РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 января 2012 года город Нижний Тагил
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе:
председательствующего судьи ПЕСТЕРНИКОВОЙ М.В.
при секретаре БАЧЕВСКОЙ О.Д.,
с участием:
представителя ответчика Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области - главного специалиста-эксперта (юрисконсульта) юридического отдела ТОЛСТОНОЖЕНКО Ю.А., доверенность от ДД.ММ.ГГГГ N,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела N 2-292/2012 по иску ОЗОРНИНОЙ В.М. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Решением Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N ОЗОРНИНОЙ В.М. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ 30 лет, необходимого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ.
При оценке пенсионных прав в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П в специальный трудовой стаж ОЗОРНИНОЙ В.М., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не приняты к зачету периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - Детские ясли N Ленинского райздравотдела, "..."; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - "..." Городская больница, здравпункт, "..."; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - Медицинское объединение N Ленинского района, здравпункт, "...", в том числе "..." дней отпуска без сохранения заработной платы, которые истцом не оспариваются; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - Муниципальное медицинское учреждение Центральная городская больница N, здравпункт, "..."; поскольку на именование учреждения не предусмотрено Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава Российской Федерации от 3 ноября 1999 года N 395, и применяемой к Спискам профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологический учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464. Наименование должности "заведующая здравпунктом" не предусмотрена Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 377; здравпункт не поименован в числе структурных подразделений; отнесение должности к среднему медицинскому персоналу документально не подтверждено в виду отсутствия штатных расписаний.
7 декабря 2011 года истец ОЗОРНИНА В.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включение оспариваемых периодов в специальный трудовой стаж, отмене решения об отказе в назначении пенсии, и признании его незаконным, и назначении пенсии.
В обоснование требований истец указала, что в спорные периоды работы осуществляла лечебную деятельность; фельдшерские здравпункты структурно входили в состав Городской больницы N, медицинского объединения N. При этом сохранялся прежний характер профессиональной деятельности и статус учреждения здравоохранения, имевший место до такого переименования. Должностные обязанности истца не изменялись. В штатах Городской больницы N и медицинского объединения N были фельдшерские здравпункты, средний медицинский персонал: заведующая здравпунктом, дежурный фельдшер, дежурная медицинская сестра. Отсутствие в наименовании здравпункта указания на врачебный или фельдшерский, а также неполное наименование должности заведующая фельдшерским здравпунктом - фельдшер (не дополнено медицинской специальностью - фельдшер), не может являться основанием для исключения из стажа работы в данном здравпункте. Выпиской из Положения ММУ "Медицинское объединение N" подтверждено, что учреждение относилось к учреждениям здравоохранения, в состав которого входили фельдшерские здравпункты, осуществляющие лечебно-профилактическую деятельность.
Истец ОЗОРНИНА В.М. в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства, в исковом заявлении одновременно просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В соответствии с частью 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело рассмотрено в отсутствие истца.
Представитель ответчика Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области ТОЛСТОНОЖЕНКО Ю.А. в судебном предъявленные требования не признала по основаниям, изложенным в решении об отказе в досрочном назначении пенсии.
Огласив исковое заявление, заслушав возражения стороны ответчика, исследовав представленные суду письменные доказательства по делу, оценив доказательства в их совокупности, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со статьями 1, 2, 29, 30 и 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях" (далее - Федеральный закон) оценка пенсионных прав граждан, в том числе права на пенсионное обеспечение, права на обращение за назначением пенсии и предоставление денежного обеспечения, по состоянию на 1 января 2002 года производится на основании Федерального закона. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона.
Согласно статье 7, подпункту 20 пункта 1, пункту 2 статьи 27 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие 55 лет. Трудовая пенсия по старости ранее достижения указанного возраста лицам, не менее 30 лет осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых трудовая пенсия по старости назначается досрочно, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 17 октября 2003 года N70 утверждено разъяснение "О некоторых вопросах установления пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которым, при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе льготного порядка исчисления стажа).
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П при исчислении продолжительности стажа на соответствующих видах работ до 1 января 2002 года могут применяться правила и нормы, действующие до введения в действие нового правого регулирования.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении указал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1, 2, 18, 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку, по смыслу указанных конституционных положений, изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Следовательно, при оценке прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (независимо от того, выработан общий трудовой или специальный трудовой стаж полностью либо частично).
Согласно пункту 4 Постановления Правительства Российской Федерации N 1066 от 22 сентября 1999 года, и пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 года Министерству труда и социального развития Российской Федерации по ходатайству федеральных органов исполнительной власти (в том числе Министерству здравоохранения РФ) и по согласованию с Пенсионным фондом Российской федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27, 28 Федерального закона, а также Спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Осуществление указанных полномочий государственными органами исполнительной власти имеет своей целью установление и реализацию гражданами конституционного права на пенсионное обеспечение по возрасту (статья 39 Конституции Российской Федерации), в связи с чем, в силу статей 2, 18 Конституции Российской Федерации уполномоченные органы исполнительной власти не только вправе, но и обязаны принимать своевременные меры к признанию, соблюдению и защите пенсионных прав граждан.
В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения установленного законом возраста, периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации) тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.) (пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25).
Принятый к зачету специальный стаж истца в учреждениях здравоохранения по действующим нормам правового регулирования, действующим в период трудовой деятельности истца, составил 26 лет 07 месяцев 08 дней.
В соответствии с приказом Минздрава СССР от 23 октября 1978 года N 1000 "Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения" с последующими дополнениями и изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения СССР от 7 сентября 1979 года N 927, от 29 июля 1980 года N 812, от 5 марта 1981 года N 236 и от 17 июня 1981 года N 659, к лечебно-профилактическим учреждениям относились учреждения охраны материнства и детства, в частности, детские ясли, детские сады.
В период осуществления лечебной деятельности истца действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", которое утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953.
Постановлением N1 397 утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсии за выслугу лет.
Разделом I подраздела 1 "Учебные заведения и детские учреждения", пунктом 2 "Наименование учреждений и организаций" предусмотрены детские дома, детские трудовые воспитательные колонии, школы и др.
Разделом II "Врачи и другие медицинские работники", пунктом 1 "Лечебно-профилактические учреждения, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения" предусмотрены: детские ясли, детские сады, объединенные ясли-сады.
В перечне "Наименование должностей" - медицинские сестры и др. средние медицинские работники, независимо от наименования должности.
Периоды работы истца в дошкольных образовательных учреждениях, имевших место до 1 октября 1993 года, подлежат включению в специальный стаж в календарном исчислении, поскольку по законодательству, действующему в период осуществления лечебной деятельности истца, детские ясли и детские сады относились к лечебно-профилактическим учреждениям.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 27 августа 1992 года N 634, от 23 июля 1993 года N 701, от 22 сентября 1993 года N 953) утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работы в которых по охране здоровья населения, дает право на пенсию за выслугу лет, применяемый к периодам трудового стажа до 1 ноября 1999 года. В Списке поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1066 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2001 года N 130) утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, применяемый к периодам с 1 ноября 1999 года до 12 ноября 2002 года. В числе учреждений поименованы больницы; в числе среднего медицинского персонала поименована должность - заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер. Аналогичные наименования учреждений и должностей среднего медицинского персонала предусмотрены и Списком, утвержденным Постановлением правительства Российской Федерации от 29 октября 2001 года N 781 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 года N 449), применяемого к периодам трудового стажа с 12 ноября 2001 года.
В соответствии с пунктом 3, 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденных вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно - правовую форму и характер деятельности юридического лица. Наименование юридического лица имеет своей целью его индивидуализацию.
Согласно статье 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в Уставе юридического лица определяется его наименование, место нахождения, статус учреждения, организационно - правовая форма, цели, предмет и виды деятельности.
Как следует из представленных суду письменных материалов дела, во исполнение решения Свердловского Облисполкома от 11 декабря 1990 года N 455 "О переводе здравоохранения области с 1991 года в систему нового хозяйственного механизма", решением исполнительного комитета Нижнетагильского городского Совета народных депутатов от 5 мая 1991 года N 174 "О поэтапном переходе лечебно-профилактических учреждений на новый хозяйственный механизм" начат поэтапный переход на новый хозяйственный механизм с целью обеспечения самостоятельности медицинских учреждений, развития специализированной медицинской помощи, эффективного использования коечного фонда и кадров.
В соответствии с приказом отдела здравоохранения Нижнетагильского горисполкома от 20 мая 1991 года N 82-П "По разукрупнению ЛПУ города", в частности, в Ленинском районе осуществлено разукрупнение ЛПУ, а именно, Городская больница N + стоматологическая поликлиника N.
На основании приказа Отдела здравоохранения Нижнетагильского горисполкома от 31 мая 1991 года N 89-П, вновь образованным медицинским объединениям присвоены наименования, в частности, в Ленинском районе, медицинское объединение N.
В последующем Приказом Управления здравоохранения города Нижний Тагил" от 25 января 1995 года N 20-п произведена реорганизация Центральной городской больницы N и медицинского объединения N в ММУ "Центральная городская больница N" с 1 февраля 1995 года с целью создания многопрофильной больницы с более высоким уровнем специализации и более эффективным использованием ресурсов.
Из анализа перечисленных документов следует, что медицинское объединение N являлось муниципальным медицинским учреждением, создавалось на базе больницы учреждением здравоохранения, изменения вносились только в наименование учреждения, при этом вид деятельности цели и задачи учреждения и обязанности медицинского персонала изменений не претерпевали. Неправильное наименование лечебно-профилактического учреждения не является основанием для отказа истцу в защите прав на пенсионное обеспечение, периоды работы в указанном учреждении подлежат зачету в специальный стаж в календарном исчислении.
Врачебные здравпункты, фельдшерские здравпункты, являющиеся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций (учреждений) предусмотрены Правилами, утвержденными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, от 29 октября 2002 года N 781.
Приказом Министерства здравоохранения СССР от 3 января 1978 года N 12 утверждено Положение о фельдшерском здравпункте, согласно которому фельдшерский здравпункт организуется при промышленных и строительных предприятиях в соответствии с действующими штатными нормативами и является структурным подразделением поликлиники. Основными задачами фельдшерского здравпункта являются оказание первой доврачебной помощи при травмах, профессиональных отравлениях и профессиональных заболеваниях, направление больных и пострадавших в поликлинику или больницу, организация транспортировки больных и пострадавших в необходимых случаях, освобождение рабочих или служащих от работы до конца смены с выдачей справки, которая обменивается на больничный листок, участие в разработке мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, инвалидности и травматизма. В этих целях здравпункт проводит учет длительно и часто болеющих и инвалидов, подготовительные мероприятия по организации периодических и целевых медицинских осмотров и диспансеризации, противоэпидемические мероприятия, осуществляет наблюдение за санитарным содержанием цехов и т.д.
Положением о фельдшерском здравпункте на предприятии, утвержденным Минздравом СССР от 2 января 1948 года, типовыми штатными нормативами медицинского персонала, утвержденными Приказом Минздрава СССР от 26 сентября 1978 года N 900, от 11 октября 1982 года N 999 и Минздравмедпрома Российской Федерации от 23 июня 1994 года N, Примерными должностными инструкциями персонала стационара, предусмотрена должность заведующей здравпунктом - фельдшер. Самостоятельной должности заведующей здравпунктом указанными нормативами не предусматривалось.
Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 9 сентября 1964 года N 496, пунктом 64 предусмотрено повышение должностных окладов из числа среднего медицинского персонала за заведование фельдшерским и фельдшерско-акушерскими пунктами, обслуживающими свыше 1500 человек на 15 рублей в месяц, до 1500 человек на 10 рублей в месяц, др. ФЗП - на 5 рублей в месяц.
Согласно представленным уточняющим справкам, истец работала в спорные периоды заведующей фельдшерским здравпунктом "..." и заведующей здравпунктом "...", штатным расписанием с "..." года в числе структурных подразделений значился фельдшерский здравпункт "...", в числе среднего медицинского персонала: "...".
Истец в спорные периоды работала именно "...", за указанный период повышала квалификацию по должности фельдшер "..." промышленных предприятий, имеет сертификат специалиста. Истец выполняла основные обязанности "..." и дополнительные обязанности "...", за что производилась дополнительная оплата труда.
Самостоятельной должности "..." вышеуказанными нормативами не предусматривалось. Неправильное, неполное ненормативное наименование должности и здравпункта не может являться основанием для отказа истцу в принятии в специальный стаж указанного спорного периода.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что, трудовая деятельность истца в спорные периоды отвечает требованиям подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решение комиссии об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости создает препятствие к осуществлению истцу своего права на пенсионное обеспечение и подлежит признанию незаконным.
Руководствуясь статьями 12, 194-199, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ОЗОРНИНОЙ В.М. удовлетворить.
Признать незаконным решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе ОЗОРНИНОЙ В.М. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Признать за ОЗОРНИНОЙ В.М. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижний Тагил и Пригородном районе Свердловской области включить в специальный стаж ОЗОРНИНОЙ В.М., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, следующие периоды работы в календарном исчислении:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - Детские ясли N Ленинского райздравотдела, "..."; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - "..." Городская больница, здравпункт, "..."; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - Медицинское объединение N Ленинского района, здравпункт, "...", за исключением "..." дней отпуска без сохранения заработной платы; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - Муниципальное медицинское учреждение Центральная городская больница N, здравпункт, "..."; и назначить ОЗОРНИНОЙ В.М. досрочно трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения, с подачей апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области.
Судья - М.В. ПЕСТЕРНИКОВА
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.