Решение Сокольского районного суда Нижегородской области от 19 сентября 2012 г.
(Извлечение)
Сокольский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Тутаевой И.В., при секретаре Мироновой Е.В., с участием представителя ответчика отдела образования Администрации Сокольского муниципального района Филипповой Е.Н., представившей доверенность от *** года, выданную сроком до *** года, представителя третьего лица Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области - Каретниковой К.А., представившей доверенность от *** года, выданную сроком до *** года, рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Сокольское 19 сентября 2012 года
гражданское дело по иску Запекиной С.А. к отделу образования Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области и Управлению финансов Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области о восстановлении нарушенных трудовых прав,
УСТАНОВИЛ:
Истец Запекина С.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделу образования Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области, Управлению финансов Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области о восстановлении нарушенных трудовых прав.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что работает в отделе образования Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области в должности *** с *** года. По мнению истицы, с *** года ей выплачивается заработная плата не в полном объеме. Данный довод истица основывает на сравнительном анализе размера своей заработной платы и размера заработной платы других работников отдела, а именно: В.Г.Н., С.Н.Н., К.Е.А. и Ж.С.В., имеющих аналогичные должности и квалификацию. Кроме того, работодателем Запекиной С.А. снижен размер доплаты к должностному окладу, относящийся к стимулирующим выплатам. По поводу данных нарушений Запекина С.А. обращалась в Администрацию Сокольского муниципального района Нижегородской области, однако, в удовлетворении требований ей было необоснованно отказано. Считает, что по отношению к ней со стороны заведующей отделом образования допускается дискриминация в сфере труда.
Истец Запекина С.А. просит взыскать с ответчика выплаты к должностному окладу стимулирующего характера; компенсацию морального вреда в размере *** рублей за намеренное умаление и ограничение в правах. Обязать заведующую отдела образования Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области С.Т.Г. переработать положение "О порядке установления премий, доплат и надбавок к должностным окладам, выплат стимулирующего характера и оказания материальной помощи работникам отдела образования Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области". Привлечь к ответственности заведующую Отделом образования Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области С.Т.Г..
В судебное заседание истец Запекина С.А. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом. Согласно телефонограммы, переданной Запекиной О.И., Запекина С.А. находится на лечении в г. ***.
Как следует из информации, представленной Отделом образования администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области и ООО " ***", Запекина С.А. находится в отпуске и проходит санаторно-курортное лечение в ООО " ***".
В судебном заседании *** года истец Запекина С.А. исковые требования поддержала, ссылаясь на изложенные в заявлении обстоятельства. Дополнила, что требует взыскать с ответчика выплаты к должностному окладу стимулирующего характера с *** года по *** год. Является членом профсоюза на протяжении *** лет. Считает, что на протяжении указанного времени она была систематически лишена надбавок, приказы истцу не выдавались. Считает, что коллективный договор был заключен с существенными нарушениями и в одностороннем порядке с нарушением процедуры его заключения, отсутствуют подписи, договор не согласован с профсоюзной организацией. Обсуждение проекта коллективного договора на общем собрании коллектива не производилось, работники ознакомились с текстом договора в кабинете юриста, при этом истица подписывать данный коллективный договор отказалась. Считает, что отдельные положения коллективного договора противоречат нормам трудового законодательства. Размер доплаты к должностному окладу снижен только истице. Таким образом, заведующей отделом образования ущемляются права и законные интересы истца, что свидетельствует о дискриминации в сфере труда. Истица просит взыскать с ответчика выплаты к должностному окладу стимулирующего характера; компенсацию морального вреда в размере *** рублей за намеренное умаление и ограничение в правах. Обязать заведующую отдела образования Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области С.Т.Г. переработать положение "О порядке установления премий, доплат и надбавок к должностным окладам, выплат стимулирующего характера и оказания материальной помощи работникам отдела образования Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области". Привлечь к ответственности заведующую отдела образования Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области С.Т.Г.. Разрешение вопроса о мере ответственности оставляет на усмотрение суда.
В судебном заседании *** года представитель ответчика - начальник отдела образования Администрации Сокольского муниципального района С.Т.Г. показала, что текст коллективного договора составлялся юристом отдела с участием ответчика, как председателя трудового коллектива. Впоследствии коллективный договор был вынесен на обсуждение трудового коллектива, а затем проект договора был передан в методкабинет. В коллективном договоре не могут быть приняты условия, ухудшающие положение работника.
В судебном заседании представитель ответчика - Отдела образования Администрации Сокольского муниципального района Филиппова Е.Н. исковые требования Запекиной С.А. не признала. Считает, что со стороны работодателя какие-либо нарушения не допущены. Кроме того, Запекина С.А. обратилась в суд с заявлением, пропустив установленный законом срок для обращения, в связи с чем, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
В письменных возражениях ответчик - Отдел образования Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области просит оказать Запекиной С.А. в удовлетворении заявленных требований, так как не представлены доказательства подтверждающие нарушение трудовых прав истца. В Отделе образования Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области система доплат и надбавок стимулирующего характера, система премирования для работников отдела образования установлены Положением "О порядке установления премий, доплат, надбавок к должностным окладам, выплат стимулирующего характера и оказании материальной помощи работникам отдела образования администрации Сокольского муниципального района". Положением предусмотрены стимулирующие выплаты: доплаты и надбавки к должностному окладу, которые могут устанавливаться в процентном отношении к минимальному должностному окладу или в денежном выражении; премиальные выплаты. В соответствии с пунктами *** Положения, надбавки, доплаты, выплаты стимулирующего характера устанавливаются индивидуально каждому работнику приказом заведующей отдела образования. В соответствии с пунктом *** Положения, в целях поощрения работником за выполненную работу могут быть установлены по решению работодателя премии по итогам работы за определенный период (за квартал, полугодие, 9 месяцев, год), а также премии по праздничным датам, юбилейным датам в пределах ФОТ. Таким образом, выплаты стимулирующего характера в отличие от оклада (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе и за работу в условиях, отклоняющих от нормальных не являются обязательными и могут выплачиваться только по решению работодателя. В соответствии с Положением, Запекиной С.А. выплачивается ежемесячная надбавка стимулирующего характера за выслугу лет, в размере 15 % от должностного оклада. Кроме того, работнику выплачивались премии и материальная помощь на основании приказов заведующей Отделом образования. При выплате заработной платы работодатель в письменной форме извещает работника о размере выплат, причитающихся ему за соответствующий период, а также размер произведенных удержаний. Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Заработная плата выплачивается не реже чем, каждые полмесяца, в день, установленный коллективным договором, трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка. Оплата заработной платы производится по графику (не реже чем каждые полмесяца), о чем работнику Запекиной С.А. выдается расчетный листок с указанием всех видов выплат и удержаний. Просят признать требования Запекиной С.А. незаконными и необоснованными.
В судебное заседание представитель ответчика - Управления финансов Администрация Сокольского муниципального района Нижегородской области не явился, в письменном ходатайстве просят признать управление финансов администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области ненадлежащим ответчиком, рассмотреть дело в отсутствие представителя (т. *** л.д. ***).
В письменных возражениях представитель ответчика - начальник Управления финансов Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области просит отказать Запекиной С.А. в удовлетворении заявленных требований. Считает необоснованным привлечение в качестве ответчика Управление финансов Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области, поскольку, Отдел образования Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области является самостоятельным юридическим лицом. Фонд оплаты труда утверждается отдельно на каждое юридическое лицо, согласно представленной смете расходов. Выплаты стимулирующего характера выплачиваются только по решению работодателя. Кроме того, Запекина С.А. пропустила срок обращения в суд с заявлением о восстановлении нарушенных трудовых прав. Просит суд признать Управление финансов Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области ненадлежащим ответчиком (т. *** л.д. ***).
В судебном заседании представитель третьего лица Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области Каретникова К.А. возражает против заявленных требований. Считает, что со стороны работодателя по отношении к истице каких-либо нарушений трудового законодательства не выявлено. Запекина С.А. обратилась в суд с заявлением, пропустив установленный законом срок для обращения, в связи с чем, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
В письменных возражениях представитель третьего лица -Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области просит отказать Запекиной С.А. в удовлетворении заявленных требований. Поскольку, системы доплат и надбавок стимулирующего характера, системы премирования для работников Отдела образования Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области установлены соответствующим Положением, то, согласно пунктам *** и *** Положения доплаты, выплаты и надбавки устанавливаются каждому работнику индивидуально приказом заведующей отделом образования. Премии по итогам работы за определенный период, а также к праздничным и юбилейным датам на основании п. *** Положения могут быть установлены по решению работодателя. Выплаты стимулирующего характера, в отличие от окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, не являются обязательными и могут выплачиваться только по решению работодателя. Согласно приказам от *** года N ***, от *** года N ***, от *** года N *** выплаты стимулирующего характера истице выплачиваются (т. *** л.д. ***).
В судебное заседание представитель третьего лица - ОАО "Сбербанк России", филиал - *** отделение N *** не явился, просил дело рассмотреть в своё отсутствие в соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ. В письменных возражениях представитель третьего лица - ОАО "Сбербанк России", филиал - *** отделение N *** считает, что истицей дополнительный офис неправомерно привлечен в качестве третьего лица, так как он не является юридическим лицом и не обладает самостоятельной правоспособностью, при этом предмет спора не затрагивает интересы ОАО "Сбербанк России" (т. *** д.д. ***).
Прокурор *** района *** области, надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца, ответчика и представителей третьих лиц, надлежаще уведомленных о времени и месте рассмотрения в соответствии с частями 3 и 5 ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения сторон, показания свидетелей установив юридически значимые обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ на соответствие их требованиям относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании свидетель В.Т.Н. показала, что работает в отделе образования Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области. В *** и *** году заключался коллективный договор, с которым каждый из работников коллектива был ознакомлен лично. При утверждении на общем собрании коллективного договора в *** году она отсутствовала в связи с занятостью на работе, но с текстом коллективного договора впоследствии была знакомлена. О том, велись ли протоколы при проведении собрания свидетелю неизвестно. По коллективному договору со стороны работников вносились замечания, в частности по поводу материальной помощи по случаю смерти родственника. По какой причине Запекина С.А. отсутствовала на общем собрании свидетелю неизвестно. Распределение стимулирующих выплат производится. При этом В.Т.Н. каждый месяц представляет руководству служебную записку - отчет об объеме выполненной ею работы, после чего руководством издается соответствующий приказ, в котором указываются фамилии, проценты по стимуляции. Оценочные листы не выдаются. О том как производится начисление стимулирующих выплат свидетелю неизвестно, При этом свидетель считает, что полномочия по оценке качеств работника и проделанной им работе являются прерогативой заведующей отделом образования. В настоящее время отсутствует финансирование средств по выплате надбавок ***. Данный вопрос будет рассмотрен после увеличения зарплаты учителям. Заработная плата работникам отдела образования перечисляется на карточки.
В судебном заседании свидетель Ж.С.В. показала, что работает в отделе образования Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области ***, имеет *** квалификацию, *** образование, стаж работы более *** лет. Работала в должностях *** и ***. За работу, выполняемую сверх своих обязанностей, иногда получала доплату к должностному окладу. Доплаты к должностному окладу производятся за выполненную работу, за качество, интенсивность. Оценочный лист свидетелю не выдавался. Свидетель принимала участие при обсуждении коллективных трудовых договоров на общем собрании коллектива. О том, создавалась ли комиссия по коллективному договору, кто готовил его проект, свидетелю неизвестно. При этом работники вносили предложения в текст коллективного договора, которые были рассмотрены. Договор принят большинством голосов. Присутствовала ли на собрании Запекина С.А., кто вел протокол собрания, свидетель не помнит. Считает, что коллективный договор заключен в соответствии с законом.
В судебном заседании свидетель М.Л.С. показала, что работает в МКОУ *** школа и одновременно является председателем профсоюзной организации. Трудовой договор с ней на исполнение обязанности председателя профсоюзной организации не заключался, данная работа считается, работой на добровольной основе, но иногда, при наличии денежных средств, оплачивается. Запекина С.А. ведет бухгалтерский учет в профсоюзе, при этом заработная плата истице не начисляется, так как профсоюз по численности штата менее пяти человек. Запекина С.А. обращалась в профсоюз о лишении её стимулирующих выплат. При рассмотрении данной жалобы у работодателя запрашивались все приказы, каких-либо нарушений со стороны работодателя по отношению к работнику выявлено не было. Запекиной С.А. выплачиваются надбавки за категорию и стаж работы, при этом ей не понятно о каких стимулирующих выплатах идет речь. Перед утверждением коллективного трудового договора, его проект профсоюзной организацией не обсуждался, так как членов профсоюзной организации менее пяти человек. Профсоюз рассматривает жалобу только тогда, когда она поступила от членов профсоюза. В настоящее время финансирование учителей и методистов отдела образования разное, поэтому в отношении методистов дотации отсутствуют, выплаты производятся отделом образования из своих средств.
В судебном заседании свидетель К.Е.А. показала, что ранее работала в отделе образования Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области, имеет *** образование, стаж работы в отделе образования - *** лет, всего по специальности - *** лет, имела *** категорию. Иногда исполняла обязанности *** при временном отсутствии работника на рабочем месте, не считает данную работу сверхурочной. Когда просили помочь, все помогали, также она лично помогала и Запекиной С.А. при подсчете учебников. За данную работу заработную плату не получала. Принимала участие в обсуждении коллективного трудового договора, в его принятии и подписании. О том создавалась ли комиссия, велся ли протокол, каким образом, кто представлял интересы работников свидетелю неизвестно. При этом ознакомление с текстом коллективного договора, его осуждение с трудовым коллективом производилось. Выплаты стимулирующего характера выплачивались на основании приказа заведующей отделом в зависимости от проделанной работником работы. Оценочный лист свидетель не получала. О том разработаны ли критерии результативности свидетелю неизвестно. О новой системе оплаты труда работников своевременно известил работодатель.
Как следует из Положения Управления финансов Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области, Управление финансов является юридическим лицом; подчиняется в своей деятельности главе местного самоуправления Сокольского муниципального района и несет ответственность перед ним за выполнение возложенных задач; осуществляет свою деятельность за счет средств районного бюджета. Управление финансов осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Министерством финансов Нижегородской области, Федеральным казначейством, Федеральной налоговой службой, структурными подразделениями Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области, Земским собранием, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, находящимися на территории Сокольского муниципального района, поселениями, входящими в состав района, общественными и иными организациями. В соответствии с возложенными на него задачами разрабатывает проект бюджета района и обеспечивает его исполнение, осуществляет муниципальный финансовый контроль в соответствии с действующим законодательством. Является уполномоченным органом Администрации Сокольского муниципального района, осуществляющим управление муниципальным долгом и муниципальными финансовыми активами; исполняет бюджет района; осуществляет управление средствами на едином счете бюджета района. Управление финансов возглавляет начальник Управления финансов, назначаемый на должность и освобождаемый от должности главой местного самоуправления Сокольского муниципального района. Начальник несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление финансов задач и осуществление им своих функций (т. *** л.д. ***).
Начальником управления финансов администрации Сокольского района с *** года назначена Н.А.Н. в соответствии с распоряжением главы местного самоуправления от *** года N *** (т. *** л.д. ***).
Отдел образования Администрации Сокольского муниципального района является действующим юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о постановке на учет в налоговом органе (т. *** л.д. ***), выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от *** года (т. *** л.д. ***), свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (т. *** л.д. ***).
Как следует из Положения об отделе образования Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области, отдел образования Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области (полное наименование) является структурным подразделением Администрации Сокольского муниципального района. Отдел образования является бюджетным учреждением, в своей деятельности подчиняется главе местного самоуправления Сокольского муниципального района и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач, является юридическим лицом. Отдел образования осуществляет управление в сфере образования Сокольского муниципального района, возглавляет его заведующий. Отдел образования имеет структурные подразделения. Заведующая отделом руководит отделом; обеспечивает организацию работы и руководство деятельностью; подписывает трудовые договоры и дополнительные соглашения с работниками отдела, приказы; распределяет обязанности между сотрудниками, утверждает должностные инструкции; разрабатывает и утверждает штатное расписание; утверждает положения о структурных подразделениях отдела. Заведующий отделом назначается на должность и освобождается от должности распоряжением Администрации Сокольского района. Заведующий отделом образования распределяет обязанности между сотрудниками отдела, назначает на должность и освобождает от должности, утверждает должностные обязанности, поощряет сотрудников (т. *** л.д. ***).
Приказом N *** от *** года в связи с внесением изменений в штатное расписание, истица Запекина С.А. переведена с должности *** кабинета на должность *** в информационно-диагностический кабинет отдела образования Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области (т. *** л.д. ***).
Приказом от *** года N *** Запекиной С.А. присвоена *** квалификационная категория (т. *** л.д. ***).
Как следует из должностной инструкции *** кабинета Запекиной С.А., утвержденной приказом заведующей отделом образования N *** от *** года, *** выполняет свои должностные обязанности в информационно-диагностическом кабинете (ИДК), являющемся структурным подразделением отдела образования Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области; непосредственно подчиняется заведующей ИДК. В своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, законом "Об образовании", указами президента РФ, федеральными законами, Конвенцией о правах ребенка, законодательством РФ и Нижегородской области, рекомендациями об организации деятельности муниципальной методической службы в условиях модернизации образования, приказами и распоряжениями заведующей отдела образования, Положением об отделе образования, Положением об ИДК, правилами внутреннего трудового распорядка, должностной инструкцией. Старший методист имеет право в пределах своей компетенции принимать участие в разработке локальных актов о деятельности методических объединений, советов, в оперативных совещаниях; вносить предложения о поощрении, моральном и материальном стимулировании руководителей курируемого районного методического объединения, повышать свою квалификацию, иные права, определенные действующим законодательством, иные права, предусмотренные п. *** должностной инструкции (т. *** л.д. ***).
Как следует из коллективного договора Отдела образования Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области на *** года, договор заключен в целях формирования и правового регулирования, в том числе, трудовых отношений между работодателем и работником и направлен на соблюдение трудовых гарантий работников. Предметом договора являются дополнительные, по сравнению с законодательством, положения об условиях труда и его оплаты, охране труда. Коллективный договор распространяется на всех работников отдела и структурных подразделений. Оплата труда работника отдела зависит от его трудового вклада, квалификации и качества труда, максимальным размером не ограничивается. Заработная плата рассчитывается в соответствии с положением об оплате труда муниципальных образовательных учреждений Сокольского района и действующими правовыми актами, в нее входят: оклад, надбавки и премии, надбавки за совмещение должностей и исполнение обязанностей временно отсутствующих работников. Стороны несут ответственность за неисполнение коллективного договора и нарушений его условий в соответствии с законодательством. Договор подписан заведующей отделом и представителем трудового коллектива *** года, избранным на общем собрании коллектива *** года (т. *** л.д. ***).Утвержден на общем собрании работников отдела образования администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области *** года и зарегистрирован отделом по труду администрации Сокольского муниципального района *** года (т. *** л.д. ***).
Как следует из коллективного договора отдела образования Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области на *** года, договор заключен в целях формирования и правового регулирования, в том числе, трудовых отношений между работодателем и работником и направлен на соблюдение трудовых гарантий работников. Предметом договора являются дополнительные, по сравнению с законодательством, положения об условиях труда и его оплаты, охране труда. Коллективный договор распространяется на всех работников отдела и структурных подразделений. Договор вступает в силу со дня подписания и действует в течение *** лет. Стороны обязуются разрешать возникающие разногласия в первую очередь путем переговоров. Оплата труда работника отдела зависит от его трудового вклада, квалификации и качества труда, максимальным размером не ограничивается. Заработная плата рассчитывается в соответствии с положением об оплате труда муниципальных образовательных учреждений Сокольского района и действующими правовыми актами, в нее входят: оклад, надбавки и премии, надбавки за совмещение должностей и исполнение обязанностей временно отсутствующих работников. Стороны несут ответственность за неисполнение коллективного договора и нарушений его условий в соответствии с законодательством. Договор подписан заведующей отделом и представителем трудового коллектива *** года, избранным на общем собрании коллектива *** года. Утвержден на общем собрании работников Отдела образования администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области *** года, зарегистрирован отделом по труду администрации Сокольского муниципального района *** года (т. *** л.д. ***, т. *** л.д. ***).
Согласно Положению об оплате труда работников муниципальных образовательных учреждений, утвержденному Постановлением главы местного самоуправления от *** года N ***, система оплаты труда устанавливается в целях расширения прав руководителей по оценке деловых качеств работников и результатов их труда; носит открытый характер и устанавливается коллективными договорами. Система оплаты труда включает: оклад, выплаты компенсационного, стимулирующего и иного характера. Условия оплаты труда, включая размер оклада, ставки заработной платы, размеры повышающих коэффициентов к окладам, выплаты компенсационного характера, доплаты, надбавки, условия осуществления выплат стимулирующего характера, являются обязательными для включения в трудовой договор. Должностные оклады, предусмотренные настоящим Положением, устанавливаются работникам за выполнение ими профессиональных, обязанностей, обусловленных трудовым договором, за полностью отработанное рабочее время, согласно действующему законодательству, правилам внутреннего трудового распорядка учреждения и должностным инструкциям. Формирование фонда оплаты труда образовательного учреждения осуществляется в пределах объема средств учреждения на текущий финансовый год. В учреждениях, переведённых на нормативное финансирование, формирование фонда оплаты труда, осуществляется в Соответствии с региональным нормативом бюджетного финансирования, справочным коэффициентом и количеством обучающихся, а также средств, поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных на оплату труда работников и отражается в смете образовательного учреждения. В учреждениях, финансируемых на основании утверждаемой учредителем сметы бюджетных расходов, формирование фонда оплаты труда осуществляется в соответствии с объёмом средств, предусмотренных на оплату труда и средствами, поступающими от деятельности приносящей доход, направленными на оплату труда работников учреждения. Образовательное учреждение самостоятельно определяет в общем объеме средств, рассчитанном на основании регионального норматива бюджетного финансирования, количества обучающихся и поправочного коэффициента, долю средств на учебные расходы, оснащение образовательного процесса, на оплату труда работников образовательного учреждения. Выплаты компенсационного характера устанавливаются приказом руководителя учреждения в процентах от минимального оклада по ПКГ (пункт *** приложения ***), от минимального оклада по должности (пункт *** приложения ***) или в абсолютном денежном выражении. Выплаты компенсационного характера не образуют новый оклад и не учитываются при исчислении иных стимулирующих или компенсационных выплат, устанавливаемых в процентном отношении к окладу. Перечень оснований и размеры компенсационных выплат определены в приложении ***. Фонд стимулирования образовательного учреждения формируется за счёт бюджетных средств, направленных на оплату труда, средств, поступающих от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и не может быть менее ***% общего фонда оплаты труда, начиная с *** года. Перечень, размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с распоряжением от *** года N *** "Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в муниципальных бюджетных учреждениях Сокольского района". Выплаты стимулирующего характера не образуют новый оклад и не учитываются при начислении иных стимулирующих или компенсационных выплат (т. *** л.д. ***).
Согласно Положению о порядке установления премий, доплат, надбавок к должностным окладам, выплат стимулирующего характера и оказании материальной помощи работникам отдела образования Администрации Сокольского муниципального района (утверждено приказом по отделу образования от *** года N ***), к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты за качество и высокие результаты работы (за успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей, за инициативу, творчество и применение к работе современных форм, методов и содержания организации труда, за качественную подготовку и проведение мероприятий); выплаты за интенсивность и напряженность выполняемых работ (участие в течение рассматриваемого периода в выполнении важных работ, мероприятий, за организацию и проведение мероприятий); выплаты за выслугу лет, за стаж непрерывной работы в системе образования. Данные выплаты устанавливаются приказом заведующей Отделом образования на период, предусмотренный положением об оплате труда, размер определяется в зависимости от качества и объема выполняемых работ, в пределах утвержденного на год фонда оплаты труда. Выплаты стимулирующего характера могут устанавливаться в процентном отношении к минимальному должностному окладу или в денежном выражении. Размер надбавок и доплат может быть снижен за недобросовестное выполнение должностных обязанностей: полное или частичное лишение надбавок и доплат производится за тот расчетный период, в котором имело место производственное упущение или нарушение трудовой дисциплины. Надбавки, доплаты и выплаты устанавливаются индивидуально каждому работнику приказом заведующей отделом образования. (т. *** л.д. ***).
Приказом от *** года N *** на основании Положения об оплате труда работников образовательных учреждений Нижегородской области Запекиной С.А. установлена надбавка с *** года по *** года за напряженность в работе ( ***) - *** % должностного оклада. Оплата производится за счет средств фонда оплаты труда (т. *** л.д. ***).
Приказом от *** года N *** на основании Положения об оплате труда муниципальных образовательных учреждений в *** года Запекиной С.А. установлена доплата - *** % должностного оклада. Выплаты производятся за счет фонда оплаты труда соответствующих подразделений отдела образования (т. *** л.д. ***).
Приказом от *** года N *** за сложность и напряженность труда при подготовке и проведении районного конкурса заведующей отделом в *** года *** ИДК Запекиной С.А. установлена доплата - *** % должностного оклада. Выплаты производятся за счет экономии фонда оплаты труда отдела образования (т. *** л.д. ***).
Приказом от *** года N *** в соответствии с Положением о порядке установления премий, доплат, надбавок к должностным окладам, выплат стимулирующего характера и оказания материальной помощи работникам отдела образования Сокольского муниципального района *** ИДК Запекиной С.А. в *** года установлена доплата - *** % должностного оклада. Выплаты производятся за счет экономии фонда оплаты труда (т. *** л.д. ***).
Ответчиком представлены приказы заведующей отделом образования: от *** года N ***, согласно которому за активную работу по подготовке и проведению мероприятий, связанных с празднованием *** летней годовщины Победы в Великой Отечественной войне премированы работники отдела образования в размере *** должностного оклада (т. *** л.д. ***); от *** года N ***, согласно которому работники отдела образования премированы в размере ***% должностного оклада в связи с празднованием профессионального праздника- День учителя (т. *** л.д. ***); от *** года N ***, согласно которому за качественную организацию образовательного процесса работники отдела образования премированы в размере ***% должностного оклада (т. *** л.д. ***); от *** года N ***, согласно которому работники отдела образования по итогам работы за *** год и в соответствии с Положением "О порядке установления премий, доплат, надбавок к должностным окладам, выплат стимулирующего характера и оказания материальной помощи" премированы в размере должностного оклада (т. *** л.д. ***); от *** года N ***, согласно которому работники отдела образования премированы в размере должностного оклада в связи с праздниками - День защитника Отечества, Международного Женского дня и в соответствии с Положением "О порядке установления премий, доплат, надбавок к должностным окладам, выплат стимулирующего характера и оказания материальной помощи" (т. *** л.д. ***); от *** года N ***, согласно которому в соответствии с Положением "О порядке установления премий, доплат, надбавок к должностным окладам, выплат стимулирующего характера и оказания материальной помощи" за качественную организацию образовательного процесса и высокие показатели в работе премированы работники отдела образования в размере 20% должностного оклада (т. *** л.д. ***); от *** года N ***, согласно которому в соответствии с распоряжением администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области "О премировании работников органа управления по итогам работы за *** год" премированы работники отдела образования в размере должностного оклада (т. *** л.д. ***); от *** года N ***, согласно которому в соответствии с Положением "О порядке установления премий, доплат, надбавок к должностным окладам, выплат стимулирующего характера и оказания материальной помощи" за качественную организацию образовательного процесса в учреждениях района и в связи с празднованием *** года и *** года премированы работники отдела образования в размере *** рублей (т. *** л.д. ***); от *** года N ***, согласно которому в соответствии с Положением "О порядке установления премий, доплат, надбавок к должностным окладам, выплат стимулирующего характера и оказания материальной помощи" за многолетний и добросовестный труд и в связи с *** юбилеем премирована Запекина С.А. в размере должностного оклада (т. *** л.д. ***).
На основании приказов заведующей отделом от *** года N ***, от *** года N *** Запекиной С.А. оказывалась материальная помощь в связи со смертью отца и супруга в размере одного должностного оклада (т. *** л.д. ***).
Произведенные Запекиной С.А. выплаты подтверждаются представленными ответчиком лицевым счетом работника, платежными ведомостями, сведениями о перечислении на банковскую карту ВИЗА, справкой о средней заработной плате, справками формы N 2-НДФЛ (т. *** л.д. *** т. *** л.д. ***).
Об осуществлении выдачи денежных средств работникам отдела образования путем перечисления на счета личных банковских карт издан приказ заведующей отделом от *** года N *** (т. *** л.д. ***). Данный вопрос обсуждался на общем собрании коллектива (т. *** л.д. ***). С приказом работники ознакомлены, Запекина С.А. с приказом не ознакомлена. Как следует из письменных объяснений заведующей Отдела образования, Запекина С.А. отказалась от ознакомления с вышеуказанным приказом под роспись (т. *** л.д. ***).
Ответчиком в суд представлены: должностная инструкция *** по учебным предметам гуманитарного, искусствоведческого циклов П.Н.А. (т. *** л.д. ***); *** В.Г.Н. (т. *** л.д. ***); *** (по начальному образованию) С.Н.Ю. (т. *** л.д. ***).
*** года Запекина С.А. уведомлена об изменении с *** года размера заработной платы на основании постановления правительства Нижегородской области от 23 июля 2008 года N 296, постановления администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области от *** года N ***, постановления администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области от *** года N ***, ст. 74 Трудового кодекса РФ, в связи с введением новых систем оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений Сокольского района, что подтверждается подписью истицы, которую истец не оспаривает. Должностной оклад Запекиной С.А. установлен в размере - *** рублей, при этом доплата за выслугу лет составляет *** рублей. Размер заработной платы составляет *** рублей (т. *** л.д. ***).
Ответчиком по ходатайству истца представлены в суд: уведомления работников отдела образования об изменении с *** года размера заработной платы в связи с введением новых систем оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений Сокольского района, а также о переносе данного перехода на *** года - В.Г.Н., П.Н.А., С.Н.Ю., К.Е.А., С.Н.Н. (т. *** л.д. л.д. ***); документы и приказы о присвоении первой квалификационной категории работникам отдела образования (т. *** л.д. ***).
Согласно выписке из тарификационного списка по *** Запекиной С.А., по состоянию на *** года минимальный оклад составил *** рублей, надбавка за *** образование - *** рублей ( ***), должностной оклад - *** рублей, надбавка за стаж - *** рублей ( *** %), итого заработная плата составила - *** рублей (т. *** л.д. ***).
Согласно выписке из тарификационного списка по *** Запекиной С.А., по состоянию на *** года минимальный оклад составил *** рублей, надбавка за *** образование - *** рублей ( ***%), надбавка за *** категорию - *** рубля ( ***% (мин. оклад + обр.), должностной оклад - *** рублей, надбавка за стаж - *** рублей ( *** %), итого заработная плата составила - *** рублей (т. *** л.д. ***).
Согласно выписке из тарификационного списка по *** Запекиной С.А., по состоянию на *** года минимальный оклад составил *** рублей, надбавка за *** образование - *** рублей ( ***%), надбавка за *** категорию - *** рубля ( ***%(мин. оклад + обр.)), должностной оклад - *** рублей, надбавка за стаж - *** рублей ( *** %), итого заработная плата составила - *** рублей (т. *** л.д. ***).
Согласно выписке из тарификационного списка по *** Запекиной С.А., по состоянию на *** года минимальный оклад составил *** рублей, надбавка за *** образование - *** рублей ( ***%), надбавка за *** категорию - *** рубля ( ***%(мин. оклад + обр.)), должностной оклад - *** рубля, надбавка за стаж - *** рублей ( *** %), итого заработная плата составила - *** (т. *** л.д. ***).
Истица Запекина С.А. в *** года обратилась к председателю районной профсоюзной организации работников образования по поводу размера заработной платы. Данное обращение рассмотрено и заявителю дан письменный ответ, в котором рекомендовано с данным вопросом обратиться к главе местного самоуправления Сокольского муниципального района (т. *** л.д. ***).
*** года истица обратилась с докладной на имя главы местного самоуправления Сокольского муниципального района о лишении её заведующей отделом образования ежемесячных доплат стимулирующего характера (т. *** л.д. ***). Данное обращение рассмотрено и заявителю дан письменный ответ о том, что системы доплат и надбавок стимулирующего характера, системы премирования для работников отдела образования установлены соответствующим Положением, согласно которому устанавливаются индивидуально каждому работнику приказом заведующей отделом образования. Выплаты стимулирующего характера в отличие от окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных не являются обязательными и могут выплачиваться только по решению работодателя. Фактов нарушения трудовой дисциплины, ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей заведующей отделом образования С.Т.Г. в ходе проверки не выявлено (т. *** л.д. ***).
В отношении ответчика- Отдела образования Сокольского муниципального района Нижегородской области Государственной инспекцией труда в *** области на основании поступившего обращения работника о нарушении его трудовых прав проведена внеплановая, документарная проверка в соответствии со ст.ст. 356,357,360 Трудового кодекса РФ. Определением N *** от *** года, Государственный инспектор труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в *** области рассмотрев материалы сообщения, заявления, поступившего от Запекиной С.А. в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении заведующей Отдела образования Сокольского муниципального района С.Т.Г. отказано в связи с отсутствием состава административного правонарушения (т. *** л.д. ***).
В соответствии с частями 1-3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. В соответствии с ч. 4, признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
В соответствии со ст. 3 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ), каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите. Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (ст. 9 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с абз. 1 ст. 16 ТК РФ, трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ. В соответствии с абз. 9 этой же статьи, трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Содержание понятий и сторон трудового договора содержится в ст. 56 ТК РФ, согласно которым трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
Статья 57 ТК РФ регламентирует требования к содержанию трудового договора, при этом обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия: "- место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения;
- трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
- дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор,
- также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с настоящим Кодексом или иным федеральным законом;
- условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);
- дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с ТК РФ или иным федеральным законом;
- режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);
- условия, определяющие в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);
- другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В случае, если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности: об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте; об испытании; о неразглашении охраняемой законом тайны (государственной, служебной, коммерческой и иной); об обязанности работника отработать после обучения не менее установленного договором срока, если обучение проводилось за счет средств работодателя; о видах и об условиях дополнительного страхования работника; об улучшении социально-бытовых условий работника и членов его семьи; об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей работника и работодателя, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права".
В соответствии со ст. 58 ТК РФ, трудовые договоры могут заключаться: 1) на неопределенный срок; 2) на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен ТК РФ и иными федеральными законами. Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью первой статьи 59 ТК РФ. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 59 ТК РФ, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения. Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок. В случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок. Трудовой договор, заключенный на определенный срок при отсутствии достаточных к тому оснований, установленных судом, считается заключенным на неопределенный срок.
В соответствии со ст. 60 ТК РФ, запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
Согласно ст. 60.1 ТК РФ, работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство). Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству, определяются главой 44 ТК РФ.
В соответствии со ст. 61 ТК РФ, трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором.
В соответствии со ст. 67 ТК РФ, трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.
Согласно положениям ч. 1 ст. 68 ТК РФ, прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Содержание приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора. При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).
В соответствии со ст. 132 ТК РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
Согласно ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 136 ТК РФ, при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника: 1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; 2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику; 3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний; 4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате. Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором. Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором. Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.
Как следует из требований п. 1 ст. 144 ТК РФ, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются: в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп. Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: федеральными государственными учреждениями - за счет средств федерального бюджета; государственными учреждениями субъектов Российской Федерации - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 ТК РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей (ст. 144 ТК РФ).
Трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка (ч. 3 ст. 189 ТК РФ).
Правила внутреннего трудового распорядка - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя (ч. 4 ст. 189 ТК РФ).
Согласно ст. 382 ТК РФ, индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда от 17 марта 2004 года N 2, суд, учитывая, что статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на судебную защиту и Трудовой кодекс РФ не содержит положений об обязательности предварительного внесудебного порядка разрешения трудового спора комиссией по трудовым спорам, лицо, считающее, что его права нарушены, по собственному усмотрению выбирает способ разрешения индивидуального трудового спора и вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые рассматриваются непосредственно судом), а в случае несогласия с ее решением - в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд (статья 382, часть вторая статьи 390, статья 391 ТК РФ).
Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям: работника - о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника; работодателя - о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, если иное не предусмотрено федеральными законами. Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры: об отказе в приеме на работу; лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций; лиц, считающих, что они подверглись дискриминации (ст. 391 ТК РФ).
Согласно абзацам 1 и 3 статьи 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 28.09.2010) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 ГПК РФ, а также части 1 статьи 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком. В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.10.2008 N 468 "Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Нижегородской области, а также иных государственных учреждений Нижегородской области, учредителем которых является министерство образования Нижегородской области", утверждено Положение об оплате труда работников государственных образовательных учреждений Нижегородской области, а также иных государственных учреждений Нижегородской области, учредителем которых является министерство образования Нижегородской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с ч. 2 этой же статьи, суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Анализируя и оценивая представленные сторонами доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, *** года Запекина С.А. была переведена на должность *** отдела образования Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области, ей установлена заработная плата без учета стимулирующих выплат в размере *** рублей, с приказом Запекина С.А. ознакомлена *** года.
Как следует из коллективного договора отдела образования Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области на *** года, предметом договора являются дополнительные, по сравнению с законодательством, положения об условиях труда и его оплаты, охране труда; оплата труда работника отдела зависит от его трудового вклада, квалификации и качества труда, максимальным размером не ограничивается. Заработная плата рассчитывается в соответствии с положением об оплате труда муниципальных образовательных учреждений Сокольского района и действующими правовыми актами, в нее входят: оклад, надбавки и премии, надбавки за совмещение должностей и исполнение обязанностей временно отсутствующих работников. Стороны несут ответственность за неисполнение коллективного договора и нарушений его условий в соответствии с законодательством.
Как следует из коллективного договора отдела образования Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области на *** года, предметом договора являются дополнительные, по сравнению с законодательством, положения об условиях труда и его оплаты, охране труда. Оплата труда работника отдела зависит от его трудового вклада, квалификации и качества труда, максимальным размером не ограничивается. Заработная плата рассчитывается в соответствии с положением об оплате труда муниципальных образовательных учреждений Сокольского района и действующими правовыми актами, в нее входят: оклад, надбавки и премии, надбавки за совмещение должностей и исполнение обязанностей временно отсутствующих работников.
Согласно Положению о порядке установления премий, доплат, надбавок к должностным окладам, выплат стимулирующего характера и оказании материальной помощи работникам отдела образования Администрации Сокольского муниципального района, утвержденному приказом по отделу образования от *** года N ***, работникам установлены выплаты стимулирующего характера: выплаты за качество и высокие результаты работы (за успешное и добросовестное исполнение работником своих должностных обязанностей, за инициативу, творчество и применение к работе современных форм, методов и содержания организации труда, за качественную подготовку и проведение мероприятий); выплаты за интенсивность и напряженность выполняемых работ (участие в течение рассматриваемого периода в выполнении важных работ, мероприятий, за организацию и проведение мероприятий); выплаты за выслугу лет, за стаж непрерывной работы в системе образования. Данные выплаты устанавливаются приказом заведующей отдела образования на период, предусмотренный положением об оплате труда, размер определяется в зависимости от качества и объема выполняемых работ, в пределах утвержденного на год фонда оплаты труда. Размер надбавок и доплат может быть снижен за недобросовестное выполнение должностных обязанностей: полное или частичное лишение надбавок и доплат производится за тот расчетный период, в котором имело место производственное упущение или нарушение трудовой дисциплины. Выплаты стимулирующего характера, в том числе и за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, не являются обязательными и выплачиваются по решению индивидуально каждому работнику.
Приказами заведующей отделом образования в ***, ***, *** года Запекиной С.А. устанавливались надбавки и доплаты в процентном выражении к должностному окладу.
Также производились доплаты в соответствии с приказами заведующей отделом образования и в *** и *** года в процентном выражении к должностному окладу за сложность и напряженность.
Кроме того в ***, ***, *** и *** годах в отношении работников отдела образования, в том числе Запекиной С.А., заведующей отделом издавались приказы о премировании.
На основании приказов заведующей отделом образования в марте *** года и *** года Запекиной С.А. оказывалась материальная помощь.
Произведенные истцу Запекиной С.А. выплаты подтверждаются представленными ответчиком лицевым счетом работника, платежными ведомостями, сведениями о перечислении на банковскую карту ВИЗА, справкой о средней заработной плате, справками формы N 2-НДФЛ и не опровергаются истцом.
*** года Запекина С.А. была уведомлена об изменении с *** года размера заработной платы в связи с введением новых систем оплаты труда работников муниципальных бюджетных учреждений Сокольского района, что подтверждается ее личной подписью, которую истец не оспаривает. О всех произведенных ей выплатах работник извещался ежемесячно путем предоставления расчетных листков, что также не опровергается истцом.
Представителями ответчика представлено заявление о пропуске истцом срока на обращение в суд, предусмотренного ст. 392 ТК РФ. При этом ходатайство о восстановлении срока на обращение в суд истцом заявлено не было, доказательств уважительности пропуска предусмотренного ст. 392 ТК РФ срока на обращение в суд истицей не представлено.
Разрешая требования истицы о взыскании с ответчика Отдела образования администрации Сокольского муниципального района выплат к должностному окладу стимулирующего характера, суд учитывает, что истицей заявленный в ходе рассмотрения дела период, в течение которого должны быть взысканы выплаты, а также размер и вид выплат. Исковые требования истицей предъявлены *** года.
Учитывая заявление ответчика о пропуске истцом срока на обращение в суд, установленного ст. 392 ТК РФ, исковые требования Запекиной С.А. о выплате надбавки стимулирующего характера к окладу за *** предшествующих месяца удовлетворению не подлежат в связи с пропуском истцом срока на обращение в суд.
Доказательств, обосновывающих требование истицы о не выплате ей надбавок стимулирующего характера к окладу с *** года суду не представлено, связи с чем, иск в этой части не подлежит удовлетворению.
Разрешая требования истицы, предъявленные к Управлению финансов администрации Сокольского муниципального района, учитывая Положение Управления финансов Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области, суд отказывает в удовлетворении исковых требований, поскольку, они заявлены к ненадлежащему ответчику.
Разрешая требование истицы об обязании заведующей Отделом образования администрации Сокольского муниципального района переработать Положение "О порядке установления премий, доплат и надбавок к должностным окладам, выплат стимулирующего характера и оказания материальной помощи работникам отдела образования администрации Сокольского муниципального района", суд исходит из того, что материалами дела не подтверждено противоречие указанного Положения Трудовому кодексу РФ и ухудшение положения работников отдела образования в части установления порядка назначения, критериев и норм назначения премий, доплат и надбавок к должностным окладам, выплат стимулирующего характера и оказания материальной помощи работникам.
В связи с чем, иск в этой части удовлетворению не подлежит.
Разрешая требования истицы о компенсации морального вреда, суд руководствуется следующим. В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, в случае, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 63 постановления Пленума Верховного Суда от 17.03.2004 года за N 2, в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 ТК РФ, суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда. Учитывая, что ТК РФ не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 ТК РФ вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Судом не выявлено неправомерных действий со стороны работодателя - отдела образования Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области, а также Управления финансов Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области по отношению к Запекиной С.А.. В связи с чем, исковые требования Запекиной С.А. о взыскании компенсации морального вреда, также удовлетворению не подлежат.
Разрешая требование Запекиной С.А. о привлечении к ответственности заведующей отделом образования администрации Сокольского муниципального района С.Т.Г., руководствуясь положениями статей 2, 12, 226 ГПК РФ, исходя из представленных сторонами доказательств, суд не усматривает случаев нарушения законности в отношении истца Запекиной С.А.. В связи с чем, требование истца Запекиной С.А. в этой части удовлетворению не подлежат. Оснований для вынесения частного определения в отношении заведующей отделом образования администрации Сокольского муниципального района С.Т.Г. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Запекиной С.А. к Отделу образования Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области и Управлению финансов Администрации Сокольского муниципального района Нижегородской области о взыскании выплат к должностному окладу стимулирующего характера, морального вреда за намеренное умаление и ограничение в правах, об обязании заведующей Отдела образования администрации Сокольского муниципального района переработать Положение "О порядке установления премий, доплат и надбавок к должностным окладам, выплат стимулирующего характера и оказания материальной помощи работникам отдела образования администрации Сокольского муниципального района", о привлечении к ответственности заведующей Отдела образования администрации Сокольского муниципального района С.Т.Г.отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Сокольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.