Судья Крымского районного суда Чернова Н.Ю.
с участием помощника Крымского межрайонного прокурора Бублий Е.З.
при секретаре Кольба А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Смыкова Александра Ивановича к УСЗН в Крымском районе об индексации ежемесячной денежной компенсации в возмещения вреда здоровью вследствие ликвидации аварии на ЧАЭС,
УСТАНОВИЛ:
Смыков А.И. обратился в суд с иском к УСЗН в Крымском районе об индексации сумм, выплачиваемых ему в возмещении вреда здоровью и взыскании задолженности по выплатам. Свои требования мотивирует тем, что он является инвалидом 3-й группы вследствие причинения вреда здоровью, связанного с выполнением работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Состоит на учете в УСЗН в Крымском районе, как получатель денежных компенсаций, предусмотренных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15.05.1991 года, в том числе ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью. Как видно из справки УСЗН в Крымском районе от 17.12.2010 года в период с 12.03.1997 года по 01.07.2000 года суммы ВВЗ не индексировались. Учитывая принцип справедливости и ответственности государства по своим обязательствам, он считает, что должно быть восстановлено его право на получение надлежащего возмещения вреда здоровью в соответствии с действующим законодательством. По мнению истца, ежемесячные суммы ВВЗ должны были быть проиндексированы следующим образом:
Статья 1 Федерального закона РФ от 19.06.2000 года "О минимальном размере оплаты труда" предусматривает возможность индексации выплат ВВЗ пропорционально увеличению минимального размера оплаты труда с 01.07.2000 года в 1,581 раз, с 01.01.2001 года в 1,515 раз.
На рост величины прожиточного минимума в Краснодарском крае с 01.01.2002 года в 2,085; с 01.01.2003 года в 1,22; с 01.01.2004 года в 1,187 на основании Постановления КС РФ от 19.06.2002 года.
На коэффициент 1,11 с 01.01.2005 года на основании ч.1 ст.1 Федерального закона РФ от 04.11.2005 года N 141-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год" и Постановления Правительства РФ "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 07.05.2005 года N292 (в ред. Постановление Правительства РФ от 24.03.2006 г. N 163).
На коэффициент 1,09 с 01.01.2006 года на основании ч.1 ст.1 Федерального закона РФ от 26.12.2005 года N189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" и Постановления Правительства РФ "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 25.04.2006 года N 246.
На коэффициент 1,08 с 01.01.2007 года Постановление Правительства РФ "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 21.03.2007 года N171.
На коэффициент 1,105 с 01.01.2008 года Постановление Правительства Российской Федерации "Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 21.12.2007 года N 914 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 17.03.2008 года N181, от 03.09.2008 года N665, 24.12.2008 года, 07.07.2009 года).
На коэффициент 1,13 с 01.01.2009 года Постановление Правительства РФ "Об индексации в 2008-2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 21.12.2007 года N914 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 17.03.2008 года N181, от 03.09.2008 года N655, от 24.12.2008 года, N545 от 07.07.2009 года).
На коэффициент 1,1 с 01.01.2010 года Постановление Правительства РФ "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 16.12.2009 года N1024.
На коэффициент 1,065 с 01.01.2011 года Постановление Правительства РФ "Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 21.12.2010 года N1079.
Таким образом, ежемесячная сумма возмещения вреда должна составить с 01.02.2011 года: 721,85x1,581x1,515x2,085x1,22xl,187x1,11xl,09x 1,08x1,105x1,13x1,1xl,065= 9978,48 рублей.
Однако ответчиком суммы ВВЗ проиндексированы не были, задолженность ответчика перед истцом с 01.07.2000 года по 31.12.2010 года составила 516822,85 рублей. В связи с чем, просит проиндексировать ежемесячную денежную компенсацию в возмещения вреда здоровью с 01.07.2000 года по 31.01.2011 года в соответствии с действующим законодательством с применением индекса МРОТ за 2000 год и 2001 год, с 2002 года на рост прожиточного минимума, а с 2006 года на индексы, установленные Постановлениями Правительства РФ об индексации выплат за соответствующие годы, взыскать с ответчика задолженность за указанный период в размере 516 822 рубля 85 копеек, а также обязать ответчика выплачивать ежемесячно ВВЗ в размере 9 978 рублей 48 копеек с 01 января 2011 года с последующей индексацией.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО5 уточнила заявленные требования, просила суд применить коэффициент 1,186 вместо 1,187 - за период с 01.01.2004 года по 31.12.2004 года, в этом случае ежемесячная сумма возмещения вреда составит 9 970 рублей 48 копеек. Кроме того, считает, что в двух вариантах расчета, составленных представителем УСЗН в Крымском районе Майбродской С.Г., имеются существенные ошибки: в расчете Вариант N1: за 2001 год индексируется назначенная сумма 721,85 руб., а не сумма 1141,24 руб., которая получилась при индексации назначенной суммы 721,85 на коэффициент 1,581; за 2002 год индексируется фиксированная сумма 1000 руб., а не сумма 1728,98 руб., которая получилась при индексации суммы 1141,24 на коэффициент 1,515; за 2001 год задолженность, которая должна была определяться за 12 месяцев, определяется лишь за 1,5 месяца; в расчете Вариант N2: за 2001 год индексируется назначенная сумма 721,85 руб., а не сумма 1141,24 руб., которая получилась при индексации назначенной суммы 721,85 на коэффициент 1,581; за 2002 год индексируется фиксированная сумма 1000 руб., а не сумма 1728,98 руб., которая получилась при индексации суммы 1141,24 на коэффициент 1,515; за 2001 год задолженность, которая должна была определяться за 12 месяцев, определяется лишь за 1,5 месяца, а также просила взыскать с ответчика задолженность по выплате возмещения вреда за период с 01.07.2000 года по 31.01.2011 года в размере 510 882 рубля, и обязать ответчика начиная с 01.01.2011 года за счет средств Федерального бюджета РФ ежемесячно выплачивать компенсацию в возмещение вреда здоровью в сумме 9 970 рублей.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения в Крымском районе Майбродская С.Г. исковые требования не признала, и пояснила суду, что размер коэффициента индексации с 01 января 2002 года необходимо применять 1,12, а не 2,085. При проведении расчета за 2001 год истцом взят размер индексированной выплаты 1 141 рубль 25 копеек, а не фактическая выплата в размере 1 000 рублей. Сам расчет неверный и сделан с нарушением норм материального права. Суммы компенсаций, предусмотренные законом, выплачивались истцу своевременно, и задолженности за управлением по выплатам нет.
Выслушав стороны, мнение прокурора Бублий Е.З., полагавшей необходимым удовлетворить иск частично, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования истца подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, и подтверждается материалами дела, истец является инвалидом 3-ей группы в связи с повреждением здоровья вследствие ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Согласно справкам, имеющимся в материалах дела, истец состоит на учете в Управлении социальной защиты населения в Крымском районе, как инвалид ЧАЭС, и ему ежемесячно выплачивается компенсация в возмещение вреда здоровью, согласно имеющейся справке о выплате, в материалах дела.
В соответствии с ч.3 ст.5 Закона РФ от 15.05.1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы ЧАЭС" (в редакции ФЗ от 24.11.1995 года N 179), предусмотрена защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке определенным законодательством РФ об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.
Пунктом 15 ст.14 базового Закона, участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС предусмотрена ежемесячная денежная компенсация за возмещение вреда причиненного здоровью - ВВЗ.
В соответствии с п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 года N 35 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 11.05.2007 года), суды вправе произвести индексацию за период с 01 июля 2000 года до 01 января 2001 года с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в ст. 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ. Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются судами с 1 июля 2000 года с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда, равного 1,581 (132:83,49), а с 1 января 2001 года с учетом коэффициента, равного 1,515 (200:132), при условии, что в период с февраля 1997 года до 01 июля 2000 года не производилась индексация указанных сумм.
Пунктом 16 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ определено, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации.
С 15 февраля 2001 года вступил в силу ФЗ от 12 февраля 2001 года N5 "О внесении изменений и дополнений в базовый Закон РФ N 1244-1 от 15.05.1991 года", которым определена ежемесячная денежная компенсация в твердой денежной сумме, в зависимости от группы инвалидности. В то же время, граждане, получавшие ранее установленную сумму, вправе были сохранить за собой установленный размер компенсации.
Этим же Законом (ч.3 ст.2) установлен иной критерий индексации сумм возмещения вреда здоровью - пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ.
На основании Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П, которым механизм индексации сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации был признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, суды общей юрисдикции до внесения изменений в действующее законодательство были вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, этих сумм с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
Данная конституционно-правовая мера была адресована исключительно судебным органам и носила временный характер, согласно разъяснениям Определения Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 года N 879-О-О. Необходимые изменения были внесены Федеральным законом от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым часть третья статьи 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" изложена в новой редакции. Ею закреплялось, что размеры выплат гражданам, установленные данным Законом (за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами), ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного требования Закона Правительство РФ своими Постановлениями от 25 мая 2005 года N326 "О порядке индексации некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 27 декабря 2004 года N847 "Об индексации в 2004 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 7 мая 2005 года N292 "Об индексации в 2005 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 25 апреля 2006 года N246 "Об индексации в 2006 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 марта 2007 года N171 "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"; от 21 декабря 2007 года N914 "Об индексации в 2009 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", ежегодно утверждало правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" размеров компенсаций и иных выплат.
Исходя из изложенного, суд считает, что за указанные периоды должны применяться следующие индексы: за 2000 год - 1,581; 2001 год - 1,515, согласно статьи 1 Федерального закона РФ от 19.06.2000 года "О минимальном размере оплаты труда"; на рост величины прожиточного минимума в Краснодарском крае с 01.01.2002 года - 2,085; за 2003 год - 1,222, за 2004 год - 1,187, в связи с Постановлением КС РФ от 19 июня 2002 года.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.03.2007 года N 143 "О внесении изменений в постановления Правительства РФ от 07.05.2005 года N 292, от 09.08.2005 года N 496 и 25.04.2006 года N 246" за 2005 год должен применяться индекс 1,11, а за 2006 год - 1,09.
В соответствии с Постановлением Правительства N 171 от 21.03.2007 года "Об индексации в 2007 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" за 2007 год должен применяться индекс 1,08.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.09.2008 года N 655 "О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 21.12.2007 года N 914" за 2008 год должен применяться индекс 1,105.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07.07.2009 года N 545 "О внесении изменений в постановление Правительства РФ от 21.12.2007 года N 914" за 2009 год должен применяться индекс 1,13.
В соответствии с Постановлением Правительства N1024 от 16.12.2009 года "Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" за 2010 год должен применяться индекс 1,1.
В соответствии с Постановлением Правительства N 1079 от 21.12.2010 года "Об индексации в 2011 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" за 2011 год должен применяться индекс 1,065.
Доводы представителя истца о том, что при проведении расчета за 2001 год должна индексироваться полученная сумма 1141 рубль 24 копейки (721,85 руб. х 1,581), а не сумма 721 рубль 85 копеек, являются не обоснованными, так как согласно действующего на тот период времени законодательства - Федерального закона от 24.11.1995 года N 179-ФЗ возмещение вреда инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС исчислялось из заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с учетом инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещение вреда связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, то есть, в данном случае заработок истца составлял 721 рубль 85 копеек.
За 2001 год, в силу действующего на тот период времени законодательства - Федерального закона от 24.11.1995 года N 179 ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и Постановления Верховного Совета РФ от 24.12.1992 года N 4214-1, расчет задолженности необходимо проводить по фактической сумме выплаты в размере 1 000 рублей, а не по рассчитанной теоретически (1728,98 рублей).
Таким образом, размер ежемесячной выплаты истцу по ВВЗ должен составлять:
с 01.07.2000 г. по 30.12.2000 г. (1,581)
721 руб. 85 коп. х 1,581 = 1141 руб. 24 коп. - должно было выплачиваться. Недоплата составила: (1141 руб. 24 коп. - 721 руб. 85 коп.) х 6 мес. = 2516,34 рублей.
с 01.01.2001 г. по 31.12.2001 г. (1,515)
721 руб. 85 коп. х 1,515 = 1093руб. 60 коп. - должно было выплачиваться, а получал 721,85 руб. Недоплата составила: (1093,60 руб. - 721 руб. 85 коп.) х 1,5 мес. = 557,62 руб.
- с 01.01.2002 г. по 31.12.2002 г. (2,085)
Получал по 1064 рубля ежемесячно с учетом доплат, адолжно было выплачиваться 1000 руб. х 2,085 = 2085 рублей.
Недоплата составила: (2085 руб. - 1064 руб.) х 12 мес. = 12 252 рубля.
с 01.01.2003 г. по 31.12.2003 г. (1,222)
2085 руб. х 1,222 = 2547 руб. 87 коп. - должно было выплачиваться. Недоплата составила: (2547 руб. 87 коп. - 1254 руб.) х 12 мес. = 15 526,44 руб.
- с 01.01.2004 г. по 31.12.2004 г. (1,186)
2547 руб. 87 коп. х 1,186 = 3021 руб. 77 коп. - должно было выплачиваться. Недоплата составила: (3021 руб. 77 коп. - 1380 руб.) х 12 мес. = 19 701,24 руб.
с 01.01.2005 г. по 31.12.2005 г. (1,11)
3021 руб. 77 коп. х 1,11 = 3354 руб. 16 коп. - должно было выплачиваться, а получал 1531,80 руб. Недоплата составила (3354 руб. 16 коп. - 1531 руб. 80 коп.) х 12 мес. = 21 868,32 руб.
с 01.01.2006 г. по 01.12.2006 г. (1,09)
3354 руб. 16 коп. х 1,09 = 3656руб. 03 коп. - должно было выплачиваться. Недоплата составила: (3656руб. 03 коп. - 1669 руб. 66 коп.) х 12 мес. = 23 836,44 руб.
с 01.01.2007 г. по 31.07.2007 г. (1,08)
3656руб. 03 коп. х 1,08 = 3948 руб. 51 коп. - должно было выплачиваться. Недоплата составила: (3948 руб. 51 коп. - 1803 руб. 23 коп.) х 12 мес. = 25 743,36 руб.
с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г. (1,105)
3948 руб. 51 коп. х 1,105 = 4363 руб. 10 коп. - должно было выплачиваться. Недоплата составила: (4363 руб. 10 коп. - 1992 руб. 57 коп.) х 12 мес. = 28 446,36 руб.
с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г. (1,13)
4363 руб. 10 коп. х 1,13 = 4930 руб. 30 коп. - должно было выплачиваться. Недоплата составила: (4930 руб. 30 коп. - 2251 руб. 60 коп.) х 12 мес. = 32 144,40 руб.
с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г. (1,1)
4930 руб. 30 коп. х 1,1 = 5423 руб. 33 коп. - должно было выплачиваться. Недоплата составила: (5423 руб. 33 коп. - 2476 руб. 76 коп.) х 12 мес. = 35 358,84 руб.
с 01.01.2011 г. по 30.04.2011 г. (1,065)
5423 руб. 33 коп. х 1,065 = 5775 руб. 84 коп. - должно было выплачиваться. Недоплата составила: (5775 руб. 84 коп. - 2637 руб. 74 коп.) х 4 мес. = 12 552,40 руб.
Итого общая сумма задолженности по выплате возмещения вреда за период с 01.07.2000 года по 30.04.2011 года составила: 2516 руб. 34 коп. + 557 руб. 62 коп. + 12252 руб. + 15526 руб. 44 коп. + 19701 руб. 24 коп. + 21868 руб. 32 коп. + 23836 руб. 44 коп. + 25743 руб. 36 коп. + 28446 руб. 36 коп. + 32144 руб. 40 коп. + 35358 руб. 84 коп. + 12552 руб. 40 коп. = 230 503 рубля 76 копеек.
Суд также считает необходимым обязать ответчика выплачивать Смыкову А.И. ежемесячно, начиная с 01.01.2011 года, сумму 5 775,84 рублей (1000 руб. х 2,085 х 1,222 х 1,186 х 1,11 х 1,09 х1,08 х 1,105 х 1,13 х 1,1 х 1,065).
Таким образом, требования истца подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Смыкова Александра Ивановича удовлетворить частично.
Взыскать с Управления социальной защиты населения Департамента защиты населения Краснодарского края в Крымском районе в пользу Смыкова Александра Ивановича единовременно задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью за счет средств Федерального бюджета, выделенных на эти цели, за период с 01.07.2000 года по 31.01.2011 года -230 503 (двести тридцать тысяч пятьсот три) рубля 76 копеек.
Обязать Управление социальной защиты населения Департамента социальной защиты населения Краснодарского края в Крымском районе выплачивать ежемесячно за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели, начиная с 01.01.2011 года денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в пользу Смыкова Александра Ивановича по 5 775 (пять тысяч семьсот семьдесят пять) рублей 84 копейки, с применением в последующем индексации в соответствии с действующим законодательством.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Крымский районный суд в течение 10 дней.
Судья: Н.Ю. Чернова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.