение обязанностей по приведению временно занимаемых земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;
строительство и эксплуатацию без соответствующих согласований и разрешений объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
самовольное занятие земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного и рекреационного назначения.
Органы Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства налагают штрафы за:
самовольное занятие земельных участков;
самовольное строительство;
использование земельных участков не по целевому назначению, нарушение утвержденной градостроительной документации при отводе земель;
строительство и эксплуатацию без соответствующих согласований и разрешений объектов, отрицательно влияющих на состояние земель.
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации налагают штрафы за:
самовольное строительство в случае нарушения санитарно-эпидемиологических правил и норм по охране почв;
строительство и эксплуатацию без соответствующих согласований и разрешений объектов, отрицательно влияющих на состояние земель;
загрязнение земель химическими (токсичными) и радиоактивными веществами, заражение возбудителями бактериальных, паразитарных и инфекционных заболеваний.
Под самовольным занятием понимают пользование земельным участком без оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли.
Органами, осуществляющими контроль, как самовольное занятие может быть расценено пользование земельным участком до принятия органом исполнительной власти решения о предоставлении, продаже земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю, выделе земельного участка; до заключения договора купли-продажи; получения и регистрации в установленном порядке документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды земли; установления границ участка на местности, если иное не предусмотрено федеральным законодательством или нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Под захламлением земель понимается размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов; под загрязнением - ухудшение в результате антропогенной деятельности качества земель, характеризующееся увеличением количества химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями; под нерациональным использованием сельскохозяйственных земель - экономически малоэффективное и экологически необоснованное использование земельных ресурсов, приводящее к снижению плодородия почв и ухудшению состояния окружающей природной среды.
При выявлении нерационально используемых земельных участков, при использовании их не по целевому назначению, а также способами, приводящими к порче земель, должностное лицо органа, осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель, делает предупреждение с установлением трехмесячного срока для устранения нарушения. В случае его неустранения составляется протокол о нарушении земельного законодательства, один экземпляр которого в трехдневный срок направляется в комиссию органа, осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель.
В протоколе указываются дата и место его составления; должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о личности нарушителя, существе правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное нарушение; приводятся объяснения нарушителя.
Протокол подписывают лицо, составившее его, и лицо, совершившее правонарушение. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в нем делается запись об этом.
Лицо, совершившее правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы отказа от его подписания.
В пятнадцатидневный срок со дня получения протокола о нарушении земельного законодательства комиссией органа, осуществляющего контроль за использованием и охраной земель, должно быть рассмотрено дело о нарушении земельного законодательства. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, свидетель, эксперт и другие лица на заседание комиссии вызываются повесткой, а в необходимых случаях телефонограммой или телеграммой.
В соответствии со ст. 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях дело может быть рассмотрено и в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, если известно о своевременном его извещении и если от него не поступило ходатайство о том, чтобы рассмотрение дела было отложено. Привод как мера обеспечения явки по делам о нарушениях земельного законодательства не предусмотрен.
При рассмотрении дела о нарушениях земельного законодательства ведется протокол заседания. В нем указываются дата и место заседания; состав комиссии; содержание рассматриваемого дела; сведения о явке лиц, участвующих в деле, их ходатайства, объяснения и результаты рассмотрения ходатайств, документы и вещественные доказательства, используемые при рассмотрении дела; сведения об оглашении принятого постановления и разъяснение порядка и сроков его обжалования.
Протокол заседания комиссии подписывают председательствующий в заседании и секретарь. По окончании заседания по делу выносится постановление о наложении административного взыскания или о прекращении дела производством.
Постановление должно содержать наименование комиссии, вынесшей постановление; дату рассмотрения дела; сведения о нарушителе; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; принятое по делу решение, размер, срок и порядок уплаты штрафа.
Комиссия вправе рассматривать дела при наличии двух третей состава комиссии, но не менее трех человек. Постановление принимается простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании, и объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, регистрируется в специальной книге и в течение трех дней его копия вручается под расписку или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. Если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая запись в деле.
Штраф может быть наложен не позднее двух месяцев со дня обнаружения правонарушения, при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения. При наложении штрафа учитываются характер правонарушения; личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось штрафу.
Постановление о наложении штрафа должно содержать:
наименование органа, вынесшего постановление;
состав комиссии;
дату рассмотрения;
сведения о лице, на которое накладывается штраф;
изложение установленных обстоятельств;
указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность;
размер штрафа.
Постановление комиссии может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в течение 10 дней со дня вынесения постановления в вышестоящий по подчиненности орган, осуществляющий государственный контроль за использованием и охраной земель (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) народный суд, решение которого является окончательным.
Вышестоящий по подчиненности орган, осуществляющий госконтроль за использованием и охраной земель, рассматривает жалобу в десятидневный срок со дня ее поступления и принимает одно из следующих решений:
оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;
отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение;
отменяет постановление и прекращает дело;
изменяет меру взыскания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за правонарушение, однако так, чтобы взыскание не было усилено.
Штраф должен быть уплачен не позднее пятнадцати дней со дня вручения постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования - не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения. В случае неуплаты штрафа в срок постановление о наложении штрафа направляется для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из заработной платы. Не подлежит выполнению постановление о наложении штрафа, если оно не было обращено к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения.
Возбуждение уголовного дела об ответственности за самовольный захват участка земли, причинивший значительный ущерб его владельцу или собственнику, может быть произведено только органами дознания, предварительного следствия или судом исходя из конкретных обстоятельств, установленных по делу.
О.Л. Скрябина, к.э.н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71
http://fingazeta.ru/