Решение Бутурлинского районного суда Нижегородской области от 27 июля 2012 г.
(Извлечение)
Бутурлинский районный суд Нижегородской области в составе:
судьи Зиминой Е.Е.
при секретаре Кашиной С.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании в р. "адрес" гражданское дело по иску ФИО1 к главе местного самоуправления Гагинского муниципального района Нижегородской области о снятии дисциплинарного взыскания, наложенного распоряжением главы местного самоуправления Гагинского муниципального района от 12 мая 2011 года N 10 "О привлечении к дисциплинарной ответственности"
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к главе местного самоуправления Гагинского муниципального района о снятии дисциплинарного взыскания, в котором просит отменить дисциплинарное взыскание в виде замечания, наложенное распоряжением главы местного самоуправления Гагинского муниципального района Нижегородской области от 12 мая 2011 года N 10 "О дисциплинарном взыскании".
Исковые требования мотивированы тем, что распоряжением главы местного самоуправления Гагинского муниципального района Нижегородской области от 12.05.2011 года N10 "О дисциплинарном взыскании" он, являясь главой администрации Гагинского муниципального района Нижегородской области был привлечен к дисциплинарному взысканию в виде замечания за нарушение требований статей 100, 72, 67 Трудового кодекса РФ, статьи 27 Федерального закона N25-ФЗ от 02.03.2007 года "О муниципальной службе в РФ".
О наличии данного распоряжения он узнал, когда ознакомился с заявлением главы местного самоуправления Гагинского муниципального района о досрочном расторжении с ним контракта от 27 апреля 2010 года как с лицом, назначаемым на должность главы администрации Гагинского муниципального района Нижегородской области, которое являлось приложением к данному заявлению, поступившего от Бутурлинского районного суда Нижегородской области 01 июня 2012 года по судебному извещению.
Считает данное распоряжение незаконным по следующим основаниям.
1.Решением Земского собрания Гагинского муниципального района Нижегородской области (далее район) от 27 апреля 2010 года N15 "О назначении главы администрации Гагинского муниципального района Нижегородской области" он был назначен на должность главы администрации Гагинского муниципального района.
Во исполнение Решения Земского собрания района от 27 апреля 2010 года N15 "О назначении главы администрации Гагинского муниципального района Нижегородской области" (п.4 Решения) 27 апреля 2010 года с ним был заключен контракт как с лицом, назначаемым на должность главы администрации района. Названное Решение Земского собрания района послужило основанием для внесения в трудовую книжку записи об исполнении им обязанностей главы местной администрации района с 27 апреля 2010 года.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона N131-ФЗ главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
На основании с части 3 статьи 37 Федерального закона N131-ФЗ условия контракта для главы местной администрации поселения подлежат утверждению представительным органом поселения.
Условия контракта для главы местной администрации муниципального района (городского округа) согласно данной части подлежат утверждению:
в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, - представительным органом муниципального района (городского округа);
в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, - законом субъекта РФ.
Как представляется, под условиями контракта с главой местной администрации следует понимать полномочия, права и обязанности главы местной администрации, основания наступления ответственности и основания расторжения контракта с главой местной администрации.
Согласно части 6 названной нормы лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования и представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 02 марта 2007 года N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N25-ФЗ), нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
В силу пункта 7 статьи 16 этого же Закона порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом N131-ФЗ. Аналогичные положения содержатся в Законе Нижегородской области от 03 августа 2007 года N99-З "О муниципальной службе в Нижегородской области" (пункт 2 статьи 1, пункт 7 статьи 15).
Из указанных выше правовых норм следует, что работодателем для главы местной администрации является представительный орган Гагинского муниципального района.
Таким образом, глава местного самоуправления Гагинского муниципального района не может единолично выполнять функции работодателя по отношению к главе администрации.
2. Полномочия главы муниципального образования в отношении главы местной администрации прямо определены в Федеральном законе N 131-ФЗ.
В отношении главы местной администрации глава муниципального образования реализует следующие полномочия:
- заключает с главой местной администрации контракт на основании решения представительного органа о назначении главы местной администрации из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса;
- вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном расторжении контакта с главой местной администрации.
Иных полномочий главе муниципального образования в отношении главы местной администрации федеральным законодательством не предоставлено.
В соответствии с частью 4 статьи 43 Федерального закона N 131-ФЗ глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования, а также издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Федеральным законом N 25-ФЗ (часть 3 статьи 9, часть 2 статьи 11 и др.) глава местной администрации, замещающий должность по контракту, отнесен к муниципальным служащим, на которых, как следует из статьи 3 (часть 2) данного Федерального закона и статьи 11 (часть седьмая) Трудового кодекса Российской Федерации, распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим же Федеральным законом.
Свои обязанности муниципальный служащий исполняет в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (статья 10 Федерального закона N 25-ФЗ).
Как видно из приведенной нормы, к особенностям исполнения муниципальным служащим своих обязанностей, предусмотренным Федеральным законом N 25-ФЗ является их исполнение в том порядке, который установлен муниципальными правовыми актами.
Полномочия главы муниципального образования в отношении главы местной администрации закреплены в муниципальных правовых актах Гагинского муниципального района, а именно:
- пункт 4 статьи 23 Устава Гагинского муниципального района в соответствии, с которым полномочия Главы местного самоуправления определяются настоящим Уставом в соответствии с федеральными законами и законами Нижегородской области;
- пункт 6 статьи 23 Устава Гагинского муниципального района в соответствии, с которым Глава местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Нижегородской области, а также настоящим Уставом, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования;
- статья 28 Устава Гагинского муниципального района в соответствии, с которой Глава местного самоуправления осуществляет следующие полномочия:
1) представляет район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени района;
2) подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, решения, принятые Земским собранием;
3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;
5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;
6) осуществляет руководство подготовкой заседаний Земского собрания и вопросов, вносимых на рассмотрение Земского собрания;
7) созывает заседания Земского собрания, доводит до сведения депутатов Земского собрания время и место их проведения, а также проект повестки дня;
8) ведет заседания Земского собрания;
9) осуществляет общее руководство работой аппарата Земского собрания;
10) оказывает содействие депутатам Земского собрания в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией;
11) принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе Земского собрания;
12) подписывает протоколы заседаний и другие документы Земского собрания;
13) проводит личный прием граждан не реже одного раза в месяц, рассматривает предложения, заявления и жалобы, принимает по ним решения в пределах своих полномочий;
14) в соответствии с законодательством о труде пользуется правом найма и увольнения работников аппарата Земского собрания, применяет меры дисциплинарной, материальной и иной ответственности к работникам аппарата, решает вопросы об их поощрении;
15) координирует деятельность постоянных комиссий, депутатских групп, фракций;
16) от имени Земского собрания заключает договоры на обслуживание лицевого счета и договоры банковского счета;
17) распоряжается бюджетными средствами по расходам, предусмотренным отдельной строкой в бюджете района на подготовку и проведение заседания Земского собрания, работу аппарата и его содержание, и по другим расходам, связанным с деятельностью Земского собрания и депутатов;
18) заключает контракт с главой администрации района по решению Земского собрания;
19) обладает правом внесения в Земское собрание проектов решений;
20) вносит на рассмотрение Земского собрания изменения в Устав района;
21) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области, настоящим Уставом, Регламентом Земского собрания района;
- пункт 6 статьи 32.1 Устава Гагинского муниципального района в соответствии, с которым Контракт с главой администрации района заключается главой местного самоуправления по типовой форме, утвержденной законом Нижегородской области;
- подпункт 1 пункта 2 статьи 34 Устава Гагинского муниципального района в соответствии, с которым Контракт с главой администрации района может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления Земского собрания или главы местного самоуправления - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения. Решение Земского собрания по данному вопросу принимается не менее 2/3 от установленного числа депутатов Земского собрания;
- пункт 8 статьи 51 Регламента Земского собрания района, в соответствии с которым на основании решения Земского собрания района о назначении на должность главы администрации Гагинского муниципального района глава местного самоуправления Гагинского муниципального района заключает с ним контракт;
- абзац 1 статьи 13 Положения о Земском собрании района, в соответствии с которым Глава местного самоуправления района, председатель Земского собрания осуществляет следующие полномочия:
1) представляет район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени района;
2) подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, решения, принятые Земским собранием;
3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;
5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации;
6) осуществляет руководство подготовкой заседаний Земского собрания и вопросов, вносимых на рассмотрение Земского собрания;
7) созывает заседания Земского собрания, доводит до сведения депутатов Земского собрания время и место их проведения, а также проект повестки дня;
8) ведет заседания Земского собрания;
9) осуществляет общее руководство работой аппарата Земского собрания;
10) оказывает содействие депутатам Земского собрания в осуществлении ими своих полномочий, организует обеспечение их необходимой информацией;
11) принимает меры по обеспечению гласности и учету общественного мнения в работе Земского собрания;
12) подписывает протоколы заседаний и другие документы Земского собрания;
13) проводит личный прием граждан не реже одного раза в месяц, рассматривает предложения, заявления и жалобы, принимает по ним решения в пределах своих полномочий;
14) в соответствии с законодательством о труде пользуется правом найма и увольнения работников аппарата Земского собрания, применяет меры дисциплинарной, материальной и иной ответственности к работникам аппарата, решает вопросы об их поощрении;
15) координирует деятельность постоянных комиссий, депутатских групп, фракций;
16) от имени Земского собрания заключает договоры на обслуживание лицевого счета и договоры банковского счета;
17) распоряжается бюджетными средствами по расходам, предусмотренным отдельной строкой в бюджете района на подготовку и проведение заседаний Земского собрания, работу аппарата и его содержание, и по другим расходам, связанным с деятельностью Земского собрания и депутатов;
18) заключает контракт с главой администрации района по решению Земского собрания;
19) обладает правом внесения в Земское собрание проектов решений;
20) вносит на рассмотрение Земского собрания изменения в Устав района;
21) иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Нижегородской области, настоящим Уставом, Регламентом Земского собрания района;
- абзац 2 пункта 4.4. Положения об администрации района в соответствии, с которым Контракт с главой администрации района заключается главой местного самоуправления;
- подпункт 1 пункта 6.2. Положения об администрации района в соответствии, с которым Контракт с главой администрации района может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке на основании заявления Земского собрания или главы местного самоуправления - в связи с нарушением условий контракта в части, касающейся решения вопросов местного значения, а также в связи с несоблюдением ограничений, установленных частью 9 статьи 37 Федерального закона от N 131-ФЗ.
Из анализа вышеприведенных норм муниципальных правовых актов Гагинского муниципального района видно, что отсутствуют положения о том, что глава местного самоуправления от имени Работодателя заключает контракт с главой местной администрации и ему делегированы полномочия Работодателя. Таким образом, глава местного самоуправления не наделен функциями Работодателя по отношению к главе администрации. Более того, в муниципальных правовых актах Гагинского муниципального района отсутствуют положения, которые бы наделяли главу местного самоуправления в соответствии с законодательством о труде полномочиями по принятию мер дисциплинарной, материальной и иной ответственности за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение должностных обязанностей главой администрации, а также решения вопроса о поощрении.
Муниципальный правовой акт, регулировавший бы порядок привлечения главы администрации к дисциплинарной, материальной и иной ответственности в соответствии с трудовым законодательством, а также решения вопроса о поощрении не принят.
Нормами муниципальных правовых актов Гагинского муниципального района не установлено что глава местного самоуправления вправе давать какие - либо служебные поручения главе администрации.
Так, согласно заключенному контракту (пункт 4.1) глава муниципального образования обязуется обеспечить главе администрации условия для исполнения полномочий, имея при этом право:
- требовать от главы администрации соблюдения законодательства и Устава Гагинского района, иных нормативных правовых актов;
-осуществлять контроль за надлежащим исполнением Главой администрации обязанностей, установленных настоящим контрактом, иными нормативными правовыми актами.
Следовательно, право главы местного самоуправления в части привлечения к дисциплинарной, материальной и иной ответственности за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение должностных обязанностей главой администрации, а также решения вопроса о поощрении ограничено.
3. Предметом контракта является наделение гражданина Российской Федерации, назначенного на должность главы администрации, исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения, установленных Уставом муниципального образования и отнесенных к компетенции администрации, и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами области.
Должностные обязанности главы администрации указаны в разделе 5 контракта:
- в соответствии с уставом муниципального образования и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами представительного органа о статусе исполнительно-распорядительного органа к обязанностям главы администрации относится обеспечение осуществления местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Нижегородской области;
- на главу администрации распространяются права, обязанности, ограничения и запреты, установленные Федеральными законами "О муниципальной службе в Российской Федерации", "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами;
- глава администрации обязан представлять представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;
- права и обязанности главы администрации и иные условия контракта в части осуществления отдельных государственных полномочий определяются соответствующими федеральными законами и законами области.
Полномочия по замещаемой должности указаны в Уставе Гагинского района. Однако в распоряжении не указано, за неисполнение, ненадлежащее или недобросовестное исполнение каких именно полномочий, перечисленных в контракте, применено дисциплинарное взыскание.
4. Глава муниципального образования полагает, что, поскольку он имеет право требовать от главы администрации соблюдения Конституции РФ, федеральных законов, законов Нижегородской области, Устава Гагинского района и иных нормативных правовых актов при исполнении им своих обязанностей, то он имеет право и привлекать главу администрации к дисциплинарной ответственности за нарушение закона, в данном случае - Трудового кодекса Российской Федерации. С таким толкований условий контракта нельзя согласиться.
Статьи 56 - 57 Трудового кодекса Российской Федерации определяют трудовой договор как соглашение между работником и работодателем, по которому работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции (конкретный вид поручаемой работы).
В связи с изложенным следует, что к какой либо ответственности глава администрации может быть привлечен за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, указанных в разделе 5 контракта, т.е. за неисполнение, ненадлежащее или недобросовестное его конкретной трудовой функции.
Из контракта прямо вытекает, что глава администрации берет на себя обязательства по самостоятельному исполнению полномочий на решение вопросов местного значения, отнесенных Уставом к компетенции администрации района, подчиняясь при этом правилам внутреннего трудового распорядка администрации, а глава муниципального образования обязуется обеспечить соответствующие условия для этого.
Право главы муниципального образования давать служебные поручения главе администрации контрактом не предусмотрено.
Более того, условие пункта 4.2.2 контракта, обязывающего главу муниципального образования обеспечить главе администрации условия для исполнения полномочий в соответствии с контрактом, включает в себя и обязанность главы муниципального образования обеспечить главе администрации условия для самостоятельного решения вопросов, отнесенных к его компетенции (пункт 1.5 контракта).
5. Согласно статье 11 ТК РФ, трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения.
Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству, женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи и других) устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом.
На муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N25-ФЗ порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.
В соответствии со статьей 192 ТК РФ, за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.
В силу статьи 193 ТК РФ, до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Не предоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
ФИО1 так же в иске указывает, что при наложении дисциплинарного взыскания проверка фактов не проводилась, объяснения с него взяты не были. Таким образом, дисциплинарное взыскание было применено незаконно. С распоряжением его не знакомили, что также является существенным нарушением порядка наложения дисциплинарных взысканий, влекущим признание их незаконными. О наличии распоряжений он узнал, когда ознакомился с заявлением главы местного самоуправления Гагинского муниципального района о досрочном расторжении с ним контракта, которое являлось приложением к данному заявлению, поступившего от Бутурлинского районного суда "адрес" ДД.ММ.ГГГГ по судебному извещению.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, его интересы по доверенности представлял ФИО3
Дело рассмотрено в отсутствии истца ФИО1
Представитель истца ФИО3 в судебном заседании исковые требования ФИО1 поддержал и пояснил, что на основании решения Земского собрания "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N с ФИО1 был заключен контракт, как с лицом, назначенным на должность главы администрации Гагинского муниципального района.
Распоряжением главы местного самоуправления Гагинского муниципального района от 12 мая 2011 года N 10 глава администрации Гагинского муниципального района Савкин Н.А. был привлечен к дисциплинарному взысканию в виде замечания за нарушение требований ст. 100, 72, 67 ТК РФ, ст. 27 Федерального закона N 25-ФЗ от 02.03.2007 г. "О муниципальной службе".
Считает данное распоряжение незаконным по следующим основаниям:
- глава местного самоуправления не является работодателем главы администрации и не вправе единолично решать вопрос о привлечении главы администрации района к дисциплинарной ответственности;
- глава администрации может быть привлечен к дисциплинарной ответственности лишь за неисполнение или ненадлежащее исполнение своей трудовой функции. Трудовые функции, которые должен исполнять глава администрации установлены заключенным с ним контрактом, взыскание на Савкина Н.А. наложено не за те функции, выполнение которых предписано контрактом;
- не был соблюден порядок привлечения Савкина Н.А. к дисциплинарной ответственности: объяснение у Савкина Н.А. до наложения дисциплинарного взыскания не отбиралось; о вынесенном распоряжении Савкин Н.А. узнал из документов, полученных из суда по иску главы местного самоуправления к нему о досрочном расторжении контракта; с распоряжением о наложении дисциплинарного взыскания Савкин Н.А. ознакомлен не был; был привлечен к дисциплинарной ответственности на основании представления прокурора и постановления трудовой инспекции.
Камаев А.И. пояснил, что правовые основания, обосновывающие исковые требований подробно изложены в исковом заявлении.
Ответчик - глава местного самоуправления Гагинского муниципального района в судебное заседание не явился, был надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, об отложении дела не просил. Интересы главы местного самоуправления по доверенности представляла Волкова Н.Э. Дело рассмотрено в отсутствии ответчика - главы местного самоуправления Гагинского муниципального района.
Представитель ответчика Волкова Н.Э. исковые требования Савкина Н.А. не признала и пояснила, что глава местного самоуправления Слесарь Н.Г. подписал контракт, заключенный с главой администрации Гагинского муниципального района Савкиным Н.А. от 27.04.2010 г., данный контракт имеет черты трудового договора (контракта). В соответствии со ст. 20 ТК РФ заключать трудовые договора в качестве работодателей имеют право только физические лица, следовательно, глава местного самоуправления является работодателем по отношению к главе местного самоуправления. Согласно ст. 22 ТК РФ работодатель имеет право привлекать работников к дисциплинарной ответственности, следовательно, глава местного самоуправления был вправе единолично принимать решение о привлечении главы администрации к дисциплинарной ответственности.
Порядок привлечения Савкина Н.А. к дисциплинарной ответственности нарушен не был. К главе местного самоуправления поступило заявление Зобовой о том, что ее незаконно уволили с работы из администрации Гагинского муниципального района. Глава местного самоуправления Слесарь Н.Г. обратился к главе администрации Савкину Н.А. с просьбой объяснить ситуацию, направил ему письмо 18.01.2011 г. N 5. Объяснений не поступило, о чем был составлен акт. Глава местного самоуправления был вынужден обратиться в прокуратуру и порекомендовал Зобовой обратиться в трудовую инспекцию. По результатам проверки прокурором было вынесено представление в адрес главы администрации, трудовая инспекция вынесла постановление, в котором признала Савкина Н.А. виновным в нарушении трудового законодательства, наложила штраф 1000 руб. На основании представления прокурора и постановления инспекции труда главой местного самоуправления было принято решение наложить дисциплинарное взыскание на Савкина Н.А., ему было объявлено замечание распоряжением от 12 мая 2011 г. N 10. Данное распоряжение было передано для ознакомления с ним Савкина Н.А. в общий сектор администрации Гагинского района, работник администрации Дрягалина подтвердила, что распоряжение было передано Савкину Н.А., но в аппарат Земского собрания распоряжение не вернулось, о чем была составлена докладная и акт, которые свидетельствуют о том, что Савкин Н.А. отказался от ознакомления с данным распоряжением.
Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, установив юридически значимые обстоятельства, пришел к следующему.
В судебном заседании установлено, что 27 апреля 2010 года Земским собранием Гагинского муниципального района было принято решение N 15 "О назначении главы администрации Гагинского муниципального района Нижегородской области" в соответствии с которым Савкин Николай Александрович был назначен на должность главы администрации Гагинского муниципального района.
В соответствии с указанным решением Земского собрания Гагинского муниципального района 27 апреля 2010 года с Савкиным Н.А. был заключен контракт как с лицом, назначаемым на должность главы администрации района. Данный контракт был подписан главой местного самоуправления Гагинского муниципального района Слесарь Н.Г. и главой администрации Гагинского муниципального района (л.д. 17-22).
Поименованное выше решение Земского собрания послужило основанием для внесения в трудовую книжку Савкина Н.А. записи об исполнении им обязанностей главы администрации Гагинского муниципального района с 27 апреля 2010 года (л.д. 15-16).
В соответствии с ч. 6 ст. 37 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления", лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
В соответствии со ст. 2 ч. 3, ст. 9 ч. 3, ст. 11 ч. 2 Федерального закона N 25-ФЗ от 02.03.2007 г. "О муниципальной службе в Российской Федерации" - глава администрации, замещающий должность по контракту, отнесен к муниципальным служащим, на которых распространяется действие трудового законодательства, с особенностями, предусмотренными Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации".
В статье 19 Трудового кодекса Российской Федерации сказано, что трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации.
Исходя из условий контракта, заключенного 27 апреля 2010 г. с Савкиным Н.А. судья приходит к выводу, что данный контракт носит элементы трудового договора (контракта), поскольку он предполагает выполнение Савкиным Н.А. определенной трудовой функции.
Согласно ст. 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.
Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.
Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица, достигшие возраста восемнадцати лет, при наличии у них гражданской дееспособности в полном объеме.
Исходя из системного анализа приведенных норм, судья приходит к выводу о том, что глава местного самоуправления Гагинского муниципального района по отношению к главе администрации Гагинского муниципального района выступает в роли работодателя, в связи с возникшими трудовыми правоотношениями.
Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации установлены основные права и обязанности работодателя, в числе которых предусмотрено право работодателя привлекать работника к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами.
Трудовым, либо муниципальным законодательством, не предусмотрена возможность получения согласия, либо необходимость получения решения коллегиального органа, в том числе представительного органа муниципального образования, для принятия решения о привлечении работника к дисциплинарной ответственности.
Следовательно, глава местного самоуправления Гагинского муниципального района был вправе единолично принимать решение о привлечении главы администрации Гагинского муниципального района к дисциплинарной ответственности.
При решении вопроса о законности, либо незаконности вынесения распоряжения о наложении на ФИО1 дисциплинарного взыскания, необходимо проанализировать основания наложения взыскания, а так же процедуру привлечения к дисциплинарной ответственности ФИО1
Основанием для вынесения оспариваемого распоряжения главы местного самоуправления Гагинского муниципального района от 12 мая 2011 года N 10 "О дисциплинарном взыскании" послужило представление прокуратуры Гагинского муниципального района Нижегородской области от 25.04.2011 г. N 2-2 и постановление государственной инспекции труда в Нижегородской области от 28.04.2011 г. N 1-356-030. В качестве правового основания наложения дисциплинарного взыскания указаны п.п. 4.1.1; 4.2.4 Контракта с лицом, назначенным на должность главы администрации Гагинского муниципального района от 27.04.2010 г. за нарушение требований статей 100, 72, 67 Трудового кодекса РФ, статьи 27 Федерального закона N 25-ФЗ от 02.03.2007 г. "О муниципальной службе в РФ" (л.д. 28).
В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном объеме выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работника.
В ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что обязательными для включения в трудовой договор являются условия о трудовой функции работника.
Согласно раздела 5 контракта, заключенного с главой администрации Гагинского муниципального района ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ к обязанностям главы администрации отнесено:
п. 5.1 - в соответствии с уставом муниципального образования и иными принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами представительного органа о статусе исполнительно-распорядительного органа к обязанностям главы администрации относится обеспечение осуществления местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Нижегородской области;
На главу администрации распространяются права, обязанности, ограничения и запреты, установленные Федеральными законами "О муниципальной службе в Российской Федерации", "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами;
п. 5.2. - глава администрации обязан представлять представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования;
п. 5.3. - права и обязанности главы администрации и иные условия контракта в части осуществления отдельных государственных полномочий определяются соответствующими федеральными законами и законами области.
Следовательно, исполнение именно этих обязанностей являются трудовыми обязанностями главы местного самоуправления Гагинского муниципального района Савкина Н.А., исполнение которых возложено на него контрактом от 27.04.2010 г.
Согласно ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей возможно применение дисциплинарных взысканий.
В распоряжении главы местного самоуправления Гагинского муниципального района ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ N не указано за что налагается дисциплинарное взыскание на ФИО1 - за неисполнение каких возложенных на него трудовых обязанностей ФИО1 подлежит дисциплинарной ответственности, либо за ненадлежащее исполнение каких обязанностей к ФИО1 применено дисциплинарное взыскание - замечание.
В распоряжении имеется ссылка на пункт 4.1.1, 4.2.4 контракта от 27.04.2010 г., но в данных пунктах контракта указано на права и обязанности главы муниципального образования, то есть ФИО10, а не на обязанности главы администрации ФИО1
В распоряжении указано на нарушения ст. 100, 72, 67 ТК РФ, ст. 27 Федерального закона "О муниципальной службе в РФ", но не указано, в чем данные нарушения выразились и в чем заключается нарушение исполнений трудовых обязанностей ФИО1
Указание в распоряжении на основания наложения дисциплинарного взыскания: представление прокуратуры и постановление государственной инспекции труда - сами по себе не могут являться правовыми основаниями для привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности.
Статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации установлен порядок применения дисциплинарных взысканий, в которой указано следующее:
До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а так же времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, судья находит, что работодателем был нарушен порядок привлечения работника ФИО1 к дисциплинарной ответственности.
До применения дисциплинарного взыскания глава местного самоуправления ФИО10 объяснения от ФИО1 в связи с обнаружением дисциплинарного проступка не затребовал.
Письмо от 18.01.2011 г. N 5 по своей сути не свидетельствует о том, что работодатель предлагает ФИО1 дать объяснения по факту обнаружения дисциплинарного проступка, данное письмо свидетельствует о том, что к главе местного самоуправления поступило письмо о том, что ФИО5, занимающую должность дежурного ЕДС пытаются незаконно уволить, и глава местного самоуправления желает получить информацию с объяснением указанной ситуации. Об обнаружении какого-либо дисциплинарного проступка в действиях ФИО1 речь в указанном письме не идет (л.д. 35).
Доказательств того, что ФИО1 получил данное письмо, не имеется.
Акт о не предоставлении пояснений от 24 января 2011 г. свидетельствует лишь о том, что письмо N 5 от 18.01.2011 г. было передано в общий сектор администрации и не подтверждает факт того, что у работника было затребовано объяснение от дачи которого он отказался (л.д. 36).
Дата совершения, по мнению работодателя, дисциплинарного проступка ФИО1 в распоряжении, либо в ином документе, не определена и не установлена.
К дисциплинарной ответственности ФИО1 был привлечен по истечении белее одного месяца после поступления к главе местного самоуправления заявления ФИО5 (дата поступления ДД.ММ.ГГГГ - л.д. 33-34, распоряжение о наложении дисциплинарного взыскания от ДД.ММ.ГГГГ). Какой-либо внутренней проверки данного заявления не проводилось, ревизия, проверка финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки так же не проводилось.
Факт направления главой местного самоуправления письма в прокуратуру "адрес" и факт обращения ФИО5 в инспекцию труда, не могут свидетельствовать об уважительности пропуска срока привлечения к дисциплинарной ответственности (л.д. 37-38, 39-40).
Распоряжение N от ДД.ММ.ГГГГ о наложении на ФИО1 дисциплинарного взыскания, под роспись ФИО1 объявлено не было. Суду был представлен оригинал указанного распоряжения, в котором отсутствует подпись ФИО1 об ознакомлении с данным распоряжением.
Из пояснений свидетеля ФИО6, которая работает в аппарате Земского собрания Гагинского муниципального района следует, что ФИО10, либо по его поручению другой работник Земского собрания не объявляли ФИО1 указанное распоряжение, не передавали ему данное распоряжение для ознакомления, а лишь передали его в общий сектор администрации Гагинского муниципального района ФИО7, которая за получение расписалась, после не возвращения распоряжения был составлен об этом акт (л.д. 51 протокол предварительного судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ).
ФИО7 не являлась представителем работодателя и не была обязана знакомить ФИО1 в качестве его работодателя с указанным распоряжением.
Докладная ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, акт от ДД.ММ.ГГГГ и запись в журнале исходящей корреспонденции свидетельствуют о передаче распоряжения в общий сектор администрации Гагинского муниципального района и не подтверждают факт ознакомления ФИО1 с ним под роспись (л.д. 30, 31, 32).
Факт того, что весь документооборот в администрации Гагинского муниципального района происходит через общий сектор администрации, не освобождает работодателя от обязанности ознакомления работника ФИО1 под роспись с распоряжением о наложении дисциплинарного взыскания не смотря на особый статус главы администрации.
Исходя из совокупности приведенных выше обстоятельств судья находит исковые требования подлежащими удовлетворению, распоряжение N от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности судья находит незаконным, наложенное данным распоряжением взыскание подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Отменить дисциплинарное взыскание в виде замечания, наложенное на главу администрации Гагинского муниципального района ФИО1 распоряжением главы местного самоуправления Гагинского муниципального района Нижегородской области от 12 мая 2011 года N 10 "О дисциплинарном взыскании".
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме, в Нижегородский областной суд, через Бутурлинский районный суд.
Судья- Е.Е. Зимина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.