Проблемы собираемости налогов в регионе-доноре
Ханты-Мансийский автономный округ расположен в центральной части Западно-Сибирской равнины и занимает площадь 534,8 кв.км. На территории округа находится 8 районов, 10 городов. Административный центр - г.Ханты-Мансийск.
Основные отрасли промышленности округа: нефтегазодобывающая, электроэнергетическая, газоперерабатывающая, лесозаготовительная и деревообрабатывающая.
Топливная промышленность является базовой отраслью региона. Доля ТЭК в общем объеме промышленной продукции в 1998 г. составила 84%. В 1998 г. нефтегазодобывающими предприятиями округа добыто 54,5% общего объема нефти, добытой в России. Основными производителями нефти в округе являются предприятия, входящие в состав крупнейших нефтяных компаний мира: НК "ЛУКойл", НК "Сургутнефтегаз", НК "ЮКОС", НК "Сиданко", Тюменская нефтяная компания, НК "Славнефть".
Истекший год можно оценивать как знаменательный для округа в части поступления налогов и платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, контролируемые налоговыми органами. В бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды собрано 75 527,8 млн.руб. против 47 238,8 млн.руб. (деноминированных) и 31 213,7 млн.руб. соответственно в 1997 и 1998 гг.
Несмотря на принимаемые меры, задолженность по налоговым платежам во все уровни бюджетов в 1997- 1999 гг. значительно возросла. Если на 1 января 1998 г. задолженность, включая отсроченные платежи, составляла 11047,4 млн.руб., на 1 января 1999 г. - 14 542,2 млн.руб., то на 1 декабря 1999 г. уже 21 406,2 млн.руб.
На рост задолженности оказали влияние следующие факторы:
1. Финансовый кризис 1998 г., который повлек за собой неплатежеспособность ряда российских банков. Это привело к тому, что средства, списанные с расчетных счетов предприятий на уплату налогов, в бюджет не поступили.
По состоянию на 1 октября 1999 г. сумма не проведенных в бюджет платежей составила около 6,0 млрд.руб.
2. Сложилась практика внесения компаниями за предприятия, входящие в их состав, налогов в федеральный бюджет, в том числе федеральных регулирующих налогов, непосредственно на лицевые счета балансового счета 100 "Доходы федерального бюджета", открытые в ОПЕРУ-1 Центрального банка Российской Федерации, минуя счета территориальных органов федерального казначейства.
Такой порядок расчетов с федеральным бюджетом обуславливает диспропорцию в поступлении "живых" денег в счет уплаты регулирующих платежей.
3. Большие потери несет бюджет вследствие того, что при исчислении платежей в бюджеты предприятиями - владельцами лицензий на недропользование не учитывается разница между выручкой, полученной на внутреннем рынке, и выручкой, полученной в случае последующей реализации компаниями нефти на экспорт по ценам внешнего рынка.
По экспертным оценкам, только в I квартале 1999 г. крупнейшие нефтедобывающие предприятия округа недополучили выручки в сумме около 10 млрд.руб.
4. В Ханты-Мансийском АО цена на нефть является основополагающей составляющей при расчете налогооблагаемой базы по налогам и сборам. Вследствие того, что в Российской Федерации открытый рынок нефти и нефтепродуктов практически не действует, сделки купли-продажи не регистрируются, а большая часть продукции нефтедобывающих предприятий перекупается нефтяными компаниями по демпинговым ценам, практически невозможно установить действительно сложившуюся рыночную цену на нефть.
Одним из выходов в данном случае является реализация положений Закона Российской Федерации от 30.12.95 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" при разработке месторождений полезных ископаемых, в частности нефти и газа. По условиям этих соглашений доля государства может быть получена в натуральном выражении, что позволит исключить влияние внутрикорпоративных цен на налогооблагаемую базу и соответственно стабилизировать доходную базу государства.
Вместе с тем пока не разработан порядок передачи государству этой продукции в натуральном выражении в счет выполнения соглашений, что чревато возвратом к имеющим место схемам занижения налогооблагаемой базы.
Повышение уровня собираемости налогов в последние годы является приоритетной задачей. К ее решению привлечены все силовые и административные государственные структуры округа.
При Администрации округа на постоянной основе действует оперативная комиссия по совершенствованию системы платежей и расчетов, на заседаниях которой при участии руководителей крупных предприятий ТЭК рассматривается финансовое положение предприятий-должников, составляются графики погашения задолженности, заключаются соответствующие соглашения. В результате практически все предприятия топливно-энергетического комплекса вышли на текущие платежи и погасили 1060 млн.руб. в счет инвестиционных налоговых кредитов.
В целях более тесного взаимодействия в вопросах сбора налогов и других обязательных платежей в округе заключено четырехстороннее соглашение между госналогинспекцией, УФСНП России, службой судебных приставов, Фондом имущества, наделенного правами Долгового центра.
Начиная с 1996 г. на постоянной основе осуществляется организация и проведение совместных мероприятий с различными контролирующими органами согласно "Планам совместных мероприятий", утверждаемых ежегодно губернатором округа. Эффективность мероприятий, осуществляемых в целях выполнения данного плана, возрастает из года в год. Так, если в 1996 г. было дополнительно начислено лишь 46 612,2 тыс.руб., то в 1997 г. уже 335 972,9 тыс.руб., или в 7,2 раза больше, чем в 1996 г. В 1998 г. доначисления составили 1 234 023 тыс.руб., или в 3,7 раза больше, чем в 1997 г., а за 9 месяцев 1999 г. - 4 495 569 тыс.руб., что в 3,6 раза больше, чем за весь 1998 г. В 2000 г. работа в данном направлении будет продолжена.
Особенности налогового законодательства
Ханты-Мансийского АО и г.Санкт-Петербурга
Налог | Основание взимания налога (номер, дата, наименование регионального закона). Региональные ставки, особенности взимания налога, налоговые льготы в субъектах Российской Федерации |
||
Ханты-Мансийский АО | г.Санкт-Петербург | ||
1 | 2 | 3 | |
Феде- раль- ны- нало- ги |
Налог на при- быль |
N 73-ОЗ от 09.11.99 "О бюджете ХМАО на 2000 г." Установлена единая ставка налога, зачис- ляемого в бюджет ХМАО, для предприятий, организаций, бирж, брокерских контор, стра- ховщиков, банков, а также по прибыли, полученной от посред- нических операций и сделок, в размере 19%. Действуют налоговые льготы, предусмотренные федеральным законодательством |
Налоговые льготы предусмот- рены в законах N 81-11 от 14.07.95 "О налоговых льго- тах" (с изменениями и до- полнениями); N 151-28 от 05.01.96 "О льготном нало- гообложении участников бла- готворительной деятельности в Санкт-Петербурге"; N 68- 26 от 31.05.96 "О льготном налогообложении организа- ций, участвующих в финанси- ровании международного фес- тиваля "Золотой Остап". N 252-34 от 30.12.99 "О не- которых вопросах налогооб- ложения в 2000-2003 годах". Установлены ставки налога, зачисляемого в бюджет Санкт- Петербурга: для пред- приятий и организаций на 2000 г. - 19%; на 2001 г. - 18%; на 2002 г. - 18%; на 2003 г. - 17%; для страхов- щиков, бирж, брокерских контор, банков, а также по прибыли, полученной от по- среднических операций и сделок и других кредитных инстанций, - 22%. Данным законом также преду- смотрены налоговые льготы |
Налог на игор- ный биз- нес |
На территории ХМАО Закон "Об установлении единых размеров ставок налога на игорный биз- нес" не принят. Действуют фе- деральные ставки налога |
N 250-54 от 27.11.98 "О налоге на игорный бизнес в Санкт-Петербурге". Установ- лены единые ставки налога для всех игорных заведений на территории Санкт-Петер- бурга: - за каждый игровой стол, предназначенный для проведе- ния азартных игр, в которых игорное заведение участвует как сторона, - 2280 МРОТ; - за каждый игровой стол, предназначенный для проведе- ния азартных игр, в которых игорное заведение участвует как организатор и (или) наб- людатель, - 250 МРОТ; - за каждый игровой автомат - 124 МРОТ; - за каждую кассу тотализа- тора - 2100 МРОТ; - за каждую кассу букмекер- ской конторы - 1500 МРОТ |
|
Налог на поль- зова- телей авто- дорог |
Ставки налога и льготы уста- новлены в соответствии с Феде- ральным законом от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с изме- нениями и дополнениями). Ставка в территориальный до- рожный фонд - 2,0% |
Льготы предусмотрены в за- конах N 81-11 от 28.06.95 "О налоговых льготах" (с изменениями и дополне- ниями); N 252-34 от 30.12.99 "О некоторых во- просах налогообложения в 2000-2003 годах". Установ- лена ставка налога в терри- ториальный дорожный фонд - 2,0% выручки, полученной от реализации продукции (ра- бот, услуг); от суммы раз- ницы между продажной и по- купной ценами товаров, реа- лизованных в результате за- готовительной, снабженче- ско-сбытовой и торговой деятельности |
|
Налог с вла- дель- цев тран- спор- тных сред- ств |
N 84-ОЗ от 27.12.99 "О нало- говых льготах на 2000 год". Освобождены от уплаты налога отдельные категории налогопла- тельщиков (всего 9 категорий, среди них сельскохозяйствен- ные, рыбопромышленные предпри- ятия и т.д.). Постановлением Думы ХМАО от 20.06.97 N 156 "О налоговых платежах, направляемых в территориальный дорожный фонд" ставки налога установ- лены в зависимости от мини- мальной заработной платы в размере с каждой лошадиной силы согласно приложению к по- становлению Думы ХМАО от 20.12.95 N 98 |
Льготы предусмотрены в за- конах N 81-11 от 28.06.95 "О налоговых льготах" (с изменениями и дополне- ниями); N 249-53 от 27.11.98 "О внесении изменений и дополнений в законы Санкт-Петербурга, регулирующие отдельные вопросы налогообложения". Указано, что от уплаты налога освобождаются органы МВД; N 252-34 от 30.12.99 "О некоторых вопросах налогообложения в 2000-2003 годах". Для юридических и физических лиц - владельцев всех кате- горий транспортных средств ставки налога увеличились в два раза по сравнению с 1999 г. |
|
Налог на при- обре- тение авто- тран- спор- тных сред- ств |
N 84-ОЗ от 27.12.99 "О нало- говых льготах на 2000 год". Для отдельных категорий нало- гоплательщиков установлены до- полнительные льготы: освобож- даются от уплаты налогов 13 категорий, среди них сельско- хозяйственные предприятия, лесные предприятия за специ- альную технику и т.д. Действуют федеральные ставки налога |
Льготы по налогу предусмот- рены в законах N 81-11 от 28.06.95 "О налоговых льго- тах" (с изменениями и до- полнениями); N 252-34 от 30.12.99 "О некоторых во- просах налогообложения в 2000-2003 годах". Ставка налога в 2000-2003 гг. - 2% от продажной цены (без НДС и акцизов), на период 2000- 2003 гг. от уплаты налога на приобретение автотранс- портных средств по приобре- тенным автобусам, грузовым автомобилям, прицепам и полуприцепам освобождаются организации и предпринима- тели |
|
На- логи субъ- ектов Рос- сий- ской Феде- рации Нало- ги субъ- ектов Рос- сий- ской Феде- рации |
Налог на иму- ще- ство пред- при- ятий |
N 84-ОЗ от 27.12.99 "О нало- говых льготах на 2000 год" ус- тановлена ставка налога в раз- мере 1% для лесопромышленных предприятий. Освобождено от уплаты налога на имущество 14 категорий плательщиков, среди них: - предприятия по прокату кинофильмов; - аптечные учреждения и т.д. N 73-ОЗ от 09.11.99 "О бюджете Ханты-Мансийского АО на 2000 год". Установлена ставка нало- га на имущество в размере 2% от налогооблагаемой базы |
Льготы по налогу предусмот- рены в законах N 81-11 от 28.06.95 "О налоговых льго- тах" (с изменениями и до- полнениями); N 151-28 от 05.01.96 "О льготном нало- гообложении участников бла- готворительной деятельности в Санкт-Петербурге"; N 252- 34 от 30.12.99 "О некоторых вопросах налогообложения в 2000-2003 годах". Установ- лена ставка налога на иму- щество предприятий в 2000-2003 гг. в размере 2% от налогооблагаемой базы |
Сбор на нужды обра- зова- тель- ных учре- жде- ний |
Установлен на основании Закона N 2118-1 от 27.12.91 "Об осно- вах налоговой системы в Рос- сийской Федерации", утвержден постановлением Думы ХМАО N 8 от 31 01 96 (с изменениями и дополнениями). Плательщиками являются предприятия и органи- зации всех организационно-пра- вовых форм, иностранные пред- приятия, филиалы и структурные подразделения. Ставка - 1% от фактически начисленного фонда оплаты труда. Установлены льготы для организаций, пред- приятий, состоящих на государ- ственном бюджете, учреждений негосударственного образова- ния, имеющих лицензию на право ведения образовательной дея- тельности. Льготы по налогу предусмотрены также в Законе N 84-ОЗ от 27.12.99 "О налоговых льготах на 2000 год" |
N 133-46 от 10.11.96 "О некоторых вопросах налого- обложения в 1997 - 1999 го- дах". Статьей 13 данного за- кона был отменен сбор на нужды образовательных учре- ждений |
|
Еди- ный налог на вме- нен- ный доход для опре- де- лен- ных видов дея- тель- ности |
N 44-ОЗ от 02.08.99 (ред. от 28.09.99 N 03-47) "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельно- сти". На уплату налога с 01.10.99 переведены юридичес- кие и физические лица, осущес- твляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в следующих сферах: - розничная торговля, осущест- вляемая через магазины с чис- ленностью работающих до 30 че- ловек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации тор- говли, за исключением специа- лизированных киосков "Роспеча- ти", в том числе не имеющие стационарной торговой площади, а также осуществляемая через арендованные торговые площади; - оказание на коммерческой ос- нове услуг по перевозке пасса- жиров легковым автомобильным транспортом с численностью ра- ботающих в организациях до 100 человек и маршрутными такси. Годовые размеры базовой доход- ности на единицу физического показателя установлены кратны- ми МРОТ |
Не введен | |
Налог с про даж |
Закон "О налоге с продаж" не принят |
N 248-57 от 07.12.98 "О на- логе с продаж". Ставка - 5% от стоимости товаров (работ, услуг), реализуемых в розни- цу или оптом за наличный расчет. Дополнен перечень товаров (работ, услуг), не облагае- мых налогом (включены, в ча- стности, товары собствен- ного производства (моющие средства, товары школьно- письменные, учебно-методи- ческая литература); сана- торно-курортные путевки (курсовки) для детей; изде- лия медицинского назначения и медицинской техники; предметы личной гигиены; овощи; макаронные изделия, яйца и яйцепродукты; море- и рыбопродукты услуги в сфере физической культуры и спорта; печатная и книжная продукция, кроме рекламных и эротических изданий; ус- луги почтовой связи) |
|
Мест- ные на- логи |
Налог на рек- ламу |
По решениям представительных органов местного самоуправле- ния налог взимается в пределах ставок, установленных феде- ральным законодательством* |
Решением 19 сессии 21 со- зыва от 25.05.93 N 66-р "О городском бюджете Санкт-Пе- тербурга на 1993 год" уста- новлена действующая ставка налога в размере 5%, всту- пившая в силу с 01.04.93. Действует на всей террито- рии г.Санкт-Петербурга** |
Налог на иму- ще- ство физи- че- ских лиц |
Органы местного самоуправления муниципальных образований ХМАО в соответствии с Федеральным законом N 168-ФЗ от 17.07.99 установили ставки налога на имущество физических лиц. Средние ставки налога на строения, помещения и сооруже- ния установлены в следующих размерах: при стоимости имущества до 300 тыс.руб. - 0,1%; от 300 тыс.руб. до 500 тыс. руб. - 0,2%; свыше 500 тыс.руб. - 0,8%* |
N 252-34 от 30.12.99 "О некоторых вопросах налого- обложения в 2000-2003 го- дах". Ставки налога на строения, помещения и сооружения ус- танавливаются на 2000 год в следующих размерах: при стоимости имущества до 300 тыс.руб. - 0,1%; от 300 тыс.руб. до 500 тыс.руб. - 0,3%; свыше 500 тыс.руб. - 2,0%. Также действуют льготы, ус- тановленные Федеральным за- коном N 2003-1 от 19.12.91 "О налоговых льготах на имущество физических лиц"** |
* Право введения, порядок исчисления и уплаты местных налогов и сборов, установленных ст.21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", предоставлено органам местного самоуправления.
** В соответствии с п.3 ст.6 Федерального Закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 17.03.97 N 55-ФЗ) местные налоги и сборы в городе федерального значения (например Санкт-Петербурге) устанавливаются и вводятся в действие законами указанного субъекта Российской Федерации.
А.В.Ефимов,
Руководитель УМНС России по Ханты-Мансийскому
автономному округу, государственный советник
налоговой службы II ранга
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99
www.rnk.ru