Кировский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего А.Р.Палковой
при секретаре Е.В.Шевелевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске с участием:
представителя истца ГУ-УПФ РФ в г.Томск Томской области - Слабожаниной НВ, действующей на основании доверенности /________/ от /________/ сроком до /________/, ответчика Красновой ЖО;
гражданское дело по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Томске Томской области к Красновой Ж. О. о взыскании задолженности по страховым взносам, с апелляционной жалобой ответчика на решение мирового судьи судебного участка N2 Кировского судебного района г.Томска от /________/, которым постановлено: "Исковые требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Томске Томской области к Красновой Ж. О. о взыскании задолженности по страховым взносам удовлетворить. Взыскать с Красновой Ж. О. в пользу Государственного Учреждения -Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2010 год в размере /________/ руб., в том числе: на страховую часть - /________/ руб., на накопительную часть - /________/ руб., задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2010 год в размере /________/ руб., в том числе: в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - /________/ руб., в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - /________/ руб., пени, исчисленные с /________/ по /________/ в общей сумме /________/ руб., в том числе: на страховую часть - /________/ руб., на накопительную часть - /________/ руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - /________/ руб., Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - /________/ руб. и расходы по уплате государственной пошлины в сумме 495 рублей",
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области (далее - ГУ-УПФ РФ г. Томск Томской области, истец) обратилось к Красновой Ж. О. (далее - Краснова ЖО, ответчик) с исковым заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам за 2010 год, мотивируя свои требования тем, что Краснова ЖО зарегистрирована в ГУ- УПФР в г.Томск Томской области с /________/ в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию и не уплатила своевременно и в полном объеме страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2010 год. В связи с чем, истец просит взыскать с ответчика задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2010 год в сумме /________/ рубля, на обязательное медицинское страхование за 2010 год в сумме /________/ рублей, и пени, исчисленные с /________/ по /________/ в сумме /________/ копеек, в том числе, на страховую часть /________/ копеек, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере /________/ копейка, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере /________/ копеек.
Мировой судья 02.11.2011 постановил приведенное решение.
На решение мирового судьи ответчиком Красновой ЖО подана апелляционная жалоба, в которой она указала, что не согласна с решением мирового судьи от 02.11.2011, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований. Считает решение мирового судьи незаконным, необоснованным и подлежащим отмене ввиду нарушения судом норм гражданско-процессуального закона и неправильного применения норм материального права.
Указала, что является военным пенсионером, а согласно ст.2 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", по ее желанию ей может назначаться пенсия на условиях и по нормам, установленным Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Ссылалась на то, что в соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 N223-О, она ( Краснова) освобождена от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, поскольку взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на индивидуальных предпринимателей и адвокатов - военных пенсионеров обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, при том, что отсутствуют гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения тем самым получаемых пенсионных выплат, Конституционный Суд Российской Федерации признал утратившими силу и не подлежащими применению судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. С учетом изложенного считает, что индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, не обязаны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии.
Также апеллировала к тому, что механизм перерасчета пенсии, получаемой военными пенсионерами, в сторону увеличения её размера в связи с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в виде фиксированного платежа страховой части трудовой пенсии не предусмотрен, а она ( Краснова) не намерена обращаться с заявлением об изменении вида пенсии, следовательно, обязанность уплачивать взносы нарушает её право на выбор вида пенсии.
Кроме того, со ссылками на ст.ст.164, 167 ГПК РФ считала, что мировым судьей при рассмотрении дела нарушены правовые нормы, поскольку в материалах дела имеется её ( Красновой) ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью участия в нем ввиду нахождения в день судебного заседания в /________/, о чем она известила суд в соответствии с ч.1 ст.167 ГПК РФ, но суд нарушил её ( Красновой) право на участие в судебном заседании.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца Слабожанина НВ исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске и в письменных пояснениях (л.д.42). В удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать, полагая решение мирового судьи от 02.11.2011 законным и обоснованным, просила решение мирового судьи оставить без изменения, а апелляционную жалобу Красновой ЖО - без удовлетворения. Указала, что позиция ответчика основана на определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 N223-О, однако, 25.07.2008 вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2008 N156-ФЗ, который внес изменения в ряд нормативных актов, касающихся пенсионного обеспечения. Так, с 25.07.2008 страховые взносы, уплаченные военными пенсионерами, могли повлиять на страховую часть трудовой пенсии; у федеральных государственных служащих, имеющих не менее 5 лет страхового стажа, возникло право на получение доли страховой части трудовой пенсии, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет. Указанное применительно к периоду 2010 года свидетельствует об утрате актуальности определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 N223-О в связи с изменениями закона, регулирующего спорные правоотношения. С 01.01.2010 в законодательстве отсутствует такое понятие, как фиксированный платеж в пенсионном законодательстве, а Постановление Правительства РФ N582 от 26.09.2005 утратило силу с 01.01.2010, страховые взносы адвокатами уплачиваются с 01.01.2010 не в виде фиксированного платежа, а в размере, определяемом из стоимости страхового года. Действующее законодательство не содержит положений, освобождающих адвокатов, являющихся военными пенсионерами, от уплаты страховых взносов в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Ответчик Краснова ЖО иск не признала, доводы апелляционной жалобы поддержала. Пояснения дала в объеме апелляционной жалобы. Ссылаясь на ст.2 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24.05.2005 N223-О полагала, что поскольку является военным пенсионером и ей установлена пенсия за выслугу лет, то не обязана в связи с адвокатской деятельностью уплачивать страховые взносы в ГУ-УПФР в г.Томске, т.к. назначение трудовой пенсии может быть осуществлено ей по её желанию, а потому и уплата страховых взносов поставлена в зависимость от наличия или отсутствия у нее подобного желания, она такового не имеет. Апеллировала к нарушению мировым судьей норм процессуального права, т.к. она ( Краснова) просила об отложении судебного разбирательства, назначенного на 02.11.2011, по уважительной причине, в чем ей необоснованно было отказано мировым судьей.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу в их совокупности, изучив доводы апелляционной жалобы, суд приходит к выводу о том, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, решение мирового судьи от 02.11.2011 следует оставить без изменения.
В соответствии с ч.1, 2 ст.39 Конституции РФ, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В ч.1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного страхования" закреплено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
На основании п.2 ч.1 ст.6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются, в том числе, адвокаты.
Статьей 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) регламентировано, что физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, - застрахованные лица: индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".
Судом апелляционной инстанции установлено из удостоверения адвоката /________/ от /________/, что Краснова Ж. О., /________/ года рождения, является адвокатом, зарегистрирована в этом качестве в реестре адвокатов Томской области за регистрационным номером /________/, о чем ей /________/ выдано соответствующее удостоверение /________/.
Как следует из заявления ответчика в органы Пенсионного фонда РФ о регистрации от /________/ (л.д.46), Краснова ЖО /________/ зарегистрировалась в заявительном порядке в ГУ-УПФР по Томской области, как физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, т.е. как страхователь.
В соответствии с ч.3 ст.10 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.04.2008 N 55-ФЗ), лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", представляют в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном пунктами 1 и 2 настоящей статьи.
Также судом установлено, что как бывший сотрудник органов внутренних дел, Краснова ЖО с /________/ года является получателем пенсии за выслугу лет, что подтверждается удостоверением /________/.
В п.2 ст.2 Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" установлено, что на условиях и по нормам, установленным Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", могут назначаться пенсии проживающим в Российской Федерации лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и семьям этих лиц по их желанию.
Статьей 1 Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 к лицам, на которых распространяется действие настоящего Закона, отнесены лица рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
Таким образом, обоснованы доводы ответчика, что ей, как лицу, проходившему службу в органах внутренних дел, пенсия на условиях и по нормам, установленным Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", может назначаться по ее желанию.
Однако, из заявления Красновой ЖО от /________/ судом установлено, что Краснова ЖО /________/ в заявительном порядке в соответствии со ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ прошла регистрацию в органах страховщика, как страхователь- физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представив страховщику соответствующие сведения, предусмотренные Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ. Доказательств того, что действия Красновой ЖО по регистрации в этом качестве в Пенсионном фонде РФ носили не добровольный характер, суду в порядке ч.1 ст.56 ГПК РФ не представлено.
Согласно ч. 6 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Указанное законоположение позволяет критически отнестись к позиции ответчика о нецелесообразности уплаты ею страховых взносов, т.к. добровольно зарегистрировавшись в качестве страхователя в органах Пенсионного фонда РФ, являясь получателем пенсии по выслуге лет, Краснова ЖО при наличии условий для назначения ей трудовой пенсии по старости имеет право на получение страховой части трудовой пенсии по старости.
Согласно ч. 1 ст. 3 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования" с 01.01.2010 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (далее - контроль за уплатой страховых взносов) осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
В соответствии с ч.1 ст. 14 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования", плательщики, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Согласно ч.1 ст. 13 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009, стоимость страхового года - определяемая в соответствии с частью 2 данной статьи сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством Российской Федерации.
В 2010-м году при исчислении стоимости страхового года, исходя из которой определяется размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона, в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования, применяются соответствующие тарифы страховых взносов, установленные частью 1 статьи 57 Федерального закона.
В ч.1-3 ст.16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ закреплено, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи. Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Из материалов дела также следует, что /________/ ГУ-УПФ РФ г. Томск Томской области в адрес Красновой ЖО направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от /________/ в общей сумме /________/ руб., из которых задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за /________/ год составляет - /________/ рубля, на обязательное медицинское страхование за /________/ год - /________/ рублей, и пени, исчисленные с /________/ по /________/ в сумме /________/, в том числе на страховую часть /________/, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере /________/, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования в размере /________/.
Изложенное подтверждается требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от /________/ (л.д.8), реестром заказанных писем без уведомления с отметкой почты России от /________/ (л.д.7).
Как следует из требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от /________/, пояснений участников судопроизводства, указанные в требовании суммы недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов Красновой ЖО необходимо было уплатить в срок до /________/. Названное требование Красновой ЖО в установленный срок и по настоящее время не исполнено, что установлено из пояснений сторон, сведений из базы данных ГУ-УПФР в г.Томске об отсутствии платежей страхователя Красновой ЖО.
Проверяя доводы ответчика о правомерности не исполнения соответствующего требования, суд не может с ними согласиться.
Податель апелляционной жалобы ссылалась на определении Конституционного Суда РФ N 223-О от 24 мая 2005 года. Действительно, определением Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 N 223-О "По запросам мирового судьи судебного участка N 2 города Калуги и мирового судьи судебного участка N 4 Советского района города Нижнего Новгорода о проверке конституционности положений подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7 и пункта 2 статьи 14 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также жалобам граждан С., Ш. на нарушение их конституционных прав положениями пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 названного Федерального закона" было постановлено: "Взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, - в силу правовых позиций, выраженных Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 24 февраля 1998 года N 7-П, от 23 декабря 1999 года N 18-П, от 3 июня 2004 года N 11-П и от 23 декабря 2004 года N 19-П и настоящем Определении, - утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации."
Однако, в соответствии с изменениями, внесенными в ряд законодательных актов Федеральным законом N 156-ФЗ от 22.07.2008 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", лица, указанные в статье 1 Закона N 4468-1, получили право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1 и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части) при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости (определенный возраст и наличие не менее пяти лет страхового стажа). Данное правило нашло свое закрепление в приведенной выше ч.6 ст.3 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Таким образом, пунктом 6 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ военнослужащим- получателям пенсии за выслугу лет, о которых сказано в Федеральном законе от 15.12.2001 N 166-ФЗ, государством гарантирована возможность реализации права на одновременное получение пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пункт 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", который вступил в силу с 25.07.2008. Таким образом, с 25.07.2008 государство выработало и закрепило в п.6 ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ механизм предоставления военнослужащим- получателям пенсии за выслугу лет, работающим адвокатами, соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат.
Кроме того, до 01.01.2010 действовало Постановление Правительства РФ от 26.09.2005 N 582 "Об утверждении Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере", в силу п.1,3 которого названные Правила определяли порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере (далее - фиксированный платеж) индивидуальными предпринимателями, адвокатами, частными детективами, занимающимися частной практикой нотариусами (далее - страхователи). Фиксированный платеж не уплачивается страхователями, являющимися получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
Однако, Постановление Правительства РФ от 26.09.2005 N 582 "Об утверждении Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере" утратило силу с 1 января 2010 года в связи с принятием Федеральных законов от 24.07.2009 N 212-ФЗ и 213-ФЗ, установившими новое регулирование правоотношений, связанных с исчислением и уплатой страховых взносов в ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС.
Как указано выше, в силу норм Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 страховые взносы уплачиваются страхователями в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, понятие фиксированного платежа в минимальном размере в действовавшем на 2010 год и в действующем на настоящий момент пенсионном законодательстве отсутствует; применительно к спорным правоотношениям законодатель не предусматривает оснований для освобождения о уплаты страховых взносов в ПФР страхователей, являющихся получателями пенсий, установленных в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
На момент вынесения определения Конституционного Суда РФ от 24.05.2005 N 223-О, к которому апеллировала Краснова ЖО, не был введен п.6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ и действовало Постановление Правительства РФ от 26.09.2005 N582.
Поскольку с введением пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ государство предоставило военным пенсионерам дополнительную социальную гарантию в означенном виде, то есть без изъятий из общего порядка формирования пенсионных накоплений (за свой счет), у соответствующей категории военных пенсионеров, включая действующих адвокатов, возникает обязанность уплачивать страховые взносы.
Следовательно, являются верным, основанным на правильном применении и толковании норм материального права вывод мирового судьи о том, что Краснова ЖО обязана была уплачивать страховые взносы за 2010 год в ГУ-УПФР г.Томска, как физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы (страхователь), зарегистрированное в органах ПФР на основании собственного заявления.
Отсутствие нуждаемости в получении трудовой пенсии, на что указывает ответчик в доводах жалобы, не освобождает её от обязанности уплачивать страховые взносы, так как правоотношения в сфере обязательного пенсионного страхования предполагают формирование страхового фонда за счет застрахованных лиц, каковым Краснова ЖО является в связи с регистрацией её на основании её собственного заявления от /________/ в органах ПФР.
В силу ч.1-2 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.Расчет подлежащей ко взысканию суммы, произведенный мировым судьей с учетом нормативно-правовых актов, является правильным, стороной ответчика не опровергнут и не оспорен.
Апелляционная инстанция соглашается с мировым судьей и находит подлежащей взысканию с ответчика задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2010 год в сумме /________/ рубля, на обязательное медицинское страхование за 2010 год в сумме /________/ рублей, и приходит к выводу, что мировой судья, определил правильно фактические обстоятельства, имеющие значение для дела.
Кроме того, апелляционная инстанция соглашается и с выводом суда о необходимости взыскания с ответчика пени, начисленные за недоимку по страховым взносам.
Так, согласно ч.1 ст. 25 ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного страхования" пенями признается установленная данной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом сроки.
Установив факт неполной уплаты страховых взносов в установленный срок ответчиком за 2010 год, суд первой инстанции обоснованно решил взыскать с Красновой ЖО пеню за просрочку в их уплате.
Ссылки апелляционной жалобы на то, что мировым судьей при рассмотрении дела нарушены процессуальные нормы, что повлекло нарушение её ( Красновой) права на личное участие в судебном заседании, вторая инстанция отклоняет.
Так, мировым судьей с учетом положений ст.ст.166, 167 ГПК РФ разрешено ходатайство стороны ответчика, что следует из протокола судебного заседания от 02.11.2011, т.к. до начала судебного разбирательства в суде первой инстанции доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки Красновой ЖО в суд, представлено не было.
Мировым судьей правильно в порядке ч.1 ст.98 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ исчислена и определена ко взысканию с ответчика государственная пошлина- 495 руб.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция приходит к выводу, что обстоятельства, которые могли бы повлечь отмену или изменение решения мирового судьи от 02.11.2011, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка N2 Кировского судебного района г.Томска от 02.11.2011 по гражданскому делу по иску Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г.Томске Томской области к Красновой Ж. О. о взыскании задолженности по страховым взносам оставить без изменения, апелляционную жалобу Красновой Ж. О. оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья А.Р.Палкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.