Землепользование и земельные платежи
Одним из местных налогов, установленных Законом Российской Федерации от 27.12.91 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", является земельный налог. Однако платежи за право пользования землей более многообразны, чем это кажется на первый взгляд, так как землепользователю приходится обращаться не только в налоговую инспекцию, но и в земельные комитеты, комитеты по управлению имуществом и другие органы.
Основным законодательным актом, регулирующим вопросы платы за землю, является Закон Российской Федерации от 11.10.91 г. N 1738-1 "О плате за землю". Кроме того, Госналогслужба России выпустила инструкцию от 17.04.95 г. N 29 (ред. от 12.11.98 г.) "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю", существуют также инструкции и методические указания Роскомзема.
Право собственности или пользования
В соответствии с Земельным кодексом РСФСР, утвержденным 25.04.91 г. N 1103-1 (ред. от 24.12.93 г. N 2287), в Российской Федерации ведется государственный земельный кадастр, содержащий сведения о правовом режиме земель, о собственниках, землепользователях и арендаторах, категориях и ценности земель. Цели ведения земельного кадастра - обеспечение рационального использования и охраны земель, защита прав собственников, землепользователей и арендаторов и создание основы для определения цены земли, земельного налога или арендной платы.
Учет количества и качества земель ведется по фактическому состоянию и использованию. Учету подлежат все категории земель. При ведении учета земель устанавливается степень их ценности, выделяются нерационально используемые, нарушенные, малопродуктивные, деградированные и загрязненные опасными веществами земли.
Свидетельство на право пользования или собственности на землю (государственный акт, договор аренды) выдается гражданам и юридическим лицам при первичном предоставлении земельного участка на основании решения местной администрации, а при купле-продаже земельных участков - на основании договора купли-продажи (купчей), а также иных документов, подтверждающих переход права собственности на землю. Свидетельство выдается сельскохозяйственным предприятиям, которым земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности.
Если по земельному участку проходят линии электропередачи и связи, газопровод, нефтепровод, водопровод, кабельная линия, дорога и др., то земельный участок обременяется правами иных физических и юридических лиц. В свидетельстве должны быть приведены их конкретные права по использованию обремененной части земельного участка (право ремонтных и земляных работ, проезда и т.п.).
Под утратой документа о праве на землю понимается его полное или частичное физическое уничтожение или такое состояние (ветхость, уничтожение записей, реквизитов, печатей, подписей, буквенных и цифровых обозначений и пр.), которое препятствует использованию такого документа по его прямому предназначению или делает его использование невозможным. В случае утраты документов на право собственности на земельный участок лицу, утратившему его, выдается новый документ аналогичной формы.
При выдаче новых документов взамен утраченных, подтверждающих права граждан на землю, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству обязаны проверить факт получения лицом земельного участка на основании документов, имеющихся в комитете или дополнительно предоставленных заинтересованным лицом. К таким документам относятся вторые экземпляры ранее выданных документов о правах на землю (госакты, свидетельства, в том числе и временные), постановления органов государственной власти или органов местного самоуправления (в том числе Советов народных депутатов и их исполкомов), документы о наследовании, договоры и другие документы, однозначно и достоверно подтверждающие право на земельный участок.
Новые документы, удостоверяющие право на землю, составляются в двух экземплярах, один из которых остается в комитете по земельным ресурсам и землеустройству, а другой выдается обратившемуся лицу. На всех экземплярах вновь выдаваемых документов о правах на земельные участки проставляется штамп или производится запись "взамен утраченного", которая заверяется подписью председателя комитета и печатью, и указывается дата его выдачи.
Во всех журналах, регистрационных книгах и других документах, ведущихся в комитетах по земельным ресурсам и землеустройству, в которых отражаются движение документов о правах на землю и движение земельных участков, делается запись о выдаче нового документа. С момента ее совершения все действия должны производиться с вновь выданными документами.
На втором экземпляре документа о правах на землю, который послужил подтверждением и основой для выдачи дубликата, делается отметка о его недействительности и утрате им законной силы. Он хранится в комитете или в его архиве.
За выдачу документов о правах на землю взамен утраченных комитетами по земельным ресурсам и землеустройству может взиматься плата в размере, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случаях принятия органами местной администрации решений о взимании платы за выдачу документов, удостоверяющих право на землю, в стоимость включаются только затраты на изготовление бланков, их доставку и оплата труда по оформлению и регистрации свидетельств.
Если для выдачи свидетельств необходимо провести полевые работы по уточнению границ земельных участков (при наличии споров или отсутствии документов, удостоверяющих право пользования земельным участком), их фактическая стоимость оплачивается гражданами и юридическими лицами на основании договора о проведении данных полевых и камеральных работ.
Согласно ст.9 Конституции Российской Федерации земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Частная собственность на землю признается лишь для земельных участков с целевым использованием:
под индивидуальным жилищным строительством;
под крестьянским (фермерским) хозяйством;
под личным подсобным, садоводческим хозяйством;
под приватизированными предприятиями.
Закон Российской Федерации от 28.08.95 г. N 154-ФЗ (ред. от 17.03.97 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет, что муниципальной собственностью являются земли, находящиеся на территории муниципального образования. Согласно ст.214 Гражданского кодекса Российской Федерации "земли ..., не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью". Таким образом, если в отношении конкретного земельного участка отсутствуют какие-либо доказательства принадлежности его к собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, то предполагается, что это объекты государственной собственности.
Согласно части 3 ст.209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей в той мере, в какой их оборот допускается Законом, должны осуществляться свободно, если это не наносит ущерба окружающей природной среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Кроме того, на территории субъектов Российской Федерации могут действовать нормативные акты, определяющие особенности оформления землепользования. Например, на территории Московской области действуют:
постановление вице-главы администрации Московской области от 8.11.95 г. N 220-ПВГ "О фонде земель областного значения", которое устанавливает, что администрации вправе распоряжаться земельными участками, включенными в состав фонда земель областного значения, находящимися в границах территорий соответствующей администрации, кроме земельных участков: расположенных вне границ населенных пунктов на территории ЛПЗП; предоставляемых под объекты, имеющие федеральное и межрегиональное значение, для строительства и расширения предприятий, находящихся в собственности области; предоставляемых из земель Министерства обороны РФ, и ряд других (таким образом, на эти земли должен выдаваться госакт на пользование, а не заключаться договор аренды, и пользователь уплачивает налог);
постановление главы администрации Московской области от 18.08.94 г. N 190 "Об упорядочении предоставления земельных участков юридическим лицам на территории Московской области", которое обязывает глав местных администраций предоставлять предприятиям, учреждениям и организациям, находящимся в государственной или муниципальной собственности, земельные участки в пользование. Остальным же пользователям рекомендуется передавать участки в аренду;
постановление Правительства Московской области от 9.01.96 г. N 2/1 "Об аренде земли под приватизированными предприятиями", которое дает право сдавать в аренду с правом приобретения в собственность земельные участки, занимаемые приватизированными предприятиями и объектами недвижимости, ранее находившимися в федеральной собственности и собственности Московской области, а также юридическим и физическим лицам, являющимся арендаторами прочно связанного с ними иного недвижимого федерального имущества и имущества Московской области. Арендная плата в этом случае зависит от действующей ставки земельного налога, площади участка, коэффициента застроенности участка, категории землепользователя и экологической безопасности предприятия.
Законом Московской области от 29.05.96 г. N 9/92 "О распоряжении земельными участками, находящимися в государственной собственности и используемыми для ведения предпринимательской деятельности" установлено, что глава администрации до принятия соответствующих законов определяет порядок продажи земельных участков, устанавливает нормативную цену участка, которая не может быть меньше 150-кратной ставки налога на землю, определяет порядок сдачи в аренду земельных участков. Коммерческим организациям участки должны предоставляться в аренду.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 27.10.93 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве совместной или общей долевой собственности, выдается свидетельство на право собственности с указанием принадлежащих им земельных паев без выделения земли в натуре. Право выделения земельной доли в натуре существует только в установленных этим же Указом случаях: для ведения фермерского (крестьянского) хозяйства, сдачи в аренду или залог, при обмене земельного пая на имущественный, передаче по наследству и других.
Земельная доля
Собственник земельной доли имеет право сдать ее в краткосрочную аренду для целей сельскохозяйственного производства. В этом случае арендодатель и арендатор заключают договор аренды земельной доли, подлежащий регистрации в установленном порядке или заверению у нотариуса. В качестве арендодателя может выступать отдельный собственник или группа собственников земельных долей. В последнем случае заключается многосторонний договор. К договору аренды прилагается план арендуемого земельного участка. В случае заключения одного договора аренды земельных долей от нескольких арендодателей он должен содержать список арендодателей, в котором указываются фамилии, имена, отчества арендодателей, серия, номер и дата выдачи свидетельства на право собственности на землю, площадь доли в гектарах с качественной оценкой земли. Правильность внесения в список указанных записей удостоверяется подписью каждого арендодателя. Договор аренды заключается на срок не менее трех лет и по истечении указанного в нем срока по договоренности сторон может быть заключен на новый срок. О своем согласии или об отказе заключить договор на новый срок стороны в письменной форме уведомляют друг друга не менее чем за 3 месяца до истечения срока действия ранее заключенного договора. Срок аренды земельной доли и условия оплаты определяются договором. В счет арендной платы арендодатель может получить деньги, продукцию или услуги, либо арендная плата может быть определена в виде доли от реально произведенной сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении или в натуре.
Арендатор может использовать арендуемый земельный участок только для сельскохозяйственного производства и не имеет права его продавать, закладывать или отчуждать каким-либо другим образом, если иное не предусмотрено законом или договором аренды. У сельскохозяйственных коммерческих организаций продукция и услуги, передаваемые арендодателям в счет арендной платы, могут относиться на затраты.
При купле-продаже земельной доли предварительно соответствующего участка в натуре не выделяется. Продавец и покупатель заключают договор купли-продажи земельной доли, который нотариально удостоверяется и регистрируется в соответствии с действующим законодательством. Оплата за земельную долю может производиться в установленном порядке единовременно или в рассрочку. С момента регистрации договора купли-продажи, если иное не предусмотрено действующим законодательством или этим договором, земельная доля переходит в собственность покупателя независимо от того, какая форма оплаты (единовременная или в рассрочку) предусмотрена договором. При совершении сделок, связанных с отчуждением земельных долей, следует исходить из того, что суммарная площадь земельных участков, переходящих в собственность одного физического или юридического лица (в расчете на одного работающего), не должна превышать установленных предельных размеров земельных участков, предоставляемых для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
При обмене земельной доли на имущественный пай для оформления сделки могут применяться правила договора купли-продажи земельной доли.
Земельная доля или право пользования ею на срок не более трех лет может быть вкладом в уставный капитал сельскохозяйственных коммерческих организаций. Внесение земельной доли или права пользования ею в уставный капитал осуществляется на основании учредительных договоров, если иное не установлено законом. В случае внесения в уставный капитал права пользования земельной долей учредительный договор должен содержать условия осуществления этого права. Оценка права пользования земельной долей в рублях устанавливается соглашением участников. Указанная оценка учитывается при расчете доли участия в уставном капитале этой организации наряду с имущественными и другими вкладами. Если сельскохозяйственная коммерческая организация вносит земельную долю в уставный капитал, то ей выдаются свидетельство на право собственности на этот земельный участок и план этого участка. Свидетельство на право собственности на земельную долю лица, внесшего свою долю, теряет юридическую силу.
Налоговые и иные платежи за земельный участок, находящийся в общей собственности, вносят его собственники, если иное не предусмотрено учредительным договором сельскохозяйственной коммерческой организации.
Невостребованными признаются земельные доли, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства о праве собственности на земельные доли либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями. Налоговые и другие обязательные платежи в бюджет за невостребованные земельные доли вносят сельскохозяйственные коммерческие организации, пользующиеся этими долями.
Для пополнения фонда перераспределения земель и передачи (продажи) юридическим лицам и гражданам Российской Федерации для производства сельскохозяйственной продукции органы местного самоуправления могут проводить выкуп земельных долей у их собственников в соответствии с нормами, определенными Гражданским кодексом Российской Федерации. Сделка по выкупу (купле-продаже) земельной доли осуществляется ее собственником, выступающим в роли продавца, и покупателем - уполномоченным лицом органа местного самоуправления, на территории которого находится земельная доля.
Сделки совершаются в письменной форме путем составления договора. Договор подлежит нотариальному удостоверению и регистрации в местном комитете по земельным ресурсам и землеустройству. Цена выкупа (купли-продажи) земельной доли и условия оплаты определяются между продавцом и покупателем по договоренности. Основой для торга может служить действующая нормативная цена на земли сельскохозяйственного назначения. Во избежание нарушений прав граждан органы местного самоуправления определяют базовые нормативы выкупных цен для земель разного качества, местоположения, а также условия оплаты, в том числе с рассрочкой, и публикуют их в средствах массовой информации. Выкуп (продажа) земельной доли осуществляется после выделения ее на местности с проведением необходимых землеустроительных работ.
Собственник земельной доли, изъявивший желание продать ее, обращается с заявлением в орган местного самоуправления, на территории которого находится долевое землепользование, и представляет свидетельство о собственности на земельную долю и заявление о ее продаже. Администрация района в двухнедельный срок рассматривает заявление и принимает решение о выкупе или отказе в приобретении и уведомляет продавца о принятом решении. При согласии сторон заключается предварительное соглашение о цене сделки. Продавец представляет собственникам земельных долей, комитету по земельным ресурсам и землеустройству копии решения органа местного самоуправления о выкупе доли и соглашения о цене сделки с просьбой об определении местоположения земельного участка в счет земельной доли. Соглашение о местоположении земельного участка является основанием для проведения землеустроительных мероприятий по выделению его на местности с составлением плана участка.
В договоре о выкупе земельной доли должны быть указаны:
наименование и адреса сторон;
место и дата заключения сделки;
предмет договора с указанием данных о свидетельстве на долю, кадастрового номера участка, его местоположения и площади, состава угодий, качественной характеристики земель, цели использования, сервитутов и ограничений по использованию;
цены договора: цены земельного участка, условия и порядок расчетов или порядок уплаты в рассрочку с указанием срока и процентов по выплатам, иные формы оплаты;
обязательства и ответственность сторон;
особые условия, например обязательства продавца по компенсациям остальным собственникам долей, совместные затраты и т.д.;
заключительные положения: условия вступления договора в силу, количество экземпляров и другие документы, прилагаемые к договору;
подписи сторон и дата подписания;
отметки о нотариальном удостоверении и регистрации сделки.
Свидетельство на долю аннулируется комитетом по земельным ресурсам и землеустройству, выдавшим его. Выкупленный земельный участок зачисляется в фонд перераспределения земель органа муниципальной власти для передачи в пользование, аренду или продажи юридическим лицам и гражданам с целью производства сельскохозяйственной продукции.
Все землепользователи независимо от вида собственности на землю обязаны вносить земельные платежи.
Закон Российской Федерации "О плате за землю" устанавливает основные формы платежей:
земельный налог;
арендная плата;
нормативная цена земли.
Земельный налог
Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу площади в год. Первоначальные ставки земельного налога определялись Законом "О плате за землю". Ежегодно ставки земельного налога изменялись:
Законом Российской Федерации от 17.07.92 г. N 3331-1 "О бюджетной системе Российской Федерации на 1992 год" были повышены в 2 раза;
Законом Российской Федерации от 14.05.93 г. N 4966-1 "О республиканском бюджете Российской Федерации на 1993 год" повышены в 7 раз;
Федеральным законом от 9.08.94 г. N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю" утверждены новые средние размеры земельного налога с 1 га пашни и доли централизации налога и арендной платы в бюджет и в 50 раз увеличены средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах, а также пересмотрены льготы по плате за землю;
согласно Закону Российской Федерации от 1.07.94 г. N 9-ФЗ "О федеральном бюджете на 1994 год" ставки налога за земли сельскохозяйственного назначения применяются с коэффициентом 50;
постановлением Правительства Российской Федерации от 7.06.95 г. N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году" установлено, что в 1995 г. ставки земельного налога, действовавшие в 1994 г., применяются с коэффициентом 2 для земель городов и поселков и с коэффициентом 1,5 - за земли сельскохозяйственного назначения;
постановление Правительства Российской Федерации от 3.04.96 г. N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году" обязало в 1996 г. повысить ставки земельного налога по землям всех категорий в 1,5 раза;
Закон Российской Федерации от 26.02.97 г. N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" повысил ставки земельного налога в 2 раза по отношению к ставкам, действовавшим в 1996 г.;
согласно Указу Президента Российской Федерации от 28.10.98 г. N 1310 "О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 1998 г. N 854 "Об индексации ставок земельного налога" в 1998 г. ставки земельного налога применялись на уровне 1997 г.;
Закон Российской Федерации от 29.12.98 г. N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" установил 2-кратный повышающий коэффициент к ставкам земельного налога за неиспользование или использование не по целевому назначению земельных участков;
в соответствии с Федеральным законом от 22.02.99 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1998 г., применяются в 1999 г. для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и пастьбы скота, с коэффициентом 2.
Налогооблагаемой базой является площадь используемого участка, подтвержденная соответствующим документом - договором аренды, государственным актом или земельной декларацией. В том случае, если участок находится в раздельном пользовании нескольких юридических или физических лиц, сумма налога исчисляется и уплачивается ими отдельно пропорционально площади занимаемого земельного участка. За участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому собственнику соразмерно площади строения, находящегося в раздельном пользование. За земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в общей собственности юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется каждому собственнику соразмерно доле на строения. Если землепользователь осуществляет свою деятельность на участках, для которых установлены различные ставки налога, налог исчисляется по каждому участку отдельно.
В соответствии с Земельным кодексом РСФСР от 25.04.91 г. N 1103-1 можно выделить следующие основные категории земель, на которые предусмотрены отдельные ставки налога:
земли сельскохозяйственного назначения, где выделяют следующие группы: земли граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство; земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота; земли колхозов, сельскохозяйственных кооперативов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций;
земли населенных пунктов, где выделяют земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков и сельских населенных пунктов; земельные участки для жилищного, дачного, кооперативного строительства, предпринимательской деятельности;
земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иного назначения;
земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса.
Внутри отдельных групп земель также могут быть предусмотрены классы земель, для которых установлены отдельные ставки налога в зависимости от их ценности. К примеру, земли сельскохозяйственного назначения могут быть классифицированы в зависимости от состава угодий, их качества и местоположения (т.е. вид угодий - пашня, сенокос, пастбище; группы почв и т.д.); налоговые ставки, применяемые в городах, могут быть установлены отдельно для участков, занимаемых торговыми предприятиями, АЗС, индивидуальными и кооперативными гаражами, учреждениями и предприятиями иностранных юридических лиц, учреждениями социально-культурной сферы, садово-огородными товариществами, дачами и т.д. Кроме того, в крупных городах практикуется зонирование налоговых ставок, когда территория города разделяется на оценочные зоны и в каждой зоне действует своя ставка налога.
Учет плательщиков земельного налога производится на основании списков, ведущихся районными, городскими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству в границах земель, переданных в ведение соответствующего сельского, поселкового, городского и районного органа местного самоуправления по категориям земель и плательщикам, установленных в соответствии со ст.12, 13, 14 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и иными нормативными актами.
Первичные списки составляются по состоянию на 1 января текущего года по землям, переданным в ведение органа местного самоуправления, и передаются государственным налоговым инспекциям. Для удобства составления и использования первичный список может составляться по отдельным населенным пунктам, садоводческим, животноводческим, гаражным, дачным и иным кооперативам и товариществам.
По землям, переданным в ведение районного (городского) органа местного самоуправления, первичные списки могут составляться по населенному пункту, являющемуся районным центром, и отдельно по землям вне населенного пункта, находящимся в ведении районного (городского) органа местного самоуправления. Кроме того, составляют списки изменений плательщиков по результатам купли-продажи, дарения, мены, наследования, внесения в уставные фонды и других сделок с земельными участками за соответствующий месяц текущего года и передают государственным налоговым инспекциям до 10 числа следующего месяца.
В том случае, если собственником, пользователем, владельцем земельного участка является физическое лицо, изменение им фамилии или паспортных данных учитывается районным, городским комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по заявлению этого физического лица.
Перед проведением учета инспектор налогового органа должен ежегодно сверять записи в книге учета за предшествующий год с материалами, используемыми для проведения налогового учета в текущем году, и вносить в эту книгу все происшедшие изменения в составе объектов налогообложения и их владельцев, в праве на налоговые льготы.
Учет площадей земельных участков, предоставленных гражданам, проводится на основании данных:
бюро технической инвентаризации, районных и городских комитетов по земельным ресурсам и землеустройству о размерах земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, коллективного и индивидуального садоводства, огородничества и животноводства, для индивидуального жилищного, дачного, гаражного строительства в границах городов, рабочих, курортных и дачных поселков;
управлений по градостроительству и архитектуре городов о выделении земельных участков для указанного строительства;
сельских органов местного самоуправления о размерах земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, для индивидуального жилищного, дачного и гаражного строительства в границах сельских населенных пунктов и в сельской местности;
предприятий, учреждений и организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, водного, рыбного, охотничьего хозяйства о размерах служебных наделов, предоставленных отдельным категориям работников этих отраслей и ведомств на период их работы в указанных организациях;
колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий о размерах земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального огородничества и садоводства, сенокошения и выпаса скота за счет земель, находящихся в пользовании этих юридических лиц.
Учет плательщиков и исчисление земельного налога осуществляются на основании документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.
До выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения или пользования земельным участком, по согласованию с соответствующими комитетами по земельным ресурсам и землеустройству используются ранее выданные государственными органами документы, удостоверяющие это право.
Учет плательщиков земельного налога проводится ежегодно на 1 июня.
Земельный налог исчисляется налоговыми инспекциями по месту нахождения земельного участка.
Утвержденным Роскомземом Порядком ведения списка плательщиков земельного налога (письмо Роскомзема от 24.10.95 г. N 5-16/2066) рекомендовано местным комитетам вести списки плательщиков налога по землям, переданным в ведение соответствующего органа местного самоуправления. Если следовать положениям ст.6 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", то муниципальные образования, а следовательно, и земельные комитеты, расположенные на территории этих муниципальных образований, могут осуществлять контроль за использованием земель только на территории своего муниципального образования. Таким образом, земли, находящиеся в государственной собственности и расположенные на территории субъекта Федерации, но за границами муниципального образования, могут быть не включены в список плательщиков земельного налога.
Законом "О плате за землю" установлен большой перечень льготных категорий землепользователей, освобожденных от налога. Однако налоговые инспекции могут по-разному трактовать те или иные положения нормативных документов. Поэтому мало иметь соответствующие доказательства принадлежности предприятия к той или иной отрасли народного хозяйства (например, справку Госкомстата России о присвоении идентификационных кодов), нужно вести и соответствующий учет. Более того, внесение изменений или дополнений в перечень налоговых льгот может позволить налоговым инспекциям трактовать первоначальные положения Закона совершенно иным образом. К сожалению, все возникшие таким образом споры могут быть урегулированы только арбитражным судом.
Следует учитывать, что льготы, установленные Законом "О плате за землю", распространяются только на земельный налог. В ряде городов, в том числе в Москве, обязательным является заключение договоров аренды на пользование земельными участками. В этом случае право на льготу теряется. Кроме того, размер арендной платы фактически ничем не ограничивается, и это дает право администрации или правительству субъекта Федерации устанавливать сколь угодно большие ставки платы за пользование земельным участком.
О.Л.Скрябина, к.э.н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71
http://fingazeta.ru/