Письмо Госналогслужбы РФ, Минфина РФ и ЦБР от 13, 16 августа 1994 г. NN ВГ-4-13/94н, 104, 104
"Порядок применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей"
15 декабря 1994 г., 2, 5 июня 1995 г., 24 октября 1996 г., 17 марта 1998 г.
Приказом Минфина РФ и ЦБР от 24 октября 2011 г. N 137н/2718-У настоящее письмо признано утратившим силу
В целях обеспечения полноты внесения налоговых и иных обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, усиления ответственности налогоплательщиков за соблюдение норм налогового законодательства Президент Российской Федерации Указом от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", постановил:
В целях осуществления первоочередных мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", по обеспечению полноты внесения налоговых и иных обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, Государственная налоговая служба Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации устанавливают следующее:
1. Постановка на учет в налоговом органе
Об учете налогоплательщиков см. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ
1.1. Плательщики налоговых и иных обязательных платежей в бюджеты - юридические лица, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги, а также физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей без образования юридического лица (далее - налогоплательщики), подлежат учету в органах Государственной налоговой службы Российской Федерации (далее - налоговые органы).
Учет налогоплательщиков осуществляется путем их включения в Государственный реестр налогоплательщиков, обеспечивающий идентификацию хозяйствующих субъектов, ведение которого осуществляется налоговыми органами.
См. Правила ведения единого государственного реестра налогоплательщиков, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 266
Предприятия, организации, учреждения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят регистрацию в органах местного самоуправления, встают на учет в налоговом органе по месту учреждения (месту регистрации), определяемому местом нахождения постоянно действующего исполнительного органа предприятия (дирекции).
Предприятия, организации, учреждения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят регистрацию в федеральных органах исполнительной власти Российской Федерации, органах исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, встают на учет по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа этого предприятия, организации, учреждения.
Филиалы, представительства и другие обособленные подразделения юридических лиц, являющиеся налогоплательщиками, и которые в соответствии с законодательством Российской Федерации освобождены от регистрации, встают на учет в налоговом органе по месту нахождения своего постоянно действующего исполнительного органа.
Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят регистрацию в органах местного самоуправления, встают на учет в налоговом органе по месту своей регистрации - месту своего постоянного жительства.
Компании, фирмы, любые другие организации (включая товарищества), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации и объединения, иностранные физические лица - предприниматели подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности в Российской Федерации. Постановка на налоговый учет указанной категории плательщиков производится на основании письменного заявления и документов, подтверждающих их регистрацию в стране постоянного местопребывания.
1.2. Банки и иные кредитные учреждения, а также их филиалы, на которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги, встают на учет в налоговом органе в общеустановленном порядке.
Письмом Госналогслужбы РФ, Минфина РФ и ЦБР от 5, 16 июня 1995 г. NN ВГ-4-12/25н, 47, 174 в пункт 1.3 настоящего Порядка внесены изменения
1.3. При постановке на налоговый учет или переучет налогоплательщиков *) каждому субъекту хозяйственной деятельности (кроме физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) присваивается идентификационный номер налогоплательщика, являющийся единым учетным номером в налоговой системе на всей территории Российской Федерации, который указывается во всех отчетных документах, представляемых в налоговые органы.
Присвоенный юридическому лицу, его филиалу, представительству и другому обособленному подразделению идентификационный номер налогоплательщика сохраняется за ним на все время его действия и не изменяется в случае изменения места его нахождения. При ликвидации (реорганизации) юридических лиц, их филиалов, представительств и других обособленных подразделений идентификационные номера налогоплательщиков повторно другим не присваиваются.
О присвоении, применении, изменении идентификационного номера налогоплательщика и формах документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц, см. приказ МНС РФ от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309
1.4. Налоговый орган при постановке на учет налогоплательщиков, включая физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также филиалов, представительств и других обособленных подразделений юридических лиц выдает каждому из них справку (приложения NN 1;2), подтверждающую их постановку на налоговый учет и представляемую в банк или иное кредитное учреждение для открытия расчетного (текущего) счета для осуществления операций по основной деятельности. Банки и иные кредитные учреждения открывают расчетные (текущие) счета этим налогоплательщикам только при представлении ими подлинника указанной справки.
Согласно Налоговому кодексу РФ банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе
О порядке выдачи справок на открытие ссудных счетов см. письмо Госналогслужбы РФ от 15 апреля 1998 г. N ВП-6-12/243
Банкам и иным кредитным учреждениям открываются корреспондентские счета в расчетно-кассовых центрах Банка России при представлении подлинника справки налогового органа по приложению N 1. При открытии банками дополнительных корреспондентских счетов в банках или иных кредитных учреждениях справки налогового органа представляются также по приложению N 1. Банки - нерезиденты открывают рублевые и валютные корреспондентские счета в российских уполномоченных банках без предъявления справки налогового органа по приложению N 1.
1.5. Налогоплательщики, не являющиеся банками или иными кредитными учреждениями, при открытии ссудных, валютных, депозитных и иных счетов, а также при приобретении других обязательств банков представляют в банк справку (подлинник) налогового органа, удостоверяющую факт уведомления налогового органа о намерении налогоплательщика открыть в банке соответствующий счет (кроме расчетного (текущего) для осуществления операций по основной деятельности) по форме согласно приложениям NN 3;4. Банки и иные кредитные учреждения открывают эти счета налогоплательщикам только при представлении указанной справки (подлинника), которая хранится в последующем в юридическом деле клиента.
Налоговые органы выдают справки согласно приложениям NN 1; 2; 3; 4 налогоплательщику только по его письменному заявлению.
Банкам и иным кредитным учреждениям, расчетно-кассовым центрам Банка России рекомендуется в оперативном порядке связываться с налоговыми органами, выдавшими эти справки (приложения NN 1; 2; 3; 4) для проверки достоверности представленных документов.
1.6. Предприятиям, учреждениям, организациям, финансируемым за счет средств бюджетов всех уровней, бюджетные счета открываются в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации и п. 1.10 письма Центрального банка Российской Федерации от 30 июня 1994 г. N 98 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве". Расходование бюджетных средств осуществляется предприятиями, организациями, учреждениями строго по целевому назначению.
При открытии бюджетных счетов предприятиям, учреждениям, организациям, финансируемым за счет средств федерального бюджета, согласно действующих подразделений "Классификации доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации", а также текущих счетов по учету бюджетных средств других уровней на оплату труда и другие социальные выплаты в соответствии с выделяемыми бюджетными ассигнованиями представление справок о постановке на учет в налоговом органе не требуется до особых указаний.
1.7. Не применяется
См. текст пункта 1.7
1.8. В случае выявления органами Государственной налоговой службы Российской Федерации фактов открытия банками и иными кредитными учреждениями расчетных (текущих), валютных, ссудных, депозитных и других счетов без уведомления налогового органа на руководителей предприятий, организаций и учреждений, банков, других кредитных учреждений, а также на физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей без образования юридического лица, налагаются административные штрафы в размере стократного установленного законодательством Российской Федерации размера минимальной месячной оплаты труда.
Об ответственности банков за нарушение порядка открытия счета налогоплательщику см. Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ
О выявленных фактах открытия банками и иными кредитными учреждениями расчетных (текущих), валютных, ссудных, депозитных и других счетов без уведомления налогового органа органы Государственной налоговой службы Российской Федерации сообщают в Главные территориальные управления (Национальные банки) Банка России по месту расчетно-кассового обслуживания банка, кредитного учреждения. Главные территориальные управления (Национальные банки) Банка России в соответствии со ст. 33 Закона РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" направляют в банк, кредитное учреждение предписание, в котором указывается, что в случаях повторного нарушения установленного порядка открытия счетов у банка, кредитного учреждения в соответствии со ст. 18 Закона РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР" может быть отозвана лицензия на проведение банковских операций.
В настоящее время действует Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
В случае обнаружения фактов повторного невыполнения банком и другим кредитным учреждением установленного порядка открытия налогоплательщикам расчетного (текущего), валютного, ссудного, депозитного или иных счетов налоговые органы и органы налоговой полиции сообщают об установленных фактах в Главные территориальные управления (Национальные банки) Банка России по месту расчетно-кассового обслуживания банка, кредитного учреждения. Главные территориальные управления (Национальные банки) Банка России направляют в Банк России соответствующие материалы для рассмотрения в порядке надзора, вплоть до отзыва лицензии на проведение банковских операций.
Выявление налоговым органом факта повторного нарушения предприятием, организацией, учреждением порядка открытия счетов является основанием для принятия в установленном порядке решения о ликвидации предприятия, организации, учреждения и взыскания полученных ими доходов в пользу государства.
1.9. Налоговые органы несут ответственность за достоверность представляемых справок по приложениям NN 1; 2; 3; 4 в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Письмом Госналогслужбы РФ, Минфина РФ и ЦБР от 2, 5 июня 1995 г. NN ВГ-4-13/23н, 46, 171 раздел 2 настоящего Порядка изложен в новой редакции
2. Сверка сведений об открытых расчетных (текущих), бюджетных и других счетах в банках
2.1. Юридические лица могут иметь расчетные (текущие), бюджетные, депозитные, аккредитивные, ссудные, валютные, по капитальным вложениям и другие счета в банках. Расчетные, текущие счета предназначаются и используются юридическим лицом для зачисления выручки от реализации продукции (работ и услуг), учета своих доходов от внереализационных операций, сумм полученных кредитов и иных поступлений, осуществления расчетов с поставщиками, бюджетами по налогам и приравненным к ним платежам, с рабочими и служащими по заработной плате и другим выплатам, включаемым в фонд потребления, с банками по полученным кредитам и процентам по ним, а также для платежей по решениям судов и других органов, имеющих право принимать решения о взыскании средств со счетов юридических лиц в бесспорном порядке.
Формирование средств на депозитных счетах юридических лиц осуществляется, как правило, путем перечисления соответствующих сумм с их расчетных, текущих счетов.
Средства, получаемые налогоплательщиками с ссудных счетов в виде банковских ссуд в рублях, могут направляться в соответствии с кредитными договорами или на расчетные (текущие) счета заемщика, или непосредственно на оплату кредитуемых материальных ценностей и затрат, включая выдачу средств на заработную плату с одновременным перечислением соответствующих налогов и других обязательных платежей. Погашение задолженности по ссудам банка и уплата процентов по ним производятся налогоплательщиками путем перечисления денежных средств с их расчетных (текущих) счетов. Юридическое лицо аккумулирует на расчетном, текущем счете средства для обеспечения своевременных платежей в бюджет, выплат заработной платы, погашения банковских кредитов и осуществления других платежей.
Изложенные выше требования не распространяются на кредиты, получаемые в иностранной валюте, которые погашаются за счет средств заемщика на счетах в иностранной валюте.
2.2. Филиалу юридического лица по ходатайству юридического лица или его уполномоченного органа может быть открыт текущий счет. Режим указанного счета должен определяться исходя из полномочий филиала, определенных в положении о нем и обязательствами перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами в соответствии с действующим законодательством.
Представительству юридического лица может быть открыт текущий счет. С текущего счета представительства осуществляются расходы и выплаты, связанные с выполнением функций представительства и обязательствами перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами, а также расходы по содержанию аппарата, представительства, включая выдачу средств на заработную плату и другие выплаты, включаемые в фонд потребления.
2.3. Оформление открытия счетов в банках осуществляется в соответствии с порядком, установленным Банком России. При этом предприятиям, учреждениям, организациям, финансируемым за счет средств бюджетов всех уровней, бюджетные счета открываются в соответствии с действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации и пунктом 1.10 письма Банка России от 30 июня 1994 г. N 98 "О выполнении Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве". Открываемые счета подлежат регистрации налоговыми органами в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей".
Не подлежат регистрации налоговыми органами счета по учету просроченных кредитов, другие аналогичные внутрибанковские счета, открытие которых производится банками без участия налогоплательщика, а также при приобретении налогоплательщиками других обязательств банков, например, при покупке векселей и депозитных сертификатов.
О порядке применения пункта 2.3 настоящего Порядка см. письмо Минфина РФ от 18 декабря 1995 г. N 5-2-06
2.4. Налоговые органы обязаны обеспечить сохранность и конфиденциальность сведений налогоплательщика об открытых ему счетах в банках или иных кредитных учреждениях, а также в расчетно-кассовых центрах Банка России и их реквизитах в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
2.5. Налоговые органы, в случае выявления открытия банками и иными кредитными учреждениями счетов без уведомления налогового органа на руководителей предприятий, организаций и учреждений, банков, других кредитных учреждений, а также на физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей без образования юридического лица, налагают административные штрафы, предусмотренные пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.94 N 1006.
3. Информация налогоплательщика об открытых ему счетах в банках или иных кредитных учреждениях
Согласно Налоговому кодексу РФ налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов в десятидневный срок
3.1. Ежеквартально, начиная с отчета за 4 квартал 1994 г., т.е. по состоянию на 1 января 1995 г., каждый налогоплательщик, а также филиал, представительство и другое обособленное подразделение юридического лица, состоящие на учете в налоговом органе, обязаны в срок до 20 числа месяца следующего за отчетным периодом, представлять сведения о расчетных (текущих) счетах, а также ссудных, депозитных и других счетах в банках и иных кредитных учреждениях, действующих на территории Российской Федерации в виде списка согласно приложения N 5, и о счетах в иностранной валюте в банках и иных кредитных учреждениях, действующих на территории Российской Федерации и за рубежом, в виде списка, согласно приложения N 6.
Банки и иные кредитные учреждения представляют в налоговый орган в установленном настоящим пунктом порядке сведения об открытых им корреспондентских счетах в РКЦ Банка России и корреспондентских счетах в других банках или иных кредитных учреждениях, а также открытых им корреспондентских счетах в банках или иных кредитных учреждениях.
Эти сведения представляются налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета.
Налоговые органы обязаны обеспечить сохранность и конфиденциальность полученных от налогоплательщика сведений в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Налоговые органы и банки, кредитные учреждения, расчетно-кассовые центры Банка России ежеквартально осуществляют сверку указанных открытых счетов.
4. Перечисление сумм сокрытого, заниженного дохода в иностранной валюте
4.1. Суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) в иностранной валюте, выявленные в результате проверок налоговых органов, уплачиваются налогоплательщиками или взыскиваются налоговыми органами в установленном порядке инкассовыми поручениями (распоряжениями) налоговых органов на счет Государственной налоговой службы Российской Федерации N 74190001 во Внешторгбанке России в иностранной валюте, временно до особых указаний, а при ее отсутствии или недостаточности - в рублях, с применением курса рубля к иностранным валютам, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату выявления сокрытого или заниженного дохода. При этом датой выявления сокрытого или заниженного дохода считается дата утверждения акта проверки. В инкассовом поручении (распоряжении) в разделе "назначение платежа" налоговым органом делается запись "concealed income" (сокрытый доход) и проставляется код налоговой инспекции, выставившей поручение.
Сумма сокрытого или заниженного дохода в иностранной валюте перечисляется налоговыми органами в соответствующие бюджеты в порядке, установленном в пункте 5 настоящего письма. В дальнейшем номер счета, на который будут зачисляться суммы сокрытого, заниженного дохода в иностранной валюте, и порядок зачисления будет сообщен дополнительно.
Приказом Госналогслужбы РФ от 17 марта 1998 г. N АП-3-10/51 в раздел 5 настоящего Порядка внесены изменения
5. Порядок взимания в бюджеты недоимок по налогам и другим обязательным платежам, а также пени за задержку их уплаты с текущих валютных счетов налогоплательщиков - юридических лиц при отсутствии рублевых средств
5.1. Для погашения недоимки плательщик в случае отсутствия средств на расчетном (текущем) счете должен самостоятельно через уполномоченный банк продать имеющуюся у него иностранную валюту в сумме, достаточной для полного расчета с бюджетами, в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1005 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве" и письмом Центрального банка Российской Федерации от 30 июня 1994 г. N 98.
Налоговые органы в случае отсутствия рублевых средств на расчетных, текущих и иных счетах налогоплательщиков (кроме ссудных и депозитных) с момента возникновения недоимки по налогам и другим обязательным платежам в бюджет выставляют инкассовые поручения (распоряжения) на бесспорное взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм пени за задержку их уплаты с текущих валютных счетов налогоплательщиков, имеющих задолженность по уплате налогов, в пределах остатков денежных средств на этих счетах, а в случае недостаточности этих средств - с последующих поступлений сумм в иностранной валюте в объеме, эквивалентном всей сумме в рублях, подлежащей списанию в бесспорном порядке. В случае недостаточности рублевых средств на расчетных, текущих и иных счетах налогоплательщиков (кроме ссудных и депозитных) налоговые органы вправе взыскивать в бесспорном порядке недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также пени за задержку их уплаты с текущих валютных счетов налогоплательщиков только в пределах недостающего остатка рублевых средств. Сумма задолженности в рублях пересчитывается в иностранную валюту по курсу Банка России на дату выставления налоговыми органами инкассового поручения (распоряжения). При этом в инкассовом поручении (распоряжении) указывается получатель - Государственная налоговая служба Российской Федерации, лицевой счет по соответствующему виду валюты на балансовом счете первого порядка N 405 "Счета предприятий, находящихся в федеральной собственности" - счете N 40503 "Некоммерческие организации", банк - Внешторгбанк России и счет Внешторгбанка России по виду иностранной валюты, а также в инкассовом поручении (распоряжении) указывается код налоговой инспекции, выставившей указанное инкассовое поручение (распоряжение), и вид платежа.
Государственная налоговая служба Российской Федерации не позднее следующего рабочего дня после зачисления платежей в бюджет в иностранной валюте на соответствующий счет во Внешторгбанке России направляет соответствующей налоговой инспекции, на налоговом учете в которой находится налогоплательщик, от которого поступили платежи в бюджет в иностранной валюте, копии поступивших на счет Государственной налоговой службы Российской Федерации во Внешторгбанке России выписок по соответствующему счету с указанием назначения платежа и бюджетов, в которые должны быть зачислены поступившие суммы. Налоговая инспекция, получив копии указанных документов, делает соответствующие записи в лицевом счете плательщика и контролирует полное погашение недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также пеней за задержку их уплаты в бюджеты всех уровней.
Государственная налоговая служба Российской Федерации обеспечивает проведение ежемесячной сверки расчетов по поступившим платежам в иностранной валюте в бюджет с территориальными налоговыми инспекциями, осуществляющими учет налогоплательщиков. Результаты сверки оформляются актом, подписываемым представителем Государственной налоговой службы Российской Федерации и представителем территориальной налоговой инспекции.
Государственная налоговая служба Российской Федерации обеспечивает ежемесячное перечисление валютных средств на валютные счета соответствующих бюджетов.
За невыполнение указанных выше требований руководители Государственной налоговой службы Российской Федерации и территориальных налоговых инспекций несут ответственность, установленную законодательством.
Порядок отражения возникающих суммовых разниц, как положительных, так и отрицательных, в связи с изменением курса рубля к иностранным валютам в ходе совершения этих операций будет сообщен Министерством финансов Российской Федерации дополнительно.
Налоговый орган одновременно с выставлением инкассового поручения (распоряжения) на списание недоимки и иных обязательных платежей в бюджет, а также пени за задержку их уплаты с текущего валютного счета налогоплательщика письменным заявлением отзывает инкассовое поручение (распоряжение) на списание указанных платежей к расчетному (текущему) счету налогоплательщика из картотеки к внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" или представляет банку письменное распоряжение о возврате налогоплательщику неисполненного платежного поручения.
5.2. Банки и иные кредитные организации принимают к исполнению инкассовые поручения (распоряжения) налоговых органов на бесспорное взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также пеней за задержку их уплаты в установленном порядке.
При отсутствии средств на текущем валютном счете организации, инкассовые поручения налоговых органов приходуются в картотеку к счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок". При списании средств с текущего валютного счета на основании инкассового поручения (распоряжения) налогового органа в порядке и очередности, установленной законодательством Российской Федерации, банк или иная кредитная организация осуществляет операции по корреспондентскому счету для зачисления валютных средств, списанных с валютного счета недоимщика, на валютные счета органов Государственной налоговой службы Российской Федерации в установленном для них порядке.
5.3. Налоговые органы при установлении фактов нарушения налогового законодательства и порядка, изложенного в настоящем разделе, банками или иными кредитными учреждениями применяют санкции к ним в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.4. При наличии у налогоплательщика на валютном счете средств для исполнения обязательств по контрактам, предусматривающим импорт товаров (работ, услуг), заключенным до 24 мая 1994 г., или контрактам с иностранными партнерами, заключенными в соответствии с кредитными соглашениями, и имеющейся недоимки по платежам в бюджеты налогоплательщик вправе представить извещение по форме приложения N 7 в налоговый орган о том, что валютные средства, находящиеся на текущих (специальных) валютных счетах в уполномоченных банках Российской Федерации, необходимы для исполнения им указанных контрактов, с указанием необходимой суммы для выполнения контрактов и реквизитов банков, в которых открыты счета на эти цели.
Под контрактом, предусматривающим импорт товаров (работ, услуг), в смысле настоящего Порядка, понимается либо контракт на импорт товаров (работ, услуг), заключенный с иностранным партнером, либо договор поручений или договор комиссии, заключенный с российской посреднической организацией, действующей по поручению налогоплательщика.
Под контрактом с иностранными партнерами, заключенным в соответствии с кредитным соглашением, в смысле настоящего Порядка, понимается контракт, предусматривающий ввоз или вывоз капитала из Российской Федерации в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и иных норм валютного законодательства.
К предприятиям, в случае установления налоговыми органами необоснованного расходования инвалютных средств на цели, не соответствующие выполнению обязательств по вышеуказанным контрактам, применяются санкции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5.5. Налоговый орган при получении извещений по приложению N 7 проверяет достоверность и сверяет данные этих извещений с прилагаемыми контрактами, дополнениями и приложениями к этим контрактам, делает отметку на экземпляре извещения, который возвращается налогоплательщику вместе с контрактами, дополнениями и приложениями к ним. Один экземпляр извещения остается в налоговом органе. В случае возникновения спорных вопросов по срокам заключения контрактов налоговые органы совместно с налоговой полицией проводят необходимые организационные мероприятия по проверке подлинности сроков заключения и исполнения этих контрактов.
5.6. Спорные вопросы о правомерности списания инвалютных средств с текущих (специальных) валютных счетов решаются в установленном законодательством Российской Федерации порядке между предприятием и налоговым органом, выставившим инкассовое поручение (распоряжение).
5.7. В целях погашения недоимки по платежам в бюджеты, а также пени за задержку их уплаты, и при отсутствии у налогоплательщика средств на расчетном (текущем) или валютных счетах и при наличии у налогоплательщиков рублевых или валютных средств на депозитном счете налоговые органы выставляют предприятиям, учреждениям и организациям требование об обязательном переводе средств с депозитного счета на расчетный (текущий) или валютный счет этого предприятия, учреждения и организации по истечении срока действия депозитного договора, а также невозможности его пролонгации (приложение N 8). В случае несоблюдения этого условия налоговый орган вправе обратиться с иском в суд или арбитраж о расторжении депозитного договора и перечислении средств на расчетный или валютный счет.
6. Определение размера облагаемого дохода налогоплательщиков в случаях отсутствия ведения учета облагаемого дохода
6.1. В случаях отсутствия или запущенности у налогоплательщика учета доходов и расходов и объектов налогообложения, в том числе ведения учета в такой форме, которая не позволяет определить размер облагаемого дохода, работники налоговых органов определяют размер облагаемого дохода налогоплательщиков на основании данных, полученных в результате проверок деятельности других физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также предприятий, учреждений и организаций и других категорий налогоплательщиков, или с учетом данных по плательщикам налогов, занимающихся аналогичной деятельностью в подобных условиях.
Выбор аналогичных предприятий в целях применения пункта 6 Указа осуществляется на основании критериев отраслевой принадлежности, конкретного вида деятельности, размера выручки, численности производственного персонала и т.д. В случае отсутствия на территории, подведомственной соответствующему налоговому органу, предприятий, осуществляющих производство соответствующего вида продукции (работ, услуг), определение облагаемого дохода осуществляется на основании данных по предприятиям соответствующей подгруппы, группы, вида, подотрасли, отрасли народного хозяйства согласно общесоюзному классификатору "Отрасли народного хозяйства". Если предприятия, занятые аналогичной деятельностью, существенно отличаются друг от друга по объему полученной выручки, размер облагаемого дохода определяется исходя из показателя отношений между размером облагаемого дохода и суммой выручки, полученной аналогичным предприятием. При невозможности определения объема выручки на проверяемом предприятии расчет размера облагаемого дохода производится на основании показателя соотношения между размером облагаемого дохода и численностью производственного персонала на предприятии, занятом аналогичным видом деятельности.
При наличии на территории, подведомственной налоговому органу, нескольких аналогичных предприятий облагаемый доход определяется исходя из усредненных показателей, рассчитанных по данным предприятиям.
При отсутствии на подведомственной налоговому органу территории предприятий соответствующей отрасли народного хозяйства для определения показателя облагаемого дохода налоговым органом могут использоваться данные по предприятиям соседних регионов.
7. Информация налоговых органов о случаях неуплаты налогоплательщиками налогов в течение 3-х месяцев
7.1. Налоговые органы обязаны в недельный срок информировать Министерство финансов Российской Федерации о случаях неуплаты предприятиями налогов и иных обязательных платежей во все уровни бюджетов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их уплаты.
Для координации работы налоговых органов по представлению информации о случаях неуплаты предприятиями налогов и иных обязательных платежей для возбуждения дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий-должников информация должна направляться в Государственную налоговую службу Российской Федерации для дальнейшей ее передачи Министерству финансов Российской Федерации.
Информация о случаях неуплаты предприятиями налогов и налоговых платежей направляется налоговыми органами в Государственную налоговую службу Российской Федерации только в следующих случаях:
- при решении вопроса о признании несостоятельным (банкротом) предприятия, находящегося в федеральной собственности;
- по крупным предприятиям всех форм собственности.
В случаях, если предприятие находится в собственности субъекта федерации, или же его деятельность независимо от подчиненности имеет большое значение для развития данного региона, информация налоговыми органами передается соответствующим министерствам финансов республик в составе Российской Федерации, финансовым управлениям администраций краев, областей, городов и автономных образований для возбуждения ими дела о несостоятельности (банкротстве) данного предприятия по месту нахождения.
По предприятиям местного значения информация представляется районным налоговым органом районному финансовому органу для дальнейшего принятия необходимых мер.
Налоговые органы, направляющие информацию Госналогслужбе России, должны указывать, какой процент налоговых поступлений за рассматриваемый период в бюджете региона составляют налоги, уплачиваемые данным предприятием, и какой процент недоимки из общей ее суммы по территории числится за данным предприятием (в первую очередь представляется информация по предприятиям, у которых недоимка равна или больше 3 проц. от всей недоимки по территории).
Информация о таких предприятиях представляется к 15 октября 1994 г. и должна включать:
- полное наименование предприятия;
- номера расчетного, текущего, валютного и иных счетов;
- копию баланса (форма N 1) на последнюю дату;
- выписки из лицевых счетов, характеризующих состояние расчетов с бюджетами всех уровней.
При появлении после 1 октября 1994 г. новых случаев неуплаты налогов и других обязательных платежей в течение трех месяцев необходимо в недельный срок представлять информацию по этим предприятиям в вышеуказанном порядке.
8. Совершение операций физическими лицами на сумму свыше 10 тыс. долларов
8.1. В случае совершения физическим лицом (резидентом или нерезидентом) в банке разовой операции в рублях или иностранной валюте в наличной или безналичной форме (зачисление средств на счет по вкладу физического лица, либо любая другая операция по поступлению денежных средств в пользу физического лица, снятие средств со счета по вкладу физического лица, покупка или продажа ценных бумаг или иностранной валюты) на сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов США и выше, банк сообщает об этом в налоговый орган по месту налогового учета банка.
При этом при совершении физическим лицом операций на сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов США и выше по курсу рубля к иностранным валютам, устанавливаемого Банком России на дату совершения операции, работник банка, обслуживающий эту операцию, заполняет форму, указанную в приложении N 9, в двух экземплярах (второй экземпляр остается в делах банка) и при этом требует от лица, совершающего операцию, документ, удостоверяющий его личность.
Первые экземпляры указанной выше формы ежемесячно высылаются в налоговые органы не позднее 10 рабочего дня месяца, следующего за отчетным, фельдъегерской связью, через центр спецсвязи Министерства связи Российской Федерации или по договоренности с налоговым органом курьером банка и сдаются под расписку должностному лицу налогового органа.
По согласованию с местным налоговым органом указанные данные могут банками передаваться на магнитных носителях либо по каналам специальной связи по приложению N 9м.
8.2. Налоговые органы обязаны обеспечить сохранность и конфиденциальность указанной информации в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
9. Работа с денежной наличностью
9.1. Работа с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций организуется в соответствии с "Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации", утвержденным решением Совета Директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40.
9.2. При несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, применяются следующие меры финансовой ответственности:
- за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм взыскивается штраф в 2-кратном размере суммы произведенного платежа.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июня 1993 г. N 626 "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами" предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами установлен 500 тысяч рублей. Указанная сумма является предельной по одному платежу. Вместе с тем, платежи, произведенные одним юридическим лицом в адрес другого юридического лица в один день по нескольким денежным документам в порядке реализации одного договора (контракта) в размере до 500 тыс. рублей, следует рассматривать как единый суммарный платеж. Все расчеты между юридическими лицами сверх этой суммы производятся только в безналичном порядке, за исключением случаев, предусмотренных отдельными нормативными актами Российской Федерации;
Согласно Указанию ЦБР от 14 ноября 2001 г. N 1050-У предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке установлен в Российской Федерации в сумме 60 тысяч рублей
- за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности взыскивается штраф в 3-кратном размере неоприходованной суммы;
- за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов взыскивается штраф в 3-кратном размере выявленной верхлимитной кассовой наличности.
Под сверхлимитной кассовой наличностью понимается средняя величина, рассчитанная исходя из суммы и количества дней превышения лимита остатка денег в кассе.
Лимиты остатка денег в кассе устанавливаются обслуживающими банками всем предприятиям, учреждениям и организациям, независимо от организационно-правовых форм и сферы их деятельности, включая бюджетные, осуществляющим налично-денежные расчеты, в соответствии с требованиями порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации.
На руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном установленном законодательством Российской Федерации размере минимальной месячной оплаты труда.
Исчисление суммы административного штрафа производится из расчета минимального размера оплаты труда, действовавшего на момент совершения указанного нарушения.
9.3. Банки систематически проверяют соблюдение предприятиями, учреждениями и организациями (далее - предприятие) требований "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации". За неисполнение банками предписаний Банка России в части осуществления указанных проверок к ним применяются меры воздействия, предусмотренные Законом РСФСР "О Центральном банке РСФСР (Банке России)".
В настоящее время действует Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Об осуществлении проверок условий работы с денежной наличностью см. письма ЦБР от 14 мая 1996 г. N 14-4/173 и от 26 июля 1996 г. N 14-4/260
Периодичность и круг предприятий, подлежащих проверке, определяется руководителем банка самостоятельно в зависимости от выполнения предприятиями требований порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью. Период, за который рассматривается состояние кассовой дисциплины, должны быть не менее трех месяцев.
При установлении налоговыми органами, в ходе документальных проверок соблюдения налогового законодательства, фактов нарушений условий работы с денежной наличностью, независимо от даты их возникновения, информируются банки, осуществляющие расчетно-кассовое обслуживание данных предприятий или соответствующие финансовые органы.
9.4. Рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложении штрафов, предусмотренных настоящим пунктом, производится органами Государственной налоговой службы Российской Федерации по сведениям, представляемым коммерческими банками и другими органами, осуществляющими проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.
Учреждения банков и соответствующие финансовые органы, производящие проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями требований порядка ведения кассовых операций, направляют в налоговые органы по месту учета налогоплательщика представления с приложением копий справок по указанным проверкам.
Суммы штрафов, взыскиваемые по основаниям, определенным настоящим пунктом, зачисляются в федеральный бюджет. Взыскание штрафов производится органами Государственной налоговой службы Российской Федерации в порядке, установленном налоговым и административным законодательством Российской Федерации.
---------------------------------------
*) Под "переучетом налогоплательщика" следует понимать присвоение каждому налогоплательщику, находящемуся на учете в налоговом органе, идентификационного номера налогоплательщика. Переучет налогоплательщиков проводится налоговыми органами в настоящее время до 1 октября 1994 года.
Руководитель Государственной налоговой службы |
В.В. Гусев |
13.08.94 N ВГ-4-13/94н
Первый Заместитель Министра финансов |
А.П.Вавилов |
13.08.94 N 104
Председатель Центрального банка |
В.В.Геращенко |
16.08.94 N 104
Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 сентября 1994 г.
Регистрационный N 682
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Госналогслужбы РФ, Минфина РФ и ЦБР от 13, 16 августа 1994 г. NN ВГ-4-13/94н, 104, 104 "Порядок применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 сентября 1994 г.
Регистрационный N 682
Настоящее письмо вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст письма опубликован в газете "Российские вести" от 22 сентября 1994 г. N 179, в Бюллетене нормативных актов министерств и ведомств РФ, 1994 г., N 12 (дата подписания выпуска в печать 25 ноября 1994 г.)
Приказом Минфина РФ и ЦБР от 24 октября 2011 г. N 137н/2718-У настоящее письмо признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Госналогслужбы РФ от 17 марта 1998 г. N АП-3-10/51
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа
Письмо Госналогслужбы РФ, Минфина РФ, ЦБР от 24 октября, 10, 11 ноября 1996 г. N ПВ-6-12/773, 95, 349
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного письма
Письмо Госналогслужбы РФ, Минфина РФ и ЦБР от 5, 16 июня 1995 г. NN ВГ-4-12/25н, 47, 174
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного письма
Письмо Госналогслужбы РФ, Минфина РФ и ЦБР от 2, 5 июня 1995 г. NN ВГ-4-13/23н, 46, 171
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного письма
Письмо Госналогслужбы РФ, Минфина РФ, ЦБР, от 15 декабря 1994 г. NN ВГ-4-13/116н, 166, 128
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного письма