О предъявлении налоговыми органами
в арбитражные суды исков о признании
сделок недействительными
Полномочия налоговых органов
На основании п.1 ст.42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) государственные органы вправе обратиться с иском в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Пунктом 11 ст.7 Закона Российской Федерации от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон N 943-1) налоговым органам предоставлено право предъявлять в суде и арбитражном суде иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.
Кроме того, в соответствии с п.18 Положения о Государственной налоговой службе Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31.12.91 N 340, на государственные налоговые инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах в соответствии с правами и обязанностями, предусмотренными Законом РСФСР от 21.03.91 N 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР", возложены функции по предъявлению в суды и арбитражные суды исков о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.
В связи с изложенным налоговые органы вправе предъявлять в арбитражных судах иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного сторонами по таким сделкам.
Виды сделок, которые могут быть признаны недействительными
Последствия признания сделок недействительными в виде взыскания в доход государства всего полученного по признаваемым недействительными сделкам предусмотрены ст.169 ГК РФ.
Основанием для признания сделки недействительной и взыскании в доход государства всего полученного по такой сделке согласно ст.169 ГК РФ является факт совершения сделки с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности.
На основании изложенного налоговые органы вправе предъявлять в арбитражных судах иски о признании недействительными сделок, совершенных с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам. Правомерность указанной точки зрения подтверждена сложившейся практикой рассмотрения дел в арбитражных судах.
Так, арбитражными судами субъектов Российской Федерации принимаются к производству исковые заявления и рассматриваются дела по искам налоговых органов о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по сделке по основаниям, предусмотренным ст.169 ГК РФ.
Примерами таких сделок могут служить дело N А50-1842/97-А1 по иску Госналогинспекции по Свердловскому району г. Перми о признании недействительным договора комиссии и взыскании в доход государства всего полученного по сделке (Арбитражный суд Пермской области), дело N 33-9у по иску Госналогинспекции по г.Ессентуки о признании недействительными сделок о предоставлении в кредит приватизационных чеков (Арбитражный суд г. Москвы), дело N 1/11 (Арбитражный суд Тульской области) по иску Госналогинспекции по г. Туле о признании сделок по публичному показу кинофильмов без лицензии недействительными и о взыскании полученного по этим сделкам дохода в бюджет и другие.
Согласно ст.173 ГК РФ сделки, совершенные юридическим лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью, могут быть признаны судом недействительными по иску этого юридического лица или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица.
Пунктом 3 ст.23 ГК РФ установлено, что к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.
Таким образом, сделки, совершенные гражданином, осуществляющим деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицом, не имеющими лицензии на занятие соответствующей деятельностью, могут быть признаны недействительными по иску государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица. Согласно положениям п.3 ст.23 и п.1 ст.49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридические лица и граждане, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, могут заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 158-ФЗ).
В соответствии с п.1 ст.12 Закона N 158-ФЗ надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется государственными надзорными и контрольными органами, лицензирующими органами в пределах их компетенции.
Лицензирующими органами согласно положениям ст.2 Закона N 158-ФЗ являются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с изложенным налоговые органы вправе предъявлять в арбитражных судах иски о признании недействительными сделок, вытекающих из деятельности, полномочия по лицензированию которой возложены на МНС России и его территориальные органы.
На основании положений ст.5 Закона N 158-ФЗ отнесение полномочий по лицензированию конкретных видов деятельности к компетенции федеральных органов государственной власти осуществляется правительством Российской Федерации.
Согласно перечню федеральных органов государственной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2000 N 326 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Постановление N 326), на МНС России возложены функции по осуществлению лицензирования деятельности по распространению и ремонту контрольно-кассовых машин, производству и оптовой торговле табачными изделиями, а также деятельности по производству, хранению и поставке произведенного этилового спирта, в том числе денатурата; производству, хранению и поставке произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупке, хранению и экспорту этилового спирта и алкогольной продукции; хранению этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, закупке, хранению и поставке алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, импорту, хранению и поставке этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; производству, хранению и поставке спиртосодержащей непищевой продукции, а также других видов производственной деятельности, при осуществлении которых в качестве сырья или вспомогательного материала используется этиловый спирт.
В соответствии с вышеизложенным налоговые органы вправе обращаться в арбитражные суды с исками о признании сделок недействительными на основании положений ст.173 ГК РФ в случае, когда юридические лица и граждане, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, при отсутствии соответствующей лицензии осуществляют виды деятельности, указанные в утвержденном Постановлением N 326 перечне видов деятельности.
Статья 31 НК РФ не исключает права налоговых органов
на обращение в арбитражные суды с исками
о признании сделок недействительными
Неоднократно в различных работах высказывалась точка зрения, согласно которой право налоговых органов на предъявление исков о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам ставилось под сомнение на основании того, что ст.31 НК РФ предоставление налоговым органам указанного права не предусмотрено.
Указанная точка зрения представляется необоснованной, поскольку противоречит положениям ст.42 АПК РФ, статьям 1, 2 НК РФ, ст.7 Закона N 943-1.
Согласно положениям статей 1 и 2 НК РФ Налоговый кодекс регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что часть первая НК РФ не подлежит применению к правоотношениям с участием налоговых органов, не связанным с установлением, введением и взиманием налогов и сборов в Российской Федерации, осуществлением налогового контроля, обжалованием актов налоговых органов (действий, бездействия их должностных лиц), принятых (осуществленных) в рамках налогового контроля, привлечением к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Таким образом, в ст.31 НК РФ определены только те права налоговых органов, которые они вправе осуществлять в рамках властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Правоотношения по обращению государственных органов в арбитражные суды и суды общей юрисдикции в защиту интересов государства по мотиву недействительности сделок на основании ст.2 НК РФ не относятся к группе правоотношений, регулируемых НК РФ.
Таким образом, положения ст.31 НК РФ не исключают права налоговых органов на обращение в арбитражные суды с исками о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.
Право налоговых органов на обращение в арбитражные суды с исками о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам прямо следует из положений п.11 ст.7 Закона N 943-1, который не вошел в перечень актов, утративших силу в соответствии с Федеральным законом от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 147-ФЗ).
Положения п.11 ст.7 Закона N 147-ФЗ также не были изменены в части права налоговых органов на предъявление в суды исков о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам при внесении изменений и дополнений в текст Закона N 147-ФЗ уже после вступления в силу части первой НК РФ.
Вместе с тем правомерность обращений налоговых органов в арбитражные суды с исками о признании сделок недействительными на основании положений ст.173 ГК РФ следует из положений самой этой статьи и Закона N 158-ФЗ. Учитывая изложенное, утверждение об отсутствии у налоговых органов права предъявлять в арбитражных судах иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам является неправомерным.
Д.Е. Ковалевская,
советник налоговой службы II ранга
"Российский налоговый курьер", N 6, июнь 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99
www.rnk.ru