Ликвидация предприятий требует грамотного подхода
Обязано ли предприятие в период ликвидации начислять и уплачивать налоги?
Да, обязано. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК РФ). Таким образом, ликвидируемая организация до внесения в реестр указанной записи является юридическим лицом и должна уплачивать налоги и сборы.
Ликвидационная комиссия (конкурсный управляющий, ликвидатор), выполняющая функции органа управления ликвидируемого юридического лица, обязана своевременно и правильно начислять и уплачивать налоги и иные обязательные платежи в бюджеты и внебюджетные фонды, возникающие в ходе проведения ликвидационных процедур (п. 1 ст. 49 НК РФ).
Освобождение от обязанности по уплате налогов и иных платежей прекращается только с ликвидацией юридического лица - налогоплательщика (п. 3 ст. 44 НК РФ).
Общество приняло решение о ликвидации. На балансе имеется готовая продукция, реализовать которую нет возможности. Какие действия необходимо предпринять для ликвидации? Как составляется ликвидационный баланс?
На решение о ликвидации юридического лица не влияет наличие или отсутствие какого-либо имущества у него на балансе. Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 62-64 ГК РФ.
В первую очередь учредители (участники) предприятия, принявшие решение о ликвидации, обязаны письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц. Далее по согласованию с ним назначается ликвидационная комиссия и устанавливаются порядок и сроки ликвидации (ст. 63 ГК РФ). С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Деятельность ликвидационной комиссии начинается с публикации в печати извещения о предстоящей ликвидации, которое должно содержать информацию о порядке и сроках обращения кредиторов со своими требованиями. Пунктом 1 ст. 63 ГК РФ предусмотрено, что срок не может быть менее 2 (двух) месяцев с момента публикации извещения. В настоящее время такие извещения публикуются в "Вестнике" ВАС РФ. Помимо общего извещения комиссия направляет уведомление о ликвидации юридического лица каждому кредитору. Основная задача комиссии - предпринять все необходимые меры для выявления кредиторов, а также для получения дебиторской задолженности.
Кроме того, ликвидационная комиссия обязана не позднее 3 дней с момента принятия решения о ликвидации направить уведомление налоговым органам (п. 2 ст. 23 НК РФ).
По истечении указанного в публикации срока составляется промежуточный ликвидационный баланс, где отражаются:
- сведения о составе имущества ликвидируемого общества;
- перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается теми же лицами, которые принимали решения о ликвидации, и органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
Если денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то имущество выставляется на публичные торги. Порядок реализации имущества установлен Законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" и осуществляется в следующей очередности:
- имущество, не участвующее в производстве (ценные бумаги, валютные ценности, транспортные средства и так далее);
- готовая продукция;
- объекты недвижимости, сырье, материалы и другие основные средства.
С момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса комиссия начинает выплачивать денежные средства кредиторам в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. Исключение составляют кредиторы 5-й (пятой) очереди, выплаты которым производятся не ранее чем через месяц со дня утверждения баланса. Заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией, требования погашаются за счет имущества, оставшегося на день его подачи.
Расчеты с кредиторами завершаются составлением ликвидационного баланса, который утверждается в том же порядке, что и промежуточный. Ликвидационный баланс составляется по правилам составления обычного бухгалтерского баланса, но с обязательным отражением тех же позиций, что и в промежуточном ликвидационном балансе, и, кроме того, в нем указывается факт распределения имущества общества между учредителями (участниками).
Требования кредиторов, которые не могут быть удовлетворены из-за отсутствия имущества, считаются погашенными. Погашаются также те требования, в удовлетворении которых ликвидационная комиссия отказала по другим основаниям, а кредитор в суд не обратился.
Оставшееся имущество передается учредителям (участникам), имеющим вещные права или обязательственные права на него.
Таким образом, если у общества, о котором идет речь в вопросе, имеются кредиторы, то необходимо организовать публичные торги по продаже нереализованной готовой продукции. Если покупатели не найдутся, то ее необходимо предложить кредиторам. При их отказе от принятия продукции составляется соответствующий акт, и она предлагается учредителям.
Работа без лицензии чревата ликвидацией
(Информписьмо Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50)
Прокурор области обратился в арбитражный суд с иском о ликвидации унитарного предприятия в связи с осуществлением им фармацевтической деятельности после аннулирования лицензии Департаментом здравоохранения области.
Арбитражный суд иск удовлетворил.
Точка зрения суда
Департамент здравоохранения области, лишивший предприятие лицензии, действовал в соответствии с нормой ст. 15 Основ законодательства об охране здоровья граждан. Данная статья предусматривает, что организации, осуществляющие фармацевтическую деятельность с нарушением лицензионных требований, могут быть лишены лицензии. Так же согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии).
Точка зрения ВАС РФ
Арбитражным судом обоснованно признано нарушением продолжение фармацевтической деятельности унитарного предприятия после лишения его лицензии, которое в силу п. 2 ст. 61 ГК РФ служит основанием для его ликвидации. Кроме того, лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа, выдавшего ее, или органа государственной власти в соответствии с его компетенцией. Порядок аннулирования лицензии определен ст. 13 Закона от 25 сентября 1998 г. "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Осуществление юридическим лицом деятельности, подлежащей лицензированию, после аннулирования лицензии является основанием для его ликвидации.
Веских оснований не оказалось
(Информписьмо Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50)
Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, обратился в арбитражный суд с иском о ликвидации ООО на основании того, что его участники, приняв решение о ликвидации, не назначили ликвидационную комиссию и не установили порядок и срок проведения ликвидации. Суд в удовлетворении иска отказал.
Точка зрения арбитражного суда
Обстоятельства, послужившие основанием для предъявления исковых требований, нельзя отнести к случаям, предусмотренным п. 2 ст. 61 ГК РФ. Доказательств осуществления обществом деятельности с нарушением требований законодательства истцом представлено не было.
Точка зрения ВАС РФ
Государственные органы или органы местного самоуправления вправе предъявлять требование о ликвидации юридического лица только по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК РФ (п. 3 ст. 61 ГК РФ). Принятие учредителями или органом юридического лица решения о добровольной его ликвидации без назначения ликвидационной комиссии и определения порядка проведения ликвидации не может быть отнесено к этим основаниям, если только в его деятельности не установлены неоднократные или грубые нарушения действующего законодательства.
Невыполнение решений учредителей (участников) или органа юридического лица о его добровольной ликвидации не может служить основанием для принудительной ликвидации.
Для предпринимателя предусмотрена своя процедура
(Информписьмо Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50)
Налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о прекращении предпринимательской деятельности гражданина Н., осуществлявшего ее без образования юридического лица (на основании ст. 6 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением"). Суд первой инстанции в иске отказал. Суд апелляционной инстанции решение суда оставил в силе. Суд кассационной инстанции указанные судебные акты отменил и принял постановление о прекращении предпринимательской деятельности гражданина Н.
Точка зрения кассационной инстанции
К предпринимательской деятельности физических лиц, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, регулирующие деятельность юридических лиц, включая нормы и об их ликвидации.
Положения ст. 6 Закона РФ "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" относятся не только к юридическим лицам, но и также к гражданам-предпринимателям. Факт неоднократного нарушения ответчиком требований указанного Закона был подтвержден материалами дела.
Точка зрения Президиума ВАС РФ
Согласно п. 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, правовых актов или существа правоотношения. Нормы гражданского законодательства о ликвидации юридического лица не могут быть применены в отношении граждан-предпринимателей в силу особенностей их правового положения как субъектов предпринимательской деятельности. Эти особенности учтены в Законе РСФСР "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью" и в Положении о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.
В названных актах предусмотрены случаи и основания аннулирования свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве предпринимателей и прекращении их предпринимательской деятельности. Процедура ликвидации юридического лица здесь не применима.
Правила ГК РФ о ликвидации юридических лиц не применяются к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, подобные иски не подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Е. Мельникова,
эксперт "БП"
Выпуск АКДИ БП N 31, август 2000 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.