РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 сентября 2012 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,
с участием прокурора Макаренко Ю.В.,
при секретаре Ежовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черемных О.В. к Администрации города Нижний Тагил о восстановлении на работе,
УСТАНОВИЛ:
Распоряжением Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N Черемных О.В. принята на муниципальную службу и назначена на должность ведущего специалиста Управления по жилищной политике Администрации города Нижний Тагил с ДД.ММ.ГГГГ на основании трудового договора, заключенного по основному месту работы и на неопределенный срок.
ДД.ММ.ГГГГ между представителем нанимателя - Администрацией города Нижний Тагил и Черемных О.В. оформлен письменный трудовой договор о муниципальной службе в должности главного специалиста отдела по учету, восстановлению и восполнению жилого фонда Управления по жилищной политике Администрации города Нижний Тагил с ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N Черемных О.В. переведена на должность главного специалиста отдела по учету жилого фонда Управления учета и распределения жилья Администрации города Нижний Тагил на основании письменного соглашения к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 04.10.2011 N 1982 "О внесении изменений в структуру и штатное расписание Администрации города Нижний Тагил" отраслевой (функциональный) орган Администрации города Нижний Тагил - Управление учета и распределения жилья упразднен с 15.12.2011 с сокращением всех должностей муниципальной службы, должностей, не относящихся к должностям муниципальной службы и осуществляющих техническое обеспечение деятельности.
Тем же постановлением предписано сформировать до 15.12.2011 Отдел по учету и распределению жилья.
ДД.ММ.ГГГГ Черемных О.В. персонально и под роспись предупреждена о предстоящем увольнении по сокращению штата (численности) работников организации на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Черемных О.В. в адрес представителя нанимателя подано заявление в порядке части 3 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации о расторжении трудового договора до истечения срока предупреждения об увольнении с выплатой дополнительной компенсации в размере среднего заработка работника.
Распоряжением Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N трудовой договор с Черемных О.В. прекращен с освобождением от замещаемой должности муниципальной службы главного специалиста отдела по учету жилого фонда Управления учета и распределения жилья Администрации города Нижний Тагил и Черемных О.В. уволена ДД.ММ.ГГГГ по сокращению штата работников организации, пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
22.05.2012 Черемных О.В. обратилась в суд с иском к Администрации города Нижний Тагил о восстановлении на прежней работе в должности муниципальной службы главного специалиста сектора по работе с муниципальным жилищным фондом.
В судебном заседании представитель истца Григорьева А.А. уточнила исковые требования и просит восстановить Черемных О.В. в должности главного специалиста отдела по учету жилого фонда Управления учета и распределения жилья Администрации города Нижний Тагил.
В обоснование своих требований Черемных О.В. указала, что ДД.ММ.ГГГГ от сослуживцев узнала, что в отделе по учету и распределению жилья существует сектор по работе с муниципальным жилищным фондом, в котором сохранилась должность главного специалиста.
Таким образом, истец полагает, что фактически сокращения штата (численности) работников Управления учета и распределения жилья не было и структурное подразделение Администрации города Нижний Тагил только переименовано в Отдел по учету и распределению жилья.
В отдельном заявлении о восстановлении пропущенного срока давности обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора Черемных О.В. указала, что не знала и не могла знать о нарушении своих трудовых прав, поскольку только в судебном порядке может быть доказано отсутствие фактического сокращения штата (численности) работников организации (л. д. 35).
В судебное заседание истец Черемных О.В. не явилась.
Представитель истца Григорьева А.А. пояснила, что принимая решение о расторжении трудового договора до истечения срока предупреждения об увольнении, Черемных О.В. рассчитывала на досрочное получение пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в городе Нижний Тагил.
Черемных О.В. имеет стаж муниципальной службы более "..." лет и в связи с увольнением ДД.ММ.ГГГГ по сокращению штата работников получила дополнительные гарантии для муниципального служащего в виде назначенной заработной платы в размере "..." процентов в течение "..." последующих месяцев до устройства на новое место работы в соответствии со статьей 41 Устава города Нижний Тагил.
ДД.ММ.ГГГГ Черемных О.В. обратилась в Администрацию города Нижний Тагил с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет. Однако письмом Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в назначении пенсии до приобретения права на трудовую пенсию по старости.
Представитель Администрации города Нижний Тагил, муниципального образования "Город Нижний Тагил" и Главы города Нижний Тагил - заместитель начальника правового управления Администрации города Нижний Тагил Малахов М.Р. иск Черемных О.В. не признал полностью и заявил о пропуске истцом месячного срока давности обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора об увольнении (л. д. 36).
Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 04.10.2011 N 1982 структурное подразделение Администрации города Нижний Тагил - Управление учета и распределения жилья было упразднено с 15.12.2011 с сокращением всех должностей муниципальной службы, что подтверждается штатным расписанием Администрации города Нижний Тагил, утвержденным 25.11.2011.
Расторжение трудового договора до истечения срока предупреждения об увольнении произведено Администрацией города Нижний Тагил по инициативе самой Черемных О.В. На день увольнения истца ДД.ММ.ГГГГ вновь создаваемый отдел по учету и распределению жилья не был еще сформирован и не имел утвержденного штатного расписания. Если бы истцом не было подано заявление о досрочном увольнении, то Черемных О.В. была бы предложена для замещения должность во вновь созданном отделе.
Заслушав объяснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшего в иске Черемных О.В. отказать полностью, в том числе по мотиву значительного пропуска срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, и исследовав письменные доказательства, суд находит иск Черемных О.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).
В соответствии со статьей 26 Устава города Нижний Тагил Глава города является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, а также возглавляет Администрацию города и исполняет полномочия Главы Администрации города.
Глава города в качестве Главы Администрации города назначает на должность и освобождает от должности руководителей органов, структурных подразделений и работников Администрации города.
Таким образом, стороной нанимателя (работодателя) в трудовом договоре с Черемных О.В. является муниципальное образование "Город Нижний Тагил".
Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
В свою очередь, Конституция Российской Федерации также гарантирует гражданам и свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности в качестве основ конституционного строя Российской Федерации (статья 8) и закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1), а также право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, часть 2).
Указанные конституционные положения предполагают наделение работодателя (физического или юридического лица) правомочиями, позволяющими ему в целях осуществления экономической деятельности и управления имуществом самостоятельно и под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала). Следовательно, предусматривая в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации гарантии трудовых прав работников, в том числе направленные против возможного произвольного увольнения, законодатель не вправе устанавливать такие ограничения правомочий работодателя, которые ведут к искажению самого существа свободы экономической (предпринимательской) деятельности, - иное противоречило бы предписаниям статей 17 и 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми осуществление признаваемых и гарантируемых в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, защита прав и свобод одних не должна приводить к отрицанию или умалению прав и свобод других, а возможные ограничения посредством федерального закона должны преследовать конституционно значимые цели и быть соразмерны им (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2008 N 201-О-П).
Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей (статья 1 Трудового кодекса Российской Федерации, далее - Кодекс).
Согласно статье 21 Кодекса работник имеет право на расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом и иными федеральными законами.
В свою очередь, работодатель имеет право расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом и иными федеральными законами (статья 22 Кодекса).
Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (пункт 2 части 1 статьи 81 Кодекса).
На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом от 05.12.2005 N 154-ФЗ.
Трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) по основаниям, предусмотренным Кодексом (статьи 3, 19 Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ, статья 11 Кодекса).
Безусловно, из конституционных норм и принципов не вытекает право гражданина занимать избранную им определенную должность, выполнять конкретную работу, как и обязанность кого бы то ни было предоставить гражданину такую работу на удобных для него условиях. Вместе с тем, как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, закрепление в Конституции Российской Федерации принципа свободы труда, права каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию предполагает обеспечение каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, реализуя свои способности к труду, и предопределяет обязанность государства обеспечивать баланс конституционных прав и свобод сторон трудового договора, справедливые условия найма и увольнения, в том числе надлежащую защиту прав и законных интересов работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении, что согласуется с основными целями правового регулирования труда в Российской Федерации как социальном правовом государстве (Постановления от 27.12.1999 N 19-П, от 15.03.2005 N 3-П и др.).
Таким образом, обсуждение вопроса целесообразности проведения работодателем (нанимателем) мероприятий по высвобождению работников, рационализации структуры управления, сокращению численности и штата работников подразделений не входит в компетенцию суда, поскольку действующее законодательство гарантирует свободу осуществления гражданами права частной собственности и предпринимательской деятельности, в том числе путем создания коммерческих и некоммерческих организаций (статьи 34, 35 Конституции Российской Федерации).
В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Права всех собственников защищаются равным образом (статья 212 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доводы истца и ее представителя о том, что в действительности Администрацией города Нижний Тагил не проводились мероприятия по сокращению штата (численности) работников отраслевого (функционального) органа Администрации города Нижний Тагил - Управления учета и распределения жилья носят ошибочный характер.
Структура организационной формы юридического лица включает в себя первичный элемент - служебную должность и подразделения как совокупность служебных должностей, объединенных едиными задачами, выполнение которых служит цели осуществления функций (основных направлений деятельности) юридического лица в целом.
Решением Нижнетагильской городской Думы от 28.10.2010 N 51 в соответствии со статьей 21 Устава города Нижний Тагил утверждена структура Администрации города Нижний Тагил, в состав которой включен отраслевой (функциональный) орган Администрации города Нижний Тагил - Управление учета и распределения жилья.
Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 31.01.2011 N 124 утверждено Положение об управлении учета и распределения жилья Администрации города Нижний Тагил.
Управление учета и распределения жилья Администрации города Нижний Тагил является функциональным органом Администрации города Нижний Тагил.
Управление не является юридическим лицом (статья 1).
Основной задачей Управления является организация обеспечения граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством (статья 2).
Задачи и функции структурных подразделений Управления:
отдела обеспечения жильем граждан и реализации жилищных программ - обеспечение социальных гарантий гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий;
отдела управления муниципальным жилищным фондом - организация учета муниципального жилого фонда по количеству, заселенности и по назначению (статья 4).
Организационная структура и штатная численность управления устанавливается штатным расписанием Администрации города (статья 7).
Решение о создании, реорганизации и ликвидации управления принимает Глава города в соответствии с действующим законодательством (статья 8).
В штатном расписании муниципального казенного учреждения "Администрация муниципального образования "Город Нижний Тагил" на ДД.ММ.ГГГГ имелось структурное подразделение - Управление учета и распределения жилья в составе:
начальник управления - 1 единица, заместитель начальника управления - 1 единица, главный специалист - 1 единица;
отдел по работе с муниципальным жилым фондом: начальник отдела с окладом "..." рублей - 1 единица, главный специалист с окладом "..." рублей - 1 единица, главный специалист - 1 единица, ведущий специалист - 2 единицы;
отдел обеспечения жильем граждан и реализации жилищных программ: начальник отдела - 1 единица, главный специалист - 1 единица, ведущий специалист - 2 единицы, специалист 1 категории - 1 единица;
делопроизводитель - 1 единица.
На день прекращения трудового договора ДД.ММ.ГГГГ Черемных О.В. занимала должность муниципальной службы главного специалиста отдела по работе с муниципальным жилым фондом (с окладом "..." рублей) Управления учета и распределения жилья Администрации города Нижний Тагил, что подтверждается письменным трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительными соглашениями к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, должностной инструкцией, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ, и записями в трудовой книжке истца.
В Постановлении Областной Думы Законодательного Собрания Свердловской области от 16.03.2011 N 676-ПОД отмечается, что в органах местного самоуправления на одного руководителя приходится от 0,5 до 2,1 специалиста. При этом согласно должностным инструкциям непосредственное выполнение функций, возложенных на структурные подразделения, осуществляют специалисты, тогда как деятельность руководителей в основном связана с представительскими и организационными функциями. Счетная палата пришла к выводу, что изменение соотношения руководителей и специалистов путем перевода 30-50 процентов руководителей на должности специалистов приведет к снижению расходов на денежное содержание муниципальных служащих на 7-18 процентов.
Органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, рекомендовано:
внести изменения в структуры администраций муниципальных образований и иных органов местного самоуправления в целях укрупнения отделов и изменения соотношения должностей руководителей и специалистов;
привести штатные расписания и должностные инструкции работников органов местного самоуправления в соответствие с осуществляемыми полномочиями.
В порядке исполнения вышеуказанного постановления Областной Думы от 16.03.2011 N 676-ПОД постановлением Администрации города Нижний Тагил от 10.05.2011 N 47 утверждены Нормативы штатной численности отраслевых (функциональных) и территориальных органов Администрации города Нижний Тагил.
В Администрации города Нижний Тагил могут создаваться отраслевые (функциональные) органы - управления, комитеты, отделы.
В составе управления, комитета вводится не менее трех структурных подразделений - отделов, секторов.
В составе отдела могут создаваться структурные подразделения - сектора.
Численность отделов должна составлять не менее пяти единиц. Должность заместителя руководителя отдела вводится в отделе с численностью не менее 8 единиц, 2 заместителя руководителя отдела - не менее 14 единиц.
Численность сектора должна составлять не менее двух единиц. Должность руководителя сектора не вводится, руководство сектором осуществляет непосредственно руководитель управления, комитета, отдела, администрации района или муниципальный служащий, занимающий старшую должность муниципальной службы.
Решением Нижнетагильской городской Думы от 29.09.2011 N 31 в соответствии со статьей 21 Устава города Нижний Тагил утверждена структура Администрации города Нижний Тагил, в состав которой включен отраслевой (функциональный) орган Администрации города Нижний Тагил - Отдел по учету и распределению жилья.
Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 04.10.2011 N 1982 во исполнение Решения Нижнетагильской городской Думы от 29.09.2011 N 31 предписано внести изменения в структуру и штатное расписание Администрации города Нижний Тагил, в том числе:
упразднить с 15.12.2011 отраслевой (функциональный) орган Администрации города Нижний Тагил - Управление учета и распределения жилья.
сформировать до 15.12.2011 отдел по учету и распределению жилья;
сократить все должности муниципальной службы и должности, осуществляющие техническое обеспечение, в отраслевом (функциональном) органе Администрации города Нижний Тагил - Управлении учета и распределения жилья.
Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 21.11.2011 N 2303 утверждено Положение об отделе по учету и распределению жилья Администрации города Нижний Тагил.
Отдел по учету и распределению жилья Администрации города Нижний Тагил является функциональным органом Администрации города Нижний Тагил. Отдел не является юридическим лицом (статья 1).
Основной задачей Отдела является организация обеспечения граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством (стать 2).
Основная задача сектора обеспечения жильем граждан и реализации жилищных программ - обеспечение социальных гарантий гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий в области жилищных прав.
Основная задача сектора по работе с муниципальным жилищным фондом - организация учета муниципального жилищного фонда по количеству, заселенности и по назначению (статья 4).
Организационная структура и штатная численность отдела устанавливается штатным расписанием Администрации города.
Отдел возглавляет начальник отдела, который назначается и освобождается от должности распоряжением Администрации города (статья 7).
Решение о создании, реорганизации и ликвидации отдела принимает Глава города в соответствии с действующим законодательством (статья 8).
В штатное расписание муниципального казенного учреждения "Администрация муниципального образования "Город Нижний Тагил", утвержденное 25.11.2011, включено структурное подразделение - Отдел по учету и распределению жилья в составе:
начальник отдела - 1 единица, заместитель начальника отдела - 1 единица;
сектор по работе с муниципальным жилым фондом: главный специалист с окладом "..." рублей - 1 единица, главный специалист с окладом "..." рублей - 2 единицы, ведущий специалист - 2 единицы;
сектор обеспечения жильем граждан и реализации жилищных программ: главный специалист с окладом "..." рублей - 1 единица, главный специалист с окладом "..." рублей - 1 единица, ведущий специалист - 2 единицы, специалист 1 категории - 1 единица;
делопроизводитель - 1 единица.
Отраслевой (функциональный) орган Администрации города Нижний Тагил - Управление учета и распределения жилья (в составе 13 штатных единиц) из штатного расписания муниципального казенного учреждения "Администрация муниципального образования "Город Нижний Тагил" по состоянию на 25.11.2011 исключен, включая должность главного специалиста отдела по работе с муниципальным жилым фондом, ранее замещаемую истцом Черемных О.В.
Сравнение штатных расписаний Администрации города Нижний Тагил по состоянию на 17.10.2011 и 25.11.201 свидетельствует о том, что в результате внесения изменений в структуру Администрации города Нижний Тагил в целях укрупнения отделов и изменения соотношения должностей руководителей и специалистов замещаемая истцом Черемных О.В. штатная должность действительно исключена в составе структурного подразделения в целом.
Предложенные представителем истца правовые последствия для Черемных О.В. упразднения Управления и создания нового Отдела с аналогичными функциями и задачами как переименование либо перемещение в другое структурное подразделение не учитывают требований статьи 72.1 Кодекса.
Согласно 72.1 Кодекса перевод на другую работу - постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 72.2 настоящего Кодекса.
Не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора.
В трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, в частности:
об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте (статья 57 Кодекса).
Изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме (статья 72 Кодекса).
Поскольку в письменном трудовом договоре сторон от ДД.ММ.ГГГГ наряду с наименованием должности указано структурное подразделение Администрации города Нижний Тагил - отраслевой (функциональный) орган Администрации города Нижний Тагил - Управление учета и распределения жилья, замещение Черемных О.В. должности муниципальной службы в составе вновь созданного Отдела по учету и распределению жилья возможно только в порядке перевода на другую постоянную работу у того же работодателя (нанимателя) и исключительно с согласия работника.
По тем же причинам отнесения структурного подразделения к существенному условию индивидуального трудового договора, несмотря на схожесть трудовых функций и оплаты труда главного специалиста отдела по работе с муниципальным жилым фондом Управления и главного специалиста сектора по работе с муниципальным жилым фондом Отдела, указанные должности не являются однородными.
Согласно статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
Расторжение трудового договора по инициативе работника допустимо в случае, когда подача заявления об увольнении являлась добровольным его волеизъявлением. Если истец утверждает, что работодатель вынудил его подать заявление об увольнении по собственному желанию, то это обстоятельство подлежит проверке и обязанность доказать его возлагается на работника (пункты 22, 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации").
Нормы трудового законодательства устанавливают гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора по основаниям пункта 2 части 1 статьи 81 Кодекса, соблюдение которых направлено на защиту трудовых прав граждан и носит для работодателей обязательный характер.
Так о предстоящем упразднении Управления учета и распределения жилья, сокращении замещаемой Черемных О.В. должности в соответствии с постановлением Администрации города Нижний Тагил от 04.10.2011 N 1982 и увольнении ДД.ММ.ГГГГ по сокращению штата (численности) работников организации на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Кодекса Черемных О.В. ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ уведомлением N от ДД.ММ.ГГГГ, подписанным Главой города Нижний Тагил (л. д. 2), в соответствии с требованиями части 2 статьи 180 Кодекса - персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Положения части 2 статьи 180 Кодекса не устанавливают специальных требований к содержанию письменного уведомления работника о предстоящем высвобождении.
В соответствии с частью 3 статьи 180 Кодекса работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части 2 настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
В том же уведомлении N от ДД.ММ.ГГГГ Черемных О.В. разъяснено право расторгнуть трудовой договор до истечения срока предупреждения об увольнении в порядке части 3 статьи 180 Кодекса.
ДД.ММ.ГГГГ Черемных О.В. в адрес представителя нанимателя подано заявление в порядке части 3 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации о расторжении трудового договора до истечения срока предупреждения об увольнении с выплатой дополнительной компенсации в размере среднего заработка работника (л. д. 26).
Распоряжением Администрации города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ N трудовой договор с Черемных О.В. прекращен с освобождением от замещаемой должности муниципальной службы главного специалиста отдела по учету жилого фонда Управления учета и распределения жилья Администрации города Нижний Тагил и Черемных О.В. уволена ДД.ММ.ГГГГ по сокращению штата работников организации, пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (л. д. 3).
Черемных О.В. ознакомлена с распоряжением об увольнении под роспись.
В день прекращения трудового договора ДД.ММ.ГГГГ истцу выдана трудовая книжка с записью об увольнении под роспись в книге учета движения трудовых книжек (л. д. 27).
В соответствии со статьей 41 Устава города Нижний Тагил Черемных О.В. предоставлены гарантии для муниципального служащего - выплата муниципальному служащему, имеющему стаж муниципальной службы не менее 10 лет и уволенному в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, сокращением численности или штата работников данного органа, назначенной заработной платы в размере "..." процентов в течение "..." последующих месяцев до устройства на новое место работы.
Кроме того, прекращение трудового договора на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Кодекса предоставляет Черемных О.В. право на получение пенсии по выслуге лет по нормам и на условиях, установленных Порядком назначения и выплаты пенсии за выслугу лет гражданам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в городе Нижний Тагил, утвержденным Решением Нижнетагильской городской Думы от 22.10.2009 N 74.
Таким образом, судом не установлено каких-либо нарушений процедуры увольнения Черемных О.В., что не оспаривается представителем истца в судебном заседании.
Наличие не разрешенного между сторонами пенсионного спора, связанного с подачей истцом ДД.ММ.ГГГГ заявления о назначении пенсии за выслугу лет, не является предметом судебного разбирательства по настоящему гражданскому делу (часть 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а избранный Черемных способ защиты предполагаемых пенсионных прав - путем оспаривания законности основания увольнения не отвечает принципам социального партнерства в сфере труда, в том числе уважения и учета интересов сторон, добровольности принятия сторонами на себя обязательств (статьи 23, 24 Кодекса).
Допустимых доказательств вынужденности подачи ДД.ММ.ГГГГ заявления о расторжении трудового договора до истечения срока предупреждения об увольнении Черемных О.В. суду и ответчику не представила.
Согласно статье 392 Кодекса работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства (статья 2) и устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18).
Развивая эти конституционные положения, статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Во исполнение указанных предписаний Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 37 (часть 4), признающей право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает в статье 392 сроки для обращения в суд за разрешением индивидуальных трудовых споров и порядок восстановления этих сроков в случае их пропуска: так, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (часть первая). Лицам, по уважительным причинам не реализовавшим свое право на обращение в суд в срок, установленный частью первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, предоставляется возможность восстановить этот срок в судебном порядке.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" приведен примерный перечень обстоятельств, которые могут расцениваться судом в качестве уважительных причин, воспрепятствовавших работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Этот перечень не является исчерпывающим и, разрешая конкретное дело, суд вправе признать в качестве уважительных причин пропуска установленного срока на обращение в суд и иные обстоятельства. При этом суд, оценивая, является ли та или иная причина уважительной для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, действует не произвольно, а проверяет и учитывает всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением спора об увольнении (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.2008 N 1087-О-О).
Обращение Черемных О.В. за разрешением индивидуального трудового спора последовало в суд только 22.05.2012, то есть со значительным пропуском процессуального срока, установленного статьей 392 Кодекса. Обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд, истцом и ее представителем не названо.
Срок, установленный статьей 392 Кодекса, выступая в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, не может быть признан неразумным и несоразмерным, поскольку направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника, включая право на своевременную оплату труда, и является достаточным для обращения в суд. Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.11.2007 N 728-О-О).
Таким образом, срок обращения в суд пропущен Черемных О.В. без уважительных причин и его применение судом по требованию ответчика также является основанием к отказу Черемных О.В. в иске о восстановлении на работе.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 211 и 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В иске Черемных О.В. к Администрации города Нижний Тагил о восстановлении на работе отказать полностью.
На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.А.Соловьев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.