Решение Бакчарского районного суда Томской области от 15 апреля 2011 г. по делу N 2-88/2011
(Извлечение)
Бакчарский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Шатохина В.В., при секретаре Ясюкевич Е.И.,
с участием:
помощника прокурора Бакчарского района Томской области Дроздова И.С.,
представителя администрации Бакчарского сельского поселения Пирогова И.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-88/2011 по заявлению прокурора Бакчарского района Томской области об оспаривании бездействия муниципального образования "Бакчарское сельское поселение",
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Бакчарского района Томской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в порядке, предусмотренном статьей 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления - муниципального образования "Бакчарское сельское поселение" по не обеспечению доступа к информации о её деятельности в сети Интернет.
В своём заявлении прокурор указал, что при проверке исполнения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления были выявлены факты неисполнения федерального законодательства в части требований, предъявляемых к информации, размещаемой органами местного самоуправления в сети Интернет. Проведенной прокуратурой района 14 марта 2011 года проверкой установлено, что информация, размещённая о Бакчарском сельском поселении на официальном сайте администрации Томской области и интернет-представительстве Бакчарского района, не отвечает требованиям статьи 13 Федерального закона N 8-ФЗ. Неисполнение органом местного самоуправления обязанности по размещению в сети Интернет информации о своей деятельности нарушает право неопределенного круга, закрепленное в статье 24 Конституции РФ, на получении информации, затрагивающей их права и свободы.
Прокурор просит суд признать незаконным бездействие администрации Бакчарского сельского поселения, выразившееся в не обеспечении доступа к информации о её деятельности в сети Интернет; обязать администрацию Бакчарского сельского поселения разместить в сети Интернет информацию о своей деятельности в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009 г. N 8-ФЗ.
В судебном заседании прокурор доводы своего заявления поддержал.
Администрация Бакчарского сельского поселения предъявленные требования не признала. В своём возражении на заявление прокурора Глава администрации Бакчарского сельского поселения Приколота И.А. указал, что прокурорская проверка проводилась без участия представителей администрации Бакчарского сельского поселения; доступ к информации о деятельности сельского поселения предоставлен в соответствии со статьями 6, 7, 12, 15, 16, 17, 18, 19 Федерального закона от 09.02.2009 г. N 8-ФЗ, эта информация публикуется в районной газете, а также имеется в свободном доступе в библиотечных фондах и в администрации поселения. Полагает, что в соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 09.02.2009 г. N 8-ФЗ размещение органом местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет не является обязательной и является лишь одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления. Считает, что права граждан на ознакомление с документами и материалами органов местного самоуправления, непосредственно затрагивающими их права и свободы, администрацией Бакчарского сельского поселения не нарушаются. Утверждает, что на Интернет-сайте администрации Бакчарского районаwww.bakchar.tomsk.ru размещена информация о деятельности Бакчарского сельского поселения: сведения о главе поселения и его контактном телефоне, адрес местонахождения сельского поселения, адрес электронной почты, телефон, административные регламенты оказания муниципальных услуг, решения Совета поселения.
В судебном заседании представитель администрации Бакчарского сельского поселения поддержал доводы возражения.
Представитель заинтересованного лица - администрации Бакчарского района в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство с просьбой рассмотреть дело без его участия.
Рассмотрев дело, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 255 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
- нарушены права и свободы гражданина;
- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии со статьей 24 Конституции РФ органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В силу статьи 10 Федерального закона от 09.02.2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 г. N 8-ФЗ установлены требования к содержанию информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой указанными органами в сети Интернет.
Эти требования закона администрацией Бакчарского сельского поселения в полной мере не выполнены.
Как следует из материалов дела, в нарушение статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009 г. N 8-ФЗ на Интернет-сайтах администрации Томской области (www.tomsk.gov.ru) и администрации Бакчарского района (www.bakchar.tomsk.ru) отсутствует следующая информация:
? общая информация об органе местного самоуправления, в том числе:
а) сведения о полномочиях органа местного самоуправления, задачах и функциях структурных подразделений указанного органа, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции;
б) перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления, подведомственных организаций;
в) сведения о средствах массовой информации, учрежденных органом местного самоуправления (при наличии);
? информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе:
а) муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
б) административные регламенты, стандарты муниципальных услуг;
в) установленные формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых органом местного самоуправления к рассмотрению в соответствии с муниципальными правовыми актами;
г) порядок обжалования муниципальных правовых актов;
? информация об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, международном сотрудничестве, а также о мероприятиях, проводимых органом местного самоуправления, в том числе сведения об официальных визитах и о рабочих поездках руководителей и официальных делегаций органа местного самоуправления;
? информация о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты населения от них;
? информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, подведомственными организациями в пределах их полномочий, а также о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях;
? тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления;
? статистическая информация о деятельности органа местного самоуправления, в том числе:
а) статистические данные и показатели, характеризующие состояние и динамику развития экономической, социальной и иных сфер жизнедеятельности, регулирование которых отнесено к полномочиям органа местного самоуправления;
б) сведения об использовании органом местного самоуправления, подведомственными организациями выделяемых бюджетных средств;
в) сведения о предоставленных организациям и индивидуальным предпринимателям льготах, отсрочках, рассрочках, о списании задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
? информация о кадровом обеспечении органа местного самоуправления, в том числе:
а) порядок поступления граждан на муниципальную службу;
б) сведения о вакантных должностях муниципальной службы, имеющихся в органе местного самоуправления;
в) квалификационные требования к кандидатам на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
г) условия и результаты конкурсов на замещение вакантных должностей муниципальной службы;
д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в органе местного самоуправления;
е) перечень образовательных учреждений, подведомственных органу местного самоуправления (при наличии), с указанием почтовых адресов образовательных учреждений, а также номеров телефонов, по которым можно получить информацию справочного характера об этих образовательных учреждениях;
? информация о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, в том числе:
а) порядок и время приема граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов, органов местного самоуправления, порядок рассмотрения их обращений с указанием актов, регулирующих эту деятельность;
б) фамилия, имя и отчество руководителя подразделения или иного должностного лица, к полномочиям которых отнесены организация приема лиц, указанных вподпункте "а" настоящего пункта, обеспечение рассмотрения их обращений, а также номер телефона, по которому можно получить информацию справочного характера;
в) обзоры обращений лиц, указанных вподпункте "а" настоящего пункта, а также обобщенную информацию о результатах рассмотрения этих обращений и принятых мерах.
Возражения администрации Бакчарского сельского поселения о том, что размещение органом местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет не является обязательной и является лишь одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органа местного самоуправления, суд отклоняет.
Из содержания статьи 10 Федерального закона от 09.02.2009 г. N 8-ФЗ прямо следует, что органы местного самоуправления обязаны создавать в сети Интернет свои официальные сайты, содержащие информацию об адресах электронной почты, по которым пользователь информацией может направить запрос для получения информации о деятельности соответствующего органа. Органам местного самоуправления, которые в связи с материальными или иными обстоятельствами не имеют возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет,Закон позволяет размещать указанную информацию на сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Частью 2 статьи 13.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц за неразмещение в сети "Интернет"информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети "Интернет" установлена федеральнымзаконом.
При этом прокурором в судебном заседании представлена копия вступившего в законную силу постановления мирового судьи судебного участка Бакчарского района Томской области от 12 января 2011 года о привлечении к административной ответственности главы администрации Бакчарского сельского поселения Приколота С.М. по части 2 статьи 13.27 КоАП РФ за неразмещение в сети "Интернет"информации о деятельности органа местного самоуправления, предусмотренной статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 г. N 8-ФЗ.
Таким образом, размещение органом местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет является обязательным. Отсутствие этой информации нарушает право неопределенного круга лиц, установленное статьей 24 Конституции РФ, на ознакомление с документами и материалами органа местного самоуправления, непосредственно затрагивающими их права и свободы.
Утверждение главы администрации Бакчарского сельского поселения о том, что на момент рассмотрения дела в суде необходимая информация о деятельности органа местного самоуправления уже размещена на Интернет-сайте администрации Бакчарского районаwww.bakchar.tomsk.ru, суд также не принимает, поскольку вопреки требованиям части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса РФ орган местного самоуправления не представил суду доказательств в подтверждение своих возражений и законности оспариваемого прокурором бездействия.
Доводы главы администрации Бакчарского сельского поселения в той части, что прокурорская проверка по исполнению законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности Бакчарского сельского поселения проводилась без участия представителя органа местного самоуправления, не влияют на законность и обоснованность предъявленных прокурором требований.
На основании изложенного суд находит заявление прокурора обоснованным, а его требования - законными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод должно быть исполнено в течение месяца со дня получения решения соответствующим органом местного самоуправления.
Руководствуясь статьями 258, 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Бакчарского района Томской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального образования "Бакчарское сельское поселение", выразившееся в необеспечении доступа к информации о её деятельности в сети Интернет.
Обязать администрацию муниципального образования "Бакчарское сельское поселение" разместить в сети Интернет информацию о своей деятельности в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через канцелярию Бакчарского районного суда.
Председательствующий Шатохин В.В.
В окончательной форме решение принято 19 апреля 2011 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.