Исчисление специального трудового стажа (выслуги)
для назначения пенсии за выслугу лет в связи
с педагогической деятельностью
Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Закон) устанавливает несколько видов трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет.
В соответствии с Законом (ст.77) пенсии за выслугу лет устанавливаются за длительную подземную, другую работу с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также за некоторую иную профессиональную деятельность.
Таким образом, существует различная профессиональная деятельность, дающая право на указанные пенсии. В частности, Закон устанавливает право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (ст.80).
Закон определил единственное условие, при достижении которого гражданин вправе претендовать на получение такой пенсии, - это наличие специального трудового стажа (выслуги) общей продолжительностью не менее 25 лет. Возраст гражданина, продолжительность его общего трудового стажа и какие-либо другие обстоятельства при назначении данной пенсии не учитываются. При этом следует иметь в виду, что назначение пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью при специальном стаже продолжительностью менее 25 лет (при неполном стаже), в отличие от других видов трудовых пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), законодательством не предусмотрено.
Право на пенсию за выслугу лет имеют не все работники, занимающиеся педагогической деятельностью.
Правительство РФ по согласованию с Пенсионным фондом РФ утверждает списки конкретных работ, профессий, должностей, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, а в необходимых случаях и правила исчисления выслуги и назначения пенсий (ст.83 Закона).
Следовательно, Закон делегировал Правительству РФ право принимать, по существу, определяющие документы по вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет. В том случае, если занимаемая должность или выполняемая работа не соответствуют принятым Правительством спискам или правилам, право на получение пенсии за выслугу лет не возникает, хотя гражданин мог всю свою трудовую жизнь заниматься педагогической деятельностью.
Таким образом, именно Правительство РФ решает, следует ли отнести ту или иную "педагогическую" должность к тем должностям, работа в которых должна засчитываться в выслугу для назначения пенсии, а также вправе предусмотреть ряд обязательных условий (установить правила исчисления выслуги), без наличия которых даже работа на требуемой должности или в учреждении не дает права на пенсию за выслугу лет (например, по режиму работы, по виду учреждения, в котором протекала работа, и т.д.).
При оценке объективности включения в список той или иной должности (учреждения) или установления правил исчисления выслуги следует прежде всего исходить из того, что в соответствии с принципами пенсионного обеспечения пенсии за выслугу лет предоставляются в связи с потерей профессиональной трудоспособности до достижения пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного психологического, физического и другого воздействия на организм человека работы в соответствующих профессиях и должностях. Иначе говоря, из-за неблагоприятных производственных факторов работник, не достигший возраста, дающего право на пенсию по старости, не может по объективным причинам заниматься своей профессиональной деятельностью, вынужден прекратить ее (а может быть, прекратить вообще любую работу) и нуждается в связи с этим в компенсации утраченного заработка. Такой компенсацией и является пенсия за выслугу лет. Именно поэтому по общим правилам пенсия за выслугу лет не выплачивается в период работы, которая дает право на ее получение. Правда, из-за различных причин это общее правило, скорее, сегодня сделалось исключением. В частности, пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью выплачиваются в период любой, в том числе педагогической, работы (за исключением пенсий, рассчитанных с применением индивидуального коэффициента пенсионера в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", которые не выплачиваются в период оплачиваемой работы). Такое решение, конечно, в первую очередь принято с целью повышения уровня материального обеспечения педагогических работников. Однако в результате этого пенсия за выслугу лет фактически превратилась в надбавку к заработной плате и перестала отвечать своей сути -компенсировать утраченный заработок нетрудоспособным лицам.
В настоящее время вопросы пенсионного обеспечения педагогических работников регулируют несколько нормативных правовых актов, утвержденных Правительством РФ.
Обратим следует обратить внимание на особенность применения этих актов во времени: их можно разделить на две группы. Одни акты регулируют порядок подсчета выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г., другие -после указанной даты.
При подсчете выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г. применяется Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее -"старый" Список), утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (с учетом дополнений, внесенных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 953). Кроме того, по желанию гражданина при подсчете выслуги за указанный период могут применяться Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067 (в ред. постановления Правительства РФ от 1 февраля 2001 г. N 79).
При подсчете выслуги за периоды работы с 1 ноября 1999 г. применяется Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - "новый" Список), а также Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее - Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 N 1067 (в ред. постановления Правительства РФ от 1 февраля 2001 г. N 79).
Рассмотрим особенности применения указанных документов.
Исчисление выслуги в соответствии со "старым" Списком
Список состоит из двух частей. Одна часть представляет собой перечень наименований учреждений образования, другая - перечень наименований должностей. При этом право на пенсию за выслугу лет дает работа во всех перечисленных в Списке должностях в любых поименованных учреждениях образования.
В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работников образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и на должностях, предусмотренных указанным Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций), в том числе в частных (коммерческих) учреждениях.
Список расширительному толкованию не подлежит. Поэтому в подсчет выслуги педагогическим работникам включается не всякая педагогическая работа, а лишь та, которая протекала в должностях и в учреждениях, поименованных в Списке. При этом необходимо, чтобы Списку одновременно соответствовали наименование как должности, так и учреждения. В связи с этим, например, время работы в должностях в учебных группах при детских санаториях, клиниках, больницах (учитель, воспитатель и др.) не включается в подсчет выслуги, так как в Списке такие учебные группы не предусмотрены.
Основное требование, вытекающее из текста ст.80 Закона и предъявляемое к учреждениям образования при определении права на включение в выслугу работы на той или иной должности, - данное учреждение по своим функциям, целям и задачам было создано и занималось обучением (воспитанием) детей.
В том случае, если в Списке указаны учреждения под общим наименованием, например школы всех типов и наименований, то при решении вопроса о включении в выслугу соответствующей работы необходимо уточнять, является ли это учреждение (в нашем случае школа) учреждением для детей. Например, в выслугу лет не засчитывается время работы в должности преподавателя автошколы ДОСААФ, поскольку указанные автошколы учреждениями для детей не являются. Также не может быть засчитана в выслугу работа тренером-преподавателем школы высшего спортивного мастерства.
На практике возникает вопрос: в каком порядке следует засчитывать в выслугу работу в учреждениях дополнительного образования?
В "старом" Списке поименованы внешкольные учреждения. В связи с утверждением Типового положения дополнительного образования детей (постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233) признано утратившим силу постановление Совета Министров РСФСР от 23 февраля 1991 г. N 119 "О временных положениях, регламентирующих деятельность учреждений (организаций) системы образования и подготовки кадров в РСФСР" в части утверждения Временного положения о внешкольном учреждении в РСФСР. Вместо внешкольных учреждений была введена система дополнительного образования детей. В связи с изложенным за периоды после вступления в силу постановления Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 233 (без внесения формальных изменений в "старый" Список) в выслугу включается соответствующая работа в учреждениях дополнительного образования детей. При этом статьей 26 Закона РФ "Об образовании" предусмотрены дополнительные образовательные программы различной направленности, реализуемые в образовательных учреждениях дополнительного образования различных видов, в том числе в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и пр., не ориентированных на детей.
При определении права на включение в выслугу соответствующей работы необходимо уточнять, на какой вид деятельности выдана лицензия: на дополнительное образование детей или на дополнительное образование. Право на пенсию за выслугу лет возникает лишь у работников, осуществляющих свою деятельность в учреждениях, получившим лицензию на дополнительное образование детей.
Педагогические работники, чьи должности не предусмотрены Списком, не имеют права на пенсию за выслугу лет и в том случае, когда наряду с выполнением своих должностных обязанностей они вели педагогические часы с различной степенью учебной нагрузки.
Вместе с тем если работник осуществлял свою деятельность на должности, предусмотренной Списком, в течение неполного рабочего дня (на полставки, четверть ставки и т.д.), то это не лишает его права на включение данного периода в выслугу, за исключением случаев подсчета выслуги в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067 (об этом подробнее ниже).
В выслугу также может быть включена работа по совместительству, специальности, поскольку в отличие от ранее действовавшего союзного законодательства Закон не устанавливает здесь каких-либо ограничений. При этом не имеет значения, каков был объем работы по совместительству (на полставки, на четверть ставки и т.д.). Под работой по совместительству понимается занятие в установленном порядке штатной должности в том же или другом учреждении, организации.
Проблема включения в выслугу периодов работы в тех учебных заведениях, которые не обладают статусом учреждения, т.е. статусом юридического лица, связана с наличием термина "учреждение" в ст.80 Закона и в постановлении Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 (пенсия назначается в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей) и возникла в связи с вступлением в силу Закона РФ "Об образовании".
Дело в том, что статья 12 данного Закона устанавливает правовое положение образовательных учреждений. Она определяет образовательное учреждение как юридическое лицо.
Вопросы создания и деятельности юридического лица, в том числе образовательного учреждения, регулируются Гражданским кодексом РФ и, соответственно, Законом РФ "Об образовании".
Органы, осуществляющие назначение пенсий, за периоды работы после введения в действие Закона РФ "Об образовании" (т.е. с 31 июля 1992 г.) стали требовать, чтобы образовательное учреждение, в котором протекала эта работа, имело статус юридического лица. Без наличия такого статуса соответствующая работа в выслугу не засчитывается.
Вместе с тем судебная практика по данному вопросу неоднозначна, и во многих случаях суды принимают решения о необходимости включения в выслугу периодов работы в образовательном учреждении, которое официально не оформило статус юридического лица.
Данная проблема нашла свое разрешение в Правилах, содержащих (в п. 5) перечень учебных заведений, работа в которых включается в выслугу независимо от статуса юридического лица.
Исчисление выслуги в соответствии с "новым" Списком и Правилами
Как отмечалось выше, постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067 (далее - постановление N 1067) не отменяет действия постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 и утвержденного им Списка ("старого" Списка). Постановление N 1067 устанавливает правило, согласно которому периоды работы в соответствующих должностях до 1 ноября 1999 г. засчитываются в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, на основании прежних нормативных правовых актов Правительства, а после указанной даты - на основании новых нормативных правовых актов ("нового" Списка и Правил).
"Новый" Список, как и "старый" (по которому исчисляется выслуга за периоды работы до 1 ноября 1999 г.), содержит конкретные наименования должностей и учреждений, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
При этом между "старым" и "новым" Списками имеются заметные различия как в наименованиях должностей, так и в наименованиях учреждений.
По сравнению со "старым" Списком из перечня наименований должностей исключены такие должности, как: старший преподаватель, родитель-воспитатель, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, помощник директора по режиму, старший дежурный по режиму, дежурный по режиму, воспитатель-методист, инструктор слухового кабинета, военный руководитель.
Некоторые должности впервые включены в "новый" Список. Это: начальник соответствующего образовательного учреждения, заместители начальника, деятельность которых связана с учебным процессом, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, инструктор по труду.
Наименования учреждений в Списке приведены в соответствии с действующими типовыми положениями о типах образовательных учреждений. "Новый" Список, в отличие от "старого", построен по следующей схеме: указаны соответствующие типы учреждений, например: "общеобразовательные учреждения", "дошкольные образовательные учреждения" и т.д.; внутри каждого типа образовательных учреждений перечисляются конкретные виды этих учреждений: школа, гимназия, детский сад и т.д. При этом в "новый" Список включены такие типы и виды учреждений, которые в "старом" Списке не поименованы, например: учреждения социального обслуживания (тип), лицей-интернат (вид), прогимназия (вид) и др. Устаревшее название такого типа образовательных учреждений, как "внешкольные учреждения", содержащееся в "старом" Списке, в "новом" заменено на действующее в настоящее время - "образовательные учреждения дополнительного образования детей" и т.д.
Следует иметь в виду, что данные изменения непосредственно влияют на право граждан на подсчет выслуги. Так, лишились права на пенсию за выслугу лет работники некоторых учреждений. Например, в "старом" Списке указаны школы всех наименований. Поэтому было не важно, к какому типу учреждений относилась школа; главное, чтобы она была учреждением для детей. Сейчас работа на соответствующей должности в школе будет засчитываться в выслугу, если эта школа относится к определенному типу учреждений. Например, работа в начальной общеобразовательной школе, которая относится к общеобразовательным учреждениям, засчитывается в выслугу без каких-либо особенностей. Работа же в музыкальной школе, относящейся к учреждениям дополнительного образования детей, за периоды после 1 января 2001 г. будет засчитываться в выслугу при соблюдении определенных условий.
"Новый" Список в редакции постановления N 79 в зависимости от условия включения в выслугу работы в соответствующих должностях и в учреждениях можно условно разделить на две части (в прежней редакции "нового" Списка такого разделения не было).
Первая часть включает в себя п.1 раздела "Наименование должностей" и п.1-14 раздела "Наименование учреждений". Вторая часть включает п.2 раздела "Наименование должностей" и п.15 раздела "Наименование учреждений" и касается только работы в соответствующих должностях в учреждениях дополнительного образования детей.
Работа в должностях и учреждениях, указанных в условной первой части, засчитывается в выслугу в обычном порядке (с особенностями включения в выслугу работы в некоторых должностях и учреждениях, указанными в Правилах).
Вторая условная часть Списка, как отмечалось выше, относится только к работе в должностях в учреждениях дополнительного образования детей. Теперь работа в этих должностях и учреждениях в зависимости от времени ее протекания включается в выслугу по-разному.
Работа в указанных должностях и учреждениях за период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. засчитывается в выслугу без всяких ограничений.
Периоды такой работы с 1 января 2001 г. засчитываются в выслугу только при одновременном соблюдении двух условий:
первое - наличие на 1 января 2001 г. педагогической выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев. (В эту выслугу может включаться любая работа как по "старому" Списку, так и по "новому" Списку. Если на указанную дату у гражданина выработана выслуга меньшей продолжительности, например 16 лет 6 месяцев, работа в должностях в учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 января 2001 г. в выслугу не включается);
второе - в указанную выслугу (16 лет 8 месяцев) обязательно должна быть включена работа в должностях и учреждениях дополнительного образования детей, предусмотренная в п.2 раздела "Наименование должностей" и п.15 раздела "Наименование учреждений" "нового" Списка (во второй условной части Списка) за период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. Продолжительность такой работы значения не имеет. (Иными словами, гражданин хотя бы один день в периоде между 1 ноября 1999 г. и 31 декабря 2000 г. должен был работать в должностях и учреждениях дополнительного образования детей, предусмотренных "новым" Списком).
Как сказано выше, до принятия постановления N 79 в Списке не было этих двух условных частей. Учреждения дополнительного образования для детей были указаны в п.11 Списка. При этом в выслугу включалась работа в этих учреждениях только в должности педагога дополнительного образования. Кроме того, наименований (количество) таких учреждений было меньше, чем сейчас.
Постановление N 79 по сравнению с прежней редакцией Списка, с одной стороны, расширило перечень должностей и учреждений дополнительного образования детей, работа в которых включается в выслугу (включены должности: преподаватель; тренер-преподаватель; старший тренер-преподаватель; тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре; старший тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре; и учреждения: детская школа искусств (в том числе музыкальная, хоровая, джазовая, художественная, хореографическая, театральная, цирковая, кинофотоискусства); детско-юношеская спортивная школа (всех наименований); детско-юношеская спортивно-адаптивная школа (всех наименований), но с другой - установило указанные выше ограничения (два условия).
При подсчете выслуги по "новому" Списку следует иметь в виду следующие особенности.
Во-первых. В выслугу лет за периоды работы после 1 ноября 1999 г. включается работа, осуществлявшаяся только в государственных и муниципальных учреждениях образования. Работа в других учреждениях, например в частных школах, в выслугу не засчитывается.
Во-вторых. В соответствии с Правилами в выслугу теперь включается работа только при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Если указанная норма рабочего времени не соблюдалась (гражданин работал неполный рабочий день), период такой работы в выслугу не включается.
Из данного правила сделаны исключения. Независимо от объема выполняемой учебной нагрузки в выслугу засчитывается работа в качестве учителей начальных классов перечисленных в п.1 раздела "Наименование учреждений" Списка общеобразовательных учреждений, а также работа в качестве учителей расположенных в сельской местности некоторых видов общеобразовательных учреждений: начальных общеобразовательных школ, основных общеобразовательных школ; средних общеобразовательных школ, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов.
Обращаем внимание, что требование к соблюдению нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) для включения в выслугу педагогической работы, согласно постановлению Правительства РФ от 20 марта 2000 г. N 240 "О внесении дополнения в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067", применяется к периодам работы начиная с 1 сентября 2000 г. К периодам работы с 1 ноября 1999 г. до 1 сентября 2000 г. данное требование не применяется, и в выслугу может включаться работа с неполным рабочем днем.
В настоящее время (по информации Министерства образования РФ) установлены следующие нормы рабочего времени (педагогической (преподавательской) работы), за которые выплачивается ставка заработной платы (должностной оклад) педагогическим работникам:
18 часов (3 часа в день) в неделю: для учителей V-XI (XII) классов образовательных учреждений; учителей трудового обучения II-IX классов специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением; преподавателей специальных дисциплин I-XI классов общеобразовательных музыкальных и художественных учреждений, педагогов дополнительного образования и тренеров-преподавателей образовательных учреждений всех типов и видов; учителей иностранного языка в I-IV классах общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждений; преподавателей педагогических училищ (педагогических колледжей); учителей межшкольных учебно-производственных комбинатов (центров) трудового обучения и профессиональной ориентации обучающихся, в том числе компьютерных;
3 часа в день (720 часов в год): для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования всех видов;
20 часов в неделю: для учителей I-IV классов, учителей-дефектологов, учителей-логопедов образовательных учреждений;
24 часа в неделю: для музыкальных руководителей образовательных учреждений;
25 часов в неделю: для воспитателей специальных (коррекционных) образовательных учреждений (групп) для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии (для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших, незрячих, слабовидящих и поздноослепших с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата (в том числе для детей, больных сколиозом), для умственно отсталых и др.);
30 часов в неделю: для старших воспитателей, воспитателей образовательных учреждений (кроме образовательных учреждений, указанных ниже), специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением;
36 часов в неделю: для старших воспитателей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, воспитателей общежитий, мастеров производственного обучения, руководителей физвоспитания, преподавателей-организаторов (основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки).
Вместе с тем в отличие от прежнего порядка в выслугу можно включать работу не только в том случае, если она протекала на штатной должности, но и если она осуществлялась без занятия штатной должности (так называемые почасовики). Главное, чтобы выполнялась норма рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
В-третьих. Условия включения в выслугу периодов работы на определенных должностях оговорены в Правилах.
Так, руководящие работники образовательных учреждений в зависимости от типов или видов этих учреждений и порядка включения в выслугу работы в качестве руководителя разделены Правилами (п.2) на три категории:
первая - работа в качестве руководителей соответствующих образовательных учреждений засчитывается в выслугу независимо от ведения преподавательской работы.
К руководителям относятся: директора (начальники, заведующие) детских домов, санаторных детских домов и специальных (коррекционных) детских домов для детей с отклонениями в развитии, заместители директоров (начальников, заведующих) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, связанной с образовательным процессом, учреждений, указанных в п. 1-7, 9, 10 раздела "Наименование учреждений" Списка;
вторая - работа в качестве руководителей соответствующих образовательных учреждений засчитывается в выслугу при условии ведения ими преподавательской работы в том же или в другом образовательном учреждении для детей в установленном объеме.
К указанным руководителям относятся: директора (начальники, заведующие) учреждений, указанных в п.1-3 (кроме детских домов, санаторных детских домов и специальных (коррекционных) детских домов для детей с отклонениями в развитии), 4-7, 9 раздела "Наименование учреждений", которым для включения периодов работы в качестве руководителей необходимо вести преподавательскую работу в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а учреждений среднего профессионального образования (п.10 раздела "Наименование учреждений") - при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 360 часов в год;
третья - работа в качестве руководителей других образовательных учреждений в выслугу не засчитывается.
Помимо названных условий включения в выслугу времени работы на руководящих должностях имеются особенности по включению в выслугу периодов работы и на некоторых других должностях, оговоренных в п.3 Правил:
работа на должностях: социальный педагог, педагог-психолог, инструктор по труду - засчитывается в выслугу только в учреждениях социального обслуживания (п.13 раздела "Наименование учреждений"). Работа на этих должностях в любых других учреждениях для детей право на пенсию за выслугу лет не дает;
работа в домах ребенка (в том числе специализированных) засчитывается в выслугу только в должности воспитателя (п.3 Правил). Работа на других должностях в данных учреждениях в педагогическую выслугу не засчитывается;
работа в учреждениях дополнительного образования детей (п.15 раздела "Наименование учреждений" Списка) засчитывается в выслугу только в должностях, предусмотренных пунктом 2 раздела "Наименование должностей" Списка;
работа в должностях, указанных в п.2 раздела "Наименование должностей", не засчитывается в выслугу в учреждениях, перечисленных в п. 1-14 раздела "Наименование учреждений" Списка.
Как говорилось выше, после вступления в силу Закона РФ "Об образовании" при применении постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 действовало правило, что в выслугу лет может включаться работа только в учреждениях (соответствующая школа, детский сад и т.д. должны обладать статусом юридического лица).
Пункт 5 Правил содержит перечень структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений и организаций, работа в которых в соответствующих должностях засчитывается в выслугу независимо от того, что эти подразделения не имеют статуса юридического лица. При этом сами эти учреждения и организации могут не являться учреждениями и организациями, осуществляющими педагогическую деятельность для детей; необходимо только, чтобы структурное подразделение осуществляло такую деятельность.
К таким структурным подразделениям относятся:
общеобразовательная школа;
лицей;
гимназия;
вечерняя (сменная) общеобразовательная школа;
учебно-производственный комбинат;
школа-интернат;
детский сад;
техникум;
училище;
колледж;
профессиональное училище;
профессиональный лицей.
В соответствии с п.4 Правил работа, осуществлявшаяся в предусмотренных Списком должностях и учреждениях РФ за границей, засчитывается в выслугу на общих основаниях. Таким образом, работа в иностранных учреждениях в выслугу лет не засчитывается, если это прямо не предусмотрено международными договорами (соглашениями).
Как говорилось выше, статья 80 Закона устанавливает, что пенсия за выслугу лет предоставляется за работу в школах и других учреждениях для детей. Под детьми по общим правилам понимаются лица, не достигшие 18-летнего возраста.
В то же время в некоторых учебных заведениях, предусмотренных Списком, допускается обучение лиц старше 18 лет.
В связи с этим пункт 6 Правил содержит норму, что работа в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, центрах образования, открытых (сменных) общеобразовательных школах, вечерних (сменных) профессиональных училищах и в учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в выслугу при условии, чтобы в общем числе обучающихся в указанных учреждениях не менее 50% составляли дети в возрасте до 18 лет.
Применение Правил при исчислении выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г.
Постановлением N 79 пункт 3 постановления N 1067 дополнен нормой (второй абзац), согласно которой Правила по желанию гражданина могут применяться при исчислении выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г.
До принятия постановления N 79 при подсчете выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 г. применялись только постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 и утвержденный им Список ("старый" Список).
Теперь же при исчислении выслуги за периоды работы до указанной даты гражданин может воспользоваться следующими вариантами:
исчислять выслугу по "старому" Списку с применением ранее действовавшего порядка исчисления выслуги, определенного постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463;
исчислять выслугу по "старому" Списку с применением Правил, утвержденных постановлением N 1067 (в ред. постановления N 79).
При применении второго варианта, в частности, решается вопрос о включении в выслугу периодов работы в учебных заведениях, не имеющих статуса юридического лица. Если указанные учебные заведения перечислены в п.5 Правил, то периоды работы в них и до 1 ноября 1999 г. засчитываются в выслугу. При этом эти структурные подразделения (учебные заведения) могут быть и в составе государственных или муниципальных учреждений (организаций), не поименованных в "старом" Списке.
Кроме того, в выслугу можно засчитывать работу не на штатных должностях при условии выработки соответствующей педагогической или учебной нагрузки.
В то же время помимо этих положительных для граждан моментов нельзя забывать и об ограничениях и особенностях исчисления выслуги, установленных Правилами, о которых говорилось выше.
При этом при подсчете выслуги с учетом ограничений или особенностей исчисления выслуги, которые в Правилах отнесены к конкретным должностям и учреждениям, указанных в "новом" Списке (п.2-3 Правил), применительно к "старому" Списку следует исходить из самого наименования должности или учреждения. Отсылка к пунктам "нового" Списка в данном случае значения не имеет.
Например, работа в качестве директора школы-интерната за периоды до 1 ноября 1999 г., не имеющей статуса учреждения (в "старом" Списке предусмотрены школы-интернаты всех типов и наименований), будет засчитана в выслугу с учетом применения п.2 и 5 Правил при условии ведения директором преподавательской работы в том же или другом образовательном учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год).
Следует иметь в виду, что за периоды работы до 1 ноября 1999 г. можно применять только Правила, но не "новый" Список. Во всех случаях при исчислении выслуги за периоды работы до указанной даты наименование должности и учреждения определяется в соответствии со "старым" Списком.
Пенсии за выслугу лет всегда назначались в строгом соответствии с утвержденными списками профессий и должностей, а также учреждений и не подлежали расширительному толкованию. Постановлением N 1067 Минтруду России по представлению Минобразования России и по согласованию с Пенсионным фондом РФ предоставлено право устанавливать тождественность наименований должностей и учреждений, предусмотренных списками (как "старым", так и "новым"), с аналогичными должностями и учреждениями, имевшими иные, ранее применявшиеся наименования. Эта норма очень актуальна, поскольку в российской (и бывшей советской) истории достаточно часто имели место случаи переименования должностей и учреждений. При этом, однако, характер и условия работы не менялись, и человек всю жизнь работал на одном и том же месте. Но поскольку новые (или старые) наименования должности или учреждения не были перечислены в правительственных документах, человек лишался права на пенсию.
Вместе с тем процедура установления тождественности достаточно сложна, и на сегодняшний день не было ни одного случая ее установления.
При исчислении выслуги как за периоды работы до 1 ноября 1999 г., так и за периоды работы после этой даты следует руководствоваться общими правилами подсчета выслуги лет, в соответствии с которыми выслуга исчисляется в календарном порядке и льготный порядок исчисления стажа, предусмотренный статьей 94 Закона (один год работы приравнивался к полутора годам стажа в связи с работой в районах Крайнего Севера, один год работы в период Великой Отечественной войны к двум годам стажа и т.д.), не применяется.
Исчисление сроков выслуги производится календарно - от даты зачисления на соответствующую должность до даты увольнения с нее.
А.С. Назаров
"Гражданин и право", N 7, 8, июль, август 2001 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Исчисление специального трудового стажа (выслуги) для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью
Автор
А.С. Назаров
"Гражданин и право", 2001, N 7, 8