Проблемы собираемости налогов в регионе-доноре (А.В.Ефимов, "Российский налоговый курьер", 3, март 2000 г.)

Проблемы собираемости налогов в регионе-доноре


Ханты-Мансийский автономный округ расположен в центральной части Западно-Сибирской равнины и занимает площадь 534,8 кв.км. На территории округа находится 8 районов, 10 городов. Административный центр - г.Ханты-Мансийск.

Основные отрасли промышленности округа: нефтегазодобывающая, электроэнергетическая, газоперерабатывающая, лесозаготовительная и деревообрабатывающая.

Топливная промышленность является базовой отраслью региона. Доля ТЭК в общем объеме промышленной продукции в 1998 г. составила 84%. В 1998 г. нефтегазодобывающими предприятиями округа добыто 54,5% общего объема нефти, добытой в России. Основными производителями нефти в округе являются предприятия, входящие в состав крупнейших нефтяных компаний мира: НК "ЛУКойл", НК "Сургутнефтегаз", НК "ЮКОС", НК "Сиданко", Тюменская нефтяная компания, НК "Славнефть".

Истекший год можно оценивать как знаменательный для округа в части поступления налогов и платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, контролируемые налоговыми органами. В бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды собрано 75 527,8 млн.руб. против 47 238,8 млн.руб. (деноминированных) и 31 213,7 млн.руб. соответственно в 1997 и 1998 гг.

Несмотря на принимаемые меры, задолженность по налоговым платежам во все уровни бюджетов в 1997- 1999 гг. значительно возросла. Если на 1 января 1998 г. задолженность, включая отсроченные платежи, составляла 11047,4 млн.руб., на 1 января 1999 г. - 14 542,2 млн.руб., то на 1 декабря 1999 г. уже 21 406,2 млн.руб.

На рост задолженности оказали влияние следующие факторы:

1. Финансовый кризис 1998 г., который повлек за собой неплатежеспособность ряда российских банков. Это привело к тому, что средства, списанные с расчетных счетов предприятий на уплату налогов, в бюджет не поступили.

По состоянию на 1 октября 1999 г. сумма не проведенных в бюджет платежей составила около 6,0 млрд.руб.

2. Сложилась практика внесения компаниями за предприятия, входящие в их состав, налогов в федеральный бюджет, в том числе федеральных регулирующих налогов, непосредственно на лицевые счета балансового счета 100 "Доходы федерального бюджета", открытые в ОПЕРУ-1 Центрального банка Российской Федерации, минуя счета территориальных органов федерального казначейства.

Такой порядок расчетов с федеральным бюджетом обуславливает диспропорцию в поступлении "живых" денег в счет уплаты регулирующих платежей.

3. Большие потери несет бюджет вследствие того, что при исчислении платежей в бюджеты предприятиями - владельцами лицензий на недропользование не учитывается разница между выручкой, полученной на внутреннем рынке, и выручкой, полученной в случае последующей реализации компаниями нефти на экспорт по ценам внешнего рынка.

По экспертным оценкам, только в I квартале 1999 г. крупнейшие нефтедобывающие предприятия округа недополучили выручки в сумме около 10 млрд.руб.

4. В Ханты-Мансийском АО цена на нефть является основополагающей составляющей при расчете налогооблагаемой базы по налогам и сборам. Вследствие того, что в Российской Федерации открытый рынок нефти и нефтепродуктов практически не действует, сделки купли-продажи не регистрируются, а большая часть продукции нефтедобывающих предприятий перекупается нефтяными компаниями по демпинговым ценам, практически невозможно установить действительно сложившуюся рыночную цену на нефть.

Одним из выходов в данном случае является реализация положений Закона Российской Федерации от 30.12.95 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" при разработке месторождений полезных ископаемых, в частности нефти и газа. По условиям этих соглашений доля государства может быть получена в натуральном выражении, что позволит исключить влияние внутрикорпоративных цен на налогооблагаемую базу и соответственно стабилизировать доходную базу государства.

Вместе с тем пока не разработан порядок передачи государству этой продукции в натуральном выражении в счет выполнения соглашений, что чревато возвратом к имеющим место схемам занижения налогооблагаемой базы.

Повышение уровня собираемости налогов в последние годы является приоритетной задачей. К ее решению привлечены все силовые и административные государственные структуры округа.

При Администрации округа на постоянной основе действует оперативная комиссия по совершенствованию системы платежей и расчетов, на заседаниях которой при участии руководителей крупных предприятий ТЭК рассматривается финансовое положение предприятий-должников, составляются графики погашения задолженности, заключаются соответствующие соглашения. В результате практически все предприятия топливно-энергетического комплекса вышли на текущие платежи и погасили 1060 млн.руб. в счет инвестиционных налоговых кредитов.

В целях более тесного взаимодействия в вопросах сбора налогов и других обязательных платежей в округе заключено четырехстороннее соглашение между госналогинспекцией, УФСНП России, службой судебных приставов, Фондом имущества, наделенного правами Долгового центра.

Начиная с 1996 г. на постоянной основе осуществляется организация и проведение совместных мероприятий с различными контролирующими органами согласно "Планам совместных мероприятий", утверждаемых ежегодно губернатором округа. Эффективность мероприятий, осуществляемых в целях выполнения данного плана, возрастает из года в год. Так, если в 1996 г. было дополнительно начислено лишь 46 612,2 тыс.руб., то в 1997 г. уже 335 972,9 тыс.руб., или в 7,2 раза больше, чем в 1996 г. В 1998 г. доначисления составили 1 234 023 тыс.руб., или в 3,7 раза больше, чем в 1997 г., а за 9 месяцев 1999 г. - 4 495 569 тыс.руб., что в 3,6 раза больше, чем за весь 1998 г. В 2000 г. работа в данном направлении будет продолжена.


Особенности налогового законодательства
Ханты-Мансийского АО и г.Санкт-Петербурга


Налог Основание взимания налога (номер, дата, наименование
регионального закона). Региональные ставки, особенности
взимания налога, налоговые льготы в субъектах Российской
Федерации
Ханты-Мансийский АО г.Санкт-Петербург
1 2 3


























































Феде-
раль-
ны-
нало-
ги
Налог
на
при-
быль
N 73-ОЗ от 09.11.99 "О бюджете
ХМАО на 2000 г." Установлена
единая ставка налога, зачис-
ляемого в бюджет ХМАО, для
предприятий, организаций,
бирж, брокерских контор, стра-
ховщиков, банков, а также по
прибыли, полученной от посред-
нических операций и сделок, в
размере 19%.
Действуют налоговые льготы,
предусмотренные федеральным
законодательством
Налоговые льготы предусмот-
рены в законах N 81-11 от
14.07.95 "О налоговых льго-
тах" (с изменениями и до-
полнениями); N 151-28 от
05.01.96 "О льготном нало-
гообложении участников бла-
готворительной деятельности
в Санкт-Петербурге"; N 68-
26 от 31.05.96 "О льготном
налогообложении организа-
ций, участвующих в финанси-
ровании международного фес-
тиваля "Золотой Остап".
N 252-34 от 30.12.99 "О не-
которых вопросах налогооб-
ложения в 2000-2003 годах".
Установлены ставки налога,
зачисляемого в бюджет Санкт-
Петербурга: для пред-
приятий и организаций на
2000 г. - 19%; на 2001 г. -
18%; на 2002 г. - 18%; на
2003 г. - 17%; для страхов-
щиков, бирж, брокерских
контор, банков, а также по
прибыли, полученной от по-
среднических операций и
сделок и других кредитных
инстанций, - 22%.
Данным законом также преду-
смотрены налоговые льготы
Налог
на
игор-
ный
биз-
нес
На территории ХМАО Закон "Об
установлении единых размеров
ставок налога на игорный биз-
нес" не принят. Действуют фе-
деральные ставки налога
N 250-54 от 27.11.98 "О
налоге на игорный бизнес в
Санкт-Петербурге". Установ-
лены единые ставки налога
для всех игорных заведений
на территории Санкт-Петер-
бурга:
- за каждый игровой стол,
предназначенный для проведе-
ния азартных игр, в которых
игорное заведение участвует
как сторона, - 2280 МРОТ;
- за каждый игровой стол,
предназначенный для проведе-
ния азартных игр, в которых
игорное заведение участвует
как организатор и (или) наб-
людатель, - 250 МРОТ;
- за каждый игровой автомат
- 124 МРОТ;
- за каждую кассу тотализа-
тора - 2100 МРОТ;
- за каждую кассу букмекер-
ской конторы - 1500 МРОТ
Налог
на
поль-
зова-
телей
авто-
дорог
Ставки налога и льготы уста-
новлены в соответствии с Феде-
ральным законом от 18.10.91
N 1759-1 "О дорожных фондах в
Российской Федерации" (с изме-
нениями и дополнениями).
Ставка в территориальный до-
рожный фонд - 2,0%
Льготы предусмотрены в за-
конах N 81-11 от 28.06.95
"О налоговых льготах" (с
изменениями и дополне-
ниями); N 252-34 от
30.12.99 "О некоторых во-
просах налогообложения в
2000-2003 годах". Установ-
лена ставка налога в терри-
ториальный дорожный фонд -
2,0% выручки, полученной от
реализации продукции (ра-
бот, услуг); от суммы раз-
ницы между продажной и по-
купной ценами товаров, реа-
лизованных в результате за-
готовительной, снабженче-
ско-сбытовой и торговой
деятельности
Налог
с
вла-
дель-
цев
тран-
спор-
тных
сред-
ств
N 84-ОЗ от 27.12.99 "О нало-
говых льготах на 2000 год".
Освобождены от уплаты налога
отдельные категории налогопла-
тельщиков (всего 9 категорий,
среди них сельскохозяйствен-
ные, рыбопромышленные предпри-
ятия и т.д.).
Постановлением Думы ХМАО от
20.06.97 N 156 "О налоговых
платежах, направляемых в
территориальный дорожный
фонд" ставки налога установ-
лены в зависимости от мини-
мальной заработной платы в
размере с каждой лошадиной
силы согласно приложению к по-
становлению Думы ХМАО от
20.12.95 N 98
Льготы предусмотрены в за-
конах N 81-11 от 28.06.95
"О налоговых льготах" (с
изменениями и дополне-
ниями); N 249-53 от
27.11.98 "О внесении
изменений и дополнений в
законы Санкт-Петербурга,
регулирующие отдельные
вопросы налогообложения".
Указано, что от уплаты
налога освобождаются
органы МВД; N 252-34 от
30.12.99 "О некоторых
вопросах налогообложения в
2000-2003 годах". Для
юридических и физических
лиц - владельцев всех кате-
горий транспортных средств
ставки налога увеличились в
два раза по сравнению с 1999
г.
  Налог
на
при-
обре-
тение
авто-
тран-
спор-
тных
сред-
ств
N 84-ОЗ от 27.12.99 "О нало-
говых льготах на 2000 год".
Для отдельных категорий нало-
гоплательщиков установлены до-
полнительные льготы: освобож-
даются от уплаты налогов 13
категорий, среди них сельско-
хозяйственные предприятия,
лесные предприятия за специ-
альную технику и т.д.
Действуют федеральные ставки
налога
Льготы по налогу предусмот-
рены в законах N 81-11 от
28.06.95 "О налоговых льго-
тах" (с изменениями и до-
полнениями); N 252-34 от
30.12.99 "О некоторых во-
просах налогообложения в
2000-2003 годах". Ставка
налога в 2000-2003 гг. - 2%
от продажной цены (без НДС
и акцизов), на период 2000-
2003 гг. от уплаты налога
на приобретение автотранс-
портных средств по приобре-
тенным автобусам, грузовым
автомобилям, прицепам и
полуприцепам освобождаются
организации и предпринима-
тели
На-
логи
субъ-
ектов
Рос-
сий-
ской
Феде-
рации


































Нало-
ги
субъ-
ектов
Рос-
сий-
ской
Феде-
рации
Налог
на
иму-
ще-
ство
пред-
при-
ятий
N 84-ОЗ от 27.12.99 "О нало-
говых льготах на 2000 год" ус-
тановлена ставка налога в раз-
мере 1% для лесопромышленных
предприятий. Освобождено от
уплаты налога на имущество 14
категорий плательщиков, среди
них:
- предприятия по прокату
кинофильмов;
- аптечные учреждения и т.д.
N 73-ОЗ от 09.11.99 "О бюджете
Ханты-Мансийского АО на 2000
год". Установлена ставка нало-
га на имущество в размере 2%
от налогооблагаемой базы
Льготы по налогу предусмот-
рены в законах N 81-11 от
28.06.95 "О налоговых льго-
тах" (с изменениями и до-
полнениями); N 151-28 от
05.01.96 "О льготном нало-
гообложении участников бла-
готворительной деятельности
в Санкт-Петербурге"; N 252-
34 от 30.12.99 "О некоторых
вопросах налогообложения в
2000-2003 годах". Установ-
лена ставка налога на иму-
щество предприятий в
2000-2003 гг. в размере 2%
от налогооблагаемой базы
Сбор
на
нужды
обра-
зова-
тель-
ных
учре-
жде-
ний
Установлен на основании Закона
N 2118-1 от 27.12.91 "Об осно-
вах налоговой системы в Рос-
сийской Федерации", утвержден
постановлением Думы ХМАО N 8
от 31 01 96 (с изменениями и
дополнениями). Плательщиками
являются предприятия и органи-
зации всех организационно-пра-
вовых форм, иностранные пред-
приятия, филиалы и структурные
подразделения. Ставка - 1% от
фактически начисленного фонда
оплаты труда. Установлены
льготы для организаций, пред-
приятий, состоящих на государ-
ственном бюджете, учреждений
негосударственного образова-
ния, имеющих лицензию на право
ведения образовательной дея-
тельности.
Льготы по налогу предусмотрены
также в Законе N 84-ОЗ от
27.12.99 "О налоговых льготах
на 2000 год"
N 133-46 от 10.11.96 "О
некоторых вопросах налого-
обложения в 1997 - 1999 го-
дах". Статьей 13 данного за-
кона был отменен сбор на
нужды образовательных учре-
ждений
Еди-
ный
налог
на
вме-
нен-
ный
доход
для
опре-
де-
лен-
ных
видов
дея-
тель-
ности
N 44-ОЗ от 02.08.99 (ред. от
28.09.99 N 03-47) "О едином
налоге на вмененный доход для
определенных видов деятельно-
сти". На уплату налога с
01.10.99 переведены юридичес-
кие и физические лица, осущес-
твляющие предпринимательскую
деятельность без образования
юридического лица в следующих
сферах:
- розничная торговля, осущест-
вляемая через магазины с чис-
ленностью работающих до 30 че-
ловек, палатки, рынки, лотки,
ларьки, торговые павильоны и
другие места организации тор-
говли, за исключением специа-
лизированных киосков "Роспеча-
ти", в том числе не имеющие
стационарной торговой площади,
а также осуществляемая через
арендованные торговые площади;
- оказание на коммерческой ос-
нове услуг по перевозке пасса-
жиров легковым автомобильным
транспортом с численностью ра-
ботающих в организациях до 100
человек и маршрутными такси.
Годовые размеры базовой доход-
ности на единицу физического
показателя установлены кратны-
ми МРОТ
Не введен
Налог
с про
даж
Закон "О налоге с продаж" не
принят
N 248-57 от 07.12.98 "О на-
логе с продаж". Ставка - 5%
от стоимости товаров (работ,
услуг), реализуемых в розни-
цу или оптом за наличный
расчет.
Дополнен перечень товаров
(работ, услуг), не облагае-
мых налогом (включены, в ча-
стности, товары собствен-
ного производства (моющие
средства, товары школьно-
письменные, учебно-методи-
ческая литература); сана-
торно-курортные путевки
(курсовки) для детей; изде-
лия медицинского назначения
и медицинской техники;
предметы личной гигиены;
овощи; макаронные изделия,
яйца и яйцепродукты; море-
и рыбопродукты услуги в
сфере физической культуры и
спорта; печатная и книжная
продукция, кроме рекламных
и эротических изданий; ус-
луги почтовой связи)
Мест-
ные
на-
логи
Налог
на
рек-
ламу
По решениям представительных
органов местного самоуправле-
ния налог взимается в пределах
ставок, установленных феде-
ральным законодательством*
Решением 19 сессии 21 со-
зыва от 25.05.93 N 66-р "О
городском бюджете Санкт-Пе-
тербурга на 1993 год" уста-
новлена действующая ставка
налога в размере 5%, всту-
пившая в силу с 01.04.93.
Действует на всей террито-
рии г.Санкт-Петербурга**
Налог
на
иму-
ще-
ство
физи-
че-
ских
лиц
Органы местного самоуправления
муниципальных образований ХМАО
в соответствии с Федеральным
законом N 168-ФЗ от 17.07.99
установили ставки налога на
имущество физических лиц.
Средние ставки налога на
строения, помещения и сооруже-
ния установлены в следующих
размерах:
при стоимости имущества до 300
тыс.руб. - 0,1%;
от 300 тыс.руб. до 500 тыс.
руб. - 0,2%;
свыше 500 тыс.руб. - 0,8%*
N 252-34 от 30.12.99 "О
некоторых вопросах налого-
обложения в 2000-2003 го-
дах".
Ставки налога на строения,
помещения и сооружения ус-
танавливаются на 2000 год в
следующих размерах:
при стоимости имущества до
300 тыс.руб. - 0,1%;
от 300 тыс.руб. до 500
тыс.руб. - 0,3%;
свыше 500 тыс.руб. - 2,0%.
Также действуют льготы, ус-
тановленные Федеральным за-
коном N 2003-1 от 19.12.91
"О налоговых льготах на
имущество физических лиц"**

* Право введения, порядок исчисления и уплаты местных налогов и сборов, установленных ст.21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", предоставлено органам местного самоуправления.

** В соответствии с п.3 ст.6 Федерального Закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 17.03.97 N 55-ФЗ) местные налоги и сборы в городе федерального значения (например Санкт-Петербурге) устанавливаются и вводятся в действие законами указанного субъекта Российской Федерации.


А.В.Ефимов,

Руководитель УМНС России по Ханты-Мансийскому

автономному округу, государственный советник

налоговой службы II ранга


Журнал "Российский налоговый курьер"


"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!


Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99


www.rnk.ru


Текст документа на сайте мог устареть

Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ.

Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(Документ будет доступен в личном кабинете в течение 3 дней)

(Бесплатное обучение работе с системой от наших партнеров)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение