Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи О.В. Вишневской,
судей А.И. Муртазина и Р.Р. Насибуллина,
при секретаре судебного заседания О.В. Кузьмине,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Р.Р. Насибуллина гражданское дело по апелляционной жалобе Камардина В.И. на решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 08 июня 2012 года, которым постановлено:
Иск Камардина В.И. к Военному комиссариату Республики Татарстан о перерасчете суммы возмещения вреда здоровью удовлетворить частично.
Обязать Военный комиссариат Республики Татарстан выплачивать Камардину В.И., начиная с 05 марта 2012 года, ежемесячно по "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки пожизненно с дальнейшей индексацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В остальной части иска отказать.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения В.А. Камардина в поддержку апелляционной жалобы, возражения представителя Военного комиссариата Республики Татарстан ФИО1, а также обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В.И. Камардин обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Татарстан о перерасчете размера ежемесячных денежных компенсаций в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указывая, что он с "дата" года является инвалидом третьей группы при 60% утрате трудоспособности по заболеванию вследствие радиационного воздействия при выполнении вышеперечисленных работ; в рамках другого дела решением Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 25 июля 2006 года и определением того же суда от 12 марта 2007 года размер среднего заработка для исчисления ежемесячного возмещения вреда здоровью был определен равным "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек с последующей индексации, исходя из величины прожиточного минимума для пенсионеров по Республике Татарстан; с "дата" года имеет первую группу инвалидности при 100% утрате трудоспособности; однако соответствующие выплаты продолжают производиться из расчета 60% потери трудоспособности и составляют "данные изъяты" рубль "данные изъяты" копеек, тогда как должны составлять "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек.
По приведенным основаниям истец просил возложить Военный комиссариат Республики Татарстан обязанность производить выплаты в возмещение вреда здоровью в размере по "данные изъяты" рубля "данные изъяты" копейки ежемесячно, начиная с "дата" года, пожизненно с дальнейшей с 01 января 2013 года индексацией пропорционально увеличению прожиточного минимума для пенсионеров по Республике Татарстан.
Представитель ответчика иск не признал, сославшись на изменение законодательства в вопросе расчета суммы возмещения вреда здоровью и указывая, что применительно к истцу размер возмещения вреда здоровью подлежит исчислению не из среднего заработка, а из денежного довольствия, и на 01 мая 2012 год при 100% утрате трудоспособности составляет "данные изъяты" рублей, тогда как по решению Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 25 июля 2006 года ежемесячная выплата производится в размере "данные изъяты" рубль "данные изъяты" копеек.
Суд иск удовлетворил частично.
В апелляционной жалобе В.И. Камардин ставит вопрос об отмене решения суда ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, нарушения норм материального, процессуального права. Указывает, что индексация суммы возмещения вреда здоровью должна производиться согласно величине прожиточного минимума, установленного для пенсионеров по Республике Татарстан, и данное обстоятельство, имеющее преюдициальное значение, определено решением Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 25 июля 2006 года по другому делу. Утверждает также, что индексации подлежит не только заработок, а вся сумма полученных им выплат в спорные периоды.
Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в частности, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащих, военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 13 настоящего Закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Установление размера сумм возмещения вреда, причиненного здоровью чернобыльской катастрофой, производилось до 15 февраля 2001 года на основании пункта 25 части 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ).
Данная правовая норма гарантировала возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.
В связи с изложенным порядок определения размера заработка, из которого исчисляется возмещение вреда, регулировался ранее Правилами возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденными постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4214-1 (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 180-ФЗ), а начиная с 06 января 2000 года - Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", применяющимся вне зависимости от времени нанесения вреда здоровью.
Как следует из материалов дела, "дата" года В.И. Камардину, являющемуся участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, с установлена инвалидность третьей группы (при 60% утрате трудоспособности) по причине заболевания от радиационного облучения при выполнении вышеуказанных работ, с "дата" года - первая группа инвалидности (со 100% утратой трудоспособности) по тому же основанию.
При этом в рамках другого гражданского дела года в связи с разрешением спора о возмещении вреда, нанесенного здоровью В.И. Камардина в связи с выполнением им работ по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, решением Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 25 июля 2006 года постановлено определить размер возмещения вреда, причиненного здоровью истца и производить взыскания в его пользу, исходя из размера заработка "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек по состоянию на "дата" года, по "данные изъяты" рубля "данные изъяты" копейки ежемесячно с "дата" года и пожизненно с дальнейшей индексацией пропорционально увеличению прожиточного минимума для пенсионеров в целом по Российской Федерации.
Также определением Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 12 марта 2007 года удовлетворено заявление В.И. Камардина и изменен порядок исполнения решения того же суда от 25 июля 2006 года в части индексации указанием на прожиточный минимум для пенсионеров по Республике Татарстан.
Таким образом, заработок, из которого производится исчисление размера возмещения вреда здоровью, установлен решением Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 25 июля 2006 года и составляет "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копеек на 31 декабря 2005 года.
Данный показатель обоснованно принят судом первой инстанции по настоящему делу, как имеющее преюдициальное значение обстоятельство.
Согласно части 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ), статье 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 года N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288) и статье 318 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей с 01 января 1995 года до 29 ноября 2002 года), допускавшими возможность индексации названных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, такая индексация за период, начиная с 01 июля 2000 года, производилась с учетом величин минимального размера оплаты труда, определенных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда".
В последующем, в соответствии с частью 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" суммы ежемесячных выплат, предусмотренных частями 1 и 2 этой статьи, подлежали ежегодной индексации пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации. Тем не менее, несмотря на то, что указанная норма вступила в силу с 15 февраля 2001 года, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена только по истечении данного календарного года, то есть с января 2002 года.
Начиная с 29 мая 2004 года, в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ) предусмотрена ежегодная индексация размеров всех выплат, установленных базовым Законом, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Таким образом, ежемесячные компенсации в возмещение вреда здоровью, начиная с 2006 года и по 2012 год, проиндексированы судом первой инстанции правильно - с применением коэффициентов 1.09, 1.08, 1.105, 1.13, 1.1, 1.065 и 1.06, установленных, соответственно, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 года N246, от 21 марта 2007 года N171, от 03 сентября 2008 года N655, от 01 января 2009 года N171, от 16 декабря 2009 года N1024, от 21 декабря 2010 года N1079, 08 декабря 2011 года N1019 исходя из уровня инфляции, установленного федеральными законами о федеральных бюджетах за соответствующие годы.
Следовательно, исходя из указанных расчетов, судом первой инстанции правильно определены "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки, начиная с "дата" года, к ежемесячному возмещению вреда здоровью В.И. Камардину.
Доводы истца, содержащиеся и в апелляционной жалобе, о необходимости производить индексацию суммы возмещения вреда здоровью по величине прожиточного минимума, установленного для пенсионеров по Республике Татарстан, отклоняются, поскольку на заявленные В.И. Камардина в настоящем иске периоды законодательно определен иной порядок индексации, а именно, по уровню инфляции.
Довод апелляционной жалобы о том, что выводы суда первой инстанции по настоящему делу в части индексации противоречат решению Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 25 июля 2006 года, имеющему преюдициальное значение, является несостоятельным, так как содержащийся в этом судебном решении вывод об индексации (на будущее время) присужденной суммы относится к стадии исполнения судебного решения и может быть изменен в соответствии с действующим законодательством.
Довод апелляционной жалобы о том, что индексации подлежит не заработок, а вся сумма полученных доходов, отклоняется Судебной коллегией, как выходящие за пределы иска, заявленного в суде первой инстанции.
Иных, аргументированных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Судом полно и всесторонне проверены все имеющие значение для дела обстоятельства, выводы суда по юридически значимым обстоятельствам достаточно аргументированы с правильным применением и толкованием материального закона, подлежащего применению, постановленное им решение не противоречит процессуальному закону.
Руководствуясь статьями 199, 328 (пункт 1) и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Казани Республики Татарстан от 08 июня 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Камардина В.И. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.