РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,
при секретаре Ежовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Е.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Иванова Е.В. осуществляет педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей, в том числе до ДД.ММ.ГГГГ в составе государственных и муниципальных образовательных учреждений.
ДД.ММ.ГГГГ Иванова Е.В. представила в отдел назначения, перерасчета и выплаты пенсий Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области (далее - Управление ПФ РФ в городе Нижний Тагил) документы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей независимо от возраста в порядке подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением Управления ПФ РФ в городе Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N из специального трудового стажа Ивановой Е.В. исключен период работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 го "адрес" дня) учителем биологии Муниципального образовательного учреждения специального (коррекционного) образования N,
так как наименование учреждения не предусмотрено Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Постановление N, Список от ДД.ММ.ГГГГ), Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (далее - Постановление N, Список от ДД.ММ.ГГГГ).
В досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей независимо от возраста Ивановой Е.В. отказано.
ДД.ММ.ГГГГ Иванова Е.В. обратилась в суд с иском к Управлению ПФ РФ в городе Нижний Тагил, в котором просит признать право на досрочное назначение (получение) трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей независимо от возраста в порядке подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с 18.01.2011, признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ N, включить в специальный трудовой стаж педагогической деятельности спорный период работы в должности учителя биологии Муниципального образовательного учреждения специального (коррекционного) образования N (далее - МОУ СКО N) и назначить трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование своих требований Иванова Е.В. ссылается на неправильность наименования образовательного учреждения в спорный период работы.
В судебное заседание истец Иванова Е.В. не явилась и просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика - главный специалист-эксперт (юрисконсульт) юридического отдела Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области Толстоноженко Ю.А. иск Ивановой Е.В. не признала полностью и пояснила, что наименование образовательного учреждения в спорный период работы Ивановой Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не соответствует нормам пенсионного законодательства и Управление ПФ РФ в городе Нижний Тагил как территориальный орган не вправе устанавливать тождественность профессиональной деятельности.
Заслушав объяснения представителя ответчика и исследовав письменные доказательства, суд находит иск Ивановой Е.В. обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со статьями 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан (в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения) по состоянию на 01.01.2002 производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.
Согласно статьям 7, 27 пункт 1 подпункт 19 Федерального закона в редакции Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения указанного срока лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Положения подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона в части исключения требования осуществления деятельности в государственных и муниципальных учреждениях распространяются на правоотношения, возникшие с 03.06.2004.
Положение пункта 2 статьи 27 Федерального закона в части установления тождественности профессиональной деятельности распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2002 (статья 2 Федерального закона от 30.12.2008 N 319-ФЗ).
Законодатель, предписывая Правительству Российской Федерации в пункте 2 статьи 27 Федерального закона утверждать соответствующий Список, не наделяет его полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения указанных категорий работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение. При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство Российской Федерации связано не только законодательными нормами, но и обязано учитывать предписания статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.06.2004 N 197-О).
Положение пункта 2 статьи 27 Федерального закона не препятствует суду общей юрисдикции - в случае, если при разрешении конкретного дела он придет к выводу о нарушении конституционных прав и свобод граждан актом Правительства Российской Федерации, определяющим, какие именно списки производств, работ, профессий и должностей, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, должны применяться при досрочном назначении трудовой пенсии, предусмотренной подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, а также о несоответствии предписаний такого акта нормам федерального закона, - принять решение на основе Конституции Российской Федерации и федерального закона (статья 120 Конституции Российской Федерации, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6.03.2003 N 107-О, пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 N 8).
Продолжительность принятой ответчиком к зачету в соответствии с действующим пенсионным законодательством педагогической деятельности Ивановой Е.В. в учреждениях для детей составила 23 года 11 месяцев 29 дней по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по нормам пенсионного законодательства, действовавшего до введения в действие нового правового регулирования, - 23 года 11 месяцев 29 дней.
Исключение из специального стажа педагогической деятельности нетрудовых периодов нахождения в отпусках без сохранения заработной платы, командировке и времени простоя Ивановой Е.В. не оспаривается, что определяет пределы судебного разбирательства по настоящему гражданскому делу (часть 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 13 Федерального закона, статье 66 Трудового кодекса Российской Федерации, Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555, Перечню документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению?, утвержденному Постановлением Минтруда России от 27.02.2002 N 16, Порядку подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.03.2011 N 258н, трудовой и страховой стаж до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" устанавливается по документам, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.
В тех случаях, когда в трудовой книжке содержаться неправильные или неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона (в том числе пунктом 1 статьи 27), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании, - характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п. (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии").
Вопрос о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может быть решен судом в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативных правовых актах (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2009 года).
В трудовой книжке Ивановой Е.В. имеются записи:
N от ДД.ММ.ГГГГ - "Принята в школу-интернат N воспитателем";
N от ДД.ММ.ГГГГ - "Переведена учителем биологии в этой же школе-интернат N" (л. д. 12-15).
В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Специфика преподавательской деятельности предопределяет установление законодательством специальных требований к осуществляющим ее работникам, в том числе правил, касающихся замещения педагогических должностей в соответствии с нормами трудового законодательства.
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательное учреждение является юридическим лицом (статья 12 Закона об образовании).
В Список от 06.09.1991 и Список от 29.10.2002 в разделы "Наименование учреждений" и "Наименование должностей" включены общеобразовательные учреждения, в том числе школы всех наименований, общеобразовательные школы-интернаты всех наименований, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, в том числе школа-интернат, и должности учитель, воспитатель.
В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком от 06.09.1991, независимо от ведомственной подчиненности учреждений, организаций (пункт 2 Постановления N 463).
В выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со Списком от 06.09.1991, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей".
Правила, утвержденные Постановлением N 1067, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 01.11.1999.
Периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы, должностной оклад (пункт 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением N 781, далее - Правила от 29.10.2002).
Из содержания Списков в целом следует, что в основу перечня наименований учреждений положено деление образовательных учреждений по форме собственности (государственные и муниципальные), организационно-правовой форме (учреждения), типам (общеобразовательные, специальные (коррекционные)) и видам (школа, школа-интернат), что в полной мере соответствует положениям статьи 12 Закона Российской Федерации "Об образовании", Типовому Положению об общеобразовательном учреждении, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.1994 N 1008 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 196, Типовому положению об общеобразовательной школе-интернате, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 N 612, Типовому положению о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.1997 N 288.
Специальные (коррекционные) образовательные учреждения создаются для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья.
Специфика образовательного процесса, направление деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, а также уровень реализуемых образовательных программ определяются Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации в зависимости от вида специального (коррекционного) образовательного учреждения.
Государственное, муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья реализует в зависимости от вида коррекционного учреждения образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования.
Коррекционное учреждение обеспечивает воспитанникам условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.
Коррекционное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными актами в области защиты прав ребенка, решениями соответствующего органа управления образованием, типовыми положениями о дошкольном, общеобразовательных учреждениях, учреждении начального профессионального образования (пункты 1, 2, 4, 5 Типового Положения от 12.03.1997).
При этом правовой статус образовательного учреждения, закрепленный в статье 12 Закона Российской Федерации "Об образовании", не может отождествляться с наименованием юридического лица применительно к положениям гражданского законодательства.
В соответствии со статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 13 Закона Российской Федерации "Об образовании" в уставе образовательного учреждения определяется наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения, его организационно-правовая форма, типы и виды реализуемых образовательных программ.
Постановлением Главы администрации Ленинского района города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N впервые утвержден Устав муниципального образовательного учреждения специального коррекционного образования N.
Согласно Уставу в редакции от ДД.ММ.ГГГГ МОУ СКО N является муниципальным образовательным учреждением специального коррекционного образования (пункт 1.1), осуществляет свою деятельность в соответствии с Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (пункт 1.3), имеет статус юридического лица и свой Устав (пункт 1.2), реализует общеобразовательные программы восьмилетнего образования, обязательный минимум которых устанавливается специальным государственным образовательным стандартом (пункт 2.2).
Поскольку Типовое положение от ДД.ММ.ГГГГ регулирует деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в том числе школы-интерната, "Муниципальное образовательное учреждение специального коррекционного образования N", имевшее до утверждения Устава наименование "вспомогательная школа-интернат N", по своему правовому статусу в полной мере соответствует Спискам.
Постановлением Главы администрации Ленинского района города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N в Устав образовательного учреждения внесены изменения и Муниципальное образовательное учреждение специального коррекционного образования N переименовано в Муниципальное образовательное учреждение - специальную (коррекционную) школу-интернат N для детей с отклонениями в развитии.
Постановлением Главы администрации Ленинского района города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N вновь внесены изменения в Устав образовательного учреждения и Муниципальное образовательное учреждение - специальная (коррекционная) школа-интернат N для детей с отклонениями в развитии переименована в Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение школу-интернат N УШ вида.
Постановлением Главы администрации Ленинского района города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N вновь внесены изменения в Устав образовательного учреждения и Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение школа-интернат N УШ вида переименована в Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии Специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат N УШ вида.
Постановлением Правительства Свердловской области от 23.05.2006 N 425-ПП Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии Специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат N УШ вида переименовано в Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии "Нижнетагильская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N" (л. д. 9-11, 20-32).
Внесение вышеуказанных изменений в наименование МОУ СКО N постановлениями Главы администрации Ленинского района города Нижний Тагил не является реорганизацией образовательного учреждения в соответствии с положениями статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации.
МОУ СКО N имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ N, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе от ДД.ММ.ГГГГ серии 66 N и свидетельство о государственной аккредитации от ДД.ММ.ГГГГ N (л. д. 33-36).
Из уточняющей справки МОУ СКО N следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Иванова Е.В. работает в должности учителя биологии в режиме нормальной продолжительности рабочего времени, установленной за ставку заработной платы (л. д. 9-11).
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации предоставлено право по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
В сфере образования, здравоохранения и культуры к федеральным органам исполнительной власти, представляющим документы для установления тождества должностей, учреждений, структурных подразделений, отнесены соответственно Министерство образования Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство культуры Российской Федерации.
Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (статья 39 Конституции Российской Федерации), в связи с чем, в силу статей 2, 18 Конституции Российской Федерации уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.
В письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 30.09.2002 N МЗ-25-27/8791 разъяснено, что возникновение права на пенсию за выслугу лет (досрочное назначение трудовой пенсии по старости) законодатель связывает с осуществлением деятельности в соответствующих учреждениях, а не только с определенным видом деятельности. Это обусловлено не характером деятельности, а повышенной интенсивностью труда педагогических и медицинских работников, приводящего к преждевременной утрате трудоспособности и профессиональной пригодности из-за высоких эмоциональных и физических перегрузок в учреждениях, с установленной и регулируемой органами исполнительной власти нагрузкой и объемом работ.
Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" не установил требования о необходимости приведения правового статуса учреждений, созданных до даты введения в действие главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть до 08.12.1994, в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Следовательно, территориальные органы ПФР не могут предъявлять требование о регистрации или перерегистрации к учреждениям, созданным до 08.12.1994 и продолжающим действовать до настоящего времени.
Одним из условий реализации права на досрочную пенсию по старости (ранее - пенсия за выслугу лет) является деятельность педагогических и медицинских работников соответственно в учреждениях образования или в лечебно-профилактических (лечебных) учреждениях.
В случаях если при создании организации определено, что она осуществляет свою деятельность на основании Типового положения об организациях данного вида, имеется необходимость изучения соответствующего Типового положения. При наличии в нем требуемых сведений оснований для дополнительных проверок признаков юридического лица не имеется.
Учитывая отсутствие вины заявителей при длительном проведении организацией регистрации учреждения и меры, принимаемые Министерством образования Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, направленные на упорядочение процесса регистрации юридических лиц и урегулирование проблемы, связанной со статусом подведомственных им организаций в целом, необходимо при назначении пенсии дополнительно уточнять статус организации ко дню обращения за пенсией.
Таким образом, если ко дню обращения за назначением пенсии гражданин работал в организации, созданной до 08.12.1994 и имеющей признаки юридического лица, но не зарегистрировавшей статус юридического лица, территориальные органы Пенсионного фонда Российский Федерации могут весь период работы педагогических и медицинских работников (в соответствующих должностях) в соответствующей организации, начиная со дня ее создания, засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также учитывать этот период при конвертации (преобразовании) пенсионных прав застрахованных лиц в расчетный пенсионный капитал. При этом в органы ПФР работодателем представляется корректирующая форма для учета индивидуальных сведений о застрахованном лице.
Таким образом, в настоящем гражданском деле отсутствует правовая неопределенность и необходимость установления в вышеуказанном порядке тождественности наименования образовательного учреждения МОУ СКО N в спорный период работы Ивановой Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Списку от ДД.ММ.ГГГГ либо Списку от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку имело место неправильное наименование учредителем (собственником имущества) организации работодателя (образовательного учреждения) в соответствии с действовавшим в тот период гражданским и трудовым законодательством.
Допущенная неправильность наименования организации работодателя носит устранимый характер и не может служить основанием к ограничению пенсионных прав истца Ивановой Е.В.
Педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста (пункт 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании").
В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Применительно к данному случаю это конституционное предписание следует рассматривать как гарантию равенства пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений (государственных, муниципальных, негосударственных) независимо от того, в чьей собственности они находятся. Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности, причем статья 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" не содержит каких-либо ограничений в статусе и правах ни обучающихся в этих образовательных учреждениях, ни работников, в том числе в их праве на пенсию за выслугу лет (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2001 N 310-О, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П).
Таким образом, признание, соблюдение и защита пенсионных прав Ивановой Е.В. в силу статей 18, 46 Конституции Российской Федерации подлежат обеспечению правосудием.
Согласно статьям 12, 19, 23 Федерального закона трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Исчисление трудового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Выплата трудовой пенсии, включая ее доставку, производится за текущий месяц. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
При этом необходимо иметь в виду, что если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии").
Продолжительность педагогической деятельности Ивановой Е.В. в учреждениях для детей за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет 25 лет 03 дня, что соответствует требованиям подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях Российской Федерации" и по другим основаниям ответчиком не оспаривается (часть 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение Управления ПФ РФ в городе Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе Ивановой Е.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости создает препятствия в осуществлении истцом своего права на пенсионное обеспечение, является незаконным и не действующим с момента его принятия (статья 39 Конституции Российской Федерации, статья 7 Закона Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан").
Понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей (л. д. 2) подлежат возмещению ответчиком в полном объеме (статьи 88, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии").
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 206 и 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Ивановой Е.В. удовлетворить полностью.
Признать право Ивановой Е.В. на досрочное назначение и получение установленной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Признать решение Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ за N об отказе Ивановой Е.В. в назначении пенсии незаконным.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области включить Ивановой Е.В. в специальный трудовой стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста, период работы в календарном исчислении:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 го "адрес" дня) учителем биологии Муниципального образовательного учреждения специального (коррекционного) образования N,
и назначить Ивановой Е.В. трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей независимо от возраста в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Нижнем Тагиле и Пригородном районе Свердловской области в пользу Ивановой Е.В. возмещение судебных расходов в сумме "..."
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А.Соловьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.