Решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 15 марта 2011 г.
(Извлечение)
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Савиновой О.Н., при секретаре Васильевой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Нохрина ФИО5 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области управлению социальной защиты населения по Ленинскому район г. Екатеринбурга о взыскании ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС и убытков в связи с несвоевременной выплатой,
УСТАНОВИЛ:
Нохрин ФИО6 обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области управлению социальной защиты населения по Ленинскому район г. Екатеринбурга о взыскании ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС и убытков в связи с несвоевременной выплатой.
В обоснование своих исковых требований указал, что с 19 июня по 06 декабря 1986г. он был призван на военные сборы для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В 1996г. признан инвалидом II группы со 100% утратой трудоспособности в связи с ликвидацией аварии на ЧАЭС. 11.03.03г. II группа -инвалидности установлена бессрочно.
С учетом действующего законодательства, он с 1 января 2002г. должен был ежемесячно получать 3 489 руб. 70 коп. (2500 х 1,39588), с 1 января 2003г.- 5 738 руб. 74 коп. (3489,70 х 1,64448). С 01 января 2004г. он должен получать б 312 руб. 62 коп. (5 738,74 х 1,1), с 1 января 2005 года - 7 007 руб. 70 коп. (6 312,62 х 1,11), с 1 января 2006г. - 7 637 рублей 63 коп. (7007,70 х 1,09), с 1 января 2007г. - 8248 руб. 64 коп. (7 637,63 х 1,08), с 1 января 2008г. - 9 114 руб. 75 коп. (8 248,64 х 1,105)., с 1 января 2009г. - 10 299 руб. 67 коп. (9114,75 х 1,105), с 1 января 2010г. - 11 329 руб. 64 коп. (10299,67 х 1,1). с 1 января 2011г. - 12 066 руб. 06 коп. (11329,64 х 1,1).
Недоплата ежемесячной. денежной компенсации в возмещение вреда за период 1 июля 2000г. по 31 декабря 2011г. составила "данные изъяты" Убытки в связи с несвоевременной выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере "данные изъяты"
Впредь ответчик обязан выплачивать проиндексированную сумму возмещения вреда в размере "данные изъяты". ежемесячно с последующей ее индексацией в установленном законе порядке.
В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования по предмету и основаниям.
Представитель Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты населения Ленинского района г.Екатеринбурга в судебном заседании пояснила, что Управлением, на основании п.6 Указания Минсоцзащиты РФ от 21.03.1996г N 1-3-У для расчета суммы в возмещение вреда был взят заработок, из которого ранее выплачивалась пенсия (сумма в возмещение вреда рассчитана из среднего заработка за 5 месяцев работы на ЧАЭС, что не является условным месячным заработком). Сумма в возмещение вреда на 02.03.1996г составила "данные изъяты" неденоминированных руб., на 01.01.200г с учетом произведенных индексаций и деноминации сумма в возмещение вреда составила - "данные изъяты" руб.
В августе 2000 года Нохриным Ю.П. предоставлены справки о заработной плате за 12 месяцев перед установлением инвалидности и за 12 месяцев, предшествующих прекращению работы, повлекшей инвалидность (работы на ЧАЭС). При этом предоставлена объяснительная от ОАО "УРАЛХИМПРОЕКТ" N 1-08-29 от 10.08.2000г о том, что ранее выданная справка N 43 от 31.08.1994г (на основании которой был сделан расчет суммы в возмещение вреда) недействительна.
Управлением произведен расчет сумм в возмещение вреда на основании обеих справок, но так как размер суммы в возмещение вреда, рассчитанный из среднего заработка за последние 12 месяцев перед установлением инвалидности оказался менее 7 минимальных оплат труда, то Нохрину Ю.П. был установлен размер суммы в возмещение вреда, рассчитанный из среднего заработка за 12 месяцев, предшествующих прекращению работы на ЧАЭС (764,76 руб.).
С 01.01.2001г в связи с вступлением в силу Федерального закона от 07.08.2000г N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" и Федерального закона от 19.06.2000г N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" размер суммы в возмещение вреда увеличен в 1,198 раза - до 916,18 руб.
Индексация назначенных Нохрину Ю.П. сумм в возмещение вреда производилась Управлением в строгом соответствии с действующим законодательством.
На необходимость индексации сумм в возмещение вреда здоровью в период с 01.07.2000г по 01.0112001 года на коэффициенты роста МРОТ Верховный Суд РФ впервые указал только в апреле 2005г при внесении изменений в Постановление N 35 от 14.12.2000г. До 2005г судебная практика по данному вопросу придерживалась противоположного мнения.
Управление, являясь исполнительным органом государственной власти, не имеет права самостоятельно без соответствующего нормативно-правового акта производить индексацию каких-либо выплат. Действуя в строгом соответствии с требованиями законодательства, Управление произвело Нохрину Ю.П. все предусмотренные Постановлениями Правительства РФ индексации.
Назначенные же Нохрину Ю.П. суммы в возмещение вреда здоровью с 01.07.2000г по 31.12.2011г выплачены в полном объеме в соответствии с действовавшем на тот момент законодательством без задержки.
Суд, заслушав стороны, изучив письменные доказательства, считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Нохрин ФИО7 принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с 01.06.1986 г по 06.12.1986 г.(что подтверждено справкой Ленинского райвоенкомата от 20.03.1995г N 4/469, справкой войсковой части N 74313 от 06.12.1986г N1185) В 1995 году ему установлена инвалидность и в соответствии с ФЗ от 15.05.1991г N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в ред. ФЗ от 18.06.1992г N 3061-1 (далее Базовый Закон) назначена пенсия по инвалидности в размере возмещения фактического ущерба (с учетом 100% утраты трудоспособности).
Федеральным законом от 24.11.1995г N 179-ФЗ в Базовый закон внесены изменения: упразднено правило о назначении пенсии в размере возмещения фактического ущерба и предоставлено право инвалидам-чернобыльцам на одновременное получение двух денежных выплат:
-пенсии в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР",
-суммы в возмещение вреда здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на ЧАЭС.
При этом сумма в возмещение вреда здоровью должна рассчитываться в соответствии с законодательством - п. 14 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей (далее "Правила...") и п.25 ст. 14 Базового Закона.
В соответствии с п. 14 "Правил..." исчисление сумм в возмещение вреда производилось из среднего заработка:
-за 12 последних месяцев работы, предшествующей трудовому увечью или утрате либо снижению трудоспособности в связи с трудовым увечьем; -в случае профессионального заболевания ежемесячный заработок может определяться также за 12 последних месяцев работы, предшествующей прекращению работы, повлекшей такое заболевание. П.25 ст. 14 Базового закона позволяет исчислять размер возмещения вреда исходя из условного месячного заработка без его ограничения, если период работы по ликвидации катастрофы на ЧАЭС составил менее одного календарного месяца.
Однако Управлением, на основании п.6 Указания Минсоцзащиты РФ от 21.03.1996г N 1-3-У для расчета суммы в возмещение вреда был взят заработок, из которого ранее выплачивалась пенсия (сумма в возмещение вреда рассчитана из среднего заработка за 5 месяцев работы на ЧАЭС, что не является условным месячным заработком). Сумма в возмещение вреда на 02.03.1996г составила 580 523 неденоминированных руб., на 01.01.200г с учетом произведенных индексаций и деноминации сумма в возмещение вреда составила - 766,290 руб.
С 21.03.2000г Нохрину Ю.П. установлена 2 группа инвалидности бессрочно.
В августе 2000 года Нохриным Ю.П. предоставлены справки о заработной плате за 12 месяцев перед установлением инвалидности и за 12 месяцев, предшествующих прекращению работы, повлекшей инвалидность (работы на ЧАЭС). При этом предоставлена объяснительная от ОАО "УРАЛХИМПРОЕКТ" N 1-08-29 от 10.08.2000г о том, что ранее выданная справка N 43 от 31.08.1994г (на основании которой был сделан расчет суммы в возмещение вреда) недействительна.
Управлением произведен расчет сумм в возмещение вреда на основании обеих справок, но так как размер суммы в возмещение вреда, рассчитанный из среднего заработка за последние 12 месяцев перед установлением инвалидности оказался менее 7 минимальных оплат труда, то Нохрину Ю.П. был установлен размер суммы в возмещение вреда, рассчитанный из среднего заработка за 12 месяцев, предшествующих прекращению работы на ЧАЭС (764,76 руб.).
С 01.01.2001г в связи с вступлением в силу Федерального закона от 07.08.2000г N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" и Федерального закона от 19.06.2000г N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" размер суммы в возмещение вреда увеличен в 1,198 раза - до 916,18 руб.
С 15.02.2001 в связи с вступлением в силу Федерального закона от 12.02.2001г N 5-ФЗ ""О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" Нохрину Ю,П. (на основании его заявления) сумма в возмещение вреда заменена на ежемесячную денежную компенсацию в твердом размере - 2500 руб.
Статьей 2 Федерального закона от 12.02.2001 г N 5-ФЗ в отношении сумм в возмещение вреда и заменившей их ежемесячной денежной компенсации был введен особый порядок индексации: ежегодно пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации" Учитывая, что величина такого прожиточного минимума официально не определялась, Управление не имело оснований для индексации сумм в возмещение вреда.
Постановлением Конституционного суда РФ от 19.06.2002г N 11-П судам общей юрисдикции было дано право впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, соответствующих сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.
30.05.2004г вступил в законную силу Федеральный закон от 26.04.2004г N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и в статью 2 Федерального закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", который установил, что суммы в возмещение вреда здоровью ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации". Статьей 3 указанного закона предусмотрено, что размеры выплат, установленные в соответствии с пунктом 25 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" индексируются с 19 июня 2002 года. Выплата гражданам недополученных сумм за 2002-2004 годы производится в течение 2005-2006 годов. Порядок и условия возврата недополученных сумм определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 4 октября 2005года N 364-0 суды при решении вопроса об индексации сумм в возмещение вреда за период с 01.01.2002 по 01.01.2003г вправе применить коэффициент роста величины прожиточного минимума, если этот коэффициент выше индекса инфляции. Однако, механизм расчета коэффициентов индексации и порядок индексации, исходя из роста величины прожиточного минимума, на законодательном уровне решен не был. Только в апреле 2005г при внесении изменений в Постановление N 35 от 14.12.2000г. Верховный Суд РФ предложил механизм такого расчета.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п.З Постановления Верховного Суда РФ от 14.12.2000г N 35 "О вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", суд вправе удовлетворить требования истца об индексации назначенных сумм в возмещение вреда здоровью с учетом индекса потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации.
Согласно Закона РФ N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона РФ N 3061-1 от 18 июня 1992г., Закона РФ 179-ФЗ от 24.11.1995г.), мне в 2000 году Управлением социальной защиты населения производилась выплата сумм возмещения вреда в размере 766 руб. 29 коп. Выплата производилась до сентября 2000 года. С 1 сентября 2000г. сумма возмещения снижена до 764 руб. 26 коп. С 1 января 2001 года эта сумма была проиндексирована на 1,198 (индекс роста МРОТа с 83 руб. 49 коп. до 100 рублей) и составила 916 руб. 18 коп. С 15 февраля 2001г. сумма возмещения вреда, как инвалиду II группы, установлена в твердой денежной сумме 2500 рублей. Впоследствии размер возмещения проиндексирован в соответствии с Постановлениями Правительства РФ.
12 февраля 2001г. был принят ФЗ N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В соответствии со ст.2 указанного закона гражданам, получавшим до вступления в силу настоящего ФЗ возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная п.25 ч.1 ст.14 базового чернобыльского закона, либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством РФ для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, но не превышающая 10000 рублей.
В соответствии с частью третьей статьи 5 базового чернобыльского Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995г. N 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом Законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.
В связи с принятием ФЗ N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 1 июля 2000г. и с 1 января 2001г. сумма в возмещение вреда здоровью подлежит индексации с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000г. Суммы возмещения вреда должны индексироваться с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000г., равного 1,581 (132 : 83,49), а с 1 января 2001г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132). Сумма в возмещение вреда в размере 766 руб. 29 коп. с 1 июля 2000г. должна составлять 1211 руб. 50 коп. (766,29 х 1,581), с 1 января 2001г. - 1 835 руб. 43 коп. (1211,50 х 1,515).
Подтверждением правильности и необходимости индексировать суммы в возмещение вреда здоровью в связи с ростом МРОТ служит и п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 05.04.2005г. N 7.
"В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ) предусматривалась защита от инфляции сумм возмещения вреда в полном размере в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан, в том числе на основе роста минимального размера оплаты труда.
Поскольку денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от каких-либо обязательных социальных выплат, суд не вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью, начиная с 1 июля 2000г. исходя из базовой суммы, установленной статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" и статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации". Однако если такая индексация была произведена фактически, то ее размер должен быть учтен при определении ежемесячных сумм возмещения вреда за период с 1 июля 2000г. до 1 января 2001г.
В соответствии с частью третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ), статьей 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2288), статьей 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с 1 января 1995 г. до 29 ноября 2002 г.), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суды вправе произвести такую индексацию за период с 1 июля 2000г. до 1 января 2001г. с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в статье 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Таким образом, суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с 1 июля 2000 г., равного 1,581 (132 : 83,49), а с 1 января 2001 г. с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132), при условии, что в период с февраля 1997 г. до 1 июля 2000 г. не производилась индексация указанных сумм на основании части третьей статьи 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995г. N 179-ФЗ) и статьи 1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 г. N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2288) исходя из индекса роста потребительских цен, определенного в порядке, предусмотренном статьей 3 названного Закона."
12 февраля 2001г. был принят ФЗ N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
19 июня 2002г. принято постановление Конституционного суда РФ по делу о проверке конституционности ряда положений закона РФ от 18 июня 1992г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995г. и от 12 февраля 2001г.).
В п.3.2 Постановления указано, что "при совершенствовании порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, недопустимо уменьшение ранее назначенного объема возмещения вреда".
В п.З резолютивной части указано, что впредь до внесения соответствующих изменений в действующее законодательство лицам, которым возмещение вреда было установлено исходя из заработка, обеспечивается выплата ранее назначенных сумм, но не свыше пределов, установленных в ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2002г. (ч.1 ст.16).
Предметом рассмотрения Конституционного суда РФ стали и положения ч.3 ст.5 Закона РФ "О социальной защите граждан..." и ч.3 ст. 2 ФЗ от 12.02.2001г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан..." в их взаимосвязи, предусматривающие ежегодное повышение сумм возмещения вреда пропорционально росту величины прожиточного минимума в целом по РФ. Эти положения признаны не соответствующими Конституции РФ, поскольку они, устанавливая ежегодную индексацию сумм возмещения вреда исходя из роста величины прожиточного минимума в целом по РФ, не предусматривают при этом такой механизм индексации, которым обеспечивались бы ее своевременность и безусловность, и поэтому носят неопределенный характер.
Согласно п.5.4 Постановления Конституционного суда до внесения изменений в действующее законодательство суды общей юрисдикции - исходя из прямого действия Конституции, при рассмотрении конкретных дел вправе принимать решения о выплате гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, сумм возмещения вреда с учетом их индексации в зависимости от роста прожиточного минимума в субъекте РФ, ориентируясь при этом на стоимость потребительской корзины для соответствующих категорий граждан (дети, пенсионеры по старости, инвалиды), которая определяется на основе законодательства субъекта РФ о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.
Согласно п. 6 Постановления Пленума ВС РФ N 7 от 05.04.2005г. первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума должна быть произведена по истечении 2001г., то есть с января 2002 года. "Поскольку федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации предусмотрено определение лишь абсолютной величины прожиточного минимума для основных социально-демографических групп и только с ежеквартальной периодичностью, то суд вправе самостоятельно определить индекс роста величины прожиточного минимума за год как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума для пенсионеров за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума для пенсионеров за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума может быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4".
Согласно Постановлений Правительства Свердловской области о величинах прожиточного минимума с 1 квартала 2000г. по 4 квартал 2002г. мной рассчитаны индексы роста величины прожиточного минимума в 2001г. по отношению к 2000г. Индексация недоплаченных сумм с 1 января 2002г. и с 1 января 2003г. произведена на основе этих данных о росте величины прожиточного минимума в Свердловской области.
4 октября 2005г. принято Определение Конституционного Суда РФ N 364-0, подтвердившее применение величины роста прожиточного минимума для пенсионеров, если эта величина выше, чем индекс инфляции за соответствующий год.
Таким образом, сумма возмещения вреда в твердой денежной сумме 2500 рублей, проиндексированная надлежащим образом, превышала ранее назначенную сумму возмещения вреда.
26 апреля 2004г. был принят федеральный закон N 31 ФЗ "О внесении изменений в ст.5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" и в ст. 2 ФЗ РФ О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации следствие катастрофы на ЧАЭС" (вступил в силу с 29 мая 2004г.), изменивший способ дальнейшей индексации сумм в возмещение вреда. В соответствии с новым Законом размеры выплат гражданам, установленные чернобыльским Законом, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством РФ.
В связи с принятием Постановлений Правительства ответчик Должен произвести мне индексацию суммы в возмещение вреда здоровью на индекс инфляции на 2004 год - 1,1, на 2005г. - 1,11, на 2006г. - 1,09, на 2007г. - 1,08, на 2008 - 1,105, на 2009 - 1,13, на 2010 - 1,1, на 2011 - 1,065.
Согласно позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 1 декабря 2005 года N 461-0 и Определении N 445-0 от 3 ноября 2006г., подлежит взысканию вся задолженность с 1 июля 2000 года.
Конституционный суд в своих определениях неоднократно указывал, что "согласно Конституции РФ является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, чьи права и свободы являются высшей ценностью, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства; в Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в установленных законом случаях и судебная защита его прав и свобод; в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статьи 2, 7 и 18; статья 37, часть 1; статья 39, часть 1; статья 46, часть 1; статья 55, часть 2)."
Применительно к правоотношениям по возмещению вреда здоровью, причиненного катастрофой на Чернобыльской АЭС, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П сформулировал правовую позицию, согласно которой вред, причиненный гражданам, оказавшимся в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших в момент чернобыльской катастрофы и продолжающих действовать вследствие риска проживания (работы) на радиационно-загрязненных (сверх допустимого уровня) территориях, как относящийся к вреду реально невосполнимому и неисчисляемому, обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению. Это вытекает из смысла статей 42 и 53 Конституции Российской Федерации, а также прямо подтверждено в статье 15 Федерального закона "Об использовании атомной энергии", которая в соответствии с конституционными принципами предусматривает возмещение в полном объеме вреда, причиненного радиационным воздействием.
Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что признанный государством объем возмещения вреда должен безусловно соблюдаться, - это обусловливается особенностями конституционно-правовых отношений между гражданами и государством, которое должно обеспечить гарантированную стабильность при реализации закрепленного статьей 42 Конституции Российской Федерации права каждого на возмещение ущерба; стабильность в сфере конституционно-правовых отношений между государством и гражданами не должна быть меньшей по своему уровню, чем в сфере других правоотношений, складывающихся на основе норм отраслевого законодательства, как не допускается, во всяком случае, снижение установленного объема и размера возмещаемого вреда в гражданско-правовом порядке (часть третья статьи 1085 ГК Российской Федерации и статья 4 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации о возмещении работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей").
Конституционный суд сделал вывод, что "положения статьи 208 ГК Российской Федерации - с учетом приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации - не могут рассматриваться как препятствующие взысканию за прошлое время без ограничения каким-либо сроком не выплаченных своевременно пострадавшим лицам сумм возмещения вреда, причиненного их жизни или здоровью при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, а также вследствие чернобыльской катастрофы, по вине органов, обязанных осуществлять указанные выплаты на основании соответственно Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Иное приводило бы к ущемлению законных интересов указанных лиц, нарушению закрепленного в статье 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации принципа равенства всех перед законом и судом, противоречило бы ее статье 42, а также вступало бы в противоречие с целями, перечисленными в "статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, исключающей не соответствующие этим целям ограничения прав граждан.
Отсутствие у ответчика самостоятельной обязанности по индексации сумм компенсационных выплат, поскольку такие коэффициенты законодательно не были определены, не лишает истца возможности взыскать задолженность по указанным выплатам за весь период, начиная с 1 июля 2000 года.
Обязанность государства по полному возмещению вреда осуществляется через специально уполномоченные органы - органы социальной защиты населения. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, установление в части первой статьи 3 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" обязанности государства возмещать вред, причиненный гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, посредством установленных данным Законом денежных и других материальных компенсаций и льгот вызвано также фактической невозможностью его возмещения в обычном судебном порядке, которое должно было бы обеспечить пострадавшим полное восстановление их нарушенных прав. При рассмотрении вопроса вины необходимо учитывать не вину конкретного органа - Управления социальной защиты населения Ленинского района г.Екатеринбурга, а вину государства в целом: вину в причинении такого вреда, вину в невосполнимости такого вреда, отсутствия законодательного урегулирования соответствующей индексации возмещения вреда, длительной правовой неопределенности в вопросе индексации спорных выплат наравне с суммами возмещения вреда здоровью, принятием Постановлений Правительства РФ о частичной индексации спорных сумм, поздним разъяснением о включении спорных выплат в объем возмещения вреда (лишь в Постановлении Пленума ВС от 5 апреля 2005г.).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 19 июня 2002 года, закрепленное Конституцией право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, обеспечивается также возможностью его судебной защиты, что предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.
Конституционно-правовой смысл положений статьи 208 ГК Российской Федерации, выявленный Конституционным Судом Российской Федерации в вышеуказанных Определениях на основе правовых позиций, изложенных им в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, должна была впервые проиндексирована с 1 июля 2000г. Недоплачиваемые ответчиком суммы с тех пор, как они должны были выплачиваться по закону в проиндексированным размере, значительно обесценились в связи с инфляцией. В связи с этим мне причинен имущественный вред в результате снижения покупательной способности ежемесячно полагающихся, но не выплаченных своевременно выплат.
Согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда от 14.12.2000г. N 35 (в ред.11.05.2007г.) "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС": учитывая, что задержка выплаты назначенных сумм возмещения вреда, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации названных сумм с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации. По этим же основаниям суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, в том числе в связи с отказом в их индексации.
В соответствии со ст.15,16 ГК РФ я вправе требовать полного возмещения причиненных мне убытков от ответчика. Механизм индексации применительно к росту потребительских цен следует рассматривать как способ восстановления покупательной способности денежных средств, своевременно не выплаченных пострадавшему. Поскольку обязанность по выплате этой суммы в размере, предусмотренном действующим законодательством, возложена на органы социальной защиты населения, именно эти государственные органы представляют интересы РФ по делам о возмещении вреда здоровью, причиненного вследствие ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
В результате действий ответчика мне не установлен полагающийся по закону размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы, что нарушает принцип полного возмещения вреда здоровью. Рост потребительских цен подтверждается справкой Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Свердловской области, отражающей динамику индексов потребительских цен по Свердловской области. Взыскание убытков за счет ответчика соответствует принципам ответственности государства за действия органов государственной власти, приоритета прав человека и гражданина, восстанавливает мое нарушенное право на своевременное получение выплат в возмещение вреда в установленном законом размере.
Учитывая вышеуказанные положения законов, требования истца подлежат удовлетворению, в соответствии со следующим расчётом.
Дата
Размер ВВЗ по закону
Размер задолжен ности
долг за предыдущий месяц х ИПЦ
Индексы потреби тельских цен
Сумма задолженности с учетом ИПЦ
ИТОГО: долг + долг по ИПЦ
коэф.1,581
итого за 2000г.
коэф.1,515
итого за 2001г.
коэф 1,396
итого за 2002г.
коэф. 1,644
итого за 2003г.
коэф. 1,1
итого за 2004г.
коэф.1,11
итого за 2005г.
коэф.1,09
итого за 2006г.
коэф.1,08
Итого за 2007г
коэф. 1.105
Итого за 2008г
коэф. 1.13
Итого за 2009г
коэф. 1.1
Итого за 2010г
коэф. 1.065
Итого за 2011г
ИТОГО:
Таким образом, общая сумма долга: "данные изъяты" коп., из них: "данные изъяты".- задолженность по выплате ежемесячной денежной компенсации, "данные изъяты" ( "данные изъяты") руб. "данные изъяты" коп. - убытки в связи с несвоевременной выплатой ежемесячной денежной компенсации.
Ежемесячная сумма в возмещение вреда здоровью с 01.01.2012 года подлежащая дальнейшей индексации должна составлять "данные изъяты"
Соответственно, следует обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной защиты Свердловской области по ленинскому району г. Екатеринбурга назначить и выплачивать Нохрину Ю.П., начиная с 01 января 2012 года, ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью в размере "данные изъяты" к., подлежащую дальнейшей индексации в соответствии с действующим законодательством, за счет средств федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Нохрина ФИО8 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области управлению социальной защиты населения по Ленинскому район г. Екатеринбурга о взыскании ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причинённого здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС и убытков в связи с несвоевременной выплатой, удовлетворить.
Взыскать с Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области управлению социальной защиты населения по Ленинскому район г. Екатеринбурга в пользу Нохрина ФИО9 задолженность в возмещение вреда здоровью, начиная со 01.07.2000 г. по 31.12.2011 г. за счет средств Федерального бюджета в размере "данные изъяты" копейки.
Обязать Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области управлению социальной защиты населения по Ленинскому район г. Екатеринбурга установить Нохрина ФИО10, начиная с 01.01.2012 года ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью в размере "данные изъяты" коп., подлежащую дальнейшей индексации в соответствии с действующим законодательством, за счет средств федерального бюджета.
Взыскать с Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области управлению социальной защиты населения по Ленинскому район г. Екатеринбурга в пользу Нохрина ФИО11 в возмещение убытков в связи с несвоевременной выплатой ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с 01.07.2000 года по 31 декабря 2011 года за счет средств федерального бюджета "данные изъяты" коп.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга, в течение одного месяца, со дня изготовления решения суда в окончательном виде.
Судья: подпись.
Копия верна. Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.