Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Ильиной И.Н. и Муравьевой Е.А.,
при секретаре Леонтьевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Карташева Валерия Владимировича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 15 декабря 2010 года, которым отказано в удовлетворении иска Карташева Валерия Владимировича к военному комиссариату Костромской области о признании незаконным акта государственного органа, взыскании задолженности по ежемесячной выплате компенсации на приобретение продовольственных товаров, дополнительной индексации выплат по возмещению вреда здоровью, компенсации ущерба от инфляции.
Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карташев В.В. обратился в суд с иском к военному комиссариату Костромской области с иском о признании незаконными актов ответчика, направленных на уменьшение с 2007 года размеров ежегодной компенсации за вред здоровью, индексации выплат по возмещению вреда здоровью, взыскании задолженности по компенсации на приобретение продовольственных товаров за период сДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ в размере"данные изъяты" рублей и компенсации ущерба от инфляции в размере"данные изъяты" рублей, выплате ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров сДД.ММ.ГГГГ по"данные изъяты" рублей, взыскании задолженности по выплате ежегодной компенсации за вред здоровью за 2007-2010 года в сумме"данные изъяты" рублей и компенсации ущерба от инфляции за период сДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ в размере"данные изъяты" рублей. В обоснование иска указал, что в 1986 году принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Вредными условиями работ его здоровью был причинен вред. В 1995 году врачебно-трудовая экспертная комиссия признала его инвалидом. При переосвидетельствованиях причина инвалидности не изменялась, а сДД.ММ.ГГГГ 2-ая группа инвалидности подтверждена и установлена бессрочно. С 1995 года военный комиссариат Костромской области назначил и выплачивал ему ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, ежегодную денежную компенсацию за вред здоровью. В соответствии с законодательством установленные периодические выплаты подлежат защите от инфляции в полном размере. Должник недобросовестно выполнял свои обязанности по защите компенсационных выплат от инфляции, допускал случаи несвоевременной выплаты сумм в нарушение ст. 314 ГК РФ. Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 02.06.2007 года произведена индексация выплачиваемых сумм, признано право на получение ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров сДД.ММ.ГГГГ в размере"данные изъяты" рублей, на получение ежегодной компенсации за вред здоровью за 2006 год в сумме"данные изъяты" рублей. Выплата в возмещение вреда здоровью ответчиком уменьшена с 2007 года до"данные изъяты" рублей. Он просил военный комиссариат Костромской области представить документ о том, когда и на каком основании уменьшен размер вышеуказанной ежегодной выплаты, однако ответа не получил. Считал, что с учетом применения антиинфляционных мер в виде индексации размер ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров сДД.ММ.ГГГГ должен составлять"данные изъяты" рублей, размер ежегодной компенсации за вред здоровью за 2010 год должен составлять"данные изъяты" рублей, кроме того, в дальнейшем данные суммы должны индексироваться. Таким образом, по расчетам истца образовалась задолженность военного комиссариата Костромской области перед ним в вышеуказанных суммах.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 15 декабря 2010 года Карташеву В. В. в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Карташев В. В. просит решение суда отменить и передать дело на новое рассмотрение. Считает решение суда незаконным и необоснованным, постановленным с грубым нарушением норм процессуального и материального права, регламентирующих обязанность законоприменителя увеличивать выплачиваемые суммы. Указывает, что решение суда в нарушение требований ст. 196 ГПК РФ не содержит выводов по существу законности уменьшения размера ежегодной компенсации с 2007 года, суд не учел решение Свердловского районного суда г. Костромы отДД.ММ.ГГГГ, в котором установлена индексация выплат. Считает, что суд уклонился от правовой оценки установленного факта уменьшения ежегодной компенсации за вред здоровью с"данные изъяты" рублей в 2006 году до"данные изъяты" рублей в 2007 году, тем самым нарушил ст. 12 ист. 13 ГК РФ, так как оспаривание ненормативного акта, в результате которого произведено уменьшение выплаты, оставлено без рассмотрения. Также проигнорированы требования статей 309 и 310 ГК РФ, в силу которых обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, односторонний отказ от обязательств не допускается. По мнению кассатора, суд не учел положения Постановления Конституционного Суда РФ N 11-П от 19.06.2002г. Кроме того, не дал оценки расчетам отДД.ММ.ГГГГ и связанным с ними доказательствам, чем нарушил положения ст.ст. 12,67,195 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Как видно из материалов дела, Карташев В.В. имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 06.02.2007 года с военного комиссариата Костромской области в пользу Карташева В.В. взыскано:"данные изъяты" руб. - задолженность по выплате сумм компенсации на приобретение товаров за период сДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ включительно с учетом ущерба от инфляции;"данные изъяты" руб. - задолженность по выплате сумм ежегодной компенсации за вред здоровью за период сДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ включительно с учетом ущерба от инфляции. На военный комиссариат Костромской области возложена обязанность по выплате Карташеву В.В. ежемесячно суммы компенсации на приобретение продовольственных товаров сДД.ММ.ГГГГ в размере"данные изъяты" руб. с последующей ее индексацией в порядке, определяемом законодательством.
Судом установлено, что военный комиссариат Костромской области по названному решению суда выплатил Карташеву В.В. задолженность по компенсации на приобретение продтоваров за период сДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ в размере"данные изъяты" руб., компенсации за вред здоровью за 2005-2006 годы в размере"данные изъяты" рублей. Кроме того, выплатил компенсацию за вред здоровью за 2007 год -"данные изъяты" руб., за 2008 год -"данные изъяты" руб., за 2009 год -"данные изъяты" руб.; компенсацию на приобретение продтоваров за период сДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ в размере"данные изъяты" руб. ежемесячно, сДД.ММ.ГГГГ компенсация на приобретение продтоваров выплачивается в размере"данные изъяты" рублей (с учетом индексации на 1,07) ежемесячно (л. д. 19).
Разрешая спор, суд, проанализировав нормы законодательства Российской Федерации, регламентирующие правоотношения по выплате и индексации компенсационных выплат участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, обоснованно сделал вывод о том, что компенсационные выплаты, которые просил проиндексировать истец, входят в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляют собой по существу социальные выплаты. До 2001 года указанные компенсации устанавливались в размере, кратном минимальному размеру оплаты труда, что позволяло проводить их индексацию в связи с повышением федеральным законом минимального размера оплаты труда. Федеральным законом от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ в российское законодательство, включая Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 руб.
Частью 3 ст.5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции ФЗ от 26.04.2004 г. N 31) был установлен иной механизм индексации, в соответствии с которым размеры выплат, установленные базовым законом, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.
Постановлениями Правительства РФ от 27 декабря 2004 года N 847, от 7 мая 2005 года N 292, от 25 апреля 2006 года N 246, от 21 марта 2007 года N 171, от 21 декабря 2007 года N 914, от 16 декабря 2009 года N 1024 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009 и 2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей.
Этими Постановлениями Правительства РФ установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.
Судом установлено, что ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление выплачивались истцу с индексацией в соответствии с названными Постановлениями Правительства РФ.
Право Карташева В.В. на получение данных компенсаций не нарушено.
Как правильно указал в решении суд, то, что ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление входят в объем возмещении вреда вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не означает, что порядок индексации данных компенсаций и порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью должны совпадать. Поэтому неприменение судом при разрешении спора об индексации ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление порядка индексации, установленного Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года, является правильным.
Требования истца об увеличении размера ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из суммы, установленной решением суда по состоянию на 2006 год, обоснованно отклонены судом. Сумма указанной компенсации, присужденная Карташеву В.В. судом, выплачена. Решением суда на ответчика не была возложена обязанность по дальнейшей индексации указанной суммы, в связи с чем, выплата Карташеву В.В. ежегодной компенсации за вред здоровью в размерах с применением индексов, установленных вышеназванными Постановлениями Правительства РФ, являлась правомерной.
Судом установлено, что военным комиссариатом Костромской области какие-либо акты об уменьшении размеров ежегодной компенсации за вред здоровью не издавались, в связи с чем, требования истца о признании таких актов незаконными правильно оставлены без удовлетворения.
Доводы кассационной жалобы о необоснованности судебного решения нельзя признать состоятельными, поскольку они не подтверждаются материалами дела. Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которых дана судом в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, а также нормами, регулирующими спорные правоотношения, оснований для признания ее (оценки) неправильной судебная коллегия не находит, нарушений норм материального или процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение следует признать законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы несостоятельными.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Свердловского районного суда Костромской области от 15 декабря 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Карташева В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.