Решение Сокольского районного суда Нижегородской области от 07 сентября 2012 г.
(Извлечение)
Сокольский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Тутаевой И.В.
при секретаре Пановой Е.Л.,
с участием помощника прокурора Сокольского района Нижегородской области Машина О.О.,
истца Сажина Г.Д. и его представителя Ершовой С.А., представившей доверенность от *** года, выданную сроком на *** года,
представителей ответчиков:
- Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области Каретниковой К.А., представившей доверенность N *** от *** года, выданную сроком на *** год,
- МП "Водоканал" директора Барышева В.И., представившего постановление главы администрации р.п. Сокольское о назначении от *** года N ***, и Тихановой К.Н., представившей доверенность от *** года, выданную сроком на *** год, Тузовой Н.А.,
- МКУ МПС директора Сокурова В.Л.,
представителя третьего лица - Администрации р.п. Сокольское Сокольского муниципального района Нижегородской области Самойловой В.Н., представившей доверенность от *** года, выданную сроком до *** года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Сокольское 07 сентября 2012 года
дело по иску Сажина Г.Д. к муниципальному предприятию "Водоканал", Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области, Муниципальному казенному учреждению Сокольского муниципального района Нижегородской области "Межпоселенческая пожарная служба" о восстановлении нарушенного права, о восстановлении на работе, взыскании недополученной заработной платы, о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с заявлением к муниципальному предприятию "Водоканал" о восстановлении на работе, взыскании недополученной заработной платы, о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что с *** года работал в МП "Водоканал" в должности ***. После предъявления требований к работодателю о приведении размеров заработной платы *** в соответствие с действующим законодательством, Сажин Г.Д. *** года получил уведомление об увольнении по сокращению штата. Истец считает увольнение незаконным. Сажин Г.Д. был уволен в связи с сокращением штата, однако, диспетчерская служба не была ликвидирована, а была переподчинена другой службе, в которую, впоследствии был осуществлен прием на работу других граждан на должность диспетчеров с теми же должностными обязанностями. При приеме на работу диспетчеров, его кандидатура не была рассмотрена, хотя он имеет более высокую квалификацию чем те сотрудники, которые в настоящее время исполняют обязанности диспетчера.
Истец просит признать его увольнение незаконным и восстановить на работе в должности *** в МП "Водоканал" с последующим переводом в организацию переподчинения диспетчерской службы. Взыскать заработную плату за время вынужденного прогула. Взыскать недополученную заработную плату ***. Взыскать судебные расходы по оплате услуг представителя в размере *** рублей и компенсацию морального вреда в сумме *** рублей.
Впоследствии истец уточнил заявленные требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит признать его увольнение незаконным, отменить приказ об увольнении и восстановить на работе в должности диспетчера в МП "Водоканал" с последующим переводом в Межпоселенческую пожарную службу диспетчеров. Взыскать заработную плату за время вынужденного прогула с *** года по *** года в сумме *** рубля. Взыскать недополученную заработную плату диспетчера до момента увольнения в размере ***. Взыскать судебные расходы по оплате услуг представителя в размере *** рублей и компенсацию морального вреда в сумме *** рублей.
Истец обратился в суд с уточненным в порядке статьи 39 ГПК РФ заявлением к Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области, Межпоселенческой пожарной службе и МП "Водоканал" о восстановлении нарушенных прав. Истец просит признать за ним право на работу диспетчером ДДС ЖКХ в МКУ МПС преимущественным по сравнению с другими кандидатами и обязать начальника МКУ МПС принять на работу в качестве диспетчера ДДС ЖКХ с заключением бессрочного трудового договора. Взыскать с Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области и МКУ МПС компенсацию заработной платы за период с *** года по *** года в размере *** рублей солидарно. Взыскать с МП "Водоканал" недополученную заработную плату диспетчера до момента увольнения в сумме ***. Взыскать с ответчиков судебные расходы по оплате услуг представителя в размере *** рублей и компенсацию морального вреда в сумме *** рублей.
В письменных возражениях ответчик МП "Водоканал" исковые требования не признал. Сажин Г.Д. приказом директора МП "Водоканал" от *** года был принят в структурное подразделение на должность *** базы с должностным окладом *** рублей. Истец Сажин Г.Д. ссылается на то, что установленная ему заработная плата не соответствует требованиям Приказа Госстроя РФ от 31.03.1999 года N 81, т.е. занижена. Однако, данные методические указания носят рекомендательный характер. Работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирования доплат и надбавок. МП "Водоканал" является юридическим лицом и самостоятельно осуществляет свою хозяйственную деятельность. Директор предприятия имеет право самостоятельно определять систему, форму и размер оплаты труда работников предприятия. Для дежурно- диспетчерской службы (ДДС) установлен суммарный учет рабочего времени, так как не может быть соблюдена ежедневная и еженедельная продолжительность рабочего времени, при этом учетный период устанавливается 1 месяц. Доплата за работу в ночное время работникам производилась в соответствии со ст. 96 Трудового кодекса РФ, т.е. каждый час работы оплачивался с повышением на 40%. Работа сверхурочная ведется на основании табеля учета рабочего времени, оплата производится в соответствии со ст. 152 ТК РФ, оплата за работу в праздничные дни оплачивается в двойном размере. Премирование на предприятии производится в пределах средств, предусмотренных фондом оплаты труда - 20 % ежемесячно. По мнению ответчика, процедура сокращения штата работников соблюдена надлежащим образом. Ввиду отсутствия на предприятии вакантных должностей, соответствующих квалификации ДДС, и других вакансий, *** года Сажин Г.Д. был уволен в связи с сокращением штата. С *** года на предприятии действует новое штатное расписание, где исключено структурное подразделение - ДДС. С требованием истца о взыскании компенсации морального вреда не согласны, поскольку, не представлены доказательства, свидетельствующие о тяжести нравственных страданий Сажина Г.Д. в связи с увольнением его по сокращению (т. *** л.д. ***).
В письменных возражениях третье лицо Администрация р.п. Сокольское считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Дежурно-диспетчерская служба, в которой работал Сажин Г.Д., была включена в штат МП "Водоканал" на основании распоряжения Сокольского муниципального района Нижегородской области. Согласно Уставу предприятия, основным видом деятельности является оказание услуг в сфере водоснабжения и водоотведения, которое осуществляется по тарифам, установленным Региональной службой по тарифам Нижегородской области и поселковым Советом городского поселения р.п. Сокольское. В указанный тариф содержание ДДС не входит. С момента существования ДДС при МП "Водоканал" предприятие понесло затраты на содержание данной службы в размере ***. Основными функциональными обязанностями ДДС являются сбор информации и принятие необходимых мер по ликвидации аварий и нештатных ситуаций в жилом фонде и инженерных сооружениях коммунального хозяйства. Поскольку, на балансе предприятия не имеется жилого фонда, управлением и эксплуатацией многоквартирных домов не занимается, содержание ДДС на балансе МП "Водоканал" нецелесообразно. Свободных средств на содержание службы у предприятия также не имеется. В связи с чем, на предприятии проведено сокращение ДДС. Процедура сокращения штата работников соблюдена, Сажин Г.Д. уволен в соответствии с действующим законодательством (т. *** л.д. ***).
В судебном заседании истец Сажин Г.Д. исковые требования поддержал, ссылаясь на изложенные в заявлении обстоятельства. Просит удовлетворить заявленные требований в полном объеме. Подтвердил, что работал в МП "Водоканал" на условиях полного рабочего дня, не по совместительству.
В судебном заседании представитель истца Ершова С.А. просит удовлетворить заявленные требования своего доверителя. Сажин Г.Д. с *** года работал в МП "Водоканал" в должности диспетчера-сторожа базы с оплатой заработной платы в размере ***. Однако, заработная плата должна была составлять минимальный размер оплаты труда с применением коэффициента в зависимости от разряда согласно Приказа Госстроя РФ от 31.03.1999 года N 81. После предъявления Сажиным Г.Д. требований к работодателю о приведении размеров заработной платы *** в соответствие с действующим законодательством, ему *** года вручили уведомление об увольнении по сокращению штата. Однако, диспетчерская служба не была ликвидирована, а была переподчинена в Межпоселенческую пожарную службу. При этом комплектование личного состава службы осуществлялось руководством Межпоселенческой пожарной службы по согласованию с первым заместителем главы администрации района и начальником отдела ЖКХ района. При приеме на работу диспетчеров, кандидатура Сажина Г.Д. не была рассмотрена, хотя он имеет более высокую квалификацию чем те сотрудники, которые в настоящее время исполняют обязанности диспетчеров. Просит признать за Сажиным Г.Д. право на работу диспетчером ДДС ЖКХ в МКУ МПС преимущественным по сравнению с другими кандидатами и обязать начальника МКУ МПС принять на работу в качестве диспетчера ДДС ЖКХ с заключением бессрочного трудового договора. Взыскать с Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области и МКУ МПС компенсацию заработной платы за период с *** года по *** года в размере *** рублей солидарно. Взыскать с МП "Водоканал" недополученную заработную плату диспетчера до момента увольнения в сумме ***. Взыскать с ответчиков судебные расходы по оплате услуг представителя в размере *** рублей и компенсацию морального вреда в сумме *** рублей.
В судебном заседании представитель ответчика МП "Водоканал" Барышев В.И.исковые требования Сажина Г.Д. не признал. Дал пояснения, аналогичные изложенным в отзыве на исковое заявление и дополнил, что служба ДДС создавалась в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области совместно с ЖКХ. После объединения службы МП ЖЭУ и МП "Водоканал", служба ДДС перешла в состав предприятия. Основным видом деятельности МП "Водоканал" согласно устава предприятия, является оказание услуг в сфере водоснабжения и водоотведения, которое осуществляется по установленным законом тарифам. В указанные тарифы содержание ДДС не входит, финансирование службы должно производиться из областного бюджета. С момента существования ДДС при МП "Водоканал" предприятие понесло убытки на содержание данной службы в размере *** рублей. В связи с чем, директор МП "Водоканал" обратился в администрацию р.п. Сокольское за получением разрешения на сокращение дежурно-диспетчерской службы. Подтвердил, что Сажин Г.Д. работал на условиях полного рабочего дня, сведения в трудовом договоре о том, что Сажин Г.Д. работал по совместительству, просит считать технической ошибкой.
В судебном заседании представитель ответчика МП "Водоканал" Тиханова К.Н. исковые требования Сажина Г.Д. не признала. Дала пояснения, аналогичные изложенным в отзыве на исковое заявление. Считает, что увольнение Сажина Г.Д. проведено в соответствии с требованиями Трудового законодательства РФ.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области Каретникова К.А.исковые требования Сажина Г.Д. не признала. Считает, что требования истца Сажина Г.Д. не основаны на требованиях закона, поскольку, трудовые отношения основываются на соглашении сторон. Сажин Г.Д. не вправе требовать компенсацию заработной платы с администрации района и МКУ "МПС", так как никто из ответчиков не являлся на момент увольнения работника его работодателем. МП "Водоканал" является коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, учредителем которого является администрация р.п. Сокольское. МП "Водоканал" и администрация р.п. Сокольское не подчиняются Администрации Сокольского муниципального района. Директор принимает решения самостоятельно о целесообразности и необходимости содержания структурных подразделений предприятия. Сажин Г.Д. был принят на работу в МП "Водоканал" с *** года в структурное подразделение дежурно-диспетчерской службы в должности диспетчера-сторожа базы. Приказом директора МП "Водоканал" от *** года N *** было принято решение о сокращении штата работников, о котором Сажин Г.Д. был уведомлен *** года, то есть за *** месяца. МКУ "Межпоселенческая пожарная служба" является некоммерческой организацией, управление учреждением осуществляется начальником учреждения, который принимает и увольняет с работы работников. Учредителем учреждения является Администрация Сокольского муниципального района Нижегородской области, к компетенции которой не относится прием на работу работников. Служба ДДС ЖКХ на базе МП "Водоканал" содержалась за счет предприятия. Решение о создании ДДС ЖКХ, как юридического лица, Администрацией района не принималось. Действительно, в соответствии с постановлением администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области от *** года N *** комплектование личного состава осуществляется начальником учреждения по согласованию, отсутствие согласования не влияет на принятие решения о приеме на работу. Просит в удовлетворении исковых требований Сажину Г.Д. отказать.
В судебном заседании представитель ответчика МКУ "Межпоселенческая пожарная служба" Сокуров В.Л.исковые требования Сажина Г.Д. не признал. МКУ "Межпоселенческая пожарная служба" является некоммерческой организацией, учредителем которой является Администрация Сокольского муниципального района Нижегородской области. Служба ДДС ЖКХ на базе МКУ "Межпоселенческая пожарная служба" создана согласно распоряжению Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области. Комплектование личного состава осуществляла также Администрация Сокольского муниципального района Нижегородской области. В настоящее время в учреждении вакантные должности отсутствуют.
В судебном заседании представитель третьего лица Администрации р.п. Сокольское Самойлова В.Н. возражает против исковых требований Сажина Г.Д.. Дала пояснения, аналогичные изложенным в отзыве на исковое заявление.
Помощник прокурора Сокольского района Нижегородской области Машин О.О. считает, что увольнение Сажина Г.Д. *** года произведено с существенными нарушениями Трудового кодекса РФ, ущемляющими права работника, в связи с чем, Сажин Г.Д. подлежит восстановлению в прежней должности.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение сторон, заключение помощника прокурора Машина О.О., установив юридически значимые обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ на соответствие их требованиям относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением главы местного самоуправления Сокольского муниципального района Нижегородской области от *** года N *** в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлением Правительства РФ от 10.12.2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", постановлениями Правительства Нижегородской области от 27.12.2005 года N 323 и от 07.03.2006 года N 64 создана объединенная система оперативно-диспетчерского управления в аварийных и чрезвычайных ситуациях Сокольского муниципального района (далее ОСОДУ) (т. *** л.д. ***).
Как следует из Положения об Объединенной системе оперативно-диспетчерского управления (далее ОСОДУ) в чрезвычайных и аварийных ситуациях Сокольского муниципального района, ОСОДУ является подсистемой районного звена территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС (ТП РСЧС) и предназначена для организационно-технического объединения дежурных и диспетчерских органов управления служб, имеющих силы и средства постоянной готовности к экстренным действиям при угрозе (возникновении) чрезвычайных и аварийных ситуациях (ЧС и АС), иных нарушений в работе поселкового и районного хозяйства (п. ***). Управляющим центром в ОСОДУ является Единая дежурно-диспетчерская служба (далее ЕДДС) Сокольского муниципального района (п. ***). В состав ОСОДУ входят дежурно-диспетчерские службы: ЕДДС Сокольского района (орган повседневного управления ДДС) и ДДС организаций и служб (дежурный диспетчерский орган, обеспечивающий оперативное управление поселковой (районной) службой, дежурный диспетчерский орган объекта (организации)) (п. ***). В своей деятельности ДДС руководствуются законодательством Российской Федерации и Нижегородской области (п. ***) (т. *** л.д. ***).
Как следует из Положения о Единой дежурно-диспетчерской службе Сокольского муниципального района, ЕДДС района создается с *** года на базе МП "Пожарная часть - 1", является самостоятельным структурным подразделением и органом повседневного управления ДДС (п.п. ***). ЕДДС Сокольского района выполняет функции органа управления для всех ДДС поселка и района (п. ***), во взаимодействии с ДДС ЖКХ обеспечивает постоянный контроль за бесперебойной работой жилищно-коммунального хозяйства поселка и района (п. ***) (т. *** л.д. ***).
В приложении N *** к Постановлению главы местного самоуправления Сокольского муниципального района Нижегородской области от *** года N *** содержится перечень ДДС, входящих в ОСОДУ, среди которых - ЖКХ МП "Водоканал" (т. *** л.д. ***).
Как следует из Положения о дежурно-диспетчерской службе жилищно-коммунального хозяйства Сокольского муниципального района (приложение N *** к вышеуказанному Постановлению), ДДС ЖКХ создается на базе МП "Водоканал" (п. ***) и подчиняется непосредственно начальнику МП "Водоканал". Комплектование личного состава ДДС ЖКХ осуществляется под руководством начальника МП "Водоканал" по согласованию с первым заместителем администрации и (или) начальником отдела ЖКХ администрации района (раздел 6) (т. *** л.д. ***).
МП "Водоканал" создано на основании распоряжения главы местного самоуправления Сокольского района от *** года N *** (т. *** л.д. ***). Факт создания предприятия подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица (т. *** л.д. ***) и свидетельством о постановке на учет в налоговом органе (т. *** л.д. ***).
Как следует из Устава МП "Водоканал", предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником имущества предприятия (п. ***). Имущество предприятия находится в муниципальной собственности городского поселения рабочий поселок Сокольское, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения (п. ***). Предприятие является юридическим лицом (п. ***). Единоличным исполнительным органом Предприятия является директор, назначаемый на должность собственником имущества (п. ***). Директор предприятия организует выполнение решений собственника имущества Предприятия, утверждает штатное расписание, положения об оплате, положения о премировании, порядка распределения прибыли с согласования с собственником имущества Предприятия (п. ***) (т. *** л.д. ***).
Распоряжением главы местного самоуправления Сокольского муниципального района Нижегородской области от *** года N *** на базе МП "ЖЭУ" создана дежурно-диспетчерская служба района (т. *** л.д. ***).
Постановлением главы администрации р.п. Сокольское Сокольского муниципального района от *** года N *** на должность директора МП "Водоканал" с *** года назначен Барышев В.И. (т. *** л.д. ***). Как следует из трудового договора от *** года, заключенного между Администрацией р.п. Сокольское и Барышевым В.И., директор МП "Водоканал" является должностным лицом, в его подчинении находятся все работники предприятия (п. ***). Директор самостоятельно решает все вопросы финансово-хозяйственной деятельности предприятия (п. ***); имеет право осуществлять прием на работу работников; заключать, изменять и прекращать с ними трудовые договора; а также в пределах своей компетенции издает приказы; определяет систему, формы и размер оплаты труда; распоряжается имуществом и денежными средствами предприятия в пределах своей компетенции и с согласия работодателя; согласовывает штатное расписание с работодателем (т. *** л.д. ***).
Постановлением главы Администрации р.п. Сокольское Сокольского муниципального района от *** года N *** произведена реорганизация в форме присоединения муниципальных предприятий "Бытсервис" и "Жилищный эксплуатационный участок" к МП "Водоканал" (т. *** л.д. ***).
*** года директор МП "Водоканал" Барышев В.И. обратился в Администрацию р.п. Сокольское Сокольского муниципального района Нижегородской области с письмом, в котором просит разрешения на сокращение дежурно-диспетчерской службы в виду отсутствия средств для дальнейшего содержания ДДС в штате предприятия МП "Водоканал" (т. *** л.д. ***).
Глава Администрации р.п. Сокольское *** года обратилась с письмом к главе местного самоуправления Сокольского муниципального района, в котором извещает о сокращении ДДС на базе МП "Водоканал" с *** года, поскольку, содержание ДДС на базе предприятия нецелесообразно, не имеется свободных финансовых средств на содержание данной службы. Кроме того, в бюджете городского поселения также не предусмотрено финансовых средств на содержание ДДС (т. *** л.д. ***).
Постановлением главы Администрации р.п. Сокольское Сокольского муниципального района Нижегородской области от *** года N ***, в соответствии со ст. 14 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и на основании письма директора МП "Водоканал" Барышева В.И. от *** года постановлено директору МП "Водоканал" Барышеву В.И. провести сокращение дежурно-диспетчерской службы до *** года, внести изменения в штатное расписание (т. *** л.д. ***).
Приказом директора МП "Водоканал" от *** года N *** в целях совершенствования работы организации и рационального комплектования ее кадрами, на основании постановления Администрации р.п. Сокольское от *** года N ***, с *** года из штатного расписания выведены должности: старшего диспетчера, диспетчера и двух диспетчеров-сторожей базы (т. *** л.д. ***).
В связи с изменением в структуре организации, в соответствии с приказом директора МП "Водоканал" от *** года N ***, на основании постановления Администрации р.п. Сокольское от *** года N ***, бухгалтеру-оператору поручено в срок до *** года вручить уведомления о предстоящем сокращении численности работников: старшему диспетчеру Ф.В.К., диспетчеру К.Ф.В., диспетчерам-сторожам базы Сажину Г.Д. и Р.Г.Г. (т. *** л.д. ***).
С Сажиным Г.Д. *** года был заключен трудовой договор, согласно которому работник принят в МП "Водоканал" на должность диспетчера-сторожа базы (п. ***). Работа является по совместительству (п. ***). Трудовой договор заключен на неопределенный срок (п. ***). Работник подчиняется непосредственно Барышеву В.И. (п. ***). К его обязанностям относится: прием и обработка информации по всем вопросам, относящимся к структурам ЖКХ; содействие при устранении аварий в работе подразделений ЖКХ, координация их действий, взаимосвязь с другими предприятиями; присутствие на оперативных совещаниях, с докладом о положении дел и происшествиях при аварийных ситуациях, оповещать аварийные службы района; осуществлять контроль за сохранностью материальных ценностей на территории базы, вести оперативный журнал (п. ***). Работнику установлен должностной оклад в размере *** рублей (п. ***) (т. *** л.д. ***).
Как следует из приказа N *** от *** года директора МП "Водоканал", Сажин Г.Д. принят постоянно с *** года на должность ***, с должностным окладом *** рублей (т. *** л.д. ***), что соответствует записям в трудовой книжке *** N *** (т. *** л.д. ***).
Сажин Г.Д. *** года был письменно уведомлен о предстоящем увольнении в связи с сокращением занимаемой им штатной должности *** структурного подразделения дежурно-диспетчерской службы по истечении *** месяцев со дня получения уведомления. По состоянию на *** года вакантные должности отсутствуют (т. *** л.д. ***).
Приказом директора МП "Водоканал" от *** года N *** Сажин Г.Д. уволен в связи с сокращением штата (п. 2 ст. 81 ТК РФ) (т. *** л.д. ***).
Согласно штатному расписанию МП "Водоканал", утвержденному *** года, в дежурно-диспетчерскую службу входило *** штатные единицы: старший диспетчер с окладом - *** рублей, диспетчер и *** диспетчера-сторожа базы с окладом *** рублей (т. *** л.д. ***). Как следует из штатного расписания, утвержденного *** года, в штате МП "Водоканал" отсутствует дежурно-диспетчерская служба (т. *** л.д. ***).
Выплаты, произведенные Сажину Г.Д. в *** годах подтверждаются расчетной ведомостью (т. *** л.д. ***), справками форма 2-НДФЛ (т. *** л.д. ***) и справкой о размере, произведенных выплат (т. *** л.д. ***). Количество отработанных дней Сажиным Г.Д. в период с *** года по *** года (включительно) подтверждается табелями учета рабочего времени (т. ***. д. ***).
Комиссия по трудовым спорам и профсоюзный комитет в МП "Водоканал" отсутствуют (т. *** л.д. ***).
Постановлением главы местного самоуправления Сокольского муниципального района Нижегородской области от *** года N ***, с *** года в структуре МКУ "Межпоселенческая пожарная служба" создана дежурно-диспетчерская служба жилищно-коммунального хозяйства Сокольского муниципального района (ДДС ЖКХ района) со штатной численностью *** человека. Данным постановлением поручено управлению финансов обеспечить финансирование МКУ "Межпоселенческая пожарная служба" с учетом штатной численности структурного подразделения ДДС ЖКХ района (т. *** л.д. ***). Данным Постановлением внесены изменения в постановление администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области от *** года N *** "Об объединенной системе оперативно-диспетчерского управления при аварийных и чрезвычайных ситуациях Сокольского муниципального района", а именно, ДДС ЖКХ создается на базе МКУ "Межпоселенческая пожарная служба"; комплектование личного состава осуществляется руководством учреждения по согласованию с первым заместителем главы администрации района и начальником отдела ЖКХ администрации района (т. *** л.д. ***).
Как следует из Устава Муниципального казенного учреждения "Межпоселенческая пожарная служба" (МКУ МПС), учредителем учреждения является Администрация Сокольского муниципального района Нижегородской области, действующий через свои структурные подразделения в пределах их компетенции (п. ***). Учреждение является не коммерческой организацией, бюджетным учреждением, предназначенным для обеспечения реализации вопросов местного значения, связанных с ликвидацией пожаров, возгораний, с предотвращением стихийных бедствий, контролем техники пожарной безопасности, и ликвидации аварий и дорожных происшествий на территории Сокольского муниципального района (п. ***). Учреждение является юридическим лицом с момента его государственной регистрации (п. ***). Деятельность учреждения финансируется полностью из средств бюджета Сокольского муниципального района Нижегородской области ( п. ***). Имущество учреждения является муниципальным и закреплено за ним на праве оперативного управления (п. ***). Источником формирования имущества и финансовых средств является: средства, поступающие из местного бюджета на содержание учреждения; арендованные основные средства и иные источники не запрещенные действующим законодательством (п. ***). Финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счет ассигнований бюджета Сокольского муниципального района, предусмотренных на обеспечение деятельности учреждения (п. ***). Управление учреждения осуществляется его начальником, который осуществляет руководство текущей деятельности учреждения и имеет право: разрабатывать и утверждать штатное расписание в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджетной смете учреждения, принимать и увольнять с работы работников (п. ***) (т. *** л.д. ***).
Изменение бюджетных ассигнований МКУ МПС на *** год подтверждается уведомлением Управления финансов администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области об изменении бюджетных ассигнований N *** от *** года и бюджетными сметами на *** года (т. *** л.д. ***).
ДДС ( *** штатные единицы диспетчера) является структурным подразделением МКУ "Межпоселенческая пожарная служба", что подтверждается штатным расписанием от *** года (т. *** л.д. ***). Как следует из представленного списка (т. *** л.д. ***), на должности диспетчера ДДС ЖКХ Сокольского района в ДДС ЖКХ Сокольского района *** года приняты: К.Л.В., Ф.В.К. (по *** года работала *** в ДДС МП "Водоканал"), П.О.Н. и Л.В.А. (документы из личных дел сотрудников - т. *** л.д. ***) и личные дела N ***, что также подтверждается сведениями из трудовых книжек (т. *** л.д. ***).
Как следует из трудового договора диспетчера ДДС ЖКХ Сокольского района, заключенного между вышеуказанными лицами и администрацией МКУ "Межпоселенческая пожарная служба", работник принят на работу в МКУ МПС для выполнения следующих трудовых обязанностей: принимать звонки от населения о чрезвычайных ситуациях Сокольского муниципального района Нижегородской области для координации и слаженной работы МП "Водоканал" и ТСЖ, домкомов, ООО Сокольские тепловые системы, горгаз, РЭС. Оповещать организации Сокольского муниципального района и жителей Сокольского муниципального района о чрезвычайных ситуациях и вести разъяснительные беседы с жителями населенных пунктов Сокольского муниципального района (п. ***). Трудовой договор заключен с *** года на неопределенный срок (п. ***). Работник извещается о том, что работодатель является бюджетным учреждением и финансируется из районного местного бюджета, своих доходов не имеет, предпринимательской деятельностью не занимается (п. ***). Должностной оклад установлен в размере *** рублей (п. ***).
*** года Сажин Г.Д. обратился с письменным заявлением к директору МП "Водоканал" о предоставлении ему работы в виде перевода в должности *** в другой службе, которой переподчинили службу ДДС (т. *** л.д. ***).
В подтверждение своей квалификации, истец представил в суд: свидетельство от *** года, выданное Министерством жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской области, согласно которому у Сажина Г.Д. проведена проверка знаний, которые в объеме соответствуют должностным обязанностям (т. *** л.д. ***); диплом об окончании *** (т. *** л.д. ***); диплом об окончании *** (т. *** л.д. ***); а также документы с прежнего места работы *** (т. *** л.д. ***).
В соответствии с требованиями частей 1-3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. В соответствии с ч. 4, признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ), трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Обязательными для включения в трудовой договор, в соответствии со ст. 57 ТК РФ, являются следующие условия о месте работы, трудовой функции (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы), дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом; условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя); компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте; условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами; другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 61 ТК РФ, трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором.
Согласно ст. 68 ТК РФ, прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.
Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме (ст. 72 ТК РФ).
Прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись. Днем прекращения трудового договора во всех случаях является последний день работы работника, за исключением случаев, когда работник фактически не работал, но за ним, в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом, сохранялось место работы (должность).(ст. 84.1 ТК РФ).
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 81 ТК РФ, трудовой договор по инициативе работодателя может быть расторгнут в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Согласно требованиям трудового законодательства, при увольнении работника по основанию, предусмотренному п. 2 ст. 81 ТК РФ, необходимо соблюдение одновременно пяти условий:
а) действительное сокращение численности или штата работников организации, что доказывается сравнением прежней и новой численности, штата работников;
б) соблюдено преимущественное право, предусмотренное ст. 179 ТК РФ, на оставление на работе в первую очередь работников по их деловым качествам и тех, кого запрещено увольнять, а при равных деловых качествах предпочтение оказано лицам, указанным в ч. 2 ст. 179 ТК РФ;
в) работодатель предложил работнику имеющуюся работу (как вакантную должность или работу, соответствующую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Он обязан предлагать вакансии в других местностях, если это предусмотрено коллективным договором, соглашением, трудовым договором;
г) работник был письменно под роспись предупрежден за два месяца о его увольнении. Статья 180 ТК РФ устанавливает, что работодатель с письменного согласия работника имеет право уволить его без предупреждения с одновременной выплатой компенсации в размере двухмесячного среднего заработка. Но, если работник не дает на это письменного согласия, увольнение будет незаконным;
д) работодатель предварительно запросил мнение выборного профсоюзного органа о намечаемом увольнении работника - члена профсоюза в соответствии со ст. 373 ТК РФ.
В случае, когда одно из указанных пяти условий не соблюдено, работник по его иску в суд подлежит восстановлению на работе.
В соответствии со ст. 180 ТК РФ, при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 ТК РФ. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В соответствии со ст. 179 ТК РФ, при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы. Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 29 Постановления N 2 от 17.03.2004 года Пленума Верховного суда РФ "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ" расторжение трудового договора с работником по пункту 2 части первой статьи 81 Кодекса возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (статья 179 ТК РФ) и был предупрежден персонально и под расписку не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении (часть вторая статьи 180 ТК РФ).
Статья 14 ТК РФ устанавливает общие правила исчисления сроков в трудовом праве. Течение сроков, с которыми Трудовой Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.
Согласно ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии со ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Судом установлено, что Распоряжением главы местного самоуправления Сокольского муниципального района Нижегородской области от *** года N *** на базе МП "ЖЭУ" была создана дежурно-диспетчерская служба (ДДС). Впоследствии после реорганизации в форме присоединения муниципальных предприятий "Бытсервис" и "Жилищный эксплуатационный участок" к МП "Водоканал", проведенной на основании постановления учредителя МП "Водоканал" - Администрации р.п. Сокольское Сокольского муниципального района от *** года N ***, дежурно-диспетчерская служба, как структурное подразделение, включена в МП "Водоканал". Комплектование личного состава ДДС ЖКХ осуществлялось под руководством начальника МП "Водоканал" по согласованию с первым заместителем администрации и (или) начальником отдела ЖКХ администрации района.
Сажин Г.Д. *** года был принят в структурное подразделение - ДДС, на должность диспетчера-сторожа базы в МП "Водоканал" с должностным окладом *** рублей.
Приказом директора МП "Водоканал" от *** года N *** Сажин Г.Д. уволен в связи с сокращением штата, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.
Сокращение произошло на основании постановления главы Администрации р.п. Сокольское Сокольского муниципального района Нижегородской области от *** года N *** "О сокращении ДДС МП "Водоканал", которым поручено директору МП "Водоканал" Барышеву В.И. провести сокращение дежурно-диспетчерской службы до *** года, и приказа директора МП "Водоканал" от *** года N *** "Об изменении штатного расписания", а именно, выведении из штатного расписания должностей диспетчеров, так как содержание данного структурного подразделения на базе предприятия признано нецелесообразным.
*** года, то есть за два месяца до дня увольнения, Сажин Г.Д. был извещен о том, что занимаемая им штатная должность диспетчера-сторожа базы структурного подразделения дежурно-диспетчерской службы сокращается, а также уведомлен об отсутствии вакантных должностей на предприятии по состоянию на *** года. При этом доказательств того, что истец Сажин Г.Д. был уведомлен об отсутствии вакантных должностей на предприятии по состоянию на день увольнения - *** года, суду не представлено.
До окончания проведения мероприятий по сокращению штата Постановлением главы местного самоуправления Сокольского муниципального района Нижегородской области от *** года N ***, с *** года, то есть на следующий день, после окончания процедуры сокращения штата ДДС из МП "Водоканал" и увольнения истца, в структуре МКУ "Межпоселенческая пожарная служба" создана дежурно-диспетчерская служба жилищно-коммунального хозяйства Сокольского муниципального района (ДДС ЖКХ района) со штатной численностью *** человека. При этом судом, установлено, что штатная численность работников, их должностные обязанности не изменились.
Одновременно данным постановлением внесены изменения в постановление администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области от *** года N *** "Об объединенной системе оперативно-диспетчерского управления при аварийных и чрезвычайных ситуациях Сокольского муниципального района", а именно, внесены изменения, согласно которым ДДС ЖКХ создается на базе МКУ "Межпоселенческая пожарная служба" (МКУ МПС); комплектование личного состава осуществляется руководством учреждения по согласованию с первым заместителем главы администрации района и начальником отдела ЖКХ администрации района. ДДС ( *** штатные единицы диспетчера) является структурным подразделением МКУ "Межпоселенческая пожарная служба", что подтверждается штатным расписанием от *** года.
Как следует из трудового договора диспетчера ДДС ЖКХ Сокольского района, заключенного между вышеуказанными лицами и администрацией МКУ "Межпоселенческая пожарная служба", работник принят на работу в МКУ МПС для выполнения трудовых обязанностей, которые исполнял Сажин Г.Д., а именно, прием и обработка информации о чрезвычайных ситуациях Сокольского муниципального района Нижегородской области по вопросам в структурах ЖКХ. *** года Сажин Г.Д. обращался с письменным заявлением к директору МП "Водоканал" о предоставлении ему работы в виде перевода в должности диспетчера в другой службе, которой переподчинили службу ДДС.
Данные факты, по мнению суда, свидетельствуют о том, что фактически структурное подразделение дежурно-диспетчерская служба была переведена из МП "Водоканал" в МКУ МПС.
Как следует из представленных личных дел, должностных инструкций работников, принятых в ДДС ЖКХ Сокольского района, существующей на базе МКУ "Межпоселенческая пожарная служба" с *** года на созданные должности диспетчера по критериям, предъявляемым к претендентам на должность, Сажин Г.Д. подлежал переводу.
На основании представленных сторонами и исследованных в судебном заседании доказательств, судом установлено, что увольнение Сажина Г.Д. в связи с сокращением штата было проведено с нарушением положений ст. 81 ТК РФ.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, принимая во внимание, что трудовой договор с Сажиным Г.Д. был заключен на неопределенный срок, суд признает, что увольнение Сажина Г.Д. было произведено без законных оснований, в связи с чем, он должен быть восстановлен.
Принимая решение о восстановлении на работе истца Сажина Г.Д., исходя из фактических обстоятельств, а именно: с *** года структурное подразделение ДДС в штате МП "Водоканал" отсутствует, данная структура переведена с *** года в МКУ МПС, суд приходит к выводу, что восстановление на работе Сажина Г.Д. в МП "Водоканал" не восстановит в полном объеме нарушенное право Сажина Г.Д., в связи с чем, считает необходимым восстановить Сажина Г.Д. в МКУ МПС в прежней должности.
Разрешая требования о взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула, суд исходит из положений Устава Муниципального казенного учреждения "Межпоселенческая пожарная служба" (МКУ МПС), согласно которому учредителем учреждения является Администрация Сокольского муниципального района Нижегородской области. Учреждение является не коммерческой организацией, бюджетным учреждением. Его деятельность финансируется полностью из средств бюджета Сокольского муниципального района Нижегородской области. Финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счет ассигнований бюджета Сокольского муниципального района, предусмотренных на обеспечение деятельности учреждения.
Согласно требованиям ст. 234 ТК РФ, работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу. В соответствии с п. 2 ст. 394 ТК РФ, орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.
В судебном заедании установлено, что собственных средств МКУ МПС не имеет, что подтверждается доказательствами, представленными директором МКУ МПС, поэтому суд считает возможным взыскать среднюю заработную плату за время вынужденного прогула с учредителя МКУ МПС - администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области.
Разрешая требования истца о размере заработной платы за время вынужденного прогула, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 139 ТК РФ, для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ, устанавливается единый порядок ее исчисления. Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Согласно Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. N 922, для расчета среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие) (п. 3). Расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно) (п. 4).
Истец просит суд взыскать с ответчиков солидарно в его пользу заработную плату за время вынужденного прогула за период с *** года по *** года (за *** дней) в размере ***.
Размер заработной платы за время вынужденного прогула рассчитан истцом, подтвержден материалами дела и не оспорен ответчиками, в связи с чем, суд признает данный размер обоснованным в сумме *** руб.
Разрешая требования истца о взыскании с МП "Водоканал" в его пользу недополученной заработной платы диспетчера в размере ***, суд исходя из того, что в трудовом договоре, заключенном с Сажиным Г.Д. стороны пришли к соглашению о размере заработной платы, трудовая функция Сажина Г.Д. не изменялась на протяжении всего срока действия трудового договора, отказывает в удовлетворении исковых требований в этой части.
На основании вышеизложенного, с учетом удовлетворенных исковых требований, суд отказывает в удовлетворении Сажину Г.Д. оставшейся части исковых требований, а именно: о восстановлении на работе в МП "Водоканал", о признании за ним право на работу диспетчером ДДС ЖКХ в МКУ МПС преимущественным по сравнению с другими кандидатами, обязании начальника МКУ МПС принять на работу в качестве диспетчера ДДС ЖКХ с заключением бессрочного трудового договора; взыскании с МКУ МПС компенсации заработной платы за период с *** года по *** года в размере *** рублей солидарно, как заявленные к ненадлежащему ответчику.
Разрешая требования истца о взыскании солидарно с ответчиков компенсации морального вреда в размере *** рублей и судебных расходы по оплате услуг представителя в размере *** рублей, суд считает обоснованными заявленные требования к администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области по вышеперечисленным основаниям.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно ст. 394 ТК РФ в случае увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред. В соответствии со ст. 1100 ГК РФ, обязанность компенсации морального вреда возлагается на работодателя при наличии его вины в причинении морального вреда, за исключением случаев, когда вред был причинен жизни или здоровью работника источником повышенной опасности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 17.03.2004 г. учитывая, что Трудовой кодекс РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). В соответствии со статьей 237 ТК РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Судом установлено, что истцу незаконными действиями ответчика - администрацией Сокольского муниципального района Нижегородской области причинен моральный вред в виде нравственных страданий, заключенных в негативных переживаниях по поводу отсутствия стабильности в жизни семьи, потери времени.
Учитывая вышеизложенное, суд определяет размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области в пользу Сажина Г.Д. в сумме *** рублей.
В удовлетворении исковых требований Сажина Г.Д. о взыскании компенсации морального вреда к МКУ МПС суд считает необходимым отказать.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решения суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Суд определяет соразмерность судебных расходов на оплату услуг представителя исходя из требований разумности, а также сложности дела, длительности его рассмотрения, и уменьшает расходы истца на оплату услуг представителя, подлежащие взысканию с ответчика до *** рублей.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Как следует из положений ст. 89 ГПК РФ, льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Учитывая вышеизложенное, а также положения п. 1 ч. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса РФ, ответчик по иску освобождается от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 151 ГК, 394 ТК РФ, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сажина Г.Д. к муниципальному предприятию "Водоканал", Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области, Муниципальному казенному учреждению Сокольского муниципального района Нижегородской области "Межпоселенческая пожарная служба" о восстановлении нарушенного права, о восстановлении на работе, взыскании недополученной заработной платы, о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда, о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, удовлетворить частично.
Восстановить Сажина Г.Д. в должности диспетчера сторожа базы в дежурно- диспетчерской службе Муниципального казенного учреждения Сокольского муниципального района Нижегородской области "Межпоселенческая пожарная служба" с *** года.
Взыскать с Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области в пользу Сажина Г.Д. заработную плату за время вынужденного прогула за период с *** года по *** года в размере ***, компенсацию морального вреда в размере *** рублей, расходы на оплату труда представителя в сумме *** рублей, а всего взыскать в пользу Сажина Г.Д. ***.
Решение суда в части восстановления на работе и выплаты заработной платы подлежит немедленному исполнению.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований Сажину Г.Д. отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Сокольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.