РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 января 2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,
с участием прокурора Масленникова В.А.,
при секретаре Ежовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галаган Н.Л. к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области и межмуниципальному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации "Нижнетагильское" о восстановлении на службе, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, денежной компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск за выслугу лет и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
В период с ДД.ММ.ГГГГ Галаган Н.Л. осуществляет профессиональную служебную деятельность на должностях государственной правоохранительной службы в органах внутренних дел.
В связи с проводимой реформой органов внутренних дел в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" приказом начальника ГУВД по Свердловской области от 21.10.2010 N 1175 предписано реорганизовать Управление внутренних дел по городу Нижний Тагил путем присоединения:
Отдела внутренних дел по Ленинскому району города Нижний Тагил;
Отдела внутренних дел по Тагилстроевскому району города Нижний Тагил;
Отдела внутренних дел по Дзержинскому району города Нижний Тагил;
Отдела внутренних дел по Горноуральскому городскому округу.
В связи с реорганизацией Управление внутренних дел по городу Нижний Тагил переименовано в Управление внутренних дел по городу Нижний Тагил, Горноуральскому городскому округу. Изменение наименования зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 20.12.2010.
Приказом начальника Управления внутренних дел по городу Нижний Тагил, Горноуральскому городскому округу от 01.11.2010 N 97-л подполковник милиции Галаган Н.Л. освобождена от должности старшего инспектора по исполнению административного законодательства группы по исполнению административного законодательства отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД при УВД по городу Нижний Тагил и назначена на должность старшего инспектора по исполнению административного законодательства группы по исполнению административного законодательства отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД при УВД по городу Нижний Тагил, Горноуральскому городскому округу, за счет средств областного бюджета, с сохранением ранее установленных надбавок и выплат.
Реорганизация органов внутренних дел города Нижний Тагил и Горноуральского городского округа в соответствии с приказом начальника ГУВД по Свердловской области от 21.10.2010 N 1175 в форме присоединения завершена 21.04.2011 внесением записей в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности присоединяемых юридических лиц.
Приказом начальника ГУВД по Свердловской области от 29.03.2011 N 316 утверждены изменения в штатных расписаниях подразделений ГУВД по Свердловской области.
"..." Галаган Н.А. на основании статьи 60 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации персонально и под роспись поставлена в известность о предстоящем увольнении по пункту "е" статьи 58 указанного Положения: "по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе".
Приказом начальника ГУ МВД России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N Управление внутренних дел по городу Нижний Тагил, Горноуральскому городскому округу переименовано в межмуниципальное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации "Нижнетагильское" (ММУ МВД России "Нижнетагильское"). Изменение наименования зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Галаган Н.А. на имя начальника ГУ МВД России по Свердловской области подан рапорт об отказе от замещения должностей в ММУ МВД России "Нижнетагильское" и дальнейшей службы в территориальных органах МВД России по муниципальным образованиям Свердловской области.
Приказом начальника ГУ МВД России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N-л подполковник милиции Галаган Н.А. старший инспектор по исполнению административного законодательства отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД при УВД по городу Нижний Тагил, Горноуральскому городскому округу уволена из органов внутренних дел ДД.ММ.ГГГГ по пункту "е" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (сокращение штатов).
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Галаган Н.А. находилась в очередном отпуске с выездом за пределы Российской Федерации.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Галаган Н.А. находилась на амбулаторном лечении в Государственном учреждении здравоохранения Свердловской области "Психиатрическая больница N".
ДД.ММ.ГГГГ отделом по работе с личным составом ММУ МВД России "Нижнетагильское" Галаган Н.А. ознакомлена под роспись с приказом от ДД.ММ.ГГГГ N-л об увольнении и Галаган Н.А. выдана трудовая книжка.
ДД.ММ.ГГГГ Галаган Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ МВД России по Свердловской области и ММУ МВД России "Нижнетагильское" о восстановлении на службе в прежней должности старшего инспектора по исполнению административного законодательства группы по исполнению административного законодательства отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД при УВД по городу Нижний Тагил, Горноуральскому городскому округу (ММУ МВД России "Нижнетагильское"), взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления на работе, денежной компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск за выслугу лет в 2011 году и компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.
В обоснование своих требований Галаган Н.Л. указала, что ДД.ММ.ГГГГ ей было вручено уведомление об увольнении из органов внутренних дел по сокращению штатов, пункт "е" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел. В период до ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске с выездом за границу. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ1 по настоящее время Галаган Н.Л. проходит лечение в связи с заболеванием.
В период временной нетрудоспособности в октябре 2011 года в адрес Галаган Н.Л. направлено письменное уведомление ММУ МВД России "Нижнетагильское" о том, что приказом ГУ МВД России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N-л истец уволена из органов внутренних дел по сокращению штатов.
Истец полагает увольнение незаконным и необоснованным, поскольку увольнение со службы в органах внутренних дел произведено ответчиками без проведения обязательной внеочередной аттестации и несмотря на желание Галаган Н.Л. продолжить службу в органах полиции либо иных подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации. Кроме того, увольнение со службы в органах внутренних дел произведено в период временной нетрудоспособности истца.
В судебное заседание истец Галаган Н.Л. не явилась.
Представитель истца Недопекин С.В. в судебном заседании уточнил иск в части требований о взыскании денежной компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск за выслугу лет в 2011 году, пояснив, что спорная компенсация получена истцом после увольнения. Представитель истца просит зачесть указанную компенсацию в счет среднего заработка за время вынужденного прогула.
Истец работала в режиме пятидневной рабочей недели, выходные дни: суббота, воскресенье. ДД.ММ.ГГГГ (понедельник) был для Галаган Н.Л. первым рабочим днем после отпуска, но на работу истец не вышла, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ находилась на амбулаторном лечении в ГУЗ СО "Психиатрическая больница N". В день увольнения ДД.ММ.ГГГГ Галаган Н.Л. разговаривала по телефону с сотрудником отдела кадров ММУ МВД России "Нижнетагильское" и сообщила ему о болезни.
Подача ДД.ММ.ГГГГ рапорта об отказе от дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел носила для истца вынужденный характер, из-за того, что у Галаган Н.Л. была приобретена туристическая путевка с выездом за границу, но ей отказывались подписывать приказ о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска. Рапорты были написаны Галаган Н.Л. под диктовку, кого именно, представитель истца не знает. Доказательствами вынужденности подачи Галаган Н.Л. рапортов от ДД.ММ.ГГГГ представитель истца также не располагает.
В период лечения Галаган Н.Л. получила заказные почтовые отправления с уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ о необходимости получения трудовой книжки. ДД.ММ.ГГГГ истец пришла в отдел по работе с личным составом ММУ МВД России "Нижнетагильское", где получила трудовую книжку и расписалась в приказе об увольнении.
Представитель ответчика - юрисконсульт правового отделения ММУ МВД России "Нижнетагильское" Мулыгина А.Ю. иск Галаган Н.Л. не признала полностью и пояснила, что в соответствии с приказом ГУВД по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N была сокращена численность УВД по городу Нижний Тагил, Горноуральскому городскому округу и утвержден Перечень изменений в штатное расписание.
ДД.ММ.ГГГГ Галаган Н.Л. было вручено уведомление об увольнении из органов внутренних дел по пункту "е" (сокращение штатов) статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел. От прохождения гарнизонной военно-врачебной комиссии истец отказалась. От замещения вакантных должностей в ММУ МВД России "Нижнетагильское" и территориальных органах МВД России по Свердловской области Галаган Н.Л. также отказалась.
Сотрудники, не прошедшие внеочередную аттестацию и (или) отказавшиеся продолжить службу в органах внутренних дел на иных, в том числе нижестоящих должностях, подлежали увольнению в установленном порядке по соответствующим основаниям, предусмотренным Положением о службе в органах внутренних дел.
ДД.ММ.ГГГГ Галаган Н.Л. обратилась к руководству ММУ МВД России "Нижнетагильское" с рапортом об увольнении ДД.ММ.ГГГГ из органов внутренних дел по пункту "е" (по сокращению штатов) статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел. В тот же день с истцом проведена беседа, в ходе которой Галаган Н.Л. настаивала на увольнении.
На основании рапорта был издан приказ ГУ МВД России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении Галаган Н.Л. Выписка из приказа была направлена истцу письмом ДД.ММ.ГГГГ и получена Галаган Н.Л. ДД.ММ.ГГГГ.
Компенсация за неиспользованный дополнительный отпуск за выслугу лет в 2011 году выплачена Галаган Н.Л. на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ N-л.
ДД.ММ.ГГГГ Галаган Н.Л. на службу не вышла и сотрудник отдела по работе с личным составом Чалков А. действительно звонил на сотовый телефон Галаган Н.Л., которая сообщила ему, что находится на больничном, и "бросила трубку". Рапорт об увольнении истец не отзывала, листок нетрудоспособности за период болезни с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не представила. Никакого давления на истца при подаче рапортов ДД.ММ.ГГГГ не было.
Ведение табеля учета рабочего времени сотрудников органов внутренних дел не предусмотрено действующим законодательством, регламентирующим службу в органах внутренних дел.
В соответствии с Положением о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N, сотрудникам органов внутренних дел независимо от их нахождения в очередном ежегодном отпуске, в дополнительном ежегодном отпуске за стаж службы в органах внутренних дел, на излечении, в командировке, в краткосрочном отпуске денежное довольствие выплачивается в полном объеме, за исключением случая отсутствия на службе без уважительных причин (прогул).
К настоящему времени все должности сотрудников милиции в штатном расписании ММУ МВД России "Нижнетагильское" сокращены, численность сотрудников полиции группы по исполнению административного законодательства отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД уменьшена (л. д. 23-25, 83).
Представитель ответчика - ГУ МВД России по Свердловской области в судебное заседание не явился и просил об отложении разбирательства дела ввиду занятости представителя в другом деле. Причины неявки представителя ответчика признаны судом неуважительными, что в силу части 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
В письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика - ГУ МВД России по Свердловской области иск Галаган Н.Л. не признал полностью и указал, что в соответствии с приказом ГУВД по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N была сокращена численность сотрудников УВД по городу Нижний Тагил, Горноуральскому городскому округу. Замещаемая Галаган Н.Л. должность старшего инспектора по исполнению административного законодательства отдельного батальона ДПС ГИБДД была сокращена.
ДД.ММ.ГГГГ Галаган Н.Л. обратилась с рапортом к начальнику ГУ МВД России по Свердловской области об увольнении ДД.ММ.ГГГГ из органов внутренних дел по сокращению штатов. В дальнейшем с требованиями об изменении даты увольнения либо об отзыве рапорта истец к представителю нанимателя не обращалась. Отдельным рапортом от ДД.ММ.ГГГГ Галаган Н.Л. отказалась от замещения должностей в ММУ МВД России "Нижнетагильское" и в других территориальных органах.
Доводы истца о незаконности увольнения, в том числе в период временной нетрудоспособности, не подтверждены надлежащими доказательствами. Основным документом, подтверждающим временную нетрудоспособность, является листок временной нетрудоспособности, выдаваемой медицинской организацией по форме и в порядке, предусмотренном Министерством здравоохранения. Такой листок Галаган Н.Л. нанимателю не представлен до настоящего времени.
Вопрос о проведении внеочередной аттестации в прямой причинной связи с увольнением Галаган Н.Л. из органов внутренних дел по сокращению штатов не состоит (л. д. 72-73).
Заслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего восстановить Галаган Н.Л. на прежней работе, и исследовав письменные доказательства, суд находит иск Галаган Н.Л. обоснованным и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
На государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на других лиц, если это установлено федеральным законом.
Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права (статья 11 Кодекса).
Правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы (статья 2).
Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (статья 4).
Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины (статья 7).
Определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в статье 7 настоящего Федерального закона, применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе (статья 19).
Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются: законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты. Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы (статья 3).
Федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.
Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация.
Правовое положение (статус) федерального государственного служащего, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы (статья 10).
Условия контрактов, порядок их заключения, а также основания и порядок прекращения их действия устанавливаются в соответствии с федеральным законом о виде государственной службы (статья 12).
С 01.03.2011 вступил в силу Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции".
Действие вышеуказанного закона распространяется на граждан Российской Федерации, которые осуществляют служебную деятельность на должностях федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которым в установленном порядке присвоено специальное звание сотрудников полиции.
Положения Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ:
статьи 29 "Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции",
статьи 33 "Страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей",
статьи 44 "Право сотрудника полиции на жилищное обеспечение",
статьи 45 "Право сотрудника полиции и членов его семьи на медицинское обслуживание",
статьи 46 "Гарантии сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции" распространяются на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон о милиции), утратившего силу с 01.03.2011 в связи с принятием Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" и подлежащего применению к спорным правоотношениям сторон ввиду отсутствия у Галаган Н.Л. специального звания сотрудника полиции, милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом о милиции, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.
Сотруднику милиции гарантируется судебная защита его прав и свобод (статья 27).
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Это требование, по смыслу названного Федерального конституционного закона, распространяется на все решения Конституционного Суда Российской Федерации, независимо от того, в какой форме они выносятся, то есть не только на постановления, но и на определения и заключения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.11.2007 N 827-О-П).
В своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно давал толкование правового положения сотрудников милиции, особенностей прохождения государственной службы в органах внутренних дел и специального порядка правового регулирования служебных отношений, связанных с прохождением государственной правоохранительной службы.
По смыслу статьи 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункт "е"), служба в органах внутренних дел Российской Федерации, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такую службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним (Постановление от 15.07.2009 N 13-П).
Согласно Конституции Российской Федерации (статья 32, часть 4) граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.
Реализуя право на свободное распоряжение своими способностями к труду (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации) путем поступления на государственную службу, гражданин добровольно избирает профессиональную деятельность, занятие которой предполагает наличие определенных ограничений в осуществлении им конституционных прав и свобод, что обусловлено исполнением особых публично-правовых обязанностей, возложенных на государственных служащих сообразно соответствующему виду государственной службы, и, следовательно, требует соблюдения в правовом регулировании государственной службы баланса законных интересов, связанных с ее организацией и эффективным функционированием, и необходимости защиты прав и свобод лиц, находящихся на государственной службе.
Специфика государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет правовой статус государственных служащих, исходя из особенностей которого, обусловленных характером выполняемой ими деятельности и предъявляемыми к ним квалификационными требованиями, законодатель вправе в рамках своей дискреции определять с помощью специального правового регулирования права и обязанности государственных служащих, налагаемые на них ограничения, связанные с государственной службой, а также предоставлять им соответствующие гарантии с учетом задач, принципов организации и функционирования того или иного вида государственной службы (Определения от 02.04.2009 N 472-О-О и от 19.01.2011 N 48-О-О).
Специальные нормы, которые регулируют служебные отношения лиц, замещающих должности государственной службы, могут отличаться от норм, регламентирующих отношения, возникающие в процессе реализации права на свободное распоряжение своими способностями к труду в иных формах (в частности, путем заключения трудового договора), что не может рассматриваться как нарушение принципа равенства, закрепленного в статье 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, который не препятствует законодателю при осуществлении специального правового регулирования труда (прохождения службы) устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям (Постановление от 06.06.1995 N 7-П).
Такие различия, обусловленные специфическими (квалификационными) требованиями, связанными с определенной работой, согласно пункту 2 статьи 1 Конвенции МОТ N 111 1958 года относительно дискриминации в области труда и занятий не считаются дискриминацией (Постановление от 30.06.2011 N 14-П).
Согласно статье 19 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", статье 9 Федерального конституционного закона от 07.02.2011 N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" к компетенции Верховного Суда Российской Федерации отнесено обеспечение единства судебной практики и законности.
Под единством судебной практики следует понимать правильное и единообразное применение судами на всей территории Российской Федерации федерального законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел.
Нарушением единства судебной практики может считаться вынесение судебных постановлений, противоречащих постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащим разъяснения по вопросам судебной практики; постановлениям Президиума Верховного Суда Российской Федерации, определениям Судебной коллегии по гражданским делам и Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по конкретным делам, содержащим толкования норм материального и процессуального права; материалам официально опубликованных Верховным Судом Российской Федерации обзоров судебной практики и ответов на возникшие у судов вопросы в применении законодательства (постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 23.03.2005 N 25-ПВ04).
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2011 N 74-Г11-17 указано, что Порядок прохождения службы сотрудников органов внутренних дел и их увольнения урегулированы специальными нормативными правовыми актами: Законом Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции", Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 N 4202-1, и Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 14.12.1999 N 1038.
Нормы Трудового кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникшим при прохождении службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норм трудового законодательства по аналогии.
Приказы о приеме на службу и увольнении, а также контракт о службе в органах внутренних дел с лицами высшего, старшего и среднего начальствующего состава в соответствии с номенклатурой должностей, в том числе в специальном звании подполковника милиции, подписываются начальниками Главных управлений и управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации (статья 6 Положения о службе в органах внутренних дел, пункты 4.6, 5.1, 17.1 Инструкции от 14.12.1999), в связи с чем, представителем нанимателя Российской Федерации в спорных правоотношениях с истцом Галаган Н.Л., связанных с прохождением государственной правоохранительной службы, и надлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу является ГУ МВД России по Свердловской области.
Приказом начальника ГУ МВД России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N УВД по городу Нижний Тагил, Горноуральскому городскому округу переименовано в ММУ МВД России "Нижнетагильское" (л. д. 26-30).
Согласно статье 19 Закона о милиции сотрудники милиции могут быть уволены со службы по сокращению штатов (пункт "е").
Правоотношения по поводу порядка увольнения сотрудников органов внутренних дел урегулированы вышеуказанными Положением о службе в органах внутренних дел и Инструкцией от 14.12.1999.
В соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел сотрудники органов внутренних дел могут быть уволены со службы по сокращению штатов при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе (статья 58).
Увольнение сотрудников органов внутренних дел, состоящих на должностях среднего, старшего и высшего начальствующего состава, производится до подполковника милиции включительно - заместителями министра внутренних дел Российской Федерации, руководителями органов внутренних дел, которым такое право предоставлено министром внутренних дел Российской Федерации (статья 58 в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Инструкцией, утвержденной Приказом МВД России от 14.12.1999 N 1038, предусмотрено, что прекращение службы в органах внутренних дел оформляется приказом (пункт 17.1).
Увольнение по сокращению штатов (пункт "е" статьи 58 Положения) может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования высвободившихся сотрудников, при их отказе от перемещения по службе либо перемещения на службу в другую местность (пункт 17.5).
Перед представлением сотрудников к увольнению уточняются данные о прохождении ими службы, подтверждаются периоды, подлежащие зачету в выслугу лет в календарном исчислении и отдельно в льготном исчислении. Согласно законодательству исчисляется выслуга лет для назначения пенсии, которая объявляется сотруднику (пункт 17.11).
О предстоящем увольнении со службы сотрудники ставятся в известность уведомлением (приложение N 15), вручаемым сотруднику под расписку.
Кроме того, с сотрудником проводится беседа, в ходе которой ему сообщается об основаниях увольнения, разъясняются льготы, гарантии и компенсации, вопросы трудоустройства, материально-бытового обеспечения и другие вопросы (пункт 17.12).
До представления к увольнению сотрудники направляются для освидетельствования на военно-врачебную комиссию с целью установления степени годности к военной службе. Заключения военно-врачебной комиссии учитываются при определении основания увольнения (пункт 17.13).
На сотрудников, подлежащих увольнению, соответствующими прямыми начальниками на имя начальника, имеющего право их увольнения, направляются представления к увольнению из органов внутренних дел. К представлению прилагаются:
заявление сотрудника, если увольнение производится по его инициативе;
заключение военно-врачебной комиссии;
иные документы, имеющие существенное значение для принятия решения об увольнении сотрудника (пункт 17.14).
При определении основания для увольнения сотрудника учитываются его возраст, состояние здоровья, работоспособность, выслуга срока службы, отношение к службе. Принимаются во внимание права и льготы увольняемым со службы в выплате пособий, в жилищном и медицинском обеспечении, предоставляемые в зависимости от оснований увольнения в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Положением.
При увольнении сотрудников из органов внутренних дел применение формулировок, не предусмотренных статьей 58 Положения, запрещается. При этом при увольнении сотрудника не допускается также применение формулировок увольнения, отличающихся от приведенных в статье 19 Закона о милиции (пункт 17.15).
Сотруднику, уволенному из органов внутренних дел, соответствующее кадровое подразделение в день увольнения выдает под расписку трудовую книжку с записью об увольнении, знакомит с приказом об увольнении либо вручает заверенную копию приказа, возвращает военный билет и указывает на необходимость в двухнедельный срок прибыть в военный комиссариат по месту жительства для постановки на воинский учет (пункт 17.16).
Гражданин, увольняемый из органов внутренних дел, имеет право в месячный срок со дня вручения приказа об увольнении обжаловать его в суде (пункт 17.20).
Из приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации об особых правилах службы в органах внутренних дел, носящей общий характер, следует, что законодатель вправе устанавливать и особый порядок увольнения сотрудников внутренних дел (Определение от 20.11.2003 N 432-О).
В частности, особенности спорного увольнения Галаган Н.Л. со службы были обусловлены проводимой в спорный период реформы органов внутренних дел.
Указом Президента Российской Федерации от 24.12.2009 N 1468 "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации", принимая во внимание, что в последнее время участились случаи нарушения сотрудниками милиции законности и служебной дисциплины, которые вызывают обоснованную негативную реакцию в обществе и умаляют авторитет власти, а также что существующая структура органов внутренних дел Российской Федерации, организация их деятельности, кадровое, финансовое, материально-техническое обеспечение милиции не отвечают современным требованиям и нуждаются в модернизации, постановлено:
внести изменения в законодательные акты Российской Федерации, предусматривающих оптимизацию структуры и состава органов внутренних дел Российской Федерации, а также освобождение милиции от не свойственных ей функций;
совершенствовать кадровое и тыловое обеспечение органов внутренних дел Российской Федерации;
сократить до 01.01.2012 численность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на 20 процентов.
В соответствии со статьей 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" до принятия федерального закона, определяющего порядок и условия прохождения службы сотрудниками органов внутренних дел, на сотрудников органов внутренних дел распространяется действие Положения службе в органах внутренних дел Российской Федерации в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону (часть 2).
Сотрудники органов внутренних дел подлежат внеочередной аттестации в порядке и сроки, которые определяются Президентом Российской Федерации (часть 3).
Сотрудники органов внутренних дел, прошедшие внеочередную аттестацию, считаются сотрудниками полиции, которым присваиваются специальные звания, предусмотренные статьей 26 настоящего Федерального закона, либо сотрудниками иных подразделений органов внутренних дел, которым присваиваются специальные звания юстиции или специальные звания внутренней службы, предусмотренные Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. По результатам аттестации сотрудникам органов внутренних дел может быть предложено продолжить службу на иных, в том числе нижестоящих, должностях. За указанными сотрудниками сохраняются имеющиеся у них сроки выслуги в специальных званиях, которые учитываются при присвоении им очередных специальных званий (часть 4).
Сотрудники органов внутренних дел, не прошедшие внеочередной аттестации и (или) отказавшиеся продолжить службу в органах внутренних дел на иных, в том числе нижестоящих, должностях, подлежат увольнению в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (часть 5).
Временное замещение сотрудниками полиции должностей федеральной государственной службы в подразделениях и организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, не входящих в состав полиции, а также временное замещение федеральными государственными служащими, проходящими службу в этих подразделениях и организациях, должностей в подразделениях полиции в порядке, определяемом руководителем указанного федерального органа, допускается до 1 января 2013 года (часть 12).
Приказом МВД России от 15.08.2011 N 942 утвержден Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, не являющихся сотрудниками полиции, а также стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию.
Привлечение сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, осуществляется по решению руководителя подразделения центрального аппарата МВД России, территориального органа МВД России, образовательного учреждения, научно-исследовательской организации, а также иной организации и подразделения, созданной для выполнения обязанностей, возложенных на органы внутренних дел, в состав которой входят подразделения полиции, имеющего право назначать на соответствующую должность.
Решение о привлечении сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, принимается в отношении конкретного сотрудника или стажера и оформляется правовым актом (приказом, распоряжением) руководителя, принявшего решение.
В правовом акте о привлечении сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, указываются основания привлечения сотрудников и стажеров к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, конкретные задачи, возлагаемые на них, сроки привлечения к выполнению обязанностей, возложенных на полицию.
Сотрудники и стажеры, привлекаемые к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МВД России, регламентирующими деятельность полиции.
Как следует из материалов дела в связи с проведением реформы органов внутренних дел приказом начальника ГУВД по Свердловской области от 29.03.2011 N 316 утвержден Перечень изменений в штатные расписания подразделений ГУВД по Свердловской области, в соответствии с которым подлежит сокращению должность старшего инспектора по исполнению административного законодательства группы по исполнению административного законодательства отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД при УВД по городу Нижний Тагил, замещаемая Галаган Н.Л. на основании приказа от 01.11.2010 N 97-л (л. д. 33-35).
С приказом от ДД.ММ.ГГГГ N Галаган Н.Л. персонально ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ под роспись.
ДД.ММ.ГГГГ Галаган Н.Л. вручено уведомление об увольнении из органов внутренних дел на основании пункта "е" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел по установленной форме (л. д. 36).
В тот же день ДД.ММ.ГГГГ Галаган Н.Л. ознакомлена со списком вакантных должностей в составе УВД по городу Нижний Тагил, Горноуральскому городскому округу под роспись (л. д. 37-38).
С аналогичным списком вакантных должностей в составе УВД по городу Нижний Тагил, Горноуральскому городскому округу Галаган Н.Л. повторно ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ под роспись (л. д.39-40).
ДД.ММ.ГГГГ Галаган Н.Л. на имя начальника ГУ МВД России по Свердловской области поданы рапорты:
об увольнении из органов внутренних дел по пункту "е" статьи 58 (по сокращению штатов) Положения о службе в органах внутренних дел ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 42);
об отказе от предложенных должностей ММУ МВД России "Нижнетагильское" и службы в территориальных органах МВД России по муниципальным образованиям Свердловской области (л. д. 43);
об отказе от прохождения медицинского освидетельствования в военно-врачебной комиссии (л. д. 44).
Содержание указанных рапортов определенно свидетельствует об отказе Галаган Н.Л. от дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел, в том числе на иных должностях, в соответствии с частью 5 статьи 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 3-ФЗ "О полиции", что не только предоставляло право, но и обязывало представителя нанимателя ГУ МВД России по Свердловской области уволить Галаган Н.Л. в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Положения статьи 37 Конституции Российской Федерации, обусловливая свободу трудового договора, право работника и работодателя по соглашению решать вопросы, связанные с возникновением, изменением и прекращением трудовых отношений, предопределяют вместе с тем обязанность государства обеспечивать справедливые условия найма и увольнения, в том числе надлежащую защиту прав и законных интересов работника, как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении, при расторжении трудового договора по инициативе работодателя, что согласуется с основными целями правового регулирования труда в Российской Федерации как социальном правовом государстве (статья 1, часть 1; статьи 2 и 7 Конституции Российской Федерации).
В качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации Конституция Российской Федерации закрепляет свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (статья 8). Принципом экономической свободы предопределяется основное содержание таких закрепленных Конституцией Российской Федерации прав, как право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1), а также право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, часть 2).
Реализуя названные конституционные права, граждане самостоятельно определяют сферу своей экономической деятельности, осуществляют ее в индивидуальном порядке или совместно с другими лицами, в частности путем создания коммерческой организации как формы коллективного предпринимательства, выбирают экономическую стратегию развития бизнеса, используя свое имущество с учетом конституционных гарантий права собственности и поддержки государством добросовестной конкуренции (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.02.2004 г. N 3-П).
Это предполагает наделение собственника имущества организации конкретными правомочиями, позволяющими ему в целях достижения максимальной эффективности экономической деятельности и рационального использования имущества как самостоятельно, под свою ответственность принимать решения о заключении и расторжении трудовых договоров, осуществлять подбор и расстановку кадров.
Таким образом, обсуждение вопроса целесообразности проведения представителем нанимателя ГУ МВД России по Свердловской области мероприятий по высвобождению сотрудников, рационализации структуры управления, сокращению численности и штата сотрудников территориальных подразделений не входит в компетенцию суда.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
Расторжение трудового договора по инициативе работника допустимо в случае, когда подача заявления об увольнении явилась добровольным его волеизъявлением.
Если истец утверждает, что работодатель вынудил его подать заявление об увольнении по собственному желанию, то это обстоятельство подлежит проверке и обязанность доказать его возлагается на работника (пункты 22, 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").
Приведенные Галаган Н.Л. в исковом заявлении и представителем истца Недопекиным С.В. в судебном заседании доводы о вынужденном характере подачи Галаган Н.Л. ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанных рапортов оспариваются представителями ответчиков и надлежащим образом истцом не доказаны.
Общеправовой принцип добросовестности поведения участников правоотношений (часть 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации) в полной мере действует в сфере трудовых отношений, определяя пределы полномочий нанимателя и свободы усмотрения в реализации своих прав работником.
После подачи истцом рапортов от ДД.ММ.ГГГГ начальником ММУ МВД России "Нижнетагильское" оформлено представление от ДД.ММ.ГГГГ к увольнению Галаган Н.Л. из органов внутренних дел по пункту "е" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел (л. д. 41).
В период с ДД.ММ.ГГГГ и по день увольнения ДД.ММ.ГГГГ с указанным представлением Галаган Н.Л. не знакомилась.
Приказом начальника ГУ МВД России по Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N-л подполковник милиции Галаган Н.А. старший инспектор по исполнению административного законодательства отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД при УВД по городу Нижний Тагил, Горноуральскому городскому округу уволена из органов внутренних дел ДД.ММ.ГГГГ по пункту "е" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, по сокращению штатов (л. д. 45).
С приказом от ДД.ММ.ГГГГ N-л об увольнении Галаган Н.Л. впервые ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ под роспись.
В соответствии со статьей 84-1 Кодекса днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).
В случае, когда в день прекращения трудового договора выдать трудовую книжку работнику невозможно в связи с его отсутствием либо отказом от ее получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте.
Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске (часть 6 статьи 81 Кодекса).
Как следует из материалов дела и объяснений сторон в судебном заседании в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (суббота) Галаган Н.А. находилась в очередном отпуске с выездом за пределы Российской Федерации (л. д. 51).
В последний рабочий день (первый рабочий день после очередного отпуска) и день увольнения ДД.ММ.ГГГГ (понедельник) Галаган Н.Л. не вышла на работу, поскольку в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась на амбулаторном лечении в Государственном учреждении здравоохранения Свердловской области "Психиатрическая больница N" (л. д. 60).
При этом в судебном заседании представитель ММУ МВД России "Нижнетагильское" не оспаривает, что Галаган Н.Л. сообщила по телефону сотруднику кадровой службы о заболевании и нахождении в лечебном учреждении.
Осведомленность кадровой службы ММУ МВД России "Нижнетагильское" о временной нетрудоспособности Галаган Н.Л. также подтверждается последующей перепиской с истцом:
уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ об увольнении с просьбой прибыть в отдел по работе с личным составом ММУ МВД России "Нижнетагильское" для получения трудовой книжки и оформления документов для назначения пенсии. Уведомление направлено в адрес Галаган Н.Л. заказным почтовым отправлением ДД.ММ.ГГГГ в 16.39 часов (л. д. 46, 47);
повторным уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ аналогичного содержания, врученным Галаган Н.Л. заказным почтовым отправлением по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ (л. д. 48, 49),
и детализацией соединений, состоявшихся ДД.ММ.ГГГГ с сотовым телефоном Галаган Н.Л. и телефоном отдела по работе с личным составом ММУ МВД России "Нижнетагильское" (97-60-77): 11.49 часов - 1.00 минута эфира, 11.51 часов - 0.40 минут эфира (л. д. 85).
ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками отдела по работе с личным составом ММУ МВД России "Нижнетагильское" Галаган Н.А. ознакомлена под роспись с приказом от ДД.ММ.ГГГГ N-л об увольнении и Галаган Н.А. выдана трудовая книжка (л. д. 45, 50).
Доводы представителя ответчика ГУ МВД России по Свердловской области об отсутствии у Галаган Н.Л. надлежащего документа, подтверждающего временную нетрудоспособность ДД.ММ.ГГГГ, - листка нетрудоспособности, со всей очевидностью носят необоснованный характер.
Листок нетрудоспособности выдается застрахованным лицам, являющимся гражданами Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающим на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, указанным в статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством":
1) лица, работающие по трудовым договорам, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества;
2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;
3) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;
4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;
5) священнослужители;
6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.
Форма бланка листка нетрудоспособности утверждена Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 N 347н.
В соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел сотрудники органов внутренних дел имеют право на бесплатное медицинское обслуживание (в том числе обеспечение лекарствами) в медицинских учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
При отсутствии по месту службы или проживания сотрудников органов внутренних дел медицинских учреждений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации медицинская помощь сотрудникам органов внутренних дел оказывается беспрепятственно в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи сотрудникам органов внутренних дел возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 48).
Освобождение сотрудника органов внутренних дел от исполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью осуществляется на основании заключения (листка освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности) медицинского учреждения органа внутренних дел, а при отсутствии такого учреждения по месту нахождения сотрудника органов внутренних дел - иного медицинского учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения (статья 44.1).
Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел", вступивший в силу с 01.01.2012, также предусматривает, что освобождение сотрудника органов внутренних дел от выполнения служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью осуществляется на основании заключения (листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности) медицинского учреждения федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а при отсутствии такого медицинского учреждения по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника - иного медицинского учреждения государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Форма и порядок выдачи листка освобождения от выполнения служебных обязанностей по временной нетрудоспособности утверждаются совместным приказом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (статья 65).
Правила возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов на оказание медицинской помощи военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и лицам начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 991 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей" и предусматривают необходимость заключения договора между территориальным органом федерального органа исполнительной власти (по представлению командиров (начальников) соединений, воинских частей, учреждений и организаций, органов безопасности, органов внутренних дел и др.) и учреждением здравоохранения.
В соответствии с Положением о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденном приказом МВД России от 14.12.2009 N 960, сотруднику, находящемуся на излечении, сохраняется выплата денежного довольствия в размере, получаемом ко дню освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, но не более четырех месяцев, кроме случаев, когда действующим законодательством предусмотрены более длительные сроки нахождения на излечении.
Под находящимися на излечении для целей настоящего Положения понимаются сотрудники, получившие в установленном порядке листки освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности (листки нетрудоспособности, справки лечебного учреждения), выдаваемые при заболеваниях, травмах, отравлениях и иных состояниях, связанных с временной потерей трудоспособности сотрудника (пункт 138).
Таким образом, выдача сотрудникам милиции (полиции) листков нетрудоспособности по форме, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.04.2011 N 347н, действующим законодательством не предусмотрена и справка лечебного учреждения государственной системы здравоохранения является надлежащим доказательством временной нетрудоспособности и достаточным основанием для сохранения денежного довольствия сотруднику органов внутренних дел, находящемуся на излечении.
При расторжении с Галаган Н.Л. контракта 03.10.2011 ответчиками также не учтены особенности такого увольнения по сокращению штатов в период проведения реформы органов внутренних дел.
В соответствии со статьей 77 Кодекса основаниями прекращения трудового договора являются: соглашение сторон (статья 78 Кодекса), расторжение трудового договора по инициативе работника (статья 80 Кодекса), расторжение трудового договора по инициативе работодателя (статьи 71 и 81 Кодекса).
До истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, если на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с Кодексом и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора (статья 80 Кодекса).
При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу - вакантную должность (статья 180 Кодекса).
Из содержания вышеуказанных норм трудового законодательства следует, что для прекращения трудовых отношений по инициативе одной из сторон трудового договора достаточно волеизъявления работника либо работодателя и не требуется согласие другой стороны. При наличии в законе требований о предварительном предупреждении работодателя либо работника о предстоящем увольнении, в течение указанного времени предупреждения инициатор прекращения трудового договора вправе в любое время отозвать свое заявление (отменить решение) об увольнении и для этого также не требуется согласие либо учет мнения другой стороны.
В свою очередь, буквальное толкование части 5 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" свидетельствует о том, что увольнение сотрудников органов внутренних дел без представления на внеочередную аттестацию с целью присвоения специального звания сотрудника полиции и дальнейшего прохождения службы в органах полиции возможно только при отказе сотрудника милиции от продолжения службы в органах внутренних дел.
Такое прекращение трудовых отношений поставлено законом в зависимость, в первую очередь, от волеизъявления сотрудника и, несмотря на формальность соблюдения процедуры увольнения по сокращению штатов, поскольку весь штат сотрудников милиции подлежит сокращению в ходе реформы, сотрудник милиции не лишен права отозвать свой рапорт об отказе от дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел, а представитель нанимателя не освобожден от обязанности в течение срока предупреждения принимать меры к сохранению служебных отношений, в том числе, с согласия сотрудника представить его на внеочередную аттестацию с целью присвоения специального звания сотрудника полиции и предложения имеющихся в штате органов полиции вакантных должностей.
Выяснение действительного волеизъявления сотрудника прекратить службу в органах внутренних дел не выходит за рамки обязанности нанимателя принимать меры к трудоустройству высвобождаемого сотрудника на другие, имеющиеся у нанимателя вакантные должности, и такая обязанность сохраняется по день увольнения включительно.
Статья 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции", Положение о службе в органах внутренних дел и нормы Кодекса не содержат требований о безотзывности заявления (рапорта) сотрудника об отказе от дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел в период предупреждения о предстоящем увольнении по сокращению штата в связи с проводимой реформой и, по общему правилу, в действующем законодательстве отказ от права признается недействительным.
Отсутствие Галаган Н.Л. на службе в день увольнения 03.10.2011 не позволило ответчикам выяснить добровольность волеизъявления истца на прекращение службы в органах внутренних дел, что впоследствии повлекло возникновение настоящего трудового спора.
Устранение вышеуказанных недостатков процедуры увольнения по сокращению штатов после 03.10.2011, включая выдачу истцу под роспись трудовой книжки и ознакомление Галаган Н.Л. под роспись с приказом об увольнении 19.12.2011, невозможно, поскольку нормы Кодекса не предоставляют работодателю право изменять дату увольнения работника, равно как и совершать иные юридически значимые действия, затрагивающие права и интересы работника, без его предварительного согласия и после того, как трудовые отношения между работодателем и работником уже прекращены по инициативе самого работодателя (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.01.2008 N 5-В07-170).
При рассмотрении дел о восстановлении на работе следует иметь в виду, что при реализации гарантий, предоставляемых Кодексом работникам в случае расторжения с ними трудового договора, должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом, в том числе и со стороны работников. В частности, недопустимо сокрытие работником временной нетрудоспособности на время его увольнения с работы.
При установлении судом факта злоупотребления работником правом суд может отказать в удовлетворении его иска о восстановлении на работе (изменив при этом по просьбе работника, уволенного в период временной нетрудоспособности, дату увольнения), поскольку в указанном случае работодатель не должен отвечать за неблагоприятные последствия, наступившие вследствие недобросовестных действий со стороны работника (пункт 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела судом не установлено фактов сокрытия Галаган Н.Л. временной нетрудоспособности на время ее увольнения со службы либо иных признаков злоупотребления правом.
Таким образом, произведенное ответчиком ГУ МВД России по Свердловской области увольнение Галаган Н.Л. со службы в органах внутренних дел, в период временной нетрудоспособности и без выяснения действительного намерения истца прекратить служебный контракт, является незаконным и истец подлежит восстановлению на прежней работе в силу предписаний статьи 394 Кодекса с выплатой среднего заработка за все время вынужденного прогула.
Согласно статье 65 Положения о службе в органах внутренних дел сотрудники органов внутренних дел, признанные в установленном порядке незаконно или необоснованно уволенными из органов внутренних дел, подлежат восстановлению соответственно в должности, специальном звании, на службе в органах внутренних дел.
Основанием для восстановления в должности, специальном звании, на службе в органах внутренних дел являются заключение по результатам служебной проверки, вступившее в силу решение суда либо заявление реабилитированного в установленном действующим законодательством порядке сотрудника органов внутренних дел о его восстановлении на службе.
Сотрудники, признанные незаконно уволенными из органов внутренних дел, восстанавливаются на службе приказами начальников, которым предоставлено право назначения на должность, либо вышестоящих начальников.
В заключениях о восстановлении сотрудников на службе в органах внутренних дел и специальном звании указываются периоды, засчитываемые в выслугу лет, дающую право на пенсию, а также на получение процентной надбавки за выслугу лет, в выслугу в специальном звании. Засчитываемые в службу периоды указываются в приказе о восстановлении сотрудника на службе в органах внутренних дел и специальном звании.
В приказах о восстановлении сотрудников в должности, специальном звании на службе указываются их должности, должностные оклады и установленные надбавки и периоды, за которые им выплачивается денежное довольствие (пункты 18.5, 18.8 Инструкции от 14.12.1999).
Сотрудникам, незаконно или необоснованно перемещенным по службе, пониженным в должности или в специальном звании, уволенным со службы, выплачивается денежное довольствие по должности, с которой они были перемещены или уволены, и по специальному званию, в котором они состояли, за весь период до их восстановления в должности, специальном звании или на службе (пункт 14 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 14.12.2009 N 960).
Средний заработок Галаган Н.Л. из расчета 12 месяцев, предшествующих увольнению (статья 139 Кодекса), составляет сумму "..."
Подлежащий взысканию в пользу истца средний заработок за время вынужденного прогула составит сумму "..."
В соответствии со статьей 127 Кодекса, статьей 45 Положения о службе в органах внутренних дел и пунктом 7 Приказа МВД России от 06.03.2007 N 218 "О размерах и порядке выплаты денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества отдельным категориям лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих специальные звания милиции или юстиции" при увольнении Галаган Н.Л. выплачены:
денежная компенсация за неиспользованный отпуск в размере "..."
денежная компенсация за все предметы вещевого имущества в размере "..." (л. д. 52, 54-56).
Принимая во внимание, что статьей 45 Положения о службе в органах внутренних дел установлен запрет на замену отпуска денежной компенсацией, кроме случаев увольнения сотрудников органов внутренних дел, не использовавших отпуск, выплаченная Галаган Н.Л. компенсация за неиспользованный отпуск подлежит зачету в счет подлежащего выплате истцу среднего заработка за время вынужденного прогула.
При взыскании среднего заработка в пользу работника, восстановленного на прежней работе, или в случае признания его увольнения незаконным выплаченное ему выходное пособие подлежит зачету (пункт 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").
В соответствии со статьей 64 Положения о службе в органах внутренних дел сотрудникам органов внутренних дел, увольняемым со службы с правом на пенсию, производятся единовременные выплаты, а при увольнении без права на пенсию - выплаты в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.
При увольнении со службы из органов внутренних дел Галаган Н.Л. также произведена выплата единовременного пособия в размере 131 240 рублей на основании подпункта "б" пункта 17 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", что с учетом выплаченной истцу компенсации за неиспользованный отпуск превышает сумму среднего заработка за время вынужденного прогула и исключает для суда возможность полного зачета вышеуказанных сумм.
Согласно статье 137 Кодекса заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев:
счетной ошибки;
если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса);
если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.
Пунктом 17 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 установлено, что в случае повторного определения на службу военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременное пособие при последующем увольнении их со службы выплачивается исходя из общей выслуги лет на день последнего увольнения с зачетом пособий, выплаченных при предыдущих увольнениях со службы (в месячных окладах денежного содержания), но не менее чем в размере двухмесячного оклада денежного содержания.
Таким образом, оставшаяся сумма единовременного пособия при увольнении в размере "..." не подлежит взысканию судом при рассмотрении настоящего гражданского дела, не может быть удержана представителем нанимателя в связи с восстановлением Галаган Н.Л. на службе в органах внутренних дел и подлежит зачету при последующем увольнении со службы.
Согласно статье 237 Кодекса моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В соответствии с частью 4 статьи 3 и частью 9 статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.
Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац 14 части 1) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (пункт 63 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.94 N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда").
При определении размера компенсации морального вреда, причиненного Галаган Н.Л. незаконным увольнением, суд учитывает степень вины ответчика, характер допущенных им нарушений трудового законодательства и степень нравственных переживаний, связанных с индивидуальными особенностями истца.
Также суд принимает во внимание, что в настоящем гражданском деле компенсация морального вреда является не единственным способом защиты нарушенных трудовых прав истца. Основным принципом социального партнерства в сфере труда является уважение и учет интересов сторон (статья 24 Кодекса).
С учетом обстоятельств дела суд считает разумным и справедливым размер компенсации морального вреда в сумме 10 000 рублей.
В соответствии со статьей 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 211 и 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Галаган Н.Л. удовлетворить частично.
Восстановить Галаган Н.Л. на службе в органах внутренних дел в прежней должности старшего инспектора по исполнению административного законодательства отдельного батальона дорожно-патрульной службы ГИБДД при УВД по городу Нижний Тагил, Горноуральскому городскому округу (межмуниципального Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации "Нижнетагильское").
Взыскать с Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по "адрес" в пользу Галаган Н.Л. компенсацию морального вреда в размере "..."
Решение суда в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А.Соловьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.