Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Вахрамеевой Т.М.,
судей Зюзюкина А.Н., Наумовой И.В.,
при секретаре Гроицкой Е.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 августа 2012 года
апелляционную жалобу ответчика военного комиссариата Белгородской области
на решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 19 апреля 2012 года по гражданскому делу по иску Ильенко А.Д. к военному комиссариату Белгородской области об индексации ежегодных выплат в счет возмещения вреда, причиненного здоровью и ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров.
Заслушав доклад судьи Зюзюкина А.Н., объяснения представителя военного комиссариата Белгородской области - Попитченко О.А. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения истца Ильенко А.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ильенко А.Д. как ветеран подразделений особого риска в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года N 2123- 1 имеет право на социальные гарантии и льготы, предусмотренные Законом РФ от 15 мая 1991 года N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением Октябрьского районного суда г. Белгорода от 29 октября 2007 года постановлено взыскивать с военного комиссариата Белгородской области в его пользу, начиная с 1 июля 2008 года, ежегодную выплату компенсации за вред здоровью по *** руб., и начиная с 01.06.2007 года ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров по *** руб., до изменения обстоятельств.
Дело инициировано иском Ильенко А.Д., который просил: взыскать с военного комиссариата Белгородской области за счет средств федерального бюджета в его пользу задолженность за период с 01.01.2008 г. по 31.12.2011 г. по индексации выплаты компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере *** руб.; по индексации ежегодной выплаты компенсации за вред здоровью *** руб.; возложить на военный комиссариат Белгородской области обязанность начиная с 01.01.2012 года выплачивать ему за счет средств федерального бюджета ежемесячно компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере *** руб. и ежегодно, начиная с 01.01.2011 г., компенсацию за вред здоровью в размере по *** руб., с последующей индексацией указанных сумм в соответствии с действующим законодательством.
В судебное заседание истец не явился, обеспечив участие в нем своего представителя, который исковые требования поддержал.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований, сославшись на то, что присужденные судом суммы компенсации в значительной степени превышают размеры, установленные на сегодняшний день законом.
Решением суда от 19.04.2012 г. исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в ней (часть 1 ст. 3271 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования в полном объеме, индексируя назначенные решением суда от 29.10.2007 г. размеры компенсаций исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ, с применением следующих коэффициентов индексации: с 1 января 2008 года - 1,105; с 1 января 2009 года - 1,13; с 1 января 2010 года - 1,1; с 1 января 2011 года - 1,065, суд первой инстанции указал на то, что отказ от такой индексации сумм, определенных решением суда, ставит истца в неравное положение с иными лицами данной категории граждан, наличие инфляции является общепризнанным фактом и не учитывать его означает ухудшение ранее достигнутого уровня защищенности истца.
Судебная коллегия полагает, что при рассмотрении настоящего дела было допущено нарушение норм материального права, что в силу п. 4 части 1 ст. 330 ГПК РФ влечет отмену решения.
В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска распространено действие Закона РСФСР от 15.05.1991 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в пределах установленных данным Постановлением. Истцу как лицу, указанному в п.1 данного Постановления, гарантируется предоставление льгот и компенсаций, установленных пунктами 1 - 14 ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 39 Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", истец имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров по п. 13 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а также право на получение ежегодной компенсации за вред здоровью в соответствии со ст. 39 вышеуказанного закона.
В Постановлении от 1 декабря 1997 г. "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Часть 3 ст. 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 26.04.2004 г. предусматривает, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 07.08.2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" определен новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, в соответствии с которым были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. Статьей 3 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, указанных в ст. 4 настоящего Федерального закона, производится в размерах, действующих на 30.06.2000 года, а с 01.01.2001 года - исходя из базовой суммы 100 рублей. Вместе с тем, п. 3 ст. 4 Федерального закона N 122-ФЗ внесены изменения в ст. ст. 14, 39 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которые предусматривают ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодную компенсацию за вред здоровью в размере 400 рублей.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральных Законов от 12.02.2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19.06.2000 г. "О минимальном размере оплаты труда" и от 07.08.2000 г. "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев" указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.
Конституционный Суд Российской Федерации также указал, что отказавшись в рамках нового правового регулирования от минимального размера оплаты труда, как критерия индексации, федеральный законодатель в то же время не установил какой-либо иной индекс, а лишь указал, что данные выплаты подлежат повышению в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 5 базового закона в редакции от 12 февраля 2001 года).
Тем самым данная норма приобрела неопределенный по сравнению с прежним регулированием характер.
Признал не соответствующим Конституции РФ положения Федерального закона об установлении ежегодной индексации сумм возмещении вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации и рекомендовал впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 25.05.2005 г. N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм.
Соответственно Постановлениями Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 847, от 07.05.2005 г. N 292, от 25.04.2006 г. N 246, от 21.03.2007 г. N 171, от 21.12.2007 г. N 914 в редакции от 24.12.2008 г., от 16.12.2009 г. N 1024, от 21.12.2010 г. N 1079 утверждены Правила индексации в 2004 - 2007 годах и на 2008 - 2011 гг. размеров компенсаций и иных выплат гражданам подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены коэффициенты индексации и размеры компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен.
Правовая позиция Верховного Суда РФ по вопросу индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью, предусмотренных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", основанная на нормах ч. 3 ст. 5 названного Закона в редакции Федерального закона от 26.04.2004 г. N 31-ФЗ, сформулирована в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11.01.2008 г. N 25-В07-24. В определении обращено внимание на то обстоятельство, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда, а впоследствии с увеличением прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, установленной в соответствующих постановлениях Правительства Российской Федерации.
Поскольку предусмотренный Постановлениями Правительства РФ от 21.03.2007 г. N 171, от 21.12.2007 г. N 914 в редакции от 24.12.2008 г., от 16.12.2009 г. N 1024, от 21.12.2010 г. N 1079 размер ежегодной компенсации за вред здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров меньше размера компенсаций, выплачиваемых истцу в спорный период, судебная коллегия полагает возможным согласиться с доводами ответчика, что правовых оснований для увеличения компенсаций, назначенных по решению суда и взыскания задолженности с применением к размерам компенсаций коэффициентов инфляции за 2008 - 2011 гг. не имеется, какая-либо недоплата истцу сумм указанных компенсаций со стороны ответчика отсутствует, его права не нарушены.
Обязанность ответчика производить индексацию сумм, выплачиваемых истцу на основании решения суда от 29.10.2007 года, не предусмотрена законом и не установлена указанным решением.
При указанных обстоятельствах решение нельзя признать законным, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. 327, п. 2 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Белгорода от 19 апреля 2012 года по гражданскому делу по иску Ильенко А.Д. к Белгородскому областному военному комиссариату об индексации ежегодных выплат в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, отменить, приняв по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.