Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе : Председательствующего Бузмаковой О.В. и судей Ворониной Е.И., Валуевой Л.Б.
с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Синевой A.M. при секретаре Торсуковой Т.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 18 мая 2011 г. дело по кассационной жалобе Гришунова Г.Ф. на решение Ленинского районного суда г.Перми от 29 ноября 2010 года, которым постановлено:
Исковые требования Гришунова Г.Ф. к Военному комиссариату Пермского края о взыскании компенсаций на приобретение продовольственных товаров, за вред здоровью, возложении обязанности -удовлетворить частично.
Гришунову Г.Ф. в удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату Пермского края в части индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной выплаты за вред здоровью, возложении обязанности на ответчика выплачивать истцу, начиная с 01.06.2010 г., ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, ежегодную компенсацию за вред здоровью в размере 2 279 руб. 70 коп. и 3 039 руб. 11 коп. соответственно - отказать.
Взыскать с Военного комиссариата Пермского края в пользу Гришунова Г.Ф. задолженность по ежемесячной компенсации за вред здоровью за период с 01.01.2008 г. по 01.06.2010 г. в сумме 29785 руб. 58 коп.
Возложить на Военный комиссариат Пермского края обязанность производить Гришунову Г.Ф. ежемесячные выплаты в возмещение вреда здоровью с 01.06.2010 года в размере 6 694,38 руб. с последующей индексацией в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Ворониной Е.И., пояснения Гришунова Г.Ф., заключение прокурора Синевой A.M., об отсутствии правовых оснований к отмене решения суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с иском к Военному комиссариату Пермского края о взыскании в свою пользу 114 000 руб. 32 коп., из которых 85 494 руб. 95 коп. -сумма недоначисленной ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.01.1999 г. по 01.02.2010 г., 9 351 руб. 19 коп. - сумма недоначисленной ежегодной компенсации за вред здоровью для инвалидов 3 группы за период с 01.01.1999 г. по 01.02.2010 г., 19 154 руб. 18 коп. - сумма недоначисленных ежемесячных выплат в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, начиная с 01.01.2008 г. по 01.02.2010 г.; возложении обязанности на ответчика, начиная с 01.01.2010 года, выплачивать истцу ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 2 279 руб. 70 коп., ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью для инвалидов 3 группы в размере 3 039 руб. 11 коп., ежемесячной выплаты в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья в размере 6 252 руб. 40 коп. В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что в период с 30.05.1986 г. по 29.07.1986 г. принимал участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, будучи военнослужащим воинской части N78544; с 30.09.1997 г. является инвалидом 3 группы вследствие ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, пенсионер Министерства обороны РФ, состоит на пенсионном обеспечении в Военном комиссариате Пермского края. В соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС" истцу с 01.01.2001 г. выплачивается ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 руб., а также ежегодная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья в размере 400 руб. Указанные компенсации истцу ответчиком в добровольном порядке не индексируются, что вынуждает истца ежегодно обращаться в суд. В соответствии с положениями постановления Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. за N11-п ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью входят в объем выплат возмещаемого вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предусмотренных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС", в связи с чем, подлежат индексации в порядке, предусмотренном для ежемесячных сумм и иных выплат возмещения вреда здоровью. Таким образом, с учетом положений ч.З ст. 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС", ст. 1 Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР", ст. 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 01.01.1995 г. по 29.11.2002 г.), допустившими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке, установленного законом минимального размера оплаты труда, имеются основания для производства такой индексации за период с 01.07.2000 г. по 01.01.2001 г., поскольку с февраля 1997 г. по 01.07.2000 г. данный показатель не менялся, с учетом минимального размера оплаты труда, указанных в ст. 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", то есть с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 01.07.2000 г., равного 1,581 (132 : 83,49), ас 01.01.2001 г. -с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132). Данная позиция истца подтверждается п.5 постановления Пленума ВС РФ от 14.12.2000 г. за N35, п.8.2 постановления Конституционного Суда РФ N11-П от 19.06.2002 г. Таким образом, сумма недополученных денежных средств за период с 01.07.2000 г. по 01.02.2010 г. с учетом ранее произведенных выплат составляет 114 000 руб. 32 коп. (л.д. 2-5).
Впоследствии истец уточнил ранее заявленные исковые требования, в связи с чем, на день рассмотрения дела просил суд взыскать с ответчика 45 261 руб. 47 коп. - сумма недоначисленной ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров за период с 01.01.1999 г. по 01.06.2010 г., 4 628 руб. 10 коп. - сумма недоначисленной ежегодной компенсации за вред здоровью для инвалидов 3 группы за период с 01.01.1999 г. по 01.06.2010 г., 24 668 руб. 10 коп. - сумма недоначисленной ежемесячной компенсации в связи с причинением -вреда здоровью за период с 01.01.2008 г. по 01.06.2010 г.
В судебном заседании истец настаивал на заявленных требованиях.
Представитель ответчика с иском не согласился.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого в части отказа в удовлетворении исковых требований в части индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной выплаты за вред здоровью, возложении обязанности на ответчика выплачивать истцу, начиная с 01.06.2010 г., ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, ежегодную компенсацию за вред здоровью в размере 2 279 руб. 70 коп. и 3 039 руб. 11 коп. просит в кассационной жалобе Гришунов Г.В. В обоснование жалобы указывает на то, что суд при рассмотрении исковых требований не учел ответчик не исполняет предписанных ему обязанностей в части самостоятельной индекса заявленных истцом компенсаций и производит выплату на уровне цен 2006 года.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, не нашла оснований к отмене решения суда первой инстанции и определения суда.
Поскольку кассационная жалоба не содержит доводов относительно решения суда в части удовлетворения исковых требований, законность и обоснованность обжалуемого решения суда в данной части судебной коллегией не проверяется.
Как следует из материалов дела Гришунов Г.Ф. является инвалидом третьей группы вследствие заболевания, полученного при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
За спорный период Гришунову Г.Ф. выплачиваюсь ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров:
в 1999 году в размере 250 руб. 47 коп. ежемесячно, в 2000 году - 250 руб. 47 коп. ежемесячно, 2001 году - 300 руб. ежемесячно, в 2002 году - 300 руб. ежемесячно,
в 2003 году по март 2004 года - 300 руб. ежемесячно, с апреля 2004 года по декабрь 2006 года - 680 руб. 53 коп. ежемесячно, с января 2007 года по октябрь 2007 года - 748 руб. 58 коп. ежемесячно, с ноября 2007 года по май 2010 года - 889 руб. 23 коп. ежемесячно. Судом установлено, что индексация суммы данной компенсации производилась в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 27.12.2004 г. N 847, 07.05.2005 г. N 292, 24.03.2006 г. N 163, 25.04.2006г. N246, 03.03.2007 г. N 143, от 21.03.2007 г. N 171, от 21.12.2007 г. N914, 16.12.2009 г. N1024, а также решений Ленинского районного суда г.Перми.
В соответствии с решением Ленинского районного суда г.Перми от 21.06.2007 г. с Военного комиссариата Пермского края в пользу Гришунова Г.Ф. взыскана задолженность по компенсациям за вред здоровью (ежемесячная, ежегодная за 2005 год), на приобретение продовольственных товаров за 2005 год в размере 538 руб. 15 коп., за 2006 год в размере 5377 руб. 85 коп.; на Военный комиссариата Пермского края возложена обязанность, начиная с 01.01.2007 г. выплачивать Гришунову Г.Ф. компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, в размере 4 873 руб. 90 коп., компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 889 руб. 23 коп., ежегодную компенсацию за 2006 год в размере 1 185 руб. 67 коп. (гр.дело N2-1217/2007).
Из материалов дела следует, что определением Ленинского районного суда г.Перми от 26.11.2010 г. производство по делу в части исковых требований Гришунова Г.Ф. о взыскании задолженности ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров, ежегодной компенсации за вред здоровью, ежемесячной компенсации за вред здоровью за период с 01.01.1999 г. по январь 2007 г. прекращено.
Из положений ст. ст. 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - это конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.
В Постановлении от 1 декабря 1997 года "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Конституционным Судом Российской Федерации выражена правовая позиция, согласно которой сам факт причинения вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда между государством, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда, и гражданами.
Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.
Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены пунктом 22 статьи 14 и частью 1 статьи 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ).
Частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.
Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500 рублей, инвалидам 3 группы - 400 рублей.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев" (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.
Во исполнение требований закона Правительство Российской Федерации своими Постановлениями от 27 декабря 2004 г. N 847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 7 мая 2005 г., N 292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 25 апреля 2006 г. N 246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 21 марта 2007 г. N 171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", 21 декабря 2007 г. N 914 "Об индексации в 2008 - 2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 21 декабря 2010 N 1079 "Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.
Таким образом, вопрос индексации указанных компенсаций и выплат уже решен на законодательном уровне.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2010 N 1079 "Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" для участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году размер ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров на 2011 год с учетом инфляции составляет 420 руб. 49 коп., размер ежегодной компенсации на оздоровление с учетом инфляции составляет 630 руб. 77 коп.
При указанных обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу о том, что выплачиваемые истцу на основании решения суда денежные суммы ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, в настоящее время значительно превышают, установленные на законодательном уровне размеры соответствующих компенсаций, в связи с чем, какая-либо недоплата истцу сумм указанных компенсаций со стороны ответчика отсутствует.
Обязанность ответчика производить индексацию сумм ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, выплачиваемых истцу на основании решения Ленинского районного суда г.Перми от 21.06.2007 года, не предусмотрена законом и не установлена указанным решением.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.
Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку суд дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом применены верно.
Руководствуясь ст.ст.199, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Кассационную жалобу Гришунова Г.Ф. на решение Ленинского районного суда г.Перми от 29 ноября 2010 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.